Где родился, там и пригодился
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Галина Дербина
(g.derbina@gmail.com)
ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ
Трагикомедия в двух действиях
Действующие лица:
МАША - сорок пять лет.
АННА - немного старше Маши.
ТАТЬЯНА - немного старше Анны.
ГАЗПРОМ - молодой человек.
Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е
КВАРТИРА МАШИ.
Вечер. Полумрак. Комнату, заставленную театральными предметами, освещает тусклая лампа. Слышно, как капает вода в кране. Свернувшись калачиком, Маша лежит на тахте и всхлипывает. Рядом стоят полураскрытая ширма и резное кресло, похожее на трон. На стене висит гитара. На передвижной вешалке - старые театральные костюмы. На окне, поверх занавесок, переброшен кусок цветастой ткани с аппликацией, в виде белого лебедя. С левой стороны сцены - кухня, справа - прихожая.
Раздается звонок в дверь.
МАША. Саша, милый мой, ты вернулся...
Маша порывисто поднимается с тахты, включает свет в прихожей. Он вспыхивает и тут же гаснет. Сцена погружается во мрак.
Звонок повторяется.
Подожди секунду, я сейчас открою... Да где ж этот фонарь?
Загорается свет "старинного" бутафорского фонаря. Маша выходит в прихожую, открывает дверь. В свете дверного проема стоят две женские фигуры в блестящих масках. На их головах яркие перья, а в руках сумки, наполненные всевозможной провизией.
ТАТЬЯНА, АННА. (Поют, изменив голоса).Happy Birthday to you! Happy Birthday to you! Happy Birthday dear, Маша! Happy Birthday to you!
МАША. (Робко). Спасибо за поздравление...
ТАТЬЯНА. Машуленция!
МАША. Бог мой! Девочки! Это вы!
ТАТЬЯНА (снимая маску). Мы!
МАША. Господи, откуда же вы?
АННА (снимая маску). Из ресторана!
МАША. А в России то вы, как оказались?
ТАТЬЯНА. Прилетели. Уф-ф. Наконец то мы добрались до тебя!
АННА (восторженно обнимая). Машуничка, милая ты моя... (хочет поцеловать Машу).
МАША. Не целуй. Нельзя! У меня сильный насморк.
АННА. Ах, мон шер ами, тогда я вот так.
ТАТЬЯНА. А я поцелую. Ко мне никакая зараза не пристает.
МАША. Девочки, милые мои, я никого не ждала. У меня не убрано.
АННА. Убрано, не убрано, всё это мелочи. Только почему в день рождения ты без света?
МАША. Перед самым вашим приходом... Чик и всё погасло.
ТАТЬЯНА. Может пробки? Где они у тебя?
МАША. Здесь... Нет, я в себя не могу прийти от радости. Мои дорогие...
ТАТЬЯНА. (Проверяя пробки.) Фонарь повыше подними...Так, так. Да будет свет!
Свет загорается.
АННА. Боже! А что это с твоей квартирой стало?
ТАТЬЯНА. Похоже, у тебя здесь театральный склад.
АННА. Зачем тебе вся эта рухлядь?
МАША. Это я для будущего музея отобрала кое-что из нашей прошлой жизни. Боже мой, ну, как же я рада, что наконец вижу вас.
АННА. И я... Мон шер, оказывается, ты у нас Плюшкин.
ТАТЬЯНА. Мы тебе со вчерашнего дня дозвониться не могли, а потом выяснили, что за неуплату телефон выключен. Вот, приехали на свой страх и риск.
МАША. Извините, так уж вышло.
АННА. Да заплатила я, съездила на станцию и всё устроила. Завтра телефон обещали включить.
МАША. Cпасибо. Мне так неудобно.
АННА. Да ладно. Ой, а это что? Неужели...
Анна подходит к окну, трогает цветастую ткань с лебедем. Она соскальзывает и накрывает её с головой. Подруги освобождают Анну из "плена".
Я смотрю, что за лоскутное одеяло, а это занавес из "Салтана".
МАША. Он, родименький... Помните, как мы клялись на нём вечно служить Мельпомене?
АННА. Это было так давно, что...
МАША. Что?
АННА. (Весело рассмеялась). Ой, не могу! Как он меня накрыл...
ТАТЬЯНА. Раньше он казался мне солиднее. (Анне.) Не?
АННА. Сказать откровенно, я была убеждена, что этот лебедь станет серьезным конкурентом мхатовской чайке. Со временем, конечно. Да, да! Я нашу "Сказку о царе Салтане" воспринимала не иначе, как "Синюю птицу".
ТАТЬЯНА. Ты это сейчас придумала?
АННА. А что? Нельзя?
ТАТЬЯНА. Почему... Сочиняй дальше.
АННА. Спасибо...Но я действительно так думала.
ТАТЬЯНА. Что тут скажешь? Мечтательная ты была девушка.
АННА. Да! Я была немного наивная, но зато искренняя. Сейчас, смотрю на этого лебедя... Ни дать, ни взять... (Рассмеявшись.) Утица кривобокая.
ТАТЬЯНА. Вот именно, а то синяя птица...
МАША. (Аккуратно складывая.) Мне он сейчас ещё больше дорог, чем раньше. Бывало жизнь прижмет, а я руку к нему приложу, вспомню нашу клятву и силы откуда то прибавляются. И я снова, как заведенная...
ТАТЬЯНА. На что ж ты так заводилась то?
МАША. Как на что? Я наш театр... Впрочем, об этом потом. Вот тут у меня где-то были ... А, вот. (Достает из коробки кокошники.) Что на это скажете?
АННА. Дай мне. (Надевая кокошник). Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Кабы я была царица, говорит одна девица... Вы помните, как нас дразнили - три девицы?
МАША. Почему дразнили? Называли... И довольно уважительно называли.
АННА. Уважали, как же. Завидовали.
ТАТЬЯНА. Были времена, прошли былинные. Ми-но-вали...
АННА. А это, что за каракатица? Неужели трон Салтана?
МАША. Он.
ТАТЬЯНА. Маш, а гитара... Та самая?
МАША. Конечно. Нашу не забыла?
ТАТЬЯНА. Ещё помню.
МАША. Тогда спой.
Татьяна настраивает гитару.
АННА. Перестань тренькать. Давайте лучше...
ТАТЬЯНА. (Перебивая.) Так петь или нет?
МАША. Очень прошу, спой.
ТАТЬЯНА. (Поет.) Бродит счастье по свету, всё в обнимку с несчастьем.
Маша подпевает Татьяне
И одни счастье ищут, а другие нашли.
Ну, а мне повезло. У меня тоже счастье.
Актерское счастье, не простое, моё.
Актерское счастье - это сотни жизней,
Голоса на галерке и софитов огни.
Только где-то за рампой улыбается Гамлет,
И чудак Сирано нам читает стихи.
АННА. Никому не нужное тряпьё и наивная песня, давно вышедшая из употребления. Это всё, что осталось от нас прежних.
ТАТЬЯНА. Ну, а если кто спросит,
Не начнешь ли сначала?
Может быть ты пойдешь по дороге иной?
АННА (Пытаясь прервать песню). Девочки, во Франции...
ТАТЬЯНА. Я в ответ улыбнусь.
Что ж, давай всё сначала!
Только, знаешь, не надо дороги иной!
АННА. Тань, хватит уже солировать, ты ж мои реплики заглушаешь.
ТАТЬЯНА. А ты не налезай на партнера. Партнеру надо внимать! Кто так говорил?
АННА. Станиславский.
ТАТЬЯНА. Эка, куда хватила.
АННА. Тогда Немирович-Данченко. Эх, девчонки, знавала я одного Данченко. В Киеве дело было. Это был такой Данченко. Орел, а не Данчен...
ТАТЬЯНА. (Перебивая.) Охолони... Серьёзно, Ань, давай про орла потом. (Маше.) Что, неужели и ты не помнишь?
МАША. Почему?
АННА. А-а, я поняла, про кого ты говоришь. Про Александра Ивановича ЧерешЕнко. О-у, какой неожиданный сюрприз! Неужели и он к нам может прийти?!
МАША. Нет.
АННА. Как? Татьяна сказала, что Александр Иванович...
ТАТЬЯНА. ...говорил, что партнеру надо вни-и-мать.
АННА. Ладно, ладно. Я внимаю. Пой.
ТАТЬЯНА. Бродит счастье по свету... Ну тебя, весь настрой сбила!
АННА. Девочки, первые годы во Франции я о вас чаще, чем о родителях думала.
МАША. А во вторые годы?
АННА. И во вторые, и в пятые-двадцатые. Ах, мои милые, я всегда помнила о вас.
МАША. Отчего же ты не писала? Я о тебе столько лет ничегошеньки не знала.
АННА. Париж закрутил, а потом я в Ниццу переехала, а там... В мягких муровах у нас - песни, резвость всякий час, так что голову вскружило... И о совке я позабыла. Напрочь.
МАША. А ты почему ни разу о себе не напомнила?
ТАТЬЯНА. Всё по той же причине. Эх, Машка, если б ты знала, как прекрасна Америка! Как свободно и красиво там живут люди. Сколько же ты потеряла, что не была в Америке! Мне тебя жаль.
МАША.У нас, Танечка, люди тоже неплохо жить стали.
ТАТЬЯНА. Вижу, вижу...
МАША. Это я днями перевезу, а потом ремонт сделаю. Я уж и с малярами договорилась, но они деньги вперед попросили. А у меня правило - вначале работа, а деньги...
АННА. Не продолжай, всё понятно. Завтра я всё устрою.
МАША. Спасибо, но не надо.
ТАТЬЯНА. Перестань. У Анюты денег... И потом, наша троица опять вместе. Мы тебе поможем. Уж, мы порядочек здесь у вас наведем.
АННА. Не смущайся и, главное, осознай, отныне ты опять не одна.
ТАТЬЯНА. Мы вернулись и теперь у тебя всё будет о'кей. Что? Не веришь? А вот мы прямо сейчас и начнем.
АННА. Не-ет. Сейчас я сяду. У меня ноги-и ... (Хочет сесть на трон).
МАША. Не садись, он вот-вот развалится. Ой! Я от радости совсем голову потеряла. Надо же стол накрыть. Девочки, а вы помните, как после премьер мы пировали здесь? Сейчас я картошечку поставлю, чтобы было совсем, как раньше.
Маша убегает на кухню.
ТАТЬЯНА. Да, бедновато тут.
АННА. (Присаживаясь на тахту). Одно слово - трущоба. В прошлой жизни мне так не казалось...
Маша возвращается.
МАША. Оказывается, у меня хоть шаром покати, ни одной картошенки нет.
ТАТЬЯНА. Обойдемся. Вон у нас сколько всего.
АННА. А из чего пить? Маш, где тут у тебя хрустали парадные?
МАША. Где ж им быть? На старом месте, в буфете.
АННА. Боже мой! Знакомые фужеры. Сколько же из них выпито! Девчонки, а помните, как Александр Иванович, после "Трех сестер", отбил ножку у фужера. Ну помните, он сказал: Мы в Москве, наконец-то мы в Москве! Дальше забыла... Но тост был грандиозный. Интересно, где он сейчас в Москве или, как все дальновидные люди, сделал ход конём и на запад перебрался...