Аннотация: Разъяснение некоторых моментов сюжета через призму жизненного опыта критика с полицией.
О ЧЁМ ФИЛЬМ "МАТРИЦА"
Если кратко, "Матрица" - басня об имитационных средствах негласных следственных действий полиции. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, включают "создание и применение специально изготовленных вещей и документов, создание и применение специально сформированных предприятий, учреждений, организаций".
Поскольку с 2009 года пропагандирую педофилию, то вынужденынй сидеть на крючке правоохранительных органов уже десять лет, и подмечаю в самом первом кинофильме про Матрицу (1999) многое, что не понятно даже с мифологических аналогий. Последние только маскируют социальную остроту метафизических и связанных со свободой воли вопросов, над которыми терзается каждый подследственный.
Ведь если фальшивы не только люди, но и конторы, документы, вещи, я совсем изолирован от реальности, пребываю в Матрице, выдуманной правоохранительными органами специально под меня.
Прослушка, отслеживание звонков, жучки, обинячки, вербование в осведомители, перевоплощения, изоляция, затыкание рта, следственные пытки - всё в кинофильме недвусмысленно показывает, что "Матрица - эвфемизм для правительства".
Правоохранительные органы владеют монополией на законное насилие и всеми возможностями для незаконного ("Gestapo crap"). Если в сценарии агент Джонс выбивает Нео челюсть, меня в 2010 году подстерегли, чтобы сломать мне нос. Я тогда побрёл в поликлинику - закрыто! - и в отделение милиции, где ждал до глубокой ночи, пока мне позволили написать заявление (так и не зарегистрированное). И когда в 2019 году меня задержали за одиночный пикет в поддержку педофилии, тоже держали до вечера - часами же под видеокамерами в полицейском участке пришлось ожидать и Нео.
Подобно тому, как агенты Матрицы вселяются в тела прохожих, около меня прохожие мелькают, словно коты перед глазами Нео. Только, в отличие от Матрицы, совпадения не сбой, а намёк.
Тип в наушниках показывается мне и по дороге на возможную работу (2017), и в трамвае, где подходит подслушать, о чём я говорю с пассажирками (2016), в следующий раз у моего дома имитирует мою походку и показывает мне средний палец (зима 2016 - 2017). За углом появилась ниоткуда женщина, с которой познакомился (2014), чтобы пару лет спустя ходить около меня в качестве прохожей - когда заметил её в проезжавшем трамвае, виновато засмеялась (2016). Другую женщину вижу в библиотеке, но когда преодолеваю пешком километровое расстояние домой, замечаю возле моего двора нахально ухмыляющейся - пешком она дойти раньше меня не могла, её скоренько подвезли (2019). В месте, через которое каждый день иду на стажировку, вижу привлекающего к себе внимание типа, который несколько месяцев спустя будет что-то мне кричать около Депрогорсовета, пока я пикетировал в поддержку педофилии, спустя ещё несколько месяцев сидел передо мной в очереди за библиотечным компьютером и демонстративно высморкался мне в компьютерную мышку (2019). Неизвестный, сломавший мне нос (2010), годы спустя заходил за мной в интернет-кафе, чтобы не смотрел там порнографию, (2013) и мелькал мимо меня на улице, чтобы не дошёл до службы Бесплатной правовой помощи (2020). Подобных дежа вю за десятилетие множество, случайными прохожими притворяются входившие ко мне в доверие либо угрожавшие мне.
Совпадения, которыми наполнена жизнь подследственного, не ограничивается людьми - совпадают и не всегда уместные их фразы. Полиция вымогает, как юродствующий Паняковский у Корейко, и угрожает, как Саня Григорьев Гаеру, - подлыми намёками, легальными по своей двусмысленности. Следователи подрывают веру подследственного в его рассудок (жучок в теле Нео замаскировали под сновидение), подследственный мучимый сомнениями, видел он этого человека раньше или похожего. Только такая ситуация могла вдохновить братьев Вачовски на эпизод с котами, бессмысленный для зрителей, выискивающих в кинофильме философские подтексты.
В "Матрице" показана роль осведомителей, например, в 2010 году воспользовались моим сочувствием гей-движению и подослали со мной подружиться женоподобного "Вадима Савескула" - с экипажа корабля "Навуходоносор" осведомителем оказался Сайфер.
Мотивация Сайфера мне гораздо понятнее по моему опыту. С одной стороны, я живу за счёт мамы-посудомойки, поскольку полиция неоднократно помешала мне трудоустроиться [кроме намёков устами потенциальных работодателей ("Валерия Чубанко" в 2019), агенты полиции сопровождают меня по дороге на работу (в ДИИТ в 2016, в Филармонию в 2018), на которой меня не терпят дольше недели]. С другой стороны, агенты полиции намекают, что вкусно поесть я смогу только сотрудничая с ними ["Вадим Савескул" перечисляет вкусности в его доме, пока сам я худел питаясь кашей без масла в отсутствие мамы в городе (2015), а подосланный со мной стажироваться на работу ("Даниил Кошеленко") с угощения несостоявшимися работодателями всегда берёт вдвое больше, чем я; когда меня таки не взяли на работу, намекает мне, какими будет питаться шашлыками с его зарплаты (2019). Агенты полиции (вроде "Даши" с английского разговорного клуба) скидываются на пиццу, но раз я безработный, с ними не иду, но тем вечером с работы мама мне принесла объедки пиццы (2019)].
Насколько следователи дразнят подследственных едой, все видели в "Набережной Орфевер" и читали в "Архипелаге ГУЛАГ". То, что Сайфер продал своих за тарелку бифштекса, прекрасно показывает и каким "tasty wheat'ом" вынуждено питаться подполье, и какова цена "банки варенья с корзиной печенья".
(Полиция дразнит и женщинами, например, угрожавшие мне в 2013 - 2019 годы Михаилы-Данилы демонстративно гуляли с девушками, которые, они думали, меня привлекают; а весь 2015 год мной манипулировали встречаться с "Таней Латышевой", которая мне так и не дала, зато мои слова ей мне потом цитировали, - в "Матрице" женщина в красном оборачивается вооружённым агентом Смитом. Да и Сайфер в цифрах разглядывает женщин, всё больше соблазняясь предательством по отношению к Сиону.)
Так, я перечислил все средства, применяемые Матрицей (то есть, полицией), - закономерно спросить, а как им противостоять.
Я в 2016 году спровоцировал агрессию неоднократно мелькавшего при мне агента полиции тем, что хотел скрыться через дворы, подумываю, поскольку живу на последнем этаже, воспользоваться чердачным люком - аналогично как Нео с Тринити спасаются от агента Брауна и агента Смита через окна, парапеты, крыши, дворы. В идеале чтобы через телефонные провода или по воздуху - мне тоже, как и братьям Вачовски, приходило в голову, что левитация спасла бы меня от наружного наблюдения.
По поводу Нео, у голливудских сценаристов пунктик, что протагонист обязан в ходе фильма поменяться к лучшему (пройти "character arc"). Нео себя считает Избранным и Сыном человеческим (фамилия Андерсон - от слов "андрос" и "сын"), позволяет себе нарушать закон, хамить полиции, опаздывать на работу - но к середине фильма ради общего дела идёт на самопожертвование. Самопожертвование заключается в том, что Нео переступил через себя и стал прогибаться под ложки, удары, пули и правила полицейских, отчего сумел внедриться в полицию и разрушить её изнутри.
Всё это понимаю в кинофильме про Матрицу только благодаря личному опыту, но никогда не преследовавшиеся полицией кинокритики, зацикливаясь на философской шелухе произведения, так и не додумаются до реалистического ядра. Судя по "Восхождению Юпитеры", братья Вачовски не чужды социальной сатиры, видят искусство как "попытку повлиять на взгляды современников путём записи жизненного опыта" (как это сформулировал Оруэлл). Читая же критику на "Матрицу", вижу: современники, не имевшие такого опыта сами, так и остаются вне влияния. Искусство понятно только тем, кто всё понимает и без искусства.