Mikle5 : другие произведения.

Рецензия на рассказ Е. Березиной "Колдун"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Я попытался понять рассказ Елены Березиной с помощью моих наработок, которые я приводил в статье 'Малые форма прозы могут быть концептуальны и поэтичны'.
  Скажу сразу: рассказ Лены - поэтическая проза.
  Могут ли быть "концептуальны" рассказ, новелла? Могут, но это будет поэтическая проза, где нет прямой иллюстрации, а есть иллюстрация косвенная, именно это свойственно и мифу.
   В мифе, как всякой семиологической системе, имеются три различных элемента: означаемое, означающее и знак. Означающее - это форма, герои, вещи, смыслы (внешние, например, явный смысл поведения), шифры, коды, символы. Означаемое - содержание, "концепт", интенциональная функция, скрытый, истинный смысл поведения.
   Третий элемент - значение.
   Концепт, то бишь содержание, является той побудительной причиной, которая вызывает к жизни миф. Значение или знаковый характер отношения первых двух - результат корреляции. Это то, что снимает напряжение между бинарными оппозициями, например, сакральным и профанным, это компромисс, экономия сил "прогрессивное посредничество", "поток вопрошания", обращающий процесс Понимания вспять, это музыка, обволакивающая наше бытие, дающая силы вставать каждый день и бросаться в поток жизни в поисках куска хлеба и удовольствий.
  На мой взгляд, означающее в рассказе "Колдун": колдун, палач, физиологические подробности, инквизиторы, женщина-колдунья, спасающая главного героя (символ). Внешний смысл:
  жизнь абсурдна, люди глупы и жестоки, но среди них попадаются и героические личности (колдунья, колдун)
  Означаемое. Бинарная оппозиция: героическая личность - глупые и жестокие люди. Найти компромисс между толпой и героем, между высотой духа и низостью человеческих предрассудков, между страхами и мужеством... Обращение процесса Понимания вспять - это отнюдь не означает того, что автор с помощью событий средних веков пытается понять происходящее ныне и вскрыть истоки РЕЛИГИОЗНОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА. В данном случае - это фиксация автором вещей, якобы не работающих на идею, - и, слава Богу - но в чью функцию входит на допредикативном уровне, на уровне Предпонимания показать эволюцию главного героя. Якобы излишняя физиологичность снимает онтологический слой за слоем, и главный герой рассказа доходит до предела своей экзистенции, до онтологических основ своего существования, до своего, по Хайдеггеру, Тут-бытия.
  Двойственность в мифе "означающего" (одновременно и смысл, и форма) закручивает действо подобно непрерывно вращающемуся турникету: происходит чередование смысла означающего и его формы, языка объекта и метаязыка, чистого означивания и чистой образности. Концепт подхватывает чередование, подтверждая абсурдность жизни, так как истина всегда ускользает при таком вращении - смысл манифестирует форму, а форма заслоняет смысл. Однотонности спокойного сознания противостоит диссонанс "извращенного" сознания, которое вгрызается в традицию, ухватывается за наивные и тривиальные суждения наивного сознания, выявляет следы других текстов, их нетождественность, противоречия. Разрешения этим диссонансам нет, но честное и мужественное вопрошание, обращающее вспять процесс Понимания к своему Предпониманию на допредикативном уровне сознания, порождает музыку, приглушающую абсурдность бытия, разорванность и беспомощность мысли.
  Есть ли в этом рассказе музыка? Есть! Березина честно и мужественно вопрошает, проверяет традицию на вшивость, этот рассказ НЕ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ОБЩЕЙ ИДЕИ: мол-де, героические личности всегда страдают, всегда не поняты, всегда - белые вороны.
  Первая героическая личность (колдунья) проклинает людей, ставя крест на будущем человечества. Колдун же - вторая героическая личность рассказа - перебарывая страхи, выходит на новый уровень, оставляя надежду, ДАРЯ ЗАЦЕПКУ, уходя из этой жизни с высоко поднятой головой:
  'Я ЛЮБЛЮ ВАС ЛЮДИ. БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!'
  То, что рассказ переполнен физиологическими подробностями - только украшает его. Умение посмотреть правде в лицо, НЕ СТЕСНЯТЬСЯ того, что человек на две трети животное, и честно рассказывать об этом - говорит о мужестве автора. Боязнь же правды жизни - сродни ханжеству и лицемерию инквизиторов. Елена Березина - смелый и талантливый человек.
  Так держать!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"