Фирсанова Мария Димитриевна : другие произведения.

Тринадцать откровений

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ВК-12

  
  ВИШНЁВОЕ МОРЕ
  
  Рассказ оставляет вопросы без ответов. Отчего утонула (или утопилась) мать? Почему отец в предложениях по соседству с мясом, мутными стёклами, засохшей грязью, птичьим помётом, грязноватым потолком, вонючим запахом табака, грязной посудой, сочащимся алым пирогом, кровоточащими ягодами, занавешенными окнами? Образ матери наоборот связан с чистотой, водой и цветущей вишней: "Вода струилась и зеркально блестела на солнце, заставляя Марту щуриться. - Весной вишня так красиво цветет...". И почему гг постоянно загружает голову кулинарными темами? что вытесняет из сознания, о чём не хочет думать? С плотником снова возникает тема грязи, как с отцом: "...заляпанные грязью штаны и ботинки...". Где мужчины, там и грязь.
  Тыква - символ плодородия, упоминается в рассказе восемь раз.
  Все мужчины в рассказе любят тыкву, включая Карла с трактором. Вдруг тыква превращается в беременную жену плотника. Жена постоянно рожает, а он делает гробы, возникает тема рождения и смерти. А у Марты "пузатый обгоревший с одного бока чайник" (отец) и чашки со сколами (Марта и Роза). "Ну что ты, не плачь, не плачь, ты ещё выйдешь замуж, и все как-нибудь образуется. Образуется..."
  "В темно-зеленом мешковатом плаще, сильно подвернутом в рукавах, она стояла на крыльце, под навесом, и все не решалась спуститься в сумерки под шумный проливной дождь", - в тексте отлично проработаны детали: не просто человек бежит под дождём, а в кепке; не просто рукава подвёрнуты, а сильно; не просто розмарин, а который летом сама засушила.
  Автор использует много стилистических приёмов (сквозняк "сочится"), одни только кровоточащие вишни чего стоят: "...Марта неторопливо разрезала сочившийся алым пирог и раскладывала дымящиеся куски по белоснежным тарелкам, тут же пачкая их кровоточащими ягодами". Вишня разная в рассказе: где мама - цветущая, в пироге для сестры и отца кровоточащая, а для плотника в каше - сушёная. Отец "очень любит вишневый...", кровоточащий. На поминках Марта укладывает тыкву в утку. Потому что папа так любил. Получается символ мёртвой беременности. Марта ставит крест на своём личном счастье, которого лишил её отец.
  Название рассказа: Вишнёвое море= кровавое море, сухое море.
  Шикарный рассказ, написанный чудесным языком, предоставляющий фантазии читателя широкий простор для умозаключений и догадок.
  
  СНЕГОВИК СО СКРИПКОЙ
  
  В центре рассказа конфликт десятилетней Лизы и бабушки, с которой она после смерти матери живёт. Автор удачно начинает повествование описанием хмурой погоды, соответствующей настроению девочки: "день был хмурый, мрачный... дул леденящий ветер,... нависали тяжелые снежные тучи".
  Старая бабушка ассоциируется у девочки с "противным запахом валерьянки", "плачем", "причитаниями", "скудной пенсией", бабушка "законсервировалась", хочет, как кажется девочке, превратить и Лизу "в маленькую старушку", и девочка всеми силами этому сопротивляется. Образ матери в сознании девочки напротив связан с радостью и праздником: это Новый год, мандарины, кораблик, река, весёлый ветер. Мама в воспоминаниях "обнимает", а бабушка "причитает", "воет". Лизе не хватает потерянного звена поколений (мама, очевидно, вместе с ней слушала бы "рэп и попсу", а не ветхую классику). "Лиза ненавидела скрипку и классическую музыку", потому что в радостных воспоминаниях о маме их нет. Лиза не хочет смириться с тем, что бабушка заставляет её играть на скрипке и ходить в музыкальную школу. Девочка даже хочет закопать скрипку в землю, т.е. похоронить (подсознательное желание гг похоронить старую бабушку вместо молодой матери).
  Затем события разворачиваются на территории внутреннего сознания гг. Лиза оказывается в незнакомом пустынном дворе, который словно колодец, яма, могила, иная реальность. Там она видит снеговика. Рядом с мёртвой снеговой фигурой знакомые образы из раннего детства: песочница, качели, карусели. В глубине сознания девочки снеговик - холодная и безмолвная фигура, смерть. Лиза оставляет снеговику скрипку, реализуя своё подсознательное желание. Но стоит ей уйти из мёртвого царства двора, как девочке вдруг впервые становится жалко скрипку-бабушку "как живое существо". После осмысления и принятия Лизой бабушки как живого, любящего и понимающего существа, открывается невидимый портал - и гг слышит внутри себя чудесную музыку, рождённую из эпизодов счастливого детства с мамой, любви. Тут же появляются две женщины: молодая в красной куртке - проекция матери, и старая - проекция бабушки, музыка их всех объединяет, конфликт между гг и бабушкой разрешен.
  Жаль, что голливудский "хэппи-энд" последнего абзаца обесценивает кульминацию рассказа.
  
  ПРАЗДНИК
  
  Рассказ в стиле ностальжи о студенческой юности. Эля с юмором вспоминает о дружбе, влюблённостях и приключении во время поездки с палаткой на природу с Оксаной, Кириллом и Наилем. Необыкновенно ярко автором создаётся атмосфера места действия: середина лета, яркое солнце, моторка, котелок, грунтовая дорога, поля с полынью и солодкой, дубы с широкой кроной, чёрная крупчатая земля, придорожная пыль, солнечная позолота на листьях, костёр, луна, кромешная тьма. На душе у гг радостно и легко, иногда её смех душит, иногда это "дикий, неудержимый смех", как можно только в юности хохотать. В начале рассказа удачно создаётся саспенс, потом всё время ждёшь, что с ребятами ужас приключится, а всё оборачивается хэппи-эндами, и вздыхаешь облегченно.
  Необыкновенно поэтический текст. Про баобабы здорово:
  "Посреди поля стоит громадное дерево. Крона его окунается в звёздное молоко. И если так высока крона, то корни, должно быть, пронизывают весь земной шар, и торчат баобабами где-нибудь посреди Африки, и леопарды лежат на толстых ветвях."
  Аж голова от этого космоса кружится! Спасибо, автор.
  Искренне, эмоционально звучат повторяющиеся фразы клятвы Эли в конце, лишь бы спасти подругу: "Я больше не буду ездить с ними на электричке. Я больше не стану танцевать с Кириллом под "Holiday". Пусть только она найдётся! Пусть только всё у неё будет хорошо!
  Спасибо, автор. Очень-очень, до мурашек.
  
  КЕЛИНКА
  
  Автор начинает рассказ так: "Зеленая листва уже покрылась пылью". Понимаем, что будет про что-то ещё зелёное, но уже грязное. В начале рассказа мы видим счастливую девочку, которая идёт из школы, а в конце - преступницу, удачно избежавшую тюрьмы.
  В соответствии с патриархальными традициями деревни родители выдают гг замуж. Она не хочет, но выходит. И теперь живёт у мужа, и занимается хозяйством. И гг гнетёт, что приходится корову доить и готовить еду свёкру и свекрови. Поэтому гг идёт к маме пожаловаться, что свекровь ей по-человечески поесть не даёт спокойно, а мама гг отправляет назад к свекрови, потому что сама тоже так жила и теперь свою невестку тоже так с удовольствием гнобит. А мама тупила была ещё та, потому что не понимала ничего про хромосомы. Папа гг работал чиновником в местной администрации, но тоже ничего не понимал. ГГ родила двух девочек, но все хотели мальчиков, поэтому её не уважали, и муж даже стал пить, и его уволили, и он даже стал на неё руку поднимать, потому что не по любви женился и мальчика хотел, а диван у них был уже весь протёртый, и дом требовал ремонта. Тогда они с мужем поехали на заработки, и там она увидела, что в городе не надо корову доить, и кругом супермаркеты и брендовая одежда, а ей даже в брендовой одежде пойти некуда (хозяйка гг свою отдала). Платили гг хозяева хорошо, и мужу тоже. И когда она опять забеременела, она не захотела возвращаться корову доить и свёкра со свекровью кормить, сперва хотела хозяйку обмануть, но у неё не получилось, и договорилась продать ей ребёнка. И втихаря от мужа гг они вдвоём уехали на время подальше, и все с неё там пылинки сдували и заботились, и ей это очень понравилось, так жить. Токсикоза у неё не было, рожала без мук всех трёх (пук! - и вот он!), и мастита никогда не было тоже. Она хотела быть медсестрой в детстве, но не стала из-за этого замужества. Но для неё это даже стало лучше, что не стала. И она убила сразу двух зайцев, когда продала мальца: отомстила мужу, свёкру, свекрови, матери (тупой) и чиновнику-отцу (который работал в местной администрации) и плюс получила кучу бабла за пацана этого, который был по счёту третий после двух предыдущих, дочерей, которых она оставила свёкру со свекровью, которые её гнобили, и у которых корова была, которую она доила в пять утра. И мужу тоже покупатели отвалили ого-го, он даже удивился очень сильно, но не понял ничего. ГГ не побоялась, что посадят лет на десять по уголовной статье - такая вот отчаянная стала "фам фаталь" девчонка эта из деревни с пыльными листьями!
  Ну, типа, это она для дочек старалась, чтобы они тоже стали фам фатальками.
  Зловещий нуар о предприимчивой женщине-инкубаторе. Она уже перешла черту.
  Хорошо, но надо добавить перца, горчицы и жёсткого секса.
  
  СТОЛИЧНАЯ ШТУЧКА
  
  Рассказ о взаимоотношениях двух пенсионерок: провинциальной Ирины и столичной Мэри. События читатель видит глазами Ирины, у которой Мэри получается самовлюблённая ("Мэри без конца и края просила Ирину фотографировать её на смартфон"), наглая (Мэри отбирает у Ирины бесплатные серьги в магазине), незаслуженно пользующаяся льготами ("получала удвоенную мэрией столицы пенсию", а ещё "москвичам-пенсионерам каждый год выделяют бесплатные путёвки"); неблагодарная; плохая мать (Ирина заботится о внуках, чтит скрепы, а Мэри вышла из общины, а муж её и вовсе был иностранец), жадная ("Неужели раскошелится?" - удивилась Ирина."), развратная (ходит топлес на пляже, оголяется на кухне до кружевных трусов, "задрала колени чуть не до носа"), врушка и обманщица, халявщица, воровка.
  При этом наборе десять в одном, автор говорит, что Ирина грустит о несостоявшейся дружбе, "штучка" ей нужна.
  Написано живёхонько, все персонажи яркие и запоминающиеся, включая пассивного мужа. Ирина всё имеет, кроме счастья. Для счастья ей нужна раскованная Мэри. А та и адрес не дала. Может, и не москвичка вовсе, не штучка, а всего лишь тень Ирины?
  
  ГОЛУБИ НА ОКНЕ
  
  Дневник женщины на самоизоляции, которая в период пандемии общается лишь с голубями на подоконнике. Но ей совсем не одиноко, она не ноет и не хнычет, а наблюдает за жизнью пернатых, кормит их крупой и чечевицей, и делает много открытий.
  За доброту и внимание к голубям женщина получает в конце рассказа приз в виде жениха-плотника, который разделяет её увлечение.
  Что-то в этом есть, какая-то простодушная милота.
  
  МОЯ СЕСТРА, МОЯ ПОДРУГА
  
  Рассказ об интеграции Евой своей тени.
  Написано красивым языком, особенно в начале рассказа, где про песок и пустыню.
  У автора большой творческий потенциал.
  
  РОЖДЕСТВО ДЛЯ КАМЕРЬЕРКИ
  
  Рассказ переносит читателя в Южные Родопы, на горнолыжный курорт. Вы погружаетесь в тишину и живительный чистый воздух. Автор так завораживающе описывает атмосферу этого места, что вы забудете, что сидите дома: рядом с вами возникнут заснеженные ели, помчатся лыжники по спускам, вы почувствуете аромат дров в камине. Читателю точно захочется туда отправиться в реальности, так вкусно это описывается.
  По тексту иногда возникают слова, словно автор реально там и живёт, и говорит на местном языке. И если это так на самом деле, то вам можно смело за русский как иностранный поставить пять.
  По сюжету рассказа гг работает горничной в одном из отелей и наслаждается каждой минутой проживания. В конце читатель узнаёт, что семь лет назад гг прооперировали, и сейчас она ждёт результатов анализов, и в конце получает известие, что здорова.
  Если с описанием живительной силы горного воздуха у автора всё выходит замечательно, то попытка ввести в рассказ религиозную тему не очень удачна, поскольку гг совершенно никак (по тексту) не меняется за эти семь лет. Может, до этого испытания болезнью гг ужасный образ жизни вела, пускалась во все тяжкие, а потом раскаялась? Но в тексте на это нет и намёка, читатель не видит динамики развития этого персонажа. И в описываемый момент жизни в мыслях гг нет покаяния, по тексту везде вылезает гордыня (когда она осуждает выпившего папочку, хозяев отеля, своего неправильного мужа).
  Атмосферно, образно. Но надо ещё поработать, чтобы превратить рассказ в шедевр.
  
  АРМИЯ ГОТОВА!
  
  Автор в определении произведения указывает, что этот рассказ не фэнтези, не сказка, а жизненная проза. И не надо это забывать.
  Две девушки-подруги предстают перед читателем, Марина и Лена. Марина обладает, как ей кажется, сверхспособностями: она периодически видит вещие сны. Подруга Лена ей подпевает: "Да ты ж медиум!". Но Лена страдает от этих жутких снов, это кошмары (даже является покойная кошка и нападает на неё). "И с каждым разом это появляется всё настойчивее", - переживает гг. Креститься Марина не собирается, но в церковь иногда заходит для исцеления. Потом у неё наступает непродолжительная ремиссия и снова обострение.
  "- Может тебе сходить к психологу? - советовала Ленка, видя отчаянное состоянии подруги." Совет неверный, тут надо идти к психиатру, чтобы назначили серьёзное лечение, поскольку у гг никаких травм залежалых по тексту не наблюдалось, и ей одни разговоры не помогут, тут надо медикаментозно. Только ни родители, ни подруга никак не хотят этого понять. Поэтому у гг происходит дальнейшее развитие болезни: жуткие сны переходят в визуальные галлюцинации. Марина не соглашается идти к врачу: "Чтобы меня сочли сумасшедшей, заперли и пичкали таблетками? - возражала Марина. - Нет, уж, я не сумасшедшая!". Вместо этого несчастная "Марина кидалась от изучения Библии к чтению Ницше, от христианства к иудаизму, от эзотерики к демонологии." А болезнь всё набирала и набирала обороты.
  Это серьёзный рассказ о страхе людей в нашем социуме, связанном с обращением к специалистам в случае возникновения психических расстройств.
  Персонажи прописаны убедительно, галлюцинации - ярко.
  Очень своевременное социально-важное произведение.
  
  ЖЕНЬКА
  
  Автор натуралистично рисует быт и жизнь семьи из четырёх человек (мать, старенькая свекровь, дочка десяти лет и трёхлетний сынок). Семья тяжким грузом лежит на плечах изнурённой матери. Мать тянет эту лямку из последних сил, личной жизни у неё никакой: первый экс-муж сидит в тюрьме, второй экс-муж - агрессивный алкоголик. Оба ребёнка не получают алиментов от папаш. Сыночек отстаёт в развитии, это особо никого не напрягает (ну, кому там мальчиком заниматься: маленький да старенький, а третья всё время на работе?). Женщина-мать пашет на двух работах, вроде и не старая, но уже совершенно не занимается собой (у неё нет на это ни сил, ни времени). Первый экс-муж ещё норовит получить от неё денег, а второй грозит украсть сыночка. И эта беспросветная жизнь протекает на глазах у десятилетней Жени, которая пытается понять, что к чему, разобраться в устройстве семейных ценностей и распределении гендерных ролей. Персонажи прописаны автором очень ярко. Переживания девочки тоже хорошо переданы, ей сочувствуешь.
  Конец рассказа логично вписывается в предыдущий сюжет: автор вводит в унылую атмосферу семьи нечаянную радость. Девочка осознаёт, что все в семье добрые, друг друга любят, ей с ними комфортно, а мужики и не нужны по большому счёту, одни неприятности от них. Все мужчины в рассказе ущербные, включая маленького братика.
  Автор намекает, что Женя повторит путь матери: вырастет сильной женщиной, способной тащить на себе большие грузы, станет такой же изнурённой лошадкой, поскольку другой альтернативы, другой модели семьи девочка не представляет, и сильная мама, жертвующая собой ради всех домочадцев, для неё - эталон. Автор не даёт ни малейшей надежды на счастливое будущее маленькой Жени.
  Рассказ написан хорошо, жизненный, но вызывает чувство уныния и безнадёги.
  
  РАССКАЖИ ПРО ДЕДУШКУ
  
  Семейный рассказ о том, что во взаимной любви человек может прожить один год, но эта солнечная энергия будет питать его на протяжении долгой жизни и других вокруг согревать.
  Прабабушка живёт в деревне и очень любит своих правнучек - двойняшек Катю и Любу. Деревенский дом бабушки описан как полагается: "повсюду вышитые искусной хозяйкой занавески и салфетки, на стенах старинные иконы и семейные фотографии, полы застланы..." Автор упоминает семейные фотографии, только девочек они не интересовали. Катя и Люба, "побросав сумки с одеждой неразобранными, мчались к друзьям или купаться на речку". Поэтому и возникла такая неразбериха с прадедушками. Мораль: важно составить семейное древо и подписать все семейные фотографии, пока прабабушки живы. Чтобы потом не возникло вопросов и недоразумений.
  Идея рассказа замечательная: таким коротким и ярким было счастье бабушки с первым мужем Петей, что не идёт ни в какое сравнение с основной частью жизни, с браком не по любви, с рождением семерых детей, которые появляются только на похоронах (исключая Татьяну Яковлевну). Может, дедушка Яков даже бил, кто знает? Прабабушка даже на могилу его не ходит и внучек не водит.
  Сюжет и идея хороши, кусок воспоминаний прабабушки о Петре замечательный. Но над рассказом стоит ещё поработать, вдохнуть в него больше жизни, добавить природу, небо, оживить персонажи двойняшек (как выглядят эти девчонки?), акцентировать контраст между юностью девочек и старостью прабабушки (как она выглядит сейчас? маленькая, худенька, сгорбленная или и в старости высокая и статная?). Пусть у двойняшек тоже возникнут какие-то зачатки любовных переживаний, чтобы это было параллельно или наоборот, очень контрастно по сравнению с бабушкиной историей. Хочется увидеть взаимопонимание прабабушки и правнучек, увидеть, что прабабушка главное сокровище своей жизни - счастливую любовь, как наследство внучкам чудесным образом передаёт. Хочется увидеть компанию подростков на речке в деревне, увидеть эту речку, догадаться о первых влюблённостях. И чтобы строгая бабушка-врач приезжала из города, ругала старенькую прабабушку, что разрешает внучкам "сколько угодно гулять на улице" (дочка у прабабушки практична и рациональна, но близости между матерью и дочерью нет). В конце рассказа "перевёртыш" у могилы для девочек должен быть реальным потрясением. Пусть они это переживут, проговорят и проработают. Пока что непонятно, что у них от этого потрясения в душе осталось, как повлияет на дальнейшую жизнь. Мудрая старуха-свидетельница в конце к месту, но главная не она, а девочки-правнучки, росточки прабабушки.
  Прабабушкины слова "Когда же вам всласть побегать, как не сейчас? Потом пойдут заботы: мужья, дети, работа. Счастливым человек бывает только в детстве" надо как-то видоизменить, т.к. в рассказе она была счастлива именно в первом браке, а не до.
  Хорошо, но стоит ещё немного поработать над текстом.
  
  АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГИПОТЕЗА
  
  Автор делится с читателем знаниями в области психологии и представляет вниманию вариант решения Trolley Problem, впервые сформулированной в 1967 году английским философом Филиппом Футом. Ну, конечно же, один раздавленный/голодающий/изнасилованный ребёнок разбудит больше эмоций и возмущения, чем куча раздавленных/голодающих/изнасилованных в виде сухих цифр.
  ГГ живёт в обществе, где правят корпорации, и с удивлением в конце рассказа делает открытие, что главным для корпорации является получение прибыли любой ценой: "какой наивной она была, считая, что всё это могло быть результатом случайной ошибки, а не четким и выверенным планом огромной транснациональной корпорации".
  Рассказ о перекосах в образовании: надо марксистско-ленинскую теорию изучать, чтобы не попасть впросак в условиях империализма.
  Написано серьёзно, строго, без чёрного юмора по поводу трупов.
  
  ПЕРСОНА НОН ГРАТА
  
  В центре рассказа два персонажа: рассказчица и Алиса - бывшие одноклассницы и даже подруги: "Она улыбается мне так, словно мы только вчера шли вместе домой из школы". По сюжету это напоминает "Чучело". Интересно, как автор разруливает сюжет в современных обстоятельствах.
  Прошло двадцать лет с момента травли Алисы, но рассказчица до сих пор не может придти в себя от этих событий, она помнит все детали. Рассказчице "холодно от этого взгляда", (взгляда Алисы) даже когда та улыбается. В той давней школьной ситуации рассказчица являлась участником травли, агрессором, и вот теперь её мучают переживания, она не в ладах с совестью. Поэтому она и приглашает Алису на встречу одноклассников.
  Автор всё время подчёркивает, что от травли в школе психотравму получают и жертва, и агрессор.
  Рассказчица то пытается себя оправдывать и перенести вину на других ("...вынуждена была участвовать в их играх против Алисы... Я никогда не желала ей зла..."), то убедить себя, что бывшая одноклассница не заслуживает покаяния, что Алиса слишком высокого мнения о себе и всех презирает ("Даже в одобрении, даже в простых шутках я слышу презрение", "ты хочешь быть уверена, что ты выше нас"). У рассказчицы присутствует комплекс неполноценности, она считает себя неудачницей, вводится образ малой родины словом "дыра" с алкашами-отцами в противовес заокеанской Америке с дядей Алисы.
  Рассказчица чувствует, что наказания заслуживает, и ей подсознательно хочется, чтобы её Алиса отхлестала тряпками - тогда пройдёт мучительное двадцатилетнее чувство вины. Для неё это легче, чем раскаяться в травле и искренне попросить прощения у жертвы. Рассказчица переживает внутренние метания: то хочет себе наказания, то хочет его избежать и перекладывает вину на родителей жертвы (вовремя не увезли Алису из "дыры"), то убаюкивается умозаключением о том, что способствовала успеху Алисы, что без травли не было бы звезды ("она использует все эти истории себе во благо, так что все хорошо, правда?").
  Если в "Чучеле" девочка-жертва находит в себе силы всё высказать обидчикам, то в этом рассказе жертва "хотела бы сказать своим обидчикам тогда, но может только теперь". И это "может теперь" ей, казалось бы, очень дорого обходится, потому что она снова погружается в свои психотравмирующие переживания, оказавшись в том же месте с теми же людьми, и опять уходит "в мелких брызгах грязи". Но "Алиса опускает глаза, как бы смущаясь, но я-то знаю - это она получает удовольствие" - гг получает удовольствие от роли жертвы, поэтому и соглашается придти на встречу (снова болячку расчесать). Мазохизм гг не способствует появлению у неё желания обратиться к психологу и проработать психотравму, она рассказывает эти жуткие детские истории снова и снова, чтобы получать удовольствие.
  В рассказе нет ни наказания, ни покаяния, ни любви, ни прощения - в этом его оригинальность. И никакого вам сопливого катарсиса!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"