"Тяжела ты, шапка Мономаха..." - говорит нам классика. Мы привыкли, что данный афоризм обозначает тяжесть самой власти, символом которой является "Шапка Мономаха". Но часто ли задумывался употребляющий эту фразу, обо всём многообразии смысловых оттенков слова "тяжела". Роман Злотников в своей серии "Царь Фёдор" смог осветить один из вариантов смысла слова "тяжела" во всём многообразии нюансов.
Для кого-то "Царь Фёдор" -это очередная слащавая сказочка на тему "Ах если бы...". Но для меня - эта история стала тем, что я указала выше, а именно историей о том, как тяжела бывает власть во всех смыслах.
Повествование ведётся от лица главного героя - владельца собственного бизнеса. Вроде как олигарх с яхтой, дамой на содержании и интересным хобби - кулинарией. В результате происков недоброжелателей Фёдор становится "попаданцем". Причём не просто переносится куда-то в своём теле. Сознание взрослого мужика, успевшего хлебнуть всякого, переносится в тело малолетнего царевича Фёдора. И начинается история "попаданства" длинною в жизнь.
Обычно авторы при описании историй "попаданцев" описывают лишь определённый период их жизни. Злотников замахнулся на описание ВСЕЙ жизни бизнесмена Фёдора Борисовича в качестве царя Фёдора. И, надо сказать, у него это отлично получилось. Царь Фёдор интригует, планирует, ошибается, строит, воспитывает, развивается, воюет, убивает, просчитывает варианты. Автор показывает то многообразие задач, которое приходится решать ГГ.
Уже в начале, Фёдору приходится думать, как не только выжить самому, но и ещё не допустить наступление Смутного времени. А дальше задачи лишь усложняются. Он не может рассказать правды о себе никому. Эту тайну ему придётся хранить всю ТУ ЖИЗНЬ. И , как будто в насмешку, или как дополнительный стимул к работе, на ГГ висит осознание ДОЛГА. Долга не допустить повторения той истории, которую он помнит. Причём не просто не допустить. А создать такую политическую ситуацию, которая бы максимально уменьшила возможность подобного развития событий.
Есть, конечно, некоторые моменты, которые кажутся совсем неправдоподобными. Это замечают и другие читатели. Речь идёт о высоком моральном уровне выпускников царёвых школ. Но, если вдуматься, то неправдоподобным такое мировоззрение кажется с точки зрения современного человека. Даже сам автор пишет, что ГГ отправлял заграницу на стажировку как можно больше, чтоб вернулась хотя бы половина. Но он не учёл, как и любой современный человек ,наверное, что отношение к царю и власти было несколько другим, чем он думал. Домой вернулись ВСЕ. Ибо задание им давал помазанник божий и обмануть его доверие НЕЛЬЗЯ. То же, если подумать, можно отнести и к учёбе в царёвой школе. Подобная психологическая обработка, если она шла на протяжении всего обучения, должна была дать определённый результат. Да и по некоторым намёкам из текста, можно думать, что некоторые моменты обучения были подобны обучению древних спартанцев("дни молчания" например). И это так же не могло не наложить определённый отпечаток на формирование характера юного ученика.
В конце, ГГ вновь везёт. После своей "смерти" в качестве царя Фёдора, он возвращается в своё тело, в будущее. И там, имеет возможность увидеть, КАК изменился мир, благодаря его трудам и трудам потомков "Царя Фёдора". Мы расстаёмся с Фёдором Борисовичем тогда, когда он решает, чем же ему заниматься в изменившемся мире. И, я уверена, что "царь в отставке" найдёт, к чему приложить свою энергию.
Ведь тот, кто смог ДОСТОЙНО снести ту ТЯЖЕСТЬ, что свалилась на его плечи в виде "Шапки Мономаха", не посрамит ни предков ни потомков ни себя.