Гайсинская Екатерина Павловна : другие произведения.

Посадка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ПОСАДКА

   - Пассажирский звездолёт "Вильгельм IV" просит разрешения на посадку...
   - Центр управления кратера Ландсберг - звездолёту "Вильгельм IV". Готовимся принять вас.
   Координатор удобно разместился в кресле. Ассистенты немедленно начали защёлкивать многочисленные управляющие "кандалы", а финалом всего была сложная конструкция, отдалённо напоминающая шлем. Кресло медленно откинулось так, что координатор оказался в полулежащем положении, и платформа устремилась вверх, к главному пульту управления.
   В ручках кресла находились специальные рычажки, позволявшие координатору приподнимать, поворачивать и откидывать кресло в тесном пространстве, содержащем главный пульт. Многочисленные кнопки, сигнальные лампочки и экраны разом вспыхнули, едва кресло появилось из люка. Координатор подключил кресло к одному из разъёмов, и из шлема выдвинулся прозрачный экран, ухо закрыл наушник, а тонкий прут микрофона занял своё привычное место.
   На многочисленных экранах были изображения помещений внутри купола. Координатор переключил одно из реле, и его голос разнёсся по отсекам:
   - Внимание, говорит Центр управления кратера Ландсберг. Просьба всем занять места в амортизационных отсеках - станция готовится принять пассажирский звездолёт "Вильгельм IV". Повторяю...
   Продолжая сообщать "селенитам" - обитателям станции - о готовящейся посадке, координатор посмотрел на одну из консолей. Её усеивали лампочки общим количеством двадцать три штуки. При обычной работе купола они были красными - а сейчас одна за другой меняли свой цвет на зелёный. Это означало, что все обитатели многочисленных секторов станции постепенно размещались в амортизационных отсеках, вмещавших около десяти человек каждый. Наконец все лампочки сменили цвет - и тут одна нервно замигала. Координатор мысленно вздохнул.

* * *

  
   На Земле, в Международном Центре Управления Полётами, группа контроля следила за происходящим на Луне. Фиксировалась каждая деталь самочувствия координатора, а на отдельный монитор транслировалось изображение главного пульта кратера Ландсберг. Несмотря на превышающее десять миллиардов население Солнечной системы, никто не хотел рисковать человеческими жизнями. Если бы на Луне произошло что-то из ряда вон выходящее, земная комиссия немедленно перехватила управление и благополучно завершила процесс. Но сбоев во время посадки пока ещё не было, хотя "Вильгельм IV" был лишь вторым кораблём такой конструкции, совершающим посадку на спутник.

* * *

  
   Несколько коротких команд вывело на один из экранов изображение сфероидного отсека с одиннадцатью свободно расположенными мягкими креслами. Десять из них были заняты, но кресло номер три - нет.
   - Внимание, отсек номер 8-Б-2, говорит Центр управления кратера Ландсберг, объясните причину отсутствия занимающего третье кресло.
   - Отсек 8-Б-2 - Центру. Томас Орентер не явился по сигналу.
   Координатор включил экран прямо над головой и отчётливо произнёс:
   - Томас Орентер, 8-Б-2-3, поиск.
   Компьютер вывел данные по нему и принялся прокручивать изображения станции. Спустя несколько секунд нарушитель был обнаружен у одного их шлюзов. Видимо, в его психике произошёл какой-то сдвиг, так как он метался и кричал. Координатор включил звук, и помещение внутри главного пульта заполнилось пронзительными выкриками:
   - Они спрятали от нас лунный воздух! Мы живём в затхлых куполах! Откройте двери, дайте нам дышать! Свободу нашим лёгким!!!
   - Томас Орентер, пожалуйста, пройдите в свой отсек...
   Слова координатора были заглушены диким воплем, примерно интерпретирующимся, как "нет". Тот поморщился и отключил звук.
   - Компьютер, активируй двух медицинских роботов для коридора к шлюзу пять.
   Через несколько минут вопящего и вырывающегося Орентера препроводили в медицинский отсек и заперли в специальном помещении с аварийным амортизационным креслом.
   - Центр управления кратером Ландсберг - звездолёту "Вильгельм IV". Возникли осложнения, успешно устранены. Прошу приготовиться к посадке, - координатор переключил тумблер под надписью "Купол". - Компьютер, герметично закрыть все шлюзы.
   На экранах беззвучно сомкнулись все двери, отделяющие одни секторы купола от других.
   - Начать откачивание воздуха. Отключить генераторы искусственного притяжения.
   Под креслом бесшумно включилась гравитационная установка, и едва слышно заработали гироскопы. Жителям купола, находящимся в специальных отсеках, не приходилось ощущать никаких неудобств, связанных с уменьшением силы тяжести1, именно благодаря такой конструкции амортизационных кресел - с гироскопами и гравитаторами.
   - Разгерметизировать станцию.
   Все шлюзы мгновенно разошлись - даже внешние; теперь только в амортизационных отсеках и главном пульте сохранялись условия, пригодные для жизни людей.
   - Открыть купол.
   Огромный купол диаметром сорок километров, повинуясь слову хрупкой человеческой личности, сидящей в кресле главного пульта, ушёл в открывшиеся пазы. Он состоял из четырёх частей, которые напоминали лепестки огромного прозрачного цветка толщиной около полуметра. Станция, наполовину ушедшая вглубь Луны, лежала под сумрачным светом Земли. Она напомнила бы выходцу XXI века город инопланетян, если бы над ней не висела километровая громада пассажирского звездолёта, на котором люминесцентные трубки складывались в английское "William IV". В девятнадцатом веке именно этот монарх Великобритании был адмиралом королевского флота. Видимо, создатели звездолёта обнаружили некоторые аналогии между ним и собой.
   Постороннему наблюдателю казалось невозможным поднять такую махину в небо; но ведь и в Средневековье полёты считались фантастикой! Конечно, в условиях гравитации больших планет громоздкость корабля была бы непреодолимым препятствием, но такие звездолеты строились на орбитах, а садиться могли лишь на спутники с таким малым притяжением, какое смогли бы преодолеть магнитные захваты.
   Звездолёты типа СС2, к которым принадлежал и "Вильгельм IV" были относительно новой разработкой Лунной технической верфи3. Эти звездолёты могли прилуняться только на спутники, причём для этого место посадки должно было быть оборудовано специальными приспособлениями - так называемыми магнитными захватами. Такая технология позволяла размещать космодромы в самом пункте назначения. На планетоиды корабли опускались под действием притяжения и тормозящих антигравитаторов4, а стартовали от смены полярности этих самых магнитных захватов. Их буквально выталкивало с поверхности с достаточной силой для придания второй лунной.
   Но вернёмся к происходящему над кратером Ландсберг.
   - Поднять магнитные захваты, - сказал координатор, и гигантские плоские "тарелки" отделились от бетонного покрытия посадочной полосы. Их поддерживали мощные титановые каркасы, способные удержать чудовищный вес звездолёта на высоте трёх метров от поверхности. Если бы "Вильгельм IV" коснулся покрытия, его бы пришлось выводить обратно на орбиту в разобранном состоянии.
   Гигантский звездолёт неспешно разворачивался, чтобы опуститься точно на захваты.
   - Выключить основные огни, включить вспомогательные посадочной полосы один5.
   "Вильгельм IV" беззвучно коснулся захватов - за этим моментом неотрывно следили и координатор кратера Ландсберг, и Центр в кратере Тихо, и земной Центра управления полётами. Громада корабля всем своим тоннажем налегла на захваты и застыла. А в главном пульте ожил передатчик:
   - Пассажирский звездолёт "Вильям IV" - Центру управления кратера Ландсберг. Посадка завершена, все системы в норме. Готовы к высадке.
   - Центр управления кратера Ландсберг - звездолёту "Вильгельм IV". Ожидайте герметизации.
   Координатор отключил связь с кораблём и приступил к обратному процессу.
   - Активизировать щит. Закрыть купол. Проверить герметичность.
   Вокруг прилунившегося звездолёта засуетились подъёмные механизмы. Посадочная полоса ощетинилась разобранными металлическими секциями, которые проворно устанавливались в заранее вычисленные места. Постепенно вокруг звездолёта вырисовывался огромный металлический герметичный щит. К специальному отверстию от люка корабля установили тоннель на присосках с несколькими промежуточными шлюзовыми камерами.
   Такие предосторожности вовсе не были излишними. Данный тип звездолётов сохранял свою целостность и способность перемещаться в пространстве только в вакууме. Поэтому щит необходим был для защиты корабля от атмосферы. А чтобы конструкция выдерживала разность давлений, в самом щите было несколько прослоек воздуха и водорода, уравновешивающих давление.
   На экран над координатором щит выводился как комбинация пластин с окрашенными в разные цвета стыками. Именно по цвету определялся уровень герметичности.
   - Сборка завершена, - высветилось на экране. - Герметизация в норме. Купол закрыт.
   - Закрыть внутренние шлюзы. Начать подачу воздуха.
   С негромким щелчком замолкли гироскопы. Координатор почувствовал, как его желудок уверенно устремился к потолку. Наверное, и люди в амортизационных камерах переживают такие же неприятные мгновения. Но, к сожалению, механизмы, создающие искусственную гравитацию, можно включать лишь в условиях, пригодных для жизни6. Иначе у вас будет гравитация g для вакуума - и половина анализирующей аппаратуры немедленно сгорит. Людям-то особой разницы не видно, а работа чувствительных приборов напрямую зависит от таких мелочей.
   - Подача воздуха завершена. Подтвердите включение гравитаторов, - всплыло сообщение на экране.
   - Подтверждаю, - произнёс координатор. - Внимание, говорит Центр управления кратера Ландсберг. Посадка пассажирского звездолёта "Вильгельм IV" успешно завершена. Просьба покинуть амортизационные отсеки. Ответственный за отсек 8-Б-2, подойдите к медицинской палате второго уровня. Благодарим за всестороннее содействие.
   Координатор отключил связь и наконец-то расслабился. Кресло под ним начало бесшумно опускаться вниз, где его уже поджидали ассистенты. Отсоединяя многочисленные провода, один из них внезапно спросил:
   - Скажите, сэр, зачем такие сложности? Я имею в виду разгерметизацию купола, амортизационные отсеки и остальное? Разве не проще было бы установить магнитные захваты вне купола, на одном из автоматизированных лунных космодромов?
   - Хороший вопрос, - координатор мельком взглянул на идентификационную карточку ассистента. Это был практикант с Земли, видимо, подающий надежды, раз его командировали на Луну, технический центр Республики. - Большинство кораблей садится именно вне куполов, и пассажиры достигают своих мест назначения на планетарных шаттлах. Но со звездолётами типа СС так не получается. Вы знаете, что на поверхность Луны ежесекундно падает огромное количество мелких метеоритов. Они бомбардируют и садящиеся звездолёты, которые оборудованы специальными противометеоритными экранами. Пока корабль движется, экран активирован по умолчанию, при посадке же его включают вручную. Тип СС оборудован новым видом экрана. Для защиты такой громады нужны очень мощные генераторы, но их использование во время полёта компенсируется минимальными затратами энергии на движение - такие корабли перемещаются с помощью магнитных полей окружающей Вселенной. При посадке же включены обычные двигатели - всем известные антигравитационные. Они незаменимы, но поглощают такое количество энергии, что одновременное включение ещё и противометеоритной защиты немедленно поглотит все запасы, и неуправляемый звездолёт рухнет. Благодаря толстенному внешнему покрытию корабли получают не так уже и много повреждений при посадке, но во время простоя для бомбардировки доступна достаточно большая площадь обшивки. А возводить отдельный экран вокруг этой махины обойдётся в такое количество единоразово израсходованной энергии, какое пока не может себе позволить Солнечная система. По расчётам землян-математиков затраты энергии при разгерметизации и всего, что к ней прилагается, куполов обходится во много раз дешевле. Понятно?
   - Да, сэр. А нельзя ли как-нибудь совместить минимальные затраты энергии с антигравитаторами?
   - Над этой проблемой бьётся один из Технических исследовательских корпусов7. В кратере Циолковский, если кому интересно.
   Ассистенты дружно вздохнули, а у задававшего вопросы на мгновение вспыхнули глаза. Проблема техники посадок занимало далеко не последнее место в жизни селенитов, если для её решения техникам выделяют один из самых больших кратеров обратной стороны Луны...8
  
  
  
  
  
  
  
  

Примечания и объяснения:

   1 - на Луне сила тяжести меньше земной в 6 раз.
   2 - английское SS - Star Subduer (Покоритель Звёзд).
   3 - Лунная техническая верфь - одна из основных кораблестроительных фирм, принадлежащая Farel's Technical Company.
   4 - Антигравитаторы - на самом деле гравитационные установки; даже в это время ещё не покорили силу тяжести.
   5 - Посадочные полосы под куполами предназначены для транспорта, перемещающегося под поверхностью Луны - нечто наподобие земного метро.
   6 - Эта проблема находится в процессе решения техниками FTC.
   7 - Данный Технический исследовательский корпус находится под протекцией соперницы FTC - Some Modern Group.
   8 - Диаметр кратера Циолковский - 273 км.

* * *

   Все примечания составлены Регентом Солнечной системы; рассказ одобрен и соответствует истине.

Первый Регент РСС - 0x01 graphic


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"