|
|
||
Статья является коротким теоретическим введением в германскую историю в моей книге "Германская одиссея". Это двухтысячелетняя история личности нации-общины. Воплощающей свои базовые ценности "Одисея", "партикулярности" ("империи согласия") и "экклесиальности" ("аристократической народности"). Это заявка на новую историологическую теорию. |
Основным субъектом германской истории, как и истории любой другой нации, является национальная община. Это Личность, которая локализована в пространстве личностным воплощением коллективного сознания. В коллективном состоянии постоянно пребывают какие-то "отделыQuot; мозга включенных в общину людей. Мозг одного человека инициирует наше индивидуальное Я, мозг многих людей инициирует Я Общины, столь же реальное, как и то, что мы воспринимаем как свое собственное Я.
По-видимому, Ф. Ницше это и имел в виду, когда написал:
"Созидающими были сперва народы и лишь позднее отдельные личности; поистине, сама отдельная личность есть еще самое юное из творений.
Народы некогда навесили на себя скрижаль добра. Любовь, желающая господствовать, и любовь, желающая повиноваться, вместе создали себе эти скрижали.
Тяга к стаду старше происхождением, чем тяга к Я, и покуда чистая совесть именуется стадом, лишь нечистая совесть говорит: Я.
Поистине, лукавое Я, лишенное любви, ищущее своей пользы в пользе многих, - это не начало стада, а гибель его...
Тысяча целей существовала до сих пор, ибо существовала тысяча народов. Недостает еще только цепи для тысячи голов, недостает единой цели. Еще у человечества нет цели.
Но скажите мне, братья мои: если человечеству недостает еще цели, то, быть может, недостает еще и его самого?"
Нация-община способна к предвидению и планированию жизни-деятельности своих подопечных на несколько веков вперед, т.е. в рамках 768 летнего "большого" цикла. Но ее Провидение включает в себя и видение неизбежных периодов собственной слабости и "глупости", поскольку ее активность (энергетика) и способность к планированию (интеллект) подчинены гармоническим законам активизации и угасания в рамках 3, 12, 48, 192, 768, а также 3072 летних циклов. Эти циклы имеют свои цели и характеристики.
Нация-община является не только субъектом планирования, но и объектом воздействия некоей революционной программы (Софии?), жесткой в своей цели, но гибкой в способах ее достижения. Эта программа рассчитана на реализацию в течение 12288 лет. Целью этой программы является генетический скачок, имеющий в графике времени-силы форму S-образной кривой.
Этот 12288 летний отрезок является временем естественного эксперимента, периодом становления нового вида. Можно сказать, что S-переход является историей-революций на службе Эволюции. Например, пройдя через такую революцию, неандерталец всего за несколько тысяч лет преобразовался в кроманьонца.
Основное отличие кроманьонца от неандертальца - это способность создавать племенные общины, которые стали эффективным коллективным мозгом, наделенным даром предвидения на несколько сот лет вперед. Даром предвидения, существенно более точного, чем у предшествующих племенным родовых общин неандертальцев.
Ф. Кликс конечно не подозревал, насколько он близок к этому открытию в своих попытках прояснить механизмы гомеостаза и когда рассуждал о том, что "неудачная охота, нападение могучих хищников, засухи и длительные периоды похолодания, болезни, эпидемии и гибель труднозаменимых членов группы кроманьонцев требовали постоянной готовности к коллективным ответным действиям. И лишь одно могло помочь как-то избежать этих бедствий - взгляд в будущее. Знание о том, чего следует ожидать, могло бы устранить или значительно уменьшить неопределенность решений, которая, как правило, связана с индивидуальным или коллективным страхом. Очевидно, что знание, касающееся будущих событий, имеет высокую социальную ценность. Оно является также решающей мотивационной основой, ведущей к выработке когнитивных стратегий, целью которых является предсказание будущего на основе воспринимаемых данных".
Сейчас человечество переживает очередной генетический скачок, новую революцию вида. И это тоже увидено Ницше:
"Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель".
В историологическом исследовании применяются две взаимодополняющие методологии.
Первая разрабатывается в предположении, что история нации имеет сильную корреляцию с ее "состоянием здоровья", иначе говоря, с циклами активизации - угасания нации-общины. Эту методологию можно назвать структурно-историологической.
Она работает по принципу линейки, прикладываемой к потоку исторических событий, линейки с характеристиками конкретных исторических циклов-сезонов, точнее, с характеристиками-диагнозами "состояния здоровья" нации.
Эта линейка S-перехода имеет 12288 летнюю длину и разделена на четыре равных отрезка - 3072 летних макроцикла, каждый из которых имеет свою характеристику. В свою очередь, следующий, 768 летний цикл (названный мной большим), является одновременно макросезоном, и разделен на четыре, теперь уже "больших", сезона по 192 года. У этих сезонов тоже имеются собственные характеристики. Подобные деления можно производить тем же способом и дальше, вплоть до самого "мелкого", девятимесячного сезона.
Можно сказать, что история наций-общин состоит из девятимесячных временных квантов, обладающих как повторяющимися, так и неповторимыми признаками. Например, 12 летний сезон повторяется в 48 летнем цикле, но он же, как часть 48 летнего сезона, повторяется только в 192 летнем цикле и т.д., вплоть до 12288 летнего S-перехода, не цикличного, а "скачкового" и потому в принципе неповторимого...
Девятимесячный срок, уверен, и является "первоэлементом" истории. Это срок развития плода в организме матери. Этот срок и фрактализуется в жизненных циклах как индивидуумов, так и наций.
Семь учетверений срока беременности женщины выводят на S-скачок. Может быть не случайно микроорганизмы столь динамичны и приспособляемы? Очевидная причина этого - в их сверхскоростной размножаемости, в сверхмалом сроке их "беременности"?
В следующих главах будут подробно описаны характеристики S-перехода, макро, больших и средних циклов.
Подробное рассмотрение малых циклов потребует разобрать уже не 16-ть, а 64-ре сочетания, что неизбежно приведет к утяжелению этой стремительной книги.
Поэтому остановимся лишь на кратких определениях малых и микро циклов, оставив за пределами рассмотрения трехлетний и девятимесячный.
Малый цикл - это жизненный цикл конкретной "материальной" политико-экономико-социальной доктрины, такой, например, как "большевизм-сталинизм" или "социальная рыночная экономика".
Микроцикл - это цикл активности "материальной доктрины" и одновременно жизненный цикл политической элиты, которая эту доктрину воплощает в жизнь. Это цикл активности в реализации цельной системы взглядов на общество будущего и общество настоящего, не являющийся однако всеобъемлющей религиозно-ценностной системой, развитие которой происходит в циклах более высокого порядка, рассматриваемых в следующих главах.
_______________________________
*Здесь не только единица измерения, но и само понятие "А" является условным, предполагая лишь то, что в качественном скачке есть некая количественная основа, т.е. "эволюция" не обязательно является "прогрессом".
В основе схемы лежит представление о том, что любая нация в истории последних тысячелетий является развивающейся единой общиной и одновременно постепенно разрушающимся содружеством более мелких общин (квазиобщиной). Процесс нациообразования из квазиобщины начался "всего лишь"9-10 тысяч лет до н.э. Он занимает в истории каждой нации минимум 12288 лет (S-переход), если не было реверсивных движений в смутные времена.
S-переход по принципу матрешки включает в себя четыре гармонических макроцикла, которые в свою очередь - четыре больших цикла и так далее, к "средним", затем "малым", и, наконец, 12 летним микроциклам. Поэтому время S-перехода - это семь раз учетверенный девятимесячник (9 месяцев х 4 х 4 х 4 х 4 х 4 х 4 х 4).
График: ось ординат - внутренняя сила или способность национальной общины влиять на поведение людей и групп людей во имя целей революции вида, которая обозначается как "теологическая продуктивность общины". Ось абсцисс - время. График является упрощенным, так как в нем исключено влияние макроциклов и всех остальных циклов.
I четверть ("ночь") - в это время национальная община консолидируется, новая теологическая система слабо влияет на развитие цивилизации. II четверть ("утро") - национальная община становится столь же сильной как и квазиобщина. Развивается цивилизация, складывается полноценная мифология. III четверть ("день") - национальная община побеждает квазиобщину. Нация обретает внутреннее единство, монотеизм приобретает законченные формы. IV четверть ("вечер") - нация переводит свои достижения в генофонд вида. Происходит доводка национальных символов, превращение их в архетипы.
В христианской теологии национальная община определена в понятии Единого Бога, а квазиобщина названа дьяволом.
В I-ой четверти S-перехода происходит рождение национальной общины, основанной на живом (это важно!) языковом единстве, но власть квазиобщины доминирует над человеком через племенную общину как субъект квазиобщины. Христианский символ окончания I-ой четверти - это изгнание человека из рая.
Во II-ой четверти возникает техническая цивилизация, которая не может развиваться без специализации между людьми и большими группами людей. А объединяет людей, разъединенных специализацией, именно сложившаяся в начале II-ой четверти национальная община, имеющая в основе своего единства язык и веру в Бога. Христианский символ окончания II-ой четверти - это потоп, Ноев ковчег и прощение Богом ранее проклятой им земли.
История III-ей четверти - это история утверждения национальной общины во всех областях жизни нации. Христианский символ начала III четверти - это неудача со строительством Вавилонской башни, как символа пирамиды квазиобщины (пирамиды племенных общин).
О IV-ой четверти пока утверждать что-то конкретное сложно, так как "самые продвинутые" народы еще не так давно вступили или только еще вступают в нее. По-видимому, в этот период дискурсивное мышление и моральные ценности станут биологически наследуемыми.
В реальном историологическом анализе важно учитывать и то, что при образовании новой нации на основе базисного культурного кода материнской нации, происходит реверс нации в самое начало макросезона, т.е. новая нация начинает свою историю с начала макросезона, в котором находилась материнская нация во время ее появления.
Так, предположительно, германцы (дойче) - это вернувшиеся в макровесну даки, англичане - это вернувшиеся в макровесну германцы. Отсюда отставание на один большой цикл германцев от даков и греков, а англичан от германцев.
В редких случаях отставание может быть и дробной величиной (по отношению к размеру "большого цикла"), как это произошло с американцами, отставшими от англичан примерно на 1,25 больших цикла. Это интересная проблема, одним из решений которой может стать разработка гипотезы не об английском, а индейском "происхождении" и индейском духе американцев США. В этом случае проблема "дробности" снимается.
В чем значение этой схемы?
На основании этой схемы автор предлагает новую "змеиную" теорию (более того - парадигму) исторического процесса и новый (второй - в дополнение к дарвиновскому) механизм эволюции, который можно назвать "динамическим гомеостазом", т.е. стремлением общины к равновесию с будущим своим состоянием, спрогнозированным ею (!) грубо на тысячелетия и, точно, на столетия. Эта схема помогает описать основные глубинные процессы в истории наций и сделать общие предположения о будущем конкретных наций, их цивилизаций и стран.
Макроцикл (3072 летний цикл) - это цикл активности национальной души (коллективного бессознательного нации-общины?) или цикл активности нации в ее теологических основах. Для этой души не суть важно, сильна нация или нет, для нее важно другое - насколько многообразна среда обитания человека, насколько она способствует революции вида. Поэтому национальная душа не стремится предотвратить страдания, бедность и унижения нации и составляющих ее групп людей, если эти страдания, бедность и унижения прибавляют ей знаний и мудрости.
Макровесной нация и ее человек активны, деятельны, экспансивны, задиристы, наивны, самонадеянны, по-детски жестоки. Нация как губка впитывает глубокие религиозные и философские знания, но то, что выдает сама похоже на примитивную подделку, впрочем, это заметно только для наций, находящихся выше (а не ниже) на линии S-перехода.
Формула внешних взаимоотношений макровесенней нации - "от других к себе", причем впитываются глубокие, "душевные" истины.
Макролетняя нация и ее человек одухотворены великой гармоничной идеей. Нация несет ее, как миссию, другим народам, причем небезуспешно.
Формула внешних взаимоотношений макролетней нации - "для себя и для других".
Макроосенняя нация и ее человек одухотворены, как и летом, великой идеей, но вместо гармоничной, живой, пронзительной до осознанной жертвенности "увидеть и умереть" и в то же время ласковой, как теплый летний ветерок, чувственности, приходит тяжеловесная, обидчивая и монументальная одержимость. Краски сгущаются, полутона исчезают, рельеф становится четким и ясным, как удар ножом. Жертвенность и глубина становятся жертвой, могилой духа.
Формула внешних взаимоотношений макроосенней нации - "от себя к другим", ведь нация идет к великой цели, ломая и круша на своем пути, она вынуждена отдавать в уплату "за нанесенный ущерб" все лучшее, что накопила весной и летом.
Макрозимняя нация и ее человек погружаются, через 100-150 лет после начала цикла, в "растительное существование". Нация тихо страдает, правда, не от утерянной славы и гордости, а от мелких обид. Но, находясь "под паром", она копит силы для новой миссии в следующем макроцикле.
Формула внешних взаимоотношений макрозимней нации - "в себе и для себя".
_______________________________
**Здесь не только единица измерения, но и само понятие "А" является условным, предполагая лишь то, что в качественном скачке есть некая количественная основа, т.е. "эволюция" не обязательно является "прогрессом".
В отличие от "S-перехода", описывающего только переходные процессы генезиса нового вида, "большие циклы" - это циклы всей жизни, включающей не только периоды роста, но и периоды стабильности и деградации, и имеющей более приоритетной задачу приспособления, а не развития. В процессе этого волнообразного движения национальная община приспосабливается к внешнему окружению. "Волнообразность" также стимулирует постоянную конкурентную борьбу наций между собой, т.к. нация, находящаяся на гребне волны, неизбежно с него "скатится", а нация, находящаяся внизу - подымется.
Большой цикл, т.е. 768 летний, - это цикл развития и угасания общинной личности (духа или коллективного сознательного) нации-общины и одновременно цикл роста, закоснения и разрушения "материального" могущества нации.
Под "материальной" мощью нации (т.е. материальной в кавычках), понимается не непосредственно материальное богатство и военная мощь, а продуманность и сложность "интеллектуальной собственности" - политических, юридических, экономических, социальных систем, в общем того, что можно назвать производственными и надстроечными отношениями. Другими словами, это способность экономических систем производить материальное богатство, социальных - распределять созданное богатство, а политических - производить государственную мощь, в т.ч. и военную.
В рамках большого цикла нация борется за "место под солнцем". Ниже даны описания сезонов большого цикла. Обратите внимание на то, что эти описания больше всего соответствуют нациям, находящимся в летнем макроцикле, меньше в весеннем и осеннем и сильно смазаны - в зимнем.
Большое лето можно назвать институциональным или антиинституциональным периодом. Большое лето начинается в то время, когда страна в результате предыдущего развития "материально" еще относительно слаба, но духовно сильна и едина. Новые ценности стали общепринятыми.
Это повысило оптимизм и активность (духовную силу) большинства людей и общин в этой стране, одновременно усилило их солидарность, умение действовать сообща во благо всей страны. "Материальная" мощь, впрочем, уже достаточна (но главное, гармонична), чтобы предпринять экспансию вовне, будь то агрессия или распространение влияния. Энергия людей бьет через край, а влияние страны быстро растет.
"Летом" в стране проводятся серьезные и, самое главное, успешные реформы: политические, экономические, военные, социальные.
Летняя агрессивность не такая целеустремленная, как осенняя, она идет от избытка здоровья и силы. Летняя нация скорее ненароком кого-нибудь зашибет, чем сделает это по заранее спланированному сценарию.
Большую осень можно назвать "материальным периодом". Большая осень начинается на пике духовной мощи, но официальная идеология уже закоснела, как и многие народные привычки. Это уже сказывается на темпах развития. Появляется определенный зазор между национальным духом и бытием, который в дальнейшем усиливается.
Национальный менталитет (т.е. то, что нация думает о себе самой) и объективные его характеристики также начинают расходиться, появляется, заметное глазу иностранца, самодовольство, некритичность по отношению к себе и своим, и т.д. В обществе распространяется упрямое экспансионистское настроение, т.к. появляется искушение использовать свою мощь как силу для остановки начинающегося процесса собственной дезинтеграции и упадка духа. Летняя и весенняя агрессивность - веселая и лихая (в тяжелых случаях - "шизофреничная"), осенняя - злобная и тяжелая, параноидальная.
Большой осенью все эти проблемы усиливаются, начинается дезинтеграция "материальной" основы, но в период "бабьего лета", т.е. в начале осени, происходит чудо расцвета искусств, рождаются великая литература, живопись и т.д. Причем, для периода характерны не отдельные яркие вспышки гениев-одиночек, а целая череда гениев, поддержанных сотнями и тысячами талантливых мастеров. Возможно, этот расцвет имеет не только подытоживающий почти 400 лет развития характер, но и, частично, характер компенсаторный. Художники и музыканты ищут новые возможности для развития нации, "латают дыры" в национальном духе, но им это удается только частично, т.к. открытия искусства несравнимы с открытиями религиозными.
Но если страна в это время одержима экспансионистскими настроениями, то творческая энергия гениев уходит не в искусство, а в науку, организацию, карьеру. Гении, не принявшие правил игры помешанного на экспансии общества, погибают от удушья или их убивают.
Большую зиму можно назвать "духовным периодом" или, с тем же успехом, "циничным", т.к. одновременно с распадом старого духа происходит нарождение нового. Большая зима приносит морозы и, хотя уровень национального богатства высок, но структура его перекошена, там много "хлама", начинается абсолютное сокращение "материальной" культуры, ее примитивизация, снижение качества, ответственности. Все это сопровождается явными признаками утраты солидарности людей и общин. Идет активная дезинтеграция общества по всем параметрам, в т.ч. нравственным.
Но уже в начале периода в среде интеллектуальной элиты пелена спадает с глаз: рушатся авторитеты, в обществе распространяется цинизм, но одновременно открывается простор для новых идей и духовных исканий.
В конце периода уже в среде не интеллектуальной, а новой духовной элиты обретается новая национальная идея, причем, не только идея, а вся система ценностей. Позже формируется политическая, властная элита, разделяющая эту систему ценностей.
На пике этого периода (средней зимой большой зимы) общины более низкого порядка как бы освобождаются от контроля национальной общины, территориально обособленные части нации могут стать новыми нациями.
Страна в этот период наиболее уязвима для внешних агрессий и внутренних распрей, тем более, что материальное, вещественное богатство в первой половине большой зимы еще значительно - "есть что делить". Тем и занимаются - делят, отбирая у более слабого.
Зима может быть мягкой, если соседи спокойные или цивилизованный сосед установил свое политическое господство в стране, тем самым искусственно интегрируя ее, препятствуя внутренним деструктивным проявлениям. Очень суровая зима грозит расколом и даже исчезновением народа, а в лучшем случае обретенный новый национальный дух будет содержать в себе "мину замедленного действия", комплекс неполноценности, которые в будущем создадут проблемы для народа, страны и соседей.
Большую весну можно назвать "народным периодом", и, с тем же успехом, "антинародным" - уж очень много народных страданий в нем. Большая весна начинается в период наибольшей разрухи. Страна внутренне дезинтегрированна, бедна, но над ней уже простирается какой-то радостный духовный свет. Этот дух вполне уместно сравнить с настроением и запахами ранней весны. Народ снова полон надежд и неясных, но радостных предчувствий. Начинается духовное возрождение нации. Все больше людей принимают новые ценности, обычно происходит религиозная реформа, глубокая социальная реформа.
В конце большой весны материально страна не намного сильнее, чем в начале. Но имеются хорошие перспективы для дальнейшего роста, люди полны оптимизма и силы. Даже войны и смуты не подрывают этой динамики роста, уничтожая материальные ценности, неся гибель людям, они не уничтожают, а укрепляют "материальные" системы, в том числе институты социальные и экономические. Они укрепляют духовные силы людей, неся с собой, как ни странно это звучит, какое-то праздничное, карнавальное начало, тем самым даже в море крови укрепляя дух и оптимизм. Народ ищет ответа на вопросы и находит их, сами несчастья не парализуют, а воспринимаются как уроки на будущее.
Если снова попытаться ответить на вопрос, что такое большой цикл, то ответ может быть и таким: это цикл приспособления нации к новой, изменившейся реальности материального мира и реальности окружения других наций и, одновременно, цикл преобразования этого окружения, переделывания его под свои ценности на основе собственного плана-прогноза. Это основной телеологический цикл, который исследуется, прежде всего, через изучение политических, социальных, экономических явлений.
Каково значение этой схемы?
Эта схема помогает объяснить и упорядочить огромное число фактов и явлений в жизни самых разных наций и стран. Она помогает сделать довольно точные предположения о будущем разных наций и стран, является основой для конструирования моделей будущего.
Средний цикл так же состоит из четырех сезонов.
Среднее лето можно иначе назвать "гармоничным периодом" развития национального духа, но в каждом из больших сезонов эта гармония имеет разное значение. В период большого лета происходит наиболее интенсивный рост материального и "материального" богатства, одновременно духовное развитие замедляется и какое-то время эти процессы идут с равной скоростью - прежде всего отсюда "гармония".
В период большой осени это бабье лето духовных открытий и болдинская осень искусств. В период большой зимы это интенсивное подражательство внешним проявлениям других культур и активное приспособление к соседним культурам. В период большой весны это наиболее интенсивное распространение в народе новых ценностей, это чудо возрождения народной нравственности.
Среднюю осень можно назвать "реформистским периодом". В период большого лета происходит наиболее интенсивное создание новых экономических, социальных, политических институтов. В период большой осени происходит глубокое реформирование институтов общества. В период большой зимы это анархия почти во всех сферах жизни. В период большой весны происходит восстановление внутреннего единства народа на новых духовных основах. Среднюю зиму можно назвать "кризисным периодом". Для периода большого лета характерно такое явление, как "власть дурит", или, по другому, богатые и знатные "с жиру бесятся". Политические неурядицы, однако, не останавливают развития, но притормаживают его. Массовая активность людей еще довольно легко перекидывается в те сферы общественной жизни, где общественные и личные интересы совпадают.
В период большой осени решительно проводятся, как правило, ложные реформы, которые приводят к тяжелым последствиям. В период большой зимы страна и общество проходят пик дезинтеграции, но духовная элита уже нащупывает путь к спасению.
В период большой весны развитие приобретает настолько бурный характер, что чаще всего это приводит к хаосу, временной дестабилизации общественной жизни. Новый национальный дух впервые порождает массовый и жестокий фанатизм. Среднюю весну можно назвать "периодом озарения". В период большого лета это наиболее красивый и богатый период. В период большой осени происходит "возвращение к истокам". В период большой зимы происходит духовное озарение, формирование национального духа. В период большой весны идет бурное развитие всех форм общественной жизни, динамичное формирование новых институтов. Турбулентное течение снова становится ламинарным.
Подводя итог, сформулируем сущность среднего цикла: от гармонии к реформированию (динамизации), затем к кризису и, далее, к озарению (восстановлению гармонии). В отличие от большого цикла, определяемого как "цикл жизни" национального духа (конкретной его формы), средний цикл является циклом активности национального духа, а можно сказать и так: цикл настроения национального духа.
Вторая методология разрабатывается исходя из предположения о том, что, зная характер народа, его "программу", хотя бы его цели и ценности, можно достаточно правдоподобно спрогнозировать, или, за неимением времени и терпения, "сфантазировать" и ход его истории, устремленной к этим целям, к воплощению основных ценностей народа.
Мысль о том, что знание характера народа может дать ключ к пониманию его истории и прогнозированию его будущего, далеко не нова. Возможно, что ей столько же лет, сколько самой культуре. Но размышления ученых нового времени об этом предмете скорее беспомощны, чем оригинальны:
"Если бы было возможно, говорит Кант, проникнуть достаточно глубоко в характер одного человека и народа, если бы все обстоятельства, действующие на индивидуальную или коллективную волю, были известны, то можно было бы точно вычислить поведение данного человека или народа; так же, как высчитывают время солнечного или лунного затмения. Стюарт Милль, ум положительный в своих основных принципах, но восторженный в своих выводах, предполагал, что психология народов будет в состоянии со своей стороны сделать возможным для нас почти столь же чудодейственное предсказание событий, наилучший пример которого дает астрономия. Он представлял себе науку о характерах вообще, а особенно о национальных характерах, как своего рода социальную астрономию, которая может сделать нас способными предсказывать малейшие изгибы кривой, определяющей жизненный путь людей и наций. Еще совсем недавно аналогичные мысли высказывал Гумплович. По его мнению, если часто бывает трудно угадать, что сделает в данном случае отдельная личность, то можно предвидеть действия этнических или общественных групп: племен, народов, социальных и профессиональных классов" (А. Фуллье).
Ф. Ницше, как всегда точно и емко, выразил эту мысль словами:
"Поистине, брат мой, если узнал ты потребность народа, и страну, и небо, и соседа его, ты, несомненно, угадал и закон его преодолений, и почему он восходит по этой лестнице к своей надежде".
Ценностно-целевой метод разрабатывается на основе гипотез о существовании двух троичных-четверичных кодов-субъектов "тео" и "телео".
Код-субъект "тео" реализуется (воплощается) в течение 12288 лет. По-видимому, это и есть София или Премудрость Божия. Структурно он задает соотношение между новой, переживающей становление, общинностью (ей в христианской теологии полностью соответствует образ Бога-Отца), общностями, т.е. миром идей, подчиненным общине (это Дух), духовно-душевными мирами людей, устремленными к общине (это Сын), а также общинностью обреченной, преодолеваемой, но сопротивляющейся (это дьявол).
В истории современного человечества, как истории наций, насчитывающей уже 10 тысячелетий, преодолеваемой является надплеменная (квазинациональная) общинность, а воплощающейся - национальная. А общечеловеческой истории еще не было.
Код-субъект "тео" работает как основная программа преобразования современного человека, т.е. кроманьонца. Революция вида происходит через фрактализацию этого кода, его воплощение в институтах общества, в событиях национальной истории, а, ближе к концу, после полного опробывания воплощенных в истории идей, этот код всего в течение нескольких десятков поколений перестроит и генетическую программу человека (образуется новый вид).
Поэтому история - это и отчаянная гонка наций, первыми стремящихся достичь финиша, чтобы именно свой теологический код сделать общечеловеческим и наследуемым:
"Каков человек, таков его Бог"; это изречение, часто неприложимое к отдельным лицам, гораздо вернее по отношению к народам, особенно когда они сами являются творцами своих религий; но даже когда религия занесена извне, они всегда изменяют ее по своему подобию. Перенесенное в Грецию, христианство эллинизируется и принимает метафизический характер: созерцательная мысль углубляется в тайны, между тем как душа может оставаться холодной, а сердце безжизненным; на самых верхних ступенях, это - чистый разум со всеми диалектическими утонченностями. Перенесенное в Рим, христианство романизируется, обращаясь в теократическую организацию в настоящую священническую "империю" с первосвященником во главе; является безусловное подчинение авторитету, дисциплина, ритуал, целый кодекс строгого формализма. В Германии христианство стремится углубиться внутрь: греческий догмат теряет свой спекулятивный характер; римская иерархия - свою административную централизацию, религиозный индивидуализм сосредоточен в самом себе. Во Франции, хотя она имеет также своих великих мистиков, христианство приняло форму общественной морали" (А. Фуллье).
Корневой интерес у теологического кода-субъекта - это заинтересованность в создании максимально разнообразной среды и в том, чтобы естественноисторический "эксперимент" не прервался катастрофой, катаклизмом вроде тотальной ядерной войны.
И, быть может, современный "ненормальный" научно-технический прогресс инициирован коллективным сознанием в предвидении близкой опасности вселенской катастрофы, например, из-за приближающегося столкновения с метеоритом, с какой-то другой серьезной объективной опасностью для человечества, предотвратить которую и призвана современная научно-техническая революция?Правда, для конкретного историологического и футурологического анализа неважно, есть ли такая, чисто "техническая", внешняя цель у истории или ее нет. Главное, что в истории есть внутренняя цель и внутренняя логика, мягкий, но неумолимый закон - закон совершенствования вида.
Код-субъект "телео" раскрывается в 768 летнем цикле на основе Провидения - стратегического плана-прогноза нации-общины. Он включает в себя три базовые национальные ценности и одну антиценность, которая, впрочем, в силу своих подражательных способностей, тоже может "разтроиться". Базовые ценности "отвечают" одна - за личностный идеал нации, другая - за принцип и способ формирования первичных социальных и политических коллективов-кирпичиков, третья - за универсальный правовой язык общения, за сопряжение этих коллективов-кирпичиков и личностей между собой и друг с другом. Антиценность - это национальный комплекс, "раковая клетка" нации и, одновременно, "тайный агент" кода "тео" в коде "телео". Этот агент постоянно вредит своей нации а, захватив власть (и такое бывает), может обезличить и даже разрушить ее. Он толкает ее на безумные эксперименты, причиняет страдания и несет смерть людям, массам людей. Но он же выводит миссию нации за пределы ее собственных интересов, в широкий круг многонационального взаимодействия. Более того, этот агент сопрягает интересы нации, как совокупности ныне живущих людей, с интересами Человека, как носителя генетической программы, созданной сотнями миллионов лет Эволюции.
Вот такая "рациональная мифология". Характеристики исторических сезонов, правда, далеко не исчерпывающие, даны выше. Но вам надо быть готовым к тому, что характеристики, сами по себе, мало помогут без интуиции, без вчуствования в эпоху как, к примеру, весеннюю, праздничную или, напротив, промозглую, с унылой опадающей листвой.Еще важнее помнить и о том, что существует много фактов, подтверждающих "силу", "слабость", "активизацию", "угасание", "шизофрению", "паранойю" и т.д. нации и ее элиты, которые лучше улавливать и усваивать в потоке историологического описания, чем пытаться сконструировать некую теоретическую модель с последующим ее формальным наложением на живую историю. Так не получится.Необходимо помнить и о том также, что не столько само будущее прогнозируется, сколько некие будущие состояния нации-общины и вектор ее развития. Живая история может далеко отклонятся от этого вектора, ведь и здоровяк может помереть, а калека жить и даже здравствовать...
Поэтому к историологическому анализу, кроме выше определенного инструментария, должны быть привлечены "классические" политологические, социологические, социально-психологические, историографические и т.д. инструменты.
Очень эффективен здесь и инструментарий сценарного прогнозирования, также утверждающий примат воображения, но "воображения дисциплинированного", над позитивистским моделированием, как правило неэффективно переносящим методы точных наук в науки общественные.
И, между прочим, хорошая интуиция, тренированная опытом и "заряженная" знаниями, способна и без теорий и формализаций "выдать" правильные предсказания:
"Французская революция была предсказана Руссо и Гольдсмитом; Артур Юнг предвещал Франции, после кратковременного периода насилий, "прочное благосостояние, как результат ее реформ". Токвиль, за тридцать лет до события, предсказал попытку южных штатов американской республики отделиться от северных. Гейне за много лет вперед говорил нам: "Вы, французы, должны более опасаться объединенной Германии, чем всего Священного Союза, - всех кроатов и всех казаков". Кинэ предсказал в 1832г. перемены, которые должны были произойти в Германии, роль Пруссии, угрозу, висевшую над нашими головами, железную руку, которая попытается снова овладеть ключами Эльзаса. Так как государственные люди поглощены текущими событиями, то близорукость - их естественное состояние. Отдаленные предвидения могут основываться лишь на общих законах психологии народов или социальной науки. Этим объясняется тот кажущийся парадокс, что легче предсказать отдаленное будущее, чем ближайшее, находящееся на расстоянии, доступном, по-видимому, каждому глазу" (А. Фуллье).
В эту книгу проще всего вникать через интуитивное погружение. Критическое мышление пусть пока постоит за дверью нашей доверительной беседы. Но потом оно восстребуется.
______________________________
1Примечание: это переработанная глава из моей статьи "Предположение о структуре истории"
2Примечание: это глава из моей статьи "Предположение о структуре Истории" с незначительными изменениями