|
|
||
Обширная статья об искусстве, опубликованная в "Шри Кришна-катхамрита-бинду" |
Художественные традиции Ориссы в служении Господу Джаганнатхе
Мадхавананда Дас
Опубликовано в "Шри Кришна-катхамрита-бинду", выпуски ?501-507 (21.06-17.09.2021)
перевод с английского
Искусство и преданность - словно ясные, переплетающиеся мелодии в симфонии сердца. Ведическая традиция Индии уделяет большое внимание искусству как форме религиозного выражения. Согласно "Шримад Бхагаватам" (11.27.12):
шаили дару-майи лаухи лепйа лекхйа ча саикати
мано-майи мани-майи пратимашта-видха смртта
"Говорится, что Божества бывают восьми видов: каменные, деревянные, металлические, глиняные, нарисованные, сделанные из песка, мысленные и сделанные из драгоценных камней."
Таким образом, в вайшнавской культуре, основанной на "Шримад-Бхагаватам". живопись является одним из восьми способов призывания Бога. Источник и различные аспекты живописи описаны в санскритском трактате "Читралакшана" ["Характерные черты живописи"]. В первой главе этого произведения, текст 90, подчеркивается важность картин в ведическом наследии и духовной жизни:
чайтйанам каранайаива читрам самликхйате йатах
ведач читрам праджатам ваи тасмад джнейам татхаива тат
"Согласно Ведам, художественные рисунки, называемые читрами, необходимы для создания священных мест [таких как монументы, монастыри и площадки для проведения ритуалов и поклонения]".
"Брахма-самхита" (5.37) ссылается на шестидесят четыре различных искусства:
ананда-чинмайа-раса-пратибхавитабхис
табхир йа эва ниджа-рупатайа калабхих
голока эва нивасатй акхилатма-бхуто
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
"Я поклоняюсь Говинде, предвечному Господу, пребывающему в Своей обители Голоке вместе с Радхой, которая имеет столь же прекрасный духовный облик, как и Сам Господь, и является воплощением энергии блаженства, обладающей 64 художественными искусствами. Их приближенные - это Ее наперсницы, сакхи, олицетворенные продолжения Ее тела, исполненные вечно блаженной духовной расы".
В своем комментарии на этот стих Шрила Бхактивинода Тхакур разъясняет упоминание шестьдесят четырех различных искусств и объясняет, что все они служат для совершения подношений Господу в преданном служении.
Упомянутая выше "Читралакшана" (1.94-95) сообщает, что среди искусств живопись занимает особое положение:
хималайо йатха шрештхо нагешу сакалешу ча
ганга надишу шрештхаива грахешу сома-бхаскарау
самешу ваинатеяш ча махендро дева-вриндаке
татха шрештхам бхавеч читрам савасти хи каласу ча
"Как Гималаи - величайшие из гор, Ганга - лучшая из рек, Солнце и Луна - лучшие из планет, Гаруда - лучшая из птиц, а Индра - лучший из полубогов, так и живопись - лучшее из всех искусств".
По всей Индии можно видеть разнообразные и богатые художественные традиции, тесно связанные с поклонением различным формам Бога.
Место Великого Искусства
Господь Джаганнатха - древнее Божество Кришны, которое установлено в Пури в Ориссе [В 2011 г. название штата официально изменено с "Орисса" на "Одиша"]. Одно из названий Ориссы - "Уткала", "место высокого искусства". Одиша славится художественной резьбой, танцами, музыкой, архитектурой, литературой, ткачеством и картинами - и все эти виды искусств тесно связаны с поклонением Джаганнатхе.
Традиционная живопись Ориссы известна как пата-читра, "пата" означает "холст", а "читра" - "картина".
[Примечание: Возможно, более точным термином, чем "пата-читра" будет простая формулировка "картины в орисском стиле". Ведь в традиционном искусстве Ориссы выделяется целых три направления живописи: бхитти-читра (настенные росписи), пата-читра (картины на холсте) и талапатра или потхи-читра (картины на пальмовых листьях) (подробнее - см. книгу Фишера и Пати "Традиционная живопись"). Следуя общепринятому употреблению, в этой статье мы будем использовать термин пата-читра для обозначения всех этих трех направлений.]
Бумага не использовалась в Ориссе до конца XVI века, и оставалась не привычной для письма и в живописи вплоть до конца XIX - начала XX веков. Письмо осуществлялось с помощью старинной системы - гравировки по пальмовым листьям. Рукописи священных текстов часто дополнялись оригинальными рисунками пата-читра. [Примечание: Традиционная картина на пальмовом листе в Ориссе называется талапатра. Железное перо (стилус), используемый для гравировки называется лекхана.]
Благодаря столетиям непрерывного правления хинду, Ориссе, остававшейся под защитой и покровительством сильных местных королей и заминдаров, удалось сохранить большую часть культуры вайшнавизма, и неотъемлемой её частью с самых древних времен является искусство пата-читра.
Картины в стиле пата-читра обнаружены в древних пещерах: например, в Удайагири недалеко от Бхубанешвара, историки датируют их примерно 200-ым годом до нашей эры. Многие из старейших храмов штата Орисса, такие как Муктешвар Мандир в Бхубанешваре, несут на своих стенах и потолках потускневшие остатки картин пата-читра, сделанных очень-очень давно. [Примечание: Более подробную информацию о древних храмах Ориссы, украшенных живописью, можно найти в вниге, выпущенной Государственным Музеем Ориссы "Иллюстрированные пальмовые рукописи Одиши" под авторством Субаса Пани.]
Пата-читра и Джаганнатха
Художники Ориссы известны как читракары - буквально, "создатели картин". В орисском обществе по касте художники считаются шудрами. Они носят фамилии своих предков - такие как Махарана, Махапатра, Дас, Датта-махапатра и др.
Художники Пури с фамилией Датта-махапатра считают себя потомками Вишвавасу, царя сабаров, который, согласно "Сканда-пуране", был первым преданным, который поклонялся Господу Джаганнатхе. На протяжении сотен, а может быть, и тысяч лет Датта-махапатры и другие читракары отвечали за украшения и изображения, размещаемые как внутри храма Джаганнатхи, так и снаружи - т.е. на колесницах Ратха-ятры и других средствах передвижения. Картины Пата-читра являются неотъемлемой частью многочисленных фестивалей и церемоний, устраиваемых в честь Господа Джаганнатхи.
"Мадала Панджи" - буквально, "барабанные хроники" [сокр. от панджика] - официальные исторические записи о поклонении Джаганнатхе. В них перечислены тридцать шесть типов слуг, совершающих поклонение Божеству, этот список официально был признан королем Анангабхимой Девом (правившим в 12 веке, 1190-1198 гг.). Среди перечисленных слуг указан читракара.
[Примечание: Цит. из "Мадала Панджи" (изд. на ории под редакцией Артаваллабхи Моханти, Каттак, 1940): "Существует множество различных версий "Мадала Панджи", некоторые из которых не включают читракар в список тридцати шести слуг".]
Произведение "Катака-раджа-вамшавали", подобно "Мадала Панджи", также подробно описывает историю царей, отвечавших за поклонение Джаганнатхе в Пури.
[Примечание: "Катака-раджа-вамшавали" - санскритский труд, составленный в начале XIX века на основе более старых записей, хранившихся, вероятно, в храме Джаганнатхи. Этот исторический документ также свидетельствует и о храме Джаганнатхи в Пури, и о гаджапати-вамше - т.е. царях, правивших Ориссой. Считается, что он является частью более обширного собрания, которое также носит название "Мадала Панджи". - Цит. из "Введения" профессоров Гая Чарана Трипати и Германа Кульке к изданию "Катака-раджа-вамшавали" на английском, 1987.]
В "Катака-раджа-вамшавали" говорится, что царь Нрисимхадев (правивший в 1552-1577 гг.) приказал читракарам храма создавать ежегодно по три картины, изображающие Джаганнатху, Баладеву и Субхадру соответственно. [Примечание: Об этом говорится в тексте 85 "Катака-раджа-вамшавали", из которого ясно, что ранее создавали только одну картину, на которой присутствовало изображение сразу трех Божеств вместе. Таким образом, своё служение читракары совершали и до правления Махараджи Нрисимхадева.]
Изображения Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, называемые анасара-пати, устанавливались ежегодно в качестве временных Божеств. Им поклонялись в течение двухнедельного периода анавасары, следующего за снана-ятрой, купанием Джаганнатхи. В это время читракары рода Датта-махапатра подкрашивают и обновляют Божества, и при необходимости заменяют некоторые внешние слои Их тел.
Во время периода анавасары преданные не могут видеть Джаганнатху и поэтому страдают в разлуке, которая несколько смягчается возможностью созерцать анасарапати. В конце этих двух недель, за день до фестиваля Ратха-ятры, Божества дают даршан. И тогда огромные толпы ликующих паломников приходят увидеть возлюбленного Господа. Это событие известно как "нава-йаувана даршан" - название "новая молодость" указывает на новый образ Джаганнатхи.
Далее опишем пять других празднований, посвященных Джаганнатхе , в которых участвуют читракары. [Примечание: Полный список фестивалей выходит за рамки данной статьи. Для получения дополнительной информации см. книгу Дж. П. Даса "Картины Пури: читракар и его работа", гл. 4. Автор, Дж. П. Дас, Джаганнатх Прасад Дас, р. 1936, является ведущим писателем-историком искусства Индии. Его родной штат Орисса, он пишет на ории, но большинство его книг переведено на английский.]
Нава-калевара: праздник, во время которого Господь Джаганнатха обретает новое тело. Примерно каждые два года и восемь месяцев в ведическом календаре появляется дополнительный месяц. Когда этот дополнительный месяц имеет место между фестивалями Снана-ятры и Ратха-ятры , проводится перемена тел Божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. [Примечание: Это происходит с интервалом 19 или 27 лет.] Это событие известно как "нава-калевара". Старые божества "уходят на пенсию" и заменяются новыми. Когда новые Божества уже вырезаны из дерева, приступают к своей работы читракары рода Датта-махапатра. Они обматывают Божеств специальными веревками, укрывают тканью и, наконец, рисуют Им черты лица. Такое церемониальная роспись Божеств известна как банака-лаги ["банака" происходит от санскритского "варна", т.е. "цвет", а "лаги" означает "живопись"]. [Примечание: Дополнительную информацию о нава-калеваре можно найти в статье "Нава-калевара - игры Господа Джаганнатхи, посвященные смене тела", в журнале "Шри Кришна-катхамрита", вып. 4.]
Ратха-ятра: знаменитый фестиваль колесниц Джаганнатхи проходит в месяц Ашадха (июнь-июль). Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры выносят за пределы храма и помещают на большие колесницы. [Примечание: Колесница Джаганнатхи, известная как "нандигхош" или "чакра-дхваджа", имеет высоту 45 футов (13,72 м), колесница Баладевы называется "тала-дхваджа" и достигает высоты 44 фута (13,41 м), а колесница Субхадры - "падма-дхваджа" и достигает высоты 43 фута (13,1 м).]
Сотни тысяч паломников тянут эти колесницы веревками из главного храма Пури (Шри Мандира) к храму Гундича, расположенному в нескольких милях к северу, в котором Они остаются на неделю. Семьи читракаров расписывают колесницы, деревянных лошадей и множество фигур божеств, расположенных в разных местах каждой колесницы. Это служение совершают исключительно те люди, что принадлежат определенным линиям преемственности. Существует восемнадцать семей, которые расписывают колесницу Джаганнатхи. Четырнадцать семей расписывают колесницу Балабхадры и еще шесть - колесницу Субхадры.
Джулана-ятра или фестиваль качелей проходит в течение недели в месяц Шравана (июль-август). В это время небольших функциональных Божеств раскачивают на фестивальных качелях.
Из храмовой кладовой приносят различных птичек и животных, вырезанных из древесины стебля растения шола [aeschynomene aspera и aeschynomene indica], похожего по текстуре и прочности на пробковое дерево. Прежде чем использовать их для украшения качелей, читракары заново раскрашивают их. Создаются и развешиваются по стенам рисунки павлинов, попугаев, коров, телят и т.д., а также изображения Радха-Кришны, Лакшми-Нараяны, Сита-Рамы и многочисленных гопи.
Джанмаштами и Вамана-двадаши: для празднования дня рождения Кришны и дня явления Ваманадева (воплощения Кришны) - двух фестивалей, которые приходятся на месяц Бхадра (август-сентябрь) - читракары создают специальные картины, джанмаштами-пати, иллюстрирующие рождение Кришны и Ваманы. Эти картины устанавливаются официальным образом, и затем им поклоняются как Божествам.
Как уже было сказано выше, художественный вклад художников стиля пата-читра является неотъемлемой частью культуры и древнего поклонения Джаганнатхе. В книге "Пата, картины Ориссы" Биджой Чандра Моханти высказывает следующее мнение: "Очевидно, что техника искусства пата произошла из искусства росписи Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры" (англ. изд. 2011).
Искусство как поклонение
Искусство Пата-читра - это не только элемент служения Джаганнатхе во время посвященных Ему фестивалей, но также отдельная форма поклонения. Ведь все основные элементы пуджи присутствуют и в традиционной форме пата-читры.
В книгах по паричаратрике 1 [1 Литература, описывающая процедуры церемониального богослужения.] говорится, что в пудже рассматривается пять процессов (панчанга-пуджа) 2 [2 См. "Нарада-пачаратра" 4.20-24. Более подробное описание упомянутых здесь предметов можно найти в "Панчаратра-прадипе".]. Это:
1) Абхигамана - очищение себя, места, параферналий и объекта поклонения.
2) Упадана - сбор компонентов для поклонения, в т.ч. это сандаловая паста и цветы.
3) Йога - сосредоточение на собственном духовном "я", своих изначальных отношениях с Божеством.
4) Свадхйайа - повторение мантр, чтение ведических книг и размышление над их смыслом.
5) Иджйа - поклонение Господу.
Все перечисленные классические элементы поклонения содержатся и в искусстве пата-читра.
Первое среди них- это абхигамана, чистота.
"Вишну-дхармоттара-пурана" дает различные наставления для читракаров. Художникам предписывается перед началом работы принять омовение и надеть чистую одежду. 3 [3 Дас, 141.] Современные читракары Ориссы в обычных случаях не соблюдают это предписание, однако те из них, что участвуют в создании ритуальных анасара-пати - церемониальных изображений, необходимых в поклонении Господу Джаганнатхе, - обязательно следуют строгим правилам абхигаманы во время своей работы. Вот некоторые требования, которые нужно соблюдать при создании анасара-пати 4 [4 Дас отмечает: "Нарушение всех этих табу грозит бедами для читракары. Известна история о читракаре Рагху Дасе, который сошел с ума, потому что не соблюдал правила анасары".]:
1. Прежде чем художник приступит к росписи, его дом должен быть тщательно убран.
2. Художнику следует спать на голом полу.
3 Художнику следует соблюдать целибат.
4. Художнику разрешается принимать только вегетарианскую пищу, и никакого лука и чеснока.
5. Художнику следует принимать омовение и надевать чистую одежду всякий раз перед работой над картиной.
Второе- упадана, сбор компонентов.
В системе паричанга-пуджи большое внимание уделяется тому, чтобы предлагались исключительно натуральные и чистые ингредиенты. Аналогично этому, на протяжении веков в традиции пата-читры художники следовали строгим правилам относительно материалов, которые они используют для картин.
Холст
Стандартный холст пата-читра состоит из слоев состаренной белой хлопковой ткани, эти слои склеиваются друг с другом с помощью пасты из семян тамаринда. В заключение, сверху наносится смесь из тамариндовой пасты, извести и воды. После высыхания будущий холст полируют камнями, а затем обрезают по размеру. 5 ["Орисса: искусство и культура Северной Индии", Эберхард Фишер и Динанатх Пати.] Некоторые художники до сих пор следуют этой процедуре, однако большинство уже привыкли использовать в качестве холста дикий туссарский шёлк. 6.[ Тассарcкий шёлк коричневатого цвета, его получают из коконов дикого тутового шелкопряда.]
В ситуации с красками дело обстоит примерно так же: в наши дни почти все читракары предпочитают обычные современные краски, но при этом не забыты и натуральные пигменты. 7 [В своей книге "Пата" Биджой Чандра Моханти следующим образом описывает компоненты для росписи Божества Господа Джаганнатхи: "Материалы, используемые для росписи трех Божеств, следующие: шанкха (раковина), кастури (мускус), кешара (шафран), харитала (желтый мышьяк), хингула (красная охра) и камедь каитхи (Feronia Elephantum).] Именно неискусственные цвета, пигменты из природных материалов разрешены для росписи Божеств и создания церемониальных изображений анасара-пати. [Об этом говорит и Шри Бхуванешвара Махапатра в своей книге.]
Пять основных цветов
В живописи пата-читра художники используют пять основных цветов. Эти цвета называются панча-таттва, или буквально "пять истин", и они связаны с пятью Божествами следующим образом:
1.Черный пигмент: связан с Господом Джаганнатхой, чье тело чёрного цвета.
Эту краску получают из ламповой сажи. Сначала делается подставка из кокосовых орехов, наверху которой сбалансирована латунная тарелочка. Снизу помещается масляная лампа, в неё горит особое масло поланга [Calophyllum inophyllum L., масло из семян дерева таману, калофиллум или александрийский лавр. Автор статьи в сноске упоминает и другой вариант - Mallotus philippinensis, масло семян камалы или шендри]. Тарелочка собирает сажу. Примерно через полчаса горения этой сажи будет уже достаточно, чтобы смешать её с камедью растения каитха. [Feronia elephantum, ковит, древесное яблоко. Камедь получают из ствола и ветвей этого растения.]
2.Белый пигмент: связан с Господом Баладевой, чье тело белого цвета.
Читракары делают белую краску из морских раковин. Их сначала замачивают в воде на два дня, затем мелко измельчают, смешивают с плодами дерева каитха [Feronia elephantum], варят до состояния пасты, а затем высушивают на солнце.
3.Желтый пигмент: связан с Субхадрой Деви, чьё тело светло-желтого цвета.
Эта краска добывается из камня харитала (желтая охра, содержащая сульфид мышьяка). Охру нужно тонко измельчить и оставить осесть в воде. Затем её вываривают до густой пасты, формуют в таблетки и высушивают.
4.Красный пигмент: связан с алтарем храма Пури, на котором восседают эти Божества. Визуально этот алтарь не красного цвета, но поскольку он является ратна-симхасаной, "драгоценным троном", то традиционно ассоциируется с ним.
Мастера стиля пата-читра добывают красную краску из двух видов камней. Эти камни известны в Ориссе как хингула и гайрика. Они содержат, соответственно, натуральную киноварь [сульфид ртути] и красную охру. Красная охра становится краской в ходе той же процедуры, которой подвергается желтая охра, она описана выше.
5.Синий пигмент: связан с Сударшана чакрой, оружием Джаганнатхи. Сударшане поклоняются как четвертому из этих Божеств. Сударшана известна как нила-чакра, "синее колесо".
Эта краска производится из нила гачха, растения индиго, или из мягкого камня раджабарта.
Все пять этих красок хранятся в чашечках из кокосовых орехов.
Прежде чем приступить к росписи, художники делают наброски своего рода мелком. Его делают путем смешивания ламповой сажи с пастой из вареного риса, раскатывая массу в форме мелка или пастели.
Кисти для красок изготавливаются из веточки, к которой привязаны волоски шерсти. [Используются три типа кистей: стхула (большие, широкие кисти), сделанные из шерсти с ушей теленка или с шеи буйвола; мадхья (кисти среднего размера)- из шерсти с подбрюшья козы и сукшма (тонкие кисти) из шерсти со спины мыши.] Основой кисти обычно служила ветка растения кхерва, или кхурни (горький олеандр). 12 [Holarrhena antidysenterica, другие названия - холарена, котаджа.]
Говорят, что это растение родилось из капель небесного нектара, амриты, упавших на землю с тел обезьян-воинов Рамы, которых Индра вернул к жизни. [На санскрите семена этого растения называются индрайава, бхадрайава, ватсакабиджа или шакрабия, что означает "семя Индры".]
Таким образом, даже кисти, используемые этими художниками, некоторым образом связаны с Божеством Джаганнатхи, ведь Он неотличен от Кришны и Рамачандры.
Третий элементы поклонения, это Йога - сосредоточение на собственном духовном "я", своих изначальных отношениях с Божеством. Художники традиции пата-читра Ориссы считают, что связаны с Вишвакармой. Вишвакарма для них изначальный художник, от которого произошли искусства. Именно он - резчик, создавший первоначальное Божество Джаганнатхи. Мастер Вишвакарма - художник полубогов, божественый покровитель всех ремесленников и художников.
В "Брахма-вайварта-пуране" (1.10.19-91) описано происхождение различных мастеровых, занятых художественными промыслами.
Вишвакарма и небесная дева по имени Гхритачи были прокляты родиться шудрами, людьми низкой касты на Земле. В этом рождении Вишвакарма зачал во чреве Гхритачи девять сыновей. Поскольку по проклятию супруги стали шудрами, их сыновья, и потомки этих девяти сыновей также считались шудрами. Итак, непосредственно от Вишвакармы произошли девять типов мастеров. "Брахма-вайварта-пурана" (1.10.90) перечисляет девять типов мастеров, рожденных от этого союза:
малакара-кармакамса шанджакара-кувиндакан
кумбхакара-сутрадхара-сварначитракарамстатха
1) малакара - мастера по изготовлению гирлянд, садовники или флористы.
2) кармакара - кузнецы или механики [также относится к наёмным работникам или слугам любого рода]
3) шанкхадара - резчики по раковинам.
4) кувиндака - ткачи
5) кумбхакара - гончары
6) камсьякара - мастера по латуни или металлу
7) сутрадхара - архитекторы, плотники [также название устроителя сцены]
8) сварнакара - ювелиры
9) читракара - художники
В "Брахма-вайварта-пуране" говорится, что эти девять мастеров стали опытны в кале (кала означает "искусства". Получается, что мастера-читракары Ориссы (художники) связаны с Вишвакармой трижды. Он является их деватой, покровителем их искусства, он создал Божество почитаемого ими Джаганнатхи и он основал все художественные ремесла, а также их род.
Четвертое это свадхйайа - повторение мантр, чтение ведических книг и размышление над их смыслом.
Практика свадхьяи проявляется в ведическом искусстве и искусстве пата-читры через писания, известные как дхьяна-мантра-шастры. В своей книге "Картины Пури" доктор искусств Джаганнатх Прасад Дас пишет:
"Согласно "Вишну-дхармоттаре", тем качеством, что способно испортить картину, является анйа-читтата, невнимательность. Этот древний текст предписывает художнику, читракаре, прежде чем приступить к работе, сосредоточиться, используя дхьяна-мантру. Практика в поклонении Божеству и в искусстве одинакова. Повторяя дхьяна-мантру, описывающую Божество, человек формирует в своих мыслях соответствующий образ. Затем этой мысленной форме он возносит молитвы и совершает подношения. Художник следует тому же правилу, но создает эту мысленную картину в видимой, предметной форме, посредством рисунка или моделирования. Согласно "Агни-пуране", создатель образа должен молиться в ночь перед тем, как приступить к великой работе, с такими словами: "О Бог богов, научи меня во сне, как исполнить работу, которую я задумал".
В Ориссе многие тексты дхьяна-мантр содержатся в рукописях на пальмовых листьях. Некоторые из этих текстов сопровождаются изображениями Богов и Богинь, соответствующих той или иной дхьяна-мантре. Однако тексты написаны на санскрите и непонятны нынешним читракарам. Современный читракара не повторяет дхьяна-мантру, не переодевается в чистую одежду, не сидит лицом на восток, как предписывают такие шастры, как "Вишну-дхармоттара". Однако он хорошо знает ория-кавью [поэзию преданности на ории], в которой описаны цвет тела и одежды Бога или Богини, или внешний вид нава-гунджары". [ Нава-гунджара - это форма Кришны или Вишну, которая встречается исключительно в орисском фольклоре. Господь в этом образе имеет голову петуха, шею павлина, горб быка, пояс льва, хвост змеи, три ноги (слона, лошади и тигра) и человеческую руку, держащую лотос].
Пятое - это иджья, поклонение Божеству. Для художников в традиции пата-читры живопись сама по себе является иджьей, их практикой поклонения.
Это особенно хорошо понятно на примере картин, создаваемых для ритуального использования - таких как анасара-пати и т.п. Когда такая картина готова, проводится официальная церемония, называемая прана-пратиштха, во время которой изображения устанавливаются в качестве Божеств, которым проводится регулярное поклонение. [Анасара-пати - единственные известные нам картины, которые издревле устанавливали, как Божества.] Точно такую же церемонию проводят для установления Божеств в ведических храмах. Хотя некоторые художники-читракары почитают Ганешу, Шиву, Дургу и других богов ведического пантеона, по общему правилу, с точки зрения религиозной принадлежности, они считают себя вайшнавами, преданными Кришны. И все они поклоняются Господу Джаганнатхе.
Раса
Еще одним свидетельством связи между искусством пата-читра и преданностью Джаганнатхе является тот факт, что цвета, использованные в картинах, считались пробуждающими определенные расы, или или указывающими на них. Санскритское слово "раса" можно перевести как "вкус", оно подразумевает чувство и эмоцию. Раса - это вкус различных взаимоотношений.
Цвета, которые считаются соответствующими определенным расам, следующие:
хасья-раса (смех) - белый;
вира-раса (доблесть) - желтовато-белый;
раудра-раса (гнев) - красный
шрингара-раса (супружеская любовь) - тёмно-синий;
каруна-раса (сострадание) - серый;
бхаянака-раса (страх) - черный.
Живопись пата-читры следует этой традиционной концепции цветов, делая их буквально окрашенными эмоциями. В этом суть всего искусства.
Рупа Госвами дает аналогичное описание цветов в своем выдающемся труде на тему расы и преданности, "Бхакти-расамрита-синдху". Он говорит, что существует двенадцать божеств или воплощений Кришны, соответствующих двенадцати расам (пяти основным и семи второстепенным), которые соответствуют различным цветам. Например, темно-синий Кришна - божество Шрингара-расы.
[Примечание. "Каждая раса характеризуется определенным цветом и господствующим божеством. Основные расы: 1) шанта (спокойствие) - швета (белый), Капила; 2) дасья (служение) - читра (разноцветный), Мадхава; 3) сакхья (дружба) - аруна (цвет восходящего солнца), Упендра; 4) ватсалья (родительская) - шона (темно-красный), Нрисимха; 5) мадхурья (супружеская) - шьяма (темно-синий), Нанда-нандана Кришна. Второстепенные расы: 1) хасья (смех) - пандара (желто-белый), Баларама; 2) адбхута (изумление) - пингала (желто-коричневый), Курма; 3) вира (героизм) - гаура (золотистый), Калки; 4) каруна (сострадание) - дхумра (дымчатый), Рагхава; 5) раудра (гнев) - ракта (ярко-шафрановый), Бхаргава; 6) бхаянака (страх) - кала (черный), Вараха; 7) бибхатса (отвращение) - нила (синий), Матсья". - "Бхакти-расамрита-синдху", 2.5.117-119; "Шри Бхакти-расамрита-синдху-бинду" (комментарий Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура)]
Помимо цветов, используемых художниками в традиции пата-читра, раса является и одним из основных тем в этом виде искусства. Философия вайшнавов Ориссы и Бенгалии уделяет большое внимание расе в плане взаимоотношений преданных с Богом.
Вот некоторые примеры тем в картинах пата-читра, пропитанных вкусом преданности:
Рама-лила: игры Господа Рамачандры из эпоса "Рамаяна" частая тема в искусстве пата-читры.
Кришна-лила: вриндаванские игры Кришны - любимая тема читракар. Здесь неоднократно повторяются образы рождения Кришны, убийства Камсы и различных демонов, подъем холма Говардхана, покорение демона-змея Калии и кража одежды у незамужних гопи.
Раса-лила: в контексте игр Кришны во Вриндаване особое внимание уделяется играм Кришны с гопи в танце, известном как раса-лила. В этой категории существуют следующие сюжеты:
раса-мандала: ночной танец, обычно его изображают на небольших картинках, расположенных по кругу, в центре всегда стоят Радха и Кришна;
гаджа-раса: Кришна восседает на слоне, которого составляют гопи.
кандарпа-ратха ("колесница Купидона") : Кришна восседает на колеснице, которую также полностью составляют тела гопи, даже колеса. Возницей такой колесницы является Шримати Радхарани. Сюжет этой картины существует только в Ориссе и является очень популярной темой в пата-читре.
ашва-раса: Кришна восседает на коне, опять же составленном из девушек Враджа. Шримати Радхарани изображается в виде плеч лошади, Лалита - живота, а четыре ноги - различных гопи.
Еще одна тема - это иллюстрации к литературным произведениям.
Искусство пата-читры использовалось для иллюстрации многих книг, посвященных сокровенным и наполненным расой играм Радхи-Кришны. Одна из наиболее красиво иллюстрированных рукописей на пальмовых листах, хранящаяся в Государственном музее Ориссы - это копия "Видагдха-мадхавы", произведения Рупы Госвами, украшенная рисунками пата-читра. Еще одна часто иллюстрируемая книга - бессмертная поэма "Гита-говинда" Джаядевы Госвами. [Считается, что эту санскритскую поэму особенно любит Господь Джаганнатха. Она настолько дорога для его слуха, что каждую ночь Он наряжается в особые одежды, известные как гита-говиндам кхандуа. Это красная шелковая ткань длиной двенадцать футов, на которой выткан текст Гита-Говинды.] На протяжении сотен лет "Гита-говинда" была основной темой искусства в Ориссе. В представление поэмы Джаядевы Госвами вложили свой талант многочисленные танцоры, скульпторы, певцы и художники пата-читры. В упомянутом выше Музее Ориссы хранится более дюжины иллюстрированных образцов "Гита-говинды".
Есть еще одно место в культуре Ориссы, где традиционно использовалось искусство пата-читра. Это написанные на ории классические литературные произведения, посвященные теме расы. В литературе Ориссы искусство представлено в особом стиле, определяемом термином "расика".
Дж. П. Дас пишет: "Средневековая поэзия на ории изобилует отсылками к живописи и таким образом можно получить некоторое представление о концепции изобразительного искусства в ту эпоху. ... Однако когда орисская литература ссылается на живопись (в традициях пата, пата-читра и читра-пата), то на поверку это не всегда совпадает с реальностью, то есть тем искусством живописи, что на самом деле практикуется в Ориссе". Хотя это, несомненно, верно, в то же время многочисленные ссылки на искусство в орисских текстах являются четким указанием на концепцию, которой придерживались преданные, художники и ученые Ориссы по отношению к живописи в общем.
Профессор Дж. П. Дас приводит два примера из поэм "Матхура-мангала" и "Гопи-бхаша".
"Матхура-мангала" - это поэма на ории XVIII века, её автор Бхакта Чаран Дас. Поэма описывает эмоции и поступки Шримати Радхарани и жителей Вриндавана во время отъезда Кришны в Матхуру, и сразу после этого. Глава 29 этого произведения называется "Гопи-мананкара-читау" ("Письмо от гопи"). Там рассказывается о том, как Радхарани и гопи писали Кришне письмо в Матхуру: положили в конверт цветок, конверт запечатали и сверху нарисовали особые рисунки. Что они нарисовали? Змею, Ханумана и Чандра-чхуду [имя Господа Шивы, украшенного полумесяцем]. В этих рисунках был особенный скрытый смысл. Рисунки должны были сохранить цветок свежим. Каким образом?
Змея приподнимала цветок к небу. [Есть местная орисская легенда, что когда кобра стареет, её хвост укорачивается, а капюшон становится все больше и больше. Её капюшон растет, растет и становится таким огромным, что она теперь может летать.] Хануман проглатывает солнце, чтобы оно не высушило подношение гопи. [Хануман, слуга Господа Рамы, действительно известен тем, что в детстве чуть не проглотил солнце]. А полумесяц на голове Шивы, то есть луна, способна охлаждать, и так цветок сохранится свежим.
Другой пример представления концепции искусства в орисской поэзии - поэма "Гопи-бхаша".
В ней описывается, как после отъезда Кришны в Матхуру, Вриндаван посетил Нарада Муни. Он посоветовал гопи развесить изображения Кришны по всем домам Враджа, и так облегчить боль разлуки. Более того, Нарада устроил так, что во Врадж приехала тысяча читракаров. И они расписали стены каждого дома во Врадже. Так в 16 000 домах гопи появилось по картине с Кришной.
Эти, и многие другие описания из произведений на ории ясно дают понять, что искусство в Ориссе издавна было средством поклонения. Как и картины в традиции пата-читры, литература Ориссы богата расой и часто исследует противоречивые эмоции, возникающие во время встречи и разлуки.
Любовь в разлуке
Понятие божественной любви в разлуке (вирахи) описывает Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, основатель Международного общества сознания Кришны: "В Гаудия-Мадхва-сампрадае поклонение Господу в разлуке с Ним считается наивысшей формой преданного служения" [Ч.-ч. Мадхья 4.197]. Тема любви в разлуке присутствует как в искусстве пата-читры, так и в самом Божестве, которому поклоняются художники-читракары - Господе Джаганнатхе.
Образ Джаганнатхи с его широкой улыбкой, круглыми глазами и втянутыми руками и ногами трудно понять. Философия Гаудия-вайшнавизма примиряет любые кажущиеся противоречия, утверждая положение Джаганнатхи как изначального Господа, источника всех воплощений, который отвечает взаимностью всем Своим преданным соответственно. В "Чайтанья-бхагавате" (Мадхья 23.465) Вриндаван дас Тхакур говорит: дже рупа чинтйе дасе сеи рупа хайа - как преданный представляет Господа, таким Господь и является ему.
Джаганнатха - это Кришна, пребывающий в настроении разлуки со своей возлюбленной Радхарани. И его необычный облик - проявление Его внутреннего экстаза.
Доктор К. К. Мишра в книге "Культ Джаганнатхи" пишет: "Гаудия-вайшнавы предлагают следующее объяснение неполных форм Божеств Джаганнатхи, Балабхадры и Субхадры. Однажды восемь патта махиши (главных цариц) Шри Кришны слушали о Его лилах во Вриндаване. Их рассказывала Вринда (или Рохини, или Деваки, есть разные версии). Это было во внутренних покоях дворца Нанды (либо в Двараке). У дверей, охранять вход от мужчин, оставили Субхадру.
Повествование уже переходило от вриндавана-лилы к величию гопи, но в это время у дверей оказались Кришна и Баларама. Они захотели войти внутрь, но Субхадра не пускала их. Рассказ о лилах продолжался и Субхадра с двумя братьями хорошо его слышали из-за двери. Когда речь зашла о махабхаве гопи (высшем проявлении трансцендентной любви), в телах проявились восемь саттвика-викар (духовных преобразований): их руки и ноги становились все короче, глаза от изумления расширялись все больше, и в апогее они услышали о величии Радхи.
И тут ко дверям дворца прибыл Нарада. Увидев всех троих - Кришну, Субхадру и Балараму - в таком мистическом облике, вызванном высшими чувствами, с расширившимися глазами, без рук и ног, с огромными улыбками, он был совершенно потрясен. Нарада пал к их стопам и молил их даровать такое видение людям Кали-юги. Довольные его преданностью, они ответили на его молитву, пообещав, что явятся в этом мистическом облике в Нилачале (Пури) людям Кали-юги. Канай Кунтия описывает этот пуранический случай в книге "Махабхава-пракаш" (гл. 3)".
[Шримад Канай Кунтия - севак Джаганнатхи, он жил в Пури в 16 веке. Он написал биографию Шримана Махапрабху на ории. Шрила Гоур Говинда Махарадж знал эту книгу, и упоминал в своих лекциях, тогда она была опубликована только на ории]
Таким образом, Джаганнатха- это махабхава-пракаш, экстатический облик Господа. В книге Шрилы Гоур Говинды Свами "Берег разлуки" говорится: "В этом облике Он испытывают острую боль разлуки с Радхой. Такова форма Джаганнатхи: радха-бхава синдхуре бхасамана. Господь здесь - словно кусок дерева, что плывет по океану любви Радхи". [Также в книге Гоур Говинды Свами "Берег разлуки", гл. 8, можно найти более долгую традиционную орисскую историю с аналогичным объяснением того, как Джаганнатх явил свой облик.]
Настроение Джаганнатхи очевидно из текста знаменитой молитвы "Джаганнатхаштаки": джаганнатха-свами наяна-патха-гами бхавату ме - "Пусть же Джаганнатха Свами милостиво предстанет перед моими глазами". Молитва выражает эмоции преданного, который жаждет встречи со своим почитаемым Господом.
[Это одна из самых популярных молитв, возносимых Джаганнатхе. Ее поют ежедневно в храме в Пури. Однако об авторстве стихов ведутся споры. Во многих старых рукописях говорится, что аштака написана Ади Шанкарачарьей, другие же приписывают её Шри Чайтанье Махапрабху. Последнее кажется очень маловероятным, и ни один из стихов аштаки не цитируется в классических Его биографиях. Для сравнения, молитвы "Шикшаштака", произнесенные Махапрабху, имеют десятки и сотни комментариев, её стихи цитируются в "Чайтанья-чаритамрите" и более поздних трудах ачарьев.]
Искусство в разлуке
Помимо основного принципа, что картина напоминает о любимом, которого нет рядом, тема разлуки является основным элементом наиболее популярных сюжетов в картинах традиции пата-читра.
Перечислим некоторые из них:
Анасара-пати: этот сюжет уже был упомянут ранее. Данная картина создана для поклонения Джаганнатхе в период анавасары, разлуки с Божеством.
Канчи-виджая: сюжет изображает исторический эпизод. сцену из местной истории, посвященную конфликту между царями. Царем Пури тогда правил Пурушоттама Дев [1470-1497 гг.], а царем Канчи (Южная Индия) был Шалва Нарасимха.
[Ученые имеют неоднозначные мнения. Некоторые считают это легендой, а другие принимают как исторический факт, имевший место в 1476-1477 гг. н.э. Например, см. "Историю Ориссы" Р. Д. Банерджи (1930), где он выступает против этой версии, и "Сурьявамши Гаджапати" Р. Субраманьяма (1957), где этак история названа правдивой.]
Пурушоттам Дев и часть его армии атаковали армию Канчи Раджа и потерпели сильное поражение. Едва спасшись, царь Пури вместе с несколькими солдатами вернулись обратно в Ориссу, сломленные и подавленные. По дороге Пурушоттам Дев остановился в ашраме знаменитого святого Сайкатачарьи, он был хоть и домохозяином, но аскетом и пылким преданным Джаганнатхи. Услышав о случившемся, Сайката поинтересовался у царя, получил ли он благословение Джаганнатхи перед тем, как отправиться сражаться. Царь ответил отрицательно и Сайкатачарья предложил царю вернуться в Пури и вознести молитвы Джаганнатхе. По возвращении Пурушоттам Дев провел всю ночь один в храме, плача и предаваясь Божеству. Говорят, что у него было видение, в котором Господь велел ему снова отправиться в бой. "Но на этот раз, - сказал Джаганнатх, - мы с Моим братом Баларамой лично будем сопровождать тебя".
На следующее утро Пурушоттам Дев проснулся отдохнувшим и вдохновленным и быстро собрал армию, чтобы пойти на Канчи. Воины начали путь на юг, но по мере продвижения царь забеспокоился, так как не видел никаких признаков Джаганнатхи и Баладевы. "Неужели Господь оставил меня?" - думал он. Тем временем, Кришна и Баларама в человеческом облике ушли далеко вперед.
Наиболее часто изображаемая сценка - это два Господа верхом на конях, и они остановились, чтобы взять йогурт у Их преданной, Маники. Она попросила заплатить за йогурт и тогда братья подарили ей драгоценное кольцо, велев передать его царю, который будет скоро проезжать здесь. "Он тебе и заплатит", - сказали они женщине. Вскоре прибыл царь и, узнав кольцо, принадлежащее Божеству Джаганнатхи, исполнился блаженства. Эта сцена пробуждает экстатическое ликование и надежду после отчаяния, которое испытывал преданный, считая, что Господь покинул его.
Матхура-виджая: Любимый сюжет в традиции пата-читры. Картина изображает Кришну и Балараму, покидающих Вриндаван. Они окружены своими любимыми подругами, гопи. Прекрасные девушки пытаются остановить колесницу Кришны, хватая лошадей, бросаясь на землю перед колесами, умоляя Господа не уезжать. Они поднимают руки и принимают различные трагические позы, их глаза полны слез. Картина выражает острый страх и боль гопи, столкнувшихся с немыслимой перспективой отсутствия Кришны.
Таким образом, искусство пата-читры на протяжении веков служило вайшнавам холстом для изображения глубочайших эмоций, сокрытых в сердцах преданных Джаганнатхи. Если Джаганнатху можно описать как экстатическое божество разлуки, то пата-читру можно назвать искусством разлуки.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"