ЧАСТЬ 1. КОНКУРСНЫЕ РАССКАЗЫ И НЕМНОГО ВНЕКОНКУРСА
Как всегда, обозревание шло в постоянной борьбе Критика с Читателем. Пыталась внутреннего критика задвинуть и просто читать - не получается. Пыталась не читать, а анализировать и критиковать - скучно.
В итоге, как всегда, излагаю более-менее согласованное мнение обоих - или два несогласованных мнения. Описание основных категорий: отлично, хорошо, неплохо, просто рассказ, ужасно и никак - здесь http://samlib.ru/editors/f/filippowa_e_l/01kriterii.shtml
Палиандр К. Финляндский вокзал
Два рассказа в одном флаконе - это плюс. Связи между ними не нашла - это минус. Или же она настолько тонка, что видна под определенным углом зрения, который определить не удалось.
Тема - даже не знаю, к какой отнести. Многомерность бытия точно просматривается в обеих частях. Критик настаивает на "Городских легендах", ссылаясь на мистическую роль мистического же Финляндского вокзала. "Боевой 18", пришитый в конце крупными стежками, отвергли единогласно.
Критик настаивает на оценке "никак", обосновывая невнятностью идеи и композиционным беспределом.
Читатель углубился в поиски общего между двумя героями. Переселение душ? Нити мироздания, на которых оба подвешены? В итоге пришла к заключению, что вторая часть рассказа не завершена, нет поворота, который связал бы части воедино и дал бы возможность понять идею, которую вкладывал автор.
В итоге пришли к согласованному мнению - "неплохо". Но не как рассказ, а как заготовка к чему-то большему и явно интересному.
Трифон. Новогоднее сиртаки
Критик сразу обратил внимание на бесконечные "был-была-было", и надулся. Читатель оказался менее чувствительным, но такое однообразие тоже напрягло. Как и масса несовместимых аллюзий, вложенных в монолог кота.
Дочитали. Явная многомерность. Не очень оригинальная, кое-где веет вторичностью, но интересно скомпонованная. Тем более, что и городские легенды тоже прозвучали.
Начитанность автору явно повредила - уж слишком много всего из разных источников в текст воткнуто, и не всегда к месту. По себе знаю, аллюзии так на перо и лезут. Сдерживаться нужно, хотя и не всегда получается. А заводной апельсин уж вообще никаким боком...
А в целом забавная, достаточно крепкая история, композиционно вполне достойная. Кот оказался очень к месту, но вот "два кусочека" из общего стилистического ряда рассказа и собственно образа кота очень уж выбиваются.
Где-то между "неплохо" (мнения критика) и "хорошо" (мнение читателя).
Трифон. Расклейщик афиш
Совсем другой рассказ, ничего общего с "Сиртаки" ни по стилю, но по композиции. Критик более-менее доволен. Единственно, крайне нелицеприятно высказался по поводу склонения слова "мох" - и действительно, каким ещё "мохом"?
Читателю отдельные пассажи показались затянутыми и скучноватыми, особенно разъясняющие сущность домовых. Может, хоть на абзацы разбить?
Тема - гибрид "Боевого" и "Легенд". Сказала бы, что легенд даже больше, революция - только антураж. Без расклейщика такого ощущения не появилось бы. Не очень понятная фигура, смысла не добавляет, зато усиливает атмосферу.
Редкий случай единогласного мнения - хорошо.
Чукчанечитатель. Эмоша по четвергам
Критик довольно сопит; пару раз поморщился, но промолчал. Читатель наслаждается.
Теоретически можно наловить блох, прыгают местами. Но не хочется. Хотя одну всё-таки прибьём: ноги в чёрных колготах ну никак не могут вызывать ассоциации с макаронинами - если только автор не питается исключительно макаронами с чернилами кальмара.
Многомерность просматривается, но едва-едва. Что восприятию не мешает. Не знаю, как для конкурса будет.
Во всём прочем - интересный фантдоп, достаточно логичный мир, написано хорошо и динамично.
Согласованное мнение: хорошо, даже очень. Для читателя - так и вообще "отлично".
Аниме. Ася и баронет
Критик впал в ступор и выпадать из него отказался. Читатель завис на первой же сцене, в которой цесаревна в бальном платье, в присутствии кавалера, перед зеркалом бального зала проверяет, выбриты ли у неё подмышки. Отвиснув, тут же наткнулся на первую реплику той же цесаревны: "В горле сушь". Без комментариев.
И ещё масса сцен, отражающих аналогичный уровень представления о высшем свете и балах. Ближе к финалу ситуация немного проясняется - если можно найти смысл в мешанине космических империй, Земли как развлекательного центра для галактики, и персонажей мультфильмов и фильмов, вроде бы как обладающих свободой воли.
Критик временно выпал из ступора, чтобы оценить фразу "принимала самые роскошные, расчетливые ракурсы". Слабеющим голосом пробормотал, что ракурс принять невозможно, как ни старайся, и отключился.
И правильно сделал, потому что финала не обнаружилось. И о чём это всё - осталось неизвестным.
Тема - видимо, "Многомерность".
Никак.
Гаврош Ск-7. Деволюция
После слова "колон" Критик читать дальше отказался, еле уговорила. Как оказалось, напрасно - дальше пошли "зрелище открывалось на..." и необъяснимые скачки глаголов по различным временам. Ой, думала, Солнце с заглавной буквы - это случайность. Ан нет, всё с заглавной - и Мечта, и Справедливость, и Счастье.
Ностальгическое обличение "потреблядства" - тема невероятно избитая. Редко-редко встречаются достойные образцы. К сожалению, это не тот случай. В основном, в силу нелепости изображённой картинки - если гаражи в дюзах при непомерном воображении представить ещё можно, то балконы, приделанные к корпусам космических кораблей - увы.
Финал дал лёгкий намёк на смысл и многомерность бытия. Старик выходил из психушки в какой-то другой мир, воображаемый? Тогда почему воображение у него такое мрачное? Запуталась.
В целом - пафосно, с ошибками всех родов и видов, с не очень новой и внятной идеей. Хотя в конце идея как-то проблеснула.
Просто рассказ.
Гаврош Ск-7. Мара
Интереснейшая идея. Правда, ни к одной из конкурсных тем явно не относится. Разве что к многомерности - ну, так к ней что угодно притянуть можно.
Как и предыдущий рассказ - пафосно, многословно и стилистически небрежно. Пример только по одному предложению: "Невысокое солнце над верхушками берез обрезало тени деревьев в полуметре от упавшего не так давно ясеня..." Если солнце невысокое - оно не может быть над верхушками берёз, и тем более не может обрезать тени - во-первых, при низком солнце тени длинные, а во-вторых - тень не обрезается, она и на упавшее дерево падает. Или заканчивается около него?
По поводу самой идеи можно долго спорить, но она есть, и при этом достаточно интересна. Можно сказать, что и сюжет вполне приемлем. Если бы не этот пафос, не "настроение" лица, выражающего одновременно десятки чувств...
Как ни странно, в целом получилось неплохо.
Дараэна. Там, где оживают камни. Небесный огонь
Замечательный рассказ для "Городских легенд". Всего в меру - и легенд, и богов, и вполне живых персонажей. И даже детективная составляющая в финале.
Долго думала, был ли Огонь в действительности, и не хотят ли власти его скрыть за терактом. То ли туплю после новогодних праздников, то ли можно было чуть поотчётливее ситуацию обрисовать. Автор в комментах мои недоумения прояснил, но некоторые сомнения остались.
С другой стороны - историю можно повернуть, как автору заблагорассудится - очень надеюсь, что продолжение или хотя бы развитие истории будет. А база для этого есть - вполне логичный и, для такого объема, на удивление хорошо прописанный мир.
Если честно, то после первых абзацев Критик был не в восторге - не любит он пляшущие запятые, раздражается. Но по мере развития сюжета смягчился, композицию и финал оценил, и даже по поводу "в низу стены" не очень возмущался, так, хихикнул. Сказал Читателю, что, мол, оценивай, как хочешь. С условием, что всё будет почищено, ошкурено и отполировано.
С этой оговоркой - отлично.
Дараэна. Там, где оживают камни. Храм до неба - Внеконкурс
Внеконкурсные рассказы собиралась обзирать отдельно (может быть), но здесь случай особый. В основном потому, что этот рассказ - продолжение конкурсного.
Критик морщился, но не особенно возмущался - привык. Ближе к середине начал довольно жёстко высказываться по стилистике - грязновата. И, главное, заметно беднее, чем в первом рассказе. Да, стиль доклада, внедрённый в повествование, вполне допусти и уместен. Но создаётся впечатление, что автор местами забывает перейти с него на повествовательно-описательный, что текст утяжеляет.
Читатель получал удовольствие, но несколько меньшее, чем от первой части.
Резюме - почти копия предыдущего: чистить и полировать.
В итоге - хорошо, местами очень. Но мало. Ждём продолжения.
Марышев В.М. Фантазеры - Внеконкурс
Вот зашла во внеконкурс - и затянуло.
Очаровательная миниатюра. Очень элегантная и логичная. За счёт этого - очень предсказуемая, что очарования немного убавляет.
Читала с удовольствием, шеклисто так получилось. Критик тоже довольно похихикивал, но, тем не менее, порекомендовал последний абзац разбить. У меня тоже при переносе текста последний знак абзаца часто улетает.
Хорошо.
Карбонарий. Небеса дураков
Сначала читала с удовольствием, потом заскучала - уж слишком много однотипных гэгов, живописующих деяния номинантов премии Дарвина.
Сама идея (тема - многомерность?) - очень забавная, да и исполнение вполне достойное. Передача сантехнических генов через параллельные миры - вообще супер.
Единственная проблема: идеи на весь объём не хватило. Нагромождение сущностей темп убило, а идея в них растворилась. При этом начало, особенно врезка с освящением вода (за пастафарианство - отдельный плюс) - великолепно. Финал - ударный. А вот середину бы подсократить и немного структурировать, чтобы маразм по нарастающей шёл, а не скачками. Имхо.
Критик к середине заскучал и перешёл сразу к финалу, который и одобрил. Поддержал все читательские замечания и добавил своё: времена глаголов иногда пляшут.
Может стать хорошо. А пока - неплохо.
Часовщик. Три часа
Очаровательно. Очень сложная Многомерность, до конца не прояснённая. Понятно, что всё закончилось хорошо, но в переходах туда-сюда немного запуталась.
С хромосомой "мальчик-девочка" при сохранении прочих способностей и пристрастий -забавно и неожиданно. Вот только, если всё у них получится - детей ну никак заводить нельзя. А еще представила, что живу с самой собой, только в мужском варианте. Да убила бы через полчаса
Клоуны понравились. Эндакая нотка абсурда делает достаточно стандартную времяперемещательскую историю нестандартной и запоминающейся.
Критик, как всегда, крайне недоволен запятыми и системной ошибкой отчего/оттого - слитно/раздельно. А вот композицию оценил. Посетовал только на сладковатый финал.
А Читателю финал - в самый раз. Хороший, многообещающий. Вот только что будет, когда время истечёт? Лучше не задумываться.
А в целом - хорошо.
Хатуль. Пришелец
Про запятые, слитно/раздельно и прочие мелочи Критику высказываться запретила - автор и сам в курсе своей беды. Маленький практический совет: поймать ребёнка, готовящегося к ЕГЭ, и заставить, с помощью угроз и подкупа, текст откорректировать. Результаты - потрясающие.
Большой жирный дополнительный плюс от Читателя - за интересный, хорошо продуманный и достаточно логичный мир. Небольшой минус - за не всегда внятную прописанность этого мира. Сначала в топографических (вверх/вниз) и временны́х (вчера/завтра) параметрах этого мира немного путаешься. Потом всё становится более-менее понятно, география мира вырисовывается.
Хорошие, качественные обманки: люди/андроиды, еда/подзарядка. Особенно впечатлил 'вкусный завтрак'. А потом ещё и бесконечная временнáя петля! Ням-ням!
Насторожили неожиданно взрослые философские сентенции и размышлизмы из уст детей. Что для андроида более-менее объяснимо - допустим, включилась спящая подпрограмма, то для мальчика звучит странно и не очень правдоподобно.
Финал порадовал позитивностью. И немного огорчил предсказуемостью: практически сто процентов историй о жизни сообщества в замкнутом пространстве заканчиваются выходом ГГ в светлый мир. С другой стороны - какие ещё варианты могут быть?
Да и присутствие вечного ребёнка-андроида придаёт ситуации определённую новизну. И всё равно: почему она вдруг такая умная стала? Или изначальный дефект программы? Здесь можно было бы покрутить. Например, дополнительные программы включаются при контакте с человеком. Но это так, фантазия разбушевалась. А это означает, что сюжет хорош.
Маленькие замечания. Чисто оформительски хорошо бы к звёздочкам между частями ещё и пустые строки добавить: сейчас переход не очень заметен и приходится задумываться - а это о чём? - что восприятию мешает.
Слово 'котэ' ненавижу. Это личное, но здесь - и Критик согласен - оно стилистически не очень. Имхо.
Очень хорошо (немного авансом).
Хатуль. Спящая
Прочитано с удовольствием и интересом. Но понравилось и зацепило намного меньше, чем предыдущий рассказ. Основная причина: оригинальный мир есть, но прописан на редкость сумбурно и невнятно. Ползали с Критиком по тексту, ползали, но вопросов всё равно много осталось. Критик не в восторге от рваной композиции, Читатель - от некомфортности чтения.
Оба отметили излишнюю 'сладость' изложения, как будто пять кусков сахара на чашку. Если в 'Пришельце' эта сладость (пироженки, котэ и пр.) оправдана, да и работает на сюжет и последующие обманки, то здесь немного раздражает.
Про подростков вообще писать сложно. Как и в случае с детьми, они получаются то неожиданно инфантильными, то неоправданно взрослыми.
Перевёртыши традиционно хороши, хотя не всегда логически обоснованы. Да и вообще в логике провалы - или логические связки пропали, а слабенького умишки Читателя не хватает, чтобы их восстановит? Наверное, нужно было рассказы в обратном порядке читать .
В целом - мир потенциально хорош, герои вполне себе живые, сюжет увлекательный. Совместно с критиком пришли к выводу, что автору не хватило, как минимум, 10-15К объема. А то и больше. Надеемся увидеть полную версию. Думаю, что в ней всё будет намного понятнее.
В этом варианте - неплохо.
Декабрь на дворе. Родной город
О как! Интересный рассказ с забавным миром превратился в космогоническую притчу. И, к сожалению, перестал быть рассказом.
Вернее, блестящий финал просто убил весь предшествующий текст, - так же, как полностью уничтожил созданный автором достаточно логичный мир. Осталась одна лишь неразъяснённая черепаха. И почему, собственно, она так возбудилась? Ковыряние одного человечка на слое грязи вряд ли могло её так побеспокоить. И топография не очень понятна - челюсти опускались сверху, а город затянули почему-то под землю. И источник таинственного жужжания остался неизвестным.
Критик в лёгкой растерянности, но в целом негативен, а изменение в финале темы, да и жанра, категорически осудил.
Читатель тоже некоторое время пребывал в сомнениях. Наслушался Критика, возмутился жизнью по колено в слизи и финальным 'а потом все умерли'. Хотел уже оценить как 'ужасно'. Потом перечитал. И подумал: 'ужасно' - в любом случае сильная эмоция. А рассказов, вызывающих оные, всегда мало. Отвлёкся от конкурса, плюнул на Критика, и мнение переменил на противоположное.
Отлично.
Чукчанечитатель Серебряная дудка
Несчастные дети. Максимально беззащитные перед оболванивающей пропагандой, жаждущие одобрения своей стаи. Чем во все века беззастенчиво пользуются - естественно, исключительно во благо, как оно понимается в данный момент.
Тема очень тяжёлая и спорная. Так что в политические дискуссии об уместности поставленных рядом цитат, а также добре и зле, ввязываться не буду. Только о рассказе.
Критик умеренно доволен. Единственно, резко осудил изменение времени глагола на настоящее в последней фразе.
Читатель доволен чуть больше. Да, есть нестыковки и логически непонятные скачки сюжета, особенно альтернативные версии развития событий. Перипетии с хронокапсулой тоже не очень ясны. Эффект бабочки и финале - ну, допустим.
Студент как рассказчик, превращающийся из связующего компонента в полноправный персонаж - композиционно интересно.
В целом можно сказать, что рассказ состоялся. Персонажи живые, картинка яркая, сюжет динамичный. Тема - ну, уже говорила, что манипулирование детьми - тема практически неподъёмная.
Очень хорошо.
ЧАСТЬ 2. ВНЕКОНКУС И НЕМНОГО ЖЮРЕЙСКОГО СПИСКА
"- Я в восхищении, - заорал кот"
Традиционно, внеконкурсные рассказы кажутся сильнее, чем конкурсные. Что понятно - размещаются здесь любимые, вычищенные и вылизанные. Поэтому в этой части - только о том, что порадовало и восхитило. Отправила Критика вон, и буду просто читать.
Правда, сложно одинаково воспринимать рассказы, столь разные по объёму - от 2 до 93К. Это даже не кислое с круглым. Это как сравнивать вкусовые ощущения от бутербродика с икрой с ними же от стейка на гриле и авторского десерта. С другой стороны - целое пиршество получается. Так что будем наслаждаться.
Хранительница_небосвода Сказка о дивной избирательности
Светлая, воздушная, радостная городская сказка. Как мне кажется - лучшее, что есть на конкурсе. И лучшее из того, что читала за последнее время.
Вроде бы и идеи особой нет, кроме того, что жизнь прекрасна и нужно любить её. Припрятала сказку поближе, чтобы читать долгими дождливыми вечерами. Или просто когда грустно. Чего и всем советую.
Игнатьев С. Бринкадорес
Озорная, где-то даже слегка хулиганская сказка. С переходом в реальность. Неожиданное слияние сказки с забавной альтернативной реальностью. Дала прочитать мелким - они тоже оценили.
Васильева Т.Н. Женя, Женечка...
Неожиданно. такое ощущение, что это что-то новое для автора.
Невероятно зримо и кинематографично. Альтернативная Англия великолепна и кажется более реальной, чем настоящая.
Сама история - грустная и светлая. И даже фантастические переходы в другую реальность не кажутся чуждыми. Так и хочется попросить автора превратить рассказ во что-то большее. Должно получиться замечательно.
Рубцова Д. Зависимость
Очаровательная детективная фантасмагория на тему взаимоотношений автора и его героев. Держит в напряжении и заставляет догадываться. Появляется мысль о том, что мы в ответе за тех, о ком написали, кого создали. А вдруг в каком-то другом пространстве наша мысль становится материальной?
Лаевская Е.Г. Нострадамус и Грач
Как всегда - мастерски и неожиданно. Здесь и легенда, и вечная проблема хороших намерений, соединённых с непрофессионализмом. Узнаваемые современные трагедии не выглядят чужеродными, лишь придают легендам о Нострадамусе большую достоверность. Появилась мысль: как же хорошо, что сам маэстро не пытался что-то исправить. Или всё же пытался?
Медведев А.Д. Абракадабра
Озорная сказка про очередного мага-недоучку. И про то, что все женщины - ведьмы. Совпадения, недоразумения, непонимания, и их разрешение практически к всеобщему неудовольствию. В итоге - эндакий магически-экологический водевиль. Да и ГГ в финале не выглядит слишком уж несчастным. Повеселило и запомнилось.
Сороковик А.Б. Записки Исполнителя
Один из самых спорных и страшных рассказов. О том, как легко превратить обывателя в палача. Ничего личного, просто работа... И самое страшное - не то, как просто превратить, а то, как легко найти объект для превращения.
Будем считать, что это очень, очень мрачная антиутопия.
Звонарев С. О красавице и чудовищах
Блестящая идея - каким мы видим объект, допустим, красного цвета. А как его видит ваш собеседник? Может быть, зелёным, но с детства приучен называть этот цвет красным.
Полагаю, что современные офтальмологические методики (в том числе и применяемые в ГИБДД) позволяют это выяснить. Но всё равно здорово. А уж развитие темы и превращение её в фантасмагорию с чудовищными мордами друзей и знакомых...
Хорошо, что герою удалось найти нужный фокус, чтобы видеть мир нормальный. То, что этот фокус - очаровательная девушка - дополнительный плюс.
Сержан А.Т. Покеманги
Страшная история создания покемонов. Крепкий такой боевик с драками, погонями, заговорами и предательствами.
Немного запуталась в перипетиях противостояния заговорщиков, но удовольствию от чтения это не помешало.
Панченко Г.К. Branch
Тот самый бутербродик с икрой. Похоже, даже с чёрной.
Изменение реальности, истории России путём всего лишь замены породы собак, популярной в высших кругах - это круто. Абсолютно оригинальная идея, к тому же великолепно изложенная.
И всё равно, про кошек было бы лучше.
Ветер дует. Место
Сложная тема, непростая история. Множество персонажей, усложнённая композиция. И тот самый максимальный объём.
Но постепенно втягиваешься и начинаешь понимать идею. Чем мы должны будем заплатить за будущее перерождение. И чем мы готовы будем пожертвовать из собираемой по крохам платы для своих близких.
Финал немного предсказуем, но от этого хуже не становится.
Вдохновившего ещё осталось много, так что постараюсь продолжить.