Война миров - последний бастион или взаимная гармония?
Женщина - вечная тайна природы и предмет споров миллионов мужчин. Современная женщина за рулем - если не фантастический парадокс, то объект жестокой критики со стороны сильных мира сего, начиная от полного игнорирования как водительского класса, заканчивая требованиями о немедленной и безоговорочной капитуляции. Ох уж эти мужчины...
Сколько раз нам приходится выслушивать безапелляционное мнение мужской половины о том, что женщина и автомобиль - вещи несовместимые, более того, они опасны! Сколько раздражения и усмешек, подтруниваний и откровенного неуважения к женщине на дороге. И это при том, что среднестатистический мужчина-водитель редко представляет из себя первоклассного шофера, не говоря уже о знании правил и их соблюдении. Промолчу о ремонте, рискуя окончательно натравить на себя современного рыцаря на железном коне, но маленький пример, не удержусь, приведу. На днях коллега приехал как в воду опущенный, сказал, что застучал двигатель. Бедняга мучился неделю в раздумьях, к кому ехать и сколько готовить денег. Я, расспросив про симптомы и возраст машины (6 месяцев, ВАЗ 21099), посоветовала не горевать, а съездить к любому разбирающемуся знакомому, если жаль денег на сервис, чтобы установить причину. Почти наверняка мелочь какая-то, думала я. Двигатель застучать в таких условиях эксплуатации просто не мог. И что вы думаете, чем все закончилось? У этого профи колесо открутилось и стучало, при нажатии на тормоз. Анекдот. И после такого мужчины умудряются показывать на женщин-водителей пальцем, как на обезьян с гранатой? Нет уж, извините.
А что же сами женщины? Они, в свою очередь, семимильными шагами продолжают осваивать непаханую целину равноправного авто вождения, всячески отбиваясь от нападок мужчин, в свою очередь, обвиняя их во всех грехах на дороге. Где же логика? Кто прав? Попробуем разобраться.
Как все начиналось
Наверно, многим знаком тот факт, что первой женщиной-водителем была не кто иная, как Берта Бенц - жена знаменитого автомобилестроителя. Но мало кому известно, что эта отважная женщина опередила в своих начинаниях почти всю сильную половину человечества, ведь это были первые автомобили, которых не касалась мужская рука!
Как и полагается доброму Старому Свету, леди этих стран держали первенство по авто вождению долгое время, однако будет несправедливым не упомянуть о России в этом списке. Но, обо всем по порядку!
В конце XIX века лидером по числу женщин за рулем была прекрасная Франция. В первую очередь это знаменитая герцогиня Д"Юзес, о чьей бесшабашной езде с многочисленными превышениями скорости ходили легенды. Чуть позже пальма первенства перешла к английским женщинам, которые прославили себя во многих престижных гонках того времени. Возможно, поэтому в 1903 году Англия стала родиной первого в мире женского автомобильного клуба. К 1913 году клуб начитывал 500 автомобилисток! В Германии в начале прошлого века женщины не только любительски водили первые автомобили, но и уже в то время становились водителями профессионалами. История Берлина хранит в своей летописи данные о первой женщине-таксисте Элизабет фон Папп, которая так виртуозно владела баранкой своего автомобиля, что могла обставить на городских улицах многих мужчин.
Русские женщины отнюдь не отставали от мирового автодвижения, наоборот, первой нашей сенсацией в мире женского авто вождения стала госпожа Коцентская еще в 1898 году. Поскольку первые автомобили были несомненно знаком богатства и роскоши, не редко ими управляли знаменитые женщины. Известен, например, такой факт: в 1911 году в пробеге Петербург - Киев участвовала княгиня Долгорукая. 1913 год прославился известной победой г-жи Самсоновой Е. П. в гонке с препятствиями. Надо заметить, что в начале века, проводилось не мало гонок, где участницами выступали дамы и побеждали! Например, Европейский Гран-При 1927 года выиграла чешка Элизабет Юнек. Русские женщины также становились призерами знаменитых европейских соревнований, при чем как командных гонок, так и сольных пробегов, например, г-жа Любушкина М.В. навсегда оставила свой след в истории, совершив невероятный для женщины того времени одиночный пробег на четыре тысячи верст через Австрию, Голландию, Бельгию и Германию! Закончу этот список упоминанием знаменитого автопробега 1936 года, когда российские женщины-водители за два месяца преодолели более 10000 километров от Урала до Украины, через горы и леса, пески и степи. В военные годы тысячи советских женщин сели за руль, управляя всем, от тракторов в поле до санитарных полуторок.
Время перемен
Если все же наш дорогой читатель подумает, что женщина-водитель сегодня - это лишь вынужденная необходимость большого мегаполиса и скорее парадокс, чем нормальное явление, и что отдельные исторические эпизоды вовсе не факт, я приведу несколько примеров из современной жизни, чтобы показать, что мир женского автовождения уже давно и сильно изменился, оставив в прошлом ироничные стишки и смешные поговорки о женщине за рулем.
Сегодня водитель-женщина - это, прежде всего, безопасность. Судите сами, официальная статистика: доля тяжких дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине водителей-женщин, составляет менее 1% от их общего числа. Да, можно возразить, что и женщин за рулем намного меньше, но если сравнивать мужчин и женщин по пройденным ими километрам, то и здесь получается, что аварии по вине женщин составляют не более 20%. Вы хоть раз слышали, что задержали женщину, управлявшую автомобилем в нетрезвом виде, что привело к серьезной аварии? Да упаси боже! Это исключительно мужская "привилегия", как ни горько об этом говорить. Ремнями безопасности женщины тоже пользуются на много раз чаще, и дело не в страхе, это обычная женская дисциплинированность. С женщинами-таксистами нравится ездить молодым мамам с детьми. Они так объясняют свои симпатии: "С женщиной не страшно ехать, она бережно водит машину, в то время как мужчины таксисты не задумываются, что в машине ребенок."
Если я вас еще не убедила, приведу более серьезные доводы. Как говорится, с миру по нитке. По результатам последних исследований, проведенных в английском городе Хэмпшир, оказалось, что женщины-водители справляются с парковкой ощутимо лучше мужчин. В ходе одного крупного опроса женщин и мужчин, выяснилось, что дамы паркуют свои автомобили гораздо качественнее. Из всех опрошенных, 96 процентов женщин оставляют свой автомобиль строго в отведенном для этого месте, не заезжая на ограничительные линии. В тоже время, среди мужчин подобным "качеством" парковки могут похвастать лишь 85 процентов. Кроме того, только два процента женщин оставляют свои автомобили на стоянке так, что они мешают припарковаться другим водителям, а среди мужчин подобных водителей больше - более семи процентов.
Во всем мире женщин давно признали как класс водителей. В дорожной полиции Дубая (ОАЭ) для женщин-водителей открыт специальный женский отдел. В новом отделе выдают водительские права, продлевают уже имеющиеся лицензии и регистрируют автомобили только женщинам-водителям. Также здесь можно уплатить небольшие штрафы за нарушение правил дорожного движения и получить международные права. Правительство Дубая пошло еще дальше, создав в 1999 году женское отделение транспортной полиции. И как показал эксперимент, женщины-полицейские гораздо лучше справляются со своими обязанностями, чем их коллеги мужчины. Они гораздо требовательнее, более ответственны и преданы своей работе. А вот какой показательный случай произошел в Венгрии. Женщина-таксист, выехав по вызову с ж/д вокзала "Килети" в Будапеште подверглась ужасному нападению со стороны двух мужчин-пассажиров. И только благодаря огромному самообладанию, женщина смогла побороть преступников, выбраться из машины и по рации вызвать помощь! Приехавшим на место событий коллегам таксистам, оставалось только доставить растерявшихся преступников в полицию.
В 2002 году в Иране впервые приняли на работу женщин - водителей автобусов, ознаменовав этим новую эру в государстве, где всегда и во всем доминировали мужчины. В этом же году в Иране открылась первая компания "Нэси Такси Сервис" на 100% состоящая из женщин. Владелица компании Наери Агаз шутит: "Нашими такси могут воспользоваться только женщины и дети, мужчинам придется прогуляться пешком". Что самое интересное, компания создана в иранском городе Куом - оплоте самых сильных религиозных учений этой мусульманской страны. Для женщин Ирана, профессия таксиста не только работа, это вызов и достижение равных с мужчинами прав.
Так кто станет утверждать, что водитель - не женская профессия? Вернемся в Россию.
"Очаровательная женщина-водитель, имеющая навыки секретаря-референта станет вашим помощником на время командировки в Москве" - это объявление столичной компании, практикующей на рынке услуги проката автомобилей, обслуживание конференций, переговоров и прочие подобные услуги. Кто бы мог подумать 5-6 лет назад, что такое возможно? Сегодня сотни женщин по всей стране работают водителями, при чем не только троллейбусов или трамваем, а таксистами, водителями грузовиков и газелей, личными шоферами. Приведу лишь несколько примеров, в которых почти наверняка вы узнаете свою знакомую, соседку по гаражу или коллегу.
Ирина Копылова объехала на автомобиле всю Россию. Ее водительский стаж насчитывает почти 20 лет. Сейчас Ирина работает в иркутском такси "Автопилот". А до этого зарабатывала себе на жизнь перегоном иномарок из Калининграда и Финляндии. Доводилось гонять и ВАЗовские машины из Тольятти.
Альфия Назмиева водит такси в Казани. Говорят, ей нет равных даже среди мужчин. Автомобиль Альфии всегда в порядке. Стиль езды настолько безупречен и аккуратен, что именно ее такси знают и любят в городе многие. Некоторые клиенты даже готовы ждать пару часов, пока освободится их любимый "экипаж". Да что там такси! Лариса Начманская водит маршрутный микроавтобус, а до этого занималась перевозкой грузов на грузовике. Солидный водительский стаж - почти 30 лет, водительские права группы Д и курсы безопасного вождения. Да-а, вот уж поистине, "есть женщины в русских селеньях"... Не спорю, тем не менее, число женщин, чья профессия - водитель, не столь велико, как мужчин. А вот обычных автолюбительниц, фанаток скорости и своего автомобиля поистине громадное количество и с каждым годом их все больше. Об этом следующий эпизод.
Авто ЛЕДИ
Автомобильный сезон 2003 года настолько богат событиями женского автодвижения, что сводки с соревнований скорее напоминают бесконечные этапы Формулы-1.
Женский автомобильный сезон в рамках российского чемпионата "Автоледи" открылся в феврале 2003 года на столичном автодроме в Крылатском. Соревнованиям были присущи все атрибуты аналогичных гонок у мужчин. На автомобилях ВАЗ "десятой" и "двенадцатой" моделей состязались 40 автолюбительниц! Учитывая, что соревнования проходили на ледовой трассе, а машины были оснащены профессиональной гоночной резиной со спортивными шипами, можно всерьез говорить о высоком профессионализме участниц. Следующие этапы "Автоледи 2003" прошли в марте этого года на территории аэродрома "Турлатово" под Рязанью, а также в Тольятти. Волжский этап собрал у себя в гостях все ведущие женские автоклубы страны от Москвы до Сибири.
В Иркутске сезон открылся женскими зимними гонками "Белый месяц". Отмечу, что именно в Сибири в 2001 году прошли первые российские женские ледовые гонки в городе Улан-Удэ.
С 6 по 9 марта 2003г. во Дворце Спорта "Лужники" при поддержке Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы и Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" в Москве прошла Выставка "Первый женский автосалон - 2003". Такое пристальное внимание к женской аудитории объясняется очень легко. Только в Москве, по прогнозным оценкам, к концу 2003 года число женщин водителей составит 30% от общего числа!
Этим летом был настоящий бум на женские автомобильные чемпионаты. Назову лишь несколько их них. Киров, май 2003, женский автомобильный фестиваль и Ралли-спринт "Я сама". Минск, июнь 2003, традиционные авто состязания "А ну-ка, девушки!". Казань, август 2003, летний этап открытого городского Чемпионата водительского мастерства среди женщин-автомобилистов "Автоледи-2003".....и этот список можно долго продолжать. Почти в каждом российском городе есть клуб или ассоциация женщин водителей, проводятся женские чемпионаты и выставки. Просматривая список участников самого крупного российского автомобильного ежегодного события "Московский международный автомобильный салон 2003", который с успехом прошел в московском Эскпоцентре с 25 по 31 августа этого года, я впервые обнаружила настоящие женские автомобильные издания, такие как журнал "Aвто&Woman" и другие. А стенды крупнейших автомобильных дилеров недвусмысленно указывают на то, что многие продавцы давно рассматривают женскую аудиторию, как группу наиболее потенциальных покупателей для большого ряда моделей "женских" автомобилей. Мир не стоит на месте, более того, он стремительно развивается.
Женщины - водители, профессионалки, гонщицы... "Сколько можно нас дурачить?" - взорвется, добрая половина мужчин, дочитавших эту статью до конца. А ведь тема нашего разговора подразумевает более мягкое завершение событий. Всей вышеизложенной информацией автор хотела лишь подчеркнуть возможности женщин быть равноправными участницами автомобильного потока на наших дорогах, поскольку мы имеем не меньший опыт и профессионализм за рулем. Женщины и мужчины - водители, в чем же отличие? Женщина лучше водит машину в спокойной ситуации, она более ответственна и дисциплинирована. Бережнее относится к автомобилю, как и к любому другому своему имуществу. Мужчины, несомненно, имеют более острую реакцию в рискованных ситуациях, быстрее выезжают из запутанных дорожных пробок, но и лихачат на своих конях во всю мощь, не жалея резины, тормозов, да и денег по большому счету. Машина для мужчины - огромная статья расходов, даже если с ней полный порядок, всегда отыщется острая необходимость что-то купить для своей "ласточки", женщины в этом плане более бережливы и практичны. Получается, сколько плюсов у женщин, столько же минусов в джентльменском наборе и наоборот. Так что самый лучший компромисс в этой ситуации - признать друг друга на дороге как полноправных участников движения и жить в гармонии с миром и самим собой!