"Голова Террориста покатилась по полу и, докатившись до стены, взорваґлась. Сработала самодельная бомба. И мир разлетелся на миллионы кусков и мертвых микробов, панических визгов и кровавых брызг. Вселенский пыґлесос засосал в свой хобот пыльный хаос. А после чихнул ненасытной Хиґросимой и растворился навсегда,образуя Абсолютное Ничто".(Алина Виґтухновская).
У великого греческого философа Сократа был излюбленный способ ведеґния спора - ирония, которая представляла собой разновидность интеллекґтуальной провокации. Нередко Сократ притворно соглашался с точкой зреґния оппонента и, путём хитро подобранных вопросов, доводил его взгляды до абсолютного идиотизма. (Мы с трудом можем представить себе, что таґкое "абсолютная истина", а вот "абсолютный идиотизм" вполне предстаґвим, поскольку является, видимо, родовым признаком разума). Значение интеллектуальной провокации состоит в том, чтобы путём радикальных высказываний расширить пространство самостоятельного интеллектуальґного творчества. Независимая философия, равно как литература, искусство или даже религия - всё это формируется исключительно в конфронтации с доминантами стереотипов массового сознания. Однако, по мере расширеґния либеральных псевдосвобод, на смену актуальному протесту против обґщественных устоев, приходит интеллектуальная "игра в бисер", основанґная не на протестной антифилософии, а на формальной эстетике протеста. Таким образом, содержание культуры современного андеграунда составляґет протест ради самого протеста. Лидеры российского протестного движеґния 80-90-х годов, например, Егор Летов, продолжают по инерции сочиґнять радикальные тексты, но сами составляют и всегда составляли плоть от плоти общества потребления, которое, в соответствии с законами жанра, отрицают и критикуют. Вся эта двусмысленная ситуация не является плоґдом лицемерия или конформизма неформальных общественных лидеров. Иллюзия свободы - вот современное чудовище, делающее бессмысленным протест и, тем самым, убивающее на корню духовную культуру. Подлинная свобода интеллектуального творчества может существовать только в услоґвиях противостояния с реальной несвободой и тотальным подавлением личности - духовная жизнь невозможна вне борьбы, а жизнь вообще - вне войны и крови. Парадоксально, но чтобы реализовать собственную свободу, человек должен убить в себе и в обществе иллюзию свободы, пока она не убила его самого. Своими философскими беседами Сократ выполнял именно эту задачу, он стремился уничтожить в общественном сознании иллюзию демократии, за что и был казнён по приговору афинского суда. К сожалению, величайшему греческому мыслителю не повезло родиться в условиях диктатуры. Его убила демократия. Он не дождался своего Вождя.