Все те - в том числе и я, - кому даже самый обычный, маленький крот кажется омерзительным, наверное, умерли бы от омерзения, доведись им увидеть гигантского крота, появившегося несколько лет назад вблизи маленькой деревушки, которая благодаря этому случаю приобрела своего рода мимолетную популярность. Теперь сама деревушка исчезла из людской памяти, как, впрочем, и все это странное происшествие, так и оставшееся неразгаданным.
(Франц Кафка "Деревенский учитель")
Сплю. Вижу кошмар: впереди - туннель, и я в него въезжаю. Зачем, въезжаю, куда устремляюсь - не въезжаю. Дальше: полная, кромешная тьма. Никакого света - ни в конце, как резонно было бы ожидать, - ни по сторонам. Черно, плотно, глухо. Только шуршат шины и чуть слышно шумит мотор. Так, - думаю во сне, - вот и приехали. То есть, на вечный покой. Будто смотрела фильм про себя, а плёнка вдруг возьми, да и порвись. Экран погас, пьяный кинщик плюнул с досады и ушёл из будки. Зрители оцепенели и молча, обречённо сидят в темноте, ни на что уже не надеясь, ни о ком не жалея, не зовя, не плача... Но с места сдвинуться не могут. И я среди них.
- Кстати, - приходит тематически своевременный, но геопозиционно подозрительный вопрос в мёртвую уже голову, - а почему в России гробы всегда обтягивают красной материей? Но додумать не успеваю, так как темнота внезапно сменяется бледно-сереньким светом, еле брезжущим. Оказывается, я в своём покойницком автомобиле тихонечко подъезжаю к станции, а вдоль дороги - платформы, как в метро. Но живых людей вокруг нет. А только виселицы стоят, вкривь и вкось. На виселицах, как положено, болтаются повешенные. И: тишина. Тут я уж совсем ничего не понимаю и от этого непонимания просыпаюсь.
Ф-фу-у...
Открываю глаза: свет. Белый. Мигом катапультируюсь из гробовой постели. Дико озираюсь по сторонам. Утро. Суббота. Потягиваюсь. Смотрю в окно. Тает прозрачный лунный диск на лавандовом небе. Сорока сидит на суку старого дуба. Скольжу взглядом ниже: по кустарнику, по травке... А та-ам... Сатана там правит бал, вот что. На девственно зелёном газоне, любовно возделываемом, если не столетиями, то со времён скандала Профьюмо-Килер, вздымается чреда чёрных всхолмлений. На густой, аккуратно подстриженной травке высятся гигантские терриконы влажной, свежевырытой плодородной норфолкской почвы. Один... два...пять... Пять! Это кто же так постарался изгадить наш многострадальный сад? Вообще-то местной фауне палец в рот не клади. Месяц назад шальная залётная цапля устроила в пруду ихтиоцидную вакханалию, пожрав не только нерасторопных кой-карпов, но и выкосив косяки юрких золотых рыбок. Птички божии, для которых в кормушках не переводятся арахис и зернобобовые, предпочитают плодово-ягодную диету. Дикие кролики круглый год методично и бескомпромиссно гложут всё, что им по зубам. А по зубам ушастым архаровцам всё - от зимнего жасмина до кипарисов, не считая розовых кустов. Теперь вот эти кучи...
--
Крот, - кротко и коротко сообщает давно проснувшийся муж, - в саду завёлся крот.
--
Ах вот оно что, - по-русски бормочу я, - туннель... крот... Сон, значит, в руку. А к чему тогда виселицы?
--
Ну я поехал, - деловито говорит муж, - в "Хоум бейс". Надо же что-то делать.
Тем временем, в тревоге за судьбу благородного дёрна, и в попытке установить причинно-следственные связи между кошмаром и реальностью, я взыскую информации. Лезу в Гугл. Читаю в "Словаре языческой славянской мифологии": Крот - это хтоническое животное, которое занимает пограничное положение между зверями и гадами. Согласна. Наш, пожалуй, ближе к гаду. Символика крота проявляется в приметах, предвещающих смерть, - в соотнесении кротовины (кучки вырытой земли) с могилой и др. Так, ясненько... В страстной четверг хозяин объезжает огород на кочерге вокруг огорода, приговаривая: "Крот, крот, не ходи в мой огород, в день Чистого четверга тебе в ж*** кочерга". Нет, это, пожалуй, уже лишнее. Дальше: У поляков девушка даёт парню съесть варёное сердце крота, чтобы он её полюбил. Тоже, похоже, не годится. Кротовая кровь употребляется от недугов, от падучей. Тэкс, хоть какая-то польза от них. Ещё в старину, кажется, кротовые шубы были. Да его и самого, крота-то, враги нидер-английского короля Вильгельма Оранского ласково величали "джентльменом в бархатной шубке". Это за то, что принял Вильгельм смерть от крота своего - копыто королевской лошади угодило в кротовью нору, ну и...
Ага, вот! Нашла: Живого или убитого крота (белорусы и поляки) вешают в конюшне, чтобы у коней была лучше шерсть, чтобы они были сильными и лучше плодились. Вешают! Вот и сошлось. Вот и решение.
--
Посмотри, чтО я тут купил, - протягивает мне ракрасневшийся с морозца муж какую-то штуковину в коробке, - защита от кротов.. Читаю надпись на коробке: "Гуманная кротоловка." Внутри - уютненький проволочный тоннельчик с дверцей.
--
Ну хорошо, вот он туда попал, да? - спрашиваю, - а потом куда его?
--
Элементарно, - жизнерадостно отзывается спутник жизни, - беру за шкирку и перебрасываю через изгородь, в поле. Пусть живёт себе...