Умение оценить содержание и разнообразие ужасов и абсурдности иллюзии бытия приносит разумному человеку страдание. А совесть не позволяет рассуждать о "радостях жизни", пока страдает хотя бы один человек.
В ответ на это студент спросил меня: а почему мы не можем радоваться, если в мире радуется хотя бы один человек?
Студент перевёл проблему в привычное для себя обыденное русло. Екклесиаст так и учил, что радоваться, пока есть силы для радости, обязательно нужно. Другое дело - общефилософский взгляд на жизнь. Представьте, что у нас есть бочка воды (нормальное течение жизни) и туда вылили стакан вина (радость). Сильно изменилось общее содержание бочки? Разумеется, нет, но пить можно. Теперь вообразите, что в бочку кто-нибудь мощно помочился. Это, как вы понимаете, аллегория страдания. Станем мы пить из такой бочки? Безусловно нет. Но, если мы не знаем или не желаем знать о случившейся диверсии - тогда другое дело. Выпьем всю бочку (и даже чистую мочу "в целях уринотерапии" выпьем!), а потом будем сидеть на скамеечке и пронзать мудрым взором глубины жизни. И стену, отделяющую относительное ничто от абсолютного, в упор не увидим. Пока не разобьём о неё голову.
"Участь каждого из нас трагична, - сказал английский писатель и учёный, рыцарь и командор ордена Британской империи Чарльз Перси Сноу. - Мы все одиноки. Любовь, сильные привязанности, творческие порывы иногда позволяют нам забыть об одиночестве, но эти триумфы - лишь светлые оазисы, созданные нашими собственными руками, конец пути всегда обрывается во мраке: каждого встречает смерть один на один".