Гейман Александр Михайлович : другие произведения.

Пара страниц о национальной идее

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Простой подход к формулировке

         ПАРА СТРАНИЦ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ



         Формулировка пресловутой национальной идеи России мне не виделась и не видится особенно существенной задачей. Гораздо важнее действительное осознание своей исторической и метаисторической перспективы, своих стратегических интересов - что, конечно, должно выражаться в правильных практических решениях и действиях. Об этом я высказывался в работе "Битва России: шанс" , там же дано и мое понимание долгосрочной стратегии России, её "на что ставить".
        Однако некоторые мои наблюдения показывают, что тут все ж таки ощущается некий вакуум, идейный и идеологический. Кроме того, иные дуболомные формулировки - вроде той, что сподобился дать Зюганов ("православие, армия, КПРФ"), толкают меня изложить пару очень простых соображений уже именно о национальной идее (а не о стратегии) и обрисовать подход к ее формулировке.
        На мой взгляд, наши идеологи умудряются блуждать буквально в трех соснах. Национальная идея России, если понимать ее как некое программное кредо, прямо-таки лежит на поверхности, и бывшим цэковским идеологам надо было деградировать до нынешнего слабоумия, чтобы не замечать этого очень простого.


(Впрочем, замечу в скобках, в числе действительных врагов человечества - а это, конечно, не Бен Ладен и не США - в числе реальных врагов находится и такое свойство человеческого мышления, как его, я бы назвал, искривленность - это двоемыслие, действительное неумение прямого обращения к реальности, неумение ходить прямыми путями. Это не моралистика с моей стороны - иные исследователи усматривают в человеческой психике даже особого рода встройку, т. наз. монитор отклонений, т.е. дело хуже, нежели простое невежество либо игра в поддавки. Но это - в скобках.)

         Однако сделаю все же одну оговорку. Национальная идея в ее внутреннем, скрытом плане - это, конечно, вещь сложная и тонкая. Под таковой здесь можно понимать, с одной стороны, некий очень трудноопределимый пакет отличительных черт, особенностей нации, народа, а с другой стороны - назову так, тот фрагмент задачи человечества, который прорешивается в историческом бытии именно этой данной нации. Этих - действительно сложных и тонких - материй я здесь даже не буду касаться. Во-первых, моя задача проще. Во-вторых, мы слишком невежественны (при всей нашей гордыне всезнайства) относительно этих сфер реальности. Неясны действительные законы, по которым развивается человечество. Неясен, так сказать, всемирный план - а такой может быть. Соответственно, раз неизвестен сценарий, то и роль в нем России достаточно гадательна. Правда, тут возможен креативный подход - ответ через написание "сценария" - точнее, через участие в написании - но об этом, повторю, я высказывался в "Битве России".
        Короче, национальной идеи в ее внутренней, метаисторической, энергийной и метафизической потаенности я не трогаю - вообще-то, и касаться этого не хочется: материи тонкие, мы с этим работать еще не умеем. Но есть внешний план - зримые конкретные интересы, нужды, вызовы, стоящие перед народностью, нацией, сверх-народом. Конечно же, в таковых национальных интересах и задачах до некоторой степени отражается все та же национальная идея - а значит, точную и емкую формулировку исторических задач нации будет до некоторой степени справедливо считать национальной идеей - разумеется, в ее внешнем плане. И тут, повторю, всё лежит даже не на поверхности, а прямо-таки на ладони. Что ж, давайте на пальцах этой ладони и прикинем, в чем состоят такие задачи и интересы.
        В самом деле, чего мы, народ (и народы) России сейчас хотим?
        Прежде всего, встать в ряд с успешными странами Запада - по уровню жизни, по уровню социально-экономического развития, по "цивилизованности", по весу в мировом сообществе и т.д. Назовем это в рабочем порядке: процветание.
        Далее, мы хотим сохранить целостность и протяженность России: не просто территорию России, но ее роль и положение евроазиатской державы, а также, назову это так, историческое лицо страны, которая привыкла объединять многие народы - и внутри себя, и вокруг. Тоже пока так и назовем: евразийство.
        Наконец, мы, безусловно, хотим сохранить и самобытность, - как принято это обозначать на казенном языке политологии, национально-культурную самоидентичность, - опять же, так и обозначим: самобытность.
        В общем-то, это почти вся национальная идея России (в оговоренном выше внешнем смысле). Ниже мы рассмотрим эти три слагаемых чуть пристальней и попробуем подобрать для них более или менее краткие, звучные и понятные обозначения.


В ПОРЯДКЕ ОТСТУПЛЕНИЯ, однако, хочу пока сказать пару слов вот о чем - о полной законности и абсолютной приемлемости этой национальной идеи, этих национальных интересов и устремлений - приемлемости как для ближних соседей, так для мирового сообщества в целом. В том-то и дело, что в национальных интересах России нет ничего не только противозаконного, но ущемляющего или опасного для интересов других стран и народов. А отсюда, пора все же научиться открытому и внятному выражению и обеспечению этих своих интересов - ни стесняться, ни скрывать просто нечего. Кстати, ничьи действительные национальные интересы, - ни Америки, ни Китая, ни Африки, скажем, НЕ ущемляют ничьи другие - таково мое твердое убеждение. Конфликты возникают лишь при желании поиметь чужое - или свое за чужой счет (что, впрочем, одно и то же), и уж тут нет альтернативы тому, чтобы умерить аппетит и вообще научиться вести себя прилично. Камешек я здесь кидаю отнюдь не в огород лишь одних США - увы, увы, последнее относится ко слишком многим, чему нерадостный образец ближайшая постсоветская история - да она ли одна.
        К примеру, Кавказ. Разумеется, прямой интерес России, чтобы на территории сопредельных государств НЕ располагались базы террористов, откуда последние проникают на ее территорию, и чтобы вообще земля этих стран НЕ была проходным двором для международной преступности. Что незаконного и империалистического в таком интересе? Ненормально было бы не хотеть этого! Далее, что незаконного и империалистического в том, чтобы желать влияния и веса в этих самых сопредельных государствах? Опять же, странно было бы не хотеть этого. Да разве тот же Азербайджан или Грузия не хотят того же самого - чтобы с ними считались и принимали в расчет их интересы в России? А если такой вес имеется, то вполне нормально и законно им пользоваться - хотя бы для решения тех же вопросов противодействия терроризму. Повторю, тут абсолютно нечего скрывать и стесняться - все это разумно и вполне цивилизованно. Извиняться - как это повелось с подачи козыревско-ельцинской дипломатии - здесь совершенно не за что ("вы уж нас простите, что нам чужих военных баз около своей границы не хочется, ну, уроды мы такие... а то вот еще миллионы русских за границей России живут, ничего, если мы за них немножечко будем заступаться, мы шепотком, мы тихонечко, можно, да?.."). В этом же ряду законных интересов и защита прав так называемых русскоязычных в странах ближнего зарубежья. Да покажите мне хоть одну страну, которая станет радоваться тому, что миллионы - не единицы и не тысячи даже - миллионы бывших ее граждан будут отучаться от родного языка, подвергаться дискриминации, а то и прямо изгоняться из места своего проживания, а часто и рождения. Это ведь не израильские поселенцы на оккупированных территориях, разница маленько есть - наши-то ехали, чтобы строить, лечить, промышленность налаживать, жили в одних домах и работали на одних заводах - причем, и работали-то на ту самую страну, где жили, а не грабили колонию в пользу метрополии, как практиковала просвещенная Европа.
        Да и вообще, России вполне естественно, положено хотеть, чтобы русские (включая "русскоязычных") вне России оставались в ее культурном поле, сохраняли с ней связи, опознавали себя русскими (россиянами) и уж само собой, не подвергались какому-либо давлению по национальному - тем более, антирусскому или антироссийскому - основанию. Что тут незаконного или имперского? Что здесь скрывать и проводить по двойной бухгалтерии? Эти и подобные интересы надо ставить вопросом открытой, внятной, последовательной позиции. Кстати сказать, к достоинствам русского национального типа определенно относится открытость, решение вопросов напрямую и без камня за пазухой - да оно и для партнеров гораздо удобней, даже при несходстве позиций.
        Другое дело, - и это очень-очень существенно, - что при этом следует:
во-1-х, исключить всякий двойной стандарт и самим - причем, особенно строго - держаться установленных правил игры,
а во-2-х, принимать на себя, так сказать, повышенные и дополнительные обязательства (это совершенно естественно уже по той причине, что следить за игрой по правилам берется более сильный - больше-то и некому).
        Впрочем, это разговор уже по несколько другой теме, закругляюсь.

         Итак, попробуем вглядеться получше в слагаемые этого очевидного интегрального национального интереса (= идеи) - возможно, само их содержание что-то подскажет для формулировок более емких и глубоких.
        Начнем с процветания. Поскольку мы хотим европейского (западного) уровня развития, то процветать по-европейски, естественно, возможно лишь следуя в целом европейской линии развития, усваивая и приспосабливая под себя ее цивилизационные модели. Это означает, например, все ту же рыночную и многоукладную экономику - с одновременным ее гибким регулированием с тем, чтобы смягчить крайности и защитить население от разного рода катаклизмов экономической стихии - современная европейская модель в том и состоит (как о том удачно выразился К.Ю.Резников - "капиталистический рынок в социал-демократическом наморднике"). Это означает также наличие демократических свобод, мощной науки - а с этим и свободное обращение общественной мысли, а значит, открытое информационное поле - ну и т.д. В принципе, то, что я обозначил как процветание, с тем же правом можно было бы обозначить как знание или просвещение - понимая последнее как рациональное позитивное знание, науку. Однако это все несколько расплывчато и высоковато. К сожалению, в нашей политической жизни нет партии или движения, которое взяло бы на себя проводить подобную линию и символизировало бы эту часть, это слагаемое национального интереса (ну нет, не надо мне про наших "правых" - это типичные большевики и никакой идеи у них за душой просто нет: совки, переключившиеся с одной догмы на другую. Какие уж из них демократы.). Отсюда, я не могу здесь козырнуть простой отсылкой на движение этого рода, как можно было бы в ином случае (например, попросту сказать "марксизм" или "бюргерство"). В идеале надо бы не просто дать символ - "процветание" (или, скажем, культ знания), а уже в самом названии, термине показать его сопряжение с источниками, с предпосылками - но такого удобного обозначения у меня под рукой нет. Ограничимся пока признанием, что речь идет об усвоении западноевропейской цивилизационной модели (подчеркиваю - цивилизационной, а не культурной: культура и цивилизация не одно и то же) на нужды собственного развития и прогресса.
        Далее, евразийство. Тоже вроде бы все понятно, но не так-то просто собрать в один целый образ - на китайский манер хочется здесь дать этакий глюонный (склеенный) иероглиф, где сами составные части отсылают к разным граням понятия. Но уж если брать самую-самую суть, то о чем речь: о существовании России не как (моно)национального, а как многонационального сообщества, расположенного на огромном пространстве Евразии, причем, сообщество это не механическое, а целостное, и целостность эта образована на принципах россианства (об этом см. на моей стр. "Битву России" или, подробней, "Поделиться битвой Страны" ). То есть, речь о сохранении и развитии евразийского россианского сообщества - сохранении территориальном, социокультурном - и, само собой, физическом.
        Наконец, самобытность - с ней, в общем-то, все понятно: это язык, менталитет в его коренном и лучшем, культурное своеобразие, склад народного характера и т.д. Вопрос в том, как бы это обозначить так, чтобы было ясно, что речь не о чьем-то своеобразии вообще, а о самобытности именно России.


(Кстати, я здесь не трогаю вопроса религии, поскольку полагаю само собой разумеющимся, что в самобытность России входят и традиционные конфессии населяющих ее народов, - православие у русских или ислам таких-то направлений у мусульманских народов, буддизм калмыков и т.д. Далее, мирное и даже дружное сосуществование ислама и христианства в России, конечно же, является одной из отличительных черт России и определенно есть часть ее своеобразия. Однако я не считаю возможным не только ставить вопрос о православии как основе современной российской идеологии, но и вообще выдвигать вопрос о религии в качестве одного из слагаемых национальной идеи. Давайте уж без дураков - время совсем не то, и религия в ее сложившемся виде как таковая не способна руководить обществом. Такие попытки дают сейчас отнюдь не духовный взлет, а самые плачевные результаты - причем, в странах даже такой тотальной религии как ислам. Примеры - Иран, Афганистан: мало того, что экономический и культурный упадок, так еще и в части все той же общественной морали никаких достижений. Оно и понятно - тоталитарный режим, неважно, от атеизма он исходит или религии, человека не улучшает. Отсюда: в культурное своеобразие российское православие, безусловно, входит - равно как и его сосуществование с исламом. Но национальной идеей (идеологией) России оно не является - даже ее составной частью. И - вряд ли уже будет являться - в чем ничего страшного ни для России, ни для православия. А вообще-то по этому вопросу я, возможно, напишу отдельно и достаточно обстоятельно - пожалуй, есть что.)

         Так вот, какого-либо понятия, емкого названия я для российской самобытности не просматриваю. Народность? Но ведь и - многонародность. Русская душа? Россианство? М-м-м... Пожалуй, как и в двух предыдущих случаях, нет возможности сослаться самим названием на некое символически известное явление или общественное течение.
        Ну что же, примем это как данность и не будем на том застревать - кратко выразить содержание обрисованной выше национальной идеи можно и без того. Пока же суммируем суть: национальная идея сейчас фактически означает -
        - процветание на европейский лад и европейского уровня
        - на пространствах Евразии (понимая здесь не только территорию, но и социокультурный план)
        - при сохранении национального (конкретно, русского и российского) своеобразия и самосознания.
        Всё? Как мне думается, этим бы с запасом удовлетворился почти всякий представитель любой иной страны. В самом деле - и процветание, и индивидуальность, и место где цвести - все при тебе, и чего еще-то? Но русскому человеку этого все-таки мало: чего-то - самой малости - а может, самого главного - не хватает. Ну вот - не всё. За что и любим. Почему она и Россия.
        А не хватает - неба: того самого, которое штурмуют. (Как о том: "Высока ли высота поднебесная...") Не хватает тайны. Не хватает неизвестности, без памяти о которой известное становится тюрьмой, которую всякий нормальный человек старается покинуть. Не хватает иного измерения. Не хватает горизонта, если на то пошло. Все это верно будет назвать духовным измерением, но - что немаловажно - это вопрос не только духовный. Даже если оставаться в пределах рационального и земного, то в рассмотренной выше триаде не просматривается, например, космос - в который мы уже летаем и в который человечеству выбираться ведь предстоит. И который нас просто физически обступает - никуда не денешься. Далее, что не менее существенно, в такой триаде опущено, игнорируется время, - как будто его вовсе нет, как будто все не течет и не меняется. Я бы сказал, что описываемое выше желаемое всем хорошо, но - оно не разомкнуто в будущее - а между прочим, уже одно это обрекает на прыжок во вчера, а вовсе не в желанное завтра.
        Итак, надо ввести что-то вроде дополнительной координаты - как бы ее определить-то? Космизм? Новое - божественное - сознание (так, например, в трудах Ауробиндо)? Просто - Бог? Открытость будущему? Или - духовной реальности? М-м-м... опять же, что-то не приходит на ум одного точного емкого слова. Или уж слишком универсально и общо (да и выспренне как-то), или односторонне. В любом случае примем, что имеется в виду превышение посюсторонних нужд настоящего, устремление сверх обозримого и известного, готовность меняться и иметь дело с новым, готовность открыться надстоящим измерениям и планам реальности. А покороче все это - ну, хотя бы: открытость будущему и высокое устремление. Но как не называй, без этого никуда - и воля нужна длинная, и устремление сверхдальнее, и сознание под космический ритм настраивать, и Духу открываться, и лицом к будущему разворачиваться - ну, надо, надо.
        Вот теперь попробуем суммировать все вместе хотя бы в какую-то формулу. Ударной лозунговой гаммы в четыре слова у меня лично не получается. Скажем, такая:

         космизм-евразийство-самобытность-процветание

- как-то неконкретна, а кроме того, в своем первом термине не вполне корректна, не указывает на все то, что излагал выше - скажем, на измерение Духа или открытость времени. Можно несколько увеличить свободу маневра и допустить поясняющие определения - а можно, и поэзии еще добавить. Получилось бы примерно так:

         духовное устремление - русская душа - евразийское пространство - европейское процветание.

        Н-ну, не знаю... Может, кому и понравится и будет понятно - особенно, в поясняющем поле этой моей работы, - но меня лично не слишком устраивает. Отсюда, я бы предпочел чуть длиннее, в сопровождающей расшифровке. Например, так:

         Динамичная европейская цивилизация - на евразийском географическом и культурно-этническом пространстве - при сохранении народной самобытности - в осознании исторической, духовной и космической перспективы.

         Я не настаиваю, что это столь уж удачная формулировка. Но она, во-первых, учитывает все основные моменты национальной идеи. Во-вторых, что очень даже неплохо, она открыта - открыта для принятия или даже участия стран Евразии - скажем, от процветания по-европейски не отказался бы тот же Иран или Грузия, а сохранить национальное своеобразие опять же желание каждого. При этом, налицо и духовное измерение, отсутствием которого - во многом, справедливо - объясняют свое отторжение Запада страны третьего мира.
        А в-третьих, такая национальная идея абсолютно приемлема для всех, пожалуй, общественных течений России - полагаю, там ничего не стали бы отвергать ни Жириновский, ни Зюганов, ни Немцов или Явлинский, ни даже Анпилов с Лимоновым.
        По очень простой причине - эта формула действительно описывает действительные слагаемые национальной идеи России. Которые, опять же, очевидны и приемлемы для всех. И которые лежат на поверхности.
        Что и требовалось доказать.
  
  
  
        18-22 апреля 2004
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"