Марина, просидев положенное дома, идет гулять положенное по двору. Провинциальный двор заброшен, несколько слоев никому не видимой красоты лежат на нем, незаметные, тонкие, как завитки акварели, что прописываются широкой, как борода купца, кисточкой. Двор, как и весь город, расчерчен границами, и на различные его провинции наложены заклятья, наложены самой Мариной.
Она -владеет этим миром, сама предписывает законы и наказания. Мать, учителя - они заперты в домике и в школе, заперты, как моль в банке. Марина - свободный, стесненный только собственной волей властитель, она выходит во двор -просто чтобы переменить декорации для своего могущества. Иногда Марина сама преступает законы - и сама подвергает себя наказаниям.
Во дворе есть опасность встретить хулигана Коркина. Коркин- Разбойник, который скрывается в лесу- в части двора, куда Марина не разрешает себе забредать, но он - тоже Маринин подданный. Коркин может нахлестать ее по ногам крапивой, или еще что. 'Еще что' - это то, что Марина пока не додумала.
Марина выходит во двор и останавливается приблизительно за два метра до дорожки из цементных плит, которая соединяет две площадки - этого дома и соседнего. Все знакомо и скучно. Песок и бетон и перевернутые 'качели', крокодилы и слоники. Но вот Лиза. Она только что вышла из своего подьезда.
Марина, в шерстяной зеленой кофточке, подходит к Лизе, однокласснице, которая живет в соседнем доме, и сразу замечает, что Лиза-в джинсах и футболке, и в полосатой кофточке, и все это ей страшно идет. В руке Лиза держит расческу и расчесывает длинные блестящие волосы. Марина поднимает руку и втыкает пятерню в свою густейшую тусклую гриву.
Марина любуется Лизой, ее знанием, что делать в данный момент: расчесывать волосы, - с каким лицом: с выражением надменности. Лиза смотрит на Марину и думает, заговорить или не заговорить. В классе рейтинг Марины - нулевой. Она сама по себе. Она не модная девочка, не любимчик учителей, она ходит кругами, как серая тень, и ее не включают в расчет.
Внезапно на Лизу находит, она решает быть безумно доброй. Она решает взять Марину под крыло. Она улыбается широко и подзывает ее - привет. Идешь вечером в кино с нами? - Марина обмирает. Это один из запретов: она не ходит в кино одна. То есть без взрослых. Иногда по воскресеньям ее берут. На самом деле это давно не случалось.
- А ты - ты пойдешь в кино? - спрашивает она.
-Да, мы с Катькой.
Еще одна дива. Но Катя ей не нравится. А Лиза нравится.
Внезапно Марина чувствует странную силу. Лиза- богиня, а Марина - почти невидимый дух, на Лизе джинсы, а одежду Марины вообще трудно описать - не то что ее родители бедны, у них просто нет идеи, что девочку тринадцати лет надо одевать с какими-то другими мыслями, чем девочку десяти лет, а сама Марина не собирается просить что купить-если она не знает, где и как это покупается. Но Марина чувствует странную силу, это трудно передать...она хочет бороться с Лизой, драться, повалить ее на землю и смять...причем она знает, что она Лизу- поборет.
- Дай расческу! - говорит Марина.
Лиза, как ни странно, повинуется. Марина берет расческу, начинает сверху, какие жидкие волосы, совсем другие, чем у нее, она легонько нажимает расческу у корней - и смотри - вот уже - кожа. Чужая кожа у корней волос, это очень странно и очень стыдно. Она ведет вниз, потом расческа натыкается на препятствие. Не то что это колтун - расческа по-прежнему проходит, но идет с трудом. Просто -как более вязкое течение в волосах. Марина берет волосы в руку, чтобы было удобнее. Опять это странное опьянение в ней. Опять это странное предвидение, что сейчас она будет сильной и грубой и надменной, сейчас она будет - мальчишкой, и все подчинятся.
Она дергает Лизу за волосы-легонько, медленно. Лиза смотрит на нее так, словно никого, кроме них двоих, тут нет, нет во дворе и нет в городе. Марина медленно выпускает из рук легкие, слегка жирные, не липко-жирные, а легко-жирные волосы - и говорит:
-Может, приду вечером.
Лиза смотрит на нее, как собачка, смотрит взглядом 'я буду ждать'. Марина понимает,что она сразу прошла в дамки, сразу стала королем и мужиком. Но только на минуту и только сейчас. Честно говоря, красавица Лиза ей надоела. К тому же - она дружит с этой красивой, но неприятной Катей. Кино, ленточки в волосы, что еще? Что еще они могут дать?
Она смотрит на сарай с серыми деревянными стропилами и балкончиками. Сарай странного назначения. Иногда на серых перилах сушат половики. За этим сараем - запретный грязный дом, где живут цыгане, пьяницы и Коркин.
-Пойду, пожалуй, туда.- Кивает Марина.
- Там же Коркин!- Говорит красавица Лиза, встав плечом к плечу с Мариной, слегка присев, чтоб стать ниже, говорит тихим голосом, как жена.
-Коркин. Ну да.- Пожимает плечами Марина, сильная и бесстрашная, как капитан. - Что мне Коркин! Может, я давно хочу его встретить!
Она удаляется, она идет к серому сараю, легонько постукивая себя по ноге прутиком, а красавица Лиза смотрит ей вслед, она крутит хвостик волос, накручивает на палец, и берет хвостик волос в рот, задумчиво, но потом вынимает и проводит пальцем по нижней губке, проверяя, чтоб губка блестела -она знает ритуалы прощания, она знает, как выглядеть нежной и покинутой.
***
Марина поднимается по скрипучим серым ступеням. Ступени старые и могут подломиться. Марина представляет: следующий шаг -слабое дерево подламывается, ее нога проваливается в пустоту....но она смотрит на лестницу, на ее приятную ширину, и решает: нет, опасности здесь никакой нет: если одна нога провалится- другая, в простом тапочке на резиновой подошве, будет плотно, прочно опираться на ступеньку- и Марина вспрыгнет выше. Да и седая древесина на самом деле довольно прочна. Она продолжает путь. Разумно, по-взрослому, отмерив мысленно: погуляет вот столечко - и вернется.
Гордая тем, что все запланировала, Марина обходит серую галерею по периметру, смотря на надоевший двор с непривычного угла. Вот слоники, вот крокодилы, вот качели, а там уже и лес, за которым свистит электричка... Надо же! Это все?! Ее владения нарисованы на карте, причем карты-то понадобился - клочок. Марина не успевает обидеться за мизерность своих владений, как тут же обнаруживает, что она забыла при переучете что-то очень важное.
Она сворачивает за угол и-бум! Перед ней стоит хулиган Коркин! Худой, выше ее, тощий, под носом у него неприятно красное, руки в цыпках. Он, наверное, обошел галерею со стороны своего дома, где цыгане и пьяницы. Вместо скучного седого ушелья - ее ждет встреча с профессором Мориарти!
Он не позволяет долго себя рассматривать.
- Ты что, борзАя? -спрашивает Коркин.
Марина честно моргает, как после трудного вопроса в школе. Должна быть подсказка, если не на прошлом уроке -то раньше, если не сказали прямо, - то из чего-то уже известного можно вывести, - что же значит 'борзАя'. Учителя- и жизнь- не задают некорректных вопросов.
Бронзовая? Березовая? Злая?
Марина моргает, а Коркин удивленно сам себе отвечает:
-- Молчит тут! Значит, борзааая! - и делает шаг ближе к Марине. Хлещет он ее по лодыжке крапивой. Марина стоит, не шелохнувшись. Еще раз. Еще раз.
На серой галерее они одни, даже двор пуст, даже крикнуть и позвать некого. Не то чтоб она стала кричать. Есть правила. Только что она изобрела новое: стоять как столб, когда тебя хлещут по ногам. 'Борзая' - наверное, значит- наглая. Или -стойкая. Как посмотреть.
У этой противной шмокодявки совершенно бешеные глаза- думает Коркин. - и последний удар ложится уже куда-то вбок.
- Ладно, хватит, беги, - говорит он.
Марина стоит. ...Надо же! Не убегает! Хулиган Коркин смотрит на нее:
- Ну и что мне с тобой делать? Сделать что-нибудь гадкое?
Ах, 'что-то гадкое'! Вы все думаете, что мы ждем, пока мама расскажет-или узнаем от подружек во дворе! Как же! Даже самый маленькие дети знают,что такое 'что-нибудь гадкое'! - такое, что взрослым и не снилось. Неотвратимое, приминает к земле, дышит на тебя сладким, гнилым запахом, редкие волосы на бледно-желтой восковой, сальной коже, медленное и настойчивое пыхтение, заклятие на руках и ногах, не пошевелить и пальчиком, а оно калечит тебя и баюкает, и ласково рычит:
- Теперь ты-уродик, мой уродик, попробуй, убеги!
Сколько часов я, маленькая, провела-представляя, пугаясь, и снова сладко растравляяи прибавляя все более и более смутные подробности -играя в 'что-то гадкое!'
Но Марина смотрит на Коркина бестрепетно. Чепуха! Детские сказки! Ее так не возьмешь! Вся ее жизнь до приготовила ее к этой схватке. Она непогрешима, она ступает, как во сне, и знает все заклятия. Коркин морщит нос: ну что с ней делать? Она залезла в его владения! Как ее наказать?
- Давай ты меня... подстрижешь! - говорит Коркин - и противно ухмыляется.
- Давай подстригу! - пожимает Марина плечом. Пааадумаешь! Да она каждый день стрижет хулиганов!
Он манит ее вниз по ступенькам. Марина идет, как у пиратов по доске, выпрямив спинку, руки за спиной. Она не убежит. Это дело чести. И Коркин это знает.
Они заходят за изнанку сарая. Маленькая дверь. Коркин. сбивает замок, в полутемном сыром кубе свет выхватывает теплую норку: стул, стол, таз.
- Ты куришь? - спрашивает ее Коркин.
Марина решает не округлять глаз, сберечь дыхание на потом. За один день ее произвели из октябрят - в космонавты, и даже у космонавтов нет таких наград и званий. Сначала -Лиза, а теперь- Хулиган Коркин небрежно предлагает ей закурить! ...Но они не знают: на самом деле она - еще выше всех звездных регалий!
- После. Сначала -дело! - сурово произносит Марина.
Коркин, с сигаретой у рта, долго возится, приносит таз, склоняет намыленную шею.
-Вот тут, - мычит он и тычет пальцем.
Марина обстригает патлы по кругу. Она сосредоточена не на том, что вот - перед ней затылок Коркина, а -как состричь вот этот маленький вихор. У нее получается!
Подносит ему зеркало. В маленьком зеркальце и при теплом свете гаражной лампочки - у Коркина бледное желтое лицо, маленькие черные глаза и темные брови. Он таинственный и немой, как взрослый человек, которого никогда задаром не балуют.
Она внезапно жалеет его за то, что он -хулиган. И боится за него: хулиганничать- опасно. На самом деле - опасно. Может быть- до крови. И ему много лет. Он скоро станет взрослым...А она так и не узнала, как его зовут, ведь 'хулиган Коркин' - это не имя. И что же, все-таки, значит 'борзАя'?..
- Ну, хватит, - он сдвигает все рывком, выхватывает у нее из рук мокрые ножницы, корчит страшную рожу:
-А теперь-дуй отсюда, малявка, дуй изо всех сил!!!
И она дует к раскрытой двери сарая - как пушинка, влетает в яркий, как взрыв, свет двора- и несется прочь, прочь,- к серому домику с толстой зеленой дверью.