Аннотация: Монотеизм утверждает одного Верховного Контролёра, а политеизм - многих. Как обстоит дело?
ОДИН ЛИ В МИРЕ ВЕРХОВНЫЙ КОНТРОЛЁР?
В городе Пури, Шри Мандире, случались ссоры любви между божеством Джаганнатхи (властителем миров) и божеством Сакши Гопала (пастухом-свидетелем). В конце концов, Сакши Гопал уступил, удалившись в другой храм.
Эти божества - два Кришны, к каждому из которых преданные обращались, как к Верховному Контролёру. На самом ли деле, каждый из них контролировал полное царство? Или только полцарства? Или два Верховных Контролёра дружно контролировали одно вселенское царство, а потом поссорились и распилили его? Как интерпретировать понятие Верховного Контролёра?
Допустим, взять трёх разных Вишну, входящих в материальный мир его хранителями и взять ещё божественного змея Ананту Шешу. Каждый из них контролирует свою область материальной вселенной, решает свою задачу. О любом из них комментаторы могут говорить, что он Верховный Контролирующий. А если прибавить две выше упомянутые аватары, то получится распил одного царства на шестерых или получится шесть Верховных Контролёров на одно царство.
Кто-то вставит в беседу, что Верховный Контролирующий - Кришна с флейтой. Однако, когда Кришна танцует Расу, тогда, глубоко погружаясь в процесс, он не следит даже за окружающим лесом. Лес в это время охраняет Шива. И Кришна лично не контролирует материальные миры, для этой задачи испуская из себя вишну-аватары.
Рамачандра сражается с Парашурамой, оба они - лила-аватары Вишну. Как толковать их вооружённый конфликт? В таком ракурсе, что после боя Рамачандра становится Верховным Контролёром, а Парашурама оставляет трон Верховного Контролёра, передав его Раме?
Ещё пример. На обложке первой песни "Бхагаватам" Прабхупады обозначены кружками планеты Вайкунтхи и написаны имена их правителей - вишну-аватар: Санкаршаны, Прадьюмны, Аннирудхи, Джанарданы... Они тоже что-то контролируют, и каждого их преданные или комментаторы могут назвать Верховным Контролёром.
Как будет правильней, Верховный Контролёр или Верховные Контролёры? Все перечисленные и другие, не упомянутые, аватары суть живые существа высшей масти и что-нибудь да низшее контролируют.
А ещё в каждом теле воплощённых душ воплощена Параматма с потенциальной возможностью вырасти во внутреннего ребенка и во взрослое божество. Поскольку Параматма формируется в процессе бхакти у всякого удачливого преданного в индивидуальность, то следует вести речь опять-таки о многочисленных аватарах Вишну с различающимся, индивидуальным характером. Тем не менее, любой преданный (или не любой?) обращается к божеству в своём сердце и на алтаре, как к Верховному Контролёру всех миров. Или же нет, он воспринимает божество в сердце кем-то вроде упадева, полубога, подчиняющегося Верховному Контролёру?
"Это мой Кришна, а тот... самый главный Кришна!..
Моему Кришне можно предлагать авокадо, просто прочитав мантру гуру и Харе Кришна, а вот в храме Кришна таким образом авокадо не примет. Там сложный ритуал: от мантры к мантре, вода с ложечкой в медном стаканчике, цветочек с платочком, верчение пяти факелков, омахивание опахалом, колокольный звон...
А в том храме - необъяснимо красивые божества, такие полненькие, едят только на ги!..
Туда глядите-ка, на алтаре среди цветов установлен Кришна самого Гопал Бхатты Госвами, чьё имя Радхараман!"
Даёт ли философия преданному право отделить образ Кришны в качестве Ишты, которому он поклоняется и который индивидуальным образом растёт в его сердце, как второе существо, от образа Единого Верховного Контролирующего, то есть, Повелителя вселенных, по идее, Бога-Отца во всех монотеистических религиях?
Если вайшнав их не разделяет, то что может происходить? Очевидно, он может нечто важное не понимать. Почему Верховный Контролёр, которому он поклоняется, периодически допускает то, что кажется преданному несправедливым отношением к себе со стороны мира? Мира, начиненного живыми существами, которые могут его - единицу в центре своей вселенной - взрывать своими психогранатами? Речь идёт о тех случаях, когда преданный не признает за собой вины: её, либо, действительно, нет, либо она не видна взору его разума. Подобное уничтожение миром личного счастья кажется невниманием, нелюбовью из-за незащиты Верховным контролером. Если, вообще, не предательством со стороны Ишты, личного божества. Ишта переводится, как божество не в значении господина Ишвары, а в смысле друга, избранника, любимого.
Нередко ведь перестают верить в Бога, пускаются во все тяжкие, если у них умрёт ребенок, любимая, иное что-то страшное случится. Утопляются в ликерных пузырях, алых ванных, газовых озерках. Когда такие люди уходят, оставшиеся в общине заключают: "Они не прошли экзамен на веру". Самих отчаливших не особенно задевают эти крики об их отходе от веры, эти вопли вдогонку, сожалеющие или демонстрирующие превосходство, то есть, унижающие, погребающие: "Ты умер раньше меня, старик. Так здорово, что я оказался крепче, я все ещё дышу верой!" Словно слетающаяся на падаль стайка коршунов. Дружба и вера членов похоронного бюро сразу становятся, как бы, крепче, когда они набрасываются на тушу: "Се ля ви, бывший, вкусно, как сервилад!"
Но эти скоропостижно торжествующие возгласы доносятся до ушей людей, начавших сторониться нашего или другого религиозного общества, словно писк комаров. Их драма была сильнее, чем глум вдогонку. Следует помнить, что такие люди не всегда перестают верить в Господа. Они устают верить в его Верховный Контроль. Устают привязывать неудачи к спасательному кругу "Испытание и наказание от Верховного Контролёра". Они морально устают механически обелять образ Верховного Контролёра с помощью самобичевания, так как уличают себя в самообмане.
Самоедение присуще только верующим или только российским верующим или только всем русским? В каком-то фэнтези голливудский режиссер изображает россиян самоедами. Возможно, он отталкивался от истории православной исповеди, которую на Западе отличают от католической, дискредитировавшей себя индульгенцией, равно, как и выдачей тайн полиции. Индульгенция и выдача тайн покаяния - родные сёстры.
"Я плохо молюсь, плохо служу и учу шастры. Я жадный, эгоистичный, гадкий и падкий. А Верховное Контролируещее Око, несомненно, совершенно, максимально идеально, абсолютно немутно, справедливо и всегда нелживо!" Эта установка, как устав в армии, исключает размышление и обдумывание и не вызывает сомнений.
Статья 1. Командир всегда прав.
Статья 2. Если командир не прав, перечитывай Статью 1 по сто раз в день.
Это для того, чтобы не разлагать дисциплину своей медитации на избранный идеал. Сдуть пылинку, если нечаянно попала, со скульптуры абсолютного, непогрешимого, не ошибающегося Верховного Контролёра. Кто так настроен, как вам понять, что Верховный Контролёр может не досмотреть или может не мочь помочь?
Вы уже знаете, что Кришна растёт во взаимоотношениях с преданным. Из внутреннего ребенка Кумара он превращается во взрослого юношу Кишора. И вы понимаете, что рост связан с набиванием шишек. Всё же думаете так: "Шишки - не для идеала! Бог не рождается, не растёт, он завсегда велик! Зачем ему расти, меняться, он образец, который всегда был, есть и будет эталоном. Неизменный, непогрешимый образец! А эти игры Яшоды с ростом Кришны, это катха, необходимая для очищения. На деле, Кришна - совершенный и завершенный эталон".
Как монумент Киприды или Давида, сформированный и законченный шедевр. Между прочим, еврей Феджин, глава беспризорных пацанов из романа Чарльза Диккенса "Оливер Твист", обожал любоваться шедеврами из шкатулки, вытаскивая её из тайника: "Моя прелесть!" Но прелесть была неживой, как и монумент, о чем свидетельствует их завершенность, окончательность, неподвижность.
"Он всепроникающе всё контролирует. Он не может не досмотреть за беспорядком. Надо лучше и больше работать над собой, мы кривые! Не криви, не вой, работай над собой!.. Даже в уме на Кришну, как на луну, не вой! И в полнолуние не вой, даже если ты волк-оборотень! И во сне на Кришну не кричи! Ни на кого не ори. Следи за собой, будь осторожен!"
Или начинают думать о Верховном Контролёре, как о недобром властителе, неблагодарном господине, который бросает на произвол. И, проясняя, он показывает им: "Янус - это я. Люблю не только защищать, но и мучить. Не то, чтобы очень люблю издеваться, но продаю тебя ракшасам на мучение. Дело в том, что богоненавистник-ракшас платит за поставку крови преданного, что вытекает в эмоциях, в несколько раз больше, чем за поставку крови материалиста".
Терпят в себе накопление подобного яда, который потом сделает их демонами, антиподами Верховного Контролёра, неспособного всеохватно следить за порядком.
Бесспорно, выпадают экзамены, ниспосланные закулисными божествами и мудрецами. Примером являются достаточно жёсткие испытания царя Харишчандры с женой и сыном, навязанные мудрецом Вишвамитрой. Обсыпанный прахом, который серым снегом падал на него из дыма погребальных костров, приниженный царь таскал на кладбище трупы и молился об одном. Чтобы на удаленной дистанции от него, под другим господином рабство его царицы-жены и принца-сына (разлученных с царём), не превратилось в сексуальное.
При внимательном и длительном наблюдении можно обнаружить различия между испытаниями свыше и напастями, возникающими по другим причинам. Допустим, порожденными собственной глупостью или прарабдха-кармой (зубы режутся, вот малышу и больно, а Верховный Контролёр не виноват). Возникающими, когда перевесно наседают демонические и криминальные силы, а поддержки свыше не достаёт. Так или иначе, три вида страданий: от стихии, своих тела с умом и других живых существ, могут быть использованы закулисниками, как экзамены, но не являются таковыми всегда.
Допустим, преданный, осознав какой-нибудь конфликт с божеством пятилетней давности, понимает, что тогда его испытывал не Кришна, а в беду он тогда попал по собственной глупости. И теперь он может оправдать божество: "Это не было твоей волей, зря я это тогда трагично воспринял и несколько к тебе охладел!" Но есть преданные, свои неудачи и неудачи других принимающие только в качестве последствий экзаменов свыше. По меньшей мере, многие неудачи, если не все. Хочет ли этого от нас божество? Или мы не различаем, и всё принимаем, как одно, считая это наисильнейшей позицией для ликвидации своей гордости и слабости? Это, правда, получится ликвидация, то есть, выметание мусора из дома за его стены в канаву, освобождение? Или получится заметание его под ковёр, то есть, подавление?
Я убеждён, что возникающая беда - это не всегда испытание, которое спроектировано божеством. Но для воспитания смирения, сохранения идеала веры, мы любим избрать именно такое понимание. Это не всегда избавляет от иллюзии. Наоборот, может долго держать в иллюзии. Или вы думаете, Вамши Дас Бабаджи был оскорбителем, тупицей, когда забрасывал божество Гопала в реку для воспитания? "Играл Баба на публику, юморил". Но это был не юмор, а осерчание на Гопала, который не помог проконтролировать подвижнику чувства. Подставили насмешники Бабаджи поднос с овощами, а он его захотел, не заметив вначале на подносе рыбу! Велик грех Гопала, не помог не запасть на рыбу, а насмешники повеселились тому, что Бабаджи купился! "Воспитание и наказание Верховного Контролёра Вамши Дасом Бабаджи".
Пока рождается единственное примирительное решение для схемы с Единым Верховным Контролёром и многими его аватарами. Есть высшая живая энергия - из вишну-таттв и низшая живая энергия - из джива-таттв. А шастры называют Верховным Контролирующим всё это живое поле вишну-таттв, которых много. Живое поле нашей пограничной энергии - тоже огромно, нас, джив, тоже несметно.
Повторим, эта высшая энергия вишну-таттв и есть Верховный Контролирующий, подразумевающийся в шастрах. То есть, это огромная семья вишну-аватар, и, то одного,из них, то другого, называют Верховным Контролёром. Семья имеет высший доступ к знаниям, а не низший, как у джива-таттв. Потому наш сердечный Ишта вечно способен подпитывать нас новыми откровениями, визуализирующими в нас почерпнутое из писаний знание и оживляющими его.
Будучи в курсе наших карт и судеб, ключевых дат и узловых моментов в них, контролирующее и смотрящее нас божество Параматмы, словно имеет ролик с несыгранным сценарием нашей судьбы. Там прописаны несколько сценариев - от роли низшей, допустим, преступника или порочного человека, роли посредственной, допустим, это не вор, не великий грешник, а средний мещанин, и роли высшей для этой конкретной судьбы: звезды, благочестивого богача, гениального композитора, справедливого царя, мудреца... Отсюда и возможности помогать нам, подсказывать, как перебираться на высшие сценарии с низших. Для знающего судьбы других и вероятности их будущего реально подстраивать приятные или неприятные совпадения. Подразумеваются неожиданные совпадения в нашей жизни, создающие стойкое впечатление изумляющего чуда или устрашающей дьявольщины. Они вызывают специфические эмоции, ведут к глубоким пониманиям и серьезным решениям.
А откуда в такой концепции у Ишты, компактного для общения с маленькой дживой, берётся сила исполнять наши желания? Некоторые, допустим, так. Преданная хочет в мужья доброго вайшнава, её божество оповещает Ишт в сердцах тех мужчин, которые могут ей понравиться и подходят по характеру. Потом на пересечениях дорог судьбы этой девы и судеб кандидатов в ее Прабху устраиваются неожиданные встречи в местах, удобных для знакомства и узнавания друг друга. Купидону платят за заказ, он палит в кандидатов из приворотного лука. Эта схема объясняет, почему желания могут исполняться не сразу, почему Иште легче наделять нас знанием, а не богатством.
Кто-то скажет: "Кришна - Верховный Контролирующий, он творит вселенную своей игрой на флейте. Он выстраивает миры, задаёт им гармонические каркасы, ритмы, программы. Он обуславливает развитие вселенных, как садовник, бросая орех в землю. Перед этим он подготавливает пространство для роста орешника. Он и есть тот, кого мы ищем!"
Согласен в большой степени, но вспоминается некоторая свобода выбора и эффект неясности предсказываемого. Потому что "бабочка крылышками: бяк-бяк-бяк-бяк!" Это доля свободы насекомого - послать в будущее личную бяку, повлиять на развитие вселенной и задать кому-то новые задачи для её контроля от запущенного непредвиденного события. Кроме бабочек, полно бабушек, дедушек, медведушек и вишну-аватарушек, и все создают эффект бабочки. Много красивых крылышек влияет на будущее.
А кому любопытно следить за всеми, чтобы всякого вычислить? Сидеть и, зажмурив глаз, пасти стада в трубу одним недремлющим оком, как скучающая девонширская старушенция из "Собаки Баскервилей"? Вот Кришна точно не скучает, как состарившаяся вуаеристка, у которой вместо мобильной трубы была подзорная!
Единственное, епархии справедливого Ямараджа приходится просматривать записи наших дел, речей, взаимоотношений. Он все же Судья, это его работа. После смерти человека он делает контрольный просмотр его жизни. А хотите больше контроля, так платите за работу тем, кто будет контролировать, да нескучающих пенсионерш нанимайте не за улыбки! У них теперь такие трубы, в которые можно по-соседски следить за соседями из других стран.