Филатов Вадим Валентинович. : другие произведения.

Национальная идея как фактор направленного этногенеза

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ФАКТОР НАПРАВЛЕННОГО ЭТНОГЕНЕЗА.
  
  Итальянский философ 18 века Дж.Вико в книге "Основания новой науки об общей природе наций" (1725 г.) провёл параллель между жизнью народа и индивида. Филогенез (развитие рода) повторяет онтогенез (жизнь индивида), макрокосм является увеличенным повторением микрокосма. Народы переживают детство, юность, зрелость, старость и смерть, этот цикл постоянно повторяется. Вершиной этногенеза считается акматическая фаза развития народа, т.е. период расцвета. Акматическая фаза может быть достигнута солидарными усилиями готовых к самопожертвованию исторически-активных личностей , а также "ведомых" социальных слоёв этноса. Поскольку самопожертвование в целях осуществления сверхценной идеи является отступлением от принципа целесообразности, количество пассионариев, готовых жертвовать собой неуклонно уменьшается и вслед за акматической фазой наступает разрушение этноса и его гибель.
   В современной этнологии отсутствует единый подход к определению понятия "нация". Западные исследователи часто связывают возникновение наций с периодом интенсификации внутриэтнических Конт актов в Европе в конце 18 века. (Э.Хобсбаум. "Нации и национализм после 1780 года").Однако термин "нация", как видно, например, из названия труда Вико, использовался и раньше. В отечественных социальных науках часто воспроизводится без ссылки на автора определение И.В.Сталина, согласно которому нации возникают вместе в процессе развития капиталистической экономики. В контексте представлений о последовательном чередовании качественных этапов развития этноса, смысловое поле понятия "нация" основывается на рассмотрении этноса, вступившего в акматическую фазу своего развития. При этом стадии расцвета достигают далеко не все этносы.
   Возникает вопрос: с чем связано появление в недрах этноса поколений пассионариев и что может представлять собой их сверхценная идея? Можно предположить, что пусковой механизм ускоренного этногенеза разворачивается под воздействием наследственности, исторической случайности, а также как ответ на всевозможные вызовы этнической и природной среды. Что касается сверхценной идеи , выступающей в качестве этнической доминанты, то это не что иное, как национальная идея, часто сфокусированная в виде политической идеолгии ( напр., итальянский фашизм, сионизм, пантюркизм и т.п.). Однажды оформившись, национальная идея начинает жить во-многом самостоятельной жизнью, вовлекая всё новые поколения в процесс этногенеза.
   Мы видим, что на стадии формирования нации естественный этногенез дополняется и корректируется направленным этногенезом, который связан с национальной идеей. Таким образом можно утверждать, что национальная солидарность и национализм во многих отношениях создают нацию. При этом национальная идея обычно выступает в качестве синтеза ранее сложившихся ценностных ориентаций этнического сознания и базового принципа безусловно солидарного объединения усилий этноса , необходимых для того, чтобы сделать возможным качественный прорыв в будущее. Экзистенциальные и оценочные представления, составляющие национальную идею, не могут рассматриваться как хаотичные и спонтанные. Они взаимосвязаны и представляют собой единую культурную тему (этническую картину мира), включающую ограниченное число фундаментальных онтологических категорий (индивид - группа; быть - иметь; количество - качество; новое - бывшее и т.п.). Эти категории являются, как правило, парными, поэтому предпочтение одной из них означает одновременно оппозицию по отношению к противоположной. В процессе формирования ценностных ориентаций национального сознания происходит национальная самоидентификация субъектов этнической общности, которая осуществляется, в том числе, и на основе противопоставления по принципу "свои - чужие". Безусловно, этнический стереотип "врага" является важным этноконсолидирующим фактором и объективно ускоряет формирование нации.
   Как отмечалось, одной из основных предпосылок возникновения системы ценностных ориентаций национальной идеи являются развившиеся ранее психологические особенности этноса, совокупность которых Гегель называл "дух народа". Национальная идея обычно включает в себя универсальные ценностные доминанты, поэтому обыденная жизнь народа, который стал нацией, необходимо выходит за рамки повседневности и приобретает солидарный смысл, сохраняющийся на всём протяжении исторического существования нации, вплоть до начала её гибели. Исторический опыт этносов - "долгожителей", таких, как евреи или китайцы, демонстрирует уникальную возможность практически бесконечно предохранять этнос от процессов естественного старения и умирания. При этом генетическая составляющая этноса постоянно обновляется при сохранении и развитиии национальной идеи. У евреев такой идеей является иудаизм, у китайцев - конфуцианство. Так национальная идея, будучи фактором направленного этногенеза, способствует созранению нации.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"