Выворотень Искусство связывания
Если сравнить этот рассказ с первым в обзоре, можно увидеть некоторое сходство.
Притча, сказка, некая стилизация, на этот раз под японские мотивы. Красивый язык, ощущение, что ты всё это где-то встречал... Фантастический элемент весьма слаб, но это же сказка, не так ли? Тем не менее, надо признать - рассказ "Искусство связывания" производит более выгодное впечатление. Практически ни одного лишнего слова (что, кстати, характерно для культуры Японии), лаконичный язык. Весьма органичный для выбранной темы.
Хотя текст очевидно вторичен, (поправьте меня, если я ошибаюсь) он читается с интересом. Автору удалось создать интригу практически на истоптанном месте. Здесь есть завязка, нарастающее напряжение, эмоциональность, возникающее чувство. Главное в таких случаях - как обыграть древние, как мир, вещи. Думаю, автор смог избежать впадения в банальность, так сказать, прошёл по грани, и написал вполне годный текст.
Возможно, это излишний комплимент, но рассказ напомнил мне матрёшку, пусть даже не слишком "многолюдную". Один человек связал другого, тот связал третьего, а третий тоже связан... Вечная тема, но простое, ненавязчивое изложение не вызывает отторжения, и позволяет сосредоточиться на сюжете. Сюжет прост, но даёт (даже в таком коротком тексте) пищу для размышлений.
Скажем, женщина, за которой гонится герой, возможно, уже связана. Когда герой рассказывает ей о возможном бесчестье, если он не выполнит задание, она сама предлагает пойти с ним к дайме. Может быть, она сама хочет этого, и с могущественным врагом её связывает нечто большее, чем просто вражда. И есть между ними что-то... личное. Основанное на меркантильном интересе и, может быть, вожделении.
Финал не слишком неожидан, но логичен и вызывает сочувствие к герою. "Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети". Да, история не нова, но трогательна. "Ах, почему жестокий рок - всегда любви помеха, и не цветёт любви цветок без славы и успеха"... И герой, ставший мудрецом и удалившийся от мира. Что же, весьма закономерный конец.
Кошелева В.С. Кошмар Родиона Водолазова
Надо сказать, далеко не все прочитанные рассказы попадают в обзор. Некоторые обзорист даже не дочитывает. С этим было нечто подобное. Сначала ядовитый обзорист, увидев текст, очевидно написанный рукой начинающего автора, хотел пробежать его по диагонали, а то и вовсе отложить в сторону. Но всё же заинтересовался, и не пожалел об этом.
Немного не устоявшийся стиль, вернее, его отсутствие. Хотя грамотность и очевидное старание писать хорошую литературу производят приятное впечатление. Кстати, при чтении этой фразы у обзориста возникло сильнейшее дежавю: "Человечек прижал руки к груди, выражая раскаяние каждой клеточкой своего тела".
Юмор ненавязчивый и воспринимается легко. Не буду говорить о некоторых вопросах, возникших при чтении. Ну, скажем, почему недавний стажёр не произвёл самые логичные в данной ситуации действия - не обратился к вышестоящему начальству? Не доложил наверх? Не попросил новых инструкций? Только не надо говорить, что молодой человек боялся опозориться в глазах руководства.
Ну да ладно. Для лёгкого юмористического текста такие вещи могут сойти за допущение и авторский произвол.
Финал примирил людоведа и душелюба с этим, в общем-то, смешным, симпатичным, но непритязательным текстом. Да. За финальный эпизод с ящичком для бобыриков обзорист готов простить автору многое на несколько рассказов вперёд. Словом, людовед и душелюб не удивлён, увидев этот рассказ в полуфинале.