Аннотация: Как из ниоткуда в театре появилась новая артистка. Выскочка! Актриса, блин!!! Хотя, если честно, талантливая... Перетянула на себя все одеяла и вскоре неожиданно исчезла...
АКТРИСА, БЛИН!
ПОВЕСТЬ
(13 апреля 2024 года)
-1-
Директор театра Александр Петрович торопливо шёл по длинному коридору областного управления культуры. "За что меня вызывают на ковёр?" - перебирал он в голове - "Работаем, как всегда. Спектакли без аншлагов, но и зал не полупустой..."
- У себя? - Спросил он у секретарши. - Как настроение?
- Уже ждёт, заходите. Вроде, нормально. - Ирочка, которой уже было под пятьдесят, на минутку оторвалась от компьютера и привычно-вежливо улыбнулась.
Александр Петрович изобразил на лице жизнерадостную уверенность, открыл дверь и вошёл в кабинет.
- Здравствуйте, Семён Аркадьевич! Я как раз вчера подумал, а не заглянуть ли мне в управление? Вы как будто мои мысли прочитали! - Он уверенно прошёл к столу, подвинул кресло и сел напротив начальника. - Как настроение?
- У вас, я вижу, замечательное. - Сдвинув брови к переносице и демонстрируя озабоченность, ответил Семён Аркадьевич. - А вот у меня не очень.
- А что так?
- Да вот, ваши показатели не радуют. Вы такое слово, как "аншлаг", когда-нибудь слышали?
- Ну да, аншлагов у нас давно не было, но ведь и зал пустым никогда не бывает! - Сразу же двинулся в наступление Александр Петрович. - Распространяем билеты по организациям - там их оплачивают профсоюзы, выручают работники библиотек и филармонии, студенты муз-училища, да и школы часто идут навстречу...
- А вы слышали, что в сфере культуры намечаются сокращения? Вот, что вы можете предложить, чтобы у нас не возникло желания начать с театра?
- Ну... Сейчас у нас начинается весенний сезон... Мы подготовили два новых спектакля, репетируем прошлогодний
материал... Все работают, все профессионалы!
- Профессионалы... Напомните-ка мне фамилию хоть одной вашей звезды?
- Ну... Например, Пенчина! Очень хорошая актриса! А Телятников?! Он почти всё может сыграть!
- Вы, вообще, слово "звезда" понимаете? "Звезда" - это личность, на которую идут! В каком бы спектакле эта личность ни играла, какая бы роль ей ни досталась, зрители массово валят именно на неё! - Семён Аркадьевич аж привстал с кресла и навис над Александром Петровичем. - Такая звезда у вас есть?
- Честно сказать?... Такой звезды у нас нет. - Вздохнул директор театра и обречённо повесил голову. - Да и где ж её взять, мы же не столица! Провинция-с! - Театрально развёл он руками. - Между прочим, и в столичных театрах не каждый день аншлаги!
- Так что, вы предлагаете: нам оставить только столичные театры? А все остальные упразднить?
- Я ничего такого не предлагал! Нельзя лишать провинциальный народ искусства! Не у всех же есть возможность мотаться на спектакли в столицу! Театр нужен всем!
- Вот и докажите, что он нужен! Придумайте что-нибудь такое, чтобы к вам повалил народ! Откопайте где-нибудь звезду! Да хоть сами слепите её из чего-нибудь!
- Да где я...
- Всё! У меня больше нет времени на разговоры, пора бежать на совещание! - Поднялся из-за стола Семён Аркадьевич, явно показывая, что разговор окончен. - Если до начала осеннего сезона у вас в театре ничего не изменится, нам придётся ставить вопрос о замене директора театра. Для начала... А там и сокращения... - Почти выталкивая Александра Петровича за дверь, закончил "ковёр" начальник.
- Ирочка, вызовите ко мне на четыре директора филармонии!
-2-
Александр Петрович медленно брёл по длинному коридору. "Звезду ему подавай!" - сердито думал он - "Вынь да положь!... И до пенсии всего-то ничего, лет..." - он посчитал по пальцам - "...восемь. Не дадут спокойно доработать!" - тут у него в животе что-то громко заурчало - "Ещё и обед пропустил!"
Мимо бодро процокали каблучки, пахнуло сиренью, женская тень, пройдя мимо, завернула за угол, а в руке Александра Петровича оказался кусочек глянцевого картона. "Странная визитка..." - Остановившись, посмотрел на него директор. Он заглянул за угол. В этом месте коридор проходил мимо небольшого холла, уставленного креслами и кадками с пальмами, монстерами и юкками. Людей в холле не было. Правда, из него в какие-то кабинеты вели две двери... Александр Петрович подошёл ближе к свету, чтобы рассмотреть визитку. На тёмно-бордовом фоне золотыми буквами было написано:
П Р И Г Л А Ш А Ю !
О Б Е Д В К А Ф Е "О Л И М П"
С Т О Л И К З А К А З А Н
"Ни имени, ни фамилии, ни телефона...Может, это и не мне вовсе предназначалось..." - Директор перевернул визитку, на белом обороте обычной ручкой было написано:
Прямо сейчас!
Не упустите удачу!
"Ну, и где этот "Олимп" находится?" - Вертел головой по сторонам Александр Петрович, идя в сторону остановки. В этом районе он никогда кафе не посещал. Обычно все сотрудники театра обедали в "Театральном", прямо напротив театра. Кормили там не плохо и не слишком дорого.
"Олимп" оказался через дорогу прямо напротив Управления. "Ну, что ж, время обеденное, можно и зайти..." - Александр Петрович вошёл в кафе и остановился,
нерешительно перебирая в руке визитку.
- У вас заказано?! - Подскочил к нему официант, выхватил из его рук карточку и повёл к столику у противоположной стены. - Вам сюда! Куртку можете повесить здесь! Я буквально через минутку!
Не успел Александр Петрович повесить куртку на вешалку, стоящую возле столика, и усесться, как официант начал расставлять салаты и вино.
- Горячее принесу, когда придёт ваша спутница!
- Но... Я же ничего не заказывал! - Увидев в салате королевские креветки, забеспокоился директор театра.
- За всё уже заплачено! - Ласково пропел официант и испарился.
Александр Петрович расслабился, откинулся в удобном кресле и осмотрел "декорации". Прямо перед ним располагался золотисто-зеркально-стеклянный вход в кафе. Слева был устроен небольшой гардероб, хотя возле каждого столика имелась стоячая вешалка на четыре крючка. За гардеробом виднелась дверь в санузел, а направо - дверь в кухню, из которой время от времени появлялись официанты с подносами. По правую и по левую руку от столика директора находилось по два ряда столиков, а к его столу вёл прямой проход от входа.
И вот в этих "декорациях" неожиданно распахнулись двери, и перед ними возникла дама в длинном фиолетовом плаще и в широкополой шляпе с фетровыми цветами, сдвинутой немного набок. Дама застыла у входа, опёршись на зонтик-трость. Краем глаза или подсознания Александр Петрович заметил, как все "зрители" (то есть посетители кафе) повернулись к ней и застыли в некотором оцепенении. "Почему в кафе все столики заняты?" - где-то за гранью сознания проползла фоновая мыслишка - "Почему аншлаг? Ах, да, обед..."
Дама щёлкнула пальцами свободной руки, к ней подско-
чил официант, принял от неё плащ с зонтиком и исчез за вешалкой гардероба. Оставшаяся в длинном сиреневом платье и фиолетовой шляпе дама поплыла по свободному проходу к столику Александра Петровича. Все головы "зрителей", как подсолнухи за солнцем, медленно поворачивались за ней. "Прекрасный выход!" - отметил профессионал в голове у директора театра, в то время, как сам он вскочил, поцеловал протянутую ему руку, отодвинул кресло и помог даме сесть.
- Лариса Викторовна. - Представилась дама, забирая руку, и вешая на вешалку маленькую сиреневую сумочку, которую раньше не было видно на фоне складок платья.
- Очень приятно, Александр Петрович! - Директор театра сам удивился, как легко проснулся в нём давно забытый артист, сумевший вовремя включить импровизацию и не начавший заикаться от восхищения, волнами расходившегося от дамы по всему пространству кафе.
Дама подняла бокал с розовым вином:
- За знакомство?
- За знакомство! - Схватился за свой бокал Александр Петрович.
Салат плыл в сиреневом тумане, запах креветок перекрывал аромат сирени, а всё вокруг казалось нереальным. За время сиреневого журчания ничего не значащей беседы с салатами было покончено, и официант принёс отбивные.
- А теперь давайте поговорим о деле. - Вдруг прервала сиреневую симфонию сказочная дама и сразу же превратилась в обычную Ларису Викторовну. Не считая правила приличия обязательными для себя, Лариса Викторовна сразу же нарезала на кусочки всю отбивную и один за другим отправляла их к себе в рот. - Я хочу, чтобы вы приняли меня к себе в театр. Разумеется, не уборщицей, а актрисой. И сразу же, понимаете, прямо завтра дали возможность сыграть в каком-нибудь спектакле.
- Но ведь я не знаю... А вы хоть актриса?
- Нет. У меня два высших образования - инженерное и педагогическое. Но ведь жизнь такая короткая! Хочется попробовать как можно больше! Можно ведь и не успеть, понимаете? А где можно за короткое время прожить несколько жизней?
- Где?
- В театре, конечно же!
- Ну, да... Но ведь...
- Я не претендую сразу на главную роль. Согласна на любую. Поиграю с недельку, если вам не понравится, можете так прямо и сказать. Я не обижусь!
- Но...
- А что вы теряете?! Попробуйте! Может, я как раз то, что вам нужно?! - Она покончила со своей отбивной, сложила на тарелке вилку и нож, взялась за бокал и стала медленно водить пальцем по окружности его края.
Как загипнотизированный, смотрел Александр Петрович на эти вращательные движения, доедая свою отбивную, а в его голове проплывали мысли: "Вот так вот, с бухты-барахты... Актриса, блин!... Но эффе-е-ектная!... "Откопайте где-нибудь звезду! Да хоть сами слепите её из чего-нибудь!" - А вот и откопаю! А вот и слеплю!... А если не получится, то что мне терять? Пусть осенью новый директор всё и расхлёбывет!..."
- Соглашайтесь, Александр Петрович! - Как бы в ответ на его мысли Лариса Викторовна посмотрела на него сквозь бокал с вином. - Соглашайтесь! Тем более, что это только до октября, потом я исчезну из вашей жизни навсегда.
- А вот и соглашусь! - Директор даже не заметил, что заговорил вслух. - А вот и поставлю вас прямо в завтрашний спектакль! Приходите на репетицию к десяти!
- Десять ноль-ноль! - Кивнула, подтверждая, дама, сделала знак официанту и поплыла к выходу.
По пути, сопровождаемая восторженными взглядами зрителей-посетителей, из сиреневого облака она превратилась в фиолетовую статуэтку и скрылась за входными дверями.
"Что это было?" - начал приходить в себя Александр Петрович. - "Мираж или реальность?" - оглядывался он на улице, пытаясь рассмотреть за брызгами моросящего весеннего дождика таинственную женщину. - "Актриса, блин! Что я скажу режиссёру?..."
-3-
Пока Александр Петрович добрался до театра, он совершенно пришёл в себя. Да, новая знакомая выглядела эффектно, вызывала восторг, но... Ничего больше, никаких личных чувств она не задевала. За много лет работы в театре Александр Петрович привык к заигрываниям актрис, но научился на них не реагировать и, если не принимать в счёт мелкие интрижки молодости, слыл примерным семьянином. Эта дама вызывала восхищение, как картина в музее, как какой-то неодушевлённый экспонат, как произведение искусства и ничего больше. "Почему?" - удивлялся сам себе директор - "Красивая женщина, эффектное поведение, вызывающее восторг умение держаться... Да она же со мной даже не кокетничала! Все актрисы кокетничают, это у них в крови, а эта... Нет, она не актриса! Это просто деловой мужик в юбке! Ничего у неё не получится!..."
- Игорь! - Встретил он в коридоре режиссёра первого состава. - Зайди ко мне в кабинет, есть разговор!
- Что, в управлении втык сделали? - Догоняя его у дверей кабинета, спросил режиссёр.
- Не только втык. Проходи, садись...
- Ну?
- Ну!... - Директор вскочил с кресла, встал в театральную позу и с завываниями начал вещать: - Грядут большие изменения! Возможны даже сокращения!! Смещения, перестановки и гонения!!! И в связи с этим нам дано веле-
ние... - Актёрская пауза несколько затянулась.
- Какое веление? - Не выдержал режиссёр.
- Усилить наш театр новой звездой! - Выпалил директор и упал в кресло.
- Какой звездой? Из столицы или из провинции? Может, она в кино играла? Я её знаю?
На все эти вопросы директор обречённо махал рукой.
- Ну, достаточно интриги! Говорите!
- Нам навязали даму... неопределённого возраста, не имеющую с театром ничего общего, хотя и очень эффектную... И уже завтра она должна играть в спектакле!
- Как завтра? А пробы? А репетиции? А...
- Завтра вечером она должна играть в любой роли со словами! На репетицию придёт к десяти.
- Да что же я ей дам?... Мы сейчас играем "Антонину", там всего-то шесть действующих лиц: Антонина, её парализованный муж, свекровь, сын-студент, сын-школьник и отец героини. Правда, ещё массовка...
- Нет, в массовку нельзя. Поставь на школьника - у него там всего пара слов.
- Но ведь школьника играет Малыш! Что я ему скажу?
Малышами в театре называли супружескую пару лилипутов Алину и Тараса, которые исполняли в спектаклях все детские роли.
- Скажи, что это всего на пару раз, с сохранением зарплаты. Если эта дама не справится, придётся поставить её ещё раза два-три на какие-нибудь другие роли, может, во второй состав, что они там играют?
- "Гоголевские мистерии".
- Вот. А потом скажем, что она не справляется, и спокойненько от неё избавимся.
- Надеюсь, отдельная гримёрка ей не понадобится?
- А давай не будем создавать ей королевские условия! Попроси потесниться Малышей! Да, и попроси всех явиться
на репетицию раньше, объясни положение, подготовь, чтобы ни у кого не было шока... Господи! И во что я ввязался!...
-4-
Шока избежать не удалось. Актёры, собравшиеся на девять, сначала долго возмущались, потом высказывали предположения, через чью постель пришла к ним новая актриса, и только потом начали обсуждать, как избежать возможные риски появления на сцене непрофессионала.
- Ты, Люда, в своих сценах так прямым текстом и говори: подвинься, отойди, не мешай! У ребёнка с тобой никаких слов нет, пусть молчит и слушается. А ты, Максимыч, если что-то пойдёт не так, на правах деда просто подойди, возьми за руку и выведи его со сцены. - Распоряжался режиссёр.
Без пяти десять громко стукнула дверь и в зале появилась дама в длинном красном пальто и красной шляпе. Опираясь на красный зонтик-трость она чётко сказала:
- Здравствуйте все! Я ваша новая актриса. Давайте знакомиться: Лариса Викторовна! - Раздался звонкий голос.
- У нас принято по именам и на "ты". - Фыркнула Марина, игравшая главную роль.
- Тогда Лариса! На "ты"! - Сразу же согласилась новенькая и, каким-то немыслимо грациозным движением сбросив с себя пальто, оказалась в чёрных узких брюках и чёрном гольфе. - Кого я буду играть?
- Серёженьку. - Сообщил режиссёр. - Кстати, меня зовут Игорь, я режиссёр.
- Очень приятно. А кто такой Серёженька?
- Младший сын главной героини Антонины. Её играет Марина.
- Марина это я. - Сделала иронический реверанс Марина.
- С остальными познакомитесь по ходу репетиции. У вас будет всего несколько реплик, вот, я их вам распечатал... - И
Игорь протянул Ларисе листок бумаги.
- Угу... Ага... А о чём спектакль? - Быстро пробежав
глазами текст, спросила новенькая.
- Ну, как бы это вам в двух словах... - Игорь сделал знак актёрам занимать места за кулисами. - Главная героиня - железная леди. Такой она стала после того, как с фронта вернулся живым, но полностью парализованным её муж. Мужа играет манекен в инвалидном кресле. Взяв на себя заботу обо всех домочадцах, Антонина постепенно превращается в одинокого атланта, держащего на своих плечах всю Вселенную. За мужем присматривает свекровь, которая так же ведёт и домашнее хозяйство, старший сын учится в институте, младший - в школе. А тут ещё и дом отца разбомбили, и он тоже приехал к ним. Вот с дедушкой Серёженька и общается, маме это делать некогда. Ну, ещё у нас массовка изображает работу Антонины, но на репетиции вы её не увидите. Всё понятно?
- А полный текст пьесы есть?
- Есть, но зачем он вам?
- Так, на всякий случай.
- Ладно, после репетиции дам, у меня в кабинете есть второй экземпляр... Всё! Начинаем! Лариса, ты пока сиди возле меня, смотри, а когда надо будет выходить, я скажу...
Репетиция прошла вполне сносно, хотя "Серёженька" на высоченных шпильках смотрелся весьма карикатурно. После репетиции Лариса побежала за режиссёром в его кабинет за полным текстом, а затем пошла в гримёрку, где уже ближе познакомилась с Малышами - Алиной и Тарасом.
- Не очень-то ты похожа на мальчика. - Заявила Алина, встав на стул и презрительно осмотрев Ларису с головы до ног.
- Я "учился" в четвёртом классе! - Сообщил Тарас. - А ты...
- А вот я сниму каблуки, загримируюсь, утяну вот тут и
буду... Ну, лет на тринадцать, думаю.
- Ну-ну! - Ехидно усмехнулась Алина. - Публика у нас
вежливая, воспитанная, помидорами, думаю, бросаться не будет... - И она вышла из гримёрки, уводя за собой Тараса.
- Прогон перед спектаклем в пять часов. Вечера! - Уже от порога обернулся Тарас. - Быть полностью в костюмах и знать текст на память!
***
До вечера Лариса успела познакомиться с костюмершей и гримёршей, получила от них в придачу к парику и костюму несколько дельных советов, услышала массу театральных сплетен, в частности о том, что Максимыч, играющий в спектакле Деда, является тихим алкоголиком с большим стажем, но при этом никогда не срывающим спектакли, узнала, что пообедать можно в Театральном кафе напротив, а также получила информацию о том, как актрисы мстят своим конкуренткам, чтобы получить интересную роль.
Ровно в пять часов Лариса стояла за кулисами, ожидая прогона. Остальные подтягивались с некоторым опозданием и сразу выходили на сцену.
- А где Лариса? Где Серёженька? - Оглядывался Игорь.
- Я здесь! - Из-за кулисы на сцену вышел худенький паренёк лет тринадцати с сероватым лицом. - Я пришёл вовремя, только стеснялся на сцену выйти. - Голос его отдавал некоторой хрипотцой, как у подростка, а движения были угловатыми.
Куда делась изысканная грациозность и звонкий голос Ларисы?
- Ты такая ма-а-аленькая... - Удивлённо протянул Игорь.
- Сняла каблуки, а у кроссовок отрезала подошву, приклеила их к носкам - это ещё пара сантиметров. - Поясняла и показывала Лариса голосом мальчишки-подростка. - У меня рост метр пятьдесят восемь.
- Ха! А у Тараса - метр двадцать три!
- Ничего, сойдёт! - Оценил внешний вид "Серёженьки"
Игорь. - Погнали!
Лариса послушно выходила, когда надо было, и проговаривала те фразы, которые ей дали, не заглядывая в бумажку.
- Эмоций маловато, но сойдёт! - Подвёл итог прогона Игорь и отпустил всех по гримёркам до второго звонка.
- Тарас, ты на всякий случай переоденься и будь готов, мало ли что... - Остановил он Малыша, когда все разошлись. - Подстрахуешь, если что...
- Ладно. Ты тоже за кулисами будешь?
- Нет, я с директором в ложе. Но держим связь через "ухо"! Без моего сигнала инициативу не проявляй!
- Будь спок! - Ответил Тарас и пошёл к своей гримёрке.
-5-
Директор и режиссёр сидели в ложе, ожидая третьего звонка. Зал лениво наполнялся старшеклассниками, студентами, жизнерадостными старушками из какой-то национальной общины, коллегами из филармонии и из центральной библиотеки.
- Думаю, на три четверти наполнится. - Оптимистично прикинул директор.
- Пока лишь на треть. - Осторожно заметил режиссёр.
- Ещё подтянутся! Эта публика любит опаздывать. - Не желал терять оптимизма директор.
Раздался третий звонок, в зале начало темнеть, кулисы поползли в стороны...
- Господи, помоги! - Выдохнул директор.
- Я подстраховался Малышом. - Успокоил его режиссёр.
Неожиданности начались уже с третьей сцены. Мать вывезла парализованного сына в комнату, где на полу играл с машинкой на радиоуправлении мальчик-подросток.
- Это немая сцена. Всё будет в порядке. - Успокаивающе положил руку на плечо директора режиссёр.
Мать молча что-то поправляла сыну, вытирала пыль на серванте, убегала на кухню за чайником... Серёженька молча
игрался, отец-манекен спокойно полулежал в кресле...
И вдруг мальчик встал и подошёл к креслу.
- Папа... Папа! - Сначала тихо, а потом громче заговорил мальчик.
- Оп-пачки! - Обречённо откинулся на спинку кресла Игорь.
- Немая сцена? - Повернулся к нему Александр Петрович.
- Была...
- Ты что это тут делаешь?! - Вылетела из-за кулис Серёженькина бабушка.
- Я читал, что даже с теми, кто в коме, надо разговаривать. - Ответил Серёженька. - Тогда они быстрее из неё выходят. - А папа не в коме.
- Он парализованный! - Воскликнула бабушка, пытаясь схватить внука за руку, чтобы увести его за кулисы.
- Тем более! - Внук упрямо вырвал руку, оббежал кресло и встал с другой стороны. - Ему же скучно так всё время лежать, глядя в потолок! Ты бы ему хоть слово сказала!
- О чём? - Растерялась бабушка, но вновь попыталась схватить внука за руку.
- Да о чём угодно! - Отбежал тот. - Хоть книжку почитать! Хоть стихи какие-нибудь! А, не догонишь! Хоть песню спеть! - И он начал петь: Несёт Галя воду, коромысло гнётся, а за ней Иванко как барвинок вьётся!...
Зрители в зале заметно оживились. Когда бабушка, изловчившись, наконец-то, поймала внука и с торжеством поволокла его за кулисы, раздались бурные аплодисменты.
- Ты что это вытворяешь?! - Накинулась за кулисами Люда на Ларису. - Тебе кто слово давал?! Мне импровизировать пришлось!
- Но ведь здорово получилось! - Озорно зыркнула на неё Лариса. - Даже аплодисменты сорвали! И у тебя слов больше
появилось! И действия!
- Я тебе сейчас такое действие устрою! Максимыч, держи своего внука, чтобы ещё чего-нибудь не выкинул.
Дальше спектакль пошёл по плану. Пока снова не началась сцена с Серёженькой. Он сидел за столом с книжкой, украдкой наблюдая за работой бабушки. И эти его хитрые взгляды украдкой, и резкое утыкивание в книгу, когда к нему поворачивалась бабушка, были такими смешными, что в зале начали смеяться. Метёт бабушка пол, и вдруг в зале смех. Она оборачивается, а внук уткнулся в книжку, только плечи трясутся. Поправляет сыну подушки - опять смех. Поворачивается - внук читает... Выполнив всё, что требовалось по пьесе, бабушка, согласно сценарию, обратилась к внуку:
- Я пойду борщ варить, а ты за папой присмотри.
Серёженька сполз со стула и, пародируя походку бабушки, двинулся за ней. В зале раздался хохот. Уже от кулисы бабушка вдруг обернулась и погрозила застывшему на одной ноге мальчику пальцем:
- Только чтобы тихо! - Добавила она на всякий случай от себя.
Серёженька с ангельским личиком закивал головой. Затем, как и на репетиции, пододвинул стул к креслу отца, взобрался на него, подогнув под себя одну ногу и качая в воздухе другой и....
Максимыч, как всегда, подошёл к кулисе, готовясь выйти на сцену. Как всегда, он вынул из нагрудного кармана плоскую бутылочку и сделал один хороший глоток. Закатив глаза к потолку, он проговорил привычное "Хорошо пошло!", закрутил крышку, спрятал бутылочку в карман, вздохнул и поднял ногу, чтобы сделать шаг на сцену.
И тут Серёженька начал читать вслух:
- Отец истории Геродот, папочка, родился между четыреста девяностым и четыреста восьмидесятым годами до нашей эры в городе Геликарнас в Малой Азии. Это, если ты не помнишь, в современной Турции.
Зависнувшая в воздухе нога Максимыча медленно опустилась на пол. Прекрасное настроение, полученное от заветного глотка, начало куда-то улетучиваться.
- Те земли тогда были греческими колониями. Его отца звали Ликс, а Мать - Дрио. - Продолжал читать Серёженька.
- Чего ты стоишь?! - Толкнула Люда Максимыча в спину. - Спасай пьесу!
Максимыч от неожиданности громко чихнул и вышел на сцену.
- Дедушка!!! - Радостно заорал внук и бросился к нему навстречу.
- Привет, малыш! - Привычно по тексту начал дедушка. - А я вот приехал, у меня... - Дед не успел договорить, что у него взорвали дом, как внук его перебил.
- А я тут с папой книжку читаю! Историческую, про Геродота! А чего ты приехал? А мама знает?
Этого в тексте не было, но оно вписывалось в реплики деда:
- У меня дом взорвали. Деваться было некуда, вот я и подался к вам. Даже не успел твоей маме сообщить.
- Что тут за шум? - Выбежала на сцену бабушка.
- Бабушка! К нам дед приехал! Он теперь вместе с нами жить будет! Вот здорово, правда?!
- Ещё один рот Антонине на плечи... - Вздохнула по сценарию бабушка и села за стол.
- Ты, Серёженька, пойди, погуляй, нам с бабушкой поговорить надо. - Уже по тексту вписался Максимыч.
- Ладно! - Ответил согласно сценарию внук и сделал пару шагов на выход, но потом вдруг остановился, развернулся и сказал: - Я и папу с собой заберу, ему ведь интересно узнать, что там дальше про Геродота!
Не успели бабушка с дедом и пальцем шевельнуть, как
Серёженька ухватился за кресло и выкатил папу за кулисы. Бабушка с дедушкой переглянулись и только собирались начать разговор, как на сцену снова выбежал Серёженька и со словами:
- Я книжку забыл! - Схватил книжку со стола и, увернувшись от занесённого над головой бабушкиного полотенца, снова выскочил за кулису. Зал разразился аплодисментами.
- Я не выдержу! - Схватился за сердце режиссёр.
- Спокойно! Пока всё идёт нормально. Вон, посмотри, в зале оживление, аплодисменты, даже старшеклассники пока не смываются...
Дальше всё шло по плану. Александр Петрович и Игорь настолько расслабились, что даже начали спорить:
- Спорим, Серёженька появится у мамы на работе?
- Спорим!
Но Серёженька не появился ни на работе, где Антонина, как строгий руководитель, расправлялась с массовкой, ни на автобусной остановке, где с ней пытался познакомиться случайный попутчик. Как и было задумано, он появился на сцене к моменту возвращения Антонины с работы.
В этой сцене бабушка в ожидании невестки накрывает на стол, выносит к краю сцены домашние тапочки, чтобы Антонина могла переобуться, а Серёженька с дедушкой пускают кораблики в миске с водой. По сценарию, Серёженька, увидев маму, должен был радостно вскочить, опрокинуть миску и намочить тапочки. Мама сердится и уходит к себе, бабушка вытирает пол шваброй, а дедушка уводит обиженного мальчика за кулисы. Единственной репликой Серёженьки должны были быть слова:
- Ура! Мама пришла!
И вот появляется Антонина. Уставшая и сердитая. Серёженька вскакивает и бросается ей навстречу:
- Ура! Мама пришла! - Он, как и положено, опрокидывает
миску, вода выливается на тапки...
- Вот уж спасибо! - Раздражённо вскрикивает мама. - Я весь день на каблуках, ноги аж гудят, а тут и переобуться не во что!
Тут дедушка должен был обратить на себя внимание короткой репликой:
- Антонина, я приехал к вам жить.
На что та должна была раздражённо махнуть рукой, сказав:
- Ну и живи! Все тут живут, только мне жизни нет! - И удалиться к себе.
Но дед рта открыть не успел.
- Мама, к нам дедушка приехал! У него дом взорвался вдребезги! Ему теперь жить негде! Он теперь с нами жить будет!
- Да, Антонина, я приехал к вам жить! - Вставил свою реплику Максимыч.
- Ну и живи! Все тут живут, только мне жизни нет! - Раздражённо ответила Антонина и повернулась, чтобы удалиться.
- Мамочка! Мы же тебя любим! Мы хотим, чтобы у тебя была жизнь! Останься с нами! - Серёженька бросился к маме, обхватил её руками и пытался остановить.
- Отстань! Мне не до тебя! Да отцепись ты! - Уже не по сценарию пыталась оторвать от себя руки отчаянно вцепившегося в неё сына Антонина.
Мальчик упал на пол, Антонина удалилась за кулисы. Серёженька поднял на зал глаза, полные слёз и по залу разлилось такое безбрежное море обиды, что оно затопило весь зал. Солёные капли ощутили на своих щеках почти все присутствующие, некоторые начали всхлипывать. Даже Александр Петрович шмыгнул носом, а Игорь украдкой утёр правый глаз. Дед подошёл к внуку, протянул ему руку, помог встать и, проговорив:
- Пойдём, Серёженька. Ты не обижайся, просто мама очень устала... - Повёл его к кулисе.
Серёженька на прощание бросил в зал такой отчаянный взгляд, полный обиды, что все разразились рыданиями и бурными аплодисментами.
- Аплодисментов в этой сцене ещё никогда не было. - Уже не скрывая слёз, заметил Игорь.
Больше Серёженька ничего непредвиденного не делал. В самом конце спектакля, когда Антонина стояла по центру сцены сильная, как скала, но совершенно одинокая, а её домашние отстранённо стали по обе стороны от неё, Серёженька снова накрыл зал отчаянно-обиженным взглядом...
Зрители аплодировали стоя, долго не отпуская артистов...
-6-
- Ты что вытворяешь? - Накинулась на Ларису Марина, когда занавес окончательно закрылся. - Для кого сценарий писался?!
- Выскочка! - Добавила Люда. - Посмотришь, что тебе Игорь сделает!
- Так, дамы и господа, сегодня все молодцы, расходимся по домам!
- Но эта... актриса, блин! Она нам чуть всё не сорвала! - Не могла успокоиться Алина, просидевшая весь спектакль за правой кулисой вместе с готовым в любой момент к выходу Тарасом. - Что с ней делать будем?
- А вот это мы с директором решим завтра! Сегодня всем отдыхать!
Пока все посмывали грим и переоделись, Ларисы и след простыл.
- Куда она делась? - Оглядывался у чёрного хода Максимыч.
- Не знаю, она даже в гримёрку не заходила. - Ответил Тарас.
- Так, наверное, в костюме и гриме и уехала. - Предположила Алина.
- Жаль, а то бы я ей... - Потёрла руки Люда.
- Ничего, завтра устроим ей разборку!... - Сердито сплюнула Марина.
И все разъехались по домам. Все, кроме начальства.
***
- Ну, что будем делать? - Спросил директора Игорь.
- Даже не знаю... Между прочим, в целом неплохо вышло... Если оставить так, как получилось... - Задумался Александр Петрович.
- Придётся реплики переписать, чтобы никто не сбился.
- И ведь совершенно не похожа на ту даму! Ну, настоящий мальчишка!
- Живой, озорной.
- Эмоциональный! На репетиции тоже так было?
- Нет, просто запоминала откуда и когда выходить, где стать, где сесть, реплики читала, как школьник у доски.
- Ладно, завтра посмотрим. Когда у вас репетиция?
- Завтра спектакль в три, поэтому репетиция перед ним в двенадцать.
- А в десять нельзя?
- В десять второй состав репетирует "Мистерии". У них спектакль в шесть, а перед ним в пять прогон.
- Ладно, в двенадцать, так в двенадцать... Я обязательно приду.
***
Лариса пришла в театр к десяти. Никто не успел ей сообщить, что когда спектакль играется в три, то репетицию назначают на двенадцать. Пока никого из первого состава не было, она посетила репетицию второй пьесы. Сидела тихо, не вмешивалась, только запоминала...
Кто-то из второго состава сказал, что переодеться и загримироваться надо уже перед репетицией, и Лариса пошла
в гримёрку. Алина и Тарас уже были на месте.
- Выскочка! - Зло прошипела вместо приветствия Алина.