Аннотация: В очерке рассказывается о развитии русских единоборств с древних времён до наших дней.
РУССКАЯ СИЛА
У всех народов мира была в почете физическая сила,ловкость,смекалка.В полной мере эти качества проявились в различных единоборствах,которые возникли одновременно с
появлением человечества.Первобытному человеку приходилось отстаивать лидерство внутри племени и свою территорию от других племен только парой собственных рук.С воз-
никновением государств получили развитие и боевые единоборства,свидетельства о которых встречаются в надписях египетских гробниц 4тыс.до н.э.Американский археолог
Спейсер обнаружил в окрестностях Багдада две небольшие плитки с изображением боксеров и борцов.По оценке специалистов им 5тысяч лет.Стенные росписи гробницы 23в.до
н.э. в Бени-Хасан донесли до наших дней рисунки 600 приемов кулачного боя и борьбы.Внимательное изучение древних изображений ,дает возможность сделать вывод ,что
борьба и кулачный бой играли важную роль в подготовке воинов.Что касается староегипетской борьбы,то она имела на вооружении целую систему приемов,конечная цель ко-
торых состояла в выполнении броска и прижимании соперника спиною до земли.
Наибольшее развитие единоборства получили в Древней Греции.И если в Древнем Египте борьба стала прообразом современной борьбы,то в Древней Греции кулачный бой стал
прообразом современного боксерского поединка.Борьба и кулачный бой у древних эллинов были не только видами спорта,но и средством физического воспитания,формирующим
в юношах смелость,стойкость,ловкость и быстроту.Серьезный подход к военно-прикладной подготовке содействовал появлению еще одного вида борьбы- Панкратиона,который
сочетал в себе элементы борьбы икулачного боя.Древние греки считали,что панкратион самый красивый вид атлетики."Панкротисты сочетают силу льва и хитрость лисицы.У
каждого есть свой прием:один умеет подставить подножку,другой лягнуть соперника.Им разрешенно даже бить ниже живота и рвать друг другу уши,но нельзя кусаться,нель-
зя калечить своего противника.За этим зорко смотрят элланодики".Из всех античных единоборств,был наиболее сложным.Он не исключал удары кулаком или ладонью по всем
участкам тела,удары ногой,коленями,удушение,выкручивание суставов и позволял после падения продолжить борьбу на земле.Панкратион-первый достаточно известный вид еди-
ноборства.Именно к нему восходят единоборства европейских народов,которые немало заимствовали из его технического арсенала.Вольная и классическая борьба,английский
и французский бокс,-все это производные из панкратиона.В наше время на базе древнего единоборства Джин Арвантис разработал одну из наиболее практичных систем Му-То,
техника которого основывается на простых,экономных движениях.В Му-То атаки проводятся в основном ногами в голень,колено,пах,ребра.Из бокса заимствованы техника рук,
обманные комбинации.Применяются броски,сбивы и рычаги на плечо и локоть.
Колыбелью многих боевых систем является и Китай.Бои без оружия существовали здесь уже в 12в.до н.э.Техника единоборства включала броски и захваты,удары руками и но-
гами.Китай-родина У-шу.Сам термин этого феномена китайской культуры означает боевое исскуство.Многие стили У-шу,а их более 300,были заимствованы японскими монахами
и упрщены в сторону физической направленности.Так появилось Карате.В Корее под влиянием китайских систем возникло Таэквандо,во Вьетнаме-Вьетводао.
Как видим,боевые единоборства в различных формах проявления существовали с древних времен и в разных странах.Практиковались они и у славян,которые завоевали славу
лучших бойцов.Но в силу исторических обстоятельств воинское исскуство было утрачено.Но некоторые письменые источники,русские былины,исторические песни доносят до
нас некоторые особенности техники славянских единоборств.
Первые сведения о славянах относятся к 4в.,когда ими был разбит готский вождь Германарих.У готов был особый праздник,где юноши доказывали свою воинскую закалку,тан-
цуя обнаженными между воткнутыми в землю мечами и копьями,рискуя наткнуться на их острия.Подобные танцы практиковались и славянами.В 6в.славяне столкнулись с Визан-
тией.О воинской подготовке славян оставили сообщения византийские писатели Прокопий Кесарийский и Маврикий Стратег."Вступая в битву,большинство из них идет на вра-
гов со щитами и дротиками в руках,панцирей же они не одевают"."Сражаться со своими врагами они любят в местах,поросших густым лесом,в теснинах,на обрывах;с выгодой
для себя пользуются внезапными атаками,хитростями.Мужественно выдерживают пребывание в воде.Каждый вооружен двумя небольшими копьями,некоторые имеют также щиты.Они
пользуются деревянными луками и не большими стрелами,намоченными особым ядом".
Походы на Византию способствовали укреплению тесных связей с империей.Через Византию ,наследницу греко-римской культуры,славяне усваивали и элементы единоборств Древ-
ней Эллады.Такая связь очевидна уже ,хотябы,на примере ,классического прямого удара кулаком.
Привносили дух воинственности и варяги,которые входили в состав русских дружин.Для викинга гибель на поле боя почиталось за счастье.Вполне вероятно,что виртуозную
технику владения топором ,пусть даже частично,русские дружины переняли у них.
На протяжении полторы тысяч лет была самой острой проблемой взаимоотношение Русской земли со Степью.Восточным славянам приходилось вести упорную борьбу с аварами,
хазарами печенегами,половцами и монголо-татарами.Среди кочевников была популярна борьба и в решении вопроса мира и войны путём единоборства инициаторами были именно
они."И подъехал князь печенежский к реке,вызвал Владимира и сказал ему:"Выпусти ты своего мужа,а я своего-пусть борются.Если твой муж бросит моего о землю,то не бу-
дем воевать три года;если же наш муж бросит твоего оземь,то будем разорять вас три года"("Повесть временных лет").Русские переняли от кочевников поясную борьбу,кото-
рая была очень популярной в России в конце 19-начале 20 веков.
Синтезируя единоборства соседних народов со своими,восточные славяне создали свои национальные виды:русский кулачный бой,украинский гопак и др.
У русского народа особенно популярен был кулачный бой.Даже русские цари издавали указы,регламентирующие их развитие.Первое упоминание о кулачных боях относится к
1068году.К 16 веку сформировалось уже три вида кулачных боев:групповой и два одиночных.Групповой бой "стенка на стенку",когда покулачиться выходили деревня на де-
ревню,улица на улицу.Для каждой "стенки" намечалась черта,отступление за которую было поражением.Одиночный бой имел два вида:обоюдный,когда соперники сходились в
прямом единоборстве и второй вид-поочередное нанесение ударов.Именно второй вид боя описал М.Ю.Лермантов в "Песне о купце Колашникове":
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил впервой купца Колашникова
И ударил его посередь груди.
****************************************
Изловчился он(Колашников),приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок,со всего плеча.
Далеко не у каждого хватало отваги на подобный поединок
История сохранила до наших дней имена многих выдающихся кулачных бойцов.Из русских кулачных бойцов славились казаанские,калужские и тульские оружейники:Алёша Родимый,
Тереща Кункин,братья Зубовы,Никита Долгов,братья Походкины.Виднымемлю московским бойцом был Семён Трещала,а в Петербурге славились чиновник Ботин и фабричный рабочий Соко-
лик.
Во время пребывания Петра Великого в Англии состоялась встреча мастеров кулачного боя русской и английской школ.Об этом сообщает в своих записях выдающийся механик
А.К.Нартов.С первых секунд поединка английский боец всячески старался вызвать петровского гвардейца на атаку,но,в конце концов,уверенный в силе своего коронного удара
головой,он не выдержал и ринулся в атаку сам,целясь поразить противника в грудь.В последний момент гренадёр успел обрушить свой увесистый кулак на ногнутую шею атакую-
щего.Англичанин рухнул на землю как подкошенный.Английский бокс по характеру перемещений был прямолинеен.В русском кулачном бое широко практиковались уходы с линии
атаки разворотом корпуса.По дошедшим до нас сведениям у русских кулачников существовала стройная система тренировочных упражнений,были разработаны оригинальные вари-
анты защитных движений,отклонов,уклонов.Известна была и самобытная дыхательная гимнастика,упражнения которой создавали "железную рубашку",то есть своеобразный мышечный
корсет,что делало невосприимчивым к ударам противника по корпусу.
К началу 17 века на Руси окончательно сложились неписанные правила кулачного поединка.Основными пунктами их стали:применение ударов только кулаками,полностью исключая
Удары ногами и головой,запрещение ударов ниже пояса,строжайшее запрещение бить упавшего противника.Желающих нарушить правила бывало немного.За нарушение правил могли
сурово наказать свои,либо отдать на суд разъярённых зрителей.
Историк 19 века Г.Фомин писал:"Русские кулачные бои в том виде,в каком они происходят сейчас,это наш спорт,его форма,в которую вылилось само сабой наше российское ст-
ремление к состязанию в силе,ловкости и выносливости.Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа,и корни его теряются в глубокой старине".Описания старинной
славянской забавы имеются в произведениях многих русских писателей:М.Ю.Лермантова,С.Т.Аксакова,А.Е.Измайлова,Г.И.Успенского и др."Обе линии составленные из детей,сош-
лись стенка на стенку с ужасным криком и смешались в рукопашном бою.Вслед за ними росли и росли новые линии,одна выше,сильнее другой,и наконец явились избранные бой-
цы.Всё схватилось.Бились толпами,рядами,в одиночку.Только тяжко ушибленные,выбившиеся из сил,или младшие,уступая место старшим и сильнейшим,выбывали из числа сражаю-
щихся",-так описывал бой "стенка на стенку" И.И.Лажечников.А вот как описан одиночный бой у А.Бестужева:"Двое первых бойцов выходят на середину,сбрасывают с себя ку-
шаки,цветные кафтаны и с правых рук руковицы,обнажают их до локтя.Первый ретив,быстр,грозит взорами и словами,другой насмешливо молчалив и не подвижен.В двух шагах
друг от друга колеблются они,склонясь наперед ввсем телом,закрыты,как щитом,левыми руками,стерегут удачного мгновения,чтобы поразить правою:вот удар - и великан Айфал
сгорел от руки Буславича".
Церковь отрицательно относилась к поединкам,считая их как языческий обычай,противоречащий идее христианства.В 1551 году церковные законы запретили их как "игрище эл-
линского беснования".Но кулачные бои на Руси оставались популярными среди народа до первой Мировой войны.После 1917 года мы начали забывать и свою историю и свои тра-
диции.Лишь в 80-е годы энтузиасты решили вернуть традиции кулачных боев.В результате 22 декабря 1992 года состоялся первый всероссийский турнир по кулачному бою.Тра-
диция снова живет.аки
Помимо кулачного боя,у славян культивировались и другие не менее популярные виды единоборств,о котрых мало кто вспоминает:палочный бой,борьба в схватку и не в схватку
борьба об одной руке,борьба на поясах.
Как же боролись на Руси? В.Даль писал:"русские борются либо с носка-одной рукой хватая друг друга за ворот,а другой не хватать;либо накрест руками,через плечо и под
силки и валяют через ногу,подламывают под себя и,припадая на колено,перекидывают через себя..."
Один из видов борьбы-борьба в схватку.Борцы захватывали друг друга,сцепляя свои руки на спине противника.Для победы надо было обязательно прижать противника спиной к
земле;иногда достаточно было бросить на землю.Интересны названия приемов этой борьбы:"взять да бросить","подломить","метнуть через грудь","взять на косу бедру","пос-
тавить на голвку".Всё это говорит о том,что схватки были довольно суровые и жестокие.
Излюбленной борьбой была борьба "не в схватку"или "на вольную",где допускались любые захваты и за туловище и за одежду.Для победы надо было прижать противника спиной
к земле.Существовал ещё интересный вид борьбы:"об одну ручку".Оброзно её описал Мамин-Сибиряк в романе "Три конца":"По неписанным правилам каждый боролся три раза.Бо-
ролись не в охапку,а взявши друг друга за ворот чекменей правой рукой,левая шла в дело только во время схватки.Вся суть заключалась в том,чтобы ловко ударить против-
ника ногой и сбить на землю.Это делалось мастерски,с проявлением огромной силы".Именно этот вид борьбы часто упоминается в былинах.
Иванушка Годинович
Ай взял-то татарина за шиворот,
Ай положил-то своей ведь правой ногой
Татарина по левой ноги,
Ай бросал-то его о сыру землю.
Кроме подсечек в этой борьбе применялись различные зацепы изнутри и снаружи,бросок через бедро.
С конца 19 века и вплоть до 20-х годов нашего века на ярморках и в цирке популярной была борьба на поясах,которую славяне переняли у тюркских народов.С этого вида свой
путь борца начинал Иван Поддубный.
Распространение так называемой "французской борьбы" отодвинуло национальные виды на второй план.Общества любителей этой борьбы возникли в Москве,киеве,Риге и уже в
1897году российские борцы,обаготив французскую борьбу многими приёмами национальной русской борьбы,вышли на международную арену.
Пользовавшиеся любовью народа борцовские и кулачные забавы не всегда представляли достойное зрелище.В былине "Василий Буслаев"говорится:
Начали уж ребята боротися
А в ином кругу в кулаки битися
От тое борьбы от ребячия,
От того бою от кулачного
Началась драка великая.
Итак,драка.Общественная мораль того времени не могла мириться с "бесчестным" боем.Отрицательно к этому относилась и церковь:"...Многие люди,вынув ножи,за другими бой-
цами гоняются,другие,положа в руковицы ядра,каменья и кистени,бьют многие без милости смертельными побоями,и это между подлыми в убийство и грех не вменяется".
О драках в России очень красочно написал П.П.Бажов:"Я не помню в детстве ни одного большого церковного праздника,который бы прошел в Сысерти без драки.На обилие драк
бесспорно,влияла особая дешевизна водки.
Хотя все праздничные драки проходили под "пьянную руку",они,однако,имели разный характер.Различалось три вида драк:пьяные,молодяжника и заводские.
Пьяными драками назывались такие,которые затевались,когда напившиеся до одури люди начинали сору по кокому-нибудь предлогу,мало памятному для самих участников.Драки
этого вида в большинстве своём были не "душевредны",велись простейшим оружием-пятернёй,кулаком,сопроваждались рваньем рубах и нередко кончались тут же самыми нежней-
шими объяснениями в дружбе,лобызанием и песнями.
Драки молодяжника обыкновенно выливались в жестокие формы.В дело шли ножи,железные трости,кистени.Этими драками решались недоразумения любовного характера.Иногда со-
перники дрались в одиночку,но больше ходили группами.Пойманного соперника при случае избивали насмерть.
Так называемые заводские драки были явлением особым.Правда,здесь тоже действовали пьяные люди,но разница была огромная.Тут заранее ставилась определенная задача".
Так кулачные бои большинство людей стали представлять как пьяные драки,хотя,как видим из былин,уже в древности существовало разграничение между борьбой,кулачным боем
и дракой.Но постоянная дискредитация,особенно после 1917 года,всего русского привела к тому,что люди начали забывать и искажать свои традиции,свою историю.Итог плаче-
вен:утеряна древняя славянская воинская наука,забыты многие виды славянских единоборств.
Сегодня,благодаря историческим поискам,удалось воссоздать некоторые формы славянского поединка.Следует отметить,что подавляющее большинство ныне существующих школ сла-
вянских единоборств не имеет исторических корней.Славянские единоборства никогда не поднимались до уровня школы боя так,как понимают это на Востоке,и это несмотря на
существование многих талантливых бойцов.Накопленный опыт боя не систематизировался и не передавался вместе с традицией школы лучшим ученикам,не существовало и писмен-
ных пособий.С раннего детства мальчики постигали искуство борьбы от старших,а также обменивались опытом со своими товарищами.Были,конечно,своии манеры и способы бить-
ся в краях,деревнях,в семьях.Вспомним,для примера,известное выражение "Москва бьет с носка",возникшее от любимого приема московских борцов-подсечки.
В настоящее время беспорным авторитетом в области славянских единоборств является Александр Белов,многие годы посвятивший восстановлению из небытия традиций и техники
славянских ратоборств,которые он в 1986 году условно объединил под общим названием "славяно-горицкая борьба".В ней удачно сочетаются три исторических направления раз-
линейная техника боя;земледельческо-медвежья,или влесова борьба - борьба на вольную.Само название борьбы подчеркивает национальную принадлежность и наиболее яркую
традицию состязательного боя-- погребальные поединки на насыпном кургане-горице.
Наиболее древняя разновидность славянского рукопашного боя - сеча "Радогора".Одна из поговорок гласит:"Если принцип не всеобщ,то и искусство не высоко".Принципом сечи
стало движение рук по схеме удар-замах-удар.Руки движутся постоянно по сложной траектории,и почти каждое движение удар.Тренированный боец за секунду наносит от 4 до
6 ударов и может биться одновременно с несколькими противниками.В сече боец чувствует себя уверенным с любым видом холодного оружия,посколько в основу положен один и
тот же принцип.Для бойца сечи нет незнакомого оружия,он и без него действует так же,как с ним.
Снимал тут старый со буйной головы да шеломчат калпак
Так в былинах описывается сеча.А вот как говорит о ней сам Александр Белов:"Вы словно бы и не замечаете боя.Движения невесомы,самопроизвольны и точны,а действенность
их просто чудотворна.Удар лёгкой палкой оставляет в тяжёлом,литом шлеме глубокую вмятину.Едва заметного усилия достаточно,чтобы подбросить своего противника.Угадывае-
тся как само собой разумеющееся любой его удар.Всё это происходит в страном состоянии подавления сознания,когда исчезает чувство времени,пространства и реальности.Это
и есть сеча."В сече все движения в инерционом принципе удара.Удар здесь никогда не фиксируется,а используется инерция движения руки для проноса её после соприкоснове-
ния с атакуемой поверхностью.Здесь хлещут противника,частично напрягаясь лишь в момент касания.Мощность возврата почти всегда превосходит мощность наносимого первона-
чально удара.Боевые движения сечи так или иначе проявляются в сельскохозяйственных работах.Косьба:левая рука - начало отмашки,правая - начало бокового;при молотьбе:
классический удар сверху.Конструкция ударов славяно-горицкой борьбы часто имитирует движения бойца с оружием.К примеру,распалина имитирует удар кистенём по противнику
через щит,турга- колющий удар копьём вперёд,соколик - рубящий удар топором,растяжной "вскрут" - срывающаяся с кибита стрела,оба засечных - чистая сабля,ратовище - по-
перечный удар копьём,а запах - отталкивание щитом.Прямой с подола - срывающийся с пращи камень,кий - боевой молот.Арсенал сечи солидный.Количество технических элемен-
тов достигает 72.
Теперь о перемещении.При шаге вперёд нога ставится на носок,при шаге назад на пятку.При шаге вперёд пятка разварачивается наружу,закручивая таз и корпус,завершая дви-
жение подхлёстом руки.Все перемещения складываются из маятников и раскруток,передвижений при защите(свиля) и передвижений при атаке(ломание).
Свиля - опыт защитных перемещений,это всегда уход от удара.Фундаментальной основой свили является пята - широкий манёвр корпуса всадника.Любые перемещения по площадке
являются перемещением пяты с места на место.Техника свили богата и разнообразна.На сегодня известны три способа перемещения пяты:вышагиванием,с соответственным уклоном
корпуса,прыжком и кувырком.Все движения в свиле выполняются резко,стремительно,рывками если натиск атакуещего противника способен смести вашу пяту.
Ещё одной стороной славяно-горицкой борьбы являются удары ногами.Австрийский дипломат 16века Герберштейн писал о русских кулачникх:"Начинают они борьбу кулаками,а вс-
коре...с великой яростью бьют ногами по лицу,шее,груди,животу и детородным частям..." Дерутся ногами и в 16веке и позже,используя их в полном объёме.Славяно-горицкая
борьба не только копирует,но и развивает эту традицию,доведя арсенал ударов ногами до 25 базовых единиц.Все удары ногами поставлены на сопог.Нога после удара не воз-
вращается в исходную позицию,а увлекает тело в смещение по инерции движения,вовлекая и удары плечевого пояса.Вся масса тела направляется в удар,максимально усиливая
его.
Завершая краткое знакомство с некоторыми особенностями славяно-горицкой борьбы,хотелось бы отметить,что в последнее время школы русского направления рукопашного боя
воззникают как грибы после дождя.Большинство из них являются грубой подделкой.Для определения таких подделок А.Белов рекомендует пользоваться специальным тестом,
указывая не типичные приёмы для русской состязательной традиции:(См.тест).Кроме выше сказаного,нужно добавить,что одна из самых типичных особенностей,объединяющая сла-
вянские стили,- отсутствие чётко очерченых приёмов.Во главу угла ставятся общие принципы(психические и физические),наработка же приёмов и связок - вторична,а то и во-
все необязательна.
Какова цель и в чём смысл вышесказаного!Сегодня большинство молодых людей увлечены восточными видами единоборств.У каждого единоборства своя прелесть,но европейская
раса развивалась по законам,во многом отличным от азиатских.Играли здесь свою роль мировозрение и религия,климатические условия,режим и продукты питания,наконец,
физиология организма.У европейцев ноги,как правило,в два раза длинее туловища,а у большинства китайцев - в полтора раза.Коротконогость расширяет возможность примене-
ния ног для ударов,позволяет бойцу стремительно уйти с линии атаки в сторону.Длинные конечности дают преимущество в бою на длиной дистанции,увеличивают боевую эффек-
тивность круговых ударов.Поэтому в европейских боевых единоборствах выделяется работа бёдер и скручивание туловища по принципу "развернись плечо,размахнись рука".
Словом,породнить восточные единоборства с биомоделью славянина нам не померке.Вспомним,что в США после ажиотажа вокруг карате,кунг-фу и других восточных единоборств
снова вернулись к тренировачным методам бокса с добавлением техники ударов ног.Имеется в виду создание кикбоксинга,который даёт возможность американским и европейским
спортсменам успешно сражаться с японскими и тайскими.И мы можем и должны увлечься другим.Не знать то,что сродни нам генетически,- большое упущение.
1997год.
Всё это НЕ ТИПИЧНО для русской состязательной традиции:
1.Не типчные стойки на широко расставленных ногах. Кроме того, положение руки у бедра - явное свидетельство заимствования из восточных единоборств.
2. Удары ногами не сориентированы на босую ногу. Напротив, их механика определяется наличием у бойца тяжёлой обуви.
3. Типичная форма блока - прямое заимствование из восточных единоборств.
4. В технике русского рукопашного боя не выполняются удары, требующие растяжки. И уж тем более поперечным шпагатом.
5. Не типичны также и высокие маховые удары ногами с инерционным воздействием на опорную ногу.
6. Не типичны удары пальцами.
Завершение атаки эффективным броском - признак чистоты стиля в славяно-горицкой борьбе.