Гергенов Алексей : другие произведения.

Тайна древних каменных руин на окраине Улан-Удэ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На склоне одного их холмов на окраине города Улан-Удэ автор статьи обследовал остатки рукотворных каменных сооружений - фрагменты кладки из полуобработанных камней и отдельные отёсаные блоки, лежащие на склоне холма. Автор рассматривает две версии их появления: древнейшую (время постройки уходит в прошлое вплоть до Бронзового века) и средневековую согдийскую - крепость Уйгурского каганата, построенная каменщиками - выходцами из Согдианы. Поскольку ископаемые здания в крепостях уйгурского периода в Южной Сибири и Монголии малоисследованы, особенности каменных сооружений того периода автор статьи предлагает рассматривать по аналогии с сооружениями и крепостями согдийского периода в Средней Азии.

  
Святилище Бронзового века или уйгурская крепость?
  
  
   На южном склоне горы у поселка Забайкальский на окраине Улан-Удэ можно заметить остатки скальных пород, подчас довольно необычной формы.
   кладка - крупные камни и мелкие [Алексей Гергенов]
   Если подойти поближе, то часть подобных скальных образований напоминает уложенные друг на друга камни, подозрительно напоминающие небольшие фрагменты кладки из полуобработанных камней. Ветер, осадки, перепады температуры за века, а может и тысячелетия сделали свое дело - и поверхность большинства камней стала еще более неровной. На крутом склоне холма после оползней возможно остались лишь крайне небольшие участки стен или башен. Или, будучи снесены вниз к подножию обвалами, они давно погребены под толстым слоем земли.
   тот же камень ракурс [Алексей Гергенов]прямоугольный камень 3 [Алексей Гергенов]
   На склоне среди прочих валунов, есть редкие отдельно покоящиеся камни длиной до метра четкой прямоугольной формы - фактически, это отёсанные блоки правильных геометрических пропорций.
   Прямоугольный камень восточнее [Алексей Гергенов] прямоугольный камень с человеком [Алексей Гергенов]
   Остальные камни, имеющие признаки искусcтвенной обработки, разные по форме, в той или иной мере сохраняют природные неровности, обработка применена к ним с разной степенью интенсивности, так как подобные каменные сооружения обычно возводились из полуобработанных камней. Часть найденных камней имеет углубление с внутренней стороны - паз, с помощью которого камень крепился в кладке.
   два камня разрезанные [Алексей Гергенов] два крупных камня, разрезанные [Алексей Гергенов]
  
   Также, эта гора примечательна тем, что восточнее от кладки камней по тому же склону имеется необычное скальное образование: из груды крупных камней торчат вверх два продолговатых камня крупных размеров - несколько метров длиной; причем, частично (особенно с одной стороны) они имеют пропорции, напоминающие прямоугольные.
   камень, торчащий вверх [Алексей Гергенов]
   В ходе первичного осмотра, появилось предположение, что постройки из камня очень древние, возможно, им более 2 тыс. лет. На такие мысли наводили плохая сохранность каменной кладки.
   Тем не менее, в пользу более недавнего - уйгурского-времени возникновения этих построек, говорит характер обработки камня. Валуны довольно внушительных размеров, гораздо удобнее обрабатывать металлическими орудиями, чем собственно бронзовыми орудиями Бронзового века...
  
Еще раз о 'Меркитской' крепости
  
   Не так далеко от этой горы, дальше к юго-востоку от Улан-Удэ на территории Тарбагатайского района находятся похожие искусственные каменные сооружения - комплексы Хайласын. Например, смешанный могильник "Хайласын" (с похожим торчащим вверх продолговатым камнем) и так называемая "Меркитская крепость" на горе Ореховая (Шара Тэбсэг).
   По поводу самого названия "меркитская крепость", необходимо отметить, что крепость гораздо древнее, чем известное из истории укрепление монгольского племени меркитов, которое уничтожил Чингисхан из мести за свою похищенную жену. Нашел развалины этой крепости в 1988 году и отнес их к меркитам известный в Бурятии краевед, в ту пору научный сотрудник БИОН СО АН СССР Алексей Тиваненко.
   За последние десятилетия меркитская крепость стала устойчивым туристическим брендом.
   Как и описанные каменные сооружения горы поселка Забайкльский, меркитская крепость расположена на скальных уступах. Другая ее часть находится на уплощенной вершине горы.
   Серия статей о найденной Алексеем Тиваненко меркитской крепости появилась в номерах республиканской газеты "Правде Бурятия" в 1988 году. В одной из них краевед сообщал, что еще в 1920-е годы сооружения меркитской крепости - длинные "стены" с южной, западной и северной сторон - описаны краеведами Научного общества им. Доржи Банзарова (действовавшего с 1924 -1930 гг. в Бурят-Монгольской АССР). Тогда В.В. Попов и Б. Тогмитов совершили восхождение к горе Шара-Тэбсэг и видели каменную стену длиной 800 метров, опоясывающую подножье скалистой горы с крепостью2.
   Как и каменные артефакты у посёлка Забайкальского, "стены" располагаются на разных высотах, проходя по самому краю обрывов.
   Специалисты-историки склоняются к версии, что эти каменные постройки относятся к гораздо более древним временам, к эпохе бронзы (более 3 тыс. лет назад).
   По методам постройки, Меркитская крепость относится к типу древнейших в Байкальском регионе фортификационных сооружений, которые несколько тысяч лет назад строили племена, сходные по культуре на древних предков корейцев (дело в том, что раскопки самых древних крепостей людей, являющихся предками корейского народа, показывают похожий тип укреплений).
   При этом подобные сооружения - комплексы Хайласын в Бурятии, - ученые относят к ритуальным сооружениям. То есть при возможных раскопках там можно не найти культурного слоя - аналогично многим ритуальным каменным сооружения Ольхона и Прибайкалья, в которых люди не жили, а приходили к ним совершать шаманские обряды. Следует заметить, что каменные сооружения Прибайкалья и острова Ольхон создали курыкане - предки части бурятов и якутов, жившие в тех местах у побережья Байкала в конце 1-го тысячелетия нашей эры - данное предположение об отнесении каменных могильников и ритуальных сооружений Прибайкалья к курумчинской культуре (т. е. курыканской) выдвинул еще знаменитый археолог Окладников - что подтверждается свидетельствами жителей Якутии, которые, в частности, знают предназначение выдолбленных в камне чаш - для ритуалов, поскольку шаманизм у якутов сохранился по сию пору в более сильном выражении, чем у соседних народов.
  
   Особенности каменных сооружений хребта Цаган-Дабан
  
   На северном склоне горы у поселка Забайкальский находятся как отдельные полуобработанные камни крупных размеров (примерно от 1 метра длиной), так и разрозненные остатки каменной кладки небольших размеров.
   О преобладании южного склона у подобных каменных рукотворных объектов, пишет источник на сайте АУ РБ "НПЦ охраны памятников": "Археологические объекты располагаются компактно - группами с южной стороны, у основания и на склонах гор"3. При этом этот же источник относит многие их каменных объектов комплекса Хайласан к эпохе Бронзового века: "Большую часть занимают погребальные комплексы бронзового века".
   Следует напомнить, что возраст каменных сооружений невозможно установить с помощью радиоуглеродного метода - ведь при этом будет определяться возраст самого камня, а не время его обработки. К тому же, если культурный слой в земле отсутствует (или не найден, либо расхищен кладоискателями прошлых веков), относительная датировка (по сопутствующим предметам - "контексту") также затруднена.
   Так что вопрос датировки (а следовательно, идентификация строителей) этих крепостей остается открытым. Дело за полномасштабными профессиональными археологическими раскопками (а иные, в нашей стране фактически запрещены в связи с ужесточением законодательства) на вершинах гор, на склонах которых и были найдены остатки каменных стен, в частности у поселка Забайкальский, который (несмотря на удалённость от основной части Улан-Удэ) формально находится в черте города. Возможно, с последним обстоятельством и связана недостаточная изученность каменных руин (район дачных новостроек) - археологи старались исследовать более удаленные от города местности.
   Так когда же были построены каменные сооружения, руины которых: небольшие фрагменты кладки, а то и отдельные плиты находятся практически в черте Улан-Удэ? Городища в Южной Сибири распространяются еще в эпоху раннего железа (около 3 тысяч лет назад). В хунно-сарматское время (т. е. около двух тыс. лет назад), как пишет Юрий Худяков, сформировались основные виды крепостей и замков правителей.
   Но что если это еще более близкое нам время - уйгурско-согдийский период в истории Забайкалья?
  
   Согдийский вариант
   Вполне может быть, что не все упомянутые выше каменные сооружения относятся к Бронзовому веку и гуннскому времени. Если цели их сооружения были не только ритуальные, то вполне возможно наличие предметов под слоем земли на вершинах холмов, - такой контекст обычно помогает археологам в датировке раскопок.
   А пока, постепенно осыпающийся склон горы улан-удэнского поселка Забайкальский позволяет наблюдать не погребенные пылью веков (а может и тысячелетиями) остатки чьих-то стен.
   Итак, рассмотрим более близкую к нам по времени версию возникновения каменных сооружений, протянувшихся от окраин Улан-Удэ на юг вдоль реки Селенга до Тарбагатайского и Мухоршибирского районов.
   Земли Забайкалья входили в состав Уйгурского каганата в VIII--IX веках - пока его не захватили енисейские кыргызы, которые уничтожили крепости уйгуров. Столица каганата, называвшаяся Орду-Балык или Хара-Балгасун, находилась в Монголии на берегу реки Орхон. Развалины этого довольно обширного города находятся в 17 километрах от развалин возникшего позднее города Каракорум. 
   Другой город уйгуров - Байбалык - находился в верхнем течении Селенги на территории Монголии. Вполне возможно, что ряд укреплённых пунктов мог существовать и ниже по течению Селенги, в окрестностях Улан-Удэ. Так или иначе, уйгуры, властвовавшие над этими землями, могли строить и культовые сооружения (у них и согдийцев были две основные религии: манихейство и христианство несторианского толка). Для возведения культовых сооружений в окрестностях Улан-Удэ имеются подходящие природные условия: горы и холмы, извилистые долины, изрезанные реками и ручьями, ведь в качестве сакральных мест народы Сибири обычно выбирали природные места, поражающие своей красотой. Что мы и видим на объектах, рассматриваемых в этой статье: у подножия северной стороны холма у поселка Забайкальский проходит ручей Байдонов и находится узкая Байдонова падь, густо заросшая деревьями и кустарником, а к северу вновь поднимаются величественные синие холмы и горы - отроги хребта Улан-Бургасы, опоясывающего Улан-Удэ с севера.
   Вид с горы опс. Забайкальский, г. Улан-Удэ [Алексей Гергенов] Вид с горы на пос. Забайкальский, г. Улан-Удэ [Алексей Гергенов]
   Сама же гора у пос. Забайкальский является частью хребта Цаган-Дабан (на картах устоялась монгольская огласовка, правильнее по-бурятски - Саган-Дабан), на других горах которого южнее и находятся каменные сооружения Хайласан и Шара-Тэбсэг ("Меркитская крепость").
   Сам Алексей Тиваненко отмечал в своей статье "Загадки и легенды древней крепости" в Правде Бурятии в 1988 году, что найденная им Меркитская крепость уже не раз открывалась учеными в прошлом и вновь "крепко забывалось". Так, краевед А. Д. Жалсараев обнаружил в журнале "Бурятиеведение", изданном в Верхнеудинске (ныне г. Улан-Удэ) в 1928 году, упомянутый выше отчет Научного общества с описанием путешествия его сотрудников к горе Шара-Тэбсэг и упоминание 800-метровой стены, опоясывающей гору у ее подножья.
  
   Крепости и города для уйгуров строили согдийцы - выходцы их Средней Азии. Их торговые фактории находились с VIII - IX веках в Южной Сибири, в Монголии. Уйгурский каганат в IX веке был завоеван енисейскими кыргызами, которые уничтожили крепости уйгуров. В то же время было покинуто и согдийское городище у впадения реки Унга в Ангару недалеко от города Балаганск. Тем не менее, согдийцы продолжали строить свои фактории на землях Прибайкалья. Известно, что уже при Чингизидах были построены крепости на реке Ангара в Иркутской области - во рвах у крепостных стен найдены останки согдийцев - людей европеоидной расы, которых, предположительно, приносили в жертву во время осады.
   Исследователь ископаемых городищ Сибири и Монголии Юрий Худяков отмечает, что особенности уйгурской храмовой и гражданской архитектуры изучены пока недостаточно. Раскопки зданий и сооружений уйгурских крепостей не проводились4. О недостатке археологических исследований пишет и С. Кляшторный: "Теперь, даже в свете очень ограниченных археологических исследований более реально воспринимаются немногочисленные сведения письменных источников о городах уйгуров и месте осёдлой культуры в политической и хозяйственной жизни Уйгурского каганата в Монголии'7. Уйгуры отличаются тем, что первыми из тюрков перешли к оседлому образу жизни стали заниматься земледелием, строить города.
   Крепости согдийского периода в Таджикистане могут представлять интерес как образцы для ископаемых городищ уйгурского каганата в Сибири и Монголии. Так, на сайте посольства Таджикистана в РФ размещены фотографии ископаемого города Карон в Дарвозском районе Таджикистана5. Остатки подобных сооружений в Бурятии перспективно искать на вершинах гор, на склонах которых и найдены фрагменты каменных стен. Эллинистическое влияние прослеживается в архитектуре части сооружений Карона: колонны и сосуды в греческом стиле.
   Также представляют интерес особенностями своей каменной кладки развалины города-крепости Хар Бухын Балгас Киданьской империи IX-X вв. на берегу реки Хар бухын.
   В частности, там "стены сложены из камня с чередованием слоев плоских и крупных камней"6.
   Согдийская культура, в том числе архитектура, проникнута влиянием греческих традиций со времен завоеваний Александра Македонского: примером тому служит часть построек древнего город Карон, который располагается в Дарвозском районе Таджикистана на высоте 2000 метров над уровнем моря. Каменные строения в горном Таджикистане могут быть соотнесены с условиями строительства средневековых согдийских городищ в горах Бурятии.
   Древний город Карон в Таджикистане [https://www.tajembassy.ru/ru/turizm/istoriko-kulturnyj-turizm]
   Древний город Карон в Таджикистане.
   Фото: https://www.tajembassy.ru/ru/turizm/istoriko-kulturnyj-turizm
  
   Эллинистическая Согдиана, располагавшаяся на части территории Узбекистана и Таджикистана, чуть южнее - Греко-Бактрия и ее наследник Кушанское царство, разбогатевшее на Великом Шелковом пути имевшее даже письменность на основе греческого алфавита - все эти названия долгие годы были призраком, миражом - Бактрию иногда так и называли Страной тысячи городов. Но найти руины эллинистических городов Бактрии не могли до 1960-х годов ХХ века. Может и в Бурятии под землей еще ждут своего часа более зримые свидетельства пребывания согдийцев. Язык и письменность согдийцев имели большую роль в караванной торговле между разными странами Центральной Азии, а также способствовали развитию культуры у контактировавших с ними народов. Достаточно упомянуть, что уйгурское письмо (и произошедшее от него киданьское и монгольское), восходит к согдийскому слоговому алфавиту, основанному на сирийской разновидности арамейского письма (от последнего, либо непосредственно от алфавита финикийцев произошли также арабская, еврейская и греческая системы письма).
   Эллинистическое влияние прослеживается в архитектуре части сооружений Карона: колонны в греческом стиле [https://www.tajembassy.ru/ru/turizm/istoriko-kulturnyj-turizm]
   Карон в Таджикистане. Может подобные постройки в греческом стиле хранит и земля Бурятии?
   Фото: https://www.tajembassy.ru/ru/turizm/istoriko-kulturnyj-turizm
  
   Согдийские купцы строили свои торговые фактории по всему Великому Шелковому пути, а также в Южной Сибири (в Туве найдено около десятка согдийских городищ, также их крепости были построены в Забайкалье и Монголии). И неисследованные здания уйгурского периода в Сибири вполне возможно имеют сходство с известными постройками согдийцев в Средней Азии. Ведь и там от них мало что осталось - уничтоженные арабским завоеванием, последние согдийцы ушли в горы, где живут их потомки ягнобцы, говорящие на языке восточно-иранской подгруппы. Нынешнее население среднеазиатского Междуречья, узбеки и таджики имеют примесь западно-иранской крови (с помощью персов арабы завоевали Среднею Азию), а также тюркских и монгольских племен.
   Карон [Алексей Гергенов]
   Древний город Карон в Таджикистане
   Фото: https://www.tajembassy.ru/ru/turizm/istoriko-kulturnyj-turizm
  
   Письменных источников о жизни уйгурских поселений времен Уйгурского каганата (то есть, построенных согдийцами) известно немного. Удивительно, но большая часть текстов с согдийской письменностью найдена в Западном Китае, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Кстати таджики живут и там, внешность их как и части уйгур имеет признаки не только южноевропеоидной, но средне- и североевропеоидной рас - светлые волосы и глаза, что также сближает их с Памирскими народами, нуристанцами (кафирами) Афганистана и крошечным народом калаши с севера Пакистана.
  
  
   В будущее с надеждой на познание прошлого
   Вместо Заключения
   Как же руины выглядели, когда возвышались над окружающей местностью? Люди, случайно их замечавшие, обычно не придавали им значения, по крайней мере, в рукотворном смысле их происхождения. В случае с каменными артефактами горы у поселка Забайкальский (окраина г. Улан-Удэ) это легко объяснимо небольшой сохранностью кладки, а также редкостью и незаметностью лежащих на земле, в траве или у деревьев, разрозненных каменных блоков.
   Даже наличие вполне оформленных каменных стен, тянущихся на многие сотни метров как в случае с Меркитской крепостью, не гарантировало сколько-нибудь широкого интереса со стороны общественности (пока ее не обнародовал Алексей Тиваненко в конце 1980-х через республиканскую газету 'Правда Бурятии'). Как сообщал тот же Тиваненко в упоминавшейся выше статье 'Загадки и легенды древней крепости', вскоре после опубликования в 'Правде Бурятии' первой статьи о найденной им крепости (как помнится, вызвавшей если не фурор, то повышенное внимание читателей), к нему обратились несколько человек с сообщением, что и они встречали на хребте Цаган-Дабан древние дороги и стены, но не придавали им особого значения и что подобные странные сооружения встречаются и в других местах Бурятии.
   Тиваненко проанализировавший в той статье разнородный материал по поводу крепости, упоминает также краеведа Г. Л. Ленхобоева, который в своей рукописи 1952 года (частично опубликованной в трудах БКНИИ за 1956 год) привел известную легенду о похищении жены Тэмуджина ханом третьего меркитского племени Тохто-бэхэ, кочевавшем в Тугнуйской долине и имевшем в горах даже дворец (на мысе Элбэр), описание коего сходится с меркитской крепостью и в том, что гору опоясывает стена длиной 800 метров. Кстати, в этой легенде Тохто-бэхэ спасся из осажденной моноглами крепости, бежав вниз по Селенге.
   Также Ленхобоевым упоминается пещера ествесственного происхождения в центре 'меркитской' крепости, и то, что она похожа на крепость у станции Ганзурино. Тиваненко встречал подобные стены на горе Янгажинский Тапхар. Интересно, что Алексей Тиваненко, несмотря на им же подмеченную некоторую известность подобных сооружений, поставил вопрос о 'наличии в Бурятии нового типа археологических объектов, фактически неизвестных науке'. Остаётся надеяться на более плодотворное изучение каменных построек. Вкупе с признаниями ряда ученых в почти полной неизученности уйгурских (согдийских) построек в Сибири и проблемы гуннского городища (скажем прямо, замалчиваемого в советские времена) и вообще полного игнорирования в традиционных советских учебниках истории Бурятии и краеведения периода жизни земель Бурятии времен хунну, уйгуров и кыргызов, - уровень познания прошлого Байкальского региона, одних из его наиболее ярких страниц, крайне низкий.
   Понятно, что поле для исследований остаётся обширным, но, увы, доступным лишь для профессиональной археологии. И даже для нее всё далеко не так радужно: кроме извечной проблемы недостатка бюджетных средств, действуют бюрократические препоны, резко ужесточившиеся в начале XXI века не только для любителей. Если описать проблему кратко, выходит, что для проведения официальных археологических раскопок необходим Открытый лист, который может получить руководитель раскопок лишь после закрытия листа предыдущих раскопок.
   К тому же есть проблема недостаточного количества профессиональных археологов по всей России. В виду прочих описанных выше проблем, поставлен прочный 'крест' на любительской археологии, хотя именно она могла хоть как-то ускорить процессы изучения прошлого нашей страны.
   Пока же остается не то чтобы только фантазировать или мечтать, а воссоздавать облик возможно скрытых под нашей землей крепостей, дворцов и храмов методом экстраполяции - по известным сооружениям, сходным с артефактами Байкальского региона в культурном плане (древние каменные руины Таджикистана), а также в географическо-культурном: крепости Южной Сибири, Тувы уйгурского периода.
  
   Непосредственно по ископаемым остаткам уйгурских крепостей в Сибири существует схематичное изображение такой крепости в труде В. Я. Петрухина и Д. С. Раевского.
    []
   Древности Уйгурского каганата. Источник: В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский
   "Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье)".
  
   Не храм и не могильник, а форт? В случае расположения крепости на горе, ее опоясывали не полный периметр стен, а сеть разрозненных участков: там, где обрыв достаточно крутой, то и стен нет, там же, где склон более пологий, там и возводились более основательные каменные укрепления. Такую планировку 'меркитской' крепости заметил еще Алексей Тиваненко. В тот же 1988 год - год своего открытия крепости на Шара-Тэбсэг ('меркитской') он облетел эту гору на вертолете (пилотировал его известный в Бурятии летчик Герой Соц. Труда Леонид Ахметвалеев), после чего и сделал вывод о разрозненной планировке внешних укреплений, обусловленной особенностями рельефа гор.
   Своеобразная оборонительная система 'меркитки' отдаленно напоминает принцип постройки оборонительных сооружений вокруг Севастополя в Крымскую войну 1853-56 годов. Тогда отошли от системы непрерывных стен вокруг города (да и не было времени их строить, десант англичан и французов уже высадился в Крыму). Наспех построенная система обороны состояла из цепи редутов, земляных насыпей с мешками с землей, укреплённых курганов (самый знаменитый из которых Малахов курган) и прочих полевых укреплений.
   Быстрой постройке такой системы укреплений помог изрезанный рельеф местности вокруг Севастополя: множество оврагов, которые порой, конечно, мешали русским солдатам (что подметил еще молодой Лев Толстой, автор крылатых строк: Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним шагать), но гораздо больше помогали: ведь шагать через овраги гораздо чаще приходилось атакующему неприятелю. В оборонительном искусстве существует такой термин как 'кронверк' - форт, стоящий отдельно от стен собственно крепости (сам термин принадлежит военному искусству Нового времени, но нечто подобное могло применяться с давних времен у народов, обладающих глубокой градостроительной традицией). Не исключено, что на горах хребта Цаган-Дабан расположены остатки подобной система фортов (наподобие фортов вокруг Парижа во время осады пруссаками в 1870-71 годах) и других укреплений крупных городов. В таком случае легче объяснить и небольшие объемы сохранившихся стен, и отсутствие на вершинах таких гор прочих сооружений (ведь это не основная крепость) и отсутствие культурного слоя (в небольших фортах, кронверках находились только воины, да и то возможно лишь в военное время - в случае подхода войск неприятеля).
   Так что отсутствие культурного слоя можно объяснить не только ритуальным характером сооружений: это не могильники и не храмы, а небольшие форты.
  
   Рассматриваемая здесь гора у поселка Забайкальский небольшая, так что и на ее совсем невеликой вершине вряд ли могло стоять что-то кроме небольшой сторожевой крепости, храма или могильника. Если дополнить уже выдвигавшуюся выше в статье версию, получается такая картина: В самом начале, возможно еще в Бронзовом веке или, по крайней мере, при хунну, на вершине этой горы (и других южнее, вплоть до 'меркитки'), были построены небольшие сооружения из камня, возможно часть из них была могильниками, часть храмами, подобно разновидностям мегалитов: кромлехам и менгирам, раскинувшимся по Евразии, вплоть до знаменитого Стоунхенджа в Британии (кстати, Стоунхендж и Улан-Удэ находятся практически на одной широте, наиболее удобной для наблюдения звездного неба), чьи поставленные вкруг П-образные камни имеют множеств двойников Бронзового века вплоть до Бурятии и Монголии, где они известны как Херексуры, дополненные немного позднее Плиточными могилами (известно по раскопкам, что херексуры строили люди европеоидной расы, а люди культуры плиточных могил - монголоиды). Сами херексуры носят ритуальный характер, но не являются по сути захоронениями, вполне возможно имеют такое прикладное значение как астрономические наблюдения. А по мнению ряда исследователей паранормального - являются порталами в параллельный мир, а точнее, в некие закрытые локальные пространства. Позже через многие сотни лет на эти горы пришли мастера-согдийцы, руководимые уйгурскими властями. Теперь уже большей частью с точки зрения обороны, каменщики стали укреплять найденные горы. Выдвинутые далеко к северу от собственно крепостей, опоясанных стенами на сотни метров, такие "кронверки" доходили до нынешней административной границы Улан-Удэ - до поселка Забайкальский (более известном в городе как Зверосовхоз), выдвинутом далеко к юго-востоку от остального города, с южной стороны Байдоновой пади.
   После уничтожения уйгурского владычества завоевателями-кыргызами в IX веке, все крепости были заброшены, это запустение тем более касалось небольших фортов, удалённых от основных крепостей. Результат мы и видим по сию пору к югу от Улан-Удэ - разрозненные камни, иногда могущие напомнить нечто рукотворное. Лишь к югу, выше по Селенге, усиливаются признаки искусственных каменных сооружений - вплоть до Меркитской крепости на границе Тарбагатайского и Мухоршибирского районов.
  
   Случайно или нет, но неподалеку от 'меркитки' у Селенги находится роща абрикосов. И хотя они местные, непригодны для употребления в пищу, само название экзотического для Сибири южного фрукта невольно напоминает, что в суровых сибирских краях когда-то жили (и что самое главное для нас - строили!) выходцы из далеких, теплых и южных мест, из Согдианы... У согдийских строителей, оставшихся для нас безымянными, был глубокий опыт возведения каменных построек, ведь Средняя Азия - одно из древнейших мест цивилизации на Земле.
  
  
   Автор статьи: Алексей Юрьевич Гергенов, 1978 г. р.
  
   фото автора, кроме специально оговоренных
  

Список литературы

   1. Худяков Ю.С. Древние и средневековые фортификационные сооружения в Южной Сибири и Центральной Азии // Военное дело и средневековая археология Центральной Азии. Кемерово, 1995. - С. 62-73.
   2.Алексей Тиваненко. Древняя крепость // Правда Бурятии, - 23 августа 1988.
   3. АУ РБ "НПЦ охраны памятников". Археологические памятники Тарбагатайского района. http://burokn.ru/2019/09/30/arheologicheskie-pamyatniki-tarbagatajskogo-rajona/
   4. Худяков Ю. С. Памятники уйгурской культуры в Монголии. http://uighur.narod.ru/tarikh1.html
   5. https://www.tajembassy.ru/ru/turizm/istoriko-kulturnyj-turizm
   6. https://legendtour.ru/rus/mongolia/regions/khar-bukh-balgas.shtml
   7.С.Г. Кляшторный. Ордубалык: рождение городской культуры в Уйгурском каганате. // Древние культуры Евразии. СПб: 2010. С. 276-279. http://kronk.spb.ru/library/klashtorny-sg-2010a.htm

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"