Фост Ольга : другие произведения.

Финал - "Реалистический рассказ_Р.Т-2017"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Уважаемые авторы!
   Спасибо за все представленные истории, за возможность подумать над ними - пусть и в критическом ключе над некоторыми.
   Данный обзор - своего рода пояснение к выставленным оценкам, родившееся из стремления их обосновать. Никаких претензий на истину - это просто моя личная правда, которая с вашей может совершенно не совпадать.
  
  
   1 Солоневич Ю.Л. Единственный из всех   
  
   Остро жизненный, добротный потому и в речевом отношении замечательно преподнесённый материал. Однако вот что не позволило мне поставить балл сильно выше среднего - бессюжетность истории. Два эпизода из жизни ребят-интернатовцев - хронологически-то они связаны меж собой, а вот психологически... я старалась найти, как же именно - однако, к большому моему сожалению, не нашла.
   Разгоняется начало на повесть, как минимум (примерно две трети имеющегося на данный момент объёма занимает то, что могло бы стать замечательной экспозицией для крупного прозаического произведения). Но с момента, когда Рахит выносит из кустов мешок с котятами, сюжет резко комкается. Автор быстро сворачивает всё действие - и все заявленные в начале акценты не играют вообще никак. И для чего вся история с прыжком, с одолением себя? Если она побудила Рахита геройствовать - то это как-то уж очень запряталось в подтекст.
   Но, возможно, имелась цель в общем показать детдомовское братство - чтобы затем вывести на грузчика, который помог Коле-Рахиту? К сожалению, и это не очень чётко проявлено собственно из текста - лишь волей автора (устами мальчика-рассказчика) читатель это понимает. А лучше бы - додумался до того сам, подобное открытие гораздо ценнее того, что преподнесено готовеньким и буквально разжёванным.
   Если автор готов принять непрошенный совет, то предложила бы внятнее, психологически более обоснованно увязать эпизод на мосту с эпизодом получения Рахитом молока. А лучше бы и того больше: развернуть историю в полноценную повесть (в жанре "воспитательного романа"). Исходные данные не только это позволяют, но и всецело заслуживают.
   Оценка при том выше средней - за яркое, живое изложение.
  
  
  
   2 Леденцова Ю. Настоящее продолженное  
  
   Грамотное, чистое изложение темы конкурса, но рассказа как художественного произведения для меня тут нет, увы. Есть набор ситуаций, расставленных в хронологическом порядке, перечисление и описание событий - и ничего того, что позволило бы заглянуть в душу персонажей, глубоко почувствовать, извините за тавтологию, их чувства, включиться в сопереживание им. Вроде, есть и авторские ремарки, помогающие это сделать, но в целом от прочитанного осталось ощущение скольжения по поверхности. Не хватило глубины авторского взгляда и психологизма - по этим причинам для меня рассказ не состоялся, мне очень жаль.
   Оценка средняя потому.
  
  
  
   3 Тюрин Р.В. Феофан
  
  
   Идея хорошая, но изложение, увы. По прочтении осталось чувство, будто меня обещали угостить классическим винегретом, а на деле подали мешанину из ананасов с солёными огурцами. Да-да, такая вот ассоциация с тем стилистическим речевым сумбуром, который мне предстал из текста. Попытки передать речь глубоко воцерковлённого человека начала 20 века не удались. Мелькают или совсем простонародные выражения (известные нам не в самой лучшей передаче заштампованных киношных образов а-ля руссиш пейзано), или псевдомонашеская речь... А то и вовсе проскакивают совершенно современные выражения: "подключает последний резерв организма" - как вы себе представляете этот постсоветский канцеляризм в устах человека первой трети 20 века?
   Кроме того, в ряде эпизодов времена беспощадно гуляют - прошлое и настоящее перемешаны столь неряшливо, что сложно разобраться, о чём, собственно, речь.
   Таким образом, с первых же абзацев сложилось - да так и осталось - ощущение неопрятности текста, которое страшно мешало воспринимать саму историю и сопереживать героям. Всё-таки столь ценный материал и преподносить следует максимально вдумчиво и ответственно, а не тяп-ляп, мол, в животе всё равно всё перемешается.
   Мне очень жаль, но оценка сильно ниже средней.
  
  
  
   4 Чваков Д. Записки на костях
  
   Димыч великолепен, как всегда. Сочная, первосортная речь, богатые образы, изобилие каламбуров, ярких, выразительных эпизодов, зримые, физически ощутимые персонажи.
   Читать Димыча - непременное и сплошное лакомство, даже если история столь натуралистичная, как "Записки на костях". И этот натурализм, хоть и весьма деликатно поданный, пожалуй, единственное, что не позволило мне делать крылышками безоглядно восторженный "бяк-бяк-бяк".
   Высший балл.
  
  
   5 Рожкова А. Секрет (полная версия)
  
   За творчеством Анны давно слежу - с большим интересом и удовольствием. Упорно, тщательно и смело искала она свою речь, свой стиль, решалась на эксперименты. И вот, обрела и развивает.
   В этом рассказе сполна проявились чувство юмора Анны, умение сделать персонаж зримым, не картонным, а также мягонько, но пикантно сыграть на нервах читателя, подарив ему интересную интригу и чётко выдержав сюжетную линию.
   Однако с чем ещё могу посоветовать поработать - это с языком конкретно этого рассказа. Во всяком случае, обратить на то пристальное внимание. Потому что в идеале бы - сделать рассказ стилистически как можно более аутентичным тем временам. Пока же наблюдаются промельки современных выражений и оборотов речи, которых не было и быть не могло в те годы и в той социальной среде, о которой рассказ. Из-за этого ощущение, будто посмотрела не оригинальную пиесу, а современную - хотя и успешно в целом исполненную - картину по этой пиесы мотивам.
   Оценка только поэтому несколько ниже высшей.
  
  
   6 Ли К. В России артишоки слаще
  
   Идеально с точки зрения воплощения темы конкурса. Хорош и юмор истории.
   Жаль только, что всё это весьма напоминало сериал "Кухня". Весьма вторичный материал... А от чтения, да и вообще от любого творческого произведения хочется изрядной доли авторской оригинальности, хочется настоящего жизненного материала - особенно, если это не фантазия о минувшем или будущем, а про нашу современность. В данном же случае в жизненность и оригинальность истории не поверилось.
   Оценка выше средней, но не очень.
  
  
   7 Политов З. Пуговица  
  
   Тематически - идеально. Психологически - замечательно достоверно. Стилистически - прекрасно, хотя весьма фактурный и занимательный словопоток всё же показался несколько избыточным, в какой-то момент утомилась им.
   Оценка чуть ниже высшей.
  
  
  
   8 Емельянова Г. Еркебулан Степная быль  
  
   В целом, история хорошо изложена (за исключением подробностей насчёт "б;сiре" - так у меня отобразилось данное слово: от данного отрывка ощущение, будто автор его не сам написал, а скопировал из какого-то онлайн-справочника).
   Однако всё остальное читать оказалось, в принципе, занимательно - хотя, честно сказать, я сначала насторожилась, споткнувшись о неправильно оформленный заголовок (после имени следует поставить точку), а увидев текст, в котором не заметила ни одного абзаца - и подавно содрогнулась...
   Приятно, что в итоге я ничуть не пожалела, что прочитала - однако оценку сильно выше средней поставить всё же не могу.
  
  
  
   9 Зюлёв Л. Баян  
  
   Вот всегда с подобными текстами невероятно сложно.
   С одной стороны, вроде, материал добротный, жизненный, композиционно хорошо выстроен - не придраться, и в тему попадание отличное.
   А с другой, из-за уже раскритикованного ранее скольжения по событийной поверхности - не случается рассказа.
   К тому же, боюсь, именно это увлечение перечислением событий помешало автору самому эмоционально вникнуть в своих героев и понять, где и как именно он ошибся в преподнесении героини и её отношения к герою. Первое впечатление никогда нельзя создать дважды - а оно с самого начала складывается однозначно негативное в отношении Лизы. И лишь в финале - внезапно - оказывается, там любовь была!
   Увы, меня это сообщение ни разу не убедило - в ходе всей истории мотивами поступков женщины (зачем-то временами именуемой "девицей") в отношении парня виделись скука и похоть. То же на основании прочитанного могу сказать и о парне - влип в отношения от нечего делать и некуда деваться. Ничто в рассказе не навело на мысль о глубине, силе и взаимности их чувств, ничто не помогло поверить, будто тут - любовь.
   А название - "Баян" - очень хорошее. Пробаянил парень всё, что мог - хотя задатки были - золотые.
   Оценка - чуть выше средней, но потому лишь, что материал сермяжно жизненный, а в остальном - автору ещё есть, над чем тут поработать.
  
  
  
   10 Прудков В. Ординарец Чапаева  
  
   Симпатичная история - хотя и злободневная, словно анекдот, но с добродушной лукавинкой и со смягчающими даже самые острые углы ностальгическими нотами. Осталось, правда, ощущение некоторой искусственности всей ситуации, и только поэтому - оценка трошки ниже высшей.
  
  
   11 Вержуцкий Д.Б. Буян  
  
   Понравилась история - ёмкая, простая, жизненная, она ещё и рассказана хорошо, поэтично.
   Чувствуется глубокая погружённость автора в героя своей истории, вдумчивое внимание, горячий интерес к его судьбе и поступкам - и авторское сопереживание передаётся и читателю.
   Речь хоть и без особых изысков, но чистая, спокойная - и ритмически выдержанная, что и создаёт общую атмосферу рассказа о том, как видит и воспринимает один человек другого, какие чувства у него в связи с этим другим возникают.
   Ещё раз подчеркну, что хоть и простая с виду история - но ничуть не примитивна, нет - это та простота, соприкасаясь с которой, очищаешься - умом и сердцем.
  И самой малости не хватило мне, чтобы поставить высший балл - безусловного стилистического единства рассказа: начинается он, как история о Сергее, а продолжается и завершается - как история о Буяне (правда, глазами Сергея, но всё же).
  
  
  
   12 Бородкин А.П. Единственная
  
   В течение нескольких лет с тёплым пристрастием слежу за творчеством Алексея и рада отметить, как с небольших, хотя и ёмких рассказов, он перешёл в более широким полотнам, и, кажется, в них совершенно нашёл себя.
   Бесконечно ценю и уважаю этого автора. За его неустанный труд над текстами, за его стремление испробовать свои силы как в разных жанрах, так и в разных темах, за его старание добиться максимальной достоверности в своих работах. Алексей пишет о многом, об очень разном и порою совершенно далёком от нашей повседневной реальности, однако излагает так, что я ему - верю! Полностью и безоговорочно. И достигается это не только богатой речью и уверенным стилем письма. Тут ещё "играет" и умение преподнести значимую для истории деталь, вдумчиво проработать эпизод, через поступки вычертить характеры персонажей. Вдохнуть таким образом жизнь в созданное пространство.
   Всё вышесказанное относится ко всему, что делает Алексей - и, разумеется, к "Единственной".
   Высший балл.
  
  
   13 Щербак В.П. Госпиталь
   Очень люблю такие жизненные истории, которые берут за душу. Та же простота здесь, что и в рассказе "Буян" - ею очищается ум и душа. И так же остро ощущается тут полная вовлечённость автора в то, о чём он рассказывает, нерв натянутый ощущается. А на звон этого нерва и слова слетаются правильные, единственно нужные - и читатель реагирует самым живым образом. И благодарно аплодирует.
   Оценка почти высшая - и опять же по той огорчительной для меня причине, что не хватило рассказу полного стилистического единства: начинается, как мемуары, а продолжается и заканчивается, как художественная история.
  
  
   14 Фэлсберг В.А. Чужие в ночи
  
   Что сказать, кроме "великолепно"? Браво, браво и ещё раз браво. Утончённая психологическая и лакомая эротическая игра. Фразы отточены, выверены, как и все поступки-жесты-слова главного героя - он же рассказчик, он же и кукловод в этой заманчивой и таки заманивающей истории. Написано отменно, ничего лишнего. За каламбуры и остроумные диалоги - отдельный респект.
   Высший балл.
  
  
  
   15 Некрасов А. Зона отчуждения
  
   Ещё один отличный, психологически глубокий и очень живой рассказ о противостоянии характеров и о тех переменах, которые это противостояние вызывает в главном герое истории. Это вообще самое интересное - и в данном случае тонко и в то же время убедительно показанное - как в человеке происходят перемены. Я их не просто увидела из слов автора - про-чув-ство-ва-ла! - за что автору огромная благодарность: ведь это первейший признак литературы - если читатель самым натуральным образом проживает вместе с героем истории его жизнь, пусть даже хотя бы небольшую её часть.
  А чтобы читатель эту историю прожил, как собственную, это ещё надо уметь рассказать. С данной задачей Алексей безусловно справился.
   Высший балл.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"