Шьямарани Даси : другие произведения.

Окна в духовный мир

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В сборнике использованы различные выступления гаудия-вайшнавской художницы Шримати Шьямарани (Джадурани) диди, посвященные её творчеству, в том числе семинар 16.06.2005 г.


"Окна в духовный мир"

Шримати Шьямарани Даси

В сборнике использованы различные выступления Шримати Шьямарани (Джадурани) даси, посвященные её творческому пути под руководством духовного учителя, в том числе семинар 16.06.2005 в Баджере (США).

0x01 graphic

   Оглавление:
   Сева-кундж
   1.Манджари
   2.Рупа Манджари
   3.Рати Манджари
   4.Винода Манджари
   5."Любая другая Манджари"
   Гаура-Нитай
   "Бхагавад-гита"
   1.Кришна и Арджуна на колеснице
   2. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур
   3. Санджая и Дхритараштра
   4. Вьясадева
   Вену-гита
   Гита-Говинда
   1.Манини Радха
   2. Джая Шри
   3. Радха одна

СЕВА-КУНДЖ

   0x01 graphic
   В 1993 году Гурудев меня неожиданно спросил: "Можешь нарисовать моё сердце?"
   Это было на втором этаже Матха, в Матхуре. Он показал мне очень большую картину в индийском стиле и сказал: "Я заплатил за неё 3 000 рупий. Но это не то, чего я хочу. Мне это не нравится. Радхарани выглядит слишком взрослой. Пропорции не правильные. Я хочу, чтобы ты всё исправила".
   Во время дальнейшей беседы с Гурудевом выяснилось, что если в этой картине исправить что-то одно, остальное только ухудшится. Поэтому придется исправлять всё целиком.
   Я начала делать наброски, а Гурудев говорил: "Нет, Радхарани выглядит неестественно: слишком тяжелой, слишком старой". Так, с самого начала всё происходило под прямым руководством Шрилы Гурудева. Гурудев сказал: "Это не картина, это арча-виграха. И её стоимость -- лакхи, лакхи долларов, т.е. её цена бесконечна, ей нет цены". Она изошла из его сердца.
   Каждый раз, когда я смотрела на эту картину, она выглядела по-другому: совсем не такой, как я её писала. Она менялась сама собой, лица двигались. Я работала над картиной 4 месяца, по много часов в день. Когда я продвигалась к завершению, Гурудев позвонил мне во Вриндаван из Матхуры и сказал: "Везде, где найдешь место, нужно положить тени. Это манджари смотрят, наблюдают и ждут, когда смогут войти внутрь и совершить служение. Просто видя экстатические проявления Радхи и Кришны, слушая Их беседу, манджари знают в точности, когда наступит нужный момент и им можно войти и помочь Кришне в Его служении Радхарани".
   Видите, сбоку стоят сосуды и тарелочки, а в них параферналии -- кумкум, агуру, тамбул. Всё это Кришна будет подавать Шримати Радхике. И манджари знают точно момент, когда нужно войти и подать что-то, либо когда нужно принести дополнительные предметы для поклонения -- когда Кришна будет поклоняться Радхарани, как своему Божеству.
   Итак, когда картина была почти закончена, через 4 месяца, когда я дописала манджари, мне казалось, что я разместила их так, как сама посчитала возможным. Тогда я спросила Гурудева: "Это моё воображение?" И он ответил: "Нет, это Йогамайя. Всё правильно". А я спросила: "Могу ли я кому-нибудь рассказать о том, кто они?" Он ответил: "Нет, они должны сами это понять, через свой бхаджан". Как только на картине появились манджари, картина начала двигаться сама в правильном направлении. Это говорит о том, что лишь по милости манджари можно вступить в служение Шри Шри Радха-Кришне.
   Потом, в самом конце, когда работы оставалось на несколько дней, Гурудев попросил нарисовать два очень важных медальона, ожерелья Радхи и Кришны. Это камень Каустубха на груди Кришны, о котором говорят, что его сияние сильнее, чем миллионы солнц, и он имеет цвет радуги. А на шее Шримати Радхики -- знаменитый камень Сьямантака, который был на голове демона Шанкхачуды. Когда Кришна захотел отдать его Радхарани (и при этом не ранить ревность других гопи), он отдал его Балараме, потому что Баларама знает сердце Кришны. Баларама передал камень Мадхумангалу, тот отдал Лалите, а Лалита вручила Радхике. Так Кришна смог избежать "происшествий". И этот камень тоже ярок, как тысяча солнц, и наполнен всеми цветами радуги.
   Я привозила картину Гурудеву каждые 2-4 дня. Иногда для этого я брала старую рикшу. Картина ведь очень большая, 5 футов длиной. Я ставила её на повозку рикши. Картина находилась в деревянной защитной раме. И вот, каждые два или четыре дня мы путешествовали из Вриндавана в Матхуру, чтобы получить дальнейшие инструкции и руководство от Шрилы Гурудева. Когда Гурудев давал лекции в Бомбее, мы возили картину в Бомбей. Повсюду. Чтобы он мог продолжить создавать эту картину. В Бомбее Гурудев попросил добавить бели, джули и цветы жасмина в волосы Радхике.
   Итак, в самом конце, когда мы уже обсуждали медальоны, я спросила: "Я не понимаю, эта картина заняла у меня пять месяцев! Все предыдущие картины для Би-Би-Ти времен Шрилы Прабхупады занимали около месяца, а во время марафонов -- до двух недель. Почему эта картина требует так много времени? Я каждый день пишу по 15 часов, и так почти 5 месяцев?!" И Гурудев ответил: "Твои предыдущие картины ты создавала по своему желанию. А эта создается по моему желанию. И мне приходится проталкивать своё желание через твоё. Поэтому всё так долго". Все детали этой виграхи появились под руководством Гурудева, он проявил эту картину из своего сердца. Включая прозрачную багрянистую рубашку Кришны: Гурудев сказал, что когда молодой человек надевает прозрачную рубашку, то выглядит очень красиво.
   Гурудев ввёл туда Радху и Кришну.
   Он велел мне купить картинку за 1 рупию. В течение многих лет вриндаванский художник старался создать эту картину. Эта картина в традиционном стиле находится там, где проходит раса-лила Радхи и Кришны -- в тысячелетнем Сева-кундже во Вриндаване. Это место недалеко от нашего Рупа-Санатана Гаудия Матха, в котором сейчас на втором этаже располагается эта виграха. Гурудев провел прана-пратиштху, которую обычно проводят для установления Божеств. Он установил эту виграху, эту картину, а также Рупу Манджари и Рати Манджари. С арати, киртаном, мантрами. И с тех пор эта картина является Божеством. На первом этаже Матха располагаются Радха-Винода Бихариджи, им регулярно проводят арати, укладывают спать и будят, предлагают бхогу. Когда картина была закончена, Гурудев велел перенести её в комнату на втором этаже Матха и устроить там алтарь. Он велел найти оленя в натуральную величину, павлинов, устроить там лес с висящими лианами. Там лежат браслеты, духи -- всё, как это лежало бы в Сева-кундже и Нидхуване.
   Итак, у меня была эта маленькая картина вриндаванского художника. На ней всё было не так, как хотел Гурудев. Радхарани смотрела в другую сторону, причем смотрела на Кришну с улыбкой -- а это не является настроением нашей гуру-парампары. И Гурудев сам стал позировать для Кришны и для Шримати Радхики.
   Беседы с Гурудевом, о которых я говорю, происходили в 1993 году. Я их так хорошо помню, потому что мы их записывали, а потом транскрибировали. Так что наша работа с хари-катхой началась ещё в те годы. И, как вы знаете, ещё есть картины Рупы и Рати Манджари, которые стоят по обеим сторонам картины Сева-кундж. Беседы, которые касаются манджари, тоже записаны на пленку. Все детали этой виграхи пришли от Шрилы Гурудева, из его участия и слов.
   Что касается двух попугаев, которые сидят на ветвях: это шука и сари. Их беседа записана в "Говинда-лиламрите". Вкратце: шука говорит о превосходстве Кришны над Радхарани, а сари рассказывает о превосходстве Радхики. В конце концов они приходят к компромиссу, что вместе Они -- Верховные.
   По обеим сторонам трона Шри Шри Радхи-Кришны находятся туласи, большие деревца. Также Гурудев попросил нарисовать большие деревья кадамба с лианами, которые обвивают эти деревья. Это сивол уддипаны Радхи и Кришны: Кришна хочет, чтобы Шримати Радхика была как лиана, а дерево кадамба -- это Он Сам.
   Гурудев сказал, что здесь, в этой сцене, происходят лакхи и лакхи, бесчисленное множество разных игр. Но одна из игр такова: Кришна беспокоится, что основное настроение Радхарани -- бхамья-бхава, желание перечить Кришне. Когда Она находится в другом настроении и соглашается с Кришной -- то Ей это не приносит наивысшего счастья. Поэтому Кришна стал думать, что же делать, как привести Её в состояние Её основного настроения. Поэтому Он притворился, будто совершил оскорбление и опоздал. Кроме опоздания, Он притворился, будто думает о Чандравали, смотря на Радхарани. И сказал: "О, моя дорогая Чандра...анани" Чандра-анани означает "та, чье лицо прекрасно как миллионы лун", а Чандравали означает "подобная луне лиана". Таким образом, Кришна сослался на соперницу -- хоть она и является экспансией Радхарани, в любом случае.
   Из-за одного лишь опоздания Кришны Радхарани была в настроении Его отвергнуть. Теперь же, тем более, отвергла Его полностью, сказав: "Ты можешь возвращаться туда. Я не хочу больше с Тобой никаких отношений. Теперь Я вижу, почему на Твоем лице такие красивые краски -- красная, пурпурная. Ты выглядишь как нил-рудра". Нил означает "пурпурный", а рудра -- Господь Шива. "Ты прямо как Господь Шива, пурпурно-синий. Наверное, Ты был с какой-то другой гопи, и поэтому у Тебя остались на лице эти знаки".
   Но, на самом деле, что же произошло? Кришна был настолько погружён в мысли о Радхарани, что потерялся и совершенно забыл, кто Он. Кришна -- парат-таттва, всё пребывает в Нем, всё исходит из Него. И при этом, когда Он смотрит на Радхарани, то забывает, кто Он. Он совершенно теряет себя в Ней. А поскольку Он -- Абсолют, то неотличен от Своих мыслей. И мысли о Ней проявляются в Его теле. Таким образом, это Её подводка и Её помада оставили следы на Нем, из-за Его поглощенности мыслями о Ней.
   Радхарани говорит: "Я знаю, откуда эти отметины. Возвращайся обратно, откуда пришёл". И Лалита убеждает Её: "Он опоздал всего на одно мгновение! Он не думает ни о ком другом, а рядом с Тобой Он тем более не вспомнит никакую другую гопи". Наконец, после убеждений Своих сакхи, Радхарани говорит: "Хорошо, я прощу Его. Но Он должен попросить прощения и служить Моим стопам. Украсить Мои стопы".
   А Кришна очень рад, ведь это и было Его желанием. Он берет кисточку с краской -- перо павлина, или мягкую щеточку, и пишет Своё Имя. Вы можете увидеть Его Имя на Её лотосных стопах -- по краешку, от пальцев до пяточки. Потому что Он знает лучше, чем кто-либо ещё, что Нама и Нами -- одно и тоже. "Я и Моё Имя -- неотличны друг от друга. Поэтому Я помещаю Свое Имя на Её стопы, чтобы они пребывали там вечно".
   Но как только Он прикасается к Ней, Его сердце немедленно начинает стучать, руки -- дрожать. И получается художественный орнамент, а не то, что Он хотел написать. Получается рисунок. Поэтому Гурудев попросил сделать здесь не просто буквы, а орнамент. Представляете, если пишет Сам Бог! Пишет, и дрожит в экстазе. Какое произведение искусства получается!
   Кроме всего прочего, Гурудев вручил мне картинку с изображением рисунков на руке Радхики. Картинка была из его книги, один из его брахмачари немедленно сделал ксерокопию. Видите знаки на Её руке? Гурудев попросил не наносить все подряд, потому что картина будет выглядеть слишком перегруженной. "Пусть останутся только несколько знаков, так будет красиво". Поэтому, если вы подойдете ближе, то увидите благоприятные знаки на ладонях Радхарани.
   Иногда Радхарани может понять, что Кришна близко: потому что весь лес становится сапфирового цвета от сияния тела Кришны. А Кришна знает, что Радхарани близко: потому что всё становится золотым. Таким образом, Вриндаван зеленый, потому что зеленый -- это сочетание Их сияния, синего и желтого. По этой же причине Гурудев попросил добавить на Её лицо немного отраженного синего цвета от кожи Кришны. И немного Её цвета, золотого, -- на Его лицо. Так что если вы посмотрите поближе на картину -- вы это увидите.
   В материальном мире солнце золотое, земля зеленая. Связано ли это с играми Радхи и Кришны? Гурудев сказал: "Чем больше ты узнаёшь об играх Шри Шри Радхи и Кришны, тем больше понимаешь, что всё, всё в этом материальном мире -- не что иное, как искаженное отражение Их игр". Когда вы находитесь в каком-то тёмном месте, а потом выходите на солнечный свет, смотрите на синее небо и ощущаете огромную радость -- почему? Потому что видите солнце.
   Мы были в комнате Гурудева, он сказал: "Посмотри на картину". На картине я увидела солнечный зайчик: солнечное отражение от окна соседнего здания. Диаметр вселенной 40 миллионов миль, в 10 раз больше оболочки земли. Затем вода, воздух, эфир, ум, разум, ложное эго. За пределами всего этого -- брахмаджьоти. Дальше -- Вайкунтха и Голока Вриндавана. Таким образом, солнце, отражающееся в этой вселенной -- лишь отражение брахмаджьоти, которое находится за пределами всех этих оболочек. А брахмаджьоти -- это просто отражение тела Кришны. Мы видим солнце и испытываем радость. Просто представьте, насколько счастливы они, когда видят Кришну и Радху, какую чувствуют радость. Таким образом, всё это исходит из Них.
   Радхика придерживает вуаль рукой и смотрит сквозь неё, потому что гопи очень целомудренны, и одновременно -- очень открыты. Вуаль прозрачная, Радхика отворачивается от Кришны и отвергает Его. Но при этом смотрит на Него уголком глаз. Прабходананда Сарасвати Тхакур говорит, что от одного Её взгляда краешком глаз Кришна выпускает из рук флейту, Его питамбара соскальзывает с плеч, Он роняет павлинье перо, Он готов потерять сознание и падает. Что уж говорить о том, когда Радхика смотрит прямо на Него.
   Гурудев говорит, что это кила-кинчита-бхава, сочетание казалось бы противоположных настроений. Одновременно присутствуют слезы и улыбка, стыдливость и радость. И оба: и Радха, и Кришна, испытывают кила-кинчита-бхаву.
   На подносике лежит тамбул, или пан. Он сделан из листьев, внутри -- специи. Однажды я спросила Гурудева: как так, Радхика и другие гопи принимают листья бетеля, ведь это интоксикация, и в Индии от этого зубы краснеют. Зачем Радхе и Кришне принимать интоксикации? Чтобы увеличить прему? Люди в материальном мире делают так. И зачем они пьют медовое вино, сделанное из мёда и сока разных фруктов? Гурудев ответил, что они не пьянеют от бетеля и от вина. Потому что бетель и вино -- родом из лесов Вриндавана. А леса Вриндавана -- эманация Их собственной премы. Таким образом, Их собственная према, маха-бхава и маданакья-бхава уже являются высочайшим экстазом. И према -- высочайший опьяняющий экстаз, сделанный из экстаза, увеличивающийся в бесконечное количество раз. Хоть он и является бесконечным, всё равно усиляется каждое мгновение. Они просто используют все эти вещи, такие как бетель, как предлог. Потому что всё существующее -- это Радха и Кришна, Шакти и Шактиман. Они распространяю Себя во всё остальное, чтобы расширить Свои игры.
   Кришна исполняет три Своих желания. Он настолько переполнен Её любовью, Её способностью ощутить в Нём то, что он Сам не может ощутить, Её счастьем, что приходит как Чайтанья Махапрабху. Иногда Он смотрит в зеркало или на Своё отражение в колонне и настолько очаровывается Своим видом, что Его желание усиливается -- Он хочет ощутить любовь, которую испытывает Шримати Радхика. Это заставляет Его прийти как Чайтанья Махапрабху, и тогда Его желания полностью исполняются. Он испытывает все Её настроения. Он не может стать Радхикой, но он может испытать Её маданакья-махабхаву в полной степени. Стать Ей Он не может, Она всегда -- отдельная личность и наблюдает за всем этим, как Гададхара Пандит. Так же как мы, например, хотим обрести настроение своего Гурудева: мы принимаем на себя это настроение, но при этом это настроение принадлежит Гурудеву.
   Гурудев сказал: "Когда ты закончишь эту картину, Сева-кундж, то обретешь столько реализаций!" С последним мазком я выдохнула и подумала: "Я, вроде бы, там же, где и была, когда начинала писать картину. Так не честно!" Я отправилась к Гурудеву и пожаловалась. Но до этого подумала: возможно, так случилось потому, что я пересказывала всё, что говорил мне Гурудев, не тем людям? Может, всё это были секреты? И он ответил: "Да, я положил сокровища в шкатулку. А ты её раскрыла -- и всё улетело". Теперь я понимаю, что нужно было искать людей, которые являются сваджатия, одинаково мыслящих, и что, вероятно, я получила реакции за это. Ведь я рассказывала всем подряд: и виджатия -- тем, кто мыслит противоположно, и тем, кто равнодушен. Всем. Я поступала, как это было при Прабхупаде. Думала, что тут, с Гурудевом, будет так же. И вот, задумавшись о том, что уже должна бы стать другой, а оказалась прежней, я осознала, как сильно ошиблась. Теперь я осторожна, ищу людей сваджатия...
   Итак, Гурудев сказал, что эта картина будет знаменита на весь мир. Так и произошло.
   После того, как Сева-кундж был готов, Гурудев сказал мне, что в Рупа-Санатана Гаудия Матхе с двух сторон от картины присутствуют ниши, и он хочет, чтобы там стояли манджари -- Рупа и Рати.

МАНДЖАРИ

   Гурудев сказал, что манджари -- не дживы, а кайа-вьюха-рупа, проявление Её тела. Они проявление Её различных настроений. Разные манджари -- проявления различных комбинаций Её настроений.

Рупа Манджари

   0x01 graphic
   Гурудев объяснил мне, что именно там происходит. Он сказал, что Рупа Манджари стоит у входа в кунджу, а внутри кунджи -- Радхарани, Она одна и в мане. Кришны там нет, и Она ждёт. Она приказывает не пускать Его, если "эта чёрная змея придёт сюда". Она просит об этом не Лалиту, не Вишакху, а именно манджари. Потому что их Кришна ни в каком случае не сможет переубедить, а Лалиту и Вишакху -- может.
   Итак, она стоит и ждет у входа в кунджу, как охранница. Если Кришна придёт, она отошлёт Его прочь. Когда Он приходит, очень тихо, как кот, с чадаром вокруг шеи (это знак смирения и извинения), то перед тем, как Его пропустить, Рати, или Рупа, или их помощницы, скажут Ему: "Перед тем, как войти, ответь, откуда Ты пришёл. Потому что мы не пропустим чёрную змею". Никто не может обмануть манджари. Никто такого гуру обмануть не может, даже Сам Кришна.
   Кришна рассказывает, и даже ничего не выдумывает: "Я шёл сюда, но меня утащили Бхадра (или Шайбья), Меня силой увели, против Моей воли". Бескомпромиссно манджари отвечает Ему: "Ладно, просто возвращайся, откуда пришёл. Я тебя не пропущу". Кришна вынужден пасть к стопам манджари, плакать и умолять. В одной песне Рупы Госвами есть молитва о том времени, когда "Кришна пал бы к моим стопам, умоляя Его впустить и помочь рассеять ман Радхарани, чтобы потом увидеть Её".
   Когда я делала эту картину, то задала Гурудеву вопрос -- никак не могла отделаться от этой мысли: "О чем мне думать, когда я буду это рисовать?" Гурудев произнёс именно эту молитву Шрилы Рупы Госвами, о которой я рассказала. Другая молитва -- из "Уткаллика-валлари", тоже стихи Рупы Госвами: "Когда же Радхика скажет: "Не пускай эту чёрную змею, Субала-сакху. Он может прийти даже в облике женщины. Ты должна Его узнать. И покрой свои чёрные волосы белыми цветами, потому что ничто чёрное не должно проникнуть в Мою кунджу"".
   В руке Рупы Манджари -- чамара, чтобы отгонять комаров и мух. А также, именно так она стоит на страже. Если Радха и Кришна внутри вдвоём, она тоже стоит снаружи с чамарой и ждёт, зная точный момент, когда нужно будет зайти и начать оказывать служение. Гурудев объяснил мне, как украсить кунджу, дверной проем, какой нужен цвет и всё остальное.
   Я привозила ему картину, и он говорил: "Не делай её похожей на американку. Не делай американскую одежду. Сделай роскошные одежды гопи, гопи-дресс". Я сделала ей длинную гирлянду, и Гурудев показал, как должна идти эта гирлянда -- показал на своём теле. Так что вы видите гирлянду на всех этих местах.
   Манджари охраняют вход в кунджу. Иногда в кундже находятся Радха и Кришна, и они не пускают никого. А иногда в кундже одна Радхика, и они не пускают Кришну. Они стоят на страже. Радхарани им сказала: "Чёрная змея, Субал-сакха придёт, не пускайте Его внутрь". И когда Кришна приходит с опозданием, Ему стыдно, а манджари говорят: "Если не расскажешь, где был, мы Тебя не пустим". И Кришна вынужден пасть к их стопам и умолять, только тогда они Его пропускают. Либо происходит другая игра, когда манджари по-прежнему стоят у входа в кунджу, но приходят Лалита или Вишакха и спрашивают их, можно ли войти.
   В то время к Гурудеву приходил Тамал Кришна Махарадж. А я показывала Гурудеву картины с Рупой и Рати. И Тамал Кришна заметил, что я нарисовала кольцо в нос слишком большим -- оно закрывает пол-лица. Тогда мы спросили Гурудева, обязательно ли рисовать это кольцо. Гурудев ответил: "Без кольца в носу никто не может быть гопи". И рассказал одну игру о важности таких колец.
   Радхарани находится в манне, отказывается говорить с Кришной и сидит, делает гирлянду. А Кришна стоит и ждёт, когда Она поднимет глаза. Потому что "если Она посмотрит вверх и увидит Меня, то тогда можно начать разговор -- Моё лицо наверняка очарует Её". Но Она не поднимает взгляд. И он ждёт и ждёт, долго. Просто стоит там, всё больше расстраиваясь. А Она становится всё больше и больше счастлива от того, что Он в Её власти, и от этого начинает улыбаться, не в силах сдержать улыбку. Тогда Она прикрывает лицо рукой, притворяясь, что поправляет кольцо в носу, и продолжает заниматься гирляндой. Таким образом, всё это -- параферналии Её маданакья-махабхавы к Кришне.
  

Рати Манджари

   0x01 graphic
   Гурудев отметил, что Рати Манджари не достаточно закрыта, и мы добавили ей вуаль -- вуаль спускается ей на плечи. Она тоже стоит, как страж, с рукой на поясе. Или ждёт служения. Она держит на руке поднос -- там сандаловая паста, кумкум, агуру, мускус, всевозможные благовония.
   Манджари ничего не покупают, они всё делают вручную. Гурудев говорил, что в служении Божествам лучше делать все ингредиенты самим. Манджари сами делают чернила, чтобы писать послания на листьях лотоса и потом передавать посланцам. Чтобы получить чернила, они выжимают цветы. Они сами делают ароматный агуру и сандаловую пасту, и кастури -- олений мускус.
   Я спросила, должна ли я положить к стопам манджари пыль чинтамани. Чинта -- о чём бы вы не подумали, вы сразу же это получаете, потому что чинтамани исполняет любые желания. Поэтому я спросила: "Под её ногами мне сделать траву или песок чинтамани?" И Гурудев ответил: "Сделай траву. Потому что их ножные колокольчики намного могущественней, чем любая пыль чинтамани, в том, чтобы радовать Кришну и очаровывать Его. Ножные колокольчики созданы из чинтамани, но их могущество происходит не из драгоценности камня, а из шарма, которым они обладают".
   Я спросила Гурудева, о чем думают Рупа и Рати. Он ответил, что они очень счастливы, что привели Кришну к Радхарани. Им удалось вывести Кришну из кунджи Чандравали, и сейчас Кришна внутри и служит Радхарани. Конечно же, существует бесчисленное множество игр, это лишь одна из них. Итак, манджари приходят к Кришне, когда он находится в кундже Чандравали и говорят: "О Кришна! Случилось нечто ужасное. Во Вриндаване появился огромный демон в облике быка. Он хочет съесть Твоего маленького теленка. Если Ты немедленно не придёшь, телёнок погибнет". Тогда Кришна говорит: "О, я немедленно вернусь, только убью демона", -- и убегает. А манджари приводят Его в кунджу Радхики. По дороге Кришна теряет сознание, теряет равновесие, потому что испытывает разлуку и знает, куда Его ведут. И чтобы удержаться на ногах, Он кладет руку на плечо посланнику. Иногда этот посланник -- воздух, а иногда -- манджари. Когда Кришна опаздывает, Вринда, которая управляет всем, даже воздухом, приказывает воздушным посланцам найти Кришну и вернуть его обратно. Воздух, ветер могут принять образ посланца, неся с собой аромат Радхарани. Они отправятся через горы, через море, в глубокие джунгли, куда никто другой не пройдет, чтобы найти Кришну. И Кришна кладёт руку на плечо этому ветру. Шрила Рагхунатха дас Госвами молится: "Когда же я смогу увидеть это и увести Кришну из кунджи".
   Гурудев сказал, что манджари смотрят друг на друга, это время -- ночь, Радха и Кришна в кундже. И они смотрят друг на друга, счастливые, поздравляя с тем, что свели вместе Радху и Кришну.
   Две другие гопи
   По сокровенным причинам у нас нет транскрипций бесед, касающихся двух других гопи. Но немного я всё же расскажу. Это -- Винода Манджари и "Любая другая манджари", таковы точные слова Гурудева.

Винода Манджари

   0x01 graphic
   Когда я писала Виноду Манджари, то попросила дать мне молитвы, о которых могу думать во время работы. Я сказала, что "не знаю Виноду Манджари и даже не знаю Вашего Гурудева в этом мире". Я хотела получить молитву, с помощью которой могла бы стать ближе к ним. И он дал мне молитву:
   тамбуларпана-пада-мардана-пайоданабхисарадибхир
   вриндаранья-махешварим приятая яс тошаянти приях
   прана-прештха-сакхи-кулад апи кила санкочита бхумиках
   кели-бхумишу рупа манджари-мукхас та дасиках самшрайе
   (Шрила Рагхунатха дас Госвами, Враджа-виласа-става, 38)
   "Я принимаю прибежище у Рупы Манджари и других служанок, которые дороги сердцу царицы Вриндавана Шримати Радхики. Они доставляют Ей необычайное удовольствие, с любовью предлагая тамбулу, массируя Её лотосные стопы, принося воду и устраивая Её свидания с Кришной. В отличие от прана-прештха-сакхи, возглавляемых Лалитой и Вишакхой, которые дороги Ей, как сама жизнь, они безо всякого смущения могут войти туда, где Божественная Чета наслаждается Своими сокровенными развлечениями".
   Гурудев настаивал на очень дорогих одеждах гопи, гопи-дресс. Рука Виноды манджари поднята к лицу, она придерживает вуаль.
   Однажды, когда картина была почти готова, Гурудев рассказал о том, что Винода Манджари следует за Радхарани. Она ходит вместе с Ней в Нанда-бхаван, чтобы готовить для Кришны. И когда мама Яшода увидела Виноду Манджари, то была так очарована, что спросила: "Выйдешь замуж за моего сына?" Но манджари отвечает: "Нет, мне не интересно", -- в этом вся особенность манджари. Пчела не сядет на манджари, она сядет на цветок и будет пить цветок. Но не потому, что у манджари нет красивых ароматных цветов. Если пчела попытается на неё сесть, она будет сильно раскачиваться. Это качество манджари -- "нет-нет". Конечно, это также качество Радхарани и гопи, но в полной мере оно проявлено в манджари. Она всегда отвечает "нет".
   Винода Манджари держит поднос с фруктами, необходимыми для служения -- виноград, апельсины. За её спиной -- вечер, темно. Конец её косы поднимается, словно змея, её коса движется. Гурудев рассказал мне, что Кришна падает в обморок не только, когда видит Радхарани. Даже если Он видит служанку Радхарани, Он настолько очаровывается, что готов потерять сознание. Он укушен этой коброй, очаровательным движением этой косы. Тела манджари созданы из према-севы. Эта манджари идет, танцуя, потому что каждый шаг во Вриндаване -- это танец.
  

"Любая другая манджари": Гуру-рупа-манджари

   0x01 graphic
   Обычно в Гаудия Матхе её называют Гуру-рупа-манджари. Это означает, что это -- изображение гуру в облике манджари. Один мой духовный брат умолял сказать, кто эта другая манджари, кто она, как её имя. И Гурудев ответил, что любой может думать, что это его гуру. Он оставил вопрос открытым.
   Эта манджари держит корзинку с цветами, которые она собрала для Шри Радхи. Гурудев показал мне, как именно она держит пальцами эту корзиночку.

***

   И хотя Гурудев много раз в разных ситуациях прославлял эти картины, несколько лет назад в Баджере (а в его комнате стояли картины Сева-кунджи и манджари) он сказал: "Когда я смотрю на эту картину, я вижу много недостатков. Но когда наблюдаю эту же картину в своём сердце -- не вижу никаких недостатков". И еще он сказал мне: "Смотря на эту картину, на манджари, ты видишь обычную красоту. Но если увидишь всё сама, то, как только увидишь -- сразу упадёшь в обморок".

ГАУРА-НИТАЙ

   0x01 graphic
   Несколько месяцев спустя после "Сева-кунджа" Гурудев сообщил мне, что каждый год на Джанмаштами проводит процессию, которая идёт через Матхуру. Десятки тысяч жителей Матхуры выстраиваются вдоль дорог, как на параде. Улицы красиво украшены. Когда процессия идет, разбрызгивают ароматные жидкости, Гурудев едет на колеснице, запряженной лошадьми, есть особые колесницы для Божеств, Радхи и Кришны, Гаура-Нитай, разные группы киртаний, мужские и женские, индийские, западные, танцы, музыка, украшенные слоны. Всё это происходит каждый год вечером перед самым Джанмаштами. Гурудев хотел, чтобы на одной из колесниц ехали Гаура-Нитай и я должна была Их нарисовать.
   Для Гаура-Нитай он тоже позировал. Это происходило в Матхуре. Он сам показывал, как Они должны двигаться. Сначала я показывала ему наброски, потом он давал комментарии, постепенно наброски становились цветными скетчами, чтобы убедиться в правильно подобранных цветах, затем картина переходила на холст. Итак, я показывала ему наброски. Сначала это были только Гаура-Нитай и больше никого. Между Ними стояло одно большое дерево. То, что вы видите сейчас сверху -- здесь была верхушка этого дерева. Гаура-Нитай, один маленький телёнок и очень-очень большое дерево, такая была картина. Гурудев давал разнообразные комментарии. Я показывала ему скетчи. Дерево присутствовало. Получилась огромная картина. Дерево было. Гурудев комментировал, как должны выглядеть Гаура-Нитай.
   А в середине работы над картиной, примерно через месяц, Гурудев сказал: "Вместо этого дерева должны быть лакхи, сотни тысяч киртаний". А я потратила на картину уже столько времени! Так что... Чтобы с вами не случалось -- не беспокойтесь об этом! Мне пришлось изо всех сил проповедовать себе, что я не обладаю независимым от него существованием, что он может изменять всё настолько, насколько захочет. Тогда мы нарисовали всех этих людей, которые поднимаются по холму.
   И Гурудев указал на то, что должно быть главным. Это, конечно, Панча-таттва. Адвайта Ачарья, за ним -- Шривас Тхакур, в серединке -- Гададхара Пандит. Гурудев объяснил, какой цвет носит каждый из них. И позади них появляется Вакрешвара Пандит. Шри Чайтанья говорил, что Вакрешвара Пандит, который танцует на киртанах -- "Моё крыло", "Если бы у Меня было второе, Я бы мог летать".
   Гурудев сказал, что ветви на этой картине не просто так спускаются вниз. Поскольку деревья там полностью обладают сознанием, эти ветви спускаются и обмахивают Господа Чайтанью, который проходит мимо. Ветви создают для Него приятный ветерок.
   Когда лианы колышутся -- они иногда колышутся не от ветра, а подзывают шмелей и пчёл. Они делают такие движения, как принято у людей в Индии, ладонью вниз -- и распространяют аромат. Потом на них садятся пчёлы и пьянеют от премы, вдыхая запах цветов, который тоже соткан из премы, а источник -- это Радха и Вриндадеви. И пчёлы начинают петь от опьянения этими прекрасными запахами, они поют для Радхи-Кришны и Их спутников, которые проходят через лес.
   Я спросила Гурудева, нужно ли Им сделать ножные колокольчики. Ведь в некоторых песнях наших ачарьев, Бхактивиноды Тхакура и других, описывается, что Он носит ножные колокольчики. И Гурудев ответил: "Никаких колокольчиков". А я спросила: "Но ведь в песне они есть". Он сказал: "Ножные колокольчики означают его бхавы. Драгоценные камни Его бхав. Уджджвала-варана-гаура-вара-деха. Его бхавы -- Его драгоценные украшения. Его сандаловые браслеты -- тоже его бхавы. На самом деле, Он не носит украшений. И Нитьянанда Прабху тоже. Никто в этом киртане, на этой картине, не носит украшений. Только бхавы. Гирлянда пусть остаётся. Но Господь Чайтанья даже не знает о том, что у Него на шее гирлянда. Он не носит гирлянду долго, потому что всегда падает и катается по земле. Но для поклонения -- да".
   Я по глупости чувствовала себя плохо, потому что пишу картину с Гаура-Нитай, ведь Нитьянанда -- это Баладева, а Баладева не может войти в сокровенные игры Радхи и Кришны. Гурудев говорил, что нужно поклоняться Радхе-Кришне и Чайтанье Махапрабху, а не Гаура-Нитай. Я была полна таких сомнений и поэтому спросила, как мне относиться к Гаура-Нитай, чтобы это было духе расика и вдохновляло на рагануга-бхакти или враджа-бхакти. Гурудев ответил: "Можешь думать, что Нитьянанда -- это Баладев, а Баладев -- это также Ананга Манджари. Баладев -- акханда-гуру-таттва. Это означает, что все гуру в нашей линии, включая Рагхунатху даса Госвами, Рупу Госвами, Вишванатху Чакраварти Тхакура, все они в Нём, все они -- воплощения Господа Нитьянанды Прабху. А Господь Чайтанья -- это Радха и Кришна, Кришна в настроении Радхарани".
   Каждый год эта картина участвовала в праздничной процессии. Потом мы отправили её в Коста-Рику, чтобы её могли сфотографировать. Теперь у нас есть хорошая цифровая копия, и мы можем держать эту картину одновременно и в Матхуре.
   Однажды я спросила Гурудева: "Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Сарасвати Тхакур и все остальные в нашей линии имеют, по крайней мере, два облика: один в Чайтанья-лиле, а другой -- в Радха-Кришна-лиле. Могу ли я нарисовать Шрилу Бхактивинода Тхакура или Шрилу Сарасвати Тхакура среди миллиона этих киртаний?" Он ответил: "Да". Мой духовный брат, Гирирадж Свами был в это время в той же комнате с нами. И Гурудев отметил, что и он там есть, и я -- там присутствуют все.
   Ещё я спросила (просто чтобы уточнить все детали), нужны ли им караталы. И Гурудев сказал: "Нет, не нужно каратал".
   Когда я писала Панча-таттву, Шрила Прабхупада рассказал мне, что Адвайте Ачарье около 75 лет. Пока я делала картину для Гурудева, он ни разу не попросил меня убрать бороду у Адвайты Ачарьи. Если бы он что-то сказал, я бы, конечно, убрала.

"БХАГАВАД-ГИТА"

   В 1994, или в начале 1995, были закончены и "Сева-кундж", и "Гаура-Нитай". С 1992 по 1995 годы я жила в храме ИСККОН во Вриндаване и оттуда ездила видеться с Гурудевом. Но наступил 1995 год. Вышли постановления Джи-Би-Си, и нужно было выбрать: либо ты остаешься с Нараяной Махараджем и тебя выгоняют из ИСККОН (и ты идешь в ад, Прабхупада отвергает тебя, ты выезжаешь из храма), либо ты не смотришь на его книги, на его фото, не находишься с ним в одной стране, и многое другое, и тогда ты -- человек хорошего качества. И я сказала Гурудеву: "Я выбираю Вас". Он стал мне говорить: "Ты не сможешь хорошо совершать бхаджан, ведь у меня нет места, где тебе остановиться, я не смогу дать тебе нужный правильный прасад". Я ведь жила в храме ИСККОН. "Лучше возвращайся туда. Главное -- помни три вещи: не вовлекайся в менеджмент, деньги и положение".
   Но через год такой жизни я осознала, что он просто обманул меня! Точно так же, как Кришна, который сказал гопи: "Возвращайтесь к мужьям". Я признаю, что он меня обманул. Потом я поехала с Гурудевом в Европу. И сказала Гурудеву: "Теперь я понимаю. Ведь и Кришна велел гопи вернуться, даже если их мужья -- хромые, слепые и злые". И Гурудев с готовностью добавил: "Да-да, и даже если они беззубые и нищие". Так он признал, что я правильно догадалась о той проверке, о том его обмане.
   Тогда Гурудев занял меня в картинах к "Бхагавад-гите". Я снова начала делать наброски, черно-белые, затем цветные, всё показывать ему. Но тут я спросила Гурудева: "Я отвергла целое общество и пришла к Вам. Хотя они устроили большую пропаганду против Вас: пропаганду международную, в факсах, в электронной почте, телефонных звонках и ишта-гоштхи. И почти тоже самое они устроили относительно меня, потому что я оставила всё и ушла к Вам. Я оставила всё прочее ради враджа-бхакти, гопи-премы и пришла к Вам. А теперь Вы просите меня делать картины к "Бхагавад-гите", о битве на Курукшетре?" Гурудев ответил: "Если нарисуешь для меня "Бхагавад-гиту", то обретёшь враджа-бхакти". Другими словами, это не приходит ни с какой садханой. Ни с чем иным, кроме милости гуру.
   Мы совершаем садхану для того, чтобы показать, что искренне хотим служить ему. И, одновременно, молимся о милости. И милость приходит, мы её получаем. Как история о слуге. Шанкарачарья давал лекцию большим ученым мужам, а его слуга стирал одежду. И он обрёл всё знание Вед за своё искреннее служение.
   Я сказала Гурудеву: "Каждый раз, когда я делаю мазок -- я жду и размышляю, ну, и где мне сделать следующий? Потому что не имею никакого представления, где он должен быть. И не могу продолжать. Я одна в своей комнате, рядом никого. И так с каждым мазком. Ни видения, ничего. Хотя я рисую уже 37 лет, или около того, с каждой картиной у меня именно так. Я чувствую, будто рисую в темноте. Никогда не знаю, где именно должен быть следующий мазок. Это трансцендентные вещи за пределами моего понимания. Я стою перед белым холстом, и, несмотря на то, что есть уже рисунок, цветной скетч, набросок, по-прежнему -- всё вот так до самого последнего мазка". И Гурудев ответил: "Не проблема, просто рисуй, а я буду светить. Рисуй под моим светом". Что означало -- просто предайся и я займусь всем остальным. Вот так было сказано, так и происходило.
   Был один преданный, Муралидхар -- прекрасный художник. У него в самом начале произошла похожая история со Шрилой Прабхупадой. Муралидхар спросил Прабхупаду: "Как мне научиться рисовать как Джадурани?" И Прабхупада ответил: "Я сказал ей, как рисовать: Харе Кришна, Харе Кришна... Повторяя мантру, пока рисуешь". Тогда, в 1976 году во Вриндаване Прабхупаде показали мою картину, а он сказал: "В начале она не могла рисовать. Но благодаря шраванам-киртанам-вишнух талант вышел наружу".
   25 лет спустя мы узнали, как прокомментировал тот же стих Гурудев. "Шраванам-киртанам-вишну-смаранам". Это стих произнес Прахлада Махарадж, это первая часть стиха. А вторая: "Тот, кто занят в девяти процессах преданного служения, известен как разумный человек". Именно поэтому Прабхупада цитировал его. С помощью шраванам и киртанам разум и талант выходят наружу. Пумса арпито -- означает отдавать всё. Заниматься с полной преданностью. "Вишну" имеет две ипостаси. Вишайи вишну и ашрая вишну. Когда человек предан Шри Гуру, тогда он получает все благословения. Иначе же Кришна не принимает никакого служения. Итак, гуру благословляет и что-то происходит.

1.Кришна и Арджуна на колеснице

   0x01 graphic
   Картина к "Бхагавад-гите" тоже проехала со мной несколько стран, начиная с Малайзии, во время первого тура Гурудева, это было в 1996 или 1997 годах.
   В 1966 году Прабхупада велел мне рисовать в его апартаментах, и я делала это много месяцев. И точно также сделал Гурудев, попросив меня рисовать на крыльце его комнаты в доме в Малайзии. Каждый раз, выходя из комнаты, он давал мне наставления. Он сказал: "На самом деле у Арджуны тело синего цвета, как у Кришны. Но на картине лучше выглядит, если он золотого цвета, а Кришна -- синего. Поэтому Арджуна остался золотым".
   Гурудев позировал для картины, причем не только когда я рисовала Арджуну и Кришну, он позировал даже для лошадей колесницы. Мне потребовалось много времени написать их правильно: положение ног, морды, глаза, рты и зубы. Гурудев постоянно говорил: "Неправильные зубы, неправильные глаза, неправильные ноги". И продолжал показывать и позировать, пока я не нарисовала всё правильно для его удовольствия. А потом он рассказал, что уши у лошадей внутри синие, и это не ошибка: "Это особые лошади Кришны, и внутренняя часть их ушей -- цвета шьям". Он позировал даже для Ханумана, изображенного на флаге колесницы. И его палица смотрит вниз -- все эти детали пришли от Гурудева, он показал мне, как нужно поставить ту палицу.

2. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур

   0x01 graphic
   Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур на этой картине пишет свои книги, в том числе это "Бхагавад-гита". Тут лежат его рукописи. Гурудев рассказал мне каким должно быть перо: Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур вырезал его вручную, и чернила он делал сам. Рядом стоит кувшин для питья. Сначала я изобразила Шрилу Вишванатху Тхакура более крепким. Но Гурудев попросил сделать его более худым, более аскетичным. Я постаралась это передать.
   За его спиной кунджа. Она выглядит так, будто её кто-то украсил, как обычно на фестивале украшают всё вокруг. Тут украшена арка. Гурудев сказал: "Кунджа украшает себя сама". Там всё обладают сознанием. Они выглядят так, как им хочется. Вринда-деви -- словно хореограф, она регулирует, когда выходят олени, когда поют птицы, какие деревья растут, какие времена года, в какие места идут Радха и Кришна. Она говорит деревьям и птицам: "Вы -- цветёте, а вы -- поёте". Кунджа умеет украшать себя сама. Конечно, иногда это делают служанки Вринда-деви, помещая в кунджу разные параферналии для Радхи и Кришны. Это же делают манджари ("кунджа рати кели сиддхьяй"). Но и кроме них, сам лес украшает себя.
   Я прочитала в книгах Госвами, что некоторые деревья сделаны из изумрудов, их ветви из сапфиров, листья и рубиновые плоды, бриллиантовые цветы, и у некоторых деревьев -- бриллиантовые стволы, они состоят из различных драгоценных камней. А иногда дворик кунджи создан из бриллиантовой пыли. Примерно то же самое в некоторых стотрах говорится о Навадвипе. И я хотела понять, нужно ли рисовать так.
   Я спрашивала подобное относительно предыдущих картин с Гаура-Нитай, Радхой и Кришной с Их спутниками. И Гурудев несколько раз мне отвечал: "Нет. Смысл в том, что бриллианты, драгоценные камни и золото -- это высшее представление о красоте и роскоши, присутствующее в этом мире. Когда где-то говорится, что то или иное сделано из драгоценностей, истинный смысл заключается в том, что всё это состоит из того, что вы не можете себе вообразить. Это не просто цветы. Вы не можете представить себе, как они прекрасны. Поэтому говорится, что они из бриллиантов, просто чтобы дать понять -- это непостижимо для вашего воображения. Поэтому рисуй, как будто это обычный, естественный лес".

3. Санджая и Дхритараштра

   0x01 graphic
   Следующая картина к "Бхагавад-гите" -- Санджая, беседующий с Дхритараштрой, слепым царем. Он рассказывает ему то, что видит в сердце. Они находятся за 90 миль от поля битвы Курукшетра. Прабхупада рассказывал, что сердце Санджаи можно сравнить с телевидением. Санджая говорит царю Дхритараштре: поскольку на поле присутствует Кришна, царь всех мистиков, то противоположная сторона не имеет никакой возможности победить. Всё, что изображено на картине -- это видение, исходящее из сердца Санджаи и входящее в уши Дхритараштре.

4. Вьясадева

   0x01 graphic
   Последняя картина к "Бхагавад-гите" -- это Вьясадева, духовный учитель Санджаи, который рассказывал "Бхагавад-гиту". Вьясадева даёт своему ученику "дивья дхришти". Гурудев объяснил мне, что свет исходит из глаз Вьясадевы. "Дхришти" означает "видение". Таким образом, трансцендентное видение исходит из глаз Вьясадевы и входит в глаза Санджаи.
   Гурудев сказал мне: "Рисуй с помощью моего света". Здесь такая же аналогия, Санджая может видеть благодаря свету своего гуру. Ученик может обрести способность сделать что угодно.
   Два года назад в Баджере, после лекции, я задала Гурудеву вопрос. Брахма считал, что забирает телят и друзей Кришны. Но на самом деле его заставила сделать это Йогамайя, не он сам так захотел. Кришна попросил Йогамайю вдохновить Брахму украсть их. В материальном мире все думают, что делают что-либо, но на самом деле это не так, всё делают гуны природы. И я спросила: "Ладно, Брахма этого не делал. Но, предположим, преданный распространяет книги. Он не думает `я распространяю книгу'. Он просто её распространяет. Просто обычный поступок. Кто же на самом деле распространяет книгу?" И Гурудев ответил: "Гурудев её распространяет. Вы не можете создать даже соломинку. Гурудев делает всё".
   Подобным образом, если кто-то обладает особыми способностями в проповеди, в бхаджане, все это -- просто милость гуру. "Шри гуру чарана падма кевала бхакати садма". Он -- единственная обитель всех уровней бхакти. Все это -- милость гуру.
   На картине с Вьясадевой все детали пришли от Гурудева. Манускрипт, всё остальное. Всё появилось ещё на стадии зарисовок.
  

ВЕНУ-ГИТА

   0x01 graphic
   В 1996 я закончила эту картину и её напечатали на обложке книги Гурудева. Это была первая "Вену-гита", которая вышла на хинди. Вторая, книга на английском, была выпущена в 2000 году, и там была уже другая картина -- я исправила, переписала её, чтобы сделать лучше.
   Оригинал картины находится у Вриндавана Прабху на Гавайях, потому что Гурудев останавливается у него надолго, по нескольку месяцев в год. "Вену-гита" висит там в комнате Гурудева.
   "Вену-гита" является частью "Шримад-Бхагаватам". Вы наверняка читали 21 главу 10 Песни, либо книгу "Кришна" Шрилы Прабхупады, либо первое издание лекций Гурудева по "Вену-гите", либо изданный на английском перевод "Вену-гиты" с хинди.
   Я не могу вам описать, насколько сокровенна эта картина. Гопи находятся не в лесу. Они дома и скорбят, что все остальные жители Вриндавана -- олени, коровы, река Ямуна, облака, Говардхан, камни, телята, полубоги, жены полубогов и девушки пулинди -- получают общение с Кришной. А мы, гопи -- сидим дома и боимся порицания со стороны общества, мужей, и никогда не получим общения с Кришной. Но они получают это общение -- такова природа махабхавы.
   Они обладают такой любовью к Кришне, что считают, что все остальные обладают такой же. И они видят Кришну постоянно -- это анурага, но при этом думают, что никогда раньше Его не видели. Каждый момент -- как в первый раз, таким образом, тут невозможно устать. Прабхупада говорил, что каждое мгновение новее предыдущего. Гопи скорбят и прославляют всех обитателей Вриндавана.
   Во рту у коров -- трава, но они слышат флейту Кришны и уже не жуют траву, трава вот-вот выпадет у них изо рта; они навострили уши и слушают флейту.
   Интересно, что Гурудев позировал и для коров. Он показывал, какими должны быть уши: они должны быть подняты, как чашки, потому что принимают в себя нектар флейты Кришны. Сладостный звук флейты Кришны -- сердце Кришны, входит через уши в сердце, и тогда коровы в ватсалья-бхаве обнимают Кришну в своем сердце.
   А у телят изо рта струится молоко, они тоже слушают флейту -- и забывают проглотить молоко. Телята тоже теряют внешнее сознание.
   Гурудев сказал, что Баладев должен идти впереди, потому что Он старший, как отец. Он пастушок и обладает ватсалья-бхавой, поэтому, как старший, Он не должен тут находиться. По этой причине Баладев уходит вперед, оставляя Кришну в середине, за ним следуют другие старшие пастушки. Но Он смотрит назад.
   Я спросила Гурудева, почему он держит в руке воловий рожок, это же рог быка. Разве это не насилие? И Гурудев ответил: "Нет, это просто напоминает воловий рог, а на самом деле он сделан из листьев". Поэтому посмотрите: рожок здесь зеленого цвета.
   Жёлтые цветы за ухом у Кришны -- тоже пришли от Гурудева. Он объяснил нам, как выглядят цветы карника: они похожи на колокольчик. И Гурудев перекладывал их от уха к уху, и при этом сам поворачивался в разные стороны. Положение цветов за ухом зависит от того, где находятся гопи. Кришна всегда показывает им знаки, цветок -- это знак. Он всегда старается привлечь девушек.
   И веревки -- у Кришны их две. Одна в волосах, чтобы связывать коровам ноги, вторая -- лассо, чтобы они стояли смирно. Также веревки предназначены, чтобы показать гопи: Я хочу связать и вас тоже. Он этого, конечно, не делает, это просто внутренний смысл. Во всем, что делает Кришна, есть внутренний смысл.
   Внизу изображена вода Ямуны. Гопи скорбят, что не могут предложить Кришне цветы, и река Ямуна своими волнами, как руками, предлагает Кришне цветы. Её воды закручиваются вокруг стоп Кришны. Вода предлагает поклоны Кришне. Гурудев на это тоже указал.
   В середине картины нарисованы олени. На первой версии картины, к книге на хинди, если вы посмотрите, то увидите, что олени расположены по другому. Гурудев сказал мне: "Расположи оленей так, чтобы чёрный стоял позади золотого". Чёрный -- это муж, а золотой -- жена. Гопи скорбят, что мужья не отпускают их. Если у вас есть мужья и жены, или даже друзья и родственники, вы понимаете, как это тяжело. Итак, гопи скорбят: "Наши мужья стоят с палками, и мы не можем выйти". А мужья олених думают: "Моя жена более продвинута, чем я, поэтому мы будем просто следовать за своими женами, они намного ближе к Кришне. Мы будем просто следовать по их стопам". Гопи скорбят, что мужья олених следуют за своими женами, а мужья гопи -- нет, они против.
   В книге было описано павлинье перо, "подобное радуге". И я принесла с Лой Базара один веер и попросила Гурудева показать, как именно Кришна вставляет такое перо в волосы. Павлинье перо находится сбоку в Его прическе, и Он смотрит на Радхарани.
   Рядом с Радхарани стоит гопи, она держит Радхарани сбоку за талию и видны три её пальца. В 1995 году в Дели, я заканчивала картину и вскоре должна была уехать -- это был тот самый раз, когда Гурудев обманул меня, я уже рассказала об этом -- тогда я указала Гурудеву на эту гопи, держащую Радхарани за талию -- спросила, всё ли в порядке? И Гурудев ответил: "Да, потому что она думает, что если не будет удерживать Радхарани за талию, эта талия переломится, такая она тоненькая. Радхарани, когда видит Кришну, начинает покачиваться, теряет равновесие и может упасть. Поэтому она держит Её за талию". И по этой же причине манджари делают из цветов пояс, они хотят, чтобы талия Радхарани не переломилась.
   Мальчики-пастушки, которые находятся впереди -- уходят, а те, что позади (для них Гурудев тоже позировал) -- кричат: "Кришна, Кришна, посмотри на нас! Смотри, что мы делаем!" Они играют, хотят, чтобы Кришна подождал их. Таким образом, образуется пространство между теми мальчиками, что позади, и теми, что ушли вперед. А тем временем гопи, находясь в своих домах, погружёны в свой бхаджан, в мантру, которая описывает Кришну в лесу. И мы знаем её. Это не просто мантра.
   Существует пять стадий в повторении маха-мантры и, в особенности, гаятри-мантры. Мантра -- это не молитва, а Божество мантры. Божество -- это Кришна во Вриндаване. И их мантра содержит в себе всё, о чем они поют. И они входят в эту мантру, погружаются, и попадают в лес, в кунджу.
   Один из стихов (Бхаг., 10.21.7), акшанватам пхалам идам: любой, у кого есть глаза, не найдет лучшего зрелища. Совершенство для глаз -- видеть Кришну и Балараму. Гопи стараются скрыть тот факт, что интересуются только Кришной, поэтому говорят и о Балараме, чтобы их никто не критиковал. Совершенство для глаз -- видеть Кришну и Балараму, которые идут через лес и играют на флейте. Более глубокий смысл, данный нашими ачарьями и который дал нам Гурудев: совершенство для глаз -- видеть Радху и Кришну, это более глубокий смысл. Сначала -- это Кришна и Баларам, потом -- просто Кришна, если это настроение гопи, и -- Радха и Кришна -- это настроение манджари. Совершенство для глаз -- видеть Радху и Кришну.
   На картине нет других гопи, есть только Радха и её помощницы. Они обмениваются взглядами: таково совершенство глаз. Глаза того, кто не видел этой картины, кто не видел, как они обмениваются взглядами -- бесполезны, и головы тоже бесполезны, в жизни нет смысла. Настоящий бхаджан -- думать, плакать о том, что пока я не обрету этого даршана -- моя жизнь бессмысленна. Если вы посмотрите на эту картину в большом формате, то поймете, что картина постоянно привлекает взгляд.

ГИТА-ГОВИНДА

   0x01 graphic
   Все предыдущие картины были закончены, мы были в Малайзии, и Гурудев велел мне перестать рисовать до конца жизни. Он сказал: "Это тебя разрушит, всё из-за химических испарений". Тогда я перестала писать. Но прошло три года, и Гурудев сказал: "Я готовлю "Гита-говинду" на хинди. Мне нужны рисунки к каждой главе. У нас есть бенгальские рисунки, которые были сделаны прежде. Но они нарисованы очень плохо и неправильно: иногда на фигурах нет одежды -- а это полностью неприемлемо. К тому же, часто не ясно, что именно происходит на картинках".
   Гурудев велел мне взять старые иллюстрации и использовать их как основу для новых. Затем он поехал в одну страну, я -- в другую. Я не видела Гурудева месяцами, но всё это время рисовала.
   У меня было английское издание "Гита-говинды". Я решила спросить, можно ли пользоваться такой книгой. Гурудев ответил: "Нет, не надо. Она тебе не поможет". Однако я решила, что, может быть, немножко можно это использовать. Так, видя перед собой бенгальские рисунки, а потом читая ту книгу, я смогла хотя бы предположить, что именно мне рисовать. У меня получились красивые рисунки, которые я считала главами "Гита-говинды".
   Через месяц я встретилась в Лос-Анджелесе с Гурудевом. Но ему ничто из нарисованного мной категорически не понравилось.
   Потом наступило очень трудное для меня время. Каждый раз, когда я шла к Гурудеву -- он шел в другом направлении. Каждый раз, когда я показывала свою очередную попытку -- он был полностью недоволен. Я всё больше и больше расстраивалась. Я старалась, использовала даже чернила, ему опять не нравилось. Потом, в конце концов, что-то стало получаться.
   Гурудев, можно сказать, размешивал масло на огне. Это масло должно было превратиться в гхи. Но масло (то есть я) совершенно не знало, что с ним делают. Управлял всем он. Всё кипело, варилось, вся грязь выходила из него. И только он знал, что именно происходит.
   Большинство из этих картин созданы в переездах, в путешествиях из одной страны в другую. Чаще в поездках с Гурудевом, но порой и без него. Иногда я рисовала в Баджере, иногда в Лос-Анджелесе, иногда в какой-то новой стране, потом в Индии. Постепенно всё обретало форму. Когда я показала Гурудеву последний вариант, он полностью отличался от бенгальского оригинала, на котором Кришна выглядел шестилеткой, а героине -- будто глубоко за пятьдесят. На том первоначальном рисунке не было никакого леса, сцена происходила перед домом, на ступеньках, а за дверью зияло пустое пространство. Плохой рисунок.
   Во время долгого даршана в Нидерландах, Гурудев дал мне указание поместить Их в уединенное место в лесу. Я спросила, что там происходит. Он ответил: "Кришна знает, что Радхарани идёт с горшком за водой на Ямуну. Он оказывается у Неё на пути, одиноко смотрит на Неё и говорит: "О, вижу, у тебя два таких тяжелых горшка, помочь тебе?" А она отвечает: "Нет, спасибо. Я целомудренная домохозяйка, а ты просто мальчишка"". На другом рисунке Кришна скорбит в разлуке с Радхарани, а сакхи старается успокоить Его, чтобы Он почувствовал присутствие Радхарани, с которой вскоре сможет встретиться.
   В бенгальских оригиналах, которые дал мне Гурудев, у каждой картинки были заголовки. И Гурудев объяснял мне все эти заголовки.
   На следующем рисунке -- уже конец книги, Они, наконец, встречаются. Это очень интересный рисунок, мы использовали бенгальскую картинку, но мне было очень трудно понять, что там происходит. Когда рисунок был готов, я показала его Гурудеву (это было в Англии, в Бирмингеме) и спросила: "Мне кажется, это не в Вашем настроении. Радхарани выглядит так, будто подчиняется, а Кришна -- будто занимает более высокое положение". Тогда Гурудев ответил: "Нет-нет-нет, всё совсем не так. Радхарани отдыхает на ноге Кришны и говорит: "Ты снова собираешься меня оскорбить?" А Кришна отвечает: "Нет, не буду! Обещаю!" -- "Действительно?" -- "Правда!" Так что Она не занимает подчиненное положение, просто они так беседуют".
   А это -- сакхи, которая успокаивает Шримати Радхику в разлуке. Тогда Гурудев сказал, что хочет собрать команду художников (совсем как Шрила Прабхупада), чтобы они помогали делать эти картины. В каждой стране мы встречали новых художников, которые были полностью неопытными и ничем подобным раньше не занимались. Но Гурудев вдохновил их быть участниками большого проекта, играть свою роль и делать рисунки, в том числе чернилами. Так что в создании этих рисунков участвовало очень много преданных.
   На одном из рисунков Кришна умоляет Радху о милости, то же настроение, что и на картине "Сева-кундж". Когда эта картина, уже не рисунок, а картина, была почти готова, Гурудев поднял её вверх.. и сказал, что приглашаются все, кто может помочь в производстве картин. Это было на Картику, в 2003 году.
   "Гита-говинда" вся состоит из разговоров. Это разговоры между Радхой и Её сакхи, Кришной и Его сакхи, Радхой и Кришной. Есть даже Кришна, который разговаривает с Радхой, которой там нет -- потому что Он в состоянии разлуки и видит Её спхурти.
   На одном рисунке сакхи говорит: "Кришна, кажется, Ты пытаешься убить Радхарани, Она так страдает в разлуке с Тобой. Она готова умереть, если Ты сделаешь что-то", -- сакхи всячески ругает Кришну. А на другом рисунке разлуку испытывает Радхарани, а Кришна приходит к ней как спхурти, видение, которое не отлично от Него Самого. Дальше, на следующей иллюстрации, Радхарани притворяется, что не хочет идти и встречаться с Кришной, а Её сакхи настаивает и практически тащит Её, говоря, что Он умрет, если Она не придёт. Гурудев говорил мне, что все эти лилы происходят на Радха-кунде и днём.
   На следующей картинке всё выглядит так, будто Они счастливо идут через лес. Но Гурудев объяснил мне, что на самом деле Радхарани внезапно понимает: "Мне не стоит здесь быть. Это нецеломудренно! Ты распутник!" -- а Кришна старается Её удержать. Она всегда всё усложняет для Кришны, не бывает просто. И Ему в миллионы раз приятнее, когда приходится больше стараться.
   Когда черно-белые рисунки для "Гита-говинды" на хинди были готовы, Гурудев сказал: "Возможно, вот эти три выглядели бы лучше в виде картин". Я, конечно же, сказала: "Это зависит от вас". И он попросил: "Если можешь, сделай из них картины. Отдай рисунки разным преданным, чтобы они помогли". И мы приступили к этим трем картинам.

1.Манини Радха

   0x01 graphic
   Картина "Манини Радха" была готова к Картике. Гурудев сказал: "Она выглядит как пака-бриджабаси. Истинная девушка Враджа. Её рука -- идеальна. Она занята как раз тем, что сделала бы девушка в мане -- скребет ногтями землю, пока злится". Даже ямочка на локте на этой картине появилась благодаря Гурудеву. Игра, которая тут происходит подобна той, что происходит в Сева-кундже, этой игре посвящена целая глава в "Гита-говинде".

2. Джая Шри

   0x01 graphic
   Когда картина "Джая Шри" была уже на половину готова, мы показали её Гурудеву. Это было в Хьюстоне, мы показывали её на фотокамере. Гурудеву понравилось, он сказал: "О, Радхарани такая красивая".
   Гурудев хотел, чтобы мы сделали чоли Радхарани синим, потому что Она покрыта цветом Кришны. Я попыталась сделать чоли синим, но, поскольку было уже довольно поздно что-то исправлять на полотне, весь синий цвет просто ушёл вглубь холста, исчез, ничего не вышло. Тогда Гурудев сказал: "Хорошо, оставь чоли красным, но измени оттенок, сделай его другого оттенка, чем юбка". Поэтому на картине такие цвета.
   Вкратце об истории, которая тут показана. В "Гита-говинде" этому посвящена целая глава. После того, как Кришна обидел Радхарани на танце раса, окружив себя множеством гопи, Радхарани ушла. И Он немедленно наполнился раскаянием и начал Её искать. Это одна из тем "Гита-говинды". Он стал искать Её, чувствуя себя очень плохо из-за того, что обидел Её. Кришна всё больше и больше погружался в разлуку, печаль, горе. И тогда начал видеть Её, это видение появлялось и исчезало.
   Преданный в бхава-бхакти, например Шрила Рагхунатха дас Госвами, молится и плачет о том, "когда же Шримати Радхарани позволит мне служить Ей", и перечисляет при этом разные ситуации. Например, ситуация, когда Кришна расписывает стопы Радхики, а она, стремясь увеличить жажду Кришны, скажет: "О, Он -- плохой художник, новичок, он это умеет плохо. О, Рати, сделай это сама, забери у Него кисточку". И Рати Манджари отталкивает Кришну в сторону. Кришна полностью беспомощен, он полностью под контролем манджари. Он беспокоится и не может за Себя постоять. И кисточка в Его руке дрожит, поэтому Он "плохо рисует". Рати забирает у Него кисточку, и Кришна растерян: "О, ты забираешь Моё служение". Он выглядит беспомощно, не может вернуть это служение Себе. Очень аккуратно и внимательно Рати начинает расписывать, украшать, стопы Радхики. И тут, внезапно: исчезает краска, исчезает Радхарани, вся сцена исчезает, и Рагхунатх дас Госвами обнаруживает себя в одиночестве на берегу Радха-кунды. И он начинает плакать и кататься по земле. И тогда произносит стих, а потом к нему приходит следующее видение.
   Даже на уровне бхава-бхакти есть небольшие препятствия, чтобы видеть Кришну, когда вы переходите из внутреннего сознания к внешнему, и вновь к внутреннему, и наоборот. На уровне премы эти препятствия исчезают. Есть множество препятствий во всем, что находится ниже уровня премы, включая этот материальный мир. А там, в духовном мире, в преме, в васту-сиддхи -- полное совершенство. Кусочки этого полного совершенства, его отражения, нисходят сюда. Как, например, шраддха -- начало бхакти, без шраддхи не будет премы. Подобно этому, есть шраддха, ведущая к маданакья-преме, и есть ништха, ведущая к этому же уровню.
   Итак, Кришна погрузился в разлуку и начал видеть облик Радхи. Это видение появлялось и исчезало. Он чувствовал Её присутствие. Но даже видя этот облик, Он начинал думать, что умрёт от разлуки и всё исчезало. Но сразу приходило другое видение.
   Описание этой сцены в "Гита-говинде" не соответствует картине. Точная сцена такова: Кришна настолько погружён в видение, что входит это видение. Он забывает, что Радхарани тут нет, потому что Он сейчас здесь, с Ней, в Своей разлуке. Точно так же преданный совершает бхаджан и полностью погружается в бхаджан, в мантру.
   В "Гита-говинде" это описано следующим образом. "Шри Кришна описывает Своё состояние разлуки: "Все, что Я чувствую в разлуке с Радхой, Она тоже должна чувствовать. Через какое количество беспокойства и горя Она должна проходить! И Моя ошибка -- причина этой боли. Из-за меня Она так сильно страдает. Когда Я встречу Её вновь, то не знаю, как Она отреагирует, как выразит гнев, ревность и боль? Интересно, что Она говорит своим близким подругам? Она, должно быть, обвиняет Меня: "Он так жесток и бессердечен!". Но Я скажу Ей: "О Радха, без Тебя Моё богатство, друзья, коровы и дом -- все кажется незначительным"". Он воображает Себе разговор, так же как это делают люди в этом мире, но почему? Потому что джанмадьясья ятаха -- всё, что здесь есть, имеет причину и полноту там. Это бхаджан. Бхаджана-крия. Бхаджана-крия начинается здесь и не останавливается там.
   "Мои мысли сосредоточены на разгневанном лице Радхи. Оно подобно красному лотосу, а Её чёрные изогнутые брови подобны рою жужжащих черных шмелей. Сейчас Я могу осознать непосредственное и постоянное присутствие Шри Радхи, и могу глубоко обнять Её в храме Своего сердца. Почему Я бессмысленно скорблю о Ней и почему постоянно ищу Её, брожу из леса в лес?"
   В разлуке Кришна обретает спхурти Радхи в глубине Своего сердца. Он думает: "Я вижу Её здесь, в Своём сердце, так зачем Я скорблю?" При этом Он скорбит, потому что не может найти Её здесь, в лесу. "О Радха, Я отвернулся от Тебя, чтобы поиграть с другими враджа-гопи, и Твоё сердце теперь полно ревности, потому что Ты считаешь себя выше. Ты огорчена, потому что Я так себя повел, и теперь Ты ушла куда-то. Если бы Я знал, где Ты, то коснулся бы Твоих стоп и умолял бы о прощении. Я вижу, что Ты исчезаешь и появляешься. Почему бы Тебе меня не обнять, как Ты делала прежде, под влиянием любви?" Итак, разлука и встреча идут рука об руку.
   "О прекрасная! Пожалуйста, прости Меня. Я никогда больше так не поступлю. Пожалуйста, покажи Мне Своё лицо! Я измучен любовью к Тебе".
   "О Анарига, бог любви, ты так мучаешь Меня, потому что думаешь, что Я -- Господь Шива? Почему ты так жесток? Это не царь змей Васуки на Моей шее, а ожерелье из стеблей лотоса. Это не яд в Моей шее, а гирлянда из синих лотосов. Это не пепел на Моем теле, а сандаловая паста. Прочь отсюда, ты поймал Меня по ошибке, так что перестань поражать Меня своими ужасными стрелами". Он сходит с ума. А на этой картине он так поглощен разлукой, что живет в своем видении. Он -- адвайя-гьяна-парат-таттва. Он один такой, его мысли не отличны от Него самого. То, о чем Он думает -- это реальность. Он приходит в то самое место, где Она обычно набирает воду. Он знает, что Она должна туда прийти. И говорит: "О Радха, я вижу у Тебя два больших тяжелых горшка. Помочь Тебе их нести?" -- "Нет, спасибо. Меня не интересуют распутники. Я -- целомудренная замужняя девушка".
   В каждой картине заключено множество игр.
   После того, как Кришна старается утешить и успокоить Радхарани, а Она отвергает Его, Он уходит, а Она скорбит. Поскольку происходит тысячи, миллионы разных игр, бесконечное количество в одной и той же сцене, Она сидит у Радха-кунды или в кундже.

3. Радха одна

   0x01 graphic
   Кришна обидел Радхарани, потому что вокруг Кришны было много других гопи. Она ушла и скорбит в своей кундже, а Он не приходит встретиться с Ней. Она на Радха-кунде и думает: "Кришна пришёл ко Мне, это было так красиво -- лотосные глаза, слёзы. Он испытывал разлуку и умолял простить Его, быть милостивой. Но Я отослала его прочь, отвергла. А теперь -- какой смысл в Моей жизни, молодости, красоте, украшениях. В них нет ценности, если Он на них не смотрит".
   Радхарани представляет себе, как говорит со Своей сакхи. При этом Она не говорит ни с кем, а просто думает об этом. В своем воображении Она посылает сакхи привести Кришну, потому что не может без Него: "Даже хотя Он обидел Меня, Я не могу жить без Него, поэтому, пожалуйста, приведи Его сюда". И сакхи уходит, но вскоре возвращается. Что бы сакхи не сказала, Радхарани воображает, что та имеет в виду одно: "Я хотела увидеть Кришну, но Он не интересуется Тобой. У него сейчас рядом много других гопи". И Радхарани представляет это себе и думает, что сейчас какая-то прекрасная юная гопи делает что-то вместе с Кришной. А другая делает вот это, а Кришна делает что-то ещё, и говорит вот это, а теперь вот так улыбается.
   На самом деле, когда Она скорбит -- она просто вспоминает Свои игры с Кришной. Радхарани думает об этом всё больше и больше, и это начинает происходить на самом деле. Она переживает это так же, как Кришна, в разлуке. И при этом Он не приходит к Ней, потому что не может: Он потерялся, где-то скитается. Или Его состояние -- ашта-саттвика-бхава, когда невозможно пошевелиться, полная обездвиженность, состояние, похожее на смерть. Итак, Он чувствует разлуку с Ней, а Она -- разлуку с Ним, но Они не могут встретиться. Она бежит Ему навстречу, но не может пошевелить ногами.
   Поэтому она просит сакхи привести Его, но сакхи этого не может сделать. Радхарани представляет себе ответ сакхи. Так она живет внутри близких игр с Кришной, воображая, что это происходит с другой гопи, и при этом одновременно чувствует разлуку. И одновременно ощущает экстаз маданакья-махабхавы.
   Итак, Она здесь одна у Радха-кунды. Радха-кунда, как мы знаем, неотлична от Радхарани. Её эмоции вечны, и воды кунды -- такие же вечные. Она говорит: "О, Мои красота и юность -- совершенно бесполезны, потому что Хари не пришёл в лес к назначенному времени. Моя подруга меня обманула. У кого же мне принять прибежище! О, сакхи, ты говорила, что сразу же приведешь Его. Ты сказала, чтобы Я просто подождала здесь. Но даже ты Меня обманула! Ты сказала, что вернешься в рощу до восхода луны, но луна уже высоко на небе!"
   Радха и Кришна -- это единственная реальность. И земля, и луна, и шмели. и всё остальное --исходят из Радхи и Кришны. Как Вриндаван, Арадхья Вриндаван, достоин поклонения наравне с Кришной, потому что всё это вдохновляет Их на игры. Кришна сравнивается со шмелем, потому что шмель берёт нектар на цветке и сразу его покидает, будто тот и не существовал, и летит к другому. Кришна такой же, поэтому его зовут Мадхусудана. Луна здесь присутствует только ради игр. Там не нужна Луна на небе. В "Гите" говорится, что в той обители нет нужды в свете луны или солнца.
   "Моя юность и красота -- бесполезны". "Без служения Гурудеву -- моя жизнь не имеет смысла. Только когда ты почувствует подобную разлуку и свою бесполезность в сравнении с Гурудевом, тогда ты сможешь понять это в отношении Радхи и Кришны", -- говорил Гурудев, желая подвести нас к этому.
   "Моя юность и красота -- бесполезны, потому что если бы они имели цену, то Он наверняка был бы здесь. Я сижу в глухом лесу, темной ночью, в надежде встретить своего возлюбленного. Куда мне идти? Лучше умереть. Сколько мучений Я смогу вынести?"
   Я не буду читать полное описание этой книги, вы можете прочитать её сами более подробно, потому что не всё в ней предназначено для публичного чтения.
   Меня спрашивали про цвет сари Радхи. Это цвет анураги, огромной привязанности. Мы советуемся с Гурудевом и используем разные оттенки. Иногда они зависят от света луны: светлее, когда луна полная, чтобы никто Её не увидел. В тёмную ночь Она носит тёмное, тёмно-синее, украшения из сапфиров, множество украшений на лице -- чтобы слиться с тёмной ночью, чтобы никто Её не смог увидеть, когда Она пойдёт через лес. Когда приходит время Джулан-ятры, она одевается в пять разных цветов.
   В Малайзии во время разговора с Гурудевом от сказал: "Эти картины настолько ценные!" И вы можете понять, почему: ведь они изошли из сердца Гурудева.
   Относительно "Сева-кунджа" он говорил: "На самом деле, они пришли не из моего сердца, а из сердца Рупы Госвами. Точнее, даже не из сердца Рупы Госвами -- из сердца Кришны, потому что это Он думает: "О, я должен что-то сделать". Но если быть ещё более точным, это не сердце Кришны. Всё это -- сердце Шримати Радхики, потому что Она вдохновляет Его мыслить определенным образом". Но для этого мира -- эта картина изошла из сердца Шрилы Гурудева.
   Итак, в Малайзии Гурудев сказал: "Эти картины настолько ценные, дурлабха, в течение столь долгого времени они были недоступны, а теперь они есть". Я постоянно думала, что же он имел в виду, и уже в Австралии задала вопрос: "Что Вы имели в виду, говоря, что картины были недоступны? Вы не хотели бы, чтобы они были доступны? Эти игры слишком сокровенные? И кому мы можем их давать?" И Гурудев ответил: "Любому, кому они нравятся -- можете им их давать. Потому что шраддха, вера, делает вещи ценными. Их оценят".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"