Аннотация: Юморные приключения охотников за аномальными явлениями в провинциальном городке.
Сергей Филипский
СЛЕДЫ НА СНЕГУ
Фантастический рассказ
Как-то раз безработный господин Дима Гунькин навестил великого детектива таинственных случаев Альберта Йодова в надежде, что тот занимается очередным расследованием. Надежда оправдалась. Альберт встретил Диму нетрадиционно: стоя на крыше своего офиса и наблюдая за чем-то пристально-пристально. Это означало, что у Альберта сейчас самый пик распутывания какой-то сложнейшей загадки.
-- Расследует, -- пробормотал Дима и крикнул: -- Помощь требуется?
Альберт уделил Диме взгляд и сказал:
-- Не двигайся.
-- Почему? -- удивился Дима.
-- Ты можешь ненароком повредить следы.
-- Какие следы?
-- Следы на снегу.
-- А что в них такого?
-- О! Это очень длинная история. Но если вкратце, то в данный момент я озабочен одной весьма таинственной тайной.
-- Которую непременно и неотложно надобно разгадать?
-- Вот именно.
-- В чем же загадочность этих следов?
-- Видишь ли, Дима, все дело в том, что сегодня утром внезапно раздался звонок в дверь моего офиса. Я открыл. За дверью никого не было. Зато на пороге лежала странная вещица, удивительно напоминающая одну древнюю статуэтку, подаренную мне когда-то аргентинскими археологами и которая была позже утеряна при сомнительных обстоятельствах. Сегодня ночью выпал обильный снег. Поэтому, заключил я, следы на нем хорошо видны и я легко найду того, кто мне статуэтку принес.
-- Зачем его искать?
-- Пойми. Нельзя оставлять неразрешенными загадки. Иначе можно в них запутаться.
-- Ясно.
-- Выйдя из офиса, я легко обнаружил следы неведомого посетителя -- зимних ботинок на рифленой подошве. Они вели по сугробам к расположенному неподалеку строеньицу неясного происхождения и назначения.
-- Зачем же ты забрался на крышу?
-- Чтоб поглядеть, нет ли в округе других следов.
-- Ну и выглядел?
-- Нет. Наблюдаются лишь те. Причем -- что очень важно -- следы эти весьма и весьма непростые.
-- В чем же их непростота?
-- Они ведут не к разгадке.
-- А к чему же?
-- К еще более запутанной загадке.
-- Поясни.
-- Легко. Сейчас покину крышу и растолкую.
Через минуту Альберт спустился с крыши и присоединился к Диме. Сказал:
-- Обрати внимание. Следы расположены так, что очевидно: оставивший их человек не просто шел. Он бежал.
-- Гм... -- Дима посмотрел на рифленые отпечатки на снегу, особенности которых оставались где-то за уровнем диминого понимания. -- Предположим. И что?
-- А то! -- Альберт торжествующе ткнул пальцем в снег. -- При этом он обронил записную книжку.
-- Так ли? Может, ее тоже тебе подбросили?
-- Возможно. Но я склонен считать, что ее все-таки нечаянно потеряли.
-- Будем ее поднимать и разглядывать?
-- Ни в коем случае.
-- Почему?
-- А на каком таком основании?
-- Действительно. Что же мы предпримем?
-- Я предлагаю вначале ввести тебя в курс обстоятельств.
-- Согласен.
-- Я уже говорил, что следы эти -- при их изучении -- влекут за собой еще более запутанную загадку?
-- Помню.
-- Так вот. Это даже не загадка.
-- А что же?
-- Я предвижу, что это целая цепь загадок! Первая из которых прямо перед тобой.
Дима посмотрел на окружающую действительность. Ничего такого особенного не заметил. Поэтому сообщил:
-- Разъясни.
-- Охотно.
Альберт сделал несколько шагов по направлению к строеньицу, что представляло собой некоторую непостижимость:
-- Обрати внимание: здесь свежие следы, сделанные -- это весьма очевидно -- совсем недавно.
-- Опять следы на снегу?
-- Нет. На сей раз это -- сугубо неприметная дощатая дверца, присобаченная явно наспех к сему энигматическому строеньицу. Заметил ее?
-- Ну, да.
-- Так вот. Еще вчера ее не было. К тому же вокруг полно валяющихся щепочек, оставшихся после ее изготовления.
-- Ясненько. Но в чем же загадка?
-- Сейчас выясним... -- Альберт дернул дверцу за затейливо исполненную медную ручку.
Дверца открылась...
Дима ожидал увидеть все что угодно. Но не то, что увидел.
За дверцей была кирпичная стена, в которой имелся пролом с неровными краями.
-- Так я и думал, -- сказал Альберт. -- Дверца выполняет всего лишь декоративную функцию, предназначенную скрыть то, что в строеньице недавно был осуществлен взлом.
-- Мы полезем туда? -- выразил догадку Дима.
-- Не сейчас. Сперва мы пройдемся дальше по следам рифленых башмаков. Поглядим, к каким очередным загадкам они нас приведут.
-- А это обязательно?
-- Что? Идти по следам. Я думаю: да. Неразрешенная загадка несет в себе задатки непредсказуемых неприятностей.
-- Нет. Я имел в виду иное. Следы обязательно приведут к новым загадкам?
-- Непременно.
-- Почему ты в этом так уверен?
-- Потому что это моя насущная гипотеза, для подтверждения которой я готов приложить все возможные усилия.
-- И невозможные, конечно, тоже?
-- Разумеется.
Альберт посмотрел по сторонам. Решительно кивнул. И пошел по следу рифленых башмаков.
Следы башмаков внезапно прервались.
-- Куда же они пропали? -- задумчиво произнес Альберт.
Дима поискал глазами, но, так ничего и не обнаружив, на всякий случай подал реплику:
-- Во-о-он там. Под дубом. Не они?
Альберт сказал:
-- Нет. У дуба стоит человек, на котором совсем другая обувь.
-- Валенки, -- уточнил Дима.
-- Точно.
-- Значит, он нас не интересует?
-- Возможно, что очень даже интересует.
Человек у дуба -- румяный бодрячок в овчином тулупе и в шапке-ушанке -- подошел к ним и назвался:
-- Степан Степанович Загребущев.
-- Я вас знаю, -- сказал Альберт. -- Какую очередную организацию вы представляете на сей раз?
-- Признаюсь откровенно. Скрывать не буду. Сегодня я сотрудник общества аргентинских археологов.
-- Вот она, ниточка! -- обрадованно воскликнул Дима. -- Ведь подброшенная статуэтка -- прямая связь с аргентинскими археологами.
-- Погоди сыпать информацией, -- одернул его Альберт. А Степана Степановича спросил: -- Какая такая надобность понадобилась аргентинским археологам для осуществления своей экспансии в нашей стране? К тому же в зимний период.
Степан Степанович достал из внутреннего кармана тулупа бутылку текилы и отхлебнул из горлышка:
-- Как так? -- Дима удивленно воззрился на валенки Степана Степановича.
-- Ведь как я размышляю? А размышляю я так: ежели б аргентинские археологи попали угодили в наши морозы, то они непременно б отогревались добрым глоточком текилы.
-- Гм.
-- Что касается вашего вопроса, уважаемый господин Йодов, то могу сообщить следующее: многие, очень многие огранизации в мире широко осваивают разные нехоженные тропы. Это что касается, как вы выразились, экспансии аргентинских археологов в нашей стране.
Альберт спросил:
-- Вы ничего странного не наблюдали?
-- А как же! Наблюдал! Очень даже странные вещи я наблюдал! Например, несколько минут назад вон в том окне показалась довольно взлохмаченная физиономия бородатого мужика, которая вдруг погрозила мне кулаком.
-- Вон в том окне?
-- Да, именно в нем.
-- Событие дествительно странное. В том окне находится мой офис, в котором, насколько мне известно, никаких бородатых взлохмаченных физиономий быть не может.
-- Вы спрашивали именно про странности. Про них я и говорю. А вот еще: буквально перед вашим приходом какой-то молодой мужчина в спортивном костюме, пробегая мимо, внезапно подпрыгнул так, что перелетел через вот ту ограду.
-- Так вот куда владелец рифленых подошв подевался! -- догадался Дима.
Альберт подтвердил его домысел кивком головы:
-- Что ж. Пойдем посмотрим, что с ним дальше произошло.
-- Я с вами, -- внезапно сообщил Степан Степанович.
-- Это почему?
-- А так! Есть у меня такое предчувствие, что моя миссия ставленника аргентинских археологов требует именно этого.
-- Ну, идемте, -- пожал плечами Альберт и двинулся к ограде.
Преодолеть ограду оказалось проблемой. Но она оказалась вполне разрешимой. Достаточно было найти в ней проход, выполненный в виде ажурных воротец.
Перед тем как пройти воротца, Дима замер в нерешительности:
-- Может быть, там запретная территория? -- предположил он.
-- Отнюдь, -- успокоил Степан Степанович. -- Там ничейный пустырек.
-- Зачем же ограда?
-- А кто его знает?
Прошли воротца. Подошли к тому месту ограды, который, по словам Степана Степановича преодолел воздушным путем владелец спортивного костюма.
-- Ну вот, -- сказал Альберт, указывая на сугроб. -- Вот и рифленые подошвы.
Из сугроба торчали ноги подметками вверх.
-- Надо ему помочь, -- предложил Дима.
Помогли.
Выдернув за ноги из сугроба мужчину в спортивном костюме и поинтересовались у него:
-- Как вас угораздило угодить в такую нетривиальную ситуацию?
-- Затрудняюсь ответить, -- ответствовал тот, с благодарностью отогреваясь глотком текилы, любезно предложенным ему Степаном Степановичем. -- Бежал себе, бежал... Эдак неторопливо. Вдруг почувствовал, что меня кто-то будто пнул в бедро. Да так шибко, что я перелетел этот заборчик и тыркнулся башкой прямо в сугроб. Да так неловко, что потом никак не мог выбраться из него. И если бы не ваша помощь...
-- Не надо благодарности, -- Степан Степанович отобрал бутылку текилы, дабы мужчина в спортивном костюме не очень-то ей увлекся.
-- Вы лучше скажите, -- сказал Альберт, -- зачем вы подбросили мне копию статуэтки, подаренной мне аргентинскими археологами?
Мужчина в спортивном костюме поглядел на облака, затем почему-то на Диму, после чего произнес:
-- Ума не приложу, как вы догадались, что это подделка?
-- Очень просто. У оригинала есть неслабая особенность: примагничивать удачные события. Но что-то в последние несколько часов никаких удачных событий со мной не происходит.
-- Понятно. Вижу, вас не так-то просто провести.
-- Его вообще невозможно провести, -- уточнил Дима.
-- Ладно. В таком случае мне ничего иного не остается, как признаться. Копию статуэтки меня попросили подложить вам, чтобы вы успокоились и ее поисками не теребили нервы ее похитителям.
-- Логично, -- сказал Альберт. -- Удирая с места подброски, вы потеряли записную книжку.
-- Вот это плохо, -- огорчился мужчина в спортивном костюме. -- У меня в ней уйма полезных телефонов зафиксирована. Их утрата означает мое полнейшее фиаско как профессионального улаживателя разного рода сомнительных делишек. Пойду-ка поищу ее, пока какой-нибудь дворник ее не подмел.
-- Позже. Сперва вы ответите, зачем вы взломали вон то строеньице и замаскировали свое туда проникновение бутафорской дверцей.
-- А вот это уже не ваше дело. Мой строеньице. Что хочу, то с ним и делаю.
-- Ваше?
-- Мое.
-- И документальное подтверждение тому имеется?
-- Да. Вот, помотрите на эту бумагу.
Альберт посмотрел. Сказал:
-- Тогда нам остается выяснить последнее таинственное обстоятельство.
-- Какое же? -- нетерпеливо спросил Степан Степанович.
-- Что господин Загребущий делал возле дуба?
-- А вот это мое личное событие.
-- Ошибаетесь. Вам лучше ввести меня в курс дела. Иначе, как я уверен, вам самому не выкарабкаться из капкана логических лабиринтов, в котором вы очутились.
Подумав-подумав, Степан Степанович согласился:
-- Наверное, вы правы.
-- Ну, так рассказывайте, -- поторопил Альберт.
-- Рассказываю. Несколько дней назад меня посетила группа аргентинских археологов, которые настоятельно порекомендовали мне присоединиться к их устремлениям за картой сокровищ одной древнейшей цивилизации на их американском континенте.
-- Археологи за сокровищами не охотятся, -- вставил Дима.
-- А кто же? -- изумленно воздел брови Степан Степанович.
-- Кладоискатели.
-- В общем-то вы правы. Но, видите ли, археологи тоже не дураки. Им прекрасно известно, что иногда сокровища представляют и историческую ценность.
-- Понятно.
-- Значит, посетили меня. Порекомендовали. Я, за неимением иных животрепещущих дел, согласился. Тем более, что гонорар они мне обеспечили отменный. В общем, занялся я их проблемой. Нашел разные исследовательские подходы к ее разрешению. И тут-то у меня самого возникла проблема. Большая-пребольшущая. Я внезапно открыл, что карта сокровищ эти находятся не где-нибудь, а в нашем провинциальном городишке.
-- В чем проблема-то? -- высказал сомнение сообразительности Степана Степановича мужчина в сортивном костюме.
-- А в том, что заполучить эту карту весьма и весьма невозможно.
-- Как так?
-- А вот так. Она нанесена на доску, из которой изготовлен один шкаф. А шкаф принадлежит одному занудному журналисту, который, ежели у него попытаться этот шкаф каким-либо путем выманить, непременно заподозрит неладное, в результате докопается до истины и тогда прощайте сокровища: до них раньше всех доберется кто угодно, только не аргентинские археологи... Вот я стоял у дуба и пытался сию проблему разрешить.
-- Ваша проблема не проблема, -- сказал Альберт. -- Надо всего лишь положиться на магическую силу статуэтки, неспроста подаренной мне тогда аргентинскими археологами.
-- Как так неспроста?
-- Аргентинские археологи предвидели неблагоприятный расклад в поисках своих сокровищ и тем самым попытались заручиться моим участием в этом деле. Что ж. Это им удалось. Подкладка копии той статуэтки сегодня заставила меня окунуться в сие предприятие.
-- Тогда объясните: что вы подразумеваете под "положиться на магическую силу статуэтки"?
-- Объясняю. Положиться -- означает положиться. Вам достаточно лишь взять ее с собой.
-- И?
-- И она повернет события наилучшим образом.
-- Всего-навсего?
-- Всего-навсего.
-- Что ж. Спешу обрадовать вас своим покиданием, -- с такими словами Степан Степанович Загребущев торопливо побежал прочь, перескакивая через сугробы.
-- Ну, а я отправляюсь на поиски своей записной книжки, -- сообщил мужчина в спортивном костюме и тоже побежал прочь.
-- Ну вот, -- сказал Дима. -- Расследование завершено. Можно и мне удалиться.
-- Это зачем? -- поинтересовался Альберт.
-- В надежде наткнуться на какое-нибудь аномальное явление, которое неизбежно приведет меня к гонорару в газете и на телевидении за репортаж о нем.
-- Никуда удаляться не надо.
-- Это почему?
-- Потому что расследование не завершено.
-- Как так?
-- А вот так! Помнишь, что я уже говорил о том, что сегодняшние следы на снегу ведут от одной загадке к другой, еще более запутанной?
-- Конечно, помню.
-- Это подтверждает мою гипотезу о том, с чем мне сегодня пришлось столкнуться.
-- С чем же? -- завороженно произнес Дима.
-- С формой жизни под названием "загадка".
Дима подумал-подумал и сообщил:
-- Это заявление так сразу не понять.
-- Знаю. На это требуется какое-то время. Потому как представляет собой некий выход из привычной колеи.
-- Новая форма жизни... -- пробормотал Дима.
-- Да. Главным признаком существования которой является постоянно нагромождение загадок.
-- Что же получается? Их и разгадать нельзя?
-- Все -- нельзя. Потому как они будут порождаться бесконечно.
-- И сегодняшняя история с аргентинскими археологами...
-- Вроде бы нами распутана? Вроде бы да. Но, в то же время, как бы не так. История с аргентинскими археологами -- всего лишь прелюдия. Посмотри-ка туда.
Дима посмотрел.
И увидел, что один из сугробов внезапно зашевелился и оттуда раздался шершавый голос: