Аннотация: Альтернативная пьеса в тринадцати сценах
Гаффаров Алишер
Пьеса в тринадцати сценах
Впадение верх
Действующие лица:
Он - мессия.
Она - жена, облаченная в солнце.
Их - Бог и его лица.
Сцена I
Комната, заполненная красной темнотой. Видны куски, штрихи, части то ли домашней мебели, то ли лесной, то ли горной местности. Люди, то ли одеты, то ли лишь чуть прикрыты. Ситуация - Он и Она. Кто они?
ОН: Когда падает снег, мне кажется, снежинки висят, а все остальное возносится ввысь... Сколько же можно лететь ввысь?..
Она отвечает, но речи разобрать нельзя.
Он исчезает в тени и говорит издалека.
ОН: ...на Олимп, где покоятся вечно человеческие боги...
ОНА: ...(неразборч.)...
Речь Ее затихает, в то время как свет становится ярче, пока не ослепительно сияет.
ОН (съеживаясь): "А солнца свет, как гул набата"... Нет, это не я, ощущение, будто театральный герой вживляется в меня, мне тесно...
Его движения будто раздражаются извне, он марионеточно дергается, пока не выбрасывается прочь со сцены.
ОНА (неожиданно громко и четко): Что? Все как-то странно... Как преломляется свет... Часы стоят... и будто я не я... не я?..
На дороге голосует человек. Лицо - не запоминающееся. Одежда - костюм-тройка - не его.
Где-то на кипящем асфальте выплывает автомобиль. Будто корабль, он, огромный, плывет по шоссе.
Возле голосующего тормозит. Человек садится, хлопок двери и автомобиль мчится дальше.
Изнутри.
Ярко выраженный шофер. Есть сходство двух человек, но оно не важно. Они знакомы и нет.
ПАССАЖИР: Ты мое имя.
Шофер (имя) молча и напряженно ведет автомобиль.
Пассажир выхватывает пистолет и стреляет в шофера. Выстрел, но ничего не меняется.
ПАССАЖИР: Ты мое имя.
Громада автомобиля все так же несется прочь. Пассажира невольно выдувает в окно.
ПАССАЖИР: Ты - мое имя.
Шофер (имя) еле заметно дрогнув, напряженно ведет автомобиль.
Молчание.
Дорога впереди исчезает, оставляя лишь белое, чуть голубоватое небо. Автомобиль резко тормозит. Шофер впервые смотрит на пассажира, пытаясь впитать его. Пассажир выходит, хлопает дверью и глядит вслед исчезающей в небе машине.
Занавес.
Сцена III
"...психофашизм не только разрушает духовный мир человека, его нравственный и духовный потенциал, но и приводит к деградации, дезадаптации личности, приводит к депопуляции и гибели нации..."
Четыре стены. В них человек, но помимо этого есть Нечто, оно в углу и время от времени приходит в движение, парализуя развитие мысли у человека.
ЧЕЛОВЕК: Шесть плит, ограничивающих. Одна плита - воспитание, другая - общество или семья, третья - ...
Нечто приходит в движение.
ЧЕЛОВЕК (резко оборачиваясь в ту сторону): Выхода похоже нет. Шесть стен, ограничивающих сознание. Одна - воспитание, другая - семья, или же...
Нечто приходит в движение.
ЧЕЛОВЕК (испуганно обращаясь в ту сторону): За этой коробкой должно быть что-то еще. Чтобы попасть туда, нужен выход. Но его, похоже, нет. Только шесть стен держат меня здесь. Шесть препятствий. Воспитание - раз, два - ...
Нечто приходит в движение.
ЧЕЛОВЕК (отступая и съеживаясь): Я знал мир и у меня его отняли. Я знаю, он огромен, огромнее этой коробки. И выхода отсюда нет. Всюду стены. Клетка для разума. Одна стена - это...
Нечто приходит в движение.
ЧЕЛОВЕК (в ужасе): С Т Р А Х !..
Нечеловеческий вопль. Занавес, но перед тем ощущается, что Нечто приходит в движение. Щупальца.
Немая Сцена IY
Человек в многогранной комнате. Число их.
Сцена Y
Они, не разговаривая.
Полная темнота. _______огонь дергается и приминается. Изредка из темноты выявляются предметы интерьера.
Сцена YI
Находясь вне себя.
Писатель. _____лог.
ПИСАТЕЛЬ: ___________
Писатель - рассуждение о скуке, о том, что "БЫ" возможность альтернативы, где ты - творец, создатель, бог. Идти по жизни смеясь - Ее кредо, он же лишь делает вид, что ему смешно, и уже порой не отличает боль от радости. Что же заставляет его быть? Мысли бьются, вьются, вытягивая клещами живое мясо из человека. Что же заставляет его думать? Человек, пытаясь выжить, умерщвляет плоть, становясь лишь пушечным мясом, в то время как его субстанция, ее именуют - душа, Ка, или как-то по другому, но она - та, что идет по жизни смеясь, выявляется от тела и уносится прочь, освобождаясь. Одиночество в парении ввысь возвращает в тело, используя тело как автомат, и творчество становится поиском со_________, исповедью, быть может. Но вновь та стремится ввысь, взлетая все ниже.
СТОП! Это похоже совсем чужие мысли.
Сцена YII
Возвращение. Они. Падающий в окне луч, и занавески, как развевающиеся полы одеяний.
ГОЛОС: ВСЕПОКАЙТЕСЯ!
Они падают на колени, обращаясь взором прочь. Становится заметно, что поток света бьет снизу. Она закрывает глаза и что-то шепчет, по-видимому молится. Или делает вид.
Он отступает в страхе. Оттуда слышны его слова.
ОН: Если Храм имеет четыре башни, на все четыре стороны света, то как можно укрыться от взгляда Господа...
Молчание. Она крестится, вновь погружается в глубины себя. Хищная рама окна в квадратах света, будто крест распростерлась над ней.
ОН: _________ли осенит крестным знамением...
Она вновь крестится. Свет, бьющий в окно, уже не лучом единым, а медленно рассеивается. Его становится видно.
ОН (еще более вжимаясь в угол): И распростер длань и ее тень пала на меня...
На Него падает громадная тень руки. Он бесформенно вжимается в угол и растворяется.
ОНА (вернувшись сознанием): "И осени меня крестным знамением, и ниспошли благодать, коснувшись дланью своей, и погляди тогда на меня, как на свою возлюбленную..."
Занавес.
Сцена YIII
Улица. Снующие люди. Стекло витрины, автомобили. Он, останавливаясь, прикуривает у кого-то сигаретку и глубоко затягивается. Давший огня (прометей) растворяется в толпе. Зевс с укором взирает на человека. Сверкнув глазом, Вотан исчез вслед. Кецалькоатль задумчиво расправил перо и грозно удалился.
Прометей растворился в толпе. Где-то вьется тень коршуна и падает на людей. Тогда они смотрят в небо и видят плачущий, алчущий дождь.
Хочется пить.
Но делается темно.
Занавес.
P.S.: ГОЛОС: И лопнул занавес на три части в Храме господнем. И настала Тьма, ибо отверзлись очи у их, и отвернулись Господа. И алтарь засочился кровью и на лицах кающихся показались алые слезы...
Сцена IX
"В результате применения ядерного оружия образуются очаги массового поражения. Очагом ядерного поражения называют местность с находящимися на ней зданиями, различными сооружениями, людьми и животными, подвергшимся действию ядерного взрыва."
Тайна. Штормовой шум на море. Раскачивающийся фонарь.
ОДИН:_______
ДВА:_________
ОДИН:_______
ДВА:_________
ОДИН:_______
ДВА:_________
В это время становится ярко светло. Видно _______ кровавой ________.
ОДИН (вдруг срываясь):__________.
Выстрел.
Один падает. Несколько раз. Происходит бесконечное падение.
Темнота. Тишина. Лишь звук многократно падающего тела. Затихает.
Морской шум. Крик чаек. Фонарь.
ОДИН: ...
Движение вкруговую. Заповторение.
Сцена Х
Число Зверя.
Он среди их. Безгрешность Его выявляется в распятии. Она наблюдает. После - уходит.
Слышны шаги, гулкие, удаляющиеся по коридору.
Слышен то ли шепот, то ли шум ветра.
Занавес.
Сцена XI
И тогда закончился мир. И был плач, и брат поднимал руку на брата, и сестра наговаривала на сестру, и матери отворачивались от чад своих.
И воплотился Зверь на земле.
Люди поют псалмы, но они разбиваются о неслышащее небо. И лжесвященники взывают...
ЛЖЕ____: ...И сказал Господь: "Возлюбите друг друга". Так отчего ж я не могу любить брата своего, сестра всех, а отец - дочь. От этого любовь крепнет, ведь и Александр говорил, что сильна та община, где любовь крепче любых уз.
Говоря "окаянный", что мы имеем ввиду: убийство ли брата единокровного? Но если брат - тягчайшее бремя, больше ли мухи достоин он жизни, спрашиваю я вас? И скажу я вам словами Каина: "Разве сторож я брату своему?" Или полная свобода, когда каждый сам за себя, или хуже - всемирные братские узы, что окольцуют мир? Какого Господа выберете вы, спрашиваю я?
ИЗ ТОЛПЫ: И это сказано Господом?
ЛЖЕ____: Все это следует из учения вашего Бога.
ИЗ ТОЛПЫ: Сказано ли Господом это?
ЛЖЕ____: Имеющий уши - да услышит.
ТОЛПА: Сказано ли Господом?
Толпа сминает лже____, разбивая о стену не только его, и многое пушечное мясо. В толпе Зверь и беснуется.
Занавес.
Сцена XII
Он среди беснующейся толпы, но она нема, она лишь как единый зверь колышется, перетекает самое себя.
ОН: К концу пьесы должен буду броситься. К чему?
ГОЛОС: R.I.P.
ОН: Тогда уж поскорее.
Бросается, в толпу и разбивается о нее, исчезает.
Занавес.
Эпилог
Они, разговаривая. То ли видно, то ли нет.
ОНА: По сценарию Ты должен быть мертвым.
ОН: Мне кажется, Я уже умер. Здесь должен быть эпилог. Я хотел бы, чтобы звучала Kyrie. Мне кажется, это было б достойно Меня. Может, Я хотел бы стать великомучеником. И принять мученическую смерть.