Аннотация: Небольшое пособие для тех, кто делает первые шаги в освоении этого старинного вида рукоделья
Изготовление тесьмы в технике "дёрганье"
Мастер-класс разработан Гайдуковой Л.А. (Garet Olvies), г.Алексин
Прежде чем освоить настоящее ткачество, человечество, по-видимому, в совершенстве освоило разного рода плетение. Девочки младших классов школ до сих пор развлекаются на переменах игрой "в ниточки". Нельзя исключать, что в этой игре сохранился отголосок старинного способа плетения, или "дёрганья" тесьмы.
Техника "дёрганья" - очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры, жившие на территории нашего края, плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на "гашники" (завязки для штанов), на "оборы". Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов.
Учёные-этнографы отмечают, что подобный способ плетения был широко распространён в древности, поскольку им пользовались не только представители славянского народа (этноса), но также финского. Это подтверждают данные археологии: при раскопках находили фрагменты таких шнурков и тесёмок.
Тесьма и шнуры, изготовленные в технике "дёрганья" (fingerloop), были довольно широко распространены в Европе в средневековый период, - например, в Лондоне при раскопках найдено 24 образца (культурные слои с конца 12-го до начала 15-го веков). Тесьма использовалась для отделки края плетёных сеточек для волос, в качестве затягивающего шнура для кошелька, а также, для застёгивания и шнурования одежды.
Этот древний вид плетения со временем не был забыт, он благополучно дожил до наших дней: до самого начала XX века в русских деревнях таким способом изготавливали тесьму и пояса. Сейчас в некоторых воспитательных и образовательных центрах (в Москве и других городах) в рамках программы возрождения ремёсел проводятся занятия по изготовлению поясов из "дёрганой" тесьмы. В России и за рубежом организуются специализированные мастер-классы, причём в европейских странах это очень популярный вид рукоделья. Освоить технику "дерганье" несложно. Кстати, она хорошо развивает гибкость и подвижность пальцев.
Существует множество способов изготовления "дёрганой" тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей. Сегодня мы с вами научимся плести тесьму так, как это делали дамы в средневековой Англии. Освоив этот несложный способ, вы при желании сможете научиться всем остальным.
Техника
Первый этап изготовления шнура - формирование петель одинаковой длины. Для изготовления однотонного шнура лучше всего использовать неразрезанную нить, натягивая ее между двумя штырьками (закрепленными палками, колышками и т.п.), до получения нужного числа петель. Разноцветные шнуры требуют достаточного количества нити каждого цвета для получения нужного общего числа петель.
Для облегчения плетения очень важно, чтобы все петли были равной длины, поэтому неплохо при сновании нити удерживать получаемые петли с одного конца рукой, слегка натягивая, чтобы петли лучше выравнивались по длине. На другом конце пучка петель все нити можно завязать простым узлом "через руку", оставив на этом конце небольшую петельку для закрепления, например, на палке, колышке, или на большом пальце ноги.
Прочно закрепив эту небольшую петельку на каком-нибудь предмете, затем все длинные нитяные петли разместите на пальцах обеих рук, начиная с указательных, каждую петлю помещая на отдельный палец.
Для основной схемы с использованием семи петель, в данном случае четыре петли будут размещены на одной руке и три - на другой.
Во время плетения петли должны быть слегка натянуты. Следующие иллюстрации демонстрируют процесс, для примера правая рука изначально удерживает три петли:
Сперва петли "переводят" вниз по пальцам руки, используя ловкость пальцев, начиная с самой нижней петли. В данном случае, петля с безымянного пальца переносится на мизинец, затем петля со среднего пальца переносится на безымянный палец. Наконец, верхняя петля подцепляется средним пальцем, так что она обхватывает одновременно указательный и средний пальцы. Это должно выглядеть так:
Руки сводятся вместе, и указательный палец правой руки вводится в нижнюю петлю на другой руке (которая с четырьмя петлями):
Это важный момент для начинающих. Действуя осторожно, указательный палец подцепляет самую нижнюю петлю на другой руке и, придерживая ее большим пальцем, снимает эту петлю с другой руки и протягивает ее сквозь большую петлю на "рабочей" руке, создавая "переплетение".
Вот!
Общий результат - перенос одной петли с одной руки на другую.
После этой стадии руки широко разводятся, чтобы "переплетение" передвинулось на дальний конец шнура. Это также помогает уплотнить предыдущие "переплетения".
Это завершает половину цикла. Число петель на каждой руке переменилось, и теперь на левой руке три петли, а на правой - четыре. Теперь процесс следует повторить в зеркальном отображении, "переведя" вниз петли на левой руке, подцепив нижнюю петлю с правой руки, и уплотнив шнур разведением рук в стороны.
Шнур можно продолжать до тех пор, пока не будет достигнута желаемая длина, либо пока петли не станут слишком короткими для работы.
Шнуры из чётного количества петель плести не труднее, однако важно запоминать, какая рука идет следующей, поскольку наглядное правило "перенести петлю на руку, на которой петель меньше" возникает только при работе с нечётным числом петель.
Практическое значение
В современной жизни "дёрганым" шнурам и тесёмкам можно найти применение не только в рамках реконструкции исторического костюма. Шнуры, сплетённые из прочных и ярких синтетических нитей можно использовать в качестве шнурков для летней обуви и одежды. Разноцветная шерстяная тесьма хорошо подходит для отделки одежды из плотных натуральных тканей: шерсти, джинса, а также замши. Можно сделать эксклюзивный чехол для мобильного телефона и фотоаппарата, или же наплести фенечек. Смело фантазируйте, и вы найдёте много интересных, оригинальных решений для применения продуктов этого старинного вида рукоделья!
При подготовке мастер-класса использованы материалы:
"Textiles and Clothing : Medieval Finds from Excavations in London, c.1150-c.1450" by Elisabeth Crowfoot, Frances Pritchard, Kay Staniland - 1992, 2001 Museum of London; переводчик: Часовитина Ольга Владимировна (Руся), - 2006 http://www.13c.ru/texts/FingerloopBraids.pdf
Мария Семёнова. Мы - славяне! - СПб: "Азбука-классика", 2005. - С. 307-308.