Фестиваль "Мирас". Семейные реликвии
В районном Доме Культуры (РДК) "Искра" деревни Штанигурт (пригород г.Глазова) 24.03.2018 прошел Межрегиональный фестиваль татарской культуры "Мирас". В программе этого дня были
- Концерт "Без-татарлар" (Мы-татары)
- выставка "Семейные реликвии"
- фотовыставка "Татары"
-мастер-классы по вышивке и изготовлению сувениров, народные танцы, игры и хороводы
Организатор и вдохновитель этого мероприятия, Иванова Раида Камилевна, вместе с коллективом музейного комплекса и центра татарской культуры Глазовского района подготовили и устроили настоящий праздник национальной культуры. "Мирас" в переводе - "Наследие".
И, как "театр начинается с вешалки", так и фестиваль начался прямо у входа с демонстрации того наследия, которое сумели сберечь и берегут чепецкие татары.
В вестибюле гостей встречал ансамбль "Кынграу" с песнями и вкусным, тающим во рту, чак-чаком. Кынграу в переводе означает колокольчик, и мелодичные народные песни на самом деле звенели колокольчиком, на фоне которого лилась плавная татарская речь участников фестиваля.
В фойе была развернута большая выставка семейных реликвий из личных архивов. После того, как участники и зрители освоились, осмотрелись, председатель совета депутатов Глазовского района, Терский Владимир Анатольевич, открыл фестиваль.
Вначале с приветственным словом выступила корреспондент республиканской газеты "Янарыш" Эльвира Хузина.
Далее Гульфия Караваева познакомила присутствующих с краткой биографиями всемирно известных татарских литераторов и музыкантов и их вкладом в мировую культуру. Портреты поэтов и композиторов занимали целую стену фойе, ни один человек не прошел мимо этой экспозиции.
Часть экспонатов предоставил имам Кестымской мечети Ильмир хазрат, в его коллекции были красочное издание книги про Шамаиль, как искусство, шамаили Габдулы Ушмави и жителей Кестыма. Музейный комплекс Кестымской средней школы выставил предметы быта - одежду, обувь, книги на арабском языке.
Были и музыкальные инструменты - гармонь и экзотическая древняя скрипка, выдолбленная из цельного куска дерева, как мне показалось при беглом просмотре.
Марзия Габдулганиева, внучка Габдуллы Хамитова (Габдулла Ущмави, имам деревни Татарские Парзи с 1947 по 1968 годы) показала и рассказала об этнографических трудах Хамитова Габдуллы, его стихах и искусстве шамаиля. Также ею были предложены для просмотра древние раритеты из семейного архива - азбука татарского языка в арабской графике 1892 года издания, учебник по истории и географии 1910 года издания.
Огромный интерес в экспозиции вызвала книга М.Ахметжанова по истории татар, куда была включена "История Татарских Парзей" из рукописей Габдуллы Ушмави.
Иванова Раида рассказала о бережно хранимых в семье военных реликвиях, оставшихся на память от дедушки, погибшего на фронте в 1944 годы - награды, письма, фотография.
Фарида Касимова, заведующая историко-краеведческим музеем "Сепычкар" деревни Кочишево, представила предметы быта жителей деревни Татарские Парзи. Бабушкины украшения из старинных шкатулок, вышивки, чаршаулар, национальная одежда и обувь - все это было выставлено для просмотра.
Также она представила два красочных фотостенда с уникальными старыми фотографиями деревень Татарские Парзи и Малые Парзи.
Тат.Парзи остались единственной татарской деревней Глазовского района, а Малые Парзи была закрыта, как неперспективная, в 1976 году, но жители деревни, их дети и внуки каждый год собираются на месте бывшей деревни и мечтают о ее возрождении. Не случайно к этим двум стендам сложно было подступиться.
Очень интересным был стенд с фотографиями с идеей: "Как проявляется национальность в характерных жестах". Фотографии живые, не постановочные, и поэтому люди надолго задерживались около этого стенда, представленным ведущим методистом Центра культуры и туризма Ириной Кооль.
Интерес к рассказам о семейных реликвиях был неподдельным. Многие зрители говорили, что задумались о том, стоит ли сжигать все старые письма, выбрасывать старые вещи, утварь, вышивки и многое другое, ведь это память о нашей истории, наших предках, которую надо бережно хранить и передать следующему поколению.
После красочного и зажигательного концерта участников фестиваль снова продолжился в фойе РДК. Это были хороводы, народные танцы под гармонь всех зрителей и участников.
|