М.Г. : другие произведения.

Библиотечные страдания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    отредактировано 12.01.2022г.


  

Я люблю читать

  Читать я начала с четырех лет, с того времени, как старшая сестра пошла в первый класс. Учебники за первый класс, а потом и за второй, третий были прочитаны быстро. А читать хотелось.
  В детский сад мы не ходили, из всех развлечений только чтение и радио. Мы жили в частном доме, родители запирали ворота дома, уходили на работу и оставляли нас одних. Старшая сестра училась в школе, а мы с младшей сестренкой были предоставлены сами себе. Сестренка любила играть в куклы, а я читать.
  Дома у нас не было детских книг, поэтому читала то, что подвернулось под руку, очень толстые взрослые книги. Самая наипервейшая - сборник пьес Яна Райниса, известного латышского писателя, книга в синей прочной обложке, скорей всего, из библиотеки. В ней было всего две пьесы 'Иосиф и его братья' и 'Золотой конь'. Содержание меня поразило до глубины души, и я несколько раз перечитала обе пьесы и до сих пор хорошо помню содержание. В поисках чего бы почитать, рылась по дому и наткнулась на книгу 'Вей ветерок'. Это снова оказалась книга Яна Райниса, но уже прозаическая, история курземчанки (жительницы Курземе) и и 'Сын рыбака' Вилиса Лациса. На первой странице книг, как и на сборнике пьес, красовался библиотечный штамп. Из взрослых, кроме родителей, в нашем доме бывали только родные младшие сестры мамы, мои тети. Вероятно, они забыли сдать библиотечные книги. Похоже, что мои тети увлекались прибалтийской литературой или просто так совпало.
  Никакой детской литературы в то время в нашем доме не было. Из учебных откуда-то появилась 'Хрестоматия по литературе' для 9 класса. Мне она совсем не понравилась, потому что все произведения, представленные в Хрестоматии, были даны отрывочно. Запомнилось лишь три - 'Витязь в тигровой шкуре' Шота Руставели и 'Слепой музыкант', 'Дети подземелья' Короленко В.Г. Спасибо составителям, что включили их вещи целиком.
  Запасы литературы в нашем доме исчерпались, и уже в первом классе я записалась в библиотеку, она находилась напротив нашей семилетней школы N 10, возле мебельной фабрики. Долго стеснялась туда зайти. Когда зашла, меня спросили: 'Что тебе, девочка?'. Промямлила, что хочу записаться. Мне выдали книгу, предложили просмотреть в читальном зале. Конечно, она была моментально прочитана, всего-то десять страниц! Библиотекарь не поверила, заставила пересказать, после пересказа выдала книгу потолще. Выйдя из библиотеки, открыла книгу и, пока шла домой, уже дочитала. Родители надо мной посмеялись, предложили вернуться и поменять на другую. В библиотеке удивились, дали еще одну книгу, посадили в читальный зал и снова заставили пересказать содержание. На мою робкую просьбу самой выбрать что-нибудь отказали решительно. Тогда я ушла ни с чем и больше туда не возвращалась.
  
  Весь учебный год в первом классе дома перечитывала Яна Райниса, мои познания о библейских временах, в основном, оттуда. После окончания учебного года за отличную учебу мне подарили в школе 'Сказки разных народов', первую детскую книгу. Я не верила своему счастью и носилась с ней по дому целый день, перечитывала дарственную надпись, читала и перечитывала сказки.
  Еще у нас дома была книга 'Рождение Чжун-Су', о Китае времен гоминьдановской революции, толстая - претолстая, больше девятисот страниц. Читала торопливо, пытаясь скорее добраться до конца. Героиня, маленькая девочка с трудной судьбой, взрослеющая на моих глазах, с каждой новой прочитанной страницей прочно привязала меня к роману. Оттуда и почерпнула много интересного о национальных традициях китайцев, о китайской революции, гоминьдановцах, Мао Цзе Дуне. Всегда думала, что роман написан китайцем, настолько подробно даны описания обычаев и событий в Китае пятидесятых годов прошлого века. Оказалось, что автор - советская писательница Олеся Кравец. В тот же самый год штудировала учебники старшей сестры, особенно по географии и истории. Моя любовь к египетской истории частично из тех лет. Старшая сестра всегда была в нашей семье мастерицей. Египетская колесница с фараоном, вылепленная из пластилина с помощью папы, заняла первое место в каком-то школьном конкурсе и долго красовалась на стенде в коридоре, а я сильно гордилась творением сестры, на переменах постоянно подходила и любовалась.
  Кроме чтения, мне нравилось слушать передачи по радиоприемнику. По радио передачи шли однообразные - новости, советские песни, оперетты. Оперетты приходилось слушала поздним вечером, прилипнув ухом к динамику, чтоб никого не разбудить. Я дожидалась того момента, когда отец, тщетно покрутив ручку настройки, пытается поймать среди хрипов 'Голос Америки' (подслушала, как мама его ругала, что он ловит запрещенную передачу), и в конце концов, ложится спать. Вставала, включала радио и тоже крутила ручку, чтобы найти что-нибудь. Почему-то это всегда попадались оперетты. 'Сильву', 'Летучую мышь' в тот год слушала по несколько раз, наверно, тогда передачи часто повторялись.
  После окончания моего второго класса мы переехали из Глазова в Вятские Поляны. Там мне сразу повезло - нашла понимание у библиотекарей школьной и районной библиотек. Районная детская библиотека была очень далеко от нашего дома, на берегу Вятки, а мы жили у леса с другой стороны. В общей сложности, пешком около трех километров. Библиотекари предлагали выбирать со стойки по пять книг. Когда я прочитала все книги со стойки, стали приносить с полок и почему-то уже прочитанное мной. Я стала подолгу просиживать в библиотеке, помогала подклеивать книги и заодно их читала. Видя такое рвение с моей стороны, мне разрешили свободный доступ к полкам. Там одними из первых книг я прочитала 'Дикую собаку Динго или повесть о первой любви' Фраермана, 'Динку' Осеевой, 'Два капитана' Каверина.
   У нас были отличные учителя начальной школы, на уроках мы читали вслух замечательную детскую литературу того времени - 'Четвертая высота' Ильиной, 'Улица младшего сына' Льва Кассиля и много других разных книг. В школе была отличная библиотека русской и советской литературы и еще подборка серии 'Жизнь замечательных людей'. С девятого класса я брала биографию очередного писателя из этой серии, все книги этого писателя и упивалась чтением. Тогда за год было прочитано более девятисот книг и окончательно посажено зрение, но не от количества прочитанных книг, а от плохого освещения дома. Лампочки были ватт на сорок или пятнадцать, а иногда вообще отключалось электричество, приходилось читать при керосиновой лампе. Днем я не читала, пропадала на улице, как и все дети.
  Детские писатели Агния Барто, Маршак, Михалков прошли мимо меня. Впервые прочитала их книги, когда у самой родились дети, и мы с мужем стали собирать библиотечку детской литературы.
  Лет с четырнадцати-пятнадцати пришло увлечение фантастикой - Рэй Бредбери, Айзек Азимов Александр Беляев, Иван Ефремов. Они и сейчас мои любимые писатели Их книги я читала, гуляя по лугам и оврагам с нашей строптивой коровой, которая упорно не паслась в стаде. Так что мои каникулы после девятого класса были исключительно фантастическо - коровьими. Так и закончилось мое детство с библиотечной книгой в руке среди лесов, оврагов и лугов. В десятом классе читала исключительно научно-популярные книги по квантовой физике, советскую и доступную зарубежную фантастику.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"