Гайдукова Людмила Александровна : другие произведения.

Анализ археологического источника на "дёрганую" тесьму...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Людмила Гайдукова (Garet Olvies)
  Денис Тарасов (NetHermit)
  ТГ "Стружок"
  

Анализ археологического источника на "дёрганую" тесьму при использовании в паспорте костюма на комплекс одежды славянских и финно-угорских племён периода X-XIII в.в.

  Чтобы ответить на вопрос о целесообразности использования "дёрганой" тесьмы в реконструкции одежды славянских и финно-угорских племён периода X-XIII в.в., давайте подробно рассмотрим и произведём сравнительный анализ одного из образцов, найденных при раскопках кургана близ с.Сумино Ленинградской обл. и описанных в статье: Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 33, - М., 1939.
  
  Вот общее фото образцов из кургана:
  
   []
  
  Далее читаем:
  
  "1...Особый раздел домашнего крестьянского производства составляло плетение и тканьё всевозможных шерстяных тесем, шедших на пояса и на украшение одежды (рис. 12, 13, 14). Пояса - необходимая принадлежность как мужской, так и женской одежды восточных славян, и изготовление их было широко распространено. Этим, вероятно, можно объяснить сравнительно частые находки фрагментов шерстяной тесьмы в курганах 1.
  Способы плетения и тканья поясов были разнообразны и в течение столетий сохранились в крестьянском домашнем производстве...
  
  2...Исследованные нами образцы тесьмы из финских могильников и из курганов Ленинградской и Костромской областей (где русское и финское население тесно соприкасалось и взаимно влияло друг на друга) представлены главным образом техникой тканья на дощечках. В большинстве случаев это безузорная тесьма, но часто со следами окраски (рис. 12-1,2,3)..."
  
  В приведённом отрывке бросается в глаза следующее: автор рассматривает найденные образцы тесьмы как отдельно взятый комплекс предметов, только называя технологии изготовления (плетение и тканьё), но не выделяя, который из образцов был создан способом плетения, а который - тканья. В данной статье нас особенно заинтересовал фрагмент тесьмы, представленный на фотографии под N 3. Действительно ли он изготовлен способом тканья на дощечках, как обобщённо отмечает М.Н.Левинсон-Нечаева?
  
  Давайте внимательнее рассмотрим этот образец, найденный при раскопках кургана близ с.Сумино Ленинградской обл., и его прорисовку:
  
   []
  
  Рис. 1) - Фото тесьмы из статьи: Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 33, - М., 1939. - С. 33. рис. 12-3 (находка из кургана близ с.Сумино Ленинградской обл.)
  
  Рис. 2) - Прорисовка тесьмы из книги: Мария Семёнова. Мы - славяне! - СПб: "Азбука-классика", 2005. - С. 307-308.
  
  Рис. 3) - Современная реконструкция тесьмы в технике "дёрганье" (fingerloop). Взято с сайта: http://www.cs.vassar.edu/~capriest/fingerloop.html
  
  При внимательном рассмотрении мы обратили внимание на следующие моменты.
  
  Пересечение нитей идёт под углом примерно 45º, что характерно скорее для плетёной, чем для тканой тесьмы. Как бы ни был сложен тканый орнамент, выполненный на дощечках, нити основы и утка там пересекаются под углом 90º. В нашем случае хорошо видно отсутствие такого пересечения нитей и наличие характерной для плетения "ёлочки".
  
  Второй момент - сильная разлохмаченность кромки. Плетёная тесьма, в отличие от тканой, имеет более рыхлую кромку, которая в погребении разрушится гораздо быстрее плотного центра тесьмы. В тканых образцах кромка сохраняется лучше, это видно на фото тесьмы из того же кургана:
  
   []
  
  Фото из статьи: Левинсон-Нечаева М.Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Труды ГИМ, 33, - М., 1939. - С. 33. рис. 12-1,2
  
  Таким образом, приходим к выводу, что образец N 3 выполнен в технике плетения, а не тканья. Для того чтобы узнать, что это за техника, обратимся к опыту мастеров. На сайте http://www.cs.vassar.edu/~capriest/fingerloop.html представлены образцы плетёной тесьмы, выполненные в технике "дёрганья" (fingerloop). Один из образцов семиниточного плетения почти полностью идентичен нашему исследуемому фрагменту. Техника "дёрганья" имеет множество вариантов переплетения нитей, но основной особенностью такой тесьмы является её неравномерность: более рыхлая от начала и более плотная к концу. На фото образца, взятом с сайта, эта особенность ясно прослеживается: тесьма развёрнута началом в левую сторону. Теперь рассмотрим фрагмент тесьмы из кургана. На прорисовке этого не заметно, но на фото видим, что правый край имеет более рыхлое переплетение нитей, а на левом лучше сохранилась кромка, следовательно, переплетение здесь было более плотным.
  
  Опираясь на результаты приведённого выше сравнительного анализа, мы считаем, что рассмотренный фрагмент тесьмы, найденный в погребении близ с.Сумино Ленинградской обл. выполнен в технике плетения, получившей название "дёрганье" (fingerloop).
  
  Наличие же сохранившегося археологического источника делает целесообразным использование "дёрганой" тесьмы при реконструкции костюма славянских и финно-угорских племён периода X-XIII в.в., позволяя указывать в паспорте костюма приведённую выше фотографию со ссылкой на статью М.Н.Левинсон-Нечаевой.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"