Гамсахурдия Георгий Аквсентьевич : другие произведения.

Ветер в кулаке или сновидения немого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    поставлена в академическом театре имени К. Марджанишвили, Сухумском грузинском драматическом театре, Театре университета Бредли (США)

Действующие лица
Вениамин - 45 лет
Марина - его жена
Гога - их сын 25 лет
Куку - их сын, немой от рождения
Нора - девушка 23 лет.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЯВЬ НОМЕР 1
На диване спит Куку. В комнату заходит Гога.
ГОГА. / Куку./ Мой бедный Йорик! /Куку встает с дивана, протирает глаза./А где Сигизмунд? Не знаешь? Не знаешь, кто такой Сигизмунд? Это наш папа! Разве Сигизмунд - не звучит лучше, чем...? /Куку отрицательно качает головой./ У тебя деньги есть? /Куку отрицательно качает головой./ А очень нужны! /3амечает деньги на столе./ Целых... /Считает и кладет деньги в карман./ О, как хорошо. / Идет к двери. Куку его догоняет. Что-то достает из кармана и протягивает./ Билеты... в театр. Ты хочешь пойти в театр? Их три. Ты хочешь, чтобы с нами Нора пошла? /Куку кивает головой./ Обязательно пойдем. Только не сегодня - завтра! Нет, завтра я не могу. Лучше послезавтра. /Смотрит билеты./ Как раз на послезавтра. Про деньги... - ты ничего не видел. Ты спал. Да?
Гога уходит. Куку включает музыку, пытается подпевать. В комнату заходят Веньямин и Марина. Куку замечает их и прячется.
ВЕНИАМИН. Опять эта ужасная музыка.
МАРИНА. Наверное, Куку пошел гулять и забыл выключить. /Выключает музыку./
ВЕНИАМИН. Я все чаще ощущаю себя идиотом. Переходный возраст... Что это на тебе?
МАРИНА. Нравится?
ВЕНИАМИН. Да.
МАРИНА. Знаешь, Куку вчера погладил твои брюки. Он так меня просил, чтобы я ему разрешила... Он даже два раза обжегся. Я у него хотела отобрать утюг, так он чуть не расплакался.
ВЕНИАМИН. Свари мне, пожалуйста, кофе. /Достает из кармана листы бумаги./ Ты сможешь это перевести?! Мне нужно срочно.
МАРИНА /просматривает текст./ Конечно. Ты где-то испачкался. Мел, что ли?
ВЕНИАМИН. /отгоняет рукой муху/. Что она ко мне привязалась?
МАРИНА. Ты все еще меня любишь?
ВЕНИАМИН. Все еще.
МАРИНА.Поцелуй меня./Вениамин целует Марину./Не так.
ВЕНИАМИН. /целует еще раз/. Так?
МАРИНА. Так. Так...Тебя видели с женщиной.
ВЕНИАМИН. С женщиной?
МАРИНА. С молодой женщиной.
ВЕНИАМИН. И кто?
МАРИНА. Никто. Я пошутила.
ВЕНИАМИН. Смешная шутка. Пойду, немного поработаю.
МАРИНА. Подожди. Ты ничего не хочешь мне сказать?
ВЕНИАМИН. Не-ет.
МАРИНА. Неужели ты забыл? Двадцать лет тому назад...
ВЕНИАМИН. Черт... Прости, дорогая, прости. Я сейчас.
МАРИНА. Нет-нет. Побудь лучше немного со мной.
ВЕНИАМИН. Я быстро.
МАРИНА. Иди ко мне.
ВЕНИАМИН. /целует руку Марине./ Ты самая красивая... ты... самая, самая... женщина на свете. Какое счастье, что ты у меня есть! /Отмахивается,/ Эта муха сведет меня с ума.
МАРИНА. Ты, правда, так думаешь?
ВЕНИАМИН. Что я сойду с ума? Или что ты самая... Смешная ты.
МАРИНА. Сам ты смешной. Посмотри, что я тебе купила. /Достает из сумки галстук./ Он очень подойдет к твоему новому костюму. Ты же хотел кофе...
ВЕНИАМИН. Уже не хочу.
МАРИНА. Ну, зачем ты отпустил усы? Они тебя старят. Мне не нравятся усатые мужчины.
ВЕНИАМИН. А ты такая же, как и прежде. Двадцать лет!
МАРИНА. Помнишь, как я тогда расплакалась? До сих пор не могу понять - почему? А ты смеялся. Помнишь?
ВЕНИАМИН. А цветы?
МАРИНА. Да, цветы. Огромный букет белых роз... Ты подарил мне на следующий день.
ВЕНИАМИН. А как мы пошли ночью в лес? Потом заблудились и забрели на чью-то дачу. Ты тогда ужасно испугалась.
МАРИНА. Вовсе и нет. Просто было очень холодно. /Вспомнив./ Не-ет! Мы же тогда попали под сильный дождь. Даже, кажется, гроза была. Я насквозь промокла. Разве забыл?
ВЕНИАМИН. Это ты, кажется, начинаешь уже кое-что забывать.
МАРИНА. Нет, милый, я все прекрасно помню.
ВЕНИАМИН. И как не выпотрошенную курицу сварила, тоже помнишь?
МАРИНА. Не помню. /Смеется./ Тысячу лет мы с тобой не танцевали.
ВЕНИАМИН. Разрешите вас пригласить. /Включает музыку./ О-о-о, опять эта музыка.
МАРИНА. Сделай потише.
Вениамин уменьшает громкость. Затем подходит к Марине - они танцуют.
ВЕНИАМИН. Хочется сделать что-нибудь приятное, и совершенно ничего не приходит в голову.
МАРИНА. Тогда можно я тебе подскажу?
ВЕНИАМИН. Конечно. Проси, что хочешь.
МАРИНА. Что хочу?! И ты исполнишь?
ВЕНИАМИН. Клянусь.
МАРИНА. Девочку... девочку хочу.
ВЕНИАМИН. Ты о чем, дорогая? /Перестает танцевать./
МАРИНА, Ну такую... Маленькую. /Показывает./ Вот такую.
ВЕНИАМИН. Где же я тебе ее возьму?
МАРИНА. Ты меня не понял.
ВЕНИАМИН. Я тебя прекрасно понял.
МАРИНА. Ну и что же?
ВЕНИАМИН. Это я тебя хотел спросить - ну и что же?
МАРИНА. Я оставлю ребенка.
ВЕНИАМИН. Разыгрываешь?
МАРИНА. Ты же знаешь - я всегда хотела девочку.
ВЕНИАМИН. А если будет мальчик? Это уже не смешно.
МАРИНА. Ты обещая...
ВЕНИАМИН. Перестань! Перестань.
МАРИНА. Ты ведь... никогда не обманывал.
ВЕНИАМИН. При чем здесь это? Обманывал - не обманывал...
МАРИНА. Ты меня обманывал?
ВЕНИАМИН. Почему здесь моя книга?
МАРИНА. Наверное, Куку положил.
ВЕНИАМИН. Сколько раз я тебя просил не называть его Куку!
МАРИНА. Прости.
ВЕНИАМИН. Выключи музыку.
МАРИНА. /Выключает музыку./. Ты не ответил - ты когда-нибудь меня обманывал?
ВЕНИАМИН. Нет - не обманывал.
МАРИНА. Это правда?
ВЕНИАМИН. Конечно, правда.
МАРИНА. Ты на меня больше не злишься?
ВЕНИАМИН. Ты же бабушкой скоро станешь. В твои сорок с лишним лет - с животом ходить? /Отмахивается от мухи./ А еще одного.... родить не боишься?
МАРИНА. Не говори так! Не надо...
ВЕНИАМИН. По-твоему, семнадцатилетний немой юноша - это нормально?
МАРИНА. Я в этом виновата?! Не кричи на меня! Не кричи....
ВЕНИАМИН. Что ты как маленькая девочка. И говори потише ... Успокойся. Ну, извини, извини.
МАРИНА. Не трогай меня!
ВЕНИАМИН. Ладно, перестань. Ну, что с тобой?
МАРИНА. Уходи! Я не хочу тебя видеть!
ВЕНИАМИН. Ты успокоишься или нет?!
МАРИНА. Нет!
ВЕНИАМИН. Я сейчас, правда, уйду.
МАРИНА. Как ты мог?!
ВЕНИАМИН. Все. Хватит.
МАРИНА. Веньямин...
ВЕНИАМИН. Сказал бы я тебе, что ты дура, да какой в этом толк. Все равно ничего не изменится. /Быстро выходит./
МАРИНА. /Бежит за веньямином/.. Подожди, подожди!
Из своего укрытия выходит Куку. Медленно идет к дивану. Ложится, укрывая голову руками.
ПЕРВЫЙ СОН КУКУ.
Все действующие лица, кроме Куку, в белых халатах.
ВЕНИАМИН. Сегодня счастливый и безусловно знаменательный день! Наша лаборатория, наконец-то, закончила серию экспериментов, посвященную великой тайне человечества - разгадка которой в потенциальных возможностях организма. Но меньше слов! В эксперименте участвовало двадцать тараканов. Девятнадцать умных и один глупый. Апробация происходила по экспресс тесту, разработанного в главной лаборатории института Непрерывного омоложения. Здесь же я хочу заострить ваше внимание на следующем. Мы подвергли дополнительной проверке подопытных насекомых тестом 15-44, недавно увидевшим свет в моей новой книге "Я все чаще ощущаю себя идиотом ". Так вот, из девятнадцати умных почти все оказались полу умными. К сожалению, в результате исследований было получено пять летальных исходов. Но это не главное. А главное то, что так называемый глупый таракан за какие-то три дня смог освоить уравнение Шрёдингера и уравнение Клапейрона-Менделеева, а так же теорию относительности и систему Станиславского. Значит, он не так уж и глуп, если не сказать большего! Налицо полная несостоятельность теста, разработанного Институтом омоложения. Наша лаборатория ходатайствует перед Ученым советом о прекращении дальнейшего использования этого экспресс теста...
МАРИНА /Вениамину/. Вы, кажется, запачкали мелом костюм. Разрешите, я вас отряхну.
ВЕНИАМИН. /оглядывает себя/. Я?
МАРИНА. Да вот же! /Отряхивает Вениамина... все сильнее и сильнее./
ВЕНИАМИН. Что вы делаете? Что вы делаете?
МАРИНА. Ну, вот и хорошо. Вроде, отряхнула. А насчет теста вы не правы. Нельзя делать столь скоропалительные выводы. Нельзя.
ВЕНИАМИН. С вашего позволения я продолжу. Сказанное - всего лишь малая часть открытия, которое нам удалось сделать. В ходе эксперимента у десяти из пятнадцати насекомых мы удалили конечности, и это принесло совершенно неожиданный... потрясающий результат. Безногие тараканы в три с половиной раза быстрее стали думать и усваивать информацию.
ГОГА. /Подходит к Веньямину и достает у него из кармана деньги/. Это то, что нам нужно. /Роется в сумке у Марины./ Ничего нет. Ладно, и этого хватит. А теперь мне некогда. /Садится на прежнее место./
Куку кружит по - комнате, машет руками и жужжит.
ВЕНИАМИН. Мы и этим не ограничились и у пяти из десяти безлапых тараканов удалили еще усики и выкололи по одному глазу. Результат этого поистине смелого решения никто из сотрудников лаборатории не смог предугадать... Многоуважаемая аудитория, предлагаю вам высказать свои предположения. Смелее! Смелее! /Куку "подлетает" к Вениамину./ Ты кто? Ты кто, я тебя спрашиваю!
КУКУ. Я муха.
ВЕНИАМИН. Почему ты ко мне привязалась? /отталкивает Куку/.
КУКУ. Я муха /"Улетает" прочь./
ВЕНИАМИН. Прошу высказываться. Я вижу, никто не хочет на себя брать ответственность предложить... /Марине./ Может, вы?
МАРИНА. Нет, я воздержусь.
ВЕНИАМИН. И, тем не менее, я вас настоятельно прошу. Такой авторитет в нашей науке, как вы, просто обязаны иметь собственное мнение... Не говоря уже о ваших достоинствах как женщины. Всем нам хорошо известна ваша несравненная красота и обаяние. Опять эта муха. /Куку "подлетает" к Вениамину, и он опять отталкивает его./
МАРИНА. Хорошо, я выскажусь. По-моему, все десять тараканов должны были сдохнуть.
ВЕНИАМИН. А вот и нет. А вот и нет. Сдохло, как вы выразились, всего лишь пять. А оставшиеся пять поменяли свою окраску с черного на серый. Вы понимаете - на серый! Хотя присутствующим мне не стоит объяснять, что значит это открытие для нашей страны... Но некоторые разъяснения я все-таки хотел бы предоставить. Добыча серой краски государству обходится крайне дорого - на переработку идут ценнейшие продукты: зерно, ячмень, кукуруза. А теперь для изготовления этой краски придется лишь выращивать тараканов и отрывать им конечности. А затем - усики и выкалывать глаз. Мы сможем полностью обеспечить нужды в столь необходимом сырье, которое используется почти везде и во всем. Отмечу, что тараканья серая краска красит буквально все, без исключения, вплоть до живых тканей. Устойчивость краски гарантируется на двадцать пять - тридцать лет. Хочу вам продемонстрировать еще одно любопытное свойство этого вещества. /Снимает с себя пиджак, засучивает рукав рубашки./ Вот, пожалуйста, ровно три месяца тому назад я нанес слой краски на локоть. /Показывает./ Вот сюда. Это, кстати, зафиксировано специальным актом. Краска до сих пор не смылась. Даже больше того. Я не могу утверждать точно - случай пока единичны, но вещество проявило свойство... извините, я немного волнуюсь, если можно, воды.
МАРИНА. Может кофе? Я сейчас принесу.
ВЕНИАМИН. Нет, не надо. Я продолжу. Здесь /Показывает на локоть / была нанесена точка диаметром не более пяти миллиметров. Сейчас, как вы видите, поверхность ... я имею в виду окрашенную поверхность... занимает почти всю руку.
ГОГА. Вы что же, через год весь серым будете?
ВЕНИАМИН. Через год... Об этом я скажу позже.
МАРИНА. Одну минуту. Мне хотелось бы напомнить вам кое-что о переходном возрасте.
ВЕНИАМИН. Нет, я этого не допущу.
МАРИНА. /Угрожающе/. Не допустите?
ВЕНИАМИН. /Тихо/ Я боюсь, я очень боюсь.
ГОГА. /С настроением/. Перерыв - три минуту, нет, не минуту. Три минуты. Объявляется белый танец, дамы приглашают кавалеров! Музыку!
Звучит танго. Марина приглашает Веньямину. Они танцуют так, как будто это - единственное, что им осталось в этой жизни.
КУКУ. Остановитесь! Это не та музыка! Это не та музыка! /Куку бегает за Мариной и Веньямин, пытаясь им помешать. Но его усилия тщетны. Он останавливается и начинает громко плакать./
МАРИНА. /Перестает танцевать/. Кто-то плачет...
ВЕНИАМИН. Разве кто-то плачет?
МАРИНА. Наверное, показалось.
ВЕНИАМИН. Продолжаем. И... /Кружится с Мариной в танце./
ГОГА. Перерыв объявляю законченным. Для выступающих в прениях определен регламент - полтора стакана чая.
МАРИНА. Я хочу выступить первой.
ГОГА. Пожалуйста.
МАРИНА. /Веньямину/. Вы не сказали о самом существенном. Насколько мне стало известно, у безусых и безногих насекомых...
ВЕНИАМИН. Остановитесь! Это государственная тайна.
МАРИНА. Я готова отвечать за свои слова на любом уровне. Вы пришила к тому месту, откуда растут лапки - усики, а откуда растут усики - лапки. Ведь так?
ВЕНИАМИН. Да, так.
МАРИНА. И после этого тараканы стали говорить и угрожать расправой... Они едят все подряд...
ВЕНИАМИН. Все, кроме яичной скорлупы. У них клетки из яичной скорлупы.
ГОГА. Начинается ураган.
ВЕНИАМИН. Он сметет ограду, клетки. И тогда произойдет непоправимое - тараканы разбредутся по свету и уничтожат все движимое и недвижимое имущество вместе с прибавочной стоимостью и людьми,
НОРА. /Неожиданно появляется./ Нам поможет только муха. Только она сможет собрать ветер в свои лапки.
ВСЕ ВМЕСТЕ. /Обращаются к Куку/. Муха помоги нам!
ЯВЬ НОМЕР 2
Куку лежит на диване... приподнимается, осматривает комнату, затем опять ложится.Заходит Марина.
МАРИНА. Опять спит. Может, он заболел? /Звонит телефон. Марина берет трубку./ Алло. Алло, Слушаю вас. /Вениамин. Увидев Марину, поворачивается и идет к двери./Ты что-то хотел?
ВЕНИАМИН. Нет. Ничего. Здесь очень душно.
МАРИНА. Да, ты прав. Здесь очень душно.
ВЕНИАМИН. Надо открыть окно.
МАРИНА. Гога заколотил. Оно не закрывалось...
ВЕНИАМИН. Заколотил?
МАРИНА. Ну да, забил - гвоздями.
ВЕНИАМИН. Что значит забил? Неужели нельзя было починить? Ну, в конце концов... Здесь кроме меня никто не в состоянии ничего сделать! Я работаю с утра до вечера...
МАРИНА. Давай, вызовем мастера.
ВЕНИАМИН. Ведь я не требую невозможного. Я прошу лишь элементарного уважения. Хотя бы у себя дома я имею на это право? /Звонит телефон. Веньямин берет трубку./ Да. Это я, Ниночка /Марине/ Секретарша Шефа. Сам хочет, говорить? Алло! Черт! /Громко. / Алло! Извините, я думал... Извините. Да. Должно уже быть у вас на столе. Да, я понимаю... Само собой разумеется... Благодарю за доверие. /Вешает трубку./
МАРИНА. Что он тебе сказал?
ВЕНИАМИН. Переводит на четвертый этаж. Почему по телефону...? Странно. Что он задумал? /Выходит./
МАРИНА. На четвертый этаж!... Теперь работы еще прибавится.
В комнату заходят Нора и Гога. У него в руках небольшой сверток.
ГОГА. А вот и я. /Показывает рукой на Нору. / Это Нора. /Норе/ Моя мама. Пожмите друг другу руки.
НОРА. Очень приятно.
МАРИНА. Проходите, пожалуйста.
ГОГА. /Показывает на Куку/. Он опять спит? /Трясет Куку за плечо. / Вставай, у нас гости.
МАРИНА. /Норе./ Вы знакомы?
ГОГА. Они старые друзья. /Куку./ Ну, просыпайся, просыпайся. А что ты так отчаянно сжимаешь кулак? Ну-ка покажи. /Берет Куку за руку./ Ладонь раскрой. /Куку вырывает руку. Но Гога опять пытается разжать брату кулак./ Что ты там прячешь?
МАРИНА. Гога!
ГОГА. /Куку/ Да, ладно. Не хочешь показывать - не показывай. Марина, придумай что-нибудь... чай, кофе. /Куку/. А ты пойди, причешись. Давай, давай!
МАРИНА. Да, да, конечно.
НОРА. Не стоит беспокоиться.
ГОГА. /Норе/. А тебя никто не спрашивает.
Куку и Марина выходят из комнаты. Гога обнимает Нору
НОРА. Отпусти мне больно. При других мог бы и не хамить.
ГОГА. Если бы мог, не хамил. Я вот иногда думаю: из чего состоит моя жизнь? Кушаю, сплю, тебя иногда обнимаю... за талию. /Разворачивает сверток./ Но мои внутренние переживания и думы... Кстати, гвоздь для этого изумительного полотна я вогнал в стену еще утром. Какое слово замечательное - вогнал... Подумай о нем на досуге. / Вешает на стену, обрамленную в рамке фотографию/
НОРА. Это и есть обещанный сюрприз?
ГОГА. Отныне твоя фотография будет висеть на этой стене. Пожалуй, к нашему интерьеру она подойдет.
НОРА. Я думаю, до вечера ты ее оттуда снимешь.
ГОГА. Это почему?
НОРА. Когда погрозят пальчиком, тогда поймешь.
Заходит Куку. Он аккуратно причесан.
ГОГА. Вот это совсем другое дело! Нора, правда, эта прическа ему очень идет?
/Куку./ Да... Да.
ГОГА. Куку приглашает нас в театр... Давай, как-нибудь, на днях, сходим.
НОРА. А зачем откладывать - давай пойдем сегодня.
ГОГА. Сегодня у нас другие планы.
НОРА. Ну и что? /Куку./ Хочешь сейчас пойти в театр?
Куку одобрительно качает головой.
ГОГА /Норе/. Прежде, чем что-то сказать, немного подумала бы.
НОРА. Если не хочешь с нами идти, мы пойдем вдвоем. /Куку./ Правда?
ГОГА. /Показывает на Куку/. Он не может - к врачу идет.
НОРА. Что ж, придется пойти одной. /Куку./ А с тобой мы завтра сходим. Да?
Куку кивает головой в знак согласия. Нора направляется к двери. Куку догоняет ее и останавливает.
ГОГА. /Норе/. У тебя шнурок развязался.
НОРА. /Куку/. Обязательно сходим. До свидания. /Выходит./
ГОГА. Вот дрянь.
Куку подходит к окну. Заходит Марина.
МАРИНА. А где твоя подруга?
ГОГА. Умерла... Но, думаю, не навсегда...
МАРИНА. Как ты можешь так говорить!
ГОГА. Надо же мне когда-нибудь научиться шутить. /Снимает с себя рубашку и дает Марине./ Постирай. / Нет, пожалуй, не стоит.
МАРИНА. Нашего папу перевели на четвертый этаж.
ГОГА. /Иронично/. Не может быть!
МАРИНА. Видишь, как его ценят.
ГОГА. Теперь он в четыре раза сильнее загудит.
МАРИНА. О чем ты?
ГОГА. Шутить пытаюсь. Если он на первом гудел - у-у, то на четвертом загудит у-у-у-у-у! Понимаешь?
МАРИНА. Не смешно... может, я уже постарела...
Заходит Веньямин. Он очень возбужден.
ВЕНИАМИН. /Гоге/. Ты уже пришел?
ГОГА. Нет, еще в дороге.
ВЕНИАМИН. Тебе Марина сказала, что меня переводят на четвертый этаж?
ГОГА. Нет. Неужели переводят? Я тебя поздравляю.
МАРИНА. Гога...
ГОГА. Что, мама.
ВЕНИАМИН. Этот кретин... Как он на меня орал! Теперь я ему... Я его заставлю собственную задницу кусать.
ГОГА. Можно мне будет взглянуть на это?
ВЕНИАМИН. Тебе это трудно понять... Когда неуч, хам кричит на тебя, а ты вынужден, опустив глаза, выслушивать его бред...
ГОГА. Интересно, а что он о тебе думает?
ВЕНИАМИН. Наверное, то же самое...
МАРИНА. А...
ВЕНИАМИН. Не в нем дело. Теперь у меня будет в подчинении сорок человек. Наконец смогу показать, на что я способен. Уже есть кое-какие наметки. Впрочем, вам это неинтересно. Как я вас всех люблю! Идите ко мне! /Обнимает Марину и Гогу./
МАРИНА. /Куку/. А ты чего там стоишь?
ВЕНИАМИН. /Подходит к Куку/. Ты на меня обижен? / Показывает на фотографию./ Кто это? Кто ее сюда повесил?
ГОГА. Я.
МАРИНА. Это Нора, подруга Гоги.
ГОГА /Веньямину/. Разве ты с ней не знаком?
ВЕНИАМИН. Знаком? С ней?! Нет, я ее не знаю.
ГОГА. В этом доме ну просто никто не понимает шуток.
МАРИНА. Почему? Я тебя прекрасно понимаю. Это шутка. А теперь давай, снимем...
ВЕНИАМИН. Пусть висит. Если Гога так хочет.
МАРИНА. Пусть висит.
ГОГА. Да нет, Гога так не хочет. /Снимает со стены фотографию. Подходит к окну./ Я ж его заколотил! /С силой дергает на себя ручку окна, и окно раскрывается. / Вот так. /Подходит к отцу и целует его./ Поздравляю тебя еще раз. /Выкидывает фотографию в окно и выходит./
ВЕНИАМИН. Что это было? /Марине./ Ты перевела то, что я тебя просил?
МАРИНА. Да, но там какой-то бред.
ВЕНИАМИН. Это тебя не касается. Покажи текст, /Смотрит на окно./ Надо вызвать мастера.
МАРИНА. Да, надо вызвать.
  
Марина и Вениамин выходят. Куку приносит молоток и забивает окно. Ложится на диван.
ВТОРОЙ СОН КУКУ.
Арена цирка. Появляется Гога. Он в костюме дрессировщика и с хлыстом в руках. У него длинные усы, и он настолько толст, что еде передвигается. Да еще и хромает, но при этом очень энергичен.
ГОГА. /Зрителям/. Конферанс мне не нужен. Себя я буду представлять сам. Аплодисменты мне тоже не нужны. Хотя почему я их не слышу? Хлопайте! Ну же! Хлопайте! Сильнее! А кто из вас это может сделать ушами? /Смеется./ Не обижайтесь, это шутка. Это всего лишь шутка. Я вообще очень люблю юмор. Обо мне многие говорят разные гадости, но это сущая ложь. Судите сами. Может ли такой человек, как я... то есть автор-изобретатель универсального хлыста, заставляющего льва лаять, а волка мяукать, лошадь ползать, а змею - скакать, ворону - петь, а соловья - каркать... Могу ли я быть коварным, лживым, несправедливым? Я, лауреат международного фестиваля молчунов и почетный член Общества борьбы с непредсказуемыми явлениями, которые чаще всего почему-то так и не происходят. Я, наверное, слишком много говорю, и вы подумали: вот- много слов, а дела нет. Но, признайтесь, за эти несколько минут вы успели меня полюбить. Признайтесь! Что бы вы ни говорили, я знаю наверняка: в глубине души... я вам все равно симпатичен! /Удар хлыста./ Маэстро, музыку! Звери, на арену! /Звучит музыка. На сцене появляются Веньямин, Марина, Куку и Нора./ А вот моя группа львов и львиц. Это, между прочим, интернациональная группа. Львы родом из Южного полюса, а львицы - из Северного. У-у... звери! /Удар хлыста,/ Лапы вверх! Выше! Выше! Так, Хорошо. /Выходит на авансцену и кланяется зрителям. / Они очень дружны между собой. Хотя иногда и ссорятся. Мои звери не рычат, но зато они ни с того, ни с сего могут наброситься на человека и съесть. И такие случаи уже бывали.
НОРА. Ты что врешь, когда это я ела людей?
КУКУ. И я не ел...
МАРИНА и ВЕНИАМИН. /вместе/. И мы не ели! Тебе что, приснилось?
ГОГА. /Зрителям/. Не верьте им, это провокация. Клянусь детьми, провокация!
МАРИНА. Дети?
ВЕНИАМИН. Какие дети?
ГОГА. Мои дети, родные.
НОРА. Ну, ты даешь!
ГОГА. Разговорчики! Ну-ка начинайте душить друг друга. Мальчики - девочек. Только душите медленно. Даю на процедуру пять минут. Кто раньше времени задушит, накажу. /Щелкает хлыстом. "Звери" послушно выполняют приказ. В зрительный зал./ Вы думаете, легко работать дрессировщиком?! Нет, что они меня съедят, я не боюсь... /Оживленно./ Звери должны жить на воле. Я это часто говорю. И сейчас, пользуясь, моментом, хочу повторить: звери должны жить на воле. /"Зверям"/ Ладно, поменяйтесь. Теперь пусть девочки душат мальчиков. /Зрителям./ Сколько раз я требовал, чтоб их отправили на родину. Пусть себе живут на полюсах, им так хорошо должно быть. Кстати, что они там родились, есть соответствующий документ. /Достает из кармана бумагу и показывает. / Вот! /Огорченно./ Да, да, выросли в неволе. И никогда уже не смогут жить на свободе. Разве что - на полюсах. Свобода - для них смерть. /Тихо./ Поэтому они меня никогда не съедят. /"Зверям"./ "Молодцы, хорошо душили. За это от меня вам слова благодарности. /Хлопает в ладони./ А теперь рассаживайтесь по местам. Я буду рассказывать про свою бабушку. Хотите, чтобы я рассказал вам про бабушку? /В ответ - молчание. Удар хлыста./
"ЗВЕРИ". Расскажи, ну просим тебя, расскажи!
ГОГА /собирается с мыслями/. Так-так... С чего же начать?
НОРА. Лучше скажи, почему такой толстый. В бабушку, что ли?
ГОГА. При чем здесь бабушка? Бабушка болела диабетом, а у меня работа трудная. Вы же постоянно не доедаете овощные консервы... и мне приходится их доедать за вас. Не выбрасывать же.
МАРИНА И ВЕНИАМИН /вместе/. Ты бы хоть раз открыл для нас эти так называемые "Овощные консервы"!
ГОГА. Не понял./Удар хлыста./
МАРИНА и ВЕНИАМИН. /вместе/. Нам душно. Открой, пожалуйста, окно. /Неестественно смеются./ Мы пошутили... Удачно?
ГОГА. Да, ничего... Только, где же здесь окно? О чем я говорил? Вы меня перебили.
НОРА. О бабушке.
ГОГА. О бабушке... Я очень любил свою бабушку, а она болела диабетом и умерла. Она была очень толстой. /Показывает./ Вот такой... А после смерти еще больше раздулась. Пришлось заказывать спецгроб... Но когда собрались ее выносить - в двери она не прошла. В окна - тоже. Мы выбили стекла, рамы, сняли бельевые веревки у соседей... Гроб спускали с пятого этажа на канатах. Ах, бабушка, бабушка! Вы, думаете, в нашей команде только я умею так расказывать? Звери у меня тоже - того... говорящие. /Обращается к Норе./ Ну, например, ты. Скажи что-нибудь.
НОРА. Спасибо за доверие. /Выходит на авансцену./ Я свое выступление заранее не готовила, и с нашим руководством не согласовывала. Так что извините, если что-нибудь не смогу точно и красиво выразить.
ГОГА/обращается куда-то наверх/. Эй, маэстро, это же гвоздь программы! Где музыка?
МАРИНА и ВЕНИАМИН. /Норе/. Да брось ты врать. В прошлый раз то же самое говорила.
ГОГА. /Марине и Вениамину/. Вы слишком часто рычите, а это нехорошо. Придется вас наказать.
МАРИНА и ВЕНИАМИН.. /Вместе/. Не надо. Мы больше не будем.
ГОГА. Все-таки придется вас наказать.
МАРИНА и ВЕНИАМИН /вместе/. Ну и, пожалуйста!
ГОГА /Куку/. покусай их.
Куку не обращает на Гогу внимания.
НОРА /Гоге/. Оставь его в покое.
ГОГА /Куку/. Ты меня не понял? /Удар хлыст./ Вперед!
КУКУ. Нет.
ГОГА. Ладно. Я с вами потом разберусь. /Норе./ Продолжай.
НОРА /оживленно/. Положение с каждым годом ухудшается. А сегодня это стало вопросом жизни и смерти. Если наши дети могли узнать об этом практически только из книг, то теперь им нужно лишь повнимательнее оглядеться и... /Зрителям'/ Кстати, если вы повнимательнее оглядитесь... А стоит ли это делать? Вдруг гомо.. Звучит - то как патетично: гомо! Почти гомо сапиенс.
  ГОГА. Уважаемая публика! Вы, я надеюсь, уже смогли убедиться в способностях моих зверей. /Кланяется./ На этом наш номер заканчивается.
НОРА. А я еще не договорила.
МАРИНА И ВЕНИАМИН/Вместе/ Пусть продолжает.
НОРА. Спасибо. Гомосексуализм стал бичом нашего общества. Ой, как больно он всех нас бьет! Бьет! А раньше не бил. Они создают кланы, тайные общества, помогают друг другу и морально и материально, и даже физически. И измен не прощают. А меня за правду могут убить. Убить навсегда. Я не хочу навсегда!
ГОГА. /удар хлыста/. Брось чушь молоть!
НОРА. Вы видите? Вот она, расплата за правду.
ГОГА. Ну, все. Мое терпение кончается. В клетки. В клетки! /Удар хлыста/. А то позову пожарников. Они в железных касках, в руках у них железные крюки, а в красных огнетушителях соляная кислота. Испугались, звери?
НОРА. Что я такого сказала?
ГОГА. Вы всего лишь звери, тупые звери... /Гога щелкает хлыстом, и он выпадает у него из рук. Куку поднимает хлыст./
МАРИНА И ВЕНИАМИН /Куку/. Какой смелый!
ГОГА. Отдай хлыст.
КУКУ /удар хлыста/. Стоять!
НОРА. /Куку/ Лучше отдай ему хлыст, а то хуже будет. Или не будет? Вдруг не будет!
КУКУ /Тоге/, Ну, что ж, лебедь, пой свою последнюю песню. /Удар хлыста./ Пой!
Гога поет.
МАРИНА И ВЕНИАМИН. /вместе/. Здорово спел,
НОРА. Ничего не скажешь - мастер!
ГОГА. Ты выставил меня на посмешище.
КУКУ. А талантлив. Молодец!
ГОГА. Я убью тебя. /Гога бьет Куку по лицу. Тот падает, затем медленно поднимается./
КУКУ /удар хлыста/. Ешьте его. /Показывает на Гогу./
"Звери" набрасываются на дрессировщика.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Явь третья.
Куку на диване читает газету. Заходит Марина и Вениамин.
  ВЕНЬЯМИН. Они будут запоминать, сколько раз и кому ты улыбнулась. Здесь не так все просто. Вот ты - случайно повернется спиной к человеку... Может, этого никто не заметит. А если заметят? Память странная штука.
МАРИНА. А мне обязательно улыбаться?
ВЕДЬМИН. Ты так ничего и не поняла.
МАРИНА. Я все прекрасно поняла.
ВЕНИАМИН. Непосвященному многое кажется странным. Когда я первый раз туда пришел - особых трудностей не испытывал - мне все было просто и понятно. Но чем выше поднимался, тем труднее было разобраться. Но разобрался же! И разобрался лучше других.
МАРИНА. Да, тебя очень ценят.
  ВЕНЬЯМИН. /подходит к Куку и рассматривает стопку газет/. Я не предпологал, что у нас выходит столько газет! /Марине./ Неужели это все интересно читать?
МАРИНА /Куку/. У тебя опять красные глаза.
ВЕНИАМИН. Красные? Как это красные?
МАРИНА. Допоздна читал...
ВЕНИАМИН. А-а. Я совсем о другом подумал. /Куку./ Нельзя так много читать. /Просматривает газеты./ Здесь же очень мелкий шрифт.
МАРИНА. /Куку/ Завтра к нам придут папины сослуживцы... Хочешь пойти к бабушке?
ВЕНИАМИН. Стол, по-моему, нужно поставить перпендикулярно этой стене. /Показывает./ Вот так.
МАРИНА. Окно! Мы же не вызвали мастера!
ВЕНИАМИН. Может, это и к лучшему. Говорят, шеф боится сквозняков,
МАРИНА. Он придет?
ВЕНИАМИН. Придет? Думаю, придет - он обещал.
МАРИНА. Несколько месяцев тому назад мы и подумать об этом не могли. А сейчас... Мне что-то не по себе.
ВЕНИАМИН. Подташнивает?
МАРИНА. Немного. Пойду, прилягу./Выходит./
ВЕНИАМИН. /Куку/. Со мной странные вещи в последнее время происходят. Нюх теряю. Временами совершенно пропадает обоняние. Ты не знаешь, почему? /Куку пожимает плечами./ Впрочем, откуда тебе знать? А с тобой такое бывает? /Куку отрицательно качает головой./ Наверное, это не страшно? Подумаешь, нюх пропадает! Днем не спи, а то ночью не заснешь. /Куку выходит в соседнюю комнату./ Что-то с ним неладно. Так, стол мы, предположим, поставим здесь. Он зайдет оттуда Книги... Обязательно посмотрит на книжные полки. Надо подобрать. Что еще? Кто-нибудь захочет послушать... музыку, а не исключено, и потанцевать.
/Заходит Гога. У него в руках сверток./
ГОГА. Сам с собой разговариваешь? Интересно?
ВЕНИАМИН. Сынок... ты меня напугал.
ГОГА. Мы все чего-то боимся. А тебе усы подходят. Я даже раньше как-то не замечал. Солидность появилась.
ВЕНИАМИН. Ты думаешь?
ГОГА. Где мой брат?
ВЕНИАМИН. /показывает в сторону соседней комнаты/. Там.
ГОГА. Я тогда фотографию выбросил... Так вот она .... /Разворачивает сверток./ На землю упала. Даже стекло не разбилось. /Вешает фото?графию на прежнее место./ Нравится?
ВЕНИАМИН. Да.
ГОГА. Сегодня к нам пришел один... товарищ. Попросил рассмотреть его изобретение. Оказывается, мужчина за свою жизнь съедает в среднем несколько тонн губной помады. Короче говоря, он предлагает помаду витаминизировать. По его расчетам, если это сделать, в ближайшие годы резко сократится число простудных заболеваний. И вместе с тем повысится рождаемость. Как следствие усиления половой функции.
ВЕНИАМИН. Звучит довольно странно... Но, если задуматься, в этом что-то есть.
ГОГА. Иногда смотрю я на тебя, и в голове возникают тысячи вопросов. Но ни один из них задать я не решаюсь.
ВЕНИАМИН. Подобные шуточки...
ГОГА. Да, какие там шуточки! Я дал рекомендацию этому изобретению. Хотя... Может, правда в этом что-то есть...
ВЕНИАМИН.. Завтра к нам придут гости...
ГОГА. Вот от этого меня уволь. Ты же знаешь, я не могу... не выношу подобных вещей. Так что не обижайся - меня дома не будет.
ВЕНИАМИН. И занавески надо поменять...
ГОГА. Что?
/Звонок в дверь. Слышен шум./
ВЕНИАМИН. Кто-то пришел.
ГОГА. Совсем забыл! Тебе перевод... /Ищет квитанцию в кар?манах. /Деньги за статью. Вот. /Дает квитанцию Веньямину./
ВЕНИАМИН. На этот раз неплохо заплатили.
/Заходят Марина и Нора./
НОРА. Здравствуйте. /Гоге./ Я раньше освободилась.
ВЕНИАМИН. Добрый день.
МАРИНА, /смеется/. Извините.
ВЕНИАМИН. Что с тобой?
МАРИНА. Нет, ничего... /Смеется./ Вчерашний фильм вспомнила.
ГОГА. У нас мама очень веселая. Ну, просто очень.
ВЕНИАМИН. Да-а.
НОРА. А какой вы фильм смотрели?
ГОГА. Она их все как комедии воспринимает.
ВЕНИАМИН. /подходит к окну/. Сильный ветер на улице.
НОРА. У нас перед домом ночью дерево повалило. Вообще-то оно гнилое было... Говорят, он будет усиливаться.
МАРИНА. Наверное. По крайней мере, утихать не собирается. Главное, что не жарко. Не выношу жару.
ГОГА. Интересно, ветер на урожай влияет?
МАРИНА. Немного голова закружилась. Гога, проводи меня. Извините.
ГОГА. Что с тобой? Тебе плохо?
;/Марина и Гога выходят./
НОРА. Шею простудил?
  ВЕНЬЯМИН. Нет... Очень заметно? Смешно звучит, но, понимаешь... Головой в доску уперся, вернее, лбом... Упражнение такое./Пока?зывает упражнение с воображаемой доской./ Ой! / Потирает рукой шею./ Китайская гимнастика. .
НОРА. И давно это с тобой?
ВЕНИАМИН. Уже, наверное, дня три. Да, три дня.
НОРА. Моя подруга тоже чем-то похожим занималась. Так у нее грудь стала интенсивно расти. /Показывает./ Вот такая выросла. У тебя не растет?
ВЕНИАМИН. И что бы ты ответила на моем месте?
НОРА /смеется/. Растет, но не грудь.
ВЕНИАМИН. Тоже шутить учишься?
НОРА. Я уже научилась. За время, что мы с тобой не виде?лись, у тебя выросли мощные усы.
ВЕНИАМИН. Не нравится?
НОРА. Хорошо мы с тобой говорим... с взаимопониманием. Вот и фотография моя в вашей квартире висит.
ВЕНИАМИН. Давно ты с ним дружишь?
НОРА. Какое слово-то подобрал - дружишь! Значит, ты счи?таешь, что я с твоим сыном дружу. Как у тебя горят глаза! Это оптимизм? В вашем поколении опти?мизм еще сохранился. Созидающий и необузданный. Оптимизм, способный полнейшего идиота возвеличить до недосягаемых высот...
ВЕНИАМИН. Ты о чем это?
НОРА. Я о чем... В последнее время мне очень нравится философствовать. Иногда так начнешь с какого-нибудь пустяка, скажем, со слова "дру?жишь", а потом мысль полетит, расправит крылья и понесет неизвестно куда.
ВЕНИАМИН. Мне все это очень не нравится.
НОРА. Да? А мне нравится. И с каждым днем нравится все боль?ше и больше.
ВЕНИАМИН. Давай, сделаем так, Ты сейчас уйдешь и здесь... /Заходит Гога/
ГОГА. Странная женщина - ей плохо, а она смеется, /Веньямину/ Я тебя опять напугал? Надеюсь, не скучали без меня? Мой за?мечательный папа рассказал о трудовых дости?жениях?
НОРА. Нет. Ты не угадал.
ГОГА. Он очень скромный.
ВЕНИАМИН. Твои успехи меня больше радуют...
НОРА. Успехи? Не знаю с чем поздравлять, но поздравляю. /Целует Гогу./ Это ты очень скромный... и ...В общем, как я ви?жу у вас все хорошо. Это прекрасно. Если в каждой семье все будет так же хорошо, как у вас, а семья - это ячейка общества... то и в самом обществе будет так, как у вас - в семье.
ГОГА. В своих умозаключениях - я имею в виду степень осмысле?ния проблемы - ты делаешь определенные успехи.
НОРА. /Веньямину/. Вам кажется странными наши взаимоотношения. В ваше время все было по-другому?
ВЕНИАМИН. Нет моего или вашего времени - есть лишь время, котором мы живем.
ГОГА. Что это ты так про моего красавца - отца? Ваше время! Смотри какой орел! Одни усы чего стоят!
ВЕНИАМИН. Послушай... я ведь не обсуждаю... Да-а. Так. /Идет по направлению к двери./
ГОГА. Я не хотел тебя обижать.
НОРА. Он, правда, не хотел вас обижать. Вы на самом деле прек?расно выглядите.
/ Из другой комнаты кричит Марина:"Веньямин, Веньямин". Веньямин выходит./
НОРА. Что с ней?
ГОГА. Не знаю. То голова кружится, то еще чего. Может быть, от жары, а может... Ладно. Давай делом займемся. У тебя же никого дома нет.
НОРА. Откуда ты знаешь?
ГОГА. Неважно. Пошли.
НОРА. Ну, пойдем.
/Нора и Гога уходят. Из боковой комнаты выходит Куку, делает несколько шагов и падает./
ПЕРВОЕ ВИДЕНИЕ КУКУ.
Куку больше не увидит снов - только видения. Перед нами все действующие лица, кроме Куку.
НОРА /у нее в руках деревянный молоток/. Очередной аукцион, девиз которого "Плавайте только в воде!", по традиции, открывается нашим гимном. Для тех, кто впервые здесь - на этом замечательном мероприятии - сообщаю: петь обязаны все. /Обращается к зрителям/. Вы не в счет. К сожалению. Кому-то может показаться странным наш девиз - где же плавать, как не в воде? Но ...
/Веньямин запел. И все дружно подхватили эту песню без слов./
МАРИНА /Гоге/. Вы не скажете, который час?
ГОГА. Не может быть!
МАРИНА. Извините, я не поняла.
ГОГА. Я говорю, этого не может быть.
МАРИНА. Спасибо...
НОРА. Прошу занять места согласно купленным билетам. Думаю, мы можем начинать. Итак, под номером один /показывает на Марину / Вы. Прошу! Начальная цена... впрочем, скажите об этом сами.
МАРИНА. Сперва немного о себе. Образование высшее, замужем, имею детей. Свободно владею двумя языками, рост 165 сантиметров. Вес 60 килограммов. Очень люблю свою семью... Боюсь темно?ты. А больше я вам ничего не скажу. /Тихо./ Если можете, дайте свет... хоть немножечко света.
НОРА. Две лампы дневного освещения - раз! /Удар молотком./ Две лампы...
ВЕНИАМИН. Три лампы!
НОРА. Три лампы - раз! Три лампы - два...
ГОГА. Что здесь происходит?
ВЕНИАМИН. Не мешайте!
ГОГА. Пять ламп! /Кричит./ Пять ламп!
НОРА. Пять ламп - раз! /Заходит Куку с огромным портфелем в руках./ Кассир пришел. Как вы не вовремя. /Обращается к участникам аукциона./ Давайте, не будем создавать суматохи и организованно получим деньги.
/Все дружно набрасываются на Куку./
ГОГА. Зачем вам деньги? На них же ничего нельзя купить.
ВЕНИАМИН. Не твое дело,
МАРИНА. А я их, например, коллекционирую.
ГОГА /Куку./ Вы наступили мне на ногу!
ВЕНИАМИН. /Норе/. Где ваша сознательность?
НОРА. Ну, вот и все.
/Взяв деньги, участники аукциона расходятся по своим местам./
МАРИНА. /Норе/. А кассир бесплатно работает?
НОРА. Продолжим. Пять ламп - два!
МАРИНА. Интересно, а сколько это будет в пересчете на свечи?
ВЕНИАМИН. Так вы хотите продаться? /Норе./ Семь ламп.
МАРИНА. Я очень боюсь темноты.
НОРА. Нет больше ставок? Теперь я назову свою цену. Десять ламп. Десять ламп - раз, два, три! Возражений нет?
ВЕНИАМИН. За такую цену я и сам продамся.
НОРА. Очень хорошо./Веньямину./ Вы будете следующим. /Марине,/ А проданным садиться нельзя. Вставьте, пожалуйста, вот сюда. /Веньямину./ Прошу вас.
ВЕНИАМИН. Ну что мне про себя сказать? В жизни всегда делал то, что нужно... а не то, что хотелось. Постепенно так к этому при?вык, что по-другому уже жить не мог... Чьи это слова, не помню... Скажу честно, всегда старался продать себя по дороже. /Обращается к зрителям'/ Хотя кто из вас, уважаемая публика, этого не делал? Думаю, вы оцените мою прямоту... не хочу ничего от вас скрывать. Я очень люблю шоколадные конфеты.
НОРА. Короче. Говорите свою цену.
ВЕНИАМИН. Четыреста грамм шоколадных конфет.
НОРА. Четыреста грамм - раз...
МАРИНА. Килограмм!
НОРА. Вы проданы, вы не имеете права торговаться! И не мешай?те, а то придется мне вас обезмолвить.
МАРИНА /с ужасом/. Обезмолвить?
НОРА. Четыреста грамм - два!
ГОГА /Марине, показывает на НОРУ/. Страшный человек.
НОРА. Четыреста грамм...
ГОГА. Кассир, ты не вступишь в торговлю?
НОРА. И кассир не имеет права торговаться! Он носит деньги. Кило сто - раз! Кило сто - два!
ВЕНИАМИН. А кто сказал кило сто?
НОРА. Это моя цена.
ВЕНИАМИН. /в панике/. Я не хочу продаваться. Я никогда больше не буду, есть конфеты!
НОРА. Похвально. По правилам, вы можете остаться на месте и вступать в торговлю./ Гоге./ Следующий вы.
ГОГА/Норе/. А вы не шутите? А я очень люблю пошу?тить...
/Куку встает со своего места и сначала медленно, затем постепенно наращивая темп, начинает отбивать чечетку. Присутствующие на аукционе за ним внимательно следят./ Ваш кассир что - ненормальный?
НОРА. Это вас не касается. Продолжайте.
ГОГА. Как-то мне нагадали, что в зрелом возрасте я многого добьюсь. У меня будет все, чего я только не пожелаю. Так что мне ничего не надо. Хотя... может, к сорока годам я полысею? Мне эта перспектива не нравится. Кто из вас уступит мне свою шевелюру?
ВЕНИАМИН. Ну и цена...
НОРА. Вы можете пропустить этот лот.
ВЕНИАМИН. Нет, нет, я принимаю эту цену!
МАРИНА. В порядке исключения вы мне разрешите?
НОРА. Вы обезмолвлены.
/Марина продолжает говорить, но присутствующие уже ее не слышат - она только открывает рот, как рыба, выброшенная на сушу./
ВЕНИАМИН. /Нора/. Правильно, не надо было продаваться!
ГОГА. Товарищ!
ВЕНИАМИН. Да.
ГОГА. Вас, между прочим, никто не спрашивал.
НОРА. Прекратите базар! /Гоге./ Я предлагаю вам... свои волосы.
ВЕНИАМИН. Это нечестно!
НОРА. Все, что здесь происходит, оговорено в правилах.
ВЕНИАМИН. Прошу вас, уступите мне его.
НОРА. Размечтался... вундеркинд.
ВЕНИАМИН. Я вас не оскорблял.
НОРА /Гога/. Вас устраивает цена?
ГОГА. Да.
ВЕНИАМИН. Не покупайте его.
/ Марина, поняв бессмысленность своих попыток вы?сказаться, соорудила плакат, на котором написано: "Свободу моего слова защищает Конституция^/
НОРА. /Марине/. Вот это другое дело. Можете ходить так, сколько вам вздумается.
ВЕНИАМИН. Я покончу с собой.
НОРА. Бросьте паясничать. Впрочем, это ваше право. /Бьет мо?лотком./ Продано!
ВЕНИАМИН. Продано, так продано.
ГОГА /Веньямину/. Неужели чужие волосы мне смогут в чем-то пригодиться?
ВЕНИАМИН. /тихо/. Об этом здесь не говорят - конечно, нет. Об этом все прекрасно знают... Но мы обманываем друг друга.
НОРА. Наш аукцион подходит к своему логическому концу. Последний лот - я.
ГОГА. Какова ваша начальная цена?
НОРА/смеется/. То, чего у вас нет.
ВЕНИАМИН. Извините, мы не поняли...
НОРА. То, чего у вас кет, - раз!
ГОГА. А кассир не будет продаваться?
НОРА. Нет. Он носит деньги. То, чего у вас нет. - два! То, чего.../Куку кидает в руки Норе свои портфель./ Тебе за это могут сделать укол, а то и положат на профилактику.
/У Марины уже новый плакат: "Кассир - молодец!"/
ВЕНИАМИН. Как драматически развиваются события!
НОРА. То, чего у вас ...
ВЕНИАМИН. Зачем деньги? Бессмысленные, не нуж?ные бумажки...
НОРА /Веньямину/. Во-первых, здесь не только деньги, но и порт?фель. А во-вторых, вы дадите мне закончить или нет? То, чего у вас нет, - три! Продано! /Куку./ Я твоя.
ГОРА. Одним уколом наш кассир не отделается. Это уже точно.
НОРА. Наш аукцион заканчивается так же, как и начался - "Волшебным гимном". /Марине./ На время его исполнения я даю вам возможность... короче говоря, будете петь вместе с нами.
/Участники аукциона исполняют гимн. Веньямин незаметно для окружающих достает из портфеля кассира револьвер и стреляет в Нору/
ЯВЬ НОМЕР 4
Только что ушли гости. На диване сидит Веньямин. Он слегка пьян.
ВЕНИАМИН. Вот и пройден еще один славный этап в моей жизни. Глупые римляне... Человек человеку - волк! Не волк, а крокодил... Крокодил. Бедное, беззащитное животное... Во мне, оказывается, тоже существует тяга к философствованию. Ах, Нора, Нора... весенний цветочек... Странное свойство у человеческой памяти - кто-то, подыскав себе там место, уже не уступает его никому.
/Заходит Нора. Через некоторое время заходит Куку, но, услышав разговор между Веньямином и Норой, останавливается в дверях./
НОРА. У вас не принято закрывать дверь?
ВЕНИАМИН. А, это ты.. Привет. /Смеется./ Почему ты не пришла?
НОРА. Мне было некогда.
ВЕНИАМИН. Но мы же договорились! Впрочем, это не имеет никакого значения. Ты не должна встречаться с Гогой.
НОРА. К сожалению, это невозможно. Он сделал мне предложе?ние. Я согласилась.
ВЕНИАМИН. Скажи честно, что тебе от меня надо?
НОРА. Боюсь, уже - ничего! Только не делай страшное лицо - я ведь испугаюсь.
ВЕНИАМИН. Ты права. /Смеется./ Ты испугаешься.,. Жанна Д'Арк - героиня французского народа!
НОРА. И не героиня и не французского...
/В дверях появляется Гога. Он заталкивает Куку в комнату и заходит сам./
ГОГА. /Куку/. Что с тобой? /Норе. / Рад тебя видеть.
НОРА. Я просто так зашла, соскучилась.
ГОГА /Вениамину/. Как мама? Ей лучше? /Показывает на Куку./
ВЕНИАМИН. /Гоге/. Мне надо с тобой поговорить.
НОРА. /Веньямину/. Он что-нибудь натворил? Очень его не ругайте. Гога, у тебя страшно симпатичный отец.
ГОГА. Он у меня такой.
НОРА. /Куку/. Что ты там стоишь? Иди к нам,
ВЕНИАМИН. ./Норе/. Не надо меня ставить в безвыходное положение,
ГОГА./Куку/. Опять что-то в кулаке прячешь? Я узнаю, что у тебя там. Ну-ка покажи. /неожиданно хватает Куку за руку, выворачивает ее и... Куку сядет где-то в сторонке и будет смотреть на свою пустую ладонь./
НОРА /Гоге/. Ты что - с ума сошел? Что ты делаешь?!
ГОГА. Там пусто - ничего нет.
ВЕНИАМИН. Ты просто дурак.
ГОГА. Что?
НОРА /Вениамину/. У вас была в жизни ситуация, когда не знали как себя вести?
ВЕНИАМИН. Нет.
НОРА. А у меня была. Этой зимой я поехала в горы вместе с...
ВЕНИАМИН. Тогда я тебя убью.
НОРА. Какой у вас мрачный юмор!
ГОГА /Веньямину/. Ты вроде немного перебрал.
ВЕНИАМИН. Да - юмор мрачный.
ГОГА. /Веньямину/ Ты, наверное, устал, хочешь спать. Давай, я тебя провожу.
ВЕНИАМИН. Ты прав. Мне давно пора спать. /Выходит./
ГОГА. Если хочешь, останься. Я им все объясню.
Заходит Марина.
НОРА /Марине/. Добрый вечер. Правда, сейчас почти уже утро.
МАРИНА. Вы, наверное, недавно пришли?
ГОГА. Ты не будешь против, если Нора у нас останется? Ей далеко ехать, а час уже поздний.
НОРА. Нет... Не стоит беспокоится.
МАРИНА. Оставайтесь. Куда вы поедете на ночь глядя... /идет к двери./ Много дел на кухне.
НОРА. Я вас помогу.
Марина выходит. Следом за ней выходит и Нора.
ГОГА /Куку/. Обиделся на меня? Хочешь, в шахматы сыграем? Не хочешь. Трудно тебе будет с таким характером....
Заходит Веньямин.
ВЕНИАМИН. Что-то не спится. Она ушла?
ГОГА. Кто?
ВЕНИАМИН. Ну... твоя подруга.
ГОГА. Нет. На кухне - Марине помогает,
ВЕНИАМИН. О - да-да! Она помогает... У нее вид вульгарный,
ГОГА. Ну и что.
/ В комнату заглядывает Нора./
НОРА. Здесь где-то кофеварка должна быть.
ВЕНИАМИН. Она в другой комнате.
/Нора уходит,/
Быстро освоилась.
ГОГА. Чем она тебе не нравится?
ВЕНИАМИН. Мне? Она мне очень нравится. Но... тебе она не пара.
ГОГА. Я тебя что-то не пойму... пара - не пара...
ВЕНИАМИН. Как?! У тебя это не серьезно?
ГОГА. Конечно.
/Заходит Марина и Нора. У Норы в руках поднос с чашками кофе./
ВЕНИАМИН.. Ну вот. Теперь мы все в сборе.
МАРИНА. /Веньямину/. У нас с Норой, оказывается, много общих знакомых.
ВЕНИАМИН. Не может быть.
НОРА. Пейте кофе, а то остынет.
ГОГА. Я люблю холодный.
МАРИНА. Это Нора приготовила. Как-то по-особому... Вкусно?
ВЕНИАМИН. Да. Очень.
ГОГА. Раз разговор зашел о Норе... Она теперь у нас бу?дет жить.
МАРИНА. А -а...
ГОГА. Штамп в паспорте уже стоит. Так что можете не волно?ваться.
ВЕНИАМИН. Покажи паспорт.
НОРА. Его или мой?
ВЕНИАМИН./Марине/. Ты покажи.
МАРИНА. Зачем?
ВЕНИАМИН. /в полной растерянности/. Когда я тебя о чем-то прошу... Я хочу... Потом посмотрю. Глупо себя веду, да? Не надо было столько пить... Где мой сын? /Куку/. Ты здесь, мой мальчик? Я очень перед тобой виноват... Ну что же ты? Не хочешь, не надо. Сиди там один.
ГОГА /подходит к окну/. А на улице полно людей. Луна светит... Да, в такую ночь грешно спать... Уходят годы в никуда, забирая с собой нас.
НОРА. Я, пожалуй, пойду.
МАРИНА. Так вы не остаетесь?
НОРА. Не сегодня. Завтра рано вставать - много работы.
ВЕНИАМИН. Был монастырь... и не кружится уж над ним кадиль?ниц благовонный дым... Хорошие стихи. Значит, не сегодня.
НОРА. Да, зачем спешить? Всему свое время. Правда, Гога?
ГОГА. Мне просто лень было тебя провожать.
НОРА. Всего хорошего.
/Нора и Гога уходят./
МАРИНА. Если бы ты так ко мне относился...
ВЕНИАМИН. Тс-с-с... Ты знаешь, оказывается, хорошо смеется не тот, кто смеется последним, а тот, кто смеется всегда. /Смеется/ И еще... Выигрывает не тот, кто на самом деле выиграл, а тот, кто считает себя победителем. Иди сюда. /Поглаживает Марину по животу./ /Растет наш ребеночек. Растет... У меня сегодня был очень важный день.
МАРИНА. Я хочу сделать подтяжку лица... глаза немного подправить.
ВЕНИАМИН. Сейчас?
МАРИНА. Нет, не сейчас. Потом.
ВЕНИАМИН. /после некоторого раздумья/. Делай. Включи музыку. /Выходит/.
МАРИНА. /включает музыку/. Благородный вид у твоего на?чальника. А жена такая страшная. /Заметив, что Веньямина нет в ком?нате. / Где ты? Он переутомился... Ему необходимо отдохнуть.
Марина выходит. Куку подходит к окну и пытается его открыть. Достает из кармана яблоко, кушает. Опять пытается открыть окно... Разбегается и своим телом выбивает раму.
ПОСЛЕДНЕЕ ВИДЕНИЕ КУКУ.
На постаменте лежит Куку и пускает мыльные пузыри. Вокруг него в почетном карауле стоят Вениамин, Марина, Гога и Нора.
ГОГА. Все, что ли? Видимо, больше никто не придет.
МАРИНА. Да-а... Вот так бесславно закончился еще один пе?риод истории.
НОРА /подходит к окну/. А народ стоит.
ВЕНИАМИН. Почему не расходятся?
НОРА. Сколько бездельников в нашем городе! Неужели им не?чем, заняться? Господи, эта дура с собой еще и детей привела... Вор!
МАРИНА. Вор?
НОРА. Пока тот, в шляпе, на девицу с огромным выре?зом глазел, у него бумажник вытащили.
;ГОГА /Куку./ Ты можешь спокойно полежать? Вдруг кто-нибудь еще зайдет? А ты пузыри пускаешь!
МАРИНА. Оставь его в покое. Охрана все равно уже никого не пустит.
ВЕНИАМИН. /показывает на Гогу/. Он прав. Сейчас ни на кого нель?зя положиться. Даже на охрану.
НОРА. Да-да. После отмены смертной казни люди потеряли вся?кий страх. А некоторые, как это ни странно, сами просятся в тюрьму
МАРИНА. Казнить людей - варварство! И мы сделали совер?шенно правильно, что отменили высшую меру.
ГОГА. Правильно? Посмотрите, что происходит вокруг!
ВЕНИАМИН. Не затевайте дискуссий. Не время сейчас. Нам придется се?годня решить, кто займет его место. /Показывает на Куку./
ГОГА. Откладывать нельзя...
НОРА. Почему нельзя? Ты мыслишь не современно. К чему такая спешка? Вопрос ведь очень и очень непростой. Сможем ли мы вот так сразу выбрать? Предлагаю перенести заседание на другой день.
МАРИНА. Вы еще очень молоды...
ВЕНИАМИН. Двух мнений быть не может - решение должно... Мы решим сегодня.
НОРА. Пожалуйста - я не против. Стоит ли из-за этого так нервничать?
ГОГА. Или решим, или - нет.
/Куку расставляет шахматные фигуры на четырех досках и жестом приглашает присутствующих вступить с ним в игру./
НОРА, /показывает на Куку/. Он, как всегда, прав. К чему столько посторонних разговоров? Давайте, сразу приступим к делу. /Подходит к шахматной доске и делает первый ход,/ А заодно и мозги разомнем.
ВЕНИАМИН. Вообще-то я больше люблю играть в домино... Но с удовольствием сыграю в шахматы.
МАРИНА. Прежде, чем приступить к обсуждению кандидатур будет целесообразно, если каждый из нас отчитается по своей теме.
ВЕНИАМИН. Ты права. Следуя традиции, пожалуй, начну я ...
НОРА. Много лишних слов.
ВЕНИАМИН. Извините. Картина безрадостна, если не сказать большего. Нужны свежие идеи, а их, к сожалению, нет. По крайней мере, мне не известны.
МАРИНА, А серая краска?
ВЕНИАМИН. Прошу не перебивать. /Куку/ Мой ход?
/Куку кивает головой. Веньямин делает ход'/
Серая краска. Боюсь, что серая краска может принести нам много неприятностей. Авария в лаборатории пока не ликвидирована. Я имею в виду последствия этой аварии. Так называемые интеллектуальные тараканы с каждым днем захватывают все больше и больше территорий.
НОРА. Я проиграла. /Куку/. Сдаюсь. /Вениамину./ Что предпринима?ется в связи с создавшейся ситуацией?
ВЕНИАМИН. Нам предложили с ними простой и действенный способ борьбы. Ученые предполагают забросить в захваченную зону обычных тараканов. Слава богу, у нас их достаточно.
ГОГА. Чему ты радуешься?
ВЕНИАМИН. По их расчетам, интеллектуальные тараканы будут вы?нуждены ассимилироваться в гуще обычных тараканов. На это потре?буется максимум пять - шесть месяцев,
НОРА. Не много ли?
ВЕНИАМИН. Ничего лучшего пока наша наука предложить не может, но работы в этом направлении интенсивно ведутся. Вот вкратце о той главной, проблеме, которая стоит на повестке дня. На мелких, я думаю, останавливаться не стоит. Они всегда были и всегда бу?дут. Спасибо за внимание.
ГОГА /Веньямину/. Следующий ход - и ты получишь мат. А обычные тараканы, насколько я знаю исчезли давным-давно...
ВЕНИАМИН. Ты прав. Не имеет смысла дальше продолжать партию.
;
/Веньямин сметает фигуры с доски. Пауза. Члены Большой четверки выжидающе смотрят на Гогу./
ГОГА. Мы боимся малак-малак, бринкен, нангомери и мурио-нада... потому, что на протяжении веков, начиная с глубокой древ?ности - периода, называемого у нас Временем сновидений, - о них идет молва как о хитрых и изобретательных отравителях... Даже сейчас, укладываясь спать, я принимаю все меры...
/Гоге/. Тебе все время что-то мерещится. То какую-то чушь нес, теперь панику разводишь.
ВЕНИАМИН. Она права.
ГОГА/показывает на Куку/. Он поставил мне мат.
МАРИНА. Мне тоже.
ВЕНИАМИН. Мертвый, а в шахматы нас обыграл.
НОРА. Пожалуй, и мне стоит сказать несколько слов. Выступающие до меня уж очень сгустили краски. Быть может, это их политическая безграмотность, а быть может,... Вы не владеете ситуацией.
МАРИНА. Что вы подразумеваете под... "а может быть"?
НОРА. Вам также будет предоставлено право, высказаться.
ВЕНИАМИН. Сейчас не время сориться.
НОРА. Излишняя подозрительность и жесткий контроль никогда не давали желаемого результата.
МАРИНА. Уже светает. Нам надо спешить. Мы получили более или менее объективную картину сегодняшнего положения в целом. Но...
/ Куку чихает./
ВСЕ ВМЕСТЕ. Будьте здоровы!
ГОГА. Что-то в глаз попало. Вот так всегда... В самый неподходящий момент.
ВЕНИАМИН. Не бревно ли, случайно?
МАРИНА /тихо, но уверенно/. На его место может быть предло?жена лишь кандидатура человека, находящегося среди нас. Естественно, что каждый из нас хотел бы быть первым...
ВЕНИАМИН. Ошибаешься. Я - не хочу.
МАРИНА. Что ж, тем лучше - кандидатур осталось три.
ГОГА. Я тоже не имею желания занять его место.
МАРИНА. Почему?
ГОГА. Честно говоря, я просто боюсь.
НОРА. Я вас прекрасно понимаю. Эта роль не их простых. Знать обо всем и соблюдать обет молчания сможет не каждый.
ГОГА. Мы друг другу подробно изложили всю известную нам информацию... и от этого что-то изменилось?
НОРА. Я согласна....
МАРИНА. Я против. Вы молоды, несдержанны, порой ввязываетесь в какие-то авантюры. У вас нет должного авторитета ...
НОРА. Не стоит продолжать. По всей видимости, это так, А может, и нет. Ведь в ваших словах чувствуется некоторая тенденциозность. И они неаргументированны и неубедительны.
ВЕНИАМИН.. Да-а... Постепенно создается безвыходная ситуация.
ГОГА. Реальной кандидатуры нет.
НОРА. Отчего же? /Показывает на Марину./ Вот наша послед?няя надежда. Насколько я знаю, в ее чреве сейчас находится человек. В самом ближайшем будущем он придет в этот мир. Его биография чиста. Там нет ни плохого, ни хорошего. Но при этом сегодня он находится среди нас. И может быть избран.
МАРИНА. Нет! Этому не бывать!
ВЕНИАМИН. Свое мнение ты выскажешь при голосовании.
НОРА. Он обладает тем, что нам уже недоступно...
ВЕНИАМИН. Она права.
НОРА /подходит к окну/. Народу становится больше. Пора голосовать.
ГОГА. Да что здесь голосовать? И так все ясно.
НОРА. Единогласно.
МАРИНА /кричит/. Я - против!
НОРА. Ваш голос на решение не повлияет.
ВЕНИАМИН. Решение принято.
Куку ложится на свое ложе. Его четверки доской и, взяв молотки, забивают гвозди в эту доску. ЗАНАВЕС
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"