Фурсин Олег Павлович : другие произведения.

Воронцовский мост... Кто обустроил современный Тбилиси...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Воронцов любил Тифлис, и называл его - "мой город" ... Среди коренных тбилисцев сохранилось много легенд о князе, одну из них, как помню, расскажу и я.

  Фурсин Олег
  
  
  
  
  Воронцов любил Тифлис, и называл его - "мой город" ...
  
  Среди коренных тбилисцев сохранилось много легенд о князе, одну из них, как помню, расскажу и я.
  
  На ДЗЕНе эта статья с фотографиями.
  https://zen.me/2j3BxKx1
  
  Михаил Сергеевич, как я уже писал, любил Тифлис, и ежедневно объезжал его, - смотрел, как он растет и строится. С кем надо поговорить - долго разговаривал, кого надо наказать - быстро наказывал, кого надо поощрить - щедро награждал.
  Один раз, в очередной раз переправляясь через Куру, он спросил адъютанта, тоже князя, но из молодых:
  - Милейший Михаил Александрович, а почему Вы меня каждый раз, переезжая через Куру, заставляете ездить или по деревянным мостам, или же через понтоны?
  На что удивленный адъютант ответил:
  - Позвольте, Светлейший, так нет же в Тифлисе каменного моста...
  И, усмехнувшись, добавил:
  - Мы же не в столицах проживаем...
  Намекая, разумеется, на Санкт-Петербург и Москву.
  На что Воронцов ответил:
  - Во-первых, в столице, а во-вторых, милейший, Вы просто его не видите. А он - самый красивый, самый лучший и самый загадочный...
  
  Не знаю насчет самого красивого - всё-таки дело вкуса... А то, что вскоре через Куру был построен самый лучший каменный мост Российской империи - это факт. Насчёт "загадочного" - князь тоже не обманул адъютанта, но об этом ниже.
  
  В 1847 году был одобрен проект, подготовленный итальянским архитектором Дж. Скудьери, который предусматривал строительство каменного моста с тремя арочными пролётами по 32 м через основное русло Куры и однопролётного также каменного арочного моста через узкий рукав реки между Мадатовским островом и правым берегом.
  Как я уже неоднократно указывал в предыдущих статьях из данного цикла, архитектор Джованни Скудиери (1816−1851) приехал в Тифлис из Одессы вместе с графом Воронцовым, и стал городским архитектором.
  
  На ДЗЕНе эта статья с фотографиями.
  
  В те времена Кура (Мтквари) имела несколько рукавов. Они то соединялись в одно русло, то расходились, образуя острова. Один из таких островов назывался Мадатовским, по фамилии владельца князя Валериана Григорьевича Мадатова (1782−1829), героя войны 1812 года и войны на Кавказе. Мадатов купил этот остров у князя Орбелиани.
  
  На острове князь содержал лесопильни. По Куре курсировали плоты, которые доставляли материал для лесопилен.
  
  Но остров не сообщался с сушей.
  
  Мост, который строился, состоял из двух частей. Большого моста через реку, который соединял левый берег Куры с Мадатовским островом, и короткого, перекинутого через узкий рукав реки, соединявшего этот остров с правым берегом.
  
  Большой мост был заложен 25 ноября 1848 года.
  "В этот день,- как писала газета "Кавказ" (1848 г. ? 84),- произведена закладка устоев каменного моста через реку Куру, первейшего в крае по своей колоссальности и удивительной работе".
  
  В ознаменование этого события в основание правого берегового устоя большого рукава была заложена бронзовая памятная доска с надписью:
  "Лета от рождества Христова 1848 ноября 25-го дня заложен сей мост...".
  
  Малый (одноарочного) моста, то он был заложен в феврале 1848 года, а строительство было завершено в 1851 году (мост был освящен 10 апреля).
  
  "В последний ключевой камень этой арки вложена серебряная доска с надписью, что означенный свод моста начат 9-го сентября 1849 года и окончен 10-го апреля 1851 года" (Акты, том XI, 1888 г.).
  
  Это т.н. Малый Николаевский мост через правый рукав реки. Мост однопролетный, с пролетом в 32 м и стрелой в 1:3,6 пролета.
  
  На ДЗЕНе эта статья с фотографиями.
  
  Этот мост долгое время являлся наибольшим по пролету российским каменным мостом.
  Вот и исполнилось предсказание князя о самом лучшем мосте империи.
  
  Надо особо отметить, кроме Скудьери, следующих людей, которые внесли свою лепту в построение первой части - Воронцовского (Николаевского) моста - это инженер-капитан Блинкс и его помощники Печинский и Шорохов.
  После смерти Д. Скудьери именно Блинкс продолжил строительство Воронцовского моста.
  Как было отмечено выше, первоначальный проект, составленный инженером Скудьери в 1847 г., предусматривал пересечение русла Куры тремя пролетами по 32 м. Боковой рукав предполагалось перекрыть одним 32-метровым пролетом с коробовым сводом, что и было исполнено.
  
  А вот вторую часть, русловую часть моста, скомпоновали иначе - из пяти пролетов по 18,6 м со сводами полуциркульного очертания. Равные размеры пролетов композиционно согласовывались с горизонтальной линией проезжей части.
  
  В 1851 году проект моста был переработан инженером И.Бликсом, который увеличил количество пролётов основного моста с 3 до 5, и уменьшил ширину моста с 36 до 30 футов.
  Мост был заложен 16 февраля 1851 года в присутствии князя М.С. Воронцова.
  
  Производителем работ был инженер-гидротехник В.Д. Багратион-Мухранский. В строительстве участвовали князь Мирский и инженер-капитан Гагенмейстер.
  
  Сооружение промежуточных опор велось осенью. Для этого были построены водоотводные плотины из деревянных срубов, перенаправлявшие воды Куры в правый рукав.
  
  Между мостами, уже построенным и строившимся, устраивалась земляная дамба и каменная подпорная стена.
  
  Воронцовский (Николаевский) мост 5-пролётный арочный. Пролёты величиной 18,6 м перекрыты полуциркульными арками толщиной в ключе 2,4 м. Своды сложены из плоского тифлисского кирпича, с верховой и низовой стороны к ним примыкают железобетонные своды.
  
  Толщина опор составляет 3,2 м. Основание опор сложено из штучного тесаного камня, укреплённого железными скобами и связями, надводная часть - из бутовой кладки. Для уменьшения нагрузки на промежуточные опоры между арками устроены небольшие обратные своды, заполненные дресвой.
  
  Фасады моста облицованы светло-жёлтым экларским известняком, а нижние части промежуточных опор - серым базальтом.
  Общая длина моста составляет 124 м, ширина - 26 м (в том числе два тротуара по 3 м)
  Торжественное открытие 5-пролетного моста состоялось 8 ноября 1853 года - в день именин Светлейшего князя.
  
  "Новый каменный мост чрез р. Куру", наместник приказал "именовать "Михайловским", в честь св. Архистратига Михаила, в день празднования которого совершилось освящения того моста".
  
  На ДЗЕНе эта статья с фотографиями.
  
  Ровно через год, 8 ноября 1854 года, последовало Высочайшее соизволение называться мосту - Михайловским, по имени того, кому принадлежала мысль его создать.
  
  На ДЗЕНе эта статья с фотографиями.
  
  Построенный мост стал самым крупным каменным мостом на территории Российской империи.
  Вот и еще раз сбылось пророчество князя о самом лучшем мосте империи.
  
  С 12 апреля 1867г. на Михайловском мосту появилось освещение. Мост украсили фонари, в каждом из которых было по 6 свечей. Фонари зажигали 22 раза в месяц, и гасили лишь в лунные ночи, через 2 часа после восхода луны.
  А в заключение еще об одном предсказании Воронцова - о том, что мост станет загадочным.
  
  Еще бы, это единственный в мире мост, который называется Сухим. Как-то прилагательное "сухой" никак не вяжется с мостом, символом укрощения водной стихии.
  
  Напомню, что первоначально мост назывался Малым Михайловским (т. к. являлся продолжением Большого Михайловского моста) или Воронцовским.
  
  В советское время назывался Малым мостом Карла Маркса. В 1933 году протока реки под мостом была осушена и по бывшему руслу проложена улица, после чего мост стали называть Сухим.
  
  В настоящее время под ним и вокруг него расположен знаменитый тбилисский блошиный рынок.
  
  Автор данной статьи был одним из первооткрывателей этого рынка, можно сказать, из "счастливцев" ... он вынужден был начать продавать личные вещи, чтобы его семья не голодала. Мало кто сейчас помнит суровую зиму 1993 года, когда многие старики, в основном одинокие, умерли в Тбилиси от голода и холода.
  
  Нынешний символ Тбилиси - Блошиный рынок Сухого моста - для нас, горожан, стал символом нищеты, голода и, главное, - безысходности.
  
  
  
  
  
   ***
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"