Аннотация: Когда реальность плавно ускользает... Вдруг замечаешь бессмыслицу в обычном порядке вещей и понимаешь, что где-то вкралась ошибка. И от нее меняется мир.
Сотые микрорайоны
1.Пикапчик
Виталий лет с тридцати загорелся мечтой побывать на юго-западе своего родного города. Там еще с советских времён расположились сотые микрорайоны. Но если в конце восьмидесятых на карте этого дальнего отростка города значился лишь сто второй микрорайон, то к десятым годам там вырос и сто десятый, и даже сто тринадцатый...
Никаких дел и знакомых, к которым в сотые надо было бы ехать, у Виталия не имелось. Так что его интерес к Юго-Западу Города носил чисто познавательный характер - как же, живя в городе всю жизнь, и не побывать на перспективной, быстро растущей окраине? В первый раз он побывал в сотых микрорайонах в тринадцатом году, чуть более тридцати лет от роду...
Местность там горная, дорога всё дальше уходит к сопкам, покрытым лесом. Но год за годом от сосен освобождались всё новые плато и склоны, закладывались фундаменты новых жилых комплексов, так кто что за соснами вдали маячили сутулые фигуры кранов.
За это время жизнь Виталия менялась - из молодого возраста он постепенно переместился в средний, но романтичная мечта побывать там, куда его не просят, едва ли не усилилась. События жизни набирали свой ход, Виталий терял одну работу, находил другую; потерял маму, женился, развелся, но сотые манили по-прежнему...
И вот в очередной раз он решил просто так, для себя, проехаться в сотые. Сел на маршрутное такси, вышел где-то еще в середине сотых, в микрорайоне сто десятом. Стояла ранняя осень, и Виталий не спеша шел мимо высокого глинистого обрыва, на котором протянулась вереница пятиэтажек, а слева склон обходила дорога до крайних микрорайонов.
Неожиданно, из-за спины Виталия выехал мини-грузовик и встал перед ним. Японский белый грузовичок имел пустой открытый кузов без фургона. А в кабине за рулем Виталий увидел знакомое лицо своего дяди... Тот предложил подвезти его дальше - еще выше на горные склоны, на новые микрорайоны.
А Виталию того и надо!
И вот, сидя в кабине с родным дядей (а это брат его мамы), Виталий видел, как они поднимаются по дороге вверх, слева от горы, оставляя справа на вершине строящийся Дом культуры.
Вот они добрались до края открытой площадки позади стройки, где возились рабочие в касках, размечая подъездные пути и будущий сквер, и немного проехали дальше. Виталий удивился, зачем строить Дом культуры так далеко центра, тем более, говорили, это будет театр.
За открытой площадкой в виду Дома культуры, полукругом шли небольшие одно и двухэтажные дома из серого камня.
Дядя остановил машину у такого здания с левого края, и они зашли в дом. Квартира дяди оказалась на первом этаже. Тетя Валя оказалась там же. Дядя куда-то вышел, тетя возилась поодаль, кажется на кухне, и Виталию представилась возможность оглядеться в зале.
Вдоль стен стояли шкафы, полки были уставлены книгами, привычными для Виталия по старой квартире дяди с тетей. Дети их уже стали взрослые, жили отдельно. И Виталий, припоминая свои визиты к родным в детстве и юности, рассматривал названия на корешках книг.
Вот старый Словарь по этике - в той же светло-серой обложке...
"Удивительно, что книги из старой квартиры они все перевезли сюда" - безотчётно пришла в голову Виталия мысль.
Он еще раз оглядел комнату. Словно какая-то загадка была в этом нежданном визите в самый дальний, самый высокогорный из сотых микрорайон, точный номер которого он даже не успел узнать.
Виталий вернулся к мысли, почему все книги оказались здесь - поначалу удивил знакомый Словарь по этике - почему тетя его не выбросила?"
Но Виталий вспомнил, как тетя говорила ему и маме вскоре смерти дяди: "Я и мой сын выбросили все книги, оставили в основном словари". Так что Виталий будто бы успокоился: все вроде бы сходилась - это же словарь по этике и потому он в самом деле был сохранён .... Но успокоиться до конца Виталию все равно что-то не давало. Где-то таился подвох.
И цепочка умозаключений увлекла его далее.
Остальные книги на этих полках - далеко не словари - вот и темно-зеленые тома югославского писателя Нушича, чьи юмористические рассказы Виталий читал в детстве. Но тетка с причудами могла выбросить и Нушича, и остальные книги, купленные дядей. Но они здесь - на старых темно-коричневых полках, почему-то в стиле восьмидесятых годов, хотя квартира новая.
Да и нынешние дядя с тетей - явно преуспевающие люди (раз уж купили новостройку, и у дяди грузовичок), в таком случае логично было бы видеть вокруг современные голые стеллажи..
И ладно бы книги! В конце-концов, они могли заново приобрести такие же издания на буккросинге или на "Авито". Но Виталий ощущал, что в этих размышлениях таится еще какая-то неувязка, диссонирующая с тем, что вокруг и вообще - с нежданным путешествием к новому горному микрорайону...
Виталий присел на кресло. Из окна открывался вид на Дворец культуры. "Сейчас же ДК вроде не строят? Так, надо повторить мысли, раз в них где-то притаился изъян. Итак, зацепкой стал Словарь по этике. Далее, книги из старой квартиры дяди и тети. Почему их выбросили? Ах, потому, что мой дядя еще в десятом году умер. Умер? Умер!!!"
Виталий соскочил со старомодного кресла как ужаленный: "Так... а кто подвёз меня сюда?! У дяди даже прав не было при жизни, и жил он до конца дней в бедности - обычный преподаватель вуза, с чего у него будет пикапчик? Да и лет дяде уже за семьдесят должно быть, а не сорок-пятьдесят, привычные по воспоминаниям моей молодости. Но именно на средний возраст выглядел дядя, когда несколько минут назад привёз сюда в кабине грузовичка! А мне самому уже за сорок!!!".
Виталий лихорадочно оглядывал невозможные мебель и прочую обстановку: "Проклятый Словарь по этике! Из-за него я начал копаться в памяти. Как я сразу не сообразил, что Дома культуры в сотых микрорайонах не должно быть - не советские времена, а строящееся за окном здание больше напоминает старый Дворец культуры на противоположной окраине города, тоже на высоком холме".
2. Спаситель
"Если дядя не настоящий, то и дом тоже не тот", - догадался Виталий и прошёл по зале в сторону прихожей. Видимо, тетя на кухне услышала заскрипевшие половицы и крикнула племяннику: "Виталя, останься, я полдник готовлю!"
Виталий стремглав выскочил в прихожую, заскочил с лёту в туфли, смяв задники, сдёрнул с крючка куртку и выскочил из входной двери.
Но дом словно погнался за ним - хотя был сложен из серого камня. Открытая дверь ухватила нашего героя за полы куртки, которую Виталий держал в охапке.
Он обернулся, чтобы освободить куртку, зацепившуюся за фигурную ручку из латуни. А когда бросился по ступеням крыльца вниз - перед ним расстилалась темно-зелёная болотная жижа, метра на два окружая крыльцо, хотя несколько минут назад, заходя в дом с дядей, всё было чисто...
- Давай, парень, давай прыгай, - раздался издали мужской крик.
Виталий прыгнул - и приземлился на твердой почве. Обернулся - а серый дом с хлюпаньем погружался в трясину. Когда крыша дома полностью исчезла в темной субстанции, та мгновенно высохла, и стало сухо и твердо. Место бывшего дома ничем не выделялось на поле перед Домом культуры, рядом стояли похожие на дом дяди серые каменные дома, чуть дальше краснели пятиэтажки экономкласса.
Виталий снова обернулся: впереди, метрах в ста - на полпути от Дома культуры, спешил человечек, отчаянно размахивая руками. Видимо, это он и кричал Виталию, помогая покинуть дом-ловушку. За спиной спасителя вставала желтая громада Дома культуры, ниже за холмом - виднелись остальные сотые микрорайоны, уже известные Виталию, а еще ниже - словно плыл, окутанный серой дымкой, его родной город.
- Меня не надо бояться! - весело крикнул человек, приближаясь к Виталию знакомой походкой. - Виталий, держись!
Ступая по раскисшему от недавнего дождя суглинку, незнакомец умудрялся передвигаться быстрыми размашистыми шагами. За его спиной здание Дома культуры, выстроенное в древнеримском стиле, и не думало исчезать, в отличие от одноэтажного дома дяди, из которого Виталий выскочил пару минут назад, вспомнив, что настоящий дядя давно умер...
И окружающий ландшафт нового микрорайона выглядел вполне натуральным - холмы, меж ними в оврагах - остатки соснового леса; поодаль - строительные краны у возводимых зданий из красного кирпича. Всё выглядело, как и в остальных, тоже не до конца освоенных сотых микрорайонах. И человек, окликнувший Виталия по имени, вроде тоже настоящий, осталось лишь узнать его.
Наконец глаза Виталия с его минус двумя диоптриями разглядели старого, вернее не очень старого знакомого - летом две тысячи пятнадцатого Виталий учился с ним на курсах менеджера по рекламе от Центра занятости.
- Меня не надо бояться. Или ты думал, что все в этом микрорайоне мёртвые? - сказал Сергей. Несмотря на прохладный осенний день, парень стоял перед Виталием в легкой ветровке нараспашку и в белой футболке.
Виталий озадаченно спросил:
- Сергей?
- Он самый.
- Так что ты делаешь здесь? Тоже что ли умер? Вроде моложе меня был...
- Так же как ты, пришел сюда своим ходом. Но не умирал, - лицо Сергея исказилось легким беспокойством.
- Я думал, что сплю. Вот только проснуться не могу, - Виталий демонстративно ущипнул себя за руку, довольно чувствительно смяв кожу сквозь рукав куртки.
3. Кафе "Пойдешь-не-вернешься"
Полутемное кафе оказалось немноголюдно.
Лишь суровый бармен за стойкой мясистыми руками подкидывал бутылку. И официантка лет тридцати семи, подошла с подносом к столику с Сергеем и Виталием.
Интерьер напомнил Виталию деревянную закусочную в старом парке, в которую он заходил, когда ему было лет одиннадцать. Там, не в пример нынешнему кафе, было много народу, и официантка, несшая поднос среди толпы наткнулась на маленького Виталия и снисходительно отстранила мальчишку в сторону. Спустя более тридцати лет, официантка напоминала ту форменным темно-синим платьем с кружевным фартуком и кажется даже симпатичным лицом.
Виталия уже было не провести нестареющими лицами и он ожидал от женщины, похожей на отроческое воспоминание, очередного подвоха этого безумного микрорайона. Но миловидная женщина отошла на кухню. Лишь бармен продолжал, взбалтывая бутылку, смотреть на единственных посетителей тяжелым взглядом. Но выглядел он вполне современно: наголо стриженый бородач в футболке.
Сергей сидел за столиком напротив Виталия и уж с четверть часа рассказывал об устройстве сто тридцатого микрорайона:
- Понимаешь, в восьмидесятые годы ты уже встречался с этими сущностями... Помнишь, тебе было лет пять и после прогулки с дядей и мамой по детскому скверу, ты уснул.
- Да, помню. Мне привиделось, будто мы с мамой и дядей все еще не спеша гуляем по скверу и над нами вдоль ограды стоят гиганты - высокие фигуры людей, похожие на древнегреческие статуи, только желтоватого цвета, и высотой примерно в три-четыре человеческих роста. Двое или трое юношей с лицами древних греков и кудрявыми волосами.
- И помнишь, что они сказали вам?
- Они дружно скандировали нам: "Вы пришли сюда...". Дальше не помню, но судя по тону, какое-то наставление или предостережение.
Сергей начал пояснять:
- Напрямую обратиться к взрослым они не могли, так как невидимы и взрослые этих духов не чувствуют никак. Лишь ты - ребёнок лет четырех что-то уловил, и то не сразу, а во время сна после прогулки. Они предостерегали вас от грядущих бедствий девяностых и двухтысячных. Ты как ребёнок мог их воспринимать, но не понял сути наставлений. А в сознание к взрослым стучаться бесполезно. Ну разве кроме таких как ты, иначе бы ты сюда не попал. Такая дилемма.
- Теперь я понял. Эти незримые статуи пытались уберечь дядю и маму от ранней смерти. Но не получилось.
Сергей успокоил Виталия:
- Ничего! Зато в двадцать первом веке они исправили ошибку. И теперь сущности обрели материальный облик. И живут в самых настоящих домах. Так что ты не бойся: ты не во сне и не умер.
- А как же дом дяди?
- А это залётный дух. Они принимают облик родственников, чтоб заманить путников. Это неизбежные накладки, ведь возможностью материализоваться в таком месте как сто тридцатый микрорайон, пользуются посторонние духи. Но ты вовремя сбежал из дома.
- А ты, Сергей, - засомневался Виталий, - тоже материализовавшийся дух?
- Я же сказал, я как ты. Просто немного нестандартный человек. Как и ты. Помнишь, где мы познакомились?
- На курсах от Центра занятости населения.
- Вот так незадачливые люди - немного не от мира сего, не могут найти себе место в жизни. Зато рано или поздно находят выход в иной мир, как в этот заколдованный горный микрорайон. Он притянул к себе настойчивого путника.
Виталий спросил:
- Погоди. Почему меня привез сюда опасный дух в образе дяди на пикапчике?
- Лучше бы ты не спрашивал, мой друг!
Бармен подошел к ним с бутылкой коктейля в руках и грубо завопил:
- Да ты, парень, заколебал нашего интеллигента вопросами! Другие сразу верят! А Серёга еще корячится, порядочного изображая.
Виталий оправдался:
- Я не виноват. Он сам меня сюда пригласил!
Бородач не унимался:
- Пацан, ты че, самый умный? И че, те больше всех надо?
- Не-не! Ваш Сергей меня спас!
Сергей же, испуганно косясь на бородача за своей спиной, вскричал:
- Виталя! В Доме дяди была конкурирующая организация!
- Ты че, слил инфу?! - бармен толкнул Сергея локтем и занес бутылку над головой Виталия.
Сергей закричал бармену:
- Вино не меньше тысячи стоит!
- Нет, бутылку я создал, - неосторожно признался сказал бармен и крикнул уже Виталию. - Ну ты че или кого?..
Виталию оставалось опять спасаться бегством. Он вынырнул из-за стола и бросился к выходу.
Допрыгнув до входной двери, он ощутил как бармен запустил в него бутылкой...
Но Виталий уже знал, что она не настоящая. И не успев коснуться спины Виталия, бутыль исчезла. Тут же пропал и антураж кафе. Виталий оказался в темном подвале.
Впереди вместо изящной двери с колокольчиками висела кривая металлическая дверь. Виталий толкнул ее, но она не отворялась ни на улицу, ни внутрь.
Дверь и стены дома в самом деле оказались настоящими. Зато вместе с убранством кафе исчезли бармен и Сергей, понял Виталий.
Неожиданно в полосках света, бьющих снаружи через широкие щели двери, Виталий увидел женщину-официантку. Она стояла в полумраке и в смятении обмахивала кружевным фартуком лицо.
- Вы кто? Тоже злой дух?
- Я человек! Иначе бы я уже растаяла с этими астральными гангстерами, - испуганно ответила напарница по нежданному заточению в тёмном подвале.
- Человек? Ошибка: в этом подвале два человека и одна женщина, - прозвучал из темноты голос Сергея. - Да, и я не гангстер. Я их помощник. Как и ты, Лида. Духом из нас был лишь бармен. Я говорил правду, я - человек. Потому и не исчез, когда ты, Виталий, догадался об иллюзорности кафе. Да и насчет дома я был честен. Виртуальное кафе мы разместили в подвале настоящего дома.
- А вы с какого года? - спросил Виталий, догадавшись, что сходство этой официантки с ее коллегой из детского воспоминания, вряд ли случайно.
- С пятьдесят третьего...
- Нет, я не про возраст. Из какого вы года сюда прибыли?
- Из девяностого, - осторожно ответила женщина.
- Да я уже перегнал вас! Мне сорок четыре будет. Помните того мальчишку в кафе на краю парка? Ну которого вы толкнули в час пик, когда посетителей было много?
Это был я.
4. Дом культуры
- Виталий, Лида! Мы, люди остались, - голос Сергея во мраке стал приближаться. - А духи дематериализовались, так как ты, Виталий, понял, что бутылка и остальной антураж были временной субстанцией.
Наконец, в луче света, бьющем из дверной щели, забелело лицо Сергея.
- Лида, - обратился он к официантке, - ты не переживай. Прорвёмся.
Рядом с Сергеем мелькнуло ее заплаканное лицо в чепчике.
Затем Сергей посмотрел на дверь из подвала:
- Виталя, а ты чё стоишь? Дверь-то открыта.
- Я толкал, не открывается.
- Тебя сковал страх. Размахнись посильней.
Виталий пнул ногой дверь, и та со скрежетом вышла из косяка. Трое человек вывалились на улицу: Виталий, официантка Лида и Сергей. Они, щурясь на солнечном свету, оглядели пейзаж.
На юге, над строящимися таунхаусами, вставали горы, покрытые соснами. Виталий оглянулся налево. Там, через поле, всё так же желтело здание Дома культуры.
А Сергей сказал официантке:
- Лида, вот теперь вы даже немного младше Виталия. Причуды духов вас уравняли.
- А что? - спросила женщина.
- Мы вас вытащили из девяностого года, чтобы спасти. Хотели и Виталия с его родными еще в восемьдесят третьем, но не получалось, силы было маловато. А так, - он посмотрел на Виталия, - мы давно наблюдаем за такими людьми.
- Я помню, меня в детстве отругала бабушка, а мама вечером в спальне сказала: Я где-то читала, что, вполне может быть, что за нами следят наши далекие потомки. Так наверно твой потомок науськал бабу на ругань...
Сергей изумился:
- Поразительно! Разве что мы не ваши потомки. Мама твоя была проницательна. Но времени нет на объяснения, кто мы. Вас, Лида и Виталя, ожидает Дом культуры.
Лида отозвалась:
- Это еще что? Еще раз в здание-ловушку?
- Всяко лучше того, ожидало бы тебя в девяностые годы. А вот Виталий прожил их. Ну поверь тогда на слово. Потом расскажем, если получится...
- Серега, я устала от сюрпризов! Там бармен на посетителя накинулся. А я чем помочь могла? Не уверена, что Виталий сможет и дальше всех чудовищ дематериализовывать.
- Но, но, Лида! У тебя выбора нет. Вперёд, в пустое здание!
Виталий возразил:
- Его же еще не сдали, я там видел рабочих, когда проезжал сюда с дядей.
- Именно потому нам пора в Дом культуры. Будешь творителем. Я же молодой, совка не помню почти. А ты аутентичные интерьеры воскресишь.
* * *
Широкий коридор загибался полукругом как и в старом ДК, знакомом Виталию с детства. Барельефы на стенах были старые, словно здание не только что отстроили, а оно в самом деле сохранилось с тридцатых годов. Белые пионеры с горнами замерли в процессии за такими же комсомольцами со знаменем. За ними по стене стояли гипсовые же доярки в платьях и косынках, рабочие в комбинезонах с молотами, инженеры или ученые в очках, замершие перед чертежными досками...
Лида, Сергей и Виталий оглядывали внутреннюю стену с вылепленной на ней героической историей страны, в которой Сергей только родился, Виталий провёл всё детство, а Лида даже всю жизнь, пока вчера ее не взяли прямо из закусочной в девяностом году.
- Вот ты вспомнил свой Дворец культуры, и в этом ДК не надо ремонта делать - почти, - наставлял Сергей.
- А я тогда на что? - спросила Лида.
- Интерьеры украшать.
- В смысле украшать? Собой что ли? - удивилась женщина, но не успела получить ответ.
Зазвучал мужской голос из громкоговорителя под лепным потолком: "Внимание, через пару минут начнется киносеанс. Все выходы будут перекрыты. Кто не спрятался, я не виноват".
Едва в гулком коридоре затихло эхо от громкоговорителя, как за окнами стало темно - резко, будто солнце выключили.
Лида завизжала от ужаса.
Постепенно в коридоре засветились желтые плафоны светильников на стене.
- Приехали, - сказал Сергей. - Сейчас кино будут показывать...
И коридоры Дома культуры заполнили звуки - стук, шарканье бесчисленных ног, гул голосов - мужских, женских, иногда детских.
- Вечерний киносеанс, что ли? А люди где? - потрясённо говорил Виталий, вспоминая, как в первой половине восьмидесятых по вечерам тот - настоящий Дворец культуры, - заполняла немалая толпа.
Совсем рядом с замершей троицей шла толпа, но ее не было видно. Звуки покашливания, обрывки разговоров пугали контрастом обыденности и невидимости: