Все более настойчивое приближение зимы приводит в уныние многих любителей экстремального отдыха, для кого это в первую очередь связано с автомобилями, скоростью и риском. Гонки по льду занятие, конечно, рискованное и зрелищное, тем не менее, большинство автомобильных гонок проходит в теплое время года, когда сухой асфальт так и манит уйти в отрыв. Однако те, кто увлечен гонками на картах, не сильно страдают от смены сезонов, поскольку современные картодромы сочетают в себе мощь настоящих болидов и компактные трассы, часть из которых работают круглогодично. Только в Москве насчитывается не менее 6 закрытых картодромов, в любой сезон предлагающих свои услуги любому, кто пожелает приобщиться к этому достойному виду спорта.
Картинг обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими видами спорта. Во первых, картинг всевозрастной, а это значит, что даже если вы придете на площадку в поисках отдыха и развлечений для всей семьи, никто не останется без дела и удовольствий. В этом спорте дети с 8 лет могут принимать участие в стандартных соревнованиях, организованных по международным правилам картинга. Во-вторых, именно на автодроме можно получить настоящие навыки управления автомобилем без боязни попасть в аварию и нанести ущерб себе или окружающим. И, наконец, в-третьих, картинг весьма доступен. В поисках острых ощущений, скорости и адреналина вам не нужно покупать дорогостоящее оборудование или ехать далеко из города. В любое время вы можете приехать на картодром и лично испытать этот маленький, но почти настоящий гоночный автомобиль.
Все что необходимо для занятия картингом - это сам карт и необходимая защитная экипировка, которая, к слову сказать, ничем не отличается от автогоночной, что дает еще одну возможность почувствовать себя пилотом серьезного спортивного автомобиля. Карт и экипировку можно взять на прокат. На сегодняшний день большинство московских картодромов предлагают новые модели картов фирмы Honda мощностью от 5.5 до 9 л.с. Цены варьируются в зависимости от выбранной машины и картодрома от 7 до 15 долларов за один десятиминутный заезд. Кроме того, современные картодромы предлагают не только стандартный набор услуг, как, например, автостоянка, ресторан и раздевалка, дополнительно многие их них оснащены видеомониторингом трассы, включая видеозапись заезда. Для взрослых начинающих гонщиков работают мастер-классы, для детей открыты школы подготовки картингистов, где вашего ребенка опытные инструктора - профессионалы автогонок обучат всем премудростям гоночного мастерства.
От простого к сложному.
Чем еще привлекателен картинг? Впервые появившись на картодроме, вы можете с легкостью освоить карт и стать участником любительских соревнований, которые проводятся на всех трассах. В крупных московских карт-клубах любительские и профессиональные гонки организуются на регулярной основе и представляют собой крупнейшие в Москве ежегодные соревнования для всех любителей быстрой езды.
Русская Школа Картинга "Пилот" - один из самых известных и популярных гоночных клубов Москвы (Северное Медведково) второй год организует Открытый чемпионат Москвы по картингу. С марта по октябрь два раза в месяц на трассе Пилота проводятся этапы чемпионата. Заезды проводятся в двух группах: А - прокатные карты, Б - собственные карты. Главный приз Чемпионата - путевки на Формулу 1 получают три лучших пилота групп А и Б. В этом году последний 16-й этап открытого чемпионата по картингу проводился в Москве на трассе клуба "Пилот" 12 октября. Чемпионом в группе А стал Юрий Ветров, а Николай Ильин победил в группе Б.
Второе не менее громкое мероприятие в столичном картинге - многоэтапная гонка "Лига Чемпионов" от карт-центра "Серебрянный дождь" в Крылатском. Эта гонка интересна всем: от отборочных состязаний до призов и участников. В завершившемся сезоне "Лига Чемпионов" проводилась с июля по октябрь 2003 года. Чтобы стать участником Лиги необходимо было в один из дней работы карт-центр приехать и установить рекорд дня. Таким образом, каждый рекордсмен мог стать участником гонки на дальнейших этапах. Награждение победителей дня проводились каждый понедельник, помимо приза - именной майки, гонщик получал приглашение принять участие в еженедельной гонке. Победителю гонки недели предоставляется право участия в гонке месяца. Приз - именные перчатки от АККС motorsport. И, наконец, гонка месяца определяет победителей для участия в финале Лиги. Приз для победителя гонки месяца - очки OAKLEY. Плюс право участия в финале Лиги имеют все победители еженедельных состязаний. В итоге к участию в финале допускаются 12 рекордсменов. Главная гонка определила 3 победителей, каждый из которых получил солидный приз - часы ORIS. Престиж данного мероприятия подтверждался и тем, что почти каждую церемонию награждения снимало MTV, краткие репортажи в течение всего периода проведения Лиги можно было видеть в "News Блок" MTV.
Финал "Лиги Чемпионов" состоялся 5 октября 2003 года и его победителем стал Илья Каменский. Второе место досталось Михаилу Засадыч, а третье место занял пилот команды "Лукойл Рейсинг" Юрий Байбородов.
Третьим крупнейшим состязанием этого сезона на картодромах Москвы можно назвать 24-х часовой картинг марафон, также проходящий на трассах Серебряного Дождя. Эта захватывающая гонка на выносливость второй год проводится в столице и пользуется огромной популярностью у профессиональных гонщиков, фанатов картинга и прославленных любителей этого вида спорта.
В этом году в состав команд участвующих в заездах марафона вошли как настоящие "звезды" гоночных треков - профессиональные гонщики: В. Маслов, С. Успенский, Б. Шульмейстер, а также "звезды" российского ТВ: актер Гоша Куценко, команда MTV, Д.Певцов и другие. 24-х часовая гонка - это прежде всего адский труд, как говорят сами спортсмены, это еще и супер зрелищное мероприятие, которое собирает несколько тысяч болельщиков и зрителей, которые не расходятся даже во время ночных заездов! Участвует 10 команд по 5 человек. Каждая команда должна пилотировать карт на протяжении 24 часов, останавливаясь только для замены пилотов, ремонта и дозаправок. Побеждает команда, проехавшая за 24 часа наибольшее количество кругов.
Для истинных фанатов картинга на трассах "Серебряного дождя" в закрытом картцентре на Варшавке весь зимний сезон 2004 года будут проводится любительские многоэтапные соревнования с интригующим названием "Кубок вызова". Финал Кубка состоится весной, когда будет выявлен сильнейший в борьбе за ценный приз.
Женский профиль
Зная официальную статистику о числе женщин в России за рулем, особенно в крупных городах, я не была удивлена присутствием женщин в карт-клубах. Однако, посмотрев их гоночные результаты и пообщавшись с некоторыми представительницами этого традиционно мужского вида спорта, мне стало понятно, что женскому профессионализму в управлении гоночным автомобилем поистине нет границ. На этом фоне особенно приятно осознавать, что те представительницы прекрасного пола, кто выбрал для себя нелегкий труд гоночных состязаний наравне с мужчинами на самом деле не какие-то "железные леди", а самые обычные, хрупкие и женственные, милые девушки, с серьезным характером и большой силой воли.
Девушки принимают участие во многих соревнованиях, проводимых в московских карт-клубах и даже за пределами Москвы и России. В этом сезоне в 24-х часовом картинг марафоне во многих командах выступали женщины. А две из них: Олеся Наседкина и Наталия Щербаченко стали победительницами марафона, поскольку команды девушек заняли второе и третье места соответственно.
Олеся Наседкина пришла в гоночный спорт благодаря своим занятиям в картинг клубе "Синяя река" (закрытый картодром в здании гостиницы Россия, м.Китай-город). Победив в одной из серии любительских заездов карт-центра, Олеся смогла принять участие в более солидных гонках, таких как Национальный отборочный тур международной акции West Race Day. Более того, девушка смогла показать хороший результат, получив, таким образом, возможность состязаться на следующем этапе чемпионата в Австрии.
В этом году на Открытом чемпионате Москвы удивила всех Смирнова Людмила. Впервые появившись на любительских соревнованиях в группе прокатных картов, Людмила сразу показала лучший результат среди девушек за всю историю женских заездов, заняв на промежуточном этапе третье место (в общем зачете, наравне с мужчинами).
Картинг клуб "Пилот" ведет официальный рейтинг двадцатки лучших пилотов клуба. Вероника Шемякина занимает в этом сугубо мужском списке 9-ю позицию! Вероника одна из самых известных и интересных в Москве гонщиц в картинге. На наши вопросы Вероника любезно согласилась ответить, рассказав о своем профессиональном увлечении, своих планах, отношении мужчин к женщинам в картинге и о многом другом.
Интервью с Вероникой Шемякиной.
Сколько лет вы увлекаетесь любительским картингом?
Любительским картингом я серьезно увлекаюсь два года.
Ваша самая значительная победа?
Третье место в классе Honda (тюнингованная / частные карты или "группа Б") на одном из этапов Открытого Чемпионата Москвы - 2003.
Что заставило вас впервые сесть за руль карта?
Любопытство.
Ваши первые впечатления от гонок?
Море адреналина и головокружительный азарт.
Как ваши близкие мужчины (друзья, знакомые) относятся к вашему экстремальному увлечению?
Можно выделить три группы: первые - с пониманием (муж, товарищи по ОЧМ), вторые - насмешливо (посмотрим, что у тебя из этого получится; либо - "ей просто выпендриться захотелось" - некоторые участники ОЧМ); третьи - спокойно (перебесится через годик - друзья и товарищи, никак не связанные с картингом).
Имеете ли вы планы перевести любительский картинг для себя на более профессиональную основу?
Безусловно, такие планы имеются. В чем они состоят конкретно, распространяться сейчас не хотелось бы. Я для себя их определила достаточно четко. Могу лишь сказать, что есть определенная всем известная этапность с возможными отклонениями в последовательности и составе: Honda; Rakett 120, 100; Inter C; Формула Русь, Формула 1600 и далее - вглубь и зарубеж.
Что для вас картинг и гонки? Возможность испытать риск, азарт, скорость или просто способ весело провести время с друзьями, а может быть для вас это целая вторая жизнь?
Для меня картинг - это прежде всего возможность реализовывать себя не только в своей основной профессиональной и повседневной деятельности, но и ощущать себя человеком, способным взяться за что-то абсолютно не связанное с нормальным течением жизни. Это способ понять для себя, что жизнь многогранна и удивительна, что есть мир, где деньги - не являются целью и смыслом жизни. Помимо этого, это мир напряженной спортивной борьбы, закаляющей дух и силу воли, мир, в котором я могу жить и общаться с людьми, которым от меня ничего не нужно.
Назовите ваши любимые трассы в Москве.
Было бы удивительно, если бы я назвала что-либо отличное от своей домашней трассы - Пилот. Безусловно, это - самая интересная трасса для любителей картинга с высоким уровнем подготовки. Можно, конечно, еще упомянуть 10 дюймов и Конюшню.
Хотели бы вы, чтобы ваши дети в будущем увлекались картингом? Со скольки лет вы бы отдали своего ребенка заниматься картингом?
На данном этапе своей жизни мне кажется, что картинг - обязательная составная часть полноценного развития ребенка. Оптимальный возраст для начала - 5 лет (основываясь на наблюдениях за обучением в детской школе картинга "Пилот").
Водите ли вы машину?
Да.
Вокруг манеры вождения карта женщиной столько же ходит споров, иронии и шуток как на счет темы "женщина и автомобиль"?
Нет. Поверьте, в основном, товарищи по картингу относятся с уважением к женщинам, увлеченным этим видом спорта. Шуток и насмешек на эту тему я не слышала ни разу.
Насколько помогает опыт вождения автомобиля или мотоцикла для участия в гонках на картах?
Скорее мешает.
Почему?
Устройство карта, равно как и управление гоночной машиной, имеют ряд принципиальных особенностей, отличающих карт от автомобиля и традиционного автовождения. Пересев с обычного автомобиля за руль карта, нужно некоторое время, чтобы приспособиться к иному способу управления машиной.
Что это за особенности?
Во-первых, карт - машина не только заднеприводная, но и с расположенными на задней оси тормозами, что подразумевает некоторые отличия в реакциях машины на ускорение и торможение. Во-вторых, мы уже слишком избалованы современным уровнем развития автомобилестроения и зачастую не замечаем, что автомобиль выполняет за нас множество функций: облегчает управляемость (гидроусилитель руля, АБС, отрегулированная подвеска и прочее), повышает комфорт и т.д. А теперь представьте, что вас посадили на некий агрегат, самая сложная составная часть которого - двигатель. При этом машина состоит из рамы, сваренной из труб, руля, связанного с передними колесами посредством нехитрого сочетания приводов и еще одной трубы, двух педалей, четырех колес, тормозов (зачастую не гидравлических) и сидения, расположенного как раз посередине всех этих железячек в 20 см от земли. А теперь заставьте себя развить на этом самом агрегате скорость от 80 до 120-150 км/ч (в зависимости от того, какой двигатель вам поставили). А после этого, заставьте себя не просто развить такую скорость, но и пройти максимально быстро связку поворотов на трассе протяженность от 500 метров до километра. И ни разу не ошибиться... Могу сказать, что одним из обязательных условий серьезных занятий картингом является хорошая физическая подготовка. Согласитесь, езда на обычном автомобиле не требует от вас напряжения всех групп мышц в любой момент времени нахождения на трассе.