Ларссон : другие произведения.

Детские сексуальность и половое поведение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор нестарых исследований детской сексуальности

Ларсон Инг-Бесс (Линчёпингский университет, факультет здоровья и окружающей среды, секция детской и подростковой психиатрий) Детские сексуальность и половое поведение / Перевод Кирилла Галабурды с английского перевода Катерины Лэмберт и Стюарта Тадбола. - Социальштирельзен, Национальная коллегия здоровья и благополучия, 2000.

Предуведомление

В задачу Шведской национальной коллегии здоровья и благополучия входит также опытно-детерминированное совершенствование социальных служб. Предполагается, что это осуществляется в рамках проекта Кей-Ю-Би, занимающегося также и проблемой деторастления. Экспертами различных областей было подготовлено около 20 докладов, все из которых составлены на основе позиции Коллегии в вопросах деторастления.

Инг-Бет Ларсону, аспиранту факультета здоровья и окружающей среды, секции детско-подростковой психиатрии Линчёпигского университета, Коллегия поручила отчитаться о результатах исследования детской сексуальности.

Отчёт проверил рецензент доктор Гизела Гельмьюс, руководитель иследований в Совете по программам предупреждения СПИДа в лене Стокгольм.

Надеемся, данный отчёт составит вклад в умножение знания и понимания детской сексуальности. Согласно правилам подготовки и регистрации отчётов для Кей-Ю-Би, авторы несут ответственность за содержание и заключения отчёта.

Генеральный директор Ларс Петерсон.

Резюме

Назначение доклада - осветить детскую сексуальность, преимущественно переложением текущих исследований нормального полового поведения детей, описанием современного состояния теории детской сексуальности. Точкой отсчёта послужили как можно более новые опытные данные, международные и шведские.

Вопрос, что признать "распространённым"/"нормальным", а что "девиантным" половым поведением в последнее время донельзя насущен из-за озабоченности деторастлением. От многих специалистов потребовалось оценить поведение детей и предпринять нужные меры, поэтому важно устранить неясности в истолковании поведения, повысить грамотность в области психосексуального развития человека.

К сексуальности можно подходить с различных, в каком-то смысле взаимоисключающих посылок: либо она обусловлена биологическими процессами, в детстве поощрёнными или нарушенными; либо она воспитана обществом. Между этими крайними взглядами затесались различные биолого-социологические помеси теорий. Поэтому "нормальность"/"девиантность" поведения не прочно установлена, а меняется со временем, местом, обществом, культурой.

Шведские и мировые исследования выявили, что дети демонстрируют огромное разнообразие поведения, относящегося и к телу, половому самосознанию, сексуальности, хотя очевидно половое поведение, имитация взрослого, редко. Доказанные жертвы растления действительно могут проявлять "сексуализированное" поведение.

Когда доискиваются до проблемности того или иного полового поступка, до поводов беспокоиться и вмешиваться, нужно учесть множество факторов. Помимо действий самих по себе, важно взглянуть на их обстоятельства: стадию психосексуального развития, тревожность, стыд, чувство вины, боль, отношения со старшими/сверстниками, микросоциум ребёнка, обстановку в семье, прочее. Очевидно сексуализированное поведение может тянуться от опыта растления, хотя важно не забывать возможности других причин.

Так просто не замечать детской сексуальности. Это запутает детей, подтолкнёт их к ещё более неудобопонятным источникам познания своей сексуальности. Очень важно, чтобы работающие с детьми были подготовлены к выявлению полового поведения и сличению с эталоном, чтобы выявлять действия, отступающие от нормы, и их причины. Нужно ещё больше исследований в этом направлении, а также обмен знаниями между работающими с детьми специалистами.

Вступление

В огромной мере детская сексуальность была и остаётся глобальной проблемой родителей и специалистов. Даже оставив в стороне культурные посылки, можем видеть, насколько огромные были сделаны усилия по определению границ нормальной сексуальности в детском возрасте, за которыми можно говорить о сексуально-проблемном, девиантном поведении. Решение проблемы задают как семейные, так и социокультурные нормы. У каждого из нас свой аттитюд по поводу полового желания и его проявлений: отрицательный, вынужденный, неопределённый, но в любом случае он есть. Конкретней говоря, выражение половых желания и любопытства у детей вызывает у взрослых разнообразные реакции. Стараниями Фрейда около века назад мы с грехом пополам признали, что дети имеют пол с рождения. Как этот самый пол может и должен проявиться, целое столетие волнует учителей, медиков, бихевиористов, социологов, прочих специалистов. Но несмотря на это опытного исследования темы всегда недоставало.

Цель, метод и терминология

Цель настоящего труда - осветить разнообразные грани феномена детской сексуальности. Вопрос, какое половое поведение детей считать "нормальным", а какое - "девиантным" или "проблемным", недавно встал ребром в связи с озабоченностью деторастлением. От многих специалистов вдруг потребовалась оценка детского поведения и соответствующие рекомендации. Вполне понятно, насколько необходимо вооружить людей знанием (психосексуального и социального развития человека, а также всего, что способно его нарушить) против мутных толкований поведения. Смею надеяться и на вдохновление моим трудом более углубённого чтения по теме, круг которого в настоящий момент растёт.

Настоящее сочинение представляет собой обзор современных исследований Запада на тему детского поведения с половым подтекстом, равно как и нынешнего состояния теории секса, кое-кем признаваемого проблемным. Само понятие "полового поведения" здесь применяется широко. Им охватываю действия с телом, касаниями, связанные с половым самосознанием, исследованием своего или чужого тела, половой лексикон, онанизм, игра и взаимодействие с возможным половым подтекстом. Термином "ребёнок" здесь обозначен человек до полового созревания.

Предметом сочинения служат исследования по наблюдаемому поведению, а также различные ракурсы, позволяющие подойти к теме детской сексуальности. Первый шаг в обработке литературы был поиск материалов по как можно более новым опытным исследованиям, как можно лучше структурированным данным. Затем отбор литературы пошёл по направлению к задачам описания наиболее исчерпывающих и цитируемых международных исследований, популяризации результатов шведских изведок последних лет. Базой для всего этого должны стать различные аспекты детской сексуальности в парадигмах 20 века, но вкратце.

Основные посылки теорий детства и пола

В отношении детской сексуальности культурные посылки и нормы нынешнего Запада во многом выросли из Фрейдовых психоанализа, инфантильной сексологии, периодизации психосексуального развития человека (1905 - 1965). Как последователям, так и критикам Фрейда пришлось исходить из его теорий - мы настолько интернализировали понятийный аппарат австрийца, что сделали его эротическими тропами, оторванными от первоначальной семантики. В центре фрейдизма идея, что все дети рождены с сексуальной энергией и полностью руководимы поиском сексуального опыта. Развитие человека проходит через различные стадии, подразумевающие социальную адаптацию и управление половыми позывами. Если что на любой стадии не так, в развитии у человека застой, отзывающийся сексуальной девиацией во взрослом возрасте. Недавним исследованием Руттера фрейдистская периодизация признана ограниченной, а чем и превратной.

В традиционной возрастной психологии пол был оставлен без внимания, однако в последнее время опытное исследование показало различия в развитии мальчиков и девочек доюношеского возраста. Карен Хорни и Мелания Клейн из Фрейдовой школы предприняли усилия по построению образа женского персонажа в психологической литературе. Анна Ходоров в настоящее время растаскана на цитаты за вклад в психодинамическую теорию пола. Бьерум Нильсен и Радберг также разрабатывают теорию влияния половой принадлежности на социализацию. Под гендерной социализацией понимают происхождение гендера из пола, то есть, влияние ожиданий от нашего пола на развитие нашего мышления и поведения. Ребёнок не просто ребёнок, а мальчик или девочка.

Пионерская литература была зациклена на развитии мальчиков, а девочки выступали противоположностью им. Просто девичья сексуальность незрима по анатомическим и общественным причинам. Половая идентичность мальчиков ознаменована наличием специального члена - родители поощряют демонстрировать его в возрасте 2-3 года, что внушает ребёнку ощущение значимости части тела. Однако прикосновение девочек к их половым органам взрослые встречают отрицательно. Этическая сегрегация даёт отметину на всю жизнь в виде представлений о приличиях для мальчиков и девочек, слепок с (не)осознанных посылок мировоззрения родителей и микросоциума вообще. Тёна и Гёвей заявляют, будто пол - первейший и очевиднейший определяющий признак в категоризации детьми людей. Таким образом, при изучении происхождения (полового) самосознания все дороги ведут к половой принадлежности.

При когнитивном подходе, почти узурпировавшем социальную, например, психологию, наша тема затерялась, хотя и выставлена на вид в Голдмановском кросс-культурном исследовании тела, размножения, пола и наготы в сознании детей.

Теоретики от социологии предпочитают видеть сексуальность глазами всего общества. Фуко настаивает на начале власти в структуре сексуальности и отслеживает, как то церковь, то наука влияют на проявление сексуальности (1976 - 1984). Теории общественной детерминированности сексуальности идут семимильными шагами. По ним, общественный строй, экономика, религия, медицина, культура задают природу сексуального. Конструктивисты учат релятивизму сексуальности и её зависимости от контекста, а общественные явления её формируют и контролируют. В основном, мыслителей этого направления критикуют за невнимание к историзму. Современная редакция конструктивизма хоть признаёт за ребёнком биологическое тело, физиологически ощущающее, но всё же в развитии отводит огромную роль обществу.

С этой точки зрения каждое общество формирует свою правильную сексуальность. На базе взаимодействия с социумом мальчики и девочки развиваются по меркам и ожиданиям общества. Они часть его, в нём они растут и его половые нормы-ценности интернализируют. Наше теоретизирование на половые темы тоже (не)сознательно влияет на формирование полового поведения и социализацию детей. Только через социализацию ребёнок научается, что всё, заведенное обществом, нормально.

Что мы санкционируем как здоровая или естественная сексуальность, суть продукт общества, в котором мы оказались, пола, который у нас. Грубо говоря, правила сексуальности внушаются детям так же, как и всё остальное, - подсматриванием подсказок у окружающих. Так дети узнают, что из сексуального можно, так же, как и что ножи остры, печи горячи, а отрыжка за столом недопустима. Выходит, сексуальность надо выводить из функций тела, но смысл она обретает лишь при взаимодействии ребёнка с окружением, дающем ребёнку возможность выработать самосознание.

Терминология нормы и девиации

Понятийный аппарат вокруг категорий нормального и девиантного сексуальных поведений далёк от ясности. Термин "нормальное" треплют исследователи и практики в областях психологии, медицины, образования. "Нормальное" у них такое поведение, когда оно происходит от естественного человеческого биологического и психологического развития. А "патология", дескать, то, что бывает при нарушении, изменении ожидаемого сексуального поведения, естественного развития. Если же половое поведение выводить из обществоведческих категорий, "нормой" уже будет всё, что вписывается в культурные предписания. Таким путём идут социологи, социальные работники, законотолковники. Исследователи и практики в этих областях под "девиантным" понимают преступное, за общественно-законными рамками поведение.

У слова "нормальное" и другие значения. Лэм и Коукли видят в норме типичное, заметное в генеральной совокупности. Здесь речь о "среднестатистической норме". Ещё одна "норма" - ценностная, способствующая или хотя бы не мешающая здоровью или благу. Нормальным тогда будет половое поведение, с одной стороны, не типичное, но всё же здоровое или, с другой стороны, наиболее распространённое, но не признанное (и не считающееся) здоровым. Нормальности, как видим, объективно и фактически не существует, скорее, это наш взгляд друг на друга и на себя. Что одно поколение признало нормальным, в следующем уже проблемное. Нормальность замешана на культуре: что в одной культуре девиантно, противоестественно или унизительно, в другой нормально.

Поди разберись, когда одно и то же половое поведение нормально с точки зрения возрастной психологии, но зато девиантно с точки зрения культурно-исторического подхода. У Арайи пример с онанизмом. Для детского психолога он нормален, как и во многих странах. Секс-терапия может приветствовать мастурбацию как фактор развития здоровых и приятных половых сношений. А вот социокультурный психолог возьмёт да и признает онанизм девиантным, неуместным, антисоциальным. Но это если считать мастурбацию выражением полового чувства - Гэгнон и Саймон же проводят идею об асексуальности онанизма у детей, не наученных эротическому подтексту такой деятельности. Сексуально онанизм расцвечивают лишь взрослые.

Наконец, категории нормы и девиации тяготеют к взаимозаменяемости в текстах. Зачастую автор разбрасывается названиями по своему усмотрению.

В настоящем сочинении термин "нормальное" использован для обозначения обычно происходящего в различных группах детей; термин "девиантное" - для поведения, редкого среди нетравмированных детей и противного нашим культурным нормам касательно детской сексуальности, и вызывающего интерес ко взрослым членам микросоциума ребёнка.

Замечания

Представители вышеупомянутых школ при своём определении нормального/девиантного детского полового поведения обычно следуют аттитюдам своей культуры. Самая наука о детской сексуальности искажена социальныи нормами, влияющими на изложение материала, его интерпретацию, рекомендациями по нему. Потому и важно, что данные исследований и клинический опыт разных стран не даны без критики при оценке поведения ребёнка в любом контексте.

Исследование полового поведения детей

До сих пор литература по детской сексуальности опиралась на теоретизирования о развитии человека да на разбор отдельных клинических или анекдотических примеров. О масштабных исследованиях никто не слышал по причине их отсутствия - отчасти из нравственных затруднений, связанных с табу на детскую сексуальность. До сих пор в моде ссылаться на Альфреда Кинси, которого исследования (1930-е - 1940-е) по сексуальности человека снискали небывалый интерес. Нынче же метод Кинси во многом ненадёжен и обобщений не допускает.

Пост-Кинсивские исследования были немногочисленны, в них изучался возраст начала баловства гениталиями и возраст первого оргазма. В 1970-е - 1980-е на волне повальной либерализации в Швеции кое-что издали по половой педагогике. Это были пособия, из идеи "ладной сексуальности" выводящие рекомендации взрослым по обучению малышей онанизму, работникам детсадов - по поощрению исследовательских игр в доктора. Но "открытие" явления деторастления сосредоточило литературу и кадры на проблеме жестокого обращения с детьми.

Сама по себе сексология пронизана отсылками к теории детской сексуальности. Основательный труд "Хэндбук оф Сэксолоджи" выделил целый 7-й том на развитие темы "Чайлд энд Эдалснт Сэксолоджи", поданной в виде теоретических выкладок, результатов исследований, клинических наблюдений. Сравнительно новая шведская сексологическая книга Ландберга затрагивает вопрос биологического и психосоциального развития детей и конспективно излагает когда-либо предлагавшиеся точки зрения на этот предмет.

Совсем недавние опытные исследования детского полового поведения в первом приближении можно разделить троекратно. С одной стороны, это данные по детям, обеспокоенность половым поведением которых привела к лечению. В известном смысле сюда можно отнести исследование детских игр с анатомическими куклами. С другой стороны, исследованы ретроспективные ответы взрослых людей об их половом опыте в детстве. Наконец, в-третьих, речь шла об отчётах родителей и воспитателей, наблюдавших за детьми. Бывало, что родительские отчёты дополнялись материалами бесед с самими детьми по поводу их половых знаний.

Эти исследования сходятся в таких выводах.

Норма полового поведения

Недавно провели исследования полового поведения в различных группах детей. Многие исследования развернулись на территории США, иные - в Великобритании, Нидерландах, Швеции. В них преследовалась задняя цель вооружиться знаниями проявлений нормального психосексуального развития человека ради отграничения заурядного полового поведения от признанного обществом проблемным.

Изучены детские игры с анатомически правильными куклами (куклами с грудными железами и половыми органами) с целью сравнения растлённых детей с нерастлёнными, установления степени сексуализированности игр с куклами у первых и вторых. Такие куклы порой применяются допрашивающими детей полицейскими. Так до сих пор и не удалось подметить специфичные для (не)растлённых игры с куклами. Нормальные группы детей сравнительно слабо озабочены анатомическими подробностями, хотя к отверстиям гениталий интерес проявился. В одном исследовании целые сцены совокупления у 2-6% нерастлённых детей. Распространённые выводы: анатомические куклы не сексуализируют поведение детей; сексуальное поведение с куклами практикуют дети, и вне опыта отличившиеся проблемным половым поведением.

Наблюдения американских родителей

Уильям Фридрайх - участник одного из наиболее скрупулёзных исследований полового поведения детей. Фридрайховы исследования нормальной сексуальности основаны на описании соответствующего поведения матерями растлённых детей. По материалам бесед с матерями конца 1980-х он с коллегами составил опросник "Чайльд Сэксьюэл Бихэйвье Инвэнтри" ради систематизации и установления границ полового поведения детей.

В исследовании от 1991 года матери 880 нерастлённых детей 2-12 лет заполнили бланки опросника. Выяснилось, что половое поведение неодинаково для различных детей. Самые старшие, от 5 лет, дети обоих полов были замечены за половым поведением реже детей помладше - авторы сочли, что в указанном возрасте дети научились различать дозволенные и запретные виды поведения. Весьма у немногих детей число (типов?/случаев?) поведения переваливало за 1-2. К примеру, проникновение вещью в анус/влагалище крайне редко. Частота полового поведения оказалась связанной с грамотностью матерей и семейными традициями, например, в отношении наготы. Чем выше образование и чем доверительней обстановка в семье, тем больше матери рассказывали. Проблемные по неполовому поведению дети оказались больше вовлечены и в поведение половое. Чаще всего Фридрайху сообщали о самостимуляции, эксгибиционизме, погляде и о чём-то глубоко личном. Многие исследованные семьи принадлежат к белой расе и среднему классу.

В 1998 году Фридрайх имел данные по исследованию 1100 детей для сличения с данными предыдущих исследований. Всё-таки здесь фридрайховцы в целях повышения общенациональной генерализуемости выбрали 2 группы: 834 детей 2-12 лет из детских клиник Миннесоты и 280 детей 3-6 лет из частных садиков Калифорнии. Фридрайховцы нащупали связь между агрессивным семейным насилием и половым поведением детей. По Фридрайху, психосексуальное развитие ребёнка чувствительно к функционированию семьи, а трудности в семье предшествуют и вызывают нарушения (полового) поведения. Семейное насилие и вовсе отражает проблемы установления границ (между частным и публичным), что измерено по Фридрайховой поведенческой шкале. Терпимые к сексуальности-наготе родители и особо грамотные родители и здесь больше рассказывали о половом поведении детей.

Наблюдения шведских работников дошкольных учреждений

По причине каждодневной работы с детьми, работники дошкольных учреждений лучше знают детские привычки и первыми сообщают о детских странностях. На этом материале шведские муниципалитеты проводили исследование малышей. Воспитатели 251 ребёнка 2-6 лет обоих полов следили за воспитанниками и заполнили опросники, в которых указали особенности поведения детей и степени его выраженности. Было задействовано 32 воспитателя и 16 нянек. Лишь двое из них были мужского пола.

Насколько можно видеть, сексуальность у детсадовцев проявляется слабо. Эксгибиционистские игры, часто по поводу посещения туалета, наиболее распространены в 3-летнем возрасте. Интерес к происхождению детей, к сексу, наиболее заметен у 6-леток. Ласки в виде объятья, сидения на колене, руки в руке очень часты между воспитателями и детьми, так же, как и отказ от них. Девочки искали телесной близости больше, чем мальчики, что можно посчитать частью половой социализации, а можно - следствием однополости с воспитателями, которые почти всегда женского пола. Случались периоды исследовательских игр в доктора, приуроченных к болезни какого-то ребёнка: изображались скорее уколы в руки и прочее, нежели конкретно взаимное раздевание.

6% детей было замечено за онанизмом, обычно во время отдыха. "Часто, каждый день" онанировало лишь 2% из всех детей. Почти всегда воспитатели увязывают мастурбацию с желанием или расслаблением, а не с мучениями. Лишь один онанировал против желания. Мало кто из детей использовал половую лексику, не говоря уже о вызывающей.

Остальные занятия совсем экзотика (<1%), например, проникновение вещью себе/другим в анус/влагалище или попытки достать половые органы воспитателя. <3% детей недвусмысленно начинали эротическую игру с ребёнком, а 6% могли быть в таковую втянуты.

Вывод: заурядное половое поведение растлённых детей мало распространено среди обычных дошкольников. Также видно, что дети с малых лет научаются интимности сексуальности. С другой стороны, нарушенная социализация может пошатнуть рамки и скрытность детей.

Наблюдения шведских родителей и работников дошкольных учреждений

Спустя 2 года после указанного шведского исследования было проведено исследование другое, в котором задействовали родителей и работников дошкольных учреждений, надзиравших за 231 детьми 3-6 лет, половина из которых мальчики. Была использована валидованная версия опросника Фридрайха с вопросами предыдущего исследования ясельников-детсадовцев. Отвечено было более чем на 100 вопросов по детским странностям. Большинство (70%) ответов дано родителями, в основном, матерями. Из воспитателей 99% - женщины. Многие описанные дети жили в полных семьях, лишь 1/10 жили с одним родителем, обычно с матерью. Матери оказались грамотней среднего шведа, однако принадлежали ко всем социальным слоям, жили в различных местах.

Родители чаще всего (у >40% детей) подмечали: лапанье материных грудей, расхаживание по дому нагишом, разглядывание гениталий других детей, домашнее троганье своих половых органов. Последнее заметно чаще у мальчиков. Игра в доктора сравнительно популярна, но редко с эксгибиционизмом, чего нельзя сказать об игре в папу-маму.

Реже всего (у <5% детей) сообщали о троганьи половых органов чужих женщин, попытках добиться касания взрослого к своим гениталиям, попытках раздеть другого ребёнка, имитации секса с куклой/мягкой игрушкой, развязывании эротической игры с другими детьми. Никто из родителей не заикнулся о попытке достать половые органы мужчины вне семьи, однако к отцовскому пенису интерес у 59% и прикосновение у 23%. Изредка такое долго продолжается.

Остальные типы поведения варьировались. Ролевые игры с элементами травестизма мало описаны родителями, зато чаще упомянуты воспитателями. Заметность домашнего онанизма (14% вообще, периодического или частого - 9%) выше, чем онанизма детсадовского. Обычно рукоблудие увязывают с желанием ребёнка, отмечают его скрытность - один наблюдатель превозносил его как важную сторону детской жизни, но никто не видит в нём вынужденность или боль. Пол имеет значение: по наблюдениям родителей, онанисты в основном мужского пола. Больше всего сексуальность проявилась лет в 5.

Обнажилась связь полового поведения с неполовым: волнением, нарушением аппетита, колебаниями настроения. Перечисленное приходит с повышенной сексуальной озабоченностью и особенно коррелирует с рукоблудием. На прямые вопросы свыше половины родителей отрицало за своими детьми что-нибудь, что они признают половым поведением и что доступно их наблюдению. Возможно, перечисленные в Опроснике практики не квалифицированы ими как половое поведение.

По-видимому, семьи Швеции терпимы к телесности и сексуальности детей. Многие родители моются с 3-6-летками, спят с ними в одной кровати. По мнению подавляющего большинства родителей, ребёнку нормально испытывать половое чувство и эротические игры, пока это безобидно. 15% признали девиантность, ненормальность детского участия в эротической игре, меньше половины за изоляцию детей от предающихся такому сверстников. Замечательно, что ~1/5 родителей не пользуется в своих семьях никакими названиями для половых органов. Особенно это касается девичьих половых органов. Лишь несколько родителей хоть раз обсуждало сексуальную озабоченность их детей с воспитателями, при том что менее половины воспитателей признались в обсуждении детской сексуальности с родителями. Наверное, работники дошкольных учреждений попытались отвечать политкорректно. Сопоставление родительских и воспитательских ответов продолжается.

Сравнение культур

В кросс-культурном сопоставлении северо-американских и шведских детей 3-6 лет, больше полового поведения было приписано маленьким шведам. Мальчишеские привычки: расхаживания нагишом, использования полового лексикона и обсуждения половых тем, троганья материной груди, публичного прикосновения к своим гениталиям - всё обнаружило значительные национальные особенности. Маленькие шведки чаще маленьких американок обвинены в разговорах о сексе, подглядывании за голыми, касании к женской груди. Возможно потому, что шведский менталитет не настолько силён задней мыслью по поводу бюста, как американский: в США даже кормление грудью принято обозначать эвфемизмами. Маленькие шведы, судя по словам испытуемых, также расспрашивают о происхождении младенцев, о названиях и назначении гениталий. Обычно мама вводит ребёнка в круг этих проблем. Предыдущие исследования показывают, что американские дети растут в более строгой и защищённой от полового среде. Всё это говорит о культурных отличиях, выраженных в отчётах родителей и степени сексуализированности детей данной культурой. Фридрайх также сотрудничал с Коэн-Кэтанайс, Сэндфордом и Оственом по поводу сравнения с голландскими детьми, которые также богаче половым поведением, чем американские. Возможно, сказывается различный аттитюд к сексу в США и Европе.

Прочие исследования

Розенфельд с коллегами исследовал прикосновения к родительским телам и обнаружил, что отцовские гениталии дети пытаются поймать реже, чем материнские или женскую грудь. Матери лучше относились к облапке дочерьми, чем сыновьями, в то время как неприятие отцов не зависело от пола ребёнка.

Ирландское муниципальное исследование 200 детей Фицпатриком, Дэаном и Дженингсом продемонстрировало сексуальную озабоченность у 3-6-летних, но мало интереса у 12-летних. Пытливость до своего/родительского тела наиболее распространена. Многие имели своё название для половых органов, но важно, что 51% мальчиков не имело слова для обозначения девичьих гениталий, как и 12% девочек не знало ни названия для мальчишеских органов. Так, по крайней мере, представляется со слов матерей.

В британском исследовании полового поведения семей и их сексуальной просвещённости, осуществлённом Смитом и Гроуком, в семьях обнаружилась некая естественность вышеуказанных форм поведения. Мастурбация, половое любопытство, прикосновения к гениталиям - не редкость в исследованных семьях. Замечательно, что нагота бывает чаще в семьях с двумя родными родителями и в высокограмотных семьях. Была признана естественная связь между отдельными типами поведения: по Смиту - Гроуку, купающемуся с родителями вполне естественно при этом трогать чужие половые органы.

Ретроспективные исследования

При ретроспективных исследованиях взрослых респондентов об их половом опыте в детстве предлагалось оспорить/подтвердить тот или иной детский половой опыт. Изыскания неопределённы по давности изучаемых событий. В американском исследовании Хейгада и Тилли 42% из 1700 студентов обоих полов спрашивали о доподростковом половом опыте с другим ребёнком. Самые распространённые формы - поцелуи, объятья, эксгибиционизм. Лэм и Коукли обнаружили, что 85% опрошенных студенток оказались вовлечены в эротическую игру с генитальными прикосновениями. Меньше половины обычно в 9-летии играли с противоположным полом, часто с дргуом, в большинстве случаев одного возраста. Огромно число женщин признало опыт волнующим.

Шведская наука в настоящий момент располагает лишь предварительными результатами. Опрошено 269 учащихся старших классов средней школы об их доподростковом опыте - 83% претендует на троганье себя, 82% участвовало в компании с другом/друзьями. Наиболее часты исследование гениталий и мастурбация. В дружеской компании чаще всего играют с поцелуями, объятиями, эротическими разговорами, эксгибиционизмом. 1/7 человек заявило об осведомлённости их родителей половым повдением на момент его осуществления, ⅓ не было уверено, больше половины заявило о неведении родителей касательно полового поведения детей в момент его осуществления. С 11 лет совместный просмотр видео-/печатной порнографии - обычное дело.

74% молодёжи видело участие детей в половой игре (поцелуи, объятия, игра в доктора, просмотр эротики, прикосновения к половым органам, мастурбацию) нормальным явлением. Подавляющее большинство признало ненормальным детский коитус, анальный секс, проникновение в анус/влагалище. Многие якобы научились сексологии от друзей и телевидения, однако большинство включило в источники информации и своих родителей. Сравнение между американскими, ирландскими, шведскими и голландскими выборками также показало культурные отличия. В первых двух наименьшие показатели для молодёжи, 57% и 59% соответственно, терпимости к детской сексуальности. Голландские же данные приблизительно совпадают со шведскими.

Замечания

Проведенные пока исследования заостряют на сопоставлении "нормального" и "девиантного", растленного, полового поведения и обычно основываются на словах взрослого окружения детей. Этические представления мешают опрашивать детей об их сексуальности, и это значительно затрудняет исследование смысла их действий. Однако нельзя переоценить значения для науки опросов детей, учёта семейных переменных и обстановки детей.

Наготу, к примеру, признают переменной полового поведения чаще всего американцы. У нордических народностей отношение к обнажению спокойнее, нагота не обязательно имеет отношение к сексуальности.

Ретроспективные исследования могут демонстрировать, что экзотические и девиантные действия лучше запоминаются, поэтому может ускользнуть информация по более обыденным поступкам. Шведские результаты обычно показывают неосведомлённость детей, эротически играющих со взрослыми, их признание такого поведения естественной частью взросления.

Половое поведение как симптом

Некоторые исследования проводят связь между так называемым сексуализрованным поведением ребёнка и растлённостью его.

Сексуализированное поведение
обычно подразумевает половое поведение ребёнка ярко выраженное, частое, периодичное, преобладающее над прочей деятельностью, становящееся в центр повседневной жизни ребёнка, к замкнутости побуждающее, толкающее на половое поведение с другими детьми, проявляющееся озабоченностью маленькими и(ли) взрослыми из микросоциума ребёнка.

Сюда может относится особое поведение, например, повторяемая с постоянством мастурбация, либо различные действия и слова половой природы. На основании предыдущих исследований сексуализированное поведение можно объявить лучшим признаком возможного растления ребёнка.

Но это "возможное" опасно объявлением патологией всякого полового поведения детей. Фридрайх как раз предупреждает об этом, чтобы не забыть наши представления о норме полового поведения детей. Оками также предупреждает об околопедофильской истерии, способной привести к психологической травме.

Тем не менее в последнее десятилетие данных по маленьким сексуальным агрессорам прибыло, что потребовало от нас отграничения проблемно-девиантного полового поведения от "нормального", примемлимого в нашем обществе. Мартенс именно это и говорит своими словами о ключевом значении исследований "нормального" психосексуального развития человека для прояснения вопроса о различиях между поведением нормальных и растлённых детей. Финкельхор размышлял в том же духе 20 лет назад: мы де гораздо лучше знаем девиантное половое поведение, нежели нормальное. Вышеупомянутые исследования красноречиво свидетельствуют о близком окончательном достраивании фундамента под теорию полового поведения детей.

Отличия между растлёнными и нерастлёнными детьми

Фридрайховцы сравнивали клиническую выборку из 276 детей, лечимых после деторастления, с выборкой из 880 нормальных детей 2-12 лет. Проявления сексуальности в двух группах сильно отличались. Поведение в клинической группе заметно богаче, и это связано с природой деторастления, насилием, количеством растлителей. В том же и другом, неопубликованном, исследовании фридрайховцев была обнажена и связь проблемного полового и проблемного неполового поведений - сексуализированное поведение сопровождается вообще проблемным поведением. Но при всём том фридрайховцы настаивают, что указанная связь не обязательно свидетельствует об опыте растления, не исключены иные причины искажения поведения детей. Семейные переменные вроде обстановки в семье, стрессов, социо-экономического статуса должны быть учтены при исследовании полового поведения.

Пост-травматический стресс и сексуализированное поведение

Кэндалл-Тэкет, Уильямс и Финкельхор расставили по полочкам данные 45 исследований деторастления и обнаружили, что растлённые демонстрируют больше разнообразных симптомов, чем нерастлённые. Тем не менее, какого-либо одного, свойственного большинству растлённых симптома не обнаружили. Не говоря о пост-травматическом срессе и сексуализированном поведении, отмечено, что у растлённых детей не больше симптомов, чем в прочих клинических группах. 1/3 всех растлённых детей вообще не проявляет никаких симптомов. Чаще всего в сексуализированном поведении изучают избыточный или публичный онанизм, сексуализированные игры с куклами, попытки обольщения, проникновение вещью в анус/влагалище, опережающую возраст сексологическую эрудицию, потребность в эротической стимуляции со стороны взрослых и детей.

У (пред)дошкольников Кендалл-Тэкет подмечает симптомы: тревожность, кошмары, реакции пост-травматического стресса, проблемное поведение, нехорошие виды полового поведения. Младшие школьники демонстрируют страх, кошмары, тревогу, агрессивность, неврозы, психозы, проблемы в школе, гиперактивность, регресс, но не обязательно сексуализированное поведение. Были, однако, некоторые исследования последнего. Касательно подростков можно назвать симптомы депрессивности, появления замкнутости, суицида, самокалечения, соматические нарушения, низкую самооценку, побег из дома. Показанным, сексуализированное поведение проявляется промискуитетом и(ли) покушениями на других. Кендалл-тэкетовцы настаивают на необходимости дальнейшего исследования развития сексуальности с возрастом.

Замечания

Кэндалл-тэкетов обзор, естественно, не исчерпывает всех возможных симптомов, однако демонстрирует количество симптомных детей в современных исследованиях, в котором у учёных такая нужда. Несмотря на это, обзор - самый обширный из имещющихся по последним исследованиям. Несмотря на то, что Фридрайховы клинические данные по лечению растлённых изобилуют проблемным половым поведением, Кэндалл-тэкетов обзор выявил огромный процент бессимптомных растлённых. Можно увидеть, что практики и учёные больше изучали поведение, а не нозологию или этику. Чтобы понять и определить нормальное поведение, нужно отличить его от симптомов деторастления, сравнить растлённых и нерастлённых людей.

Сексуализированное/проблемное поведение

Когда различают нормальное половое поведение и признанное большинством проблемное/девиантное/сексуализированное/агрессивное поведение, обычно связывают два явления континуально. На одном полюсе полового поведение предсказуемая норма, а на другом - сексуальная агрессия. Тем не менее, авторы применяют неодинаковые ярлыки для (не)проблемного поведения в зависимости от их специальности. Исследования Бёлайнэ - Ролингса, Джонсон, Джонсон - Фельдмет, Фридрайха, Гайл, пифесовцев, Райан - Блюм, сгройевцев осуществлены работниками научных и общественных институтов ради категоризации полового и сексуализированного поведения детей. Несмотря на младенчество науки о детской сексуальности, уже можно привести наиболее глубокие нозологические соображения.

Гайловы социальные факторы поведения-развития

Гайл вводит "приличествующее возрасту" и "неприличное" поведения наряду с нормальным и проблемным. 0-12-летних она делит на 3 группы и выделяет социальные факторы, поражающие поведение и развитие в каждой. Гайл использует и понятие воздержанности на той или иной стадии развития.

На 0-4-леток влияет ограничение общения с друзьями, исследования, удовлетворения. Поведение включает систематическое прикосновение к себе, разглядывание других, интерес к туалетному, игры в доктора, в папы-мамы.

5-7-летки всё больше общаются с друзьями, участвуют с другими в опытах, в чём и воздержанны. Поведение включает особое касание к себе, вопросы о теле и отправлениях, интерес и избегание противоположного пола, половой лексикон, ролевые игры в папу-маму и с объятиями-лобызаниями.

Наконец, 8-12-летки отмечены возрастанием общения с друзьями, исследовательское взаимодействие, воздержанностью и невоздержанностью-открытостью. Поведение включает прикосновение к своим гениталиям, эксгибиционизм, приглашение противоположного пола, страсть, поцелуи, ласки, прикосновение к гениталиям других детей, имитация совокупления одетыми, приличные сношения.

Так Гайл вводит прогриссирующее половое поведение. Однако и признаёт культурные отличия в половом поведении ребёнка, условия проявления сексуальности. Даже пытается убедить в индивидуальности полового поведения, в неучастии всех без исключения во всех формах половой деятельности той или иной группы.

Гайл опасается ошибки со стороны зацикленности на манерах как меры допустимости полового поведения, она призывает уделять внимание и прочим социальным критериям. Сгрой с сотрудниками, который разрабатывал социальные критерии деторастления среди малолетних, и послужил для Гайл основой критериев для 0-12-леток. Они таковы.

Мотивационные факторы Крайжци и Брауна

Крайжци-брауновские описания подобны Гайловским, но основаны на отличных посылках. У них мотивационные факторы, отношения с растлителем, тип поведения, выраженность аффекта. Мотивом к нормальному половому поведению они признают любознательность, в сношения они усматривают общую заинтересованность и согласие между детьми, аффект выражен как "развлечение" и "валянье дурака". Поведение ограничено поглядом-касаниями, например: "Покажешь своё - покажу моё".

Растление же подразумевает силу, угрозы, силовое и властное неравенство. Поведение тут определяется имитацией взрослого полового поведения, аффект - страхом, стыдом, неудобствами, например: "Занимался сексом".

Пять обстоятельств Пифеса и соавторов

Пифес использует понятие проблемного как полового поведения, отличного от ожидаемого с точки зрения психосоциального развития 0-12 леток. Чтобы оценить проблемность поведения, пифесовцы предлагают проверить такие факторы:

Пифесовцы выводят эти обстоятельства как критерии оценки полового поведения детей, но не как критерии выявления растлённости детей. Взятый по отдельности, один фактор не обязательно определяет какую-либо проблему. Но всё же авторы в случае сомнения призывают прибегать к специалистам.

Джонсон-фельдметовы стадии от нормы к сексуальной агрессии

Джонсон и Фельдмет используют 4 категории полового поведения по возрастанию их ненормальности:

Нормальное исследование

Нормой полового поведения Джонсон и Фельдмет признают здоровое исследование у ровесников одинакового размера зрением и осязанием. Стыда и вины дети не испытывают. Авторы разрабатывают критерии нормально-пристойного полового поведения:

Реактивная сексуальность

Реактивное половое поведение отклоняется от вышеописанного приличествующего возрасту. Половое поведение богаче, непропорциональнее. Реактивное поведение замечено у жертв растления и(ли) проживания в стимулирующих семьях. Стимуляция может относиться к телевидению, доступу к порнографии, наблюдению секса в быту. Разоблачение такие дети встречают глубокими стыдом, чувством вины, непрестанной тревогой по половому поводу. Половая деятельность охватывает одного участника, а если кто другой задействован, это приблизительно сверстники. По Джонсон и Фельдмету, реактивная сексуальность не сопровождается угрозами или насилием против других детей. Запретов при этом слушаются, вмешательство всегда успешное.

Эскалация

Эротическая эскалация предполагает взрослую половую деятельность с другими детьми без (угроз применения) насилия. Навыки конспирации прекрасно развиты. Разницу между исследовательской и реактивно-эскалационной сексуальностями Джонсон и Фельдмет видят в наличии/отсутствии сопровождающего сексуальность аффекта: вместо беззаботной импульсивности, бессовестности, бесстыдства и несвойственной малолетним домогателям незлобивости дети демонстрируют аттитюд пресыщенности детской половой деятельностью. Джонсон и Фельдмет видят эротическую эскалацию обычно в растлённых детях; все дети, практикующие такую сексуальность, пережили хотя бы одну форму жестокого обращения: физического насилия, вербальной агрессии, деторастления. Функция микросоциума у таких детей нарушена.

Иногда сексуальная эскалация сопровождается использованием секса как средства: завоевания друзей, восполнения утрат, преодоления оставленности, заглушения страха, наполнения одиночества. В таком случае половое поведение становится защитным механизмом, бегством от существования, адаптацией к стрессам. Ребёнок ищет других детей с подобными конфликтами и проблемами, чтобы угадать в них похожие потребности в эротизации. Редко когда исходным мотивом служат возбуждение и удовлетворение, которые всё-таки бывают и до подросткового возраста. Многие такие дети хронически травмированы, оставлены, отстают в школе, социально неадаптированы, взрослым не доверяют, по сравнению с реактивными детьми, хуже поддаются дрессировке.

Приставания

Крайней формой детской сексуальности Джонсон и Фельдмет признают малолетних домогателей-растлителей, действующих импульсивно, навязчиво, агрессивно. Жертву они себе выбирают уязвимую, в их половой жизни в какой-нибудь мере присутствует сила, против проговорчивого часто используют общественные или эмоциональные угрозы. Например, угрожают некоммуникабельному ребёнку отказом в играх. Явен недостаток сострадания к жертве. Зачастую такие дети сами растлены, подобно некоторым из предыдущих двух категорий, однако дольше себя проявляют. Домогательства малолетних усиливаются со временем и выражает скорее паттерн, чем единичные случаи. В то же самое время исследователи присовокупили сюда связь чувства одиночества, злобы, страха с сексом и с агрессивностью. Подобно эскалации, растление детьми проявляется при дисфункции микросоциума. Малолетних домогателей сложней всего корректировать, они де требуют особой и интенсивной терапии.

Мотивация и аттитюд

Помимо критериев нормальности полового поведения Джонсон и Фельдмет делают акцент на мотивации полового поведения. Она может быть разной. Нормальная и реактивная половые деятельности осуществляются ради исследования тела и связанных с этим телесных ощущений. Первая группа, однако, в большей мере движима любопытством, вторая - может руководствоваться тревогой, избыточной стимуляцией, желанием понять то, что дети подглядели. Исследователи заявляют о возможной сигнализации реактивных детей взрослым, намёком через поведение на то, что они жертвы растления.

Мотив эротической эскалации - налаживание и поддержание общения. Ребёнок же, виктимизирующий ребёнка, вместо этого руководствуется потребностью защититься от страха, злобы, одиночества, оказавшихся увязанными с сексуальностью.

Помимо мотивов в разных группах и разные аттитюды. Нормальное и реактивное половые поведения эгоцентричны, а вовлекаемый другой должен быть того же уровня и статуса. Джонсон и Фельдмет приписывают нормальным детям редкое вовлечение в сексуальное исследование сибсов, что не всегда могут сказать о реактивной сексуальности. В противоположность этим группам детей, домогатели выбирают детей слабее или уязвимее к агрессии, в том числе и сибсов.

Наконец Джонсон с Фельдметом при категоризации случаев призывают к разбору всех факторов. Их модель применима для 0-12-летних без задержки развития и хорошо отражающих реальность. Некоторые дети могу быть на ничейной земле между двумя группами, пересекать её.

В помощь родителям

Помимо разобранной теории перу Джонсон принадлежит буклет с инструкциями для родителей, в котором она составляет шкалы полового поведения 0-5-ти и 6-12-леток, поделенного на три группы:

Указанные типы поведения рассортированы по принципу Фридрайховых вопросов о нормальных/растлённых детях. Каждый тип сам по себе может быть и здоровым, если не омрачён сопровождением проблемных факторов или типов поведения. Естественным Джонсон признаёт то, что ожидает от разных возрастных групп: касание, трение гениталий при отдыхе, смене пелёнок, возбуждении, испуге у младенцев или (пред)дошкольников; сравнение половых органов у школьников - вообще 15 разных видов деятельности, которых может и вовсе не быть. Если же ребёнок демонстрирует все эти виды поведения, можно бить тревогу.

Пугающему половому поведению могут предаваться запущенные, эротизированные окружением, переживающие растление. Среди самых маленьких это проявляется игнорированием неоднократного запрета трогать/тереть половые ограны на людях, у школьников - сравнение своих половых органов с гениталиями значительно младших/старших детей. Особое внимание она призывает обращать на разносторонность и частоту проявлений сексуальности. Если поведение стараниями дрессировщиков не сходит на нет, нужно обратиться к специалистам.

Наиболее тяжёлые случаи зачастую сигнализируют о запутанности ребёнка сексуальностью, его возможном опыте растления. Рецидивы секса и агрессии могут фигурировать в микросоциуме ребёнка, нарушать интеграцию внешних стимулов, которое замешательство переносится и на половое поведение. Младше школьного возраста это проявляется касанием/трением себя на людях так, что это затемняет прочую приличную деятельность; в школьном возрасте это может быть потребность в погляде на чужие гениталии, груди, ягодицы. От родителей требуется обращение к специалисту.

Джонсон настаивает на установлении контекста деятельности, условий жизни, воспитания ребёнка, возможностей общения, отклика, зеркального Я, степени эротизированности, агрессии, тревоги, стыда, отношений со старшими, связанных с сексуальностью возможных неудобств.

Замечания

Может оправдаться политика категоризации половой деятельности по вышеупомянутым группам, однако важно не увязнуть в статических критериях микросоциума ребёнка, а всегда оценивать ситуацию целиком. Понятно отсутствие строгого алгоритма описания проблемного, сексуализированного, эротизированного, неприличного, патологичного, недостойного, девиантного, сексуально-агрессивного поведения детей разных возрастов. Это может привести к размножению синонимов и омонимов, что выводит почву из-под ног желающему помочь детям, а также отзывается истерией или безразличием по поводу к детской сексуальности. Последующие шведские исследования этого вопроса чрезвычайно важны.

Альтернативные объяснения

Когда ребёнок беспокоит окружающих своей сексуальностью, нынешний политический климат подталкивает людей к выводу о его растлении. Порой такое объяснение очевидно и родители должны поступать в соответствии со своими знаниями и подозрениями. Но в остальных случаях за конкретным эротическим поступком может скрываться много спутанных причин. Поэтому важно начать с собирания максимально полной информации по поведению и условиям жизни ребёнка и лишь затем строить предположения. Исследователи проблемы настаивают, что сексуализированному поведению можно научиться от других, оно может выступать психологической поддержкой, выражением вызванного ущербом чувства. Такое поведение может случиться у озабоченного своим телом или играми с ребятами. Интимность со взрослыми ребёнок может проявить эротически.

Современный ребёнок не защищён от влияния СМИ с его постельными сценами и аттитюдами, подлежащими воспроизведению в игре. Это связано с недостатком взрослого надзора. Клинический опыт показывает, что рукоблудием ребёнок разряжает фрустрацию от одиночества, страха, скуки, беспокойства. В семьях ревнивцев, с частыми ссорами, сексуализированным лексиконом и обстановкой, допуском к взрослым при просмотре порнографии, прочими рекордными рамками поведения ребёнок может изображать всё это в половом поведении.

Вполне возможно, что ребёнок сталкивался с эмоциональными и сексуализированными потребностями родителя, служил суррогатным партнёром и как угодно разделил родительское беспокойство по поводу их сексуальности и чувств. Такое поведение родителя естественно близко к растлению, не к таковому не относясь, что не мешает смутить дитя. Прочие причины полового поведения ребёнка могут заключаться в наблюдении физического или сексуального насилия, принуждении к наблюдению онанизма, участии в эротических съёмках.

Трудно порой провести границу между нежелательной половой стимуляцией и растлением. Иногда ребёнок втянут в эротичекую игру с растлённым ребёнком - интенсивность участия последнего может передаться первому, не имеющему никакого полового опыта. На определённых этапах развития ребёнок может сильно интересоваться эротической игрой, что естественно затухнет со временем. Поведение может показаться половым, но иметь прочие объяснения: сующий предметы в зады может оказаться ребёнком, неоднократно принимавшим лекарство в виде свеч. Объяснением может выступить и состояние здоровья: тереть гениталии ребёнок может и после инфекции в паху. В целом говоря, пугающее половое поведение ребёнка всегда будет привлекать к себе внимание специалистов, что указывает на необходимость принимать в расчёт все условия его жизни.

Реакция взрослых

Выше уже сказано о влиянии грамотности, статуса, культуры родителей на их реакцию. Некоторые исследования показывают, что терпимые к сексуальности родители чаще сообщают о сексуальности их детей. Особенно грамотные демонстрируют более открытый по отношению к детской сексуальности аттитюд, частое общение с детьми на сексологические темы. Указанное влияет и на предмет наблюдениий, и на предмет отчётов родителей. Гэгнон и Саймон заявляют, будто аттитюд родителей по отношению к детям влияют на сексуальность последних - не потворствует, а создаёт!

Заговор молчания

Замешательство ребёнка от полового опыта ему обсудить часто не с кем: родители отрицают как положительные, так и отрицательные половые чувство и опыт у ребёнка. Признание проявлений сексуальности также растёт с возрастом ребёнка. Сексуальное исследование малышом считается нормальнее доподросткового баловства эротической игрой. Гэдпэйль провозглашает обделение ребёнка возможностью понять своё развитие через скрытую от него его же сексуальность. Родители могут наделять названия соответствующих органов и практик отрицательными коннотациями, вводить неадекватные термины взамен тех, что помогли бы развить понятия и ценности сексуальности.

Плама заявляет, что на фоне доступа к лексикону всех областей знания, пробелы в половой лексике ребёнок обречён заполнять самостоятельно. Вероятно, труднее приходится девочкам вследствие догматов о непорочности девочек, нуждающихся в защите, и вследствие невидимости их половых органов. Не менее законспирированы слова для обозначения околосексуальных аффектов. Достаточно скоро ребёнок осознаёт необъективность сексологии, узурпацию её оценочными суждениями, предрассудками, эмоциями. Ребёнок усваивает секретность сексуальности и становится одиноким, начиная постепенное отделение зёрен от плевел на основе дружеских сплетен, образов СМИ, книжных текстов.

Аттитюды работающих с детьми

Со своих посылок специалисты влияют аналогично. Гаймановцы исследовали аттитюды к провозглашению поведения нормальным. Речь шла об аттитюдах работающих с половым поведением профессионалов:

Бросается в глаза единодушие в признании ненормальным доподросткового полового поведения с оральным, вагинальным, анальным проникновением. Взаимодействия признаны более патологичными, нежели аутоэротизм.

У женщин обнаружилось больше рвения рассыпаться ярлыком ненормальности, нежели у мужчин. Авторы объясняют это исторически большей половой свободой мужчин. Работавшие с растлёнными видят больше проблемности в том, к чему спокойнее относятся слушатели курса сексологии. Меньше всего были согласны между собой студенты-медики и крайне взыскательные специалисты по деторастлению. Тем не менее, авторы мало/не признают излишнюю склонность последних к патологизации полового поведения детей, не видят к этому достаточных оснований. Гаймоновцы выводят постепенный переход от аттитюда одной группы к аттитюду другой, а также общую тенденцию у разных групп.

Исследование Хэйгадом педиатров, психотерапевтов, 4-эйчевых лидеров, разрабатывающих тему деторастления исследователей и писателей дало те же результаты. Так, половое поведение малышей приветствовали, однако имитацию сношения отвергли, занимающиеся тематикой деторастления больше других приветствовали взаимодействия между детьми.

Как поступать

Райан считает, будто дети ожидают от взрослых реакций и коррекции детского поведения. Игнорирование полового поведения может ребёнка сконфузить. Учёная предлагает три стадии родительского вмешательства.

Воспитатели детсада тоже должны быть подготовлены. После вступительной беседы с ребёнком, можно проконсультировать родителей, спросить их объяснений. Если поведение не прекращается длительный срок, легче вести заметки по наблюдениям, которые можно использовать для обращения к специалисту.

Последние замечания

Сказано было, что сексуальность не даётся раз и на всю жизнь, а меняется с возрастом, страной, поколением, культурой, обществом. Что признают нормальным половым поведением детей, в одну эпоху одно, в другую - другое. Необходима поэтому шведская база данных по современным детям и условиям их жизни. Дифференцированные и проверенные опытные данные - крайне необходимые в мозаике камешки.

Важно позволить детям обоих полов научиться как-то назвать свои половые органы так же, как и органы прочие. Важно также уважать личную жизнь детей и осторожно встречать вопросы пола у детей разных лет. Неведение по поводу своего тела и своих чувств помогает воспитать уязвимость и поощряет сокрытие опыта растления. В то же самое время сексуальность настолько интимна, что даже разговоры о ней эротически заряжены и не всегда желательны. Путаница у взрослых вокруг сексуальности оборачивается необходимостью ребёнку самостоятельно дешифровать приличия.

Ещё крайне важно работающим с детьми знать, как проявляется сексуальность мальчиков и девочек, чтобы уметь отличить естественное психосексуальное развитие от признаков отклонения от нормы. Специалисты по детям и специалисты по сексуальности должны поделиться опытом и выработать правильный ракурс.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"