"Скажу вам торжественно, что я много раз хотел сделаться насекомым. Но даже и этого не удостоился. Клянусь вам, господа, что слишком сознавать - это болезнь, настоящая полная болезнь".
Ф.М.Достоевский. "Записки из подполья".
"Умножающий познания - умножает и скорбь". Но разве для любого нормального сознания может быть приемлем рационалистический мазохизм, склонный упиваться скорбью? Поэтому антифилософия представляет собой отрицание любви к мудрости, которая влечёт самосознающий ум к интеллектуальной и нравственной катастрофе. Но каким образом можно устранить из сознания представление, которое там уже есть? Это является целью всех религиозных систем. В этом направлении работают общественные традиции, которые учат человека выполнять, подобно муравью, определённые жизненные функции, не задаваясь при этом вопросом "почему?". Именно потому Ницше отмечал, что "китаец - это тип удачный, а именно более устойчивый, чем европеец".
Любые пути ухода от неудобных экзистенциальных вопросов характеризует антиинтеллектуализм: ведь именно разум сознаёт неизбежность своего уничтожения и вынужден придумывать различные парадоксы, скажем " небытие - это форма бытия". Человека обязательно нужно чем-нибудь занять, ведь, как говорится, "чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало". Кризис сознания ограниченности жизни субъективно преодолевается не столько на интеллектуальном, сколько на эмоциональном уровне - с помощью конструирования мифа, который побуждает к разрушительному действию. Часто комбинация мифа и агрессии становится моделью, открывающей путь достойного выхода.
Если перенести вопрос в историческую плоскость, находим, что многие социальные доктрины также опираются на мифы, ориентирующие общество на прямое действие. В краткосрочной перспективе это позволяет объединить нацию, уменьшить безработицу и ликвидировать оргпреступность. Иногда мифы и действия могут выглядеть вполне рационально - как разновидность прагматизма в условиях кризисной ситуации. И если небытие - разновидность бытия, то принципиально иррациональная неистина, в определённых обстоятельствах, может восприниматься как форма истины.