Аннотация: Работа институтского периода, без ссылок на источники
Зодчество и скульптура как неотъемлемые части заупокойного культа в Древнем Египте
Со времени родового строя в Древнем Египте культ предков и связанный с ним заупокойный культ способствовали идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. В период Древнего Царства прежние, архаичные верования приняли форму поклонения богам. Бог воды и растительности Осирис превратился в центральную фигуру заупокойного культа. Чувствуя свою зависимость от природы, египтянин считал, что его земная и загробная жизнь зависит от Осириса: ведь в нём как бы воплощались скрытые, вечные силы природы. Поэтому воскресение Осириса считалось залогом воскресения человека к новой загробной жизни.
Стремление сохранить умершему вечную жизнь, прежде всего, нашло отражение в погребении тела. Когда начало складываться древнейшее рабовладельческое государство, заупокойный культ был призван укреплять мысль о неизменности и вечности утверждающегося порядка. Право на вечную жизнь теперь покупалось ценой огромных пожертвований храмам и средствами на постройку собственной гробницы. В захоронениях на протяжении всей истории Древнего Египта ясно прослеживается желание людей обеспечить себя после смерти всем, чем они владели при жизни. Отсюда - богатейшие гробницы царей и их вельмож, в которых современные археологи нашли множество предметов, характеризующих египетскую культуру.
Статуи, рельефы, росписи стен пирамид - всё это носило сугубо культовый характер и имело символическое значение. Чтобы предоставить богам доказательства своих земных дел, фараоны украшали стены пирамид надписями и рисунками, подробно описывающими битвы, содержащими названия завоёванных земель и даже число пленных и поголовье скота. В бесчисленных статуэтках рабов и слуг отражалось стремление царя или аристократа пользоваться после смерти трудом тех, кто служил им при жизни. В гробницах также найдены записи и рисунки, описывающие количество подвластных земель и содержащие перечисление богатств погребённого. Но заупокойный культ, получивший в Египте широкое распространение, должен был ещё и укреплять в народе веру в то, что особые обряды погребения дают возможность знатным людям сохранить в загробном мире изображённое на стенах их гробниц имущество, а также те привилегии, которыми они владели при жизни. Тем самым система верований помогала идеологическому укреплению всего рабовладельческого строя в целом.
Почти вся культура Древнего Египта похоронена в пирамидах, являющихся ценнейшими памятниками архитектуры, грандиозными образцами искусства того времени. Именно великолепные постройки "домов вечности" выражают основные тенденции, характерные для всего древнеегипетского зодчества - монументальность и конструктивизм.
Форма пирамиды была найдена не сразу. В додинастический период над усыпальницами вождей возводились наклонные насыпи, укреплённые кирпичом или камнем (так называемые "мастаба"). Фараон Джосер (ХХVIII в. до н.э.) пожелал, чтобы его усыпальница возвышалась к небу ступень за ступенью. Это сооружение должно было символизировать превосходство царя над всей племенной знатью. Известно имя создателя этой первой, 60-метровой пирамиды - Имхотеп. Потомки Джосера строили свои гробницы в форме правильной четырёхгранной пирамиды, каждое ребро которой было обращено к одной из сторон света. Самыми высокими считаются пирамиды Хуфу, Хафра и Менкаура. Высота пирамиды Хуфу около 147 м. Эти "дома вечности" сложены из каменных глыб весом 2,5 - 3 тонны и облицованы отполированными известняковыми плитами. В пирамидах нашёл своё законченное воплощение великий замысел фараонов: победить смерть, сравнявшись с богами в своём могуществе, и внушить таинственный ужас народу, укрепив, таким образом, свою земную власть.
Рядом с пирамидами обычно строились "заупокойные" храмы царей, гробницы их приближённых. Египетский храм не был вполне законченным целым, и без нарушения гармонии мог по желанию быть увеличен пристройками. Он представлял собой стройное чередование колонн с капителями в виде цветка лотоса или папируса и разворачивался в пространство ровно по горизонтали. Эта горизонталь без ясно обозначенного начала и конца создавала впечатление вечности, простирающейся над миром.
Яркой характеристикой заупокойного культа египтян является скульптура. Древние художники думали, что душа умершего может вселиться обратно в тело, если оно сохранится или будет воспроизведено полностью. А потому в скульптурном изображении царей они действовали в соответствии с древним каноном неподвижности образа. Статичный образ олицетворял собой незыблемость и божественную силу. Отсюда - неизменная поза торжественного величия, которую придавали всем фараонам и их вельможам скульпторы, и которая достигалась применением фронтального изображения тела, то есть размещением всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращённой к зрителю. При этом применялась условная раскраска статуй: тело мужчины красно-коричневое, тело женщины жёлто-розовое, волосы чёрные, одежда белая. Примерами подобных произведений искусства являются статуи Хафра, вельмож Рахотепа и Нофрет и др.
Но, несмотря на строгую типичность изображения, художникам удавалось в какой-то степени передать внутренний мир этих людей. А в статуях и статуэтках, изображающих простых смертных, чаще всего слуг и рабов, даже появляются довольно определённые тенденции к реализму. Постепенно скульпторы и живописцы освобождались от старых правил и образцов условной стилизации, стремясь передать тело и лицо человека таким, каким они его видели в действительности. Примерами могут служить статуи Каапера ("сельского старосты") и знаменитого луврского писца.
Рельеф - довольно значительная часть египетского искусства. Долгое время рельеф и живопись носили сугубо культовый характер, и только в эпоху Нового Царства ярко выразилось их светское назначение. Так же, как и в скульптуре, в изображении на плоскости существовали свои законы, важнейшим из которых был закон целостности человеческой фигуры. Для этого художник изображал фигуру, используя свои знания о ней, но отнюдь не видимый с определённой позиции ракурс. Задача мастера - добиться наибольшей внушительности и полноты образа в согласии с общей направленностью композиции на плоскости. Чтобы не нарушать этой направленности, которая определялась повествовательной лентой чередующихся изображений, лица и ноги главных персонажей показаны в профиль, а верхняя часть туловища развёрнута в фас с полным выявлением обоих плеч и рук. Наиболее характерным представителем египетского рельефа является плита фараона Нармера, относящаяся к периоду Древнего Царства.
Искусство Древнего Египта достигло своего расцвета в амарнскую эпоху, во время правления Эхнатона. Тогда была предпринята смелая попытка сразу изменить всю тысячелетнюю культуру, всю древнюю религию, все вековые традиции. Возникло и своеобразное искусство, выросшее на почве соединения канонического натурализма с новой, более острой выразительностью. Разрыв с древней религиозной традицией знаменует в искусстве отход от застывшей идеализации царского образа, обновление не столько канонов и стиля, сколько самого внутреннего содержания художественных произведений. Отличительные черты амарнского искусства - большая подвижность фигур, подчёркнутая правдивость изображения, внесение в индивидуальные и групповые изображения вместе с неведомым дотоле динамизмом таких мотивов как лирика, задушевность, даже интимность, при возросшем стремлении к изысканности, изяществу. Яркими примерами, иллюстрирующими амарнский период, могут служить бюсты Эхнатона и его жены Нефертити, раскрашенные рельефы и росписи, изображающие маленьких дочерей Эхнатона, молодого фараона Тутанхамона с его женой в саду и др. Несмотря на кратковременность реформ Эхнатона, этот период наложил большой отпечаток на египетское искусство последующих времён.
Однако какими бы событиями не была наполнена история Древнего Египта, искусство жителей долины Нила сохранило свой стиль на века. И теперь мы безошибочно можем определить египетскую скульптуру, рельеф, фреску среди многих мировых шедевров разных времён и народов. Из тысячелетия в тысячелетие - тот же политический и общественный строй в государстве, та же религия и то же искусство. Пожалуй, не найдётся в истории другого такого примера.