Аннотация: Рефератная работа, составленная мною для собственного удовольствия уже после окончания вуза
Газета "Алексинская городская" от 14 января 2004 г.
П л а н:
1. Вводная часть:
1) Расселение славян на территории Центральной России;
2) Нестор о славянах.
2. Вятичи в Тульском крае:
1) Территория, расселение вятичей;
2) Социально-экономические отношения вятичей;
3) Политический строй вятичей;
4) История присоединения земли вятичей к Киевской Руси;
5) Религия и культура вятичей:
- особенности вятичей в сфере религии и культуры,
- почитание камней,
- почитание деревьев,
- почитание источников,
- бог Ярила,
- богиня Лада,
- погребальные обряды,
- трансформация верований славян с принятием христианства;
6) История принятия христианства вятичами.
3. Заключение.
_____________________________
Расселение славян на территории Центральной России
В лесах русской равнины на территории, составляющей теперь Центральную Россию, примерно с VIII в. до н.э. обитали племена финно-угров и балтов. Но уже в конце VII в. н.э. их потеснили на восток и на север многочисленные славянские племена, начавшие в VI в. массовое расселение по Восточной Европе.
Славяне, быстро смешиваясь с местным населением (ираноязычными племенами на юге, финно-угорскими - на севере, и балтоязычными - на северо-западе), расселились на огромном пространстве, выстояли в ожесточённейшей борьбе с многочисленными врагами и сыграли совершенно особую роль в истории Евразии. Сила славян заключалась в том, что они не были привязаны к одной ландшафтной зоне, и с одинаковым успехом занимались хозяйственной деятельностью и в дремучих европейских лесах, и в плодородных ковыльных степях. Основной тип славянской хозяйственной деятельности сложился в лесостепи, так что два других ландшафта - лес и степь - были для славянина одинаково родными местами обитания. Это и позволило древним племенным союзам вятичей, северян, кривичей, радимичей расселяться на любых свободных или малозаселённых землях.
Нестор о славянах
В бассейне реки Оки древнейшие археологические памятники, оставленные явно славянами, датируются VII веком. Вот что сообщает о славянских переселенцах, в том числе и о тех, что пришли на берега Оки, Нестор-летописец:
"...По многом времени осели славяне по Дунаю, где ныне Венгерская земля и Болгарская, (и) от тех славян разошлись по земле и назвались именами своими, где кто сел на каком месте... те славяне, которые пришли и поселились по Днепру, назвались Полянами, а другие Древлянами, потому что (они) жили в лесах... И так распространился славянский народ ("язык"), по нему и грамота назвалась Славянская.
... Поляне же жили отдельно, как сказано, были от рода Славянского и назывались Полянами. Древляне тоже от Славян и назывались Древлянами. Радимичи и Вятичи от Ляхов. Было у Ляхов два брата - Радим и другой Вятко. Пришёл и поселился Радим на Сожу и (от него) назвались Радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него назвались Вятичи. Жили в мире Поляне и Древляне, и Северяне, и Радимичи, и Вятичи, и Хорваты.
... И Радимичи, и Вятичи, и Северяне один обычай имели, жили в лесах, ели всё нечистое, и срамословили перед отцами и перед снохами, и браков у них не было, но игрища между сёлами: сходились на игрища, на плясание и на все бесовские песни и тут умыкали себе жён по взаимному согласию, имели же по две и по три жены. И если кто умрёт, творили тризну над ними и после этого делали большую кладку, клали на неё мертвеца и сжигали, а затем, собрав кости, вкладывали в малый сосуд и ставили (его) на столбе на путях, как делают Вятичи и поныне. Такие же обычаи и у Кривичей, и у других поганых, не знающих Закона Божия и творящих сами себе закон..."(1)
Территория, расселение вятичей
Вятичи появились в бассейне реки Оки, видимо, в сер. I тыс. н.э., вытесняя живших здесь балтов и отчасти угро-финнов. Часто вятичи селились на обжитых местах своих предшественников, и в Алексинском районе это подтверждают раскопки городищ Картавцево, Сенево, Алексинское. Это самое восточное из славянских племён было очень замкнутым: вятичи селились обособленно от других славян, занимая бассейн верхнего и среднего течения Оки и её притоков. Путями сообщения служили реки, на возвышенных берегах которых вятичи ставили свои дворы - городища.
Социально-экономические отношения вятичей
Основой социально-экономических отношений этого славянского племени служили земледелие и охота. Мелкие земледельческие деревни часто носили временный характер и переносились на другие места по мере истощения небольших подсечных пашен. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках области их расселения, и бобровый мех являлся важной статьёй товарообмена с соседними финскими и литовскими племенами. Часть дани хазарам, а затем и киевским князьям вятичи платили так же бобровыми шкурками. Гончарное, кузнечное и другие ремёсла были дополнительными источниками существования поокских славян.
В I пол. IX в. вятичи попадают под влияние хазар, которым вынуждены платить дань. Таким образом, они были вовлечены в круг сначала поволжской, а потом днепровской торговли. Арабские купцы стали проникать сюда с товарами и деньгами, плавая по Каспийскому морю, Волге и Оке.
Политический строй вятичей
Вятичи жили родовой общиной, во главе которой, как и у всех славянских племён, стоял старейшина рода. Обработка земли под пашни требовала коллективных усилий большой семьи, жившей общим двором. У вятичей дольше всего сохранялись родовые князья (организаторы общинного труда) и племенное вече.
В XI-XIII в.в. патриархально-родовой строй поокских славян постепенно начал уступать место феодальным отношениям. В этот период, видимо, у вятичей были основаны и первые укреплённые поселения: Дедославль - старейший их вечевой город, Колтеск, Москва, Неринск и др.
История присоединения земли вятичей к Киевской Руси
Хотя неоднократные походы великих киевских князей во II пол. Х в. и вынудили вятичей платить дань далёкому Киеву, при малейшей возможности они уклонялись от даннических отношений с Киевской Русью, и до начала XII века упорно отстаивали свою независимость.
В княжение Олега, утвердившего за полянским городком Киевом звание "матери русских городов", большая часть восточных славянских племён вошла в состав русского государства, одни только вятичи остались под властью хазар. Во II пол. Х века хазары прочно утвердились в стране вятичей и, не довольствуясь прежней лёгкой данью по белке от дома, наложили на них денежную дань: "по шлягу от рала". Чтобы присоединить и это славянское племя к русскому государству, для киевских князей возникла необходимость сломить могущество хазарского царства.
В 964 году князь Святослав предпринял поход к берегам Оки и Волги. Во время этого похода он встретил вятичей и спросил их: "Кому вы дань платите?" Они ответили: "Хазарам по шлягу от рала". Тогда Святослав в следующем 965 году напал на хазар и, победив их, разорил крепость Белую Вежу. Расправившись с хазарами, он в 966 году опять пошёл в землю вятичей, покорил их и обложил данью(2). Но завоевание это было не прочным: вятичи вскоре отложились от Руси.
Летописец Нестор указывает, что в 981 году Владимир Святой "вятичи победи и возложи на ня дань от плуга, яко же отец его имал"(3). Из этих слов явствует, что после 966 года вятичи свергли с себя зависимость от киевских князей и перестали платить им дань. По всей вероятности, это случилось в период, последовавший за смертью князя Святослава, так как малолетство, а затем междоусобия его сыновей представляли удобный случай для восстания(4). В 982 году вятичи опять "заратились". Владимир вторично пошёл на них и покорил.
Частые нападения печенегов на окраинные русские области побудили Владимира озаботиться укреплением южной и восточной границ русского государства. "Худо, что мало городов около Киева", - говорил князь и повелел строить города по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. В устроенных городках поселил он "лучших мужей" из новгородских славян, чуди, кривичей и вятичей(5). Этой мерой наиболее опасные и влиятельные лица среди вятичей были удалены из среды своего племени. Ослабленные таким выселением, вятичи после этого остаются покорными киевским князьям во всё время правления Ярослава и его сыновей.
После смерти Ярослава его сыновья поделили между собой русские земли, в результате чего земля вятичей была присоединена к Черниговскому уделу. С этого времени она не перестаёт быть частью Черниговского княжества.
Окончательное покорение лесного племени относится ко времени правления Владимира Мономаха. Он владел Черниговским княжеством с 1078 по 1094 г., а первый поход в землю вятичей предшествует даже самому его княжению. "Первое к Ростову идох, сквозь вятичи, послал мя отец", - рассказывает он в "Поучении детям"(6). Владимир Мономах ставит себе это в особую заслугу. Очевидно, поход через землю вятичей был сопряжён с большими затруднениями и опасностями. Между тем, здесь и пролегал кратчайший водный путь из Чернигова в Ростов, а Ростов также был волостью Мономаха, которому хотелось обеспечить себе беспрепятственное движение по этому пути. В первые же годы своего княжения в Чернигове он предпринял в землю вятичей два зимних похода: "В вятичи ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходих первую зиму"(7), - говорит Владимир Мономах. Ходота был одним из племенных князей-старейшин, которые правили до утверждения в стране власти Рюриковичей. Вятичи упорно боролись с Мономахом. Борьба окончилась победой киевского князя, и с этого времени вятичи уже не делали попыток возвратить себе самостоятельность.
Религия и культура вятичей
В области религии и культуры вятичи мало чем отличались от остальных славянских племён: основы языческого восприятия мира, обряды и традиции для всех славян были одинаковыми. Однако, удалённость вятичей от Полянского Киева, а также обособленность этого племени от своих сородичей не могли не отразиться в религиозно-нравственной сфере жизни. Языческая вера в земле поокских славян сохранялась достаточно долго, а христианство приживалось необычайно тяжело. Феномен двоеверия, выразившийся в одновременном существовании христианской веры и языческой обрядности, приобрёл у вятичей особенную остроту и актуальность. Также не стоит забывать, что теснимые славянами племена балтов и угро-финнов рано подчинились их культурному влиянию и ассимилировались с ними, внеся в быт и поверья вятичей многие черты своего быта и своих религиозных верований. Языческие обряды и суеверия славян нашего края несут на себе несомненные следы финского влияния. Особенно характерно это выразилось в почитании камней.
В Тульской и Калужской областях ещё сохранились огромные камни, носящие названия животных: "Конь-камень", "Свинья-камень", "Баран-камень", а также "Баш" и "Башиха". Предания местных жителей окружают их легендами и сохраняют воспоминания о том, что некогда на этих камнях приносились жертвы. Ещё в начале ХХ века в селе Башеве Одоевского уезда крестьяне приносили в жертву своим священным камням деньги, шерсть, пищу и одежду. Земля, взятая из-под этих камней, считалась предохранительным средством от падёжей скота и от порчи колдунов, а осколки их - верным средством от зубной боли(8). "Конь-камень" сохранился и близ села Спас-Конино Алексинского района. По одной из версий, именно этот камень и дал название селу(9). Практическое назначение памятников было не только культовым, поскольку изучение их показало, что каменные комплексы "коней" ориентированы по сторонам света. Возможно, они служили обсерваторией нашим далёким предкам(10). Помимо каменных комплексов до нашего времени сохранились и антропоморфные (человекоподобные) каменные изваяния, являвшиеся в языческие времена идолами. Одним из наиболее характерных примеров таких памятников в земле вятичей является Козельский крест: небольшая (чуть более метра высотой) фигура, грубо вырубленная из тёмно-серого песчаника. По преданию, этот крест был вытесан из изваяния древней богини плодородия(11).
В славянских землях было широко распространено поклонение деревьям. Несомненно, поклонялись им и вятичи. По всему пространству, некогда составлявшему владения этого племени, рассеяно много старых деревьев, которые окрестные жители даже в начале ХХ века почитали священными и чествовали разными приношениями в виде металлических подвесок, лент, тесёмок и т.д. Если при деревьях имелась ключевая вода, то устраивали для неё резервуар (сруб или деревянную кадку). В такой колодец опускали монеты и другие приношения(12). Упорная, долгая борьба церкви с языческим почитанием деревьев не прошла бесследно и, хотя не искоренила поклонение совершенно, но придала ему другую форму. С водворением в стране христианства создался целый цикл легенд о чудесном появлении на том или ином дереве, чаще всего на дубе или липе, святых икон.
Вятичи, как и другие славянские племена, усердно поклонялись источникам и рекам. Особенно почитались славянами-язычниками родники, посвящённые богу-громовнику Перуну. Сказания утверждают, что эти источники явились из земных недр после удара молнии, почему они и называются "громовыми", "гремячими" и "святыми".
Наиболее почитаемым богом вятичей был Ярила - бог весеннего света и тепла, бог любовной страсти и плодородия. В его лице славяне поклонялись производительной энергии природы. Обряды, сопровождавшие празднества в честь Ярилы, отличались крайне вольным характером. Надо думать, что именно к этому времени были приурочены языческие браки (умычка жён), вызвавшие такой суровый отзыв летописца Нестора: "Схожахуся на игрища, и ту умыкаху жены себе, с нею же кто совещашеся, имяху же по две и по три жены"(13). Разгульные празднества в честь бога Ярилы долгое время совершались на Руси даже после утверждения в стране христианства.
Животворящую весну со всеми её радостями и наслаждениями древние славяне представляли в образе прекрасной Лады - богини весеннего тепла, юности, красоты и плодородия, богини любви и браков. Лада побеждает и прогоняет суровую зиму - богиню Морану, и "отмыкает" землю для посевов. В весеннюю пору она вступает в брачный союз с богом громовником и шлёт на землю благодатное семя дождей, оживляя всю природу. Обряды, которыми в Тульской и Калужской областях до сих пор встречают наступление весны (праздники Масленицы, Красной Горки, традиция выпекания жаворонков и др.), свидетельствуют, что вятичи так же усердно поклонялись богине Ладе, как и другие славянские племена.
Верили вятичи также в леших, водяных, русалок. С верой в домового (покровителя дома) и чура (покровителя рода) связаны и заупокойные обряды славян. Подобно тому, как умерший домовладыка, не оставляя своего прежнего жилища, домашнего очага и своей семьи, воплощался в домового, так же и умерший владыка рода принимал образ чура, и после смерти продолжал пребывать на земле своих родичей, оберегая её. При таком представлении о посмертных заботах своих предков славянин-язычник естественно должен был прийти к заключению, что самое подходящее место для погребения усопших - это граница владений рода, межа, на которой пересекаются пути, ведущие во владения соседних родов. И действительно, пока продолжал господствовать родовой быт, именно эти места и служили славянам кладбищами. Об этом свидетельствует русский летописец, указывающий, что северные русские племена хоронили своих покойников "при путех" - на перекрёстках дорог(14). О похоронных обрядах северян, радимичей и вятичей Нестор рассказывает следующее: "Если кто умрёт, творили тризну над ними и после этого делали большую кладку, клали на неё мертвеца и сжигали, а затем, собрав кости, вкладывали в малый сосуд и ставили (его) на путях, как делают вятичи и поныне"(15). Это свидетельство русского летописца согласуется с описанием погребальных обрядов задунайских и русских славян в сказаниях арабского писателя Ибн-Доста. По его словам, когда у них кто-нибудь умирает, труп его сжигают, а пепел собирают и кладут в урну, которую ставят на холме(16). В пределах России такие погребальные глиняные сосуды впервые были найдены поставленными наверху насыпи к курганам близ местечка Седнева Черниговской губернии(17).
С принятием христианства язычество пало, но первобытное миросозерцание, выражавшееся в почитании природы, удержалось в народе: прежние понятия изменили свою форму, приняв христианский облик, но по существу оставаясь языческими. Заговоры слились с христианскими молитвами, и рядом с воззваниями к силам природы народ призывал ангелов, апостолов и Пречистую Деву. Языческие празднества были приурочены к христианскому календарю. Предания и мифы о древних богах люди перенесли на Спасителя, Богородицу и святых: Перун уступил своё место Илье-пророку, который до сих пор удерживает за собой атрибуты языческого бога-громовника; бога скота Волоса (Велеса) заменили св.Власий и св.Георгий; богиню весны Ладу заменили Дева Мария и мученица Параскева. Так возник на Руси феномен двоеверия, особенно чётко проявивший себя в землях, ранее населённых вятичами.
История принятия христианства вятичами
В нашем крае проповедь христианства была встречена враждебно. Насколько упорно боролись вятичи за свою независимость, настолько же упорно отстаивали они свою языческую веру. Мученическая смерть просветителей этой земли преподобного Кукши и его ученика Никона лучше всего свидетельствует о том упорном сопротивлении, какое встретила здесь новая вера со стороны язычества.
В I пол. XII в. монах Киево-Печерского монастыря преподобный Кукша прибыл в землю вятичей проповедовать христианское учение. Есть основание предполагать, что Кукша отправился туда по приглашению епископа черниговского Феоктиста. Как свидетельствует Симеон Владимирский, проповедь преподобного Кукши сопровождалась великими чудесами. Он свёл с неба дождь, высушил озеро, изгонял бесов и явил много других чудес. Несомненно, тогда же многие из вятичей уверовали и приняли христианское крещение. Обеспокоенные успехом проповеди защитники язычества напали на заре на преподобного Кукшу, подвергли его и ученика его Никона жестоким мучениям и предали их обоих лютой смерти. Память об этом событии живёт и поныне в пределах Калужской епархии, и народное предание даже указывает место, где был убит преподобный Кукша - это берег реки Серены, возле Серенска, села Мещовского уезда, где некогда простирался дремучий Серенский лес(18).
После смерти преподобного Кукши христианство в стране вятичей хотя и медленно, но продолжало распространяться среди населения. На месте, где некогда были языческие святилища, возникали первые христианские храмы. Однако, как показало время, полностью искоренить из народной памяти древнейшую веру славян оказалось невозможно.
_____________________________
Итак, коротко рассмотрев историю вятичей на территории нашего края, можно сказать, что в своём развитии это племя проходило те же ступени, что и другие славянские племена, имея, тем не менее, яркие индивидуальные черты и отличаясь свободолюбивым и независимым характером. Культурный пласт наших далёких предков, несомненно, не был забыт последующими поколениями и наложил свой отпечаток на духовную жизнь современного населения Тульского края.
_____________________________
Примечания:
1. Отрывок из "Повести временных лет" цит. по книге: Чуднов Г.М. История Тульского края. - Тула: Пересвет, 2000 г.
2. Полное собрание Русских Летописей (ПСРЛ), т. 1 - изложено по книге: Калужская старина - т. 3 - Калуга, 1903 г.
3. Там же.
4. Соловьёв С. История России - т. 1 - изложено по книге: Калужская старина - т. 3 - Калуга, 1903 г.
5. ПСРЛ, т. 1 - изложено по книге: Калужская старина - т. 3 - Калуга, 1903 г.
6. "Поучение" Владимира Мономаха цит. по книге: там же.
7. Там же.
8. Калужская старина - т. 3 - Калуга, 1903 г.
9. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. - 1895 г. - изложено по книге: Пономарёва В.М. Алексин. - Тула: Пересвет, 1998 г.
10. Левин А.А. "Конь-камень" / Памятники Отечества, 1984 г.
11. Перепелицын А. Крест или человек? / Приокская газета, 1997 г., ? 3.
12. Калужская старина - т. 3 - Калуга, 1903 г.
13. Отрывок из "Повести временных лет" цит. по книге: там же.
14. Изложено по книге: там же.
15. Отрывок из "Повести временных лет" цит. по книге: Чуднов Г.М. История Тульского края. - Тула: Пересвет, 2000 г.
16. Изложено по книге: Калужская старина - т. 3 - Калуга, 1903 г.
6. Чуднов Г.М. История Тульского края. - Тула: Пересвет, 2000.
_____________________________
Печатные публикации настоящей работы:
1) Газета "Алексинская городская" от 14 января 2004 г. (отрывок "История присоединения земли вятичей к Киевской Руси").
2) Приокские зори: литературно-художественный и публицистический журнал. No 4 (2009). - Тула: издательский центр ТулГУ, 2009 (полная версия без примечаний и списка литературы).