|
|
||
Размышлизмы 22-летней идеалистки, какой я была в 1994 году, о судьбах российского студенчества |
Ю. Шевчук: "Ну что, будущее, война будет?"
Зал: "Не-е-е-ет!!!"
(Диалог на концерте группы ДДТ
"Черный пес Петербург", 1994 год)
Долгое время наша газета "Кафедра" уделяла внимание проблемам высшей школы, рассказывая о тех, кто избрал своим поприщем преподавание в вузах, организацию высшего образования, о тех, чья деятельность в настоящее время направлена на реформу российской высшей школы. Думается, пришло время поговорить о тех, для кого и существует, собственно говоря, высшее образование - о студентах. Причем не только как о "будущей смене, подрастающем поколении специалистов", причине головных болей преподавателей, но и как о людях, занятых, помимо учебы решением вопросов: "Как жить здесь, сегодня и сейчас?" Этот вопрос актуален, конечно, для всего населения страны. Но, если большинство людей старшего поколения уже давно нашли свое место в этом мире и им остается только преумножать уже имеющееся, если школьники пока двигаются по более-менее проторенной дороге среднего образования, то студенчество наше на этом фоне представляется одной из наиболее уязвимых и незащищенных групп населения. Это люди, которые лишь начинают искать свое место под солнцем, и от того, что они обретут сейчас, зависит вся дальнейшая их жизнь, и, согласитесь, ни много ни мало, жизнь всего государства. Что он и кто он, нынешний студент? Те, кому сейчас около двадцати (плюс-минус два года), пробуют свои силы в диапазоне от построения семейной жизни до покупки автомашин на своим трудом заработанные деньги. И все это параллельно с учебой в высшем учебном заведении. О чем говорят студенты? Да, о современной музыке, безусловно. О развлечениях - конечно же! О личной жизни - естественно! Неоднократно поднимается и больной финансовый вопрос. Конечно, наше время (речь идёт о начале 90-х. - ОФ) вряд ли так уж отличается от прошедших десятилетий в том плане, что и тогда многие студенты, в особенности уже создавшие свои семьи, вынуждены были подрабатывать в свободное от учебы время, а то и переводиться на вечерние отделения. Однако сейчас, похоже, каждый второй студент дневного отделения (вечерникам как бы сам бог велел) так или иначе занят бизнесом, причем по направлению своему зачастую слабо связанным с тем, что преподается "бизнесмену" в его вузе. А некоторые из них и не скрывают, что продолжают учебу только ради "корочки". Впрочем, думается, вряд ли человеку, нашедшему себя в распространении "Гербалайфа" или ньювейзовской косметики и далеко продвинувшемуся на этом поприще, впоследствии понадобится эта "корочка". Так же, как и тому, кто используя свои физические данные стал, наприемр, телохранителем у, допустим, президента АО "NNN", и забегает иногда в институт, чтобы без отрыва от производства "скинуть" сессию. Больший интерес, по-моему, представляют собой студенты, которые:
- -- увлечены профессией, изучаемой в вузе, но вынуждены из-за размеров стипендии работать в сфере, не связанной с будущей специальностью;
- -- не "потянули" совмещения учебы и работы, и из-за денег оставили образование, как нечто, что можно впоследствии наверстать;
- -- уже сейчас удачно совместили свою будущую специальность с делом, которое приносит им доход.
Все три группы выделены мной по принципу устремленности в будущее, к своей цели. Не сомневаюсь, что большинство из первой группы по окончании вуза займется именно тем, чему они обучались в институтах или отыщут способ совместить желаемое с действительным. То есть найдут золотую середину между знаниями, полученными в вузе, и опытом, накопленным в процессе работы. Вторая группа разделится на тех, кто все же вернется в стены вуза, но не оставленного, а того, где смогут получить теоретические основы профессии, уже изученной на практике; и тех, кто посчитав, что двух-двух с половиной курсов им вполне достаточно, останется работать там, гда нравится. И, наконец, третья группа может стать той частью общества, которая руководит государством, налаживает внутреннюю и внешнюю жизнь страны, создает необходимый для любого цивилизованного государства уровень благосостояния, при котором уже можно не бояться, что завтра погибнешь на войне, потеряешь дом, семью, работу, свободу и самого себя... Война нужна как раз тем, кому костью поперек горла встала мысль, что другие - лучше; кому кажется, что те, другие, смотрят на них с презрением, как великан на карлика, сверху вниз. Собственные ущербность и неразвитость не дают им покоя, и возможность избавиться от сознания своей неполноценности они видят непременно в том, чтобы уложить этого великана на прокрустово ложе своих представлений о мире, да и порубать его по своему образу и подобию, поскольку великану, понятно, ложе это мало. И мне кажется, что я не буду идеалисткой, если скажу, что молодые люди, о которых я рассказала выше, предпочитают путь роста, а не приведения всего и вся к своему знаменателю; которых поначалу, что называется, жизнь заставила идти по этому пути, а потом и понимание пришло, что это совершенно нормальный для цивилизованного человека образ поведения. Эти соображения нисколько не претендуют ни на социологическое исследование, ни на глубокое проникновение в суть вопроса, ни, тем более, на какое-то пророчество. Другие задачи я ставила перед собой, начиная эту работу. Мне просто хотелось поделиться впечатлениями от общения с друзьями - ровесниками, однокашниками, и толикой собственных наблюдений и размышлений. И конечно, мной двигало желание быть услышанной теми, о ком я упомянула в самом начале этой статьи. Чтобы не показаться голословной, хочу предложить подумать над следующим: допустим, не выплачивать стипендию всем и помалу, а некоторым и - много. "Некоторые" в данном случае - это студенты, целенаправленно и отлично учащиеся, изучающие будущую профессию через "не могу", "не хочу", через "надеть нечего". Надо же как-то поощрять такое стремление к знаниям, науке, чтобы потом не кусать локти из-за пресловутой утечки мозгов. Ведь это не только мозги утекают, это уходят, уезжают, эвакуируются люди, которые могли бы работать на благо отечества. Прошу прощения за патетические нотки, но если мы хотим видеть свою страну в числе цивилизованных государств, то иногда не мешает, мягко говоря, побеспокоиться заранее, чтобы потом, говоря еще мягче, не плакать. Ну, а те студенты, которым требуется некоторая острота ощущений во время сессии, которыми уже сейчас движет желание уже сейчас узнать жизнь во всех ее проявлениях (порой весьма приятных, кто ж спорит), - пусть живут так, как считают нужным. "Время покажет, кто чего стоил в этой пурге..." Главное, "пусть никто не уйдет обиженный!" Проблемы высшего образования - проблемами высшего образования, а студенты - студентами. Молодежный вопрос непременно должен быть в центре внимания тех, кому на смену придет поколение сегодняшних студентов! Поколение, о котором я рассказала лишь малую часть того, что можно было бы поведать - это мое поколение. И я очень не хочу, чтобы в будущем кто-то мог сказать о нем словами Константина Кинчева: Мое поколение молчит по углам, Мое поколение не смеет петь, Мое поколение чувствует боль, Но снова ставит себя под плеть! Мое поколение смотрит вниз, Мое поколение боится дня, Мое поколение пестует ночь, А по утрам ест себя!
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"