Из истории создания одной картины Геннадия Генераленко.
Дронтов.
История повторяется - в первый раз это трагедия, потом только фарс.
О драмах пишут часто и охотно, а фарс освещается редко. Только никто почему-то не учитывает, что фарсом история становится, если только человек уже попадал в трагическую ситуацию. Повторное падение Чарли Чаплина на кожуре банана прекрасный повод позубоскалить. Упасть в первый раз больно, даже если помнить, что великий комик падал на грязный асфальт голливудской студии раз восемьсот.
Осенью 2004 года районные власти Ясенево, что на Юго-Западе Москвы, объявили конкурс на лучшее граффито среди москвичей имеющих навыки работы с большими плоскостями. Предполагались три денежные премии и всемирная слава в виде публикаций в районной газете и репортажа на районном радио. Геннадий Михайлович обычно в конкурсах не участвует, но в этот раз почему-то быстро согласился принять участие. Вероятно потому, что конкурс должен был проходить около его дома, а скорее всего подтолкнула любовь к созданию больших, монументальных произведений искусства.
Тем более, что властями формулировались задачи весьма туманно и декларировалась полная свобода творчества.
"Рождение Афродиты". Живописная композиция Геннадия Генераленко отнюдь не была пародией или плохой копией шедевра Боттичелли. Некоторая условность образа и схематичность заднего плана диктовалась сроками выполнения работы - всего один день.
Стремительный абрис Афродиты, пенные волны под её раковиной напоминали зрителю, что со времен Боттичелли прошло более пятисот лет, и Афродита ХХI века - символ красоты, в технократический век не может быть девушкой Высокого Возрождения.
Вертикальная фигура богини уравновешивалась парными горизонтальными изображениями - кита пускающего фонтан воды и с другой стороны парусного судна, что еще более делало работу художника живой и подвижной. Светотень в росписи была разработана довольно подробно, создавалось полное впечатление объема.
Увы, не долго радовало это произведение москвичей и гостей столицы. Проезжавший мимо префект округа увидев в окно своего "членовоза" нечто, затронувшее тайные стороны его души. Долго смотрел на композицию, потом важно бросил челяди:
- Бабу одеть!
Что двигало чиновником, каковы были его эстетические воззрения и что ему вспомнилось из личной сексуальной жизни? Нам это не известно. Дальше действие развивалось как обычно в таких ситуациях. Звонки, воздевание чиновничьих рук к небесам и патетические речи обращенные к совести художника и угрозы "надавить через союз". Недвусмысленное предложение "одеть бабу".
Генераленко отказался и через день вместо блестяще исполненной композиции на стене оказался безликий пейзаж на тему "лес и речка, у речки овечка". Даже фотографий не осталось с изображением рожденной Афродиты.
Где же фарс, спросит читатель?
Вера Мухина, прославленный скульптор свидетельствует - В 1936 году проходил закрытый конкурс на монумент "Рабочий и колхозница". Жюри состояло из одного человека Вячеслава Молотова. По образному выражению Черчилля этот председатель правительства СССР был "человеком с железной жопой". Осмотрев все представленные макеты он прорычал:
- Одеть!
Мой любезный читатель! Давно в лучшем из миров Вера Мухина, истлели останки В. Молотова, а его продолжатели и спустя 70 лет мыслят категориями "Бабу одеть"! Очевидно все достойные монумента представители женского пола должны выходить на свет божий из мастерских художников "В старомодном, ветхом шушуне".
Через несколько дней Геннадий Михайлович эскизно перенес на маленький холст композицию уничтоженной росписи. Все то же пенное море, все так же стремительны кит и трехмачтовый корабль, все так же легка кисть, только лицо Афродиты очень грустное.