Фурсин Олег Павлович : другие произведения.

Достоевский, как борец с бесовщиной...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бесы-нелюди без родины, предков, чести и совести, без всякой почвы под ногами, ни в чем не укорененные, отказавшиеся, самое главное, от своего родства. Они никто, поэтому и могут лишь производить встряски и перевороты. Идея революции, по Достоевскому, - это разрушение и последующий хаос.

  
  Фурсин Олег.
  
  
  
  
  Для меня самым великим произведением Ф.М. Достоевского является шестой роман писателя - "Бесы".
  
  Бесы-нелюди без родины, предков, чести и совести, без всякой почвы под ногами, ни в чем не укорененные, отказавшиеся, самое главное, от своего родства. Они никто, поэтому и могут лишь производить встряски и перевороты. Идея революции, по Достоевскому, - это разрушение и последующий хаос.
  
  Ортодоксальное, в первую очередь православное, христианство беспочвенных нелюдей понимает как бесов.
  
  Эпиграфом к роману и послужило евангельское сказание о бесах, которые вселились в человека и потом, после его исцеления его Христом, вошли в свиней и бросились с крутизны в озеро.
  
  Интересный факт об эпиграфе.
  
  Позиция автора нашла воплощение не только в названии романа и в двух эпиграфах, предваряющих текст.
  
  Первый эпиграф - строки из стихотворения А.С. Пушкина "Бесы":
  
  Хоть убей, следа не видно;
  
  Сбились мы. Что делать нам!
  
  В поле бес нас водит, видно,
  
  Да кружит по сторонам.
  
  ...
  
  Сколько их? куда их гонят?
  
  Что так жалобно поют?
  
  Домового ли хоронят,
  
  Ведьму ль замуж выдают?
  
  Четыре начальных стиха в контексте романа носят ярко выраженный памфлетный характер и является приговором писателя нелюдям-революционерам. При этом скрытая отсылка к популярному среди бесов роману-манифесту одного из главных бесов того времени Н.Г. Чернышевского - "Что делать?"
  
  Второй эпиграф - строки Евангелия от Луки 8: 32-36:
  
  32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
  
  33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
  
  34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
  
  35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
  
  36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
  
  "Бесы" - пророческий роман о надвигающихся на мир катастрофах, это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. Увы, пророчество Достоевского воплотилось в жизнь и пока, к сожалению, чудесное исцеление в полной мере не произошло. Более того, бесы разбрелись по всему миру, плодя новые революции, перевороты и войны.
  
  Ненавидели роман Достоевского "Бесы" не только все революционеры вместе и по отдельности, - это было тем самым зеркалом, где они видели свои отвратительные, богомерзкие бесовские рожи, ненавидел роман даже строй, который они построили.
  
  Хорошо известно и симптоматично, как к роману относился самый главный бес ХХ века - Ленин.
  
  На ДЗЕНе эта статья с фотографиями
  https://zen.me/cEGQx
  
  
  Ленин не стал читать "Бесов" - это известно.
  
  Помните хорошо известный тезис из советского бытия:
  
  Не читал, но осуждаю*
  
  Ленин признавался: "Явно реакционная гадость, подобная "Панургову стаду" Крестовского, терять на неё время у меня абсолютно никакой охоты нет. Перелистал книгу и швырнул в сторону. Такая литература мне не нужна - что она мне может дать? На эту дрянь у меня нет свободного времени".
  
  Немногим лучше относился он и к другим произведениям писателя. О "Братьях Карамазовых" вместе с "Бесами" высказывался так: "Содержание сих обоих пахучих произведений мне известно, для меня этого предостаточно. "Братьев Карамазовых" начал было читать и бросил: от сцен в монастыре стошнило".
  
  Как я писал роман "Бесы" ненавидел и строй, который построили бесы.
  
  Роман "Бесы" был фактически запрещен в СССР с 1930-х по начало 1950-х гг. Он не публиковался с 1930 по 1956 гг. Попытка опубликовать его в 1935 г. вызвала скандал и была пресечена. После этого она вошла только в собрание сочинений Достоевского.
  
  "Бесы" не издавались отдельной книгой многие десятилетия.
  
  Роман "Бесы" в советское время издавался всего лишь четыре раза: в "Полном собрании художественных произведений" (1926-1930), в издательстве "Academia" (1935), в 10-томном собрании сочинений (1956-1958) и в 30-томном полном академическом собрании издания "Наука" (1972-1974), тиражом более 200 000 экземпляров.
  
  Роман был доступен, как указано выше, только в академических полных собраниях сочинений писателя, но его не продвигали. Само собой, роман не то, что не изучали в школах, о нем просто запрещено было говорить.
  
  Очевидно, что советские идеологи его просто ненавидели.
  
  
  * В обиход фраза "не читал, но осуждаю" вошла, видимо, в перестроечный период, после публикации в 1988 году в журнале "Юность", посвященного травле Пастернака материала, написанного литературоведом Наталией Ивановой.
  
  Иванова сравнила травлю "Живаго" Пастернака с травлей "Красного дерева" Пильняка в 1920-е. "Откровенный, злобный погром Б. Пильняка, чья повесть "Красное дерево" была напечатана в берлинском издательстве "Петрополис", печально перекликается в моем сознании с травлей Б. Пастернака в 1958-м. [...] Именно тогда возникла логика: я романа не читал, но осуждаю".
  
  
   ***
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"