Аннотация: Подробная аннотация. В статье показана недостаточность нашего понимания вопроса, что такое идея и какова ее роль в становлении человеческого сообщества. Поставлена цель увидеть в возникновении идей основной фактор становления как человека разумного, так и социума в целом. В связи с чем рассмотрен вопрос получения нового знания посредством генерирования идей. На примере технического изобретения выявлена структура идеи: из каких объектов она состоит и откуда они берутся в комплектацию идеи. Показана функциональная роль каждого из ее элементов. Дано определение Хаоса и его непосредственной причастности к формированию комплексной структуры идеи. Обращено внимание на определяющую роль взаимосвязей между элементами в формировании смысла идеи. Рассмотрены примеры идей из разных областей знания: научной, психологической, этической, социальной, лингвистической и религиозной. На основе этого показана универсальность структурно-функционального состава идеи. В более подробном виде представлена идея речи. Рассмотрены условия ее возникновения. Показана решающая роль способности генерировать идеи в побуждении к созданию и развитию речи. Изложено наше понимание идеи социума как живого видообразования самой Природы. Приведены предполагаемые последовательность и условия возникновения социальных образований. Показана определяющая роль человека креативно мыслящего в историческом становлении общества. Высказано предположение, что только на основе развитой способности логически мыслить может возникнуть спонтанная способность генерировать новые идеи. Затронут вопрос "переходного" звена от высших приматов к человеку разумному. Показано, что таковым мог бы быть временной промежуток освоения нашим древним предком внове обретенной способности генерировать идеи. Представлена трех-событийная последовательность возникновения новизны и внедрения ее в жизнь социума. Показано, что в процессе События-1 в социуме самом по себе возникает не сама новизна, а только Необходимость в ней. В процессе События-11 в интеллекте человека возникает сама идея и раскрывается ее смысл. При этом связующим звеном между социумом и человеком креативно мыслящим является какой-либо негативный фактор, ощущаемый и понимаемый человеком: лишенность в чем-то, недостаточность чего-то и т.д. В процессе События-111 осуществляется освоение результатов раскрытия смысла идеи. Приведена поэтапная методология возникновения новизны (идеи) в интеллекте человека. Рассмотрены и подробно разобраны этапы продуктивного мышления, ранее не фигурировавшие в литературе о создании нового знания. Показано, что такое смысл идеи, каким образом он возникает и для чего он предназначен. Зафиксированы те нерешенные вопросы (тайны), которые могут быть проявлены только в ходе продуктивного мышления. Ответы на эти вопросы могут быть получены только в процессе специальных нейрофизиологических исследований. На основе опубликованных в литературе экспериментальных данных по нейровизуализации структур мозга (С. Деан) сделана попытка связать всплески нейронной активности мозга с моментом явления идеи из бессознательного в наше сознание в актах инсайта, озарения и т. д. Высказано предположение о том, что рождение новой мысли в нашем бессознательном имеет не идеальный, а материальный характер. Предложено провести эксперименты по нейровизуализации структур мозга в процессе решения оригинальных (нестандартных) задач, требующих креативного мышления. Исходя из публикаций Хайдеггера, рассмотрены вопросы: что такое "бытие как таковое", и что такое мышление? Обращено внимание на две основные особенности бытия: вынуждающий характер его проявления и безосновность. Ключевые слова: идея, новизна, продуктивное мышление, методология, сущность объекта, взаимосвязи, Хаос, социум, речь, Деан, бытие, мышление, Хайдеггер.
|