Текст оригинальной "схемы" легенды, упомянутой в предыдущей главе, был написан настолько небрежно, что слова в нём не могут быть точно интерпретированы.
В самом начале текст прерывается незаконченным и небрежным эскизом, на котором изображён расположенный в центре земной шар, помеченный как "Ambar", с двумя кругами вокруг него, внутренняя область обозначена как "Ilmen", а внешняя как "Vaiya"
Через вершину "Ambar", пересекая зоны "Ilmen" и "Vaiya" проходит прямая линия, тянущаяся до внешнего круга в обоих направлениях к двум названиям.
Это должно быть прообраз схемы Создания Круга Мира, сопровождающего текст Амбарканты, IV.247.
Первое предложение текста, относительно Агалдора (которое видно на стр. 78 - 79) написано отдельно от остальных, как будто это было неудачное начало, или начало другого наброска.
Агладор, вождь людей, живущих на краю Северо-Запада у Западного Моря.
Последнее сражение Богов. Люди в значительной степени на стороне Моргота. После победы Боги совещаются. Эльфы призваны в Валинор. [Вычеркнуто: Верные люди живут на Землях]
Имена многих людей не вошли в старые Предания. Они все ещё на большой земле. Старейшинам Людей дают для жизни землю, поднятую Оссэ и Ауле в великом Западном Море.
Западное Королевство растёт. Атлантэ. [Добавлено на полях: Легенда так назовётся позже (старое название было "Numar" или "Numenos"), "Atalante" = Падение.]
Это народ великих моряков, люди большой мудрости и умений.
Они ходят от Тол-эрессэа до берегов Средиземья. Их случайное появление среди Диких Людей, где также и Неверные Люди [? бродили развращая их].
Некоторые становятся лордами на Востоке. Но Боги не будут позволять им приплывать в Валинор, и хотя они становятся долгоживущими, потому что многие купались в сиянии Валинора от Тол-эрессэа, они смертны и продолжительность их жизни ограничена.
Они ропщут против этого решения. Тху приходит в Атлантэ, возвещён [читать возвещение] приход Моргота.
Но Моргот может прийти только как дух, будучи обречён существовать за Стенами Ночи.
Атлантийское падение и поднятие восстания.
Они делают храм Тху-Морготу. Они вооружаются и с проклятием нападают на берега Богов.
Поэтому Боги отделяют Валинор от земли, и появляется огромная трещина, в которую хлынула вода, и воинство Атлантэ было утоплено.
Они закруглили всю землю, чтобы как далеко человек ни заплыл, он никогда бы не смог снова достигнуть Запада, но возвратился к исходной точке.
Таким образом, новые земли созданы ниже Старого Мира; и Восток и Запад были изогнуты, и [? вода затопила всё вокруг] земную поверхность, и было время наводнения.
Но Атлантэ, находившаяся рядом с разломом, была полностью [совершенно], низвержена и затоплена.
Остатки [вычеркнуто во время написания: Numen Погребение-Numen] Нуменорцев бегут на своих судах на Восток на земли Средиземья. [Вычеркнуто: Моргот убеждает многих поверить, что это - естественный катаклизм.]
[? жажда] Нуменорцев. Их страстное желание жизни на земле. Их похоронные суда, и их великие гробницы. Кто-то злой и кто-то добрый. Много добрых находится на западном берегу. Они также ищут Уходящих Эльфов. Как [вычеркнуто во время написания:
Агладор] Амрот боролся с Тху и гнал его к центру Земли и Железному лесу.
Старая граница земель сохранилась как воздушное пространство, где могли ходить только Боги, и те из Эльдар, кто истаял, в то время как Люди заняли место под солнцем.
Но многие из Нуменорцев могли видеть его или едва видеть; и пробовали строить корабли, чтобы приплыть туда.
Но у них получались только суда, что могли ходить в Wilwa или в нижнем воздушном пространстве.
Несмотря на то, что Пространство (Обиталище) Богов пронзало и пересекало Ilmen [в] котором даже птицы не могут летать, орлы и соколы Манвэ охраняли его.
Но флотилии Нуменорцев ходили вокруг света; и Люди принимали их за богов. Некоторые полагали, что так и должно быть.
Как я сказал, этот замечательный текст документирует начало легенды о Нуменоре, и продолжение "Сильмариллиона" во Вторую Эпоху Мира.
Здесь была записана первая идея Созданного Круга Мира и Прямого Пути, и здесь кажется первый зачаток истории Последнего Союза, в словах "Они также ищут Уходящих Эльфов. Как [Агалдор>] Амрот боролся с Тху и гнал его к центру Земли" (в начале текста Агаладор, названный как предводитель людей, живущих на Северо-западных побережьях Средиземья).
Долголетие Нуменорцев уже присутствует, но (даже учитывая сокращения и искажения, свойственные таким "наброскам" отца, в которых он стремился ухватить и перенести на бумагу кипение новых идей), кажется, имеет гораздо меньше значения, чем оказалось впоследствии; и странная отсылка к "сиянию Валинора", в котором моряки Нуменора "купались", когда посещали Тол-эрессэа, и к которому им разрешалось приплывать.
Сравни Quenta, IV.98:
"Поэтому Свет Валинора всё ещё более великий и прекрасный, чем в других землях, потому что там Солнце и Луна вместе отдыхают, прежде чем они отправятся в подземное путешествие"; но это не кажется достаточным или удовлетворительным объяснением идеи (см. далее стр. 20).
Погребальная нуменорская культура действительно появляется, но она возникает в Средиземье, среди оставшихся в живых после Крушения Нуменорцев; и это сохранялось в более развитых формах легенды, также сделал идею о летающих судах, которые построили изгнанники, стремясь проникнуть на Прямой Путь через Ilmen, но достигли только полётов через "нижний воздух", Wilwa.*
(*Хотя в этом тексте есть конечная форма Ilmen, сравнение Silma> Ilma> Ilmen в Амбарканте, Wilwa был заменен в Амбарканте на Vista).
Предложение "Тху прибывает в Атлантэ, возвещая прибытие Моргота", несомненно, означает, что Тху пророчил возвращение Моргота, как и в последующих текстах.
Значение "Но Моргот может прибыть только как дух" стало несколько более ясным в следующей версии, параграф 5.