Тетрадь сорок четвёртая Дневник Тринадцатого императора
(1872 год + старые дела и комментарии).
Историческая справка
"Амур" -- минный транспорт российского флота, заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901. В ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура, результатом которых стало уничтожение японских броненосцев "Хацусэ" и "Ясима" 15 (2) мая 1904 года. Потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией 26 ноября 1904.
Жабынский механический и чугунолитейный завод с 1863 или 1864 года, ныне Тюменский судоремонтный завод. Своими корнями это предприятие уходит в далекое прошлое, а точнее в XIX столетие и связано, прежде всего, с именем купца 1-й гильдии, знатока речного судоходства и автора многих публикаций по этой теме, устроителя первой в Тюмени электростанции - Ивана Ивановича Игнатова.
В 1844-1897гг. около трети парового флота Обь-Иртышского бассейна сошло со стапелей этих тюменских предприятий. Жабынский завод выпустил 58 пароходов общей мощностью 12 610 л.с.В 1897 г. проездом через Сибирь Жабынский завод посетил известный ученый-моряк адмирал С.О. Макаров. По словам последнего, он "...никак не ожидал найти в Сибири столь образцово поставленный механический и судостроительный завод".
По уровню технической оснащенности, культуре производства завод считался одним из лучших в России. С 1871 по 1915г.г. на заводе было выпущено 115 судов, до десятка землечерпалок типа "Сибирская", 49 пароходов, среди которых знаменитый пароход "Святитель Николай".
В 1838 году на реке Туре был построен и спущен на воду первый пароход "Основа" с целью перевозки различных товаров по рекам Туре и Тоболу. Владельцем судна являлся тюменскийкупец I гильдии Наум Андреевич Тюфин (1812--1888).
Вот как описывает внешний вид "Основы" в своей работе Н.В. Денисов: "Корпус и палубные надстройки деревянные, впереди колёс - помещения для капитана и механика, позади колёс - кладовые, под буксирными арками тент из железа для хранения дров...". Сохранилось предание, связанное с названием судна, согласно которому Н. Тюфин пожелал назвать пароход "Основатель". Монах-иконописец, которому поручили написать на судне это название, будучи в подпитии, не рассчитал "плепорции", поэтому на кружале его гребного колеса уместилось короткое слово "Основа".
В 1845 г. судно осуществило первый рейс из Тюмени в Тобольск. Плавание продолжалось 5 суток и 6 часов. "На всём протяжении плавания, судно встречали толпы народа. Жители прибрежных селений часами сопровождали пароход. Тем же восторгом встретила его и столица Сибири. Тысячная публика собралась на берегу, когда "Основа", тяжело ударяя колёсами по воде, показалась на виду белокаменного кремля". Пароходом командовал тобольский мещанин В.С. Корольков и машинист демидовских заводов И.В. Серебряков.
Двести сорок третья запись в дневнике ЕИВ Николая Второго
До дядиной командировки на восток, надо было на Высочайшем уровне закруглить один деликатный вопрос. Мне то он был абсолютно понятен, но на флоте в этом времени ещё бытовало некоторое пренебрежительное отношение к определённому классу кораблей, которых в скором будущем нарекут минными заградителями. Хотя минное оружие было достаточно известно ещё с Крымской войны, и даже оставило одного из вражеских адмиралов без руки, поднять престиж службы на этих не простых судах в глазах молодых моряков было крайне необходимо.
Рассказывать, как небольшой минзаг "Амур" в 2500 тонн водоизмещением "утопил" два японских броненосца "Хацусэ" и "Ясима" суммарным водоизмещением около тридцати тысяч тонн, что создало реальную предпосылку для иного варианта в Русско-японской войне, я по понятным причинам не мог. Поэтому был принят другой вариант. Краббе и Бутаков в прошлом году морально подготовили первую "жертву" - Басаргина Владимира Григорьевича, который был назначен командиром "Амура" уже в этом времени. Корабль успешно прошёл испытания и в 71 году был зачислен с состав флота. Вот об этих испытаниях он и должен был поведать узкому кругу офицеров флота, которые Григорием Ивановичем были определены в командиры будущих минзагов "невидимок". Слово "невидимок" я не зря взял в кавычки, суда вполне видимы, нет только султанов дыма от сгорающего угля из труб (нефтяные двигатели коптят скромнее), да и сами трубы частично бутафорские (телескопические), как и значительная часть палубных надстроек, что позволяет быстро изменять силуэт корабля.
Эти ухищрения в том времени придуманы и успешно апробированы германскими рейдерами Первой мировой войны, мы в скором будущем надеялись с помощью аналогичного приёма сбить с толку возможных иностранных наблюдателей при минировании Дарданелл, чтобы крепко пощипать "Гранд Флит" если он сунется в Мраморное море. Если всё пройдет, как планируется, то аналогичный приём я не постесняюсь применить и в устье Темзы или ещё где-нибудь, у берегов "туманного Альбиона".
Сейчас генерал-адмирал распинается перед молодыми капитан-лейтенантами о важности минного оружия, которое при подавляющем численном преимуществе "Гранд Флита", уравнивает наши шансы в случае весьма вероятного столкновения на морских просторах. После Константина Николаевича выступили Краббе с Бутаковым и, наконец, очередь дошла до Басаргина. После его короткого, но весьма эмоционального выступления да ещё в присутствии Е.И.В., можно было быть уверенным, что вся серия минзагов "Амур", "Днепр", "Днестр", "Дон", "Енисей", "Иртыш", "Урал" обрела своих ярых приверженцев и будущих командиров....
*****
Уф, нельзя сказать, что я устал. Физической работы как таковой не производилось, одни сплошные эмоции, но, ... наверное, в будущем наука научится пересчитывать эмоциональное напряжение в каких-нибудь физических единицах, а пока, Ваше Величество, терпи, сан обязывает!
Легкий стук в дверь кабинета, так стучит только Сабуров, он упорно игнорирует телефон. Возможно, сказывается инерция человеческого мышления.
- Да, да, Андрей Александрович, входите.
- Ваше Величество, ко мне обратился Дмитрий Егорович Бенардаки, очень просит о встрече с вами.
- Что у нас со временем, как оно расписано на сегодня?
- Я скорректировал распорядок дня, Вы всё успеваете, если несколько ужать длительность встреч.
- Добро, показывайте график.
Смотрю в поминальник, подготовленный мне Сабуровым. Приятная встреча, где на приём записан Бенардаки, состоится прямо сейчас. В той истории он умер в 28 мая 1870 г. в Висбадене. Его забальзамированное тело отправили в Санкт-Петербург. Александр II, издал Высочайший указ о захоронении тела под алтарём Греческой церкви, лично встречал поезд, доставивший гроб с телом Бенардаки. Всё это было, но, не в моё царствование....
Вы уже догадались, что антитела помещённые "студентом" в мою кровь попали и в "жилы" моего "агента влияния". Мы активно переписывались, но видимо есть что-то, что он не захотел доверить бумаге. После традиционных пожеланий и вопросов о здоровье, жду главный вопрос.
- Ваше Императорское Величество, прослышал я, что через месяц состоится первый кругосветный перелёт нового дирижабля, во время которого он посетит Северо - Американский континент.
- Да, дорогой, Дмитрий Егорович, такое путешествие действительно планируется достаточно скоро. Думаю, как только Апраксин решит все, наземные технические вопросы, полёт вполне может состояться. Только это же технический рейс, там, в каютах вместо пассажиров, мешки с песком предусмотрены.
- Вот я и хочу получить Высочайшее разрешение лететь вместо одного или нескольких упомянутых вами предметов. Возникшие было вопросы, и трудности обеспечения мы с графом успешно преодолели.
- Так это Антон Степанович надоумил вас ко мне зайти?
- И, да и нет, Ваше Величество, просто я уже не молод, а очень хочется сына повидать. Вот и подумал, прежде чем ему открытку отправлять, хотелось бы иметь в этом деле полную уверенность.
- Дмитрий Егорович, но вы понимаете, что этот перелёт пробный и потому достаточно опасный, возможны любые неурядицы. Всего не предусмотреть, к сожалению.
- Ваше Величество, поверьте, все риски мной учтены. Да вы и сами, наверное, знаете что, несмотря на все невзгоды, купечество и служивые в Сибири на аэропланах Аэрофлота летают успешно. Да бывают всякие негоразды, но то уже кому как на роду написано.
- Вольному воля, не буду вас больше отговаривать, раз вы уже всё решили, будь по вашему!
- Благодарю вас. Да, совсем запамятовал, привёз я вам хорошие вести из Сибири от братьев Колчиных, Павла Евгеньевича Фунтусова и барона Бъорка Александровича Аминова и конечно же от семейства купцов Тюфиных. В будущую навигацию Кеть-Касский канал, вполне готов будет.
*****
Здесь остановлюсь подробней. Идея соединить Обь и Енисей витала в умах ещё с 17 века, но тогда сил и средств не было, поэтому пользовались волоками. Чуть позже, в силу инерции мышления моего деда, при назначении генерал-губернатором Западной Сибири Петра Дмитриевича Горчакова (он не родственник канцлера), была допущена большая ошибка. Как результат возобладало мнение: (это"зловреднаязатея"подорвет"извозныйпромысел, откоторогоместныежителизарабатывают 1,5 млн. рублейвгод, благодарячемуисправноплатятподати").
Кеть-Касский канал, он же Обь-Енисейский-- судоходный водный канал между бассейнами Оби и Енисея, существовавший с конца XIX века до середины XX века был построен в пределах нынешних Томской области и Красноярского края. Под непосредственным влиянием "Его Величества Отката", был осуществлён урезанный проект канала (беcшлюзовой), стоимостью 680.325 рублей. Оказалось, по нему плавать можно только на байдарках, да и то по весне, я утрирую.
Вложили ещё три с половиной миллиона рублей, построили 14 шлюзов и к 1898 году получили по-прежнему полиатив. Водный путь оказался весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть используем судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн); в мае, в "большую воду" по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн). В шлюзах могли поместиться баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Навигация по каналу могла бы продолжаться не более 3,5 месяцев в году. Короче получилось "...как всегда", ни Богу свечка, ни чёрту кочерга!
В газете "Сибирский вестник" от 11 августа 1898 года о канале сказали так: "Обь-Енисейский водный путь -- мертворожденное дитя: неизвестно, когда его зачали, во времябеременностиисковеркали, изломали, а когда оно появилось на свет, то увидели, что не для мира сего оно сотворено". Канал был заброшен, а местное население большую часть которого составляют староверы-беспоповцы, переселившиеся в эти места, уходя от преследования властей, частично использовали его материалы для строительства домов.
Чтобы реабилитироваться чиновные люди, пустили слух что канал после ввода Транссибирской магистрали вообще не нужен. Спустя десятилетие, когда страсти улеглись, вспомнили и решили, что добираться до северных пределов наших границ на чём-то надо и о том что там нет железной дороги. Попасть в Туруханск, Енисейск, Дудинку, Ярцево, Туру, гораздо удобней по каналу, чем посуху или по морю. СМП тогда ещё не освоили, да и ледоколов почти не было.
В 1911 году стали думать о расширении построенного ранее варианта канала: углублении судового хода для судовдлиной 107 м, шириной 6,2 миосадкой 1,7 м (веснойдо 2,1 м). Но осуществить этот проект помешала Империалистическая, а затем и Гражданская войны.
В этом времени, как вы знаете, староверы получили разрешение селиться свободно, они сами выбрали места удалённые проживания, что бы не общаться с "грешниками". Что такое "откат и отпил" Е.И.В. читал в прессе в своём времени и досконально изучил. Для того и реорганизованы МВД и СБ, а у меня ещё есть "Народная воля", чтобы этот процесс контролировать. Поэтому, ежегодно отпуская на строительство по одному миллиону рублей, и следя за процессом строительства, я был уверен, что несколько изменённый вариант 1911 года, безусловно, будет введён в будущую навигацию!
Созданный и в том и в этом времени "Жабынский механический и чугунолитейный завод"Курбатова-Игнатова, не испытывая нужду в металле, получив возможность строить двигатели болиндера, быстро освоил производство, как бурильных установок, так и речных судов всех типов, начиная от мелкосидящих барж буксиров и землечерпалок и заканчивая грузопассажирскими красавцами. Скоро будет начато создание ещё одной базы СМП Карск (Диксон в том времени), что позволит в случае нужды, дозаправлять наши корабли на трудном пути в Тихоокеанские просторы и новые земли...
- Благодарю Вас, Дмитрий Егорович за хорошие вести, а что Сибиряков, ничего не просил передать?
- Простите, запамятовал, Александр Михайлович, столько понарассказывал, что я всего и не упомню, но он меня успокоил, сказал, что месяц назад, отправил вам подробнейший отчёт обо всех событиях на Лене.
Отчёт я получил ещё третьего дня и читал как производственный роман с небольшими перерывами для лучшего усвоения. О Ленских золотых приисках газеты частенько пишут, особенно когда обнаруживается золотой самородок в полпуда весом. Тогда и о счастливчике его нашедшем несколько строк появляется, ну да это неважно. С отцом Александра Михайловича, Сибиряковым старшим и привлечёнными им купцами в России основано акционерное общество - "Лензолото", об электрических делах этого "АО" я надеялся услышать от Бенардаки, который и сам акционером является, последние новости.
В той истории в 1896 году на реке Ныгри была построена одна из первых ГЭС, мощностью три сотни кВт. Скажете, подумаешь, удивил, почитай в каждом губернском городе по несколько электростанций много большей мощности устроено. Соглашусь, однако, дело здесь не в мощности. ГЭС достаточно удалена от приисков, поэтому вся изюминка проекта в использовании высокого напряжения для передачи электроэнергии.
Первичное напряжение преобразовывалось четырьмя трансформаторами трехфазного тока до 10 кВ и передавалось по двум высоковольтным линиям на соседние прииски. Это были первые в России высоковольтные ЛЭП. Одну линию (длиной 9 км) проложили через гольцы к прииску Негаданному, другую (14 км) -- вверх по долине Ныгри до устья ключа Сухой Лог, где в те годы действовал прииск Ивановский.
Таких промышленных систем ещё не было, а только опытные те что в ВЭИ студенты и профессора исследуют и постоянно модернизируют. Вот о чём я ждал и жду вестей от Сибирякова младшего. Возможно, что скоро наступит время постепенного перевода электроснабжения, предприятий и других потребителей на переменный ток и высокое напряжение.
Тепло, распрощавшись с Дмитрием Егоровичем, жду новых визитёров, по весьма важному, животрепещущему вопросу. Это вопрос о земле. Готовится первый всероссийский референдум по нему. С Ишутиным и его людьми из "Народной воли" этот вопрос обсудили. Они сначала были в шоке, но когда пришли в себя согласились активно содействовать.
В центральных губерниях свободных земель практически не осталось. На вновь приобретённых землях их в избытке. Инерционность человеческая и страх тормозят процесс переселения. Вот и подготовлен для всенародного обсуждения вопрос. Кратко это выглядит так. Если площадь земельного надела менее семи десятин, или получаемые участки в результате его раздела меньше семи десятин, то дальнейшее дробление запретить. Выделяющейся семье предложить переселение в края, где землицы вдоволь. Естественно переезд за счёт казны, кредиты на дом, скотину, хозяйственный инвентарь на десять лет. (Если вы "ЗА", расписываетесь в "Зелёном поле", если против в "Красном"). Для проведения такого невиданного на Руси действа привлечены многие государственные структуры, их руководители сейчас у меня соберутся....
После двух часового обсуждения распределили роли всех участников. Даже статистиков подключили, благо что у них уже есть опыт, полученный в период переписи населения империи. Завтра пресса радио и кинематограф начнут подготовку Российской Империи к этому действу. Посмотрим, что получится, в результате? Осенью, после окончания на селе всех работ намечено это событие. Такое всенародное решение будет государём неукоснительно исполняться.
За окном сумерки. Вот и следующие посетители. Это совместная встреча двух структур, первую группу МВД возглавляет министр Валуев, и глава полицейского департамента Косаговский, а вторую новый глава СБ Мезенцев. На повестке дня интересный вопрос "золотая молодёжь" и как с ними поступить? Если вы думаете, что они только в столицах себя проявляют, сильно ошибётесь. К большому сожалению, практически в каждой губернии такие группки появляются. Вот сейчас и будет решать что с ними делать, точнее с их остатками.
- Ваше Императорское Величество, лидеры "Клуба червонных валетов" нейтрализованы. Участники сообщества базировались в Москве и гастролировали в Санкт-Петербурге, Туле, Тамбове и Нижнем Новгороде. Двое, Давидовский и Шпейер, погибли при попытке к бегству, а фальшивомонетчики Верещагин, Неофитов, Догановский и Сидоров отправлены строить ж/д насыпи на двенадцать лет. Единственные, кто пока неизвестно где находятся, это господа Массари Дмитрий Николаевич и Эганьянец Иван Христофорович.
- Массари?... Это тот негодяй, который мать - старуху, безумно его любящею, обобрал и в "долговую яму" поместил?! Газеты писали, что она содержиться в Москве в долговом отделении, а в 1871 году была объявлена несостоятельною должницей.
- Да, Ваше Величество, это он.
- Дайте объявления в газетах. Организуйте радио трансляцию. Найдите и показательно накажите. Думаю, как всё это организовать вас учить не надо?!
- Эти двое неожиданно куда-то выехали. Никто из их сообщников ничего не знает.
- Ищите, лучше ищите! Господа, как видно из представленных вами документов в преступную группу этих самых валетов из "золотой молодёжи" входили 27 дворян. Что предпринято по этим людям?
- Мы разослали уведомления их родителям, о недопустимости такого поведения и рекомендовали впредь обратить более пристальное внимание на организацию досуга собственных детей.
- Каких детей? Вы считаете двадцати - тридцатилетних недорослей детьми?
То-ли я взял неверный тон, толи мои собеседники сами понимали, что дело, исполненное их подчинёнными, дурно пахнет, но в кабинете стало подозрительно тихо.
- Пётр Александрович, вы куда смотрели? Не глядите на Косаговского, с Павлом Павловичем отдельный разговор будет! Владимир Павлович, а вы что молчите?
- Ваше Величество, моё ведомство больше по заграничным вражеским агентам ориентированно.
- Вы считаете, что среди этих людей их нет?
- На сегодняшний день пока никого не выявили.
- Хм..., я очень недоволен вами, господа. Найдите повеление царя Петра I, о дворянах и соотнесите деятельность ваших подопечных с этим определением.
- Павел Павлович, понимаю, что за всем самому уследить не возможно! Дайте поручение Ивану Дмитриевичу Путилину создать специальную розыскную группу и пристально заняться проделками "золотой молодёжи" особенно в Туле и Нижнем. При выявлении малейших связей с нашими заклятыми друзьями передавать дела Владимиру Павловичу. Помните, что в этих городах и вблизи них расположены наши военные заводы, так и до диверсий не далеко.
- Будет исполнено Ваше Императорское Величество.
- Когда? Когда будет исполнено?! Возьмите себе срок, разобраться с недорослями до средины лета. Проведите со всеми бездельниками беседы у психологов. Возьмите их психологические портреты на вооружение, в дополнение к агентурным данным. И не спите, работайте на опережение....
Расстались мы с силовиками мирно, но каждый, как мне кажется, понял, что где-то, как-то, а уголовные элементы, авантюристы и просто любители лёгкой жизни будут обязательно пересекаться на своём жизненном пути, ибо и те и другие рано или поздно войдут в конфликт с законом.
Историческая справка
В 1778 годумореплавателисибиряк Иван Антипин, служивший у купца Лебедева-Ласточкина, и иркутянин Дмитрий Шабалин из отряда А. Очереди на зимовали на острове Уруп. Там уже существовало русское поселение Курилороссия, жители которого занимались дажехлебопашеством.СудноАнтипина--бригантина "Наталия" во время плавания вдоль островов потерпела кораблекрушение. В этом году и впоследующем вроссийскоеподданствовступиломногожителей-айновсюжныхКурил, втомчислеисостроваХоккайдо.
После установления с ними дружественных отношений они освобождались от уплаты государственных податей. ИмператрицаЕкатерина II издала высочайший "курильский"указ. В нем, среди прочего, говорилось:
"Приведенных в подданство на дальних островах мохнатыхкурильцевоставитьсвободными, и никакого збора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружелюбнымобхождениемиласковостью для чаемой пользы в промыслах и торговле продолжать заведенное уже с ними знакомство"
Японцы тоже стремились утвердиться на островах Курильской гряды, прежде всего на южных, ближайших к Хоккайдо. Богатый рыбой остров Кунашир превращается в базу для набегов на русские поселения на южных островах Курил. Местное айнское население облагается налогами, сбор которых проводился японцами с особой жестокостью, что не раз приводило к столкновениям с применением оружия.
В 1789 году на острове Кунашир вспыхнуло восстание айнов и было убито более 70 японцев. Сегунским чиновникам удалось подавить восстание лишь благодаря военной помощи феодального княжества Мацумаэ, правитель которого отправил на Кунашир военный флот из 30 судов с солдатами. Возмущение кунаширских айнов было подавлено с большой жестокостью.
Правящий в ней сегунат в 1804 году занял жесткую позицию в отношении экспедиции выдающегося мореплавателя России Ивана Федоровича Крузернштерна на шлюпе "Надежда", совершавшей первое русское кругосветное плавание, а в 1811 году -- откровенно враждебную по отношению к экспедиции капитан-лейтенанта В.М. Головнина. Последнему, вероломно захваченному в плен вместе со своими спутниками на южнокурильском острове Кунашир, пришлось провести два года по сути дела в заточении у японцев.
Осенью 1806 года в заливе Анива на южной оконечности Сахалина происходило первое вооруженное столкновение сторон. С русской стороны в нем участвовал экипаж небольшого фрегата "Юнона" под командованием лейтенанта Н.А. Хвостова. Весной следующего года Хвостов вновь появился у сахалинских берегов вместе с мичманом Г.И. Давыдовым, командиром шлюпа (тендера) "Авось". Дело вновь доходит до перестрелки с японцами и русские моряки в бою "истребили" самураев в двух японских селениях.
По возвращении в порт Охотск командиры кораблей лейтенант Н.А. Хвостов и мичман Г.И. Давыдов за свои своевольные действия против японских поселений были арестованы. Вскоре обоих морских офицеров доставляют в Санкт-Петербург, где суд оправдал их действия. Они отличились в русско-шведской войне 1808-1809 годов и были представлены к награждению боевыми орденами. Но представления были отклонены "в наказание за своевольства супротив японцев".
"Принимая в соображение, что права японцев на Сахалин столь же неопределенны, как и наши, что остров этот по обоим названиям своим -- Сахалин и Карафто -- ничего японского в себе не заключает по-японски,Карафутоозначаетбуквально"Островкитайскихлюдей". Японская сторона не согласилась с доводами посла Российской империи. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев имел в своей эскадре девять боевых кораблей и мог, как это делали американцыиевропейскиедержавы, Применитьвоеннуюсилу. Однако он имел строжайшие инструкции решить вопросмирнымисредствами. Переговоры о Сахалине были на время прерваны.
Симодский договор с Японией 1855... Отныне границы между Россией и Японией будут проходить между островами Итурупом и Урупом. Весь остров Итуруп принадлежит Японии, а весь остров Уруп и прочие Курильские острова к северу составляют владение России. Что касается острова Карафуто [Сахалина], то он остается неразделенным между Россией и Японией, как было до сего времени. Японское правительство открывает для русских судов три порта: Симоду... Хакодате... и Нагасаки... В Симоде русские имеют право свободно передвигаться на расстоянии 7 японских миль, посещать лавки и др. заведения. В Хакодате - на расстоянии 5 японских миль.
Санкт-Петербургскийдоговор 1875 г. 7 мая 1875 г. русский канцлер А. М. Горчаков и японский посланник Эномото Такэаки подписали Трактат между Россией и Японией. "Взамен уступки России прав на остров Сахалин... Его Величество Император Всероссийский за себя и своих наследников уступает Его Величеству Императору Японскому группу островов, называемых Курильскими...
Этагруппавключаетвсебянижеозначенные 18 островов, а именно: 1. Шумшу, 2. Алаид, 3. Парамушир, 4. Маканруши, 5. Онекотан, 6. Харимкотан,7. Экарма, 8. Шиашкотан, 9. Муссир, 10. Райкоке, 11. Матуа, 12. Растуа, 13. Островки Среднева и Ушисир, 14. Кетой, 15. Симусир, 16. Бротон, 17. Островки Черпой и Брат Черпоев, 18. Уруп, так что пограничная линия между империями Российской и Японской в этих водах будет проходить через пролив, находящийся между мысом Лопаткою полуострова Камчатки и островом Шумшу".
"ОтобменаКурильскихострововнаСахалинРоссиянетольконеполучилавыгод, нонаоборот, попала впросак. Потому что если Япония устроит сильный порт на каком-нибудь из Курильских островов и тем пресечет сообщение Охотского моря с Японским. Россия потеряет выход в Тихий океан и очутится как бы в сетях. Напротив, если бы она продолжала владеть Курильскими островами. Тихий океан был бы для нее всегда открыт". ВинструкциироссийскогоправительстваЕ.К. Бюцовуподчеркивалось. "Мы занимаем в отношении Японии совершенно исключительное положение, отличное от того, в котором находятся другие иностранные государства; оно обусловлено, с одной стороны, близким соседством нашим к Японии, с другой -- отсутствием, по крайней мере на некоторое еще время, торговых интересов, привлекающих туда другие нации; наше соседство не позволяет нам оставаться равнодушным ко всему, происходящему в Японии; мы должны зорко следить за ее внутренним развитием, отсутствие же торговых интересов дает нам возможность быть гораздо снисходительнее других держав в наших требованиях и даже оказывать поддержку японскому правительству".
Двести сорок четвёртая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго
Мой отказ, в присутствии братьев дать Дяде жёсткие инструкции по Сахалину и Курилам был не более чем лицедейством. В этот же день, ещё во время нашей беседы, большинство центральных газет Империи опубликовали Высочайший указ. "... Удовлетворить представление главнокомандующего Буксгевдена Фёдора Фёдоровича о награждении лейтенантов Хвостова Николая Александровича орденом Святого Георгия 4-й степени и Давыдова Гавриила Ивановича орденом св. Владимира 4-й степени за отличие в боях Финской кампании 1808 - 1809 гг. (посмертно)". В последних строках указа значилось "...для увековечивания памяти лейтенантов Хвостова и Давыдова, присвоить их имена двум кораблям Тихоокеанского флота". Так у Шестакова появились новые эсминцы "Лейтенант Хвостов" и "Лейтенант Давыдов", на каждый из кораблей было направлено извлечение из описания лихих действий брига "Юнона" и тендера "Авось" на Дальнем востоке.
Игнатьеву - Горчакову, последний сейчас канцлер-наставник с сокращенным рабочим днём, так сделано по просьбе Николая Павловича. Опыт и знания Александра Михайловича надо использовать максимально, но перегружать его новой Курильско-Сахалинской проблемой нельзя. Сердце у заслуженного человека может не выдержать.
Поэтому инструкции Евгению Карловичу Бюцову по переговорам с Эномото Такэаки, которого в Токио (Эдо) помиловали и отправили в Санкт-Петербург, Е.И.В. давал персонально! Резко отличаясь от указаний из того времени, они сводились, всего к нескольким простым пунктам. Через полгода ожидается дипломатический визит японцев для переговоров по Курильским островам и Сахалину. Вам, необходимо используя двойственное положение Такэаки сначало затянуть, а позже завести переговоры в тупик и ничего никому не отдавать! Кроме того, "конфиденциально" где-нибудь в ресторане (по моей команде) сообщить, что Россия планирует поддержать восстание Айнов, которые ещё со времён Екатерины II являются нашими подданными.
Цитировать дипломата из того времени: "ОтобменаКурильскихострововнаСахалинРоссиянетольконеполучилавыгод, нонаоборот, попалавпросак. ПотомучтоеслиЯпонияустроитсильныйпортнакаком-нибудьизКурильскихострововитемпресечетсообщениеОхотскогоморясЯпонским. РоссияпотеряетвыходвТихийокеаниочутитсякакбывсетях. Напротив, еслибыонапродолжалавладетьКурильскимиостровами. Тихийокеанбылбыдлянеевсегдаоткрыт", по понятным причин я не стал.
Дальше этим перспективным господином займутся наши специалисты из службы безопасности. Деваться то ему некуда, а заиметь агента столь высокого уровня СБ весьма лестно. Когда ко мне подошли за разрешением на проведение вербовки, я заключил с Мезенцевым пари. Если акция удастся, то будет учреждена специальная награда, если закончится харакири, то увеличения бюджета на будущий год пусть не просит. Причем, зная историю жизни Эномото, я был абсолютно уверен что активный сторонник широкой японской эмиграции, и искатель новых территорий для расселения японцев, закончит свои дни с использованием ритуального оружия.
Чем вызвано такое моё двуличное отношение к этой проблеме? Почему Е.И.В., так недолюбливает Японию? Ничуть! Просто, анализируя исторические факты, уже произошедшие напрашиваются интересные выводы.
26 сентября 1804 года шлюп "Надежда" прибыл в город Нагасаки. Посланник Резанов Николай Петрович преподнёс подарки для императора.... После длительного ожидания аж в марте прибыл сановник с ответом императора. В ответе было сказано, что посольство он принять не может и торговать с Россией не желает. Вернул назад все подарки и потребовал, чтобы корабль покинул Японию.
В 1852 году правительство США поручило Мэттью Перри миссию заключить торговый договор с Японией. 8 июля 1853 года эскадра Мэттью Перри достигла берегов Японии. Она стала на якорь в бухте Урага близ города Эдо, который был административным центром сегуната. Японцы впервые видели черные паровые суда, выпускавших чёрный дым, поэтому назвали их "черными кораблями" (куробуне). На предложение японца подождать 4 дня, коммодор выдвинул ультиматум: если за трое суток японское правительство не делегирует соответствующее лицо высокого ранга, то Перри приблизит свои корабли в Эдо, высадит десант и собственноручно передаст послание сёгуну.
27 июля 1853 года умер 12-й сёгун Токугава Иэёси. Узнав, что сёгун умер, Перри пользуясь суматохой в Японии, решил плыть туда немедленно, презрев обещание ждать. За сутки за ним прибыли шлюпы "Македонец", "Вандалия", "Лексингтон" и пароходы "Миссисипи", "Саскуиханна", "Повхатан". Через пятнадцать дней к ним присоединились "Саратога" и "Сапплай". 31 марта 1854 года японцы под председательством посла Хаяси Фукусая торжественно встретили делегацию Перри в селе Йокогама, находившееся неподалеку городка Канагава провинции Мусаси. На берегу они подписали 12-статейный договор о мире и дружбе между Японией и США.
14 сентября 1862 года самураи княжества Сацума зарубили насмерть одного и тяжело ранили двоих британских моряков, которые нарушили нормы японского этикета, пытаясь прорваться сквозь самурайскую колонну. Японское правительство в лице сёгуната согласилось официально извиниться и выплатить Великобритании компенсацию в размере 100 тысяч фунтов стерлингов. (Два шлюпа "Надежда" и "Нева" обошлись казне в 22 тысячи фунтов стерлингов).
Однако Сацума отказалась выдавать британцам виновных и платить дополнительную компенсацию в размере 25 тысяч фунтов.11 августа 1863 года британская эскадра из 7-ми паровых кораблей под командованием вице-адмирала Августа Купера вошла в бухту города Кагосима, столицы Сацумы и немного постреляли. 15 августа 1863 годасацумцы и британцы заключили мир.
С тех самых пор британцы стали лучшими друзьями и учителями лидеров страны восходящего солнца. Их достижения наша империя почувствовала, когда японские броненосцы, построенные туманным Альбионом уже в начале 20-го века, без объявления войны, стреляли по нашим кораблям.
Говоря казённым языком, учитывая изложенное, к концу августа сего года в нужном месте соберётся эскадра, в составе боевых и вспомогательных кораблей, для оказания поддержки государству Айнов на острове Хоккайдо. Позже будет подписан соответствующий договор о вхождении нового княжества в состав Российской империи. Всё это время в Питере будут проходить переговоры, разговоры, трепотня и прочее, и прочее на ту же тему, только в помещениях МИДа. Никаких уступок с нашей стороны не будет! Игнатьев и Бюцов это хорошо знают, остальным это знать, пока не по чину!
Это я так, кратко описал содержание инструкций, данных Дяде и Игнатьеву.
Историческая справка
Михаил Федорович Никонов родился 9 ноября 1844 года, из дворян Вологодской губернии, окончил Морской кадетский корпус, в службу вступил в Балтийский флот в 1864г.
С самого начала Русско-турецкой войны, лейтенант Михаил Федорович Никонов - начальник Дунайских пловцов.С 1 апреля 1878 г. -командир миноносного катера "Князь Пожарский". За проявленное мужество и героизм Никонов награждается золотой саблей с надписью "За храбрость".
В период между 1873 и 1914 годами британский кораблестроитель Джон Исак Торникрофт (John Isaac Thornycroft) работал над серией моделей судов на подводных крыльях. Эти модели имели одно крыло под носом корабля, и корпус не поднимался полностью из воды.
Следущие попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались во Франции в конце XIX века. В 1897 году русский подданный граф Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.
ИвановПавелИванович (1831- ок. 1910) -- русский архитектор. 12(25)сентября 1853 г. коллежский асессор Иванов из Архангельска подал рапорт на имя управляющего Министерством путей сообщения об изобретении оригинального судна. Иванов писал: "Мной придумано судно под наименованием "трехкильный духоплав", которое с помощью воздушной на нем машины, вгнетанием воздуха под его дно может плыть с значительной быстротой против ветра и стремя воды".
Дагоберт Мюллер фон Томамюль -- сын главного судостроителя австро-венгерского флота -- контр-адмирала Венцеля Мюллера фон Томамюля (1841-1910). 26 марта 1915 г. фон Томамюль представил Морскому тех. комитету Адмиралтейства своё "Исследование о строительстве глиссера большой скорости". Versuchsgleitboot представлял собой открытую сверху лодку, которая в продольном разрезе напоминало сечение авиационного крыла, а в плане -- прямоугольник. Длина корпуса составляла 16,15м, ширина -- 8,08м, высота -- 1,75м, осадка -- 0,37м. Водоизмещение катера должно было составить ок. 12,25т. Силовая установка состояла из четырех авиационных двигателей Austro-Daimler мощностью в 65 л.с., которые попарно приводили в движение два вала, оканчивающимися двумя винтами под кормой. Лодка была оснащена двумя рулями (передним и кормовым), что должно было облегчить управление. В состав вооружения вошли две 350-мм торпеды Уайтхеда типа "С".
В Советском Союзев 1935 году построенный под руководством В.И.Левкова трехместный катер со скегами Л-1 бодро бегал по Плещееву озеру. Спустя два года его сменил дюралевый Л-5, имевший два авиадвигателя мощностью по 890 л.с. и развивший в Финском заливе рекордную скорость 73 узла.
Он соответствовал интересной комбинированной схеме, средней между скеговым и "юбочным" КВП, и мог ходить не только над водой, но и над болотами, льдом и равнинной местностью.
Двести сорок пятая запись в дневнике ЕИВ Николая Второго
Лёшка Тихий, хотя сейчас уже, наверное, надо говорить их благородие капитан-лейтенант Алексей Михайлович Тихий только что вылез из внутренностей своего очередного детища. Беспокойство, хотя, наверное, скорее просто волнение за судьбу небольшого корабля и людей, для которых он предназначен. Это была не простая подлодка, а подлодка транспортировщик боевых пловцов -- диверсантов. Она только что закончила очередные заводские испытания и сейчас поднятая в специальный закрытый док, как снулая большая рыба покоилась в нём.
Его внимание привлекла необычная фигура человека, осматривающего его новое творение и по-хозяйски похлопывающая рукой по выпуклой части крышек для выхода пловцов. Кто и как в цивильном костюме оказался в секретном доке, да ещё так по-свойски здесь себя чувствует?! Неужто кто из щелкопёров опять пролез. Внутренне собравшись и приготовившись к атаке на незнакомца, Лёшка Тихий сжал кулаки и неожиданно вывернулся из-за кормовой оконечности маленького корабля....
Кулаки самопроизвольно разжались, распрямились и два моряка, увидев друг друга, по-братски обнялись.
- Михаил!
- Алексей!
Только эти два простых слова и прозвучали вслух. Все остальное заменили дружеские похлопывания по плечам и какие-то невнятные, только им известные звуки. Наконец эмоции встречи схлынули, и молодые офицеры Российского Императорского флота начали говорить нормальным языком.
После двух стандартных восклицаний, как ты, как семья, выяснилось, что можно было обойтись только первым вопросом. Оба капитан-лейтенанта были не женаты.
- Надолго к нам на завод?
- Да, нет, только на свой будущий носитель глянуть, пощупать и скорее в Балаклаву его отправить. Там уже и будем испытывать но уже по нашей полной программе.
- Чувствую, тяжело тебе придётся "малютка" - сказал Лёшка, погладив подлодку по крутому изгибу борта.
- Так ты что, теперь стал Холландом?
- Нет, Холланд уж почитай год, как на Ладоге, там дел масса. Я как был Алексеем Тихим так им и остался.
От командира боевых пловцов не ускользнуло неопределённое выражение "дел масса", и явное нежелание собеседника уточнять каких дел.
- Вот не задача, а кто мне носитель демонстрировать будет? В предписании чётко прописано "... для участия в испытаниях подлодки Холланда".
- Дай-ка сюда,... вот лентяюги. В документах, по номеру, сие судно значится, как подлодка Холланда - Тихого, похоже, канцеляристы полностью написать название поленились. Ну да это ничего страшного. Вон та "посудина" это действительно наше совместное творение с моим ирландским другом Джоном ФилиппомХолландом, а эта "малютка" уже больше моё судно. Джон её ещё толком и не видел, он с прошлого года на Ладоге занят обучением моряков-подводников.
- Как удачно получилось. Значит, это ты наш носитель конструировал? Ну, теперь за тобой все объяснения и экскурсия по нему.
После нескольких дней изучения подводного корабля - носителя боевых пловцов и проведения испытаний в заводском затоне, друзья решили расслабиться, а после обеда Лёшка решил прокатить Михаила по Великой реке на своём новом катере. Мелкое суденышко, однако, имело большой секрет, когда оно набрало скорость, то оказалось, что оно летит над водой, опираясь на V-образное крыло находящееся под днищем. Ходкость катера впечатлила Михаила Никонова.
- Алексей, а забронировать эту посудину можно?
- Если как броненосец, то врядли, а если лёгкую противопульную броню навесить, то двигатель мощнее потребуется, а он очень прожорлив, далеко не уплывёшь.
- Ну а если очень надо? Только ещё и размером поболее сделать, чем этот твой катер, тонн этак на двенадцать, чтобы десяток бойцов с полным вооружением на борт взять.
- Изготовить думаю, можно. Давай, как вернёмся, всё сначала прорисуем, а тогда видно будет, что и как.
Целый день старые приятели провели в КБ за чертежами малого катера, который требовался для выполнения специальных заданий определяемых спецификой морских диверсантов. Утром следующего дня Тихий позвонил в макетную мастерскую и попросил изготовить деревянную модель судна, в масштабе один к десяти, родившегося в результате обсуждения.
Вообще то этот катер в другом времени назывался "Невка", но у друзей не было тех материалов из будущего, да и никто на прогулочный катер противопульную броню не навешивал, поэтому пришлось пофантазировать и проявить смекалку.
Ещё через день моряки "пускали кораблик" в опытовом бассейне, замеряли характеристики, а Тихий после каждого замера подгружал его свинцовыми шайбами. Наконец стало более, менее понятно что у них получилось.
- Ну, что будем строить?
- А с разрешением на финансирование как утрясём?
- Никак, у меня есть специальный фонд на конструкторские проработки и прочий НИОКР. Ты когда к себе вернешься, пришлёшь сюда письмо-заказ, что вам надо было изготовить вот такую опытную посудину. Под этот заказ я в конце года и спишу нужную сумму.
- А голову тебе за такое не открутят?
- Нет, не волнуйся, до десяти тысяч, наш бюджет отклонения вполне допускает.
- Ну а если больше?
- Можно и больше, но тогда надо "волшебное письмо" сочинять и серьёзное обоснование готовить. Иначе действительно можно "крепко по шее" получить!
- Лёха, а к нему ещё колёса никак приделать нельзя?
- Зачем колёса то?
- Чтобы прямо на катере на пологий берег выскакивать. Время высадки резко уменьшится.
- Тебе, как в присказке: "сразу мед, да ещё и ложку надо"!
- Было бы неплохо. Мёд особенно липовый я уважаю!
- Ты как всегда, шутки шутишь! Если о колёсах серьёзно, расскажу я тебе по секрету быль - небылицу. За абсолютную точность не поручусь, но что-то очень похожее на правду тебе поведаю, только, чур, не для трёпа вселенского.