"Откуда вещи берут своё происхождение, туда же должны они сойти по необходимости, ибо должны они платить долг и быть осуждены за свою несправедливость согласно порядку времени".
(Анаксимандр).
В своё время Энгельс сформулировал основной вопрос философии, как вопрос об отношении мышления к бытию. Альбер Камю напротив утверждал, что есть только один основной вопрос философии - вопрос о самоубийстве. Если говорить о соотношении бытия и мышления, следует учитывать, что бытие вовсе не тождественно материальности, поскольку последняя - лишь один из его возможных видов. Ещё одна проблема заключается в том, что совокупность действий, каждое из которых само по себе разумно, может не давать нам суммативного разумного действия. Так, осуществляя своё бытие как последовательность более или менее разумных шагов, каждый из нас в конечном итоге приходит к смерти, т.е. к результату, в подавляющем большинстве случаев, нашим разумом совершенно не планируемому. Вместе с тем, можно вполне согласиться с Энгельсом, что бытие первично, а мышление вторично, однако отсюда следует, что наше бытие в целом не детерминировано нашим мышлением, следовательно, это бытие безумцев.
Необходимо отдавть себе отчёт, что упразднить смерть принципиально невозможно, поскольку это противоречит основному закону бытия. Причём действие этого закона распространяется не только на каждого отдельного человека, но и на человечество в целом, а также на вселенную. В этой связи можно вспомнить факт самоубийства сына Циолковского, который покончил с собой после глубокого осознания концепции тепловой смерти вселенной, вытекающей из второго начала термодинамики.
В целом же все люди ведут себя так, как будто смерти вовсе не существует. Выйдя из небытия, мы вскоре должны в него вернуться. Очевидно, что кратчайшая траектория подобного возвращения - самоубийство, которое и пропагандировал греческий философ Гегесий. Большинство же религиозных доктрин учат, что от смерти можно избавиться, лишь умерев ещё при жизни. "Умри для жизни, и ты обретёшь жизнь вечную". По существу, все наиболее значительные религиозно-философские системы имплицитно содержат в себе ответ на основной вопрос философии: "Стоит ли жить?" - "Нет". Примечательно, что однозначно в пользу жизни не высказывался никто, кроме немногочисленных философских маргиналов типа проповедовавшего культ наслаждений Аристиппа, да и тот, увидев, что начинает стареть, совершил самоубийство. Почему же тогда большинство людей продолжает жить? Большинство обывателей воспринимают любые рассуждения о смысле жизни скептически и в этом заключаются их психологическая защита - они живут, исключительно потому что они глупые. Что касается интеллектуалов, то они берут на себя важнейшую экзистенциальную функцию - делать вид, что человеческое существование имеет некий очень сложный смысл, скрытый от непосвящённых. При этом они понимают то, что обычные люди принципиально не хотят понять. Используя "искусственное облако пыли" (Беркли) абсолютно пустой терминологии, философы помогают людям в их непонимании. Как писал Хайдеггер, "лишь пока они нас не понимают, наш сомнительный авторитет работает на нас".