Аннотация: История жизни Бхакти Даяла Свами, он же Дваракеш дас.
Бесстрашный Бхакти Абхай Нараяна Свами
Бхакти Абхай Нараяна Махарадж: мало кто из современных вайшнавов знает это имя. Но между тем, этот смелый вайшнав совершил огромное служение для распространения Миссии Шри Чайтаньи Махапрабху. Причем не где-нибудь, а в странах за Железным Занавесом, странах социалистического лагеря семидесятых-восьмидесятых годов. Рискуя жизнью и свободой, он ездил во многие страны и встречался с людьми, распространяя книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Он приезжал, в том числе, и в Россию, привозил книги, проповедовал. Это было давно, а о таких вещах забывают.У него было всего 40 учеников. В тёмные времена ИСККОН он ушел вместе с ними к Шриле Шридхаре Махараджу, и принял у него прибежище. За это в ИССКОН к нему применили невероятно жёсткие меры. И, в итоге, он погиб в автокатастрофе.
***
Бхакти Даял Свами - Дваракеш дас, ученик Прабхупады, искренний преданный, который начал проповедь Сознания Кришны, в том числе, в Венгрии и Югославии. Он много проповедовал в странах за Железным Занавесом. Он был зональным секретарем Джи-Би-Си по Венгрии, Румынии, Болгарии и Югославии. В 1978 он основал первую ферму на реке Дунай, "Кеши Гхат". Печатал книги в Германии на венгерском. В 1979 открыл вторую ферму, "Нанда Фалва", неподалеку от города Сегед на юге Венгрии (http://www.nandafalva.hu). В те времена пересекать границы коммунистических стран было чрезвычайно сложно -- иногда приходилось иметь с собой по пять паспортов.
Дваракеш получил санньясу (и имя Бхакти Даял Свами) у Харикеши Махараджа, одного из 11 "ачарьев", в 1982 году, став одним из первых его санньяси.
О том, как Бхакти Даял Свами проповедовал в России, можно узнать из его же лекции, прочитанной в 1979 году:
"Люди там перепечатывали книгу под копирку. Делали это в ванной или еще в каком нибудь тайном углу, потому что там вы не можете официально и открыто иметь у себя печатную машинку или ксерокс -- вам нужно особое разрешение, которое вы ни за что не получите. А печатали они очень медленно, одним пальцем. И я спрашивал: "Что вы делаете?" И они отвечали: "Меня многие просят дать им почитать эту книгу, но я не хочу её отдавать, потому что -- кто знает, когда её мне вернут! Поэтому я и делаю четыре копии". Я спрашивал: "А почему бы просто не попросить у меня побольше книг?" Они открывали рот и произносили: "А что, есть ещё?!" -- как будто они никогда даже и подумать не могли о том, что книг может быть больше.... В другой раз мне дали много денег и сказали: "Мы слышали, что в будущем вы напечатаете "Шри Ишопанишад" на русском. Когда сделаете это, пришлите нам одну! Неважно, когда это будет. Мы уже так долго ждали, просто пообещайте когда-нибудь прислать нам один экземпляр"".
Бхакти Даял Свами действительно перевел "Ишопанишад" на русский, пользуясь старорусским словарем -- другого у него не было. Книга вышла под заголовком "Книга индийского мышления". Первые российские преданные хорошо помнят эту книгу.
Наступили темные времена "зональных ачарьев" и их беспредела, многие из них падали, ученики и зоны переходили из рук в руки. Пошли разговоры о том, что 11 ачарьев занимают свое положение незаконно, что Шрила Прабхупада не уполномачивал их быть гуру. Ученики Прабхупады, которые не могли смириться с происходящим, уходили из Движения.
Харикеша Свами отвергал Шридхару Махараджа, и порицал всех Джи-Би-Си, которые ходили к этому вайшнаву за советами. Харикеша принимал все решения на своем посту Джи-Би-Си по Северной Европе, качая маятник над гадальной доской, рассказывал своим духовным братьям, о том, что изобрел "вечный двигатель" (при этом Харикеша занял своих собственных учеников в работе над постройкой этого хитрого устройства, а один из них чуть не погиб, когда оно взорвалось, оторвав у этого ученика пол-руки). Харикеша тратил сотни тысяч долларов, пытаясь построить летающую тарелку и рассказывал духовным братьям, что планирует построить посадочную площадку для своего НЛО над своим домом в Маяпуре. В Аргентине он ввел правило, по которому нельзя было друг друга трогать, обнимать или приносить поклоны. А в 1982 многие ученики Харикеши послушались его предсказаний относительно Третьей мировой войны и грядущих катаклизмов, и продали дома и фермы.
В Швеции Харикеша выгнал Вегавана, -- преданного, который начал проповедь в Швеции.
Вегаван дас был учеником Прабхупады. В 1977 Вегаван открыл ферму Сознания Кришны, именуемую Нью-Радха-Кунда в Коршнас Гарде. Его еженедельные вечерние шоу "Радио Кришна" , а также его лекции в университете о духовной традиции Индии сделали его очень популярным в Стокгольме. Роль Вегавана, как проповедника Сознания Кришны вышла на национальный уровень. На ферме Вегаван сделал не только проповеднический центр, но и центр переводов: тут жили художники, группа из 13 переводчиков, машинисток, редакторов и дизайнеров, которые работали над изданием книг на восточно-европейских языках. Именно Вегаван отправил Шриле Прабхупаде в начале 1977 года первые два экземпляра русской книжки "Легкое путешествие на другие планеты". Вегаван открыл ресторан "Говинда'с" в центре Стокгольма. В Нью-Радха-кунду шел поток посетителей, сотни в неделю.
Харикеша забрал себе всё и использовал радиостанцию Вегавана, чтобы в прямом эфире назвать его демоном, а потом публично вдохновлял своих учеников угрожать Вегавану смертью.
Духовные братья Харикеши не могли удержать его от каких-либо поступков, он изгонял всех, кто не соглашался с ним в чём-либо. Бхакти Даял Свами всё это знал и не мог следовать такому гуру, не мог принимать его даже в качестве Джи-Би-Си из-за всего этого.
В то времена множество преданных ходили получать наставления у Шрилы Шридхары Махараджа. Бхакти Даял Свами стал одним из них. Он принял прибежище у Шридхары Махараджа, признав в нем истинного гуру. Он оставил санньясу, данную Харикешей, и получил в 1984 году у Шридхары Махараджа другое имя: Бхакти Абхай Нараяна Cвами.
Харикеша развернул против мятежника огромную кампанию, называя "демоном, который разрушает весь ИСККОН" и запугивая всех, дабы никто не осмеливался слушать беглеца. Харикеша не позволил ему жить в своей зоне, выгнал его и еще 30 учеников.
Затем Харикеша послал своих людей с заданием: те должны были проникнуть в храмы Бхакти Даяла Свами в Вене и в Венгрии и допросить его последователей.
Как следствие, на венгерский центр Бхакти Дайяла Махараджа было совершено нападение. Самого Махараджа там не было, он был на выездной проповеди. Нападавшие "конфисковали" все вещи, разграбили проповеднический центр и магазин. И сообщили Бхакти Даялу Свами по телефону: "это война и тебя убьют".
Харикеша лично обзванивал все храмы мира, добиваясь, чтобы изгнанников не приняли ни в одном храме ИСККОН, нигде. При этом Харикеша отказывался поговорить с Бхакти Даялом Свами лично -- о чём тот и написал в "Открытом обращении" ко всем своим духовным братьям, 06.01.1985.
Но и это было не всё.
Харикеша разослал особую аудиозапись всем преданным Венгрии. На пленке звучали голоса трех лидеров его зоны: Девамрита свами, Гуру Гауранга дас, Сухотра Свами. Они зачитывали послание Харикеши, в котором сообщалось, что нужно убить бывшего Бхакти Дайала Свами. Они обещали, что за это убийство не будет никакой кармы, никаких греховных реакций.
В чем была вина Бхакти Дайала Свами? Он присоединился к Гаудия Матху вместе со своими ближайшими друзьями, которых сам привел в ИСККОН, рискуя за "Железным Занавесом" жизнью.
Но и угроз было не достаточно: в разграбленном проповедническом центре слуги Харикеши нашли несколько фальшивых паспортов Бхакти Дайяла Махараджа. Он пользовался этими липовыми документами для выезда на проповедь в коммунистические страны, за "железный занавес". Номера всех этих паспортов были переданы Венгерской секретной службе. Целью был арест Бхакти Дайяла Махараджа. Харикеше хотелось, чтобы с ним что-нибудь сделали, чтобы он не мог больше никогда проповедовать и выполнять наставления Шрилы Прабхупады.
Но его не арестовали. Власти вынесли ему предупреждение и в течении трёх лет он не имел возможности видеться со своими учениками из Венгрии.
Бхакти Даял Свами не мог смириться с происходящим. Он собрал доказательства и 6 января 1985 года предоставил доклад с фактами против действий Харикеши Свами и других Джи-Би-Си.
Состоялось срочное совещание Джи-Би-Си в Лос-Анджелесе. Они предположили: "Если мы выразим Харикеше недоверие, он может уйти из движения, забрать учеников и деньги". И вместо того, чтобы выразить ему свое недоверие, как задумывалось в самом начале, все проголосовали "За". Именно тогда проявился очень важный момент: "дипломатия". Гордость и высокомерие Харикеши были очевидны, его безумие -- очевидно, но дипломатия не велела его трогать.
Харикеша после этого только усилил свои преследования.
Никому -- кроме главных виновников -- не известно, почему в 1993 году произошла "авария", в которой Бхакти Абхай Нараяна Cвами погиб.
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж, ученик Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа и Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа, рассказывает о своей проповеди в России [ https://youtu.be/3d1tIKX5K6k ]. В семидесятых они вместе с Кришной Кшетрой Прабху проповедовали в соц. странах -- в Венгрии, Югославии, Чехословакии, и в т.ч. несколько раз побывали в СССР. Бесстрашный Абхай Нараяна Свами тоже ездил в Россию. Когда в 1979 году они встретились в Навадвипе со Шрилой Шридхарой Марахаджем, то рассказали ему о своей проповеди за Железным Занавесом. И Шридхара Махарадж, довольный, сказал: "Над Россией были плотные облака атеизма. Но Свами Махарадж, приехав туда, разогнал их. И теперь там можно легко проповедовать, всё для этого готово".