Герасимов Валентин Изосимович : другие произведения.

Ошибка капитана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И если у льда надломилась граница, Штормит и впереди ураган, Не обойти его и некуда деться, Во всем виноват капитан. И лоции наши кораны иногда допускают обман. Голову с плечь капитану, Да здравствует КАПИТАН.


   Ошибка капитана.
  
  
   1.Борьба за план
  
  
   Теплоход " Нижний Новгород " стоял у третьего причала ленинградского порта после выхода из ремонта с Канонерского Судоремонтного завода. Последнее время судно работало на кубинском направлении, перевозя разные грузы от станков, грузовых автомашин, муки и сахара, включая даже ракеты земля-воздух. В этом году зима бала ранняя и суровая. В декабре ударили сильные морозы до тридцати градусов и начал расти лед. И за месяц река Нева одела свой ледовый, зимний жилет толщиной до полуметра . В среднем такой же лед был в Финском заливе. Капитан Степанов Сергей Павлович, среднего роста, нормального телосложения, c рыжеватыми волосами, тридцати пяти лет сидел в каюте вместе со старшим механиком Серовым Юрием Николаевичем и обсуждал результаты окончания ремонта. Результаты были не утешительные. Пароходству и заводу нужно было выполнять план к концу года. Судно простояло в ремонте у стенки завода три месяца. Канонерский остров с судоремонтным заводом его названия и жилыми домами соединялся с Ленинградом туннелем, прорытым под рекой Невой. Он считался одним из чистых островов Ленинграда. Здесь не было ни химических или стали литейных предприятий. Cудоремонт вреда экологии не наносит и ремонтирует суда, чтобы они не утонули . Многие жители работали на судоремонтном заводе, имели лодченки и катера и увлекались рыбной ловлей. Летом лучшего места для отдыха было и не найти. Но решением `ленгорисполкома' - советской власти в городе, по совету и с помощью Швеции и Финляндии было предложено построить очистные сооружения за Канонерским островом. То есть построить общественную уборную для сбора отходов великого, пятимиллионного города. Шведы и Финны денег не жалели, понимая, что такое вложение денег защитит их страны от русского промышленного и человеческого `добра'. Для этого рядом с островом намыли с помощью землечерпалок еще остров, и кто-то из начальства назвал его c юмором- `Белым' в цвет непорочности и девственности. В нем вырыли несколько больших открытых бассейнов, куда начали поступать канализационные стоки cо всего города. Они перемешивались, остаивались и воды выбрасывались в реку Неву и далее в Финский залив к берегам соседних стран. Тяжелые экскрименты оставались на острове Белом . Экологическая обстановка на Канонерском острове резко поменялась. При ветре с моря через центр очистительной станции, жителям острова и рабочим завода казалось, что они вошли в большой туалет, ветер приносил запах человеческих испражнений. В квартирах закрывались окна, использовались ароматические дозаторы, которые стоили не мало, но плохо спасали. Хуже было для рабочих, особенно сварщиков, чей обед обычно состоял из пол литра молока, положенного за вредность производства и купленного батона. Те говорили, что кушают прямо на горшке в общественном туалете. Рабочие пробовали обращаться с жалобами через свой профсоюз, но центральный профсоюз рабочих и его лаборатории признали естественные запахи от человеческих испражнений, не угрожающими здоровью человека. Преобладающими ветрами в Ленинграде были ветры с моря, поэтому моряки назвали Канонерский Судоремонтный завод - обгадившимся. Но после месяца ремонта на заводе, все привыкают к этим ароматам и принимают их , как должное. Поменять хорошую квартиру на острове на комнатенку в городе стало невозможно, никто не хочет меняться после первого посещения острова. Первый месяц рабочие ничего не делали, c половины второго начали чуть, чуть шевелится, с конца второго месяца срочно поставили в док, и за месяц сделали весь ремонт, кое-как покрасили подводную часть судна в морозную погоду, сократили ремонтную ведомость "дальше некуда"и выгнали с завода. Вообще, как говорят судовые маханики, ремонт это состояние - постоянный процесс , его нельзя остановить, его можно только прекратить волевым решением старшего начальника, что и было сделано. Пароходство отрапортовало в Министерство, что ремонт судна выполнен ударными темпами, и судно уже поставили грузиться на Кубу, предупредив капитана, чтобы его и духа в Ленинграде не было к 31 декабря. Теплоход "Нижний Новгород" был прекрасным судном финской постройки 1965 года, длиной 147 метров, шириной 20 метров, с пятью трюмами на 9000 тонн груза, c хорошим двигателем марки "Зульцер" мощностью 8500 лошадиных сил, который выдавал скорость пятнадцать узлов. Экипаж состоял из тридцати пяти опытных моряков. Но какой бы ни был прекрасный теплоход, когда он был новый принят с Финской верфи в Турку, уже прошло десять лет, и хороший ремонт ему был необходим. Но желания моряков не всегда совпадают с действиями управленческого аппарата, которые мыслят плановыми показателями и указаниями свыше. Старший механик жаловался капитану на многие недостатки, но капитан и сам знал, что ремонт произведен поспешно и не полностью. Крышки трюмов, грузовые краны, топливные и балластные трубопроводы отремонтированы лишь частично. Главный двигатель не прошел моточистки, холодильники не чистились, но как сказал в службе главного инженера один из его заместителей, и он также член парткома пароходства, старшему механику на его "стоны"- жалобы за не выполненный ремонт завода. ------ Юрий Николаевич, у Вас же на судне тридцать пять опытных моряков, путь до Кубы не близкий, стоянки в порту Гаване под выгрузкой продолжительные, вот и организуйте вместе с капитаном ремонтные работы. Вы же коммунисты, товарищи !! Все необходимые запчасти для этого выпишите, служба технического снабжения Вам доставит. Так, что мы надеемся, что эта задача Вам по плечу. Желаю Вам и экипажу счастливого плавания и хорошей погоды для встречи нового года.
   Пароходство по всем отделам готовилось к завершению года с хорошими и отличными показателями, и всем заместителям было сказано об этой задаче на диспетчерском совещании пароходства. Министерство ждало от пароходства боевого, отличного доклада, чтобы доложить о нем в правительство.
   Погрузка груза на Кубу шла быстро, в три смены, и через три дня судно должно будет покинуть родной порт. Капитан и старший механик жили на судне вместе с женами, которые морально поддерживали своих мужей в борьбе за план. Наконец, 30 декабря, когда начальство уже включило их в план "суда ушедшие в рейс из порта ", в 23.30 отдали все швартовы и вышли в рейс. Зимняя ледокольная проводка судна - это одна из тяжелейших операций для моряков. Главный двигатель работает с перегрузкой, то полный вперед, то полный назад, когда судно застревает во льду. Капитан все время на мостике у телеграфа, старший механик у реверса главного двигателя. Капитан пьет черный кофе и курит, чтобы не заснуть, старший механик делает тоже в машине. Лед шумит, льдины скребется по железному корпусу, не давая свободным морякам от вахты заснуть. Нужно держать определенное расстояние до впереди идущего судна в конвое, чтобы не сделать тому пробоину в корме, ведь у капитана вес судна с грузом более двадцати тысяч тонн и остановить его очень трудно. Новый год встретили в конвое судов под проводкой ледокола " Ермака" у острова Гогланда , и от капитана ледокола получили поздравления ,и все дружно погудели гудками в ответ, приветствуя друг друга. Наконец, утром ледокольная проводка закончилась, суда вышли на чистую воду за Таллинном, разомкнули строй и легли на свои курсы. Капитан и старший механик смогли после двух суток плавания во льдах , принять душ и отдохнуть в кровати. Дальше судно имели полное право вести самостоятельно вахтенные механики и штурмана, согласно морского устава. Капитана и старшего механика рекомендовано не беспокоить до ужина, чтобы оба могли выспаться.
   Экипаж потихоньку втягивался в морскую службу и привыкал снова к морской жизни после трехмесячного ремонта. Но опытные моряки, проработавшие на судне несколько лет, хорошо знали свою работу и судовые механизмы. Что не сделано в ремонте, теперь нужно было ремонтировать экипажу. Северное море встретило свежей погодой, но для океанского судна, каким являлся "Нижний Новгород", это было не страшно. Все таки, штормы здесь и в Атлантическом океане не сравнимы. Волна в зимней Атлантике может доходить до десятиметровой высоты, ей есть, где разгуляться на морских просторах, а в Северном море больше семи не бывает, ведь оно небольшое по сравнению с ней. Капитан и штурмана показали хорошие знания штурманских наук и прошли океан без повреждений, обойдя штормовые зоны. Судно во время пришло в Гавану, и было встречено портовыми властями и кубинскими докерами. Капитан и его
   экипаж работал на линии Ленинград-Куба уже несколько лет и имел много знакомых среди управленческого персонала порта района номер три: начальника Эдварда Мелонеса, главного диспетчера Герардо Чеварилья и начальника отдела претензий Петра Бетанкурта. Третий район порта Гаваны был известен многим капитанам судов, работающим на кубинском направлении. И особенно тем, кто доставлял на Кубу оборудование и станки для строящихся заводов молодой социалистической страны. Они обычно приходили на судно с визитом вежливости и с удовольствием соглашались пообедать, выпить русской водки за победу революции на Кубе и за лозунг кубинских революционеров Фиделя Кастро ,/ " Patria оr Myerty"/, Родина или смерть/. Выгрузка успешно была закончена за две недели, экипаж подремонтировал в машине все, что было не сделано в период ремонта на заводе в Ленинграде, съездил отдохнуть на прекрасный пляж Варадеро искупаться в океане в субботу. В понедельник судно получило рейсовое задание из Балтийского Морского Пароходства после выгрузки на Кубе следовать в Канаду, в порт Монреаль, для погрузки хлебной муки с доставкой обратно в Гавану. Зима в Канаде похожа на нашу зиму, только ,близкое влияние Гренландии с ее центром пониженного максимума, вызывает резкое падение температуры за несколько часов в Монреале и Квебеке до минус тридцати градусов. Капитан Степанов благополучно привел судно в Монреаль, и докеры погрузил 8500 тонн муки в мешках. Погрузка производилась машинным способом. Еще недавно грузчики грузили джутовые мешки с мукой по сорок пять килограмм в ручную. Все мешки муки в трюмах укладывались вплотную от борта до борта и представляла монолит, который не мог сдвинуться в любой шторм. С этого года грузчики начали погрузку по новой технологии с минимальным ручным трудом, что позволило уменьшить бригады грузчиков в три раза. Если раньше мешки были из джута, то теперь из нового химического материала полистирола. Теперь с новой технологией мешки грузились не в ручную, а с помощью коромысла к которому подвешивались мешки, и судовой крановщик направлял их с помощью крана в разные углы судна, постепенно заполняя пустоты трюма. Два грузчика в трюме только отцепляли мешки от коромысла. Но в трюмах образовывались пустоты, вместо мешковины из джута стали использовать для изготовления мешков материалы из полистирола. Эти мешки скользили один по другому без всякого сопротивления. Результаты испытаний на смещение, проведенные стивидорной канадской компанией, присланные в Балтийское Морское Пароходство говорили, что разницы между мешками из полистирола и джута нет. Но у многих опытных капитанов, работающих на этой линии, эти новшества вызывали большое недоверие. Джут или мешковина состояли из нитей, а полистирол был похож на пластик. На теплоход капитана Степанова были погружены мешки с мукой именно новым способом. В пустоты между стопками груза грузчики побросали сверху кое-как мешки с мукой, чтобы их заполнить. Для плавания в летнюю погоду по Атлантическому океану, такая погрузка мешков с мукой, может быть и была бы нормальной, но в зимнюю Атлантику в время жестоких штормов, смещения груза было не избежать. Между стопками мешков с мукой в пяти трюмах все таки были пустоты. Капитан Степанов работал капитаном еще только год. Разница между опытным капитаном и молодым в том, что опытный может предвидеть плохое развитие ситуации при встрече со штормом и постарается его избежать. Молодой капитан сперва попадает в штормовые , погодные условия и затем старается найти выход, когда уже иногда бывает поздно. В связи с морозами 20 декабря закончилась навигация по Большим озерам от Монреаля до Детройта и Чикаго, и все капитаны судов, стоявших в это время в Монреале были приглашены на торжественный ужин капитаном порта Монреаля и компаниями, имеющими бизнес на Больших озерах. Капитан Степанов решил взять с собой на прием первого помощника Никонова и старшего механика Серова. Но старший механик отказался в связи с тем, что завтра нужно выходить в рейс, а главный двигатель еще не готов. Отправились на прием только капитан и его первый помощник Никонов.
   Прием состоялся в отеле "Амбасадор", после приличного аперитива с `канопе', все были приглашены на торжественный ужин. Капитан порта сообщил о еще большем расцвете монреальского порта, президент общества компаний назвал прошедший год удачным по перевозкам пшеницы из провинции Монитоба по системам озер до Монреаля и Квебека по реке Святого Лаврентия, и после вежливых аплодисментов все принялись за еду. Первый помощник все спрашивал, а когда же все- таки будет концерт или самодеятельность. Заиграл оркестр. Наверное, должны быть танцы, но женщин среди мужчин почему-то не было видно. На эстраду под оркестр вышла молодая женщина и стала танцевать.
   Затем она стала раздеваться. У наших моряков впервые., увидевших стриптиз, глаза полезли на лоб и вспотели ладони. Пьяные господа полезли на эстраду и стали совать деньги в трусики артистки, заглядывая внутрь. Потом вышли несколько молодых женщин и стали раздеваться под музыку оркестра. Интеллигентная канадская публика совсем озверела, свистела, заулюлюкала. Стриптизерши начали не только раздеваться, но и начали помогать мужчинам, снимать свои костюмы под веселенькую музыку небольшого оркестра. Еле-еле `артистки' закончили свое выступление и убежали с эстрады, моряки думали, что следующим номером наверно будет исполнен половой акт для , но ,видимо , его отменили в связи с `разогревом' публики. Дальше хуже, было уже некуда, стриптиз входил в моду не только в дешевых портовых барах, но и на торжественных ужинах бизнесменов. Организаторы торжественного ужина объявили, что ужин закончен, артистки устали и пора расходиться по домам. Хорошо, хоть что участниками этого ужина были только мужчины, и мальчишник удался на славу. Трудно представить, что у этих бизнесменов есть жены и дети, они с ними ходят в церковь, учат чему-то детей. Видимо, пьяные мужчины, что с образованием или без, везде одинаковы- козлы . Если нет у общества `тормозов'-все разрешено, групповой секс уже начал пробивать дорогу на эстраду. Капитан и первый помощник вышли из отеля : --------Вот, товарищ первый помощник, тебе и канадская, художественная самодеятельность. Вышли мы после этого концерта, как голые и все в грязи. Неужели это и есть будущее нашего человечества. До чего же быстро пьяный мужик превращается в животное. Только создай условия, и сними тормоза морали, но не в своей семье.
   На пароходе уже заканчивали погрузку груза муки, и старший механик доложил, что главный двигатель к работе готов.
  
   2. Гибель корабля
  
   На следующий день к 08.00 груз был погружен, отдали швартовы, развернулись носом на выход из порта с помощью двух буксиров и вышли в рейс из Монреаля на Гавану с 8500 тысячами тонн муки для кубинского народа. Лоцман мистер, Джон Бордовски повел судно вниз по реке Святого Лаврентия. Джон часто водил русские суда по `морскому пути' - по реке Святого Лаврентия, как говорили канадцы. Особенно было красиво плыть по реке осенью днем в тихую, теплую погоду, когда канадские клены по берегам реки `расцветают' разными красками от ярко желтых до красных и коричневых. Вам кажется, что мимо Вас проплывает диковенный лес великого сказочника мультипликационных фильмов Уолтера Диснея. Сейчас уже скоро рождество и все в снегу, по реке плывут льдины, дует холодный северный ветер. Не позавидуешь сейчас русским морякам этого судна, выходящим в зимнюю, штормовую северную Атлантику. Подходили к мосту через реку, самому узкому месту реки.
   -------Капитан, как у Вашего судна хороший главный двигатель? .
   -------Да, лоцман, 8000 лошадиных сил, судну всего пятнадцать лет, не такое старое.
   ------- Сейчас будем проходить самое узкое место реки под мостом у города Квебека. Здесь течение достигает своего максимума. Кроме того, мы выходим в море вместе с приливом, который против нас в данный момент .Прилив тащит ледяные поля, которые тоже будут тормозить наше судно. Судам без груза и со слабыми машинами не рекомендуется входить под мост. По мере подхода к высокому мосту, под которым даже могли проходить океанские суда, скорость судна начала уменьшаться. Лед шумел по бортам, мост приближался. Судно вошло под мост, и судно остановилось. Лед шумел вдоль бортов. На верху по мосту шли автомашины. Не смотря, на мощный двигатель судна, движения вперед не было. Капитан
   с лоцманом подождали десять минут и приняли решение уйти из-под моста, так как удар судна об опоры моста мог привести к трагическим повреждениям и возможному обрушению моста в воду. Рисковать было нельзя, и сбавив ход до малого, судно вынесло из-под моста опять на широкую часть реки. Это было удивительно для русских моряков , что силы природы победили современный океанский корабль и заставили его отступить. Нужно было подождать, около полутора часов, пока кончится прилив на реке, и затем продолжить движение. Через полтора часа благополучно прошли под мостом, поменяли речного лоцмана Джона на морского Франсуа, француза, у Квебека и двинулись вниз по реке Святого Лаврентия до залива с таким же названием. Через два часа вышли в залив, подул свежий ветер cо снегом, температура воздуха понизилась до минус два градуса. Последний лоцман Франсуа пожелал счастливого плавания и хорошей погоды, но предупредил, что шторм в Северной Атлантике на пути судна ожидается большой. Декабрь- зимний месяц года давал о себе знать. Климат в Канаде такой же, как и в России, ведь они расположены на одной широте. Сводка погоды была плохой. Глубокий циклон не превратился в ураган, но прошел Кубу, набедокурил в Мексиканском заливе, и собирался пройтись по Флориде. Задачей капитана Серова Сергея Николаевича не встретиться с этим циклоном, разогнавшим волну до 10 метров и штормовой силой 11 баллов. Нужно было так проложить курс судна, чтобы пройти после его прохода или проскочить у него перед самым `носом'. Перед выходом в океан судно приготовили встрече с плохой погодой, и капитан решил проскочить перед носом, приближающего шторма. Судно имело хороший, мощный главный двигатель и только месяц назад прошло заводской ремонт. Получаемые по радио карты погоды от метеостанций США говорили, что циклон замедлил свое движение. После Флориды он обычно резко поворачивал вправо с суши на море под действием вращения земли и действием силы Кариолеса. В этот период он иногда ускорялся в движении и усиливался. На вторые сутки после выхода судно вошло в штормовую - первую его четверть. Циклон представляет на метеокарте такого паука , который вращается вокруг своего центра поротив часовой стрелки в северном полушарии нашей земли и загоняет суда в первую самую штормовую свою часть. По закону невезения сделал то, что от него не ждали, он ускорился, и судно приняло на себя всю мощь циклона `Флорес'. Волны захлестывали палубу. Неба было не видно, шел дождь. Судно качалось на волнах до двадцати градусов на оба борта.
   Скорость судна резко упала, высота волн достигала восьми метров. На начало третьего дня на траверзе Норфолка , военно-морской базы США , в четыре часа ночи, на вахте старшего помощника капитана главный двигатель неожиданно остановился . Капитана выбросило с дивана на мостике, где он расклинивался из-за большого крена. Судно перестало сопротивляться волнам, крен достигал тридцати градусов на оба борта. Cудно легло вдоль волн. Волны вкатывались на судно и носовая и кормовая части судна скрывалась под водой. Карты, штурманские принадлежности, все что не было прикреплено на мостике теперь каталось по палубе. Старпом первым добрался до телефона и позвонил в машину. Капитан еле- еле добрался тоже до телефона. К телефону никто долго не подходил. Капитан взял трубку от старпома. Наконец из машины ответил старший механик:
   -------Сергей Павлович, второй механик раздолбай упустил смазочное масло, идущее на подшипники гребного вала. Сейчас заполняем, как можем, в ручную расходную цистерну маслом и сможем дать. Автоматика остановила главный двигатель.
   -------Юрий Николаевич, давайте любой ход вперед, как можно быстрее, иначе может сдвинуться груз. Всех мотористов в машину, если нужно пошлем всех матросов.
   --------Старпом, спустись в машину и посмотри, что там они делают. Я останусь с матросом на мостике. Пусть дают любой ход вперед.
   В это время судно резко легло на правый борт до сорока градусов и раздался какой-то удар в середине судна у третьего номера трюма. После этого стало заметно, что крен судна на правый борт сорок пять градусов, а на левый тридцать. Через двадцать минут на мостик поднялся старпом и доложил, что в машине вся дека- палуба в масле, мотористы ведрами носят масло в расходную цистерну смазочного масла, но ничего почти не получается, скользят по маслу. Крен очень большой и ведра выплескиваются.
   --------Начальнику радиостанции принять радиограмму в пароходство. "Начальнику Балтийского Пароходства - ЧМ- прошу срочной помощи. Находимся в 150 милях от мыса Канаверал в рейсе с мукой Монреаль -Гавана в урагане Флорес Судно имеет большой крен на правый борт, cмещение груза, двигатель остановился. Судно может перевернутся, необходимо спасение экипажа. Прошу указаний. Капитан Степанов.
   Дежурный капитан по пароходству немедленно позвонил начальнику пароходства и реакция была немедленная.- Давать SOS, спасать экипаж. Нашему морагенту в США немедленно связаться с властями для оказания помощи. Всем судам пароходства в этом районе идти на помощь. Сигнал SOS, посланный с судна был более лаконичен для мирового флота. Теплоход Нижний Новгород в 150 милях к востоку от мыса Канаверал в урагане Флорес терпит бедствие, крен правый борт сорок градусов, машина остановилась. Прошу помощи по снятию 35 членов экипажа. Капитан Степанов. Международный морской сигнал бедствия, данный капитаном судна, немедленно был принят спасательным центром США , Норфолк. Капитану судна пошла радиограмма.
   `С базы ВМФ Норфолк вылетают два вертолета для снятия экипажа. Подготовьте моряков для подъема лебедками на вертолеты. Сделайте освещение. Держите связь с ними на 16 канале связи. Держитесь, они будут у Вас через сорок минут. Спасательный центр Норфолк.'
   По внутренней трансляции судна прозвучали слова капитана:
   -------Внимание всех членов экипажа !! Всем морякам одеться в теплую одежду, но чтобы она не затрудняла посадку в вертолет с помощью лебедки. Вертолетам не сесть на палубу нашего судна. Взять с собой только документы и деньги. Они будут через сорок минут. Все освещение на крышку трюма номер пять. Всем собраться в коридоре у выхода на пятый трюм. Остальные двери не открывать. Первыми будут садиться женщины, буфетчица и дневальная затем все остальные. Старшему помощнику и старшему механику покидать борт судна вместе со мной. Держитесь, спасены будут все.
   Капитан вспомнил о секретных документах, которые должны быть уничтожены методом сожжения, но главный двигатель - `умер' и механизмы вместе с ним. Работал только аварийный дизель-генератор, дающий свет и радио связь .
   Эти сорок минут казались вечностью, но вот вдали появились огни прожекторов двух вертолетов или геликоптеров, как называли их американцы. Погода несколько улучшилась, но волны были по прежнему большими. -------Капитан , мы сначала осмотрим место зависания, откуда будем снимать людей. Будем работать поочередно. Скажите людям, что времени очень мало, так как мы работаем на пределе дальности. Могут быть проблемы с топливом. Организуйте первых 18 человек. Никакого багажа.
   -------Вас понял, рекомендую крышку трюма номер пять. Там ничто не будет Вам мешать. Место хорошо освещено и нет выступающих высоких конструкций. Первые 18 человек готовы.
   --------Молодец капитан, захожу с левого борта против ветра и зависаю на высоте метров тридцать. Выводите людей, помогайте им одеть стропы от лебедки.
   Первый вертолет удачно завис, первых отправили двух женщин. Затем с мужчинами пошло по быстрее. Первые 18 человек были взяты первым вертолетом, и он пошел на базу. Второй вертолет торопил капитана так, как уже потерял полчаса и сжег какую-то часть топлива. Но был уже небольшой опыт, и посадка во второй вертолет прошла быстрее. Последним покинул судно, как положено по международным, старинным правилам капитан. Он смотрел на него из окна вертолета последний раз. Его судно совсем лежало на правом борту, горели огни прожекторов.
   Свистел ветер, лил дождь, судно вот- вот опрокинется. Его `дом', которому он отдал столько много сил, который спасал экипаж много раз во время сильных штормов, в этот раз не выдержал ударов морской стихии, он скоро погибнет и уйдет на вечный покой на глубину в 2500 метров. Вертолет начал подниматься и взял курс на Норфолк. Никто не видел, как судно перевернулось из-за смещения груза. Груз муки в мешках выдавил трюмные крышки, и вода хлынула в трюма. Мешки с мукой всплывали из глубины и заполняли поверхность океана, их было более 250 000 штук. Два судна Балтийского Пароходства подошли через сутки к месту гибели судна. Было обнаружено большое количество плавающих мешков с мукой, два спасательных круга с судна, несколько пустых бочек, доски. После шторма рыбаки, вышедшие в море, подобрали большое количество мешков и обеспечили свои семьи хорошей мукой для выпечки булки и лепешек. Мука в мешках имеет прекрасное свойство сохраняться в воде, образуя корку по всему наружному объему толщиной несколько миллиметров, не пуская воду . Между прочим, так сохранялась мука в период блокады Ленинграда на `дороге жизни' перед отправкой ее голодающим через Ладожское озеро.
  
   2. Америка
  
   В Америке была зима, американские, боевые вертолеты не имели обогрева и температура на высоте их полета была еще ниже. Все продрогли, но хорошо, что на вертолетах спасателях были термосы с горячим кофе. Через час прилетели на базу , начинался рассвет, всех провели в солдатскую казарму, накормили завтраком, предложили принять душ и отдохнуть на свежих простынях в теплой казарме. Все легли, но уснуть не могли, переживали все обстоятельства перелета, с плеч как-то спали тяжесть и страх смерти, многие разговаривали друг с другом, радуясь, что остались живы. К обеду прилетел из
   Нью-Йорка наш представитель морского флота Чеботарев Сергей Николаевич и поздравил всех со спасением. Затем, они вместе с капитаном нанесли визит командиру базы ВМФ, Норфолка, флота США адмиралу Джеймсу Куберту и поблагодарили его и двух командиров вертолетов за спасение экипажа. Военные фото-репортеры cделали несколько снимков и поспешили в газеты. Утренние, первые снимки для специального выпуска газет стоили дорого и их можно продать не в одну газету. В 15.00 экипаж покормили на базе хорошим обедом, и на автобусах все выехали в аэропорт для полета в Нью-Йорк. В 18.00 всех поселили в трех звездочный отель в пригороде города. Машина рекламы закрутилась, американские, бравые летчики спасли, рискуя собственной жизнью, 35 русских торговых моряков. Не смотря на охлаждения после Карибского кризиcа, Америка протягивает руку дружбы коммунистам СССР. Запланирована встреча президента США с экипажем и капитаном судна. Наше посольство вынуждено доложить все в Москву и оттуда одобрили эту встречу. Экипаж повезли в большой супер-маркет и одели в новые костюмы и пальто. Капитана и экипаж привезли в Вашингтон, где организовали встречу с нашим послом и посольством . Капитана и экипаж приготовили со встречей президентом США, как себя вести и что отвечать на вопросы журналистов. Самое главное - это благодарность американским летчикам за спасение и конечно президенту. Из посольства всему экипажу дали возможность сообщить о себе своим родственникам, и капитану доложить начальнику пароходства, что все с экипажем в порядке. Начальник пароходства дал команду агенту морского флота СССР Чеботареву о положенной выплате командировочных суточных членам экипажа в долларах США за дни пребывания в Америке, а также заверил их, что за погибшие личные вещи каждому будет выплачена сумма до 3000 рублей.
   В Вашингтоне назначили время встречи президента США и экипажа в 10.00 в Белом доме. Наш посол и переводчик посольства прибыли к этому времени вместе с экипажем. Им предложили раздеться, и провели на второй этаж в кабинет президента. Все построились в одну шеренгу во главе с капитаном, затем были приглашены фото-
   - репортеры многих газет. Вошел президент, защелкали вспышки аппаратов. Президент пожал руки всем членам экипажа, затем сказал маленькую речь о том, что все страны должны жить в мире и помогать всем морякам. От имени экипажа с переводчиком выступил капитан Степанов Сергей Павлович: ---- Господин президент, разрешите мне от имени экипажа поблагодарить Вас за оказанную нам помощь в тяжелый момент плавания, а также за гостеприимство в Вашей великой стране США, которое мы не забудем никогда. Мы также очень благодарны и восхищены смелостью и мастерством Ваших двух командиров вертолетов , которые выполнили спасение на предельном расстоянии. Я предлагаю им в удобное для них время посетить мою семью в Ленинграде и быть моими гостями.
   Ауденция президента закончилась, он попрощался и вышел. Наш посол был очень доволен выступлением капитана и особенно последней частью, которую тот экспромтом сам придумал в период выступления.
   На следующий день рейсовый самолет "Аэрофлота" взял на борт вместе с пассажирами и экипаж теплохода "Нижний Новгород". Перелет через Атлантический океан с дозаправкой топливом в Шенноне, Ирландия и вот дорогая , любимая Москва.
  
   3. Родина
  
   Там их встречал представитель Министерства Морского Флота из хозяйственного управления, выдал всем купейные билеты на поезд до Ленинграда и небольшой аванс в рублях на дорогу. Поезд отправлялся в 16.00, и у них хватило времени добраться до ленинградского вокзала, перекусить в вокзальной столовой и понять, что очутились дома. Родина встречала их , как обычно встречают командировочных моряков, прибывших из-за границы. Ими никто не интересовался из газетных журналистов или высокого морского начальства. Все ,однако, радовались, что добрались до родины, успели позвонить домой и доложили каким номером поезда едут.
   На Московском вокзале родные встречали своих моряков с цветами, как положено встречать героев. Поцелуи, объятия, слезы радости жен и родных, были наградой морякам за их тяжелый труд. Все разъехались по домам, договорившись завтра быть в 12.00 в кадрах пароходства, и доложить все про рейс и гибель судна.
   На следующий день капитана вызвали к начальнику пароходства, где он письменно доложил о гибели судна, предъявил судовой журнал с записями штурманов на судне и затем после спасения в гостинице в Америке. Старшего механика Серова Юрия Николаевича `пытала' группа главного инженера и механики наставники пароходства. Тот тоже написал объяснительную на имя главного инженера.
   Затем оба документа поступили начальнику пароходства, где комиссия начала искать виновных. Из Москвы шли директивы в том, что государство потеряло судно стоимостью 3 миллиона долларов, груз муки в мешках стоимостью 10 миллионов долларов. Раннее таких убытков от Министерства Морского Флота не было. А сейчас почему? Найти причины и доложить. Мука возится на Кубу много лет, такой случай произошел впервые.
   В центральной газете в небольшой статье просто указали, как статистику потерь на море в результате кораблекрушения судна с грузом в 13 миллионов долларов. В Министерстве Морского флота тоже была создана комиссия из московских моряков по нахождению причин кораблекрушения. В Ленинграде, рассмотрев все обстоятельства и действия урагана `Флорес' резко изменившего свое движение, из-за чего судно попало в сильную качку и удары волн. Пришли к выводу, что вины экипажа нет, что судно погибло из-за непредвиденных действий природы- "фос мажорных обстоятельств '- говоря юридическим языком. Моряки не виноваты. Всем дали отпуска и предложили отдохнуть в "Межрейсовом доме отдыха моряков" за счет профсоюза вместе с семьями.
   Но московские моряки начали копать глубже. Были изучены еще объяснения вахтенного механика в момент остановки двигателя. Нашли слова, сказанные старшим механиком капитану -" этот второй механик- раздолбай упустил смазочное масло для подшипников.
   Следовательно, судно шло не совсем правильным курсом, раз была сильная бортовая качка, второй механик упустил масло и главный двигатель встал. Судно втало лагом к волне- вдоль волны - дальше смещение груза, большой, постоянный крен в сорок градусов, при котором двигатель не может работать. Москвичи доложили, что курс судна был выбран неправильно, и судно испытывало ` броучинг'- сильная качка и судно не слушалось руля. Это была новая теоретическая версия, взятая из английских морских журналов. Наконец был издан приказ по анализам московской комиссии, что кораблекрушение произошло по первичной ошибке капитана-- неправильно выбранным курсом судна в шторм. Никто не стал слушать капитанов с ленинградской группы. Москва всегда умнее. Объяснительная старшего механика, куда-то пропала. Раз названа в приказе комиссии фамилия виновного капитана Степанова Сергея Павловича, в дело сразу вмешалась прокуратура северо-западного транспортного района в лице прокурора по транспорту Василь Васильевича Городкова . Если причинен ущерб государству в особо крупных размерах руководителем по неосторожности или по какому-то умыслу значит это 85 статья УК СССР с наказанием от двух лет условного до 15 лет тюремного с конфискацией имущества или без. Эта статья висела над всеми руководителями предприятий CCCР по защите государственной собственности рабочих и крестьян. Василь Васильевич был роста небольшого, полноват, лысоват, c добрыми синенькими глазками, смотрящими поверх очков. Он предпочитал темную одежду, кроме рубашки с галстуком,
   говорят был сыном старых репрессированных большевиков, всегда требовал в суде максимальные сроки по любой статье для виновных. Когда он читал лекции на курсах повышения квалификации для капитанов, он говорил:
   ------Товарищи капитаны, приходите к нам в прокуратуру в любое время дня и ночи. Мы Вас примем не беспокойтесь.
   ------ Василь Васильевич, мне можно камеру не угловую, ноги на севере заморожены, очень холод чувствуют. Угловые камеры - это самые холодные, а мне лучше в серединке.
   -------Ну, Вы уж совсем плохо о нас думаете. Прокурор - друг капитана.
   --------Вот , я на Ваши пароходы иногда хожу по долгу службы. Один капитан мне подарил перчатки рабочие для матросов, заграничные, так я в них на лыжах катаюсь. Вот судили одну аварию по вине капитана. Дали ему два года отработки на стройках химии, вот ему бы пригодились тачку возить такие кожаные перчатки. Так что,Вы парочку в запасе дома имейте. От тюрьмы и от сумы не отказывайся и не зарекайся. Ну, это я так, что-то к слову пришлось.
   Следователи прокуратуры начали снова вызывать всех штурманов и механиков, радистов "Нижнего Новгорода" для допросов. Капитана вызывали уже три раза и каждый раз находили новые обстоятельства аварии. Старшего механика Серова Юрия Николаевича, бывшего пенсионера по возрасту, быстро уволили из пароходства и отправили на пенсию, и он уехал в деревню, куда-то в `тьму таракань'. Капитана то оправдывали, то снова обвиняли. Каждый из моряков судна уточнял свои первые показания по указанию следователя . И получилось, что во всем виноват капитан, как указывала московская комиссия. Капитана Сергея Павловича задергали до того, что он стал верить в свою виновность. Наше капитанское расследование не принималось в расчет. Причиной аварии стало халатное отношение второго механика во время вахты, когда он упустил смазочное масло из цистерны, что послужило остановкой главного двигателя и потерей хода судном. Следствием было увеличение крена судна на оба борта . Да, судно следовало в условиях сильной качки, но на то это есть океанское судно, которое не раз попадало в такие шторма, но имеющее ход . Следующей причиной было смещение груза муки в мешках из полистерола и его механическая погрузка в Монреале, оставляющая много пустот в трюмах между мешками. Это привело к их смещению при частом крене в 30 градусов без работы главного двигателя. Постоянный крен достиг 35 градусов на правый борт и увеличивался. При таких условиях двигатель запустить было невозможно по правилам эксплуатации главного двигателя. Судно было обречено к дальнейшему увеличению крена, и волны добили бы судно. Решение капитана покинуть судно для спасения экипажа было правильным и единственным, разумным решением. Выводы : первый виновный вахтенный второй механик, вторая виновная сторона-- служба эксплуатации флота, подтвердившая канадской стороне механическую погрузку полистироловых мешков с мукой. Коффициэнт трения между мешковиной и полистиролом явно в пользу мешковины, имеющей другое строение, чем химический материал. Брочинг, который упоминался московской комиссией, значения в этом случае не имел.
   Но прокуратура опирается на документы приказа, подтвержденного министром морского флота, где сказано- " ошибка капитана из-за неправильного управления судном в шторм привела к гибели судна".
   Следует отметить, что капитан Степанов Сергей Павлович принял все меры по недопущению паники на судне, все члены экипажа были спасены. Экипаж принял президент США мистер Рейган, двух американских пилотов капитан пригласил с семьями в гости в Ленинград, как благодарность за их риск и смелость. Но в Москве только помнили об убытках в 13 миллионов долларов, причиненных капитаном.
   Должен быть скоро состоятся городской суд в Ленинграде, и капитана склоняли к признанию своих ошибок по статье 85 УК СССР. Тогда 4 года условно или отработка на стройках химии и выплата 20 000 рублей, ну а если не признаешь тогда возможно преступный умысел и до 15 лет строгого режима с конфискацией имущества.
   Так или сяк карьера капитана Степанова заканчивалась даже после отбытия наказания. Он превращался в люпмен-пролетария без специальности и вне общества. Можно потом обращаться в Верховный суд СССР, но обычно он оставлял такие просьбы и статьи без изменения. Сергей Павлович перестал спать, жаловался жене на сердечные боли. Отпуск у него закончился, на работе с ним особенно не разговаривали, но пока и не увольняли. Он был под следствием и без права выезда из города Ленинграда. Даже поездка на дачу за пределы Ленинграда должна быть одобрена судом. В последнее время он бесцельно ходил по улицам, ездил в метро, пробовал пить, но после этого болело сердце. Жена старалась отвлечь его от его мыслей, но это было невозможно так, как его еженедельно вызывали к следователю и знакомили с показаниями членов экипажа. Это случилось после одного из вызовов, когда с ним поговорил заместитель главного прокурора по транспорту.
   ------Сергей Павлович, следователь Вам все объяснил, надо заканчивать Ваше дело, Москва тоже требует результатов, а то Вы как-то повисли у нас в воздухе. В Городском суде, как раз есть пустое окно. Так что я передаю Ваше дело в суд, Ваш адвокат и Вы с делом ознакомлены. Судья изучит дело за два дня. Так назначаем первое заседание суда на среду этой недели. Как у нас говорят, наши `пациенты' -"раньше сядешь- раньше выйдешь."
   Сергей Павлович не помнил, как он дошел до дома. Жена открыла дверь и не узнала своего мужа. Белое лицо, какие-то блуждающие глаза, неразборчивая речь.
   ------Маша, ты понимаешь, что я не виновен. Наши капитаны тоже считают меня не виновным, все напрягает Министерство Морского флота - московские моряки роют мне яму. Прокуратура хочет меня закатать в тюрьму. Но я туда не пойду, пусть не надеются. -------Сережа, давай я вызову врача или скорую помощь. Ляг полежи или прими ванну.
   Да, все в Витькиной школе знают о твоих несчастьях, совсем задразнили. Нужно мне сходить в школу и поговорить с классным руководителем. Вот он со школы придет, ты с ним поговори, хорошо !
   ------ Нет, я лягу поспать, что-то сердце ломит, приму что-нибудь сердечное.
   Cергей прилег на диван, это было его самое любимое место. Жена не стала его будить, только сняла брюки и рубашку и накрыла одеялом.
   Утром в 07.30 Маша начала готовить завтрак и затем подошла к мужу, чтобы его разбудить. Она взяла его за плечо и стала тормошить. Тело было какое твердое и холодное. Она повернула его лицом к свету, и все поняла . Глаза были открыты и на свет не реагировали, пульса не было. Она побежала к телефону и вызвала скорую помощь. Та приехала через двадцать минут, доктор сразу констатировал смерть. По одереневшему телу, он определил, что смерть произошла около часа ночи. Видимо, инсульт головного мозга, смерть во сне- легкая смерть.
   Она отправила сына в школу, он был только помехой в похоронных делах. Сообщила в отдел кадров пароходства и в прокуратуру. В пароходстве посочувствовали и просили заехать в профсоюз для получения матпомощи.
   На похороны пришли родственники и несколько членов экипажа с `Нижнего Новгорода', которые плавали с капитаном не первый год. Маша рассматривала оставшиеся документы мужа и нашла в папке письмо, написанное Генеральному прокурору СССР за два дня до смерти. Она прочла письмо, в котором муж категорически отрицает свою вину в гибели судна, винит московских чиновников и следователей, которые доводят его до инфаркта своими необоснованными обвинениями. Где он также заявляет, что в тюрьму он не пойдет. Видимо, готовился к самоубийству.
   В связи со смертью мужа Степанова Сергея Павловича жене предложили материальную помощь в виде внеочередной покупки автомашины ВАЗ 2103, так как ему уже через год подходила очередь на автомашину. Прокуратура закрыло дело против капитана в связи с его смертью. Приглашенные летчики американцы так и не приехали в гости к капитану в Ленинград, и никто об этом не вспоминал. Героический поступок экипажа и капитана был представлен, как преступление . Государственная система приказа сверху довела капитана до инсульта, и он умер. Ошибки в действиях капитана Степанова Сергея Павловича по управлению судном `Нижний Новгород' в тот рейс в урагане "Флорес" - НЕ БЫЛО. Правительство СССР не использовало в политических целях эту cитуацию для улучшения американо-советских отношений: спасение экипажа судна американскими летчиками и прием экипажа президентом CША.
  
  
  
   К О Н Е Ц
  
   P.S. 1976 году погиб теплоход ` Комсомолец Киргизии' Балтийского Морского Пароходства на пути из Монреаля в Гавану с грузом муки. Весь экипаж был спасен американскими летчиками двух вертолетов.
  
  
   Автор: Герасимов Валентин Изосимович капитан дальнего плавания
   Окончил Ленинградское Высшее Мореходное училище. C 1959 по1972 гг.
   работал в Балтийском Морском пароходстве штурманом, 1972 года по 1996
   капитаном. C 1996 по 2001 работал капитаном на судах под разными
   флагами. Е-mail valger38@mail.ru
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"