Аннотация: Есть ли душа у сказки? И как она выглядит, если создатель не вложит в сказку частицу собственной души?
- Дед, ну неудобно же! Давай покажу, как на компе набирать, - уже в который раз предложила Арина. - Или будешь диктовать, я тебе быстро все напишу.
- Мне так удобнее, - традиционно ответил дедушка.
Он торопливо покрывал мелкими неразборчивыми, наскакивающими друг на друга буковками лист общей тетради в клеточку.
- Смотреть же невозможно, - буркнула Арина.
- А ты, внуча, не смотри, - добродушно посоветовал дед. - Иди лучше погуляй, а то как придешь из института - уткнешься в свой компьютер. Так и молодость вся пройдет.
- Ты же сам молодость с тетрадкой провёл, - напомнила Арина.
Она села рядом и заглянула через плечо деда в тетрадку.
- Провёл, - согласился дед. - Всю жизнь этим подрабатывал - стихи на заказ, сценарии к вечерам разным, к праздникам, сказки... - он вздохнул и отложил тетрадь. - Всё, дописал.
Арина улыбнулась. В отличие от заказных стихов и праздничных сценариев, дедовы сказки имели вкус и запах, вернее, множество вкусов и запахов: хлеб, молоко, сладкий сок оранжевых цветов, что росли во дворе, и кисловатый, терпкий вкус виноградных усиков, нежнейший аромат цветущей яблони, запах земли и травы в тот летний день, когда так приятно полежать на травке... Вкусы и запахи детства Арина вспоминала, как только дед начинал читать свои сказки вслух.
- Как называется? - спросила девушка, кивнув на тетрадку.
- Пока никак, - ответил дед. - Обычно названия приходят ночью. Завтра утром у сказки будет имя. Мне кажется, она получилась особенно удачной.
- В интернет выкладывать будем? - Арина потерла руки и взглянула в сторону компьютера.
- Завтра.
- А почитаешь мне?
Арина забралась с ногами в кресло и выжидающе уставилась на деда.
- Пусть полежит до завтра, может, чего поправлю, - ответил дед. - Я тебе лучше, Ариш, другую историю расскажу. Когда я придумал на заказ первую сказку, она вышла не слишком удачной - сухая, скучная...
- Так ты и писал ее просто для заработка, - пожала плечами Арина. - Не будешь же в каждую из таких вещиц душу вкладывать. А с чего ты сейчас-то об этом вспомнил? Твои сказки тысячи людей читают, знают, любят...
- Потому и вспомнил, что с нее все началось. Как закончил я тот заказ, приснился мне древний старик, весь седой, морщинистый, лицо в шрамах и оспинах, одет в грязные лохмотья, руки трясутся... Помню, запах от него шел старости, болезни, давно немытого тела.
- Красава! - хмыкнула Арина.
Дед покачал головой и тихо продолжил:
- Смотрит он мне прямо в глаза, а взгляд у старика печальный, усталый, как будто нет в его жизни ни единой радости. И говорит старик: "Я - душа твоих сказок. Зачем ты создал меня таким?" Проснулся я в то утро и решил, что сказок с больной и усталой душой больше писать не буду. Попробовал поправить ту, что получилась, да все равно не ладно вышло. Лучше, правда, потому что приснился мне тот старик в следующую ночь уже почище одетый, и запаха тошнотворного от него уже не ощущалось. Сказал он, что только от меня зависит, каким он дальше станет и будет ли изменяться. Полвека с тех пор прошло, Ариш... И снился он мне за это время всего несколько раз. С каждым разом человек из сна все молодел и хорошел. В последний раз я видел его пару месяцев назад, когда закончил "Замок из тумана". Он сказал, что когда я напишу свою лучшую сказку, мы оба освободимся друг от друга и при этом окажемся навечно связаны.
Дед замолчал. Арина немного подождала продолжения, затем сказала:
- Красивая история. Это ты для следующей сказочки придумал? Все здорово, дед, только лучше эту историю рассказывать от третьего лица. Имхо, конечно.
- Имхо - это что? - рассеянно спросил дед.
- Мое личное мнение, - Арина вдруг почувствовала себя маленькой и глупой. - Ну, понимаешь, дедуль, эта история... - торопливо начала объяснять девушка. - Она лучше будет читаться, если ее рассказывать от третьего лица, а героя назвать, допустим, Сказочник. И действие перенести куда-нибудь в девятнадцатый век. Пусть герой, например, пожертвует ради своих историй чем-нибудь серьезным. Ну, любовью, например. Или порвет с семьей, потому что властный отец захочет видеть его... Э-э-э... Юристом! Или банкиром, например. Ой, тут столько всего навертеть можно - на целый роман хватит!
- Да, пора, - задумчиво пробормотал дед. - Смена подросла.
- Что? - переспросила Арина.
- Спать пора, устал я.
Дед тяжело поднялся, взял тетрадку и, громко шаркая тапочками, побрел в свою спальню.
До полуночи Арина сидела за компьютером. В соцсетях было скучно, играть не хотелось, а из головы не шел красивый сюжет о душе сказок, которая является во сне к своему создателю.
Девушка создала текстовой документ и настучала, цепляя ноготками клавиатуру: "Душа сказки". Подумав, ниже написала другой вариант: "Фабрика душ для сказок". Звучало коряво, зато отражало смысл будущей истории. Подумав еще немного, Арина написала третье название: "Фабрика сказок".
Вскоре она уже, забыв обо всем, настукивала по клавишам историю несчастного Сказочника, посвятившего жизнь тому, чтобы душа его историй была подобна ангелу, прекрасна и чиста.
Зевнув, Арина обнаружила, что время уже перевалило далеко за полночь, а текстовая программа показывает десять набранных страниц.
"Надо будет обязательно почитать утром дедушке", - думала она, засыпая.
Утром дед не проснулся. На лице умершего застыла счастливая улыбка. Рядом с кроватью лежала раскрытая на вчерашней сказке тетрадь в клеточку.
На месте названия было неряшливо, поспешно, неровно выведено:
"Последняя легенда".