...В своих произведениях Рерих любил пользоваться перспективными построениями, которые применялись китайскими мастерами. Здесь вместо привычной на Западе линейной, научной перспективы господствуют параллельные планы и сложившиеся типы композиционных построений по правилу "трех далей." Китайцы с большим тактом сливали ярусное построение слоев в единое органичное целое. [1] Их пейзажи обычно написаны как бы с большой высоты, а череда дальних планов создавала ощущение полета. Этот подвижный ракурс [2] позволял в одном произведении охватить грандиозную панораму мира, как бы постепенно открывающуюся взору. Подобным художественным приемом китайские мастера стремились внушить идею безграничного пространства, впечатление: того, что их небольшой свиток есть лишь начало духовного созерцания, когда за рамками очерченного открываются необозримые дали. Ярусное построение дальних горизонтов, созерцаемое в их временной последовательности, создает особое чувство "парения". Рерих в своих картинах усиливает это ощущение полета духа сменой высоких горных хребтов и глубоких долин, погруженных в облака. "Шатровая гора" (1933) своим композиционным и перспективным построением возносит взгляд зрителя от одной вершины к другой и выше, как бы приобщая его к космической Беспредельности. В отличие от охраняемой в неприкосновенности Востоком таинственной сути мироздания, Рерих учил думать о дальних мирах, восторгаться красотой надземного.
|