Аннотация: Нори Мустер написала этот рассказ в 1991 году во время семинара по художественной литературе журнала "Writer's Digest".
Духовное лето
Нори Мустер
Нори написала этот рассказ в 1991 году во время семинара по художественной литературе журнала "Writer's Digest".
Несколько слов от автора
"Духовное лето" -- исторический вымысел. Это история любви, действие которой происходит в 1979 году, в обстановке, лишенной любви. Я хочу поблагодарить моих многочисленных учителей по писательскому мастерству, редакторов и консультантов за то, что они вдохновили меня написать эту историю.
Нори Мустер
- Духовное лето -
Глава первая
-- Один билет до Сан-Франциско, пожалуйста, -- сказала Сэнди Эдинбург, копаясь в рюкзаке. Она достала бумажник, чувствуя себя маленькой и потерянной после запутанного дня, приведшего её в итоге в этот аэропорт.
-- Билет в одну сторону? -- спросил агент по продаже билетов.
-- Да. К сожалению, -- ответила Сэнди, откидывая в сторону тонкие каштановые волосы, чтобы подписать несколько дорожных чеков.
-- Не унывайте. Сан-Франциско -- отличный город, -- сказал мужчина, сверяясь с расписанием. -- Ваш рейс в 6:30, выход 16. Туда, -- добавил он, указывая на вестибюль.
Сэнди влилась в оживленный людской поток. Какой смысл ехать сейчас домой? Она и её (теперь бывший) парень расстались сразу после выпуска. Выпускной год выдался отличным, но он собирался поступать в Университет Дрю в Нью-Джерси, а она -- в Калифорнийский университет в Санта-Барбаре. И прежде чем разъехаться на лето, они по его инициативе покончили со всем.
Она вспомнила события сегодняшнего утра в "Йогической школе искусств Топанга-Каньона". И, прежде всего, страдания учителей, узнавших, что их пожилой индийский гуру умер. В школе обучали графике, живописи и скульптуре. У них была хорошая репутация в мире искусства. Сэнди было жаль, что их гуру умер. Но казалось несправедливым, что его последователи решили вот так просто закрыть школу и отправить всех учащихся по домам.
Подойдя к нужному выходу, она поставила рюкзак на кресло и села. Глядя на свой билет и ожидая открытия стойки регистрации, она чувствовала опустошение и подавленность. Ей было сложно сосредоточиться из-за постоянного перемещения людей по терминалу. Мысли о доме нахлынули на неё. Скоро она прилетит и позвонит маме, чтобы та забрала её.
Сэнди пыталась развлечься, наблюдая за людьми, и представляя, куда они могут направляться, и не окажется ли их лето хуже, чем её собственное. Взгляд остановился на двух девушках, расположившихся прямо на полу возле колонны. Они сидели, будто на пикнике: с сэндвичами и едой в пластиковых контейнерах. Их простая одежда -- брюки и блузки -- выглядела так, словно была куплена в секонд-хенде. Одну девушку украшала длинная светлая коса, вторую -- короткие рыжие волосы и веснушки. У обеих имелись большие наплечные сумки, но при этом, почему-то, казалось, что они никуда не едут. Доев свои бутерброды, они поднялись и куда-то ушли.
Сэнди снова посмотрела на билет и повернулась к стойке, проверяя, не началась ли регистрация на рейс.
Через некоторое время те девушки вернулись. Они обращались к проходящим мимо пассажирам и останавливали их, заговаривая о чем-то. Сэнди удивленно уставилась на них. Внезапно рыжая девушка, словно заметив её внимание, направилась прямо к ней. Незнакомка достала из заплечной сумки какой-то журнал и -- вложила его прямо в руки Сэнди.
-- Это вам, мисс, -- сказала она.
Сэнди, не понимая, что происходит, взглянула на журнал, потом на девушку.
-- Сегодня мы дарим их самым духовным людям в этом аэропорту, -- сказала рыжая.
-- Я? Духовная? -- удивилась Сэнди. -- Ну, может быть и так.
-- Безусловно Вы такая, -- сказала рыжая, вытаскивая из сумки новые журналы. -- Каждый человек -- духовная душа, неотъемлемая частица Бога. Дело в том, что мы собираем средства на печать таких книг и журналов. Не могли бы Вы чем-нибудь помочь?
Сэнди достала из сумочки доллар и протянула руку:
-- Этого достаточно?
-- Ну... на самом деле, большинство людей сегодня стараются дать нам хотя бы пять.
-- О..., -- Сэнди снова открыла бумажник и достала пятидолларовую купюру. -- Вот, пять долларов.
-- Спасибо, -- поблагодарила девушка, убирая обе купюры, пять и один, себе в сумку. -- А теперь позвольте мне подарить Вам книгу. Книгу получает каждая добрая душа, которая жертвует минимум шесть долларов, -- она вытащила толстый том в твердом переплете и вложила его в руки Сэнди.
К Сэнди постепенно пришло узнавание.
-- Я такое уже видела, -- сказала Сэнди, рассматривая обложку с индуистским Богом Кришной. -- Я помню эту книгу. Моя тетя Трина дарила мне её, правда давным-давно. Наверное, она у меня где-то до сих пор лежит. Это книга "Общества Кришны", не так ли?
Она вспомнила, как Трина часто рассказывала о преданных из "Общества Кришны". Когда Трина училась в Беркли, кришнаиты приходили в её кампус петь мантры. Потом кто-то из "Общества Кришны" провёл в кампусе семинар, и Трина на нем побывала. А потом даже провела неделю в их храме.
-- Значит, Вы знакомы с "Бхагавад-гитой"?
-- "Бхагавад-гитой"? Ну, да. Это как индуистская Библия, верно? В этом участвовала моя тетя. Она была в Беркли, в группе "Общества Кришны".
-- Да? Не возражаете, если я посижу здесь немного? Очень редкие души знают о Кришне.
Рыжая села на свободное кресло рядом с рюкзаком Сэнди, поставив тяжелую сумку с книгами на пол, и продолжила:
-- Все в материальном мире вечно торопятся. Вот, к примеру, аэропорт. Каждый здесь мечется, не зная, что на самом деле важно для вечной души. Собственно говоря, а Вы куда сейчас направляетесь?
-- Еду домой из "Йогической школы искусств Топанга-Каньона".
-- У нас в Топанга-Каньоне тоже есть центр, -- усмехнулась женщина.
-- Это художественная школа. Так вышло, что она закрылась. Наш гуру внезапно умер.
-- А, это, наверное, ашрам Гуру Свами в Топанге? И при нём художественная школа, верно?
-- Да, это "Школа искусства и йоги Гуру Свами". Так или иначе, занятия отменили и велели нам уезжать, потому что Гуру Свами умер.
-- Умер?
-- Да, и нам всем пришлось разъехаться. Я бы все отдала, лишь бы не возвращаться домой.
Девушка на мгновение опустила голову, словно погрузившись в размышления. Потом она посмотрела на Сэнди в упор и, по-прежнему улыбаясь, произнесла:
-- Почему бы Вам не пожить в нашем ашраме несколько дней? Вдруг понравится? У нас есть художественный департамент, Вы сможете брать уроки рисования. В таком случае Вам не придется возвращаться домой сразу. И у нас тоже есть гуру.
-- Но я же... -- Сэнди сделала паузу, оценивая все варианты. -- Всё дело в том, что... -- она снова замолчала. -- Что это за место?
Явно довольная любопытством Сэнди, женщина рассказала о храме. Она пообещала, что Сэнди сможет встретиться с художниками, которые занимаются иллюстрациями для книг "Общества Кришны", и, возможно, будет брать уроки рисования. Это было бы чудесно. Девушка предложила подвезти Сэнди до храма и пообещала, что там её будет ждать комната.
-- Кроме того, -- добавила рыжая, -- что Вам терять? Вы же говорите, что ни о чём особо в Сан-Франциско не скучаете.
"Да, абсолютно ни о чём", -- мысленно согласилась Сэнди.
Девушка объяснила, что в шесть часов приедет храмовый минивэн с книгами, и Сэнди может пойти вместе с ней, дождаться машины, и та подвезёт прямо до храма.
Сэнди последовала за своей новой знакомой. Они вышли из здания аэропорта на улицу и повернули к автомобильной полосе. Сюда подъезжали машины, делали остановку и сразу уезжали. Здесь царила суматоха и шум, сотрудники охраны кричали и дули в свистки, торопя простаивающие автомобили. События долгого дня вкупе с выхлопными газами вызвали у Сэнди головокружение и она села на скамейку.
Женщина из "Общества Кришны" некоторое время наблюдала за подъезжающими машинами, прежде чем увидела нужный минивэн. Разглядев его, она подняла руку и помахала водителю, подзывая подъезжать к обочине. Потом повернулась к Сэнди и крикнула: "Вот он!"
Около них остановился белый "Додж". С водительского сиденья выскочил юноша в синих джинсах, кроссовках и оранжевой футболке. Он выглядел молодо -- лет девятнадцати или двадцати, с короткими каштановыми волосами и кришнаитским хвостиком на макушке. Подбежав к тротуару, юноша открыл дверцу фургона. Внутри были видны десятки коричневых коробок.
-- Сколько книг на этот раз? -- спросил парень. Затем он заметил Сэнди, которая стояла, держа рюкзак и приготовившись сесть в машину, и улыбнулся. Его бодрый взгляд и улыбка успокоили Сэнди.
-- Давай три коробки журналов и четыре коробки книг, -- ответила рыжая. Он начал выгружать коробки на тротуар.
-- Новенькая преданная? -- спросил он, кивнув в сторону Сэнди.
-- Это Сэнди. Отвезешь её в храм?
Юноша быстро закончил разгрузку, и Сэнди, не успев опомниться, уже сидела в машине и махала женщине, оставшейся на тротуаре с семью коричневыми коробками.
-- А как она потащит всё это? -- спросила Сэнди.
-- О, не волнуйтесь, -- сказал парень, прокладывая курс через поток транспорта. -- Возьмет тележку для багажа.
-- Ах, да.
-- Кстати, меня зовут Джефф Миллер. Я ещё не инициирован. А ты Сэнди, верно?
Джефф ехал быстро, лавируя в вечернем потоке машин. Солнце только что село, и воздух был горячим и всё ещё густым от автомобильных выхлопов. Какая-то машина вдруг остановилась перед ними. Чуть не врезавшись, Джефф резко затормозил.
-- Харе Кришна! -- выдохнул он.
Сэнди, которая успела ухватиться за дверь и потолок, произнесла:
-- Хорошо, тормоза сработали.
-- И ведь я поклялся, что никогда не вернусь в Лос-Анджелес. Уеду навсегда. Но вот я здесь!
Сэнди откинулась на сиденье и перевела дух:
-- Откуда ты приехал?
-- Из Санта-Барбары. Я вырос здесь, в Долине, но поступил в колледж в Санта-Барбаре.
-- А я осенью должна пойти в колледж в Санта-Барбаре! Какое совпадение. В какой колледж ты ходил? Какой университет? Когда?
-- О, черт возьми, это долгая история. Да, университет, я проучился год, но уже много времени прошло, -- сказал он, набирая скорость, чтобы выехать на автостраду, и внимательно следя за движением.
-- Какая у тебя была специальность?
-- Как я уже упомянул, я проучился там всего год, так что это были просто основные предметы. А у тебя какая специальность?
-- Изобразительное искусство. У них отличный художественный департамент.
-- Ты художник, да? -- Джефф одарил Сэнди улыбкой, а затем снова вернулся к дороге. -- Ты похожа на художника.
"Для преданного "Общества Кришны" он вполне нормальный", -- подумала Сэнди.
-- Почему ты уехал из Санта-Барбары?
-- Встретил преданных.
-- И они заставили тебя уйти?
-- Ну, на самом деле это было моё личное решение.
-- А что сказали твои родители?
-- Не родители, а моя мама, -- поправил он. -- Видишь ли, у меня нет папы. Точнее, есть, но... -- он снова замолчал, чтобы перестроиться на трассе. -- В общем, моей маме эта идея не очень понравилась. Она начала жаловаться: "Я всё экономлю и экономлю, хочу, чтобы ты учился в колледже, а ты теперь его бросаешь?" Ну, знаешь, как это бывает.
-- И как она восприняла известие об "Обществе Кришны"? -- Сэнди задумалась, как бы отреагировали её собственные родители.
-- О, сперва это известие было для неё шоком. Теперь она уже привыкла, ведь прошёл почти год.
-- А что заставило тебя присоединиться к Обществу?
-- Люди, конечно же. Я находился в поиске, искал группу, к которой мог бы принадлежать. Колледж мне нравился, но университетский кампус был таким большим. Все мои друзья занимались только тем, что собирались вместе, пили пиво, веселились. Понимаешь? А мне хотелось отойти от подобного. Мой отец был алкоголиком, и я всегда этого боялся. Я не хочу закончить как он. А здесь всё здорово -- мы не принимаем никаких интоксикаций, даже не пьем кофе и чая.
-- Значит, в колледже ты познакомился с преданными. А присоединился к ним, потому что не хотел пить?
-- Примерно так. Они открыли недалеко от кампуса проповеднический центр. Я стал ходить туда постоянно, читал их книги. Потом начал бывать в храме по выходным. Все были так добры ко мне. Я провел с ними лето, и осенью просто не вернулся в Санта-Барбару.
-- То есть, ты просто бросил учёбу?
-- Вроде того.
Некоторое время они ехали молча. Сэнди изучала Джеффа, пока тот вёл фургон: рассматривала его сильные плечи и мягкую улыбку. Он повернулся, заметил её взгляд и улыбнулся. Сэнди зевнула и прикрыла глаза под автомобильную тряску, прислушиваясь к ветру и гулу шоссе.
Через несколько минут Сэнди спросила:
-- Где мы?
-- Почти приехали.
-- Лос-Анджелес такой большой город!
-- Правда? Ты здесь впервые?
-- Да, -- ответила Сэнди. -- Я здесь с июня, но должна была оставаться всё лето. -- Сэнди рассказала о событиях, итогом которых стала встреча в аэропорту с женщиной из "Общества Кришны".
Сэнди продолжала рассказывать, а Джефф тем временем свернул с автострады на дорогу, которая шла вдоль заброшенных железнодорожных путей. Машина повернула на жилую улицу, скрытую густым пологом растущих кленов. По мере того как они ехали, деревья, казалось, отступали, и улица становилась шире. Отдельные дома уступили место оштукатуренным многоквартирным зданиям. Эти здания выглядели совершенно обычными. Каждое было окрашено в свой цвет: пастельно-розовый, желтый, светло-зеленый, кирпично-красный, белый, бежевый. Это напоминало город в городе.
Местное население составляли женщины в ярких сари и мужчины в развевающихся хлопковых одеждах. Сэнди заметила внезапную перемену и резко замолчала. Она рассматривала этих людей. Внимание привлекло два бунгало с детьми. Дети тоже были в индийских одеждах и бегали по лужайке. В конце квартала стояло розовое здание, похожее на церковь.
-- Прибыли", -- сообщил Джефф, заезжая на парковку.
-- Так это и есть храм?" -- спросила Сэнди, удививляясь, что храм расположен прямо посреди большого города.
Она вышла из фургона, и Джефф подошел взять её сумку:
-- Слышишь музыку? Это вечерний киртан, -- сказал Джефф. Сэнди не знала, что такое "киртан", но согласно последовала за Джеффом к розовому зданию. Когда-то в нём определенно располагалась церковь.
Заглянув в дверь, Сэнди с удивлением увидела, что бывшая церковь переделана под индуистский храм. Вместо привычных рядов скамеек внутри был пустой блестящий мраморный пол, никакой мебели. Комнату наполняла музыка. Люди здесь пели и танцевали босиком.
-- Это киртан. Мы воспеваем имена Кришны под музыку. Это называется киртан.
-- Нужно запомнить это слово, -- сказала Сэнди, впрочем уверенная, что необычный термин уже вылетел из её головы.
Пока они стояли в дверях, Сэнди рассмотрела в передней части комнаты алтарь с Божествами Кришны. Возле алтаря стоял человек без рубашки и обмахивал Божеств белым веером.
-- Мы можем и войти, если снимешь обувь.
-- Нет, и так хорошо, -- ответила Сэнди.
Преданные пели всё громче и при этом всё более и более неистово танцевали.
-- Они все время так поют?
-- Только в определенные часы, -- ответил Джефф. -- Утром и вечером. Иногда в полдень.
-- А почему?
-- Воспевайте и будьте счастливы, -- улыбнулся Джефф.
Он провел Сэнди в следующую дверь, в комнату с мягкими диванами и стульями.
-- Это приемная, -- сказал он. -- Для гостей. -- Сэнди села, и Джефф поставил сумку рядом с ней. -- Схожу узнать, где тебе можно будет остановиться. В конце коридора есть ванная, если нужно. Хочешь поесть? Могу что-нибудь принести.
Он ушел, и Сэнди осталась в комнате одна. Шумный киртан продолжался. Вскоре музыка стихла, преданные начали что-то повторять на санскрите. Этот гудящий звук оказался знаком Сэнди: когда к ним приезжала тетя Трина, она иногда ставила кассеты с санскритским пением. Сэнди узнала его.
Джефф долго не возвращался. На часах уже было 20:30. Сэнди продолжала ждать, чувствуя усталость и тревогу, и, вместе с тем, доверие.
Когда дверь, наконец, открылась, внутрь вошла худощавая женщина в белом сари с длинной яркой цветочной гирляндой. Она выглядела хрупкой и легкой, словно призрак в темноте дверного проема. Её глаза были голубыми, волосы светлыми, а от улыбки на лице расходились небольшие морщинки.
-- Ты Сэнди? -- спросила она.
-- Да, -- ответила Сэнди, вставая.
-- Меня зовут Прана. Джефф сказал, что ты хочешь остаться у нас на некоторое время. Должно быть, ты устала.
С этими словами она накинула ароматную гирлянду на шею Сэнди.
В последний раз гирлянда досталась Сэнди на Гавайях, когда она ездила туда вместе с родителями. Однако эта гирлянда была совсем не похожа на гавайскую хрупкую ниточку тубероз. Толстый шнур держал на себе, наверное, сотню гвоздик; гирлянда достигала не менее сорока дюймов. Сэнди ощутила на плечах весомую тяжесть.
-- Как красиво, -- произнесла Сэнди, наклонив голову, чтобы понюхать гвоздики. -- Но разве это не нужно вам для чего-то ещё?
-- Она для тебя. Кришна на алтаре только что был украшен ею.
-- Спасибо, -- сказала Сэнди.
Глава вторая
Сэнди проснулась и несколько раз моргнула, оглядывая голую комнату. Свет утреннего солнца проливался внутрь, отражаясь от белых стен.
Она села и стала вспоминать события прошлого вечера, приведших её к ночлегу в храме "Общества Кришны". Она была в квартире Праны. Но где сама Прана? Сэнди заметила, что спальный мешок Праны свернут и убран в шкаф.
Сэнди выбралась из своего спальника. По чистому, застеленному линолеумом полу она прошла к окну. Отсюда был виден четырехполосный бульвар и утренняя пробка. Сэнди видела и улицу около храма, и прохаживающихся по ней преданных. Из розового здания снова звучала музыка. "Слишком рано просыпаться, как по мне", -- подумала Сэнди, направляясь обратно к спальному мешку. На окнах не было занавесок -- нельзя было закрыться от утреннего солнечного света, поэтому она положила на голову подушку и погрузилась в сон.
-- Время вставать.
Эти слова заставили Сэнди проснуться. Она вытянула руку, чтобы взглянуть на свои часы, и убрала подушку с лица:
-- Восемь тридцать?
-- Конечно, и ты полдня пропустишь, если продолжишь спать.
Прана выглядела еще более худой, чем показалось вечером. На ней было очередное белое сари. Единственная разница заключалась в том, что теперь край сари удобно лежал на плечах Праны, а не как платок на голове.
-- Мне нужно на работу, -- начала Прана. -- Когда встанешь, прими душ и оденься. Потом приходи, поговорим о том, чем тебе заняться, пока ты здесь. Может быть, ты останешься у меня, но еще поговорим об этом. Я работаю рядом, в зеленом здании. Буду там всё утро.
Сэнди уставилась на Прану, которая, казалось, спешила уйти.
-- На кухне для тебя есть хлопья. Мне пора. -- Прана вышла за дверь, но снова повернулась к Сэнди: та по-прежнему лежала в постели. -- Кстати, добро пожаловать в храм.
После её ухода Сэнди свернула спальник и убрала его в шкаф. Было приятно принять душ: он, казалось, смыл весь вчерашний стресс. Сэнди распаковала часть вещей и окинула взглядом квартиру. Помимо спальни и ванной здесь была кухня с примыкающей к ней гостиной-столовой. В квартире имелась раздвижная стеклянная дверь. Крошечный цементный балкон выходил во двор. Из мебели имелась только книжная полка на кирпичах и низкий столик с алтарем. "Аскетично, -- подумала Сэнди, -- но, возможно, Пране такое вполне подходит".
На кухне она нашла металлическую миску с овсянкой, яблоко и апельсин. А также пластиковую чашку с теплым молоком. Она залила хлопья молоком и попробовала. Получилось сладко, как чистый сахар. Она ела на кухне стоя, так как присесть было некуда.
Выйдя на улицу, Сэнди сразу увидела зеленое здание. Она преодолела пять бетонных ступенек, подошла к открытой двери, заглянула внутрь. И увидела Прану, сидящую за длинным деревянным столом. Она казалась крошечной, и почти что исчезала за грудами бумаг. Остальные части декора казались столь же невероятными: полы из черного шиферного сланца и витиеватый персидский ковер, бархатная кушетка с комплектом стульев и картины в рамах на всех стенах.
-- Что это за место? -- спросила Сэнди.
-- Это офис Нады Свами, -- как ни в чем не бывало ответила Прана. -- Присаживайся.
-- Кто такой Нада Свами?" -- спросила Сэнди, садясь перед столом Праны.
-- Он здесь гуру.
-- У него есть свой кабинет?
-- Ну конечно. На нем лежит большая ответственность по руководству всемирной организацией.
-- О, понятно, -- произнесла Сэнди.
Задав несколько вопросов, Сэнди узнала, что храм в Лос-Анджелесе -- один из самых крупных в организации и считается всемирной штаб-квартирой. Прана объяснила, что когда был жив основатель организации, Свамиджи, то в этом храме он проводил много времени. Писал здесь свои книги. Два года назад он умер. И лучшие его ученики сами стали гуру, продолжив его труд. Одним из них и является Нада Свами. Прана работала его секретарем. Нада Свами отвечал за печать книг гуру-основателя, а также за распространение этих книг. Кроме того, Нада Свами участвовал в управлении делами как местного храма, так и еще нескольких, расположенных в Южной Калифорнии. "Но его первоочередной задачей является публикация книг и поощрение других храмов покупать и распространять их".
-- Распространять? В аэропорту? -- спросила Сэнди.
-- Да, везде и повсюду.
-- А что насчет других гуру? Они тоже здесь работают?
-- Нет. Они в разных местах по всему миру. Иногда приезжают сюда на собрания, так как здесь -- всемирная штаб-квартира. В Индии есть ещё одна всемирная штаб-квартира, там у них встречи раз в год.
-- О, целых две мировые штаб-квартиры?
Сэнди удивленно подумала, почему бы не договориться и не иметь только одну. Кроме того, по-прежнему казалось странным, что гуру нужен офис и секретарь. "Не похоже на духовное", -- подумала Сэнди. По её мнению гуру должен быть пожилым индийцем с длинной бородой. И такой гуру предпочел бы медитировать, а не ходить на собрания или же управлять изданием книг. Именно таким был Гуру Свами. Хотя нет... в "Йогической школе искусств Топанга-Каньона" у него тоже были секретари... Сэнди решила оставить эту тему в покое.
-- Нада Свами -- удивительный человек, -- продолжала Прана. -- Ты ещё не знакома с ним, -- она сделала паузу, чтобы увидеть реакцию Сэнди. Та промолчала.
-- А пока давай поговорим о некоторых основах. Во-первых, скажи, как долго ты хочешь здесь оставаться?
-- Не знаю, но в сентябре я должна идти учиться в колледж.
-- Это еще нескоро, не так ли? Но, значит, не бессрочно. Тогда можешь оставаться у меня, -- Прана улыбнулась.
-- Это было бы прекрасно, -- Сэнди улыбнулась в ответ.
-- Так, второй вопрос. Сколько тебе лет?
-- Мне семнадцать, а что?
-- Этого я и боялась. Нада Свами будет против, -- Прана постучала по столу указательным пальцем. -- Понимаешь, может возникнуть проблема: ты несовершеннолетняя. Обычно мы не обращаем на такое внимание, но сейчас мы в центре судебного процесса. Одна девушка и её мать пытаются засудить нас за "промывание мозгов" и незаконное лишение свободы. Длинная история... В общем, девушка была несовершеннолетней, а судебный процесс -- крупный и дорогостоящий. Поэтому сейчас мы не принимаем несовершеннолетних, -- Прана замолчала, снова принявшись постукивать по столу.
Сэнди возмутилась:
-- О, это уже слишком! За два дня меня выгнали уже из двух ашрамов! Мне исполняется восемнадцать в августе. То есть, мне почти восемнадцать. Разве это не считается?
-- Ну, ты можешь остаться, если твои родители дадут разрешение. Но это может оказаться не так просто, -- теперь Прана застучала карандашом.
-- Я почти уверена, что моя мама разрешит.
-- Твоя мать не будет возражать?
-- Думаю, не будет. Она же разрешила мне остаться в художественной школе в каньоне Топанга, это тоже был ашрам индийской йоги. Она, скорее всего, посчитает, что это хорошая идея, раз та школа закрылась. Не захочет, чтобы я просто так торчала дома всё лето.
-- Ты можешь ей позвонить?
-- О, конечно. Я в любом случае думала о звонке домой.
-- Сейчас самый подходящий момент, -- сказала Прана, разворачивая к Сэнди телефон. -- Вперед, звони.
Мать Сэнди ответила после второго звонка.
-- Привет мама!
-- Сэнди, куколка, как дела в Художественной школе? Рада тебя слышать.
-- Вообще-то, мама, тут кое-что произошло. Поворот событий.
-- Что ты имеешь в виду, дорогая? Какой поворот?
-- Мама, дело в том, что вчера вечером я чуть было не вернулась домой... Но, так или иначе, сейчас я нахожусь в храме "Общества Кришны".
-- О, они всё еще существуют? Последний раз слышала о них лет десять назад.
-- Да, и я остановилась в их храме, в Лос-Анджелесе. Одна очень милая женщина разрешила мне остановиться у неё. Хочешь с ней поговорить? Её зовут Прана. -- Сэнди передала Пране трубку через стол.
-- Алло, миссис Эдинбург? Да, ваша дочь увлечена восточной философией.
-- Как и моя сестра, -- ответила миссис Эдинбург. -- Что ж, очень мило с вашей стороны позаботиться о ней. Можете вернуть трубку Сэнди?... Итак, Сэнди, дорогая, я думала, ты в Каньоне Топанга. Что случилось?
-- Я провела там неделю, всё шло хорошо, -- начала Сэнди. -- Но вчера из Индии пришла телеграмма. Из неё все узнали, что Гуру Свами умер. В итоге занятия в школе отменили и студентов-художников попросили вернуться домой. Я была так расстроена! А потом в аэропорту встретила милых людей из "Общества Кришны". Они пригласили меня к себе.
-- Ты же не будешь теперь продавать цветы в аэропорту? -- спросила миссис Эдинбург. -- Что бы сказал на это твой отец?
-- Нет, мама! Они не только этим занимаются. У них большой храм. В этом здании прежде была церковь. У них есть художники. Здесь очень духовно. Можно я останусь?
Миссис Эдинбург молчала, и Сэнди затаила дыхание, надеясь, что мать согласится.
-- Дай подумать, дорогая. Дай мне номер телефона места, где ты остановилась. Я позвоню твоей тете Трине и узнаю, что она об этом думает. Будь хорошей девочкой и не попадай в неприятности. И помни, если Трина скажет, что это слишком опасно, тогда ты летишь в Сан-Франциско первым же рейсом, хорошо?
-- Да, мама.
-- Хорошо. Полагаю, все будет хорошо, но мне нужно обсудить это еще и с твоим отцом. -- снова минутное молчание. -- Дорогая, мне так жаль, что Гуру Свами умер. Я понимаю, как ты огорчена.
-- Спасибо, мама.
-- И еще кое-что, -- продолжила миссис Эдинбург. -- Я все-таки рада, что ты нашла себе занятие на лето. Ты просто чертовски независима, и иногда меня это пугает.
-- Да мама.
-- А теперь скажи мне номер, и я тебе буду звонить.
Сэнди повесила трубку и сказала Пране, что её мать предварительно разрешила ей остаться в храме.
-- Подожди, вот Нада Свами услышит об этом! -- сказала Прана, вставая. -- Он будет так доволен.
-- О, он знает обо всём, что происходит в храме. Впрочем, я ему уже всё сказала -- мы поддерживаем связь по телефону.
-- А где он сейчас?
-- Он в Нью-Йорке, на встрече с североамериканскими лидерами. Должен вернуться через неделю. -- Прана выключила настольную лампу. -- Пойдем, я проведу тебе экскурсию по храму.
Она провела Сэнди по общине, знакомя её с людьми с экзотическими именами. Они зашли в сувенирный магазин при храме, в музей, в школу. И даже в издательские офисы, в которых преданные готовили к печати книги "Общества Кришны".
Затем Прана продолжила экскурсию на машине. Она отвезла Сэнди на склад. Он располагался поблизости, в промышленной зоне. На фасаде складского здания была вывеска "ICKW Publishing". Прана объяснила, что "ICKW" расшифровывается как "Международное общество поклонения Кришне".
"Здесь у нас не только склад, но еще и юридический отдел, и фабрика по производству благовоний -- `Духовные ароматы'". Прана провела Сэнди внутрь здания и продолжила знакомить её с людьми с длинными индийскими именами. Примерно три четверти этих людей внешне выглядели как обычные офисные работники. Лишь некоторые были одеты в индийскую одежду. Опустив очевидные различия, можно было легко сказать, что такие же офисы с кондиционером имелись у любого предприятия малого бизнеса с большим количеством работников и множеством контактов.
Прана и Сэнди прошли все офисные помещения и, выйдя через заднюю дверь, оказались на верхней платформе огромного склада. Помещение в двадцать тысяч квадратных футов было заполнено коробками. Эти коробки Сэнди быстро узнала: такие же стояли в минивэне Джеффа прошлым вечером. Ровные ряды уходили на пятнадцать футов вглубь склада. Следовало признать: зрелище впечатляло. "Всё это -- наши книги, -- объяснила Прана. -- Отсюда их развозят по всем храмам Северной Америки". Прана смотрела на складские просторы, явно испытывая гордость. "Хочешь спуститься вниз?" -- предложила она. Сэнди кивнула и последовала за Праной по ступенькам металлической лестницы.
Снизу груды книжных коробок казались уходящими ввысь башнями. Сэнди заметила зеленый вилочный погрузчик с нанесенными сбоку по трафарету словами "Воспевайте имя Кришны". "Как эта надпись ему подходит, -- подумала Сэнди. -- Духовный грузоподъемник!"
Прана вела её между рядами книг. У проволочных ворот, ограждавших рабочую зону с ароматными бочками и погружными машинами, она сказала: "Вот тут расположена фабрика по производству благовоний `Духовные ароматы'. Сегодня они не работают, а то устроили бы тебе демонстрацию. Наша организация развивает этот бизнес. Мы распространяем благовония по бутикам и универмагам".
Через дверь на первом этаже склада они вышли на парковку. Солнце после темного помещения казалось очень ярким. Сэнди заметила полуприцеп на погрузочной платформе, сбоку которого виднелся ярко-синий логотип "ICKW Publishing".
Закончив экскурсию, Сэнди и Прана вернулись в зеленое здание как раз к обеду. "Обед наверху", -- пояснила Прана, ведя Сэнди к храму. Не заходя в приемную на первом этаже, в которой Сэнди ждала прошлым вечером, они поднялись по лестнице на этаж с несколькими большими комнатами.
В первой было совершенно пусто. Когда Сэнди попыталась заглянуть во вторую, Прана оттащила её со словами, что это только для мужчин. Сразу же к двери подошел мужчина и запер её. Сэнди успела заметить, что внутри нет никакой мебели. Хотя в обеих комнатах имелись большие солнечные окна, на них не было ни занавесок, ни жалюзи. В следующей, "женской" комнате, на пустом линолеуме рядами сидели женщины. У многих на коленях были младенцы и малыши, они извивались и шумели. Комната гудела от повторения мантры и разговоров.
По рядам прошла девушка в розовом сари. Она ставила перед каждой по бумажной тарелке. За ней следовала вторая: на каждую тарелку падали пластиковые ложки и миски. Третья женщина шла по рядам с кастрюлей из нержавеющей стали. Деревянной ложкой она накладывала рис на тарелки. Потом снова прошла девушка в розовом: на этот раз в каждую тарелку упало по порции овощей. И еще одна разливала половником суп по мискам.
После длинной молитвы на санскрите, которую хором спели преданные, Сэнди попробовала суп. Оказалось, он очень вкусный.
-- Мы вегетарианцы и предлагаем всю пищу Кришне.
-- Вот эту? -- спросила Сэнди.
-- Да, это называется прасадом".
"Ещё одно санскритское слово, которое невозможно запомнить", -- подумала Сэнди, немедленно забывая его.
-- 'Прасад' означает `милость Господа', -- Прана съела немного риса. -- Мы предлагаем всё Богу, и Он всё возвращает своим преданным обратно.
Сэнди продолжала есть молча, никак не подтверждая, что она хорошая маленькая ученица, за которую её, казалось, принимала Прана.
-- А почему здесь нет ни ковра, ни занавесок? -- наконец спросила Сэнди.
-- Что ж, хороший вопрос. Наша вера такова, что предлагаем любые богатства Кришне и ничего не берем себе. В алтарной -- ты увидишь -- всё очень красиво. Мы радуемся, делая дом Кришны красивым. Но там, где живем сами -- всё очень просто.
-- Но ваш офис оформлен, словно офис адвоката округа Марин!
-- Ну, это только для гуру. Тот же принцип применим и к нему. Гуру -- представитель Кришны, поэтому ему мы тоже предлагаем все свои богатства. Он передает их Кришне в качестве подношения от своих учеников.
-- Но он живет вот так, а его ученики -- совсем без мебели?
-- Не совсем, -- Прана вздохнула и замешкалась.
-- Извините. Не хотела задавать неприятные вопросы, -- сказала Сэнди.
-- Все в порядке. Это хорошие вопросы.
-- Нет, я же вижу: Вам нравится то, чем вы заняты. Это заслуживает уважения.
-- Видишь ли, мы верим, что материальные вещи не важны, -- попыталась еще раз объяснить Прана. -- Вот как это сари, -- сказала она, придерживая пальцами ткань. -- Оно белого цвета, чтобы показать, что я отречена. Я была замужем, но теперь мы с мужем больше не общаемся. Он служит Кришне в фотодепартаменте, а я служу Кришне в качестве секретаря Нады Свами. Мы оба служим Кришне, но раздельно. И я не пытаюсь найти другого мужа.
-- Так вы соблюдаете целибат?
-- Да, но это приносит блаженство, ведь я служу Кришне, -- продолжала Прана. -- Мы обретаем счастье в служении Кришне, будь то в качестве слуги, друга, родителя или возлюбленного.
-- Понятно. Значит, это как стать монахиней? Отдать свою любовь церкви, да?
-- Да, именно так. И все мужчины, носящие шафран, также соблюдают целибат. Мужчины в белом -- женаты, и только им можно общаться с женщинами.
-- Подождите-ка минутку. Если женщины носят белое, это значит, что они соблюдают целибат. А если мужчины в белом -- то все наоборот?
-- Да.
-- А когда мужчины соблюдают целибат, они одеваются в оранжевое?
-- Да, всё просто.
-- Ну, не думаю, что это очень просто.
-- Ты привыкнешь.
После обеда Прана собралась показать Сэнди мастерские художников, которые располагались в переоборудованных квартирах Зеленого здания. Они прошли мимо офиса Праны и поднялись по лестнице. Миновав полутемную художественную библиотеку, они увидели женщину, работающую над холстом. Комната выглядела так, будто прежде здесь была кухня. Художница была в белом сари, как и Прана, но выше её ростом, с густыми короткими каштановыми волосами и в очках.
-- Что, экскурсия? -- спросила художница, отрываясь от работы.
-- Да. Это Сэнди. Возможно, она останется с нами до сентября, -- сказала Прана. -- Она художница, поэтому я привела её в художественный департамент.
-- Художница? -- переспросила женщина, посмотрев на Сэнди.
-- Ну, я еще не стала художницей, -- произнесла Сэнди. -- Я поступаю в сентябре в колледж и планирую специализироваться на изобразительном искусстве.
-- Прана, -- сказала художница, опуская кисть в бутылку со скипидаром, -- почему бы не попросить её помочь с вывесками для фестиваля? Тогда мне не придется ими заниматься. Сколько художников вообще для этого нужно?
-- Это идея! -- ответила Прана. -- Посмотрим, смогу ли я подергать за кое-какие ниточки.
Спускаясь по ступенькам, Прана принялась объяснять Сэнди:
-- Всё может получиться. Возможно, у нас для тебя найдется художественная работа.
-- Что за работа? -- спросила Сэнди.
Они шли к офису Праны.
--Точно не скажу, потому что может и не получиться. Но дело в том, что храму приходится отрывать художников от их работы. Нужно около восьми художников, чтобы рисовать вывески и декорации для фестиваля. Думаю, все уже решено... Все будет зависеть от того, что именно нужно делать... Но ты сразу сможешь приступить, и у тебя это займет полный рабочий день. Конечно, это не точно, так что не расстраивайся, если ничего не выйдет.
-- Рисовать? Полный рабочий день? -- Сэнди почувствовала волну восторга.
-- Мне пора вернуться к работе, -- сказала Прана, садясь за свой стол. -- Я всё разузнаю. И вот ключ от моей квартиры, Сэнди. Ты, вероятно, захочешь распаковать вещи.