@ Тетрадь десятая Дневник Тринадцатого Императора
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Всем Доброго Времени Суток! Гидромет обещает хорошую погоду! Хочеться верить! ЕИВ всё время отдаёт экономике, даже молодая жена ревновать стала. Что из этого получилось, я в дневнике изложил.
|
Тетрадь деcятая Дневник Тринадцатого императора
(Осень 1865 года)
Историческая справка
Сергей Львович Левицкий родился в Москве в 1819 году и по настоянию родителей окончил в 1839 году юридический факультет университета, хотя больше интересовался естественными науками. По окончании университета он стал чиновником министерства внутренних дел в Петербурге. Первые сведения о дагеротипии привлекли его внимание и он стал знакомиться с этой новинкой.
В 1844 году Левицкий назначается секретарем комиссии по Кавказским минеральным водам (ныне всемирно известные курорты -- Кисловодск и Ессентуки), в составе которой оказался будущий академик-химик Фрицше, первым в России исследовавший способы дагеро- и талботипий. Фрицше привез на Кавказ дагеротипный аппарат и узнав, что Левицкий тоже интересуется фотографией, доверил ему практическую съемку.
Летом 1849 года в Париже состоялась очередная промышленная выставка, они проходили тогда во Франции через каждые пять лет. Несмотря на события революции 1848 года и наступившей затем реакции, выставка собрала 4,5 тысячи экспонентов, в том числе большое количество фотографов. В витрине Шевалье были выставлены дагерротипы на цельных пластинках, выполненные Левицким объективами хозяина витрины. За снимки была присуждена медаль, относившаяся к мастерству оптика, и к мастерству дагеротиписта.
В 1864 году Левицкий был приглашен в Фонтенбло -- резиденцию главы французского государства -- фотографировать Наполеона III и его семью. Он сделал десятки снимков и прислал затем в редакцию вышеупомянутого журнала "Фотограф" коллекцию портретов, исполненных в разных позах, отдельно и группами, в экипажах и верхом на лошадях. Снимки были оценены, Левицкий, по-видимому единственный из иностранцев, получил право называться "фотографом императора". В том же году, во время Парижской фотовыставки, Левицкий и ряд других русских фотографов был принят в члены Парижского фотографического общества.
В начале 1865 года Левицкий приглашен в Ниццу для фотосъемки портретов жены царя Александра II и его старшего сына, которые проходили там курс лечения. Работой Левицкого императрица осталась довольна, но вероятно упрекнула, что он живет за границей, так как фотограф спешно ликвидировал ателье в Париже и летом того же года окончательно вернулся в Петербург.
После окончания Крымской войны главной задачей русской внешней политики стал пересмотр условий Парижского мирного договора (1855). Российская дипломатия смогла успешно разрешить эту задачу, используя ситуацию, сложившуюся в Европе в связи с усилением Пруссии. После того как последняя нанесла сокрушительное поражение Австрии (1866) и Франции (1871), Россия не встретила с их стороны сопротивления своим планам.
В эти годы усиливается освободительное движение на Балканах, которое турки пытались подавить, действуя самыми жестокими мерами. Россия оказывала балканским народам поддержку, поначалу неофициальную (сбор пожертвований, отправка добровольцев -- офицеров, солдат, врачей).
В апреле 1877 г., когда невозможность уладить дело миром стала очевидной, Россия объявила войну Османской империи. Эта война, стоившая России многих жертв, закончилась ее грандиозной победой. Захватив турецкую крепость Плевну, русские войска перешли Балканы и одержали победы в Южной Болгарии.
В феврале 1878 г. в местечке Сан-Стефано под Константинополем был подписан договор, по которому Сербия, Черногория и Румыния получали полную независимость. Болгария становилась автономным княжеством, ее зависимость от Турции ограничивалась уплатой дани.
Условия Сан-Стефанского договора вполне отвечали интересам России и балканских народов. Однако усиление России на Балканах и в ближневосточном регионе пугало западноевропейские державы. Они выразили протест против Сан-Стефанского договора и грозили России войной. В этих условиях русское правительство согласилось на созыв общеевропейского конгресса, который состоялся в Берлине летом 1878 г. Россия на нем оказалась в полной изоляции: ей противостояли Англия и Австро-Венгрия, пользовавшиеся поддержкой Франции. Германский канцлер О. Бисмарк по всем существенным вопросам также занял антирусскую позицию. В результате Сан-Стефанский договор был пересмотрен. Сербия, Черногория и Румыния сохранили независимость, но Болгария была разделена по Балканскому хребту на две части; Северная получала полную автономию. Южная оставалась турецкой провинцией (управлялась губернатором из христиан). Англия самовольно оккупировала Кипр, ставший ее важнейшей военно-морской базой в Средиземном море; Австро-Венгрия захватила Боснию и Герцеговину. Т.о., из кровопролитной для России войны максимальную пользу извлекли западноевропейские державы.
В войне победной, но чрезвычайно кровопролитной. Начатой Александром II с благородной целью освобождения славян от османского рабства, она никаких выгод России не принесла. Политика освобожденной русскими Болгарии была враждебной к России вплоть до 1944 года.
В конце XIX в. внешнеполитическая ориентация России меняется. Германская империя усиливается и начинает восприниматься русским правительством как самый опасный противник. В 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия заключают т.н. Тройственный союз, направленный против Франции, но угрожавший и России.
Пятьдесят вторая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Для реализации всех задуманных мной и необходимых для страны преобразований, нужен мир, это понятно. Только внешняя политика Британии и подъём милитаризма в Пруссии, благодаря крайне успешной деятельности Отто фон Бисмарка, похоже, может не дать мне такой возможности, как мирное развитие!
Мой приватный разговор с канцлером, в своё время, никакого результата не дал. Хотя я, по правде говоря, очень на него (разговор) рассчитывал! "Железный канцлер", как буйвол на пахоте, сносил условные границы, германских племён и неуклонно шёл к своей цели объединения всех под эгидой Пруссии! Для этого ему нужно выиграть ещё две войны!
В той истории именно так и получилось. В этой ситуации я решил попытаться не допустить повторения пересмотра Сан-Стефанского договора, либо чего-то подобного.
Фельдъегерь доставил Маман в Крым моё письмо, где я, ссылаясь на мнение врачей, рекомендовал не ехать сразу в Питербург, а осень провести в Ницце. Естественно, взять с собой братьев, сестру и Елизавету. (В Ницце у нас было имение, не большое, но весьма респектабельное). Все необходимые вещи в Ниццу доставит специальная экспедиция казаков и Оттон Борисович Рихтер персонально!
В Гатчину был приглашён Сергей Львович Левицкий, это талант, я бы даже сказал самородок художественной фотографии! В нашем с ним разговоре я попросил его съездить в Париж (за счёт казны конечно), там с помощью (негласной) Николая Дмитриевича Киселёва, передать моё предложение о секретной встрече на курорте ни кому-нибудь, а Шарлю Луи Наполеону Бонапарту!
Наполеон III, достаточно мудрый политик, что бы почувствовать собирающиеся тучи и, не смотря на имевшиеся разногласия, между нашими странами в прошлом, по моим расчётам должен был на такую встречу согласиться! В крайнем случае, я просто отдохну несколько дней в Ницце и вернусь в Питер.
Как вы уже догадались, в экспедиции казаков с вещами, был ещё и я. Мой прикид, давал мне чудесные возможности, посмотреть Стамбул, через окуляры не только подзорной трубы, но и телеобъектива Фёдора Фомича. Для этих целей "специальный казак" предусмотрен был, но и я свою лепту тоже внести старался. Хотя поначалу с непривычки, после цифрового-то фотика, чуть фотопластинку, не раздавил.
Пароход прибыл в Марсель, через пять суток и ещё три дня экспедиция добиралась до нашего гнёздышка. Рихтер чудесно произвёл процедуру передачи разных предметов гардероба и прочего, необходимого к доставке, и упомянутого в ответном письме Маман. Мы, слава Богу, ничего не забыли и не перепутали, что признаться весьма не легко было! Теперь все отдыхают, а я жду сообщения от Киселёва. Самому ему сюда ехать было не велено, так как не зачем привлекать лишнее внимание.
Вестником оказался Левицкий, он сообщил, что завтра будет повторно, удостоен чести снимать Наполеона III и членов его семьи на курорте, и что вечером будет сопровождать Императора Франции на пешей прогулке в горы.
Два императора, идут по горной тропинке. Впереди на двести шагов следуют несколько ребят из школы Кравченко, а сзади из школы Белого. Разговор идёт на Французском. На нём я разговариваю медленно, сказывается отсутствие практики, но получаю комплимент, за отличное произношение.
Моя легенда выглядит достаточно убедительно. В время своей болезни я несколько суток провёл в беспамятстве. Потом, собирая и анализируя остатки воспоминаний, оказался способен предвидеть кусок истории на добрый десяток лет вперёд. Некоторые такие фрагменты "воспоминаний", о грядущей Австро-Прусской войне, я для начала выложил своему собеседнику!
В ответ я услыхал (я сначала не поверил своему Французскому), как я отнесусь к сватовству Наполеона Эжен и моей сестрёнки Марии Александровны Романовой.
- Ваше величество, но Мари родилась 17 октября 1853 года, она же ещё ребёнок, даже по меркам средневековья.
- Эжен тоже ещё ребёнок, он родился 16 марта 1856 года. Я говорю не о свадьбе, а о принципиальном согласии с вашей стороны на такой брак.
С политической стороны это была удача! Я хорошо знал, что "браки заключаются на небесах", а о династических браках вы все и без меня всё знаете.
Тем не менее через несколько приличествующих ситуации фраз, мне удалось вернуться к теме нашего разговора.
- Дипломатическую подготовку к войне Пруссия завершит подписанием 8 апреля 1866 союзного договора с Италией. Это заставит Австрию воевать на два фронта.
- формальное объявление войны Австрией произойдёт 17 июня, после того как уже 16 июня пруссаки начнут вторжение в Ганновер, Гессен и Саксонию. Темп, выражаясь шахматным языком, Австрией сразу будет потерян.
- Сравнивать прусского командующего, генерала Хельмута Карла Бернхарда фон Мольтке (Старшего) и австрийского генерала Л. Бенедека, я не буду. Вы опытный военный и сами всё хорошо знаете.
-Что же вы хотите предложить Франции?
- Ваше величество, предлагать в такой ситуации я не могу, а могу только информировать. После Крымского конфуза, мне долго ещё в Европейском театре, находится в зрительном ряду.
- Я считаю, что Пруссия с Италией очень быстро разобьют Австрию (Франца Иосифа), я не люблю и его судьба мне безразлична, но следующей мишенью будет Франция! Это моё твёрдое знание.
- Кроме того, я даже, знаю, как начнётся эта война и что послужит для неё поводом.
- Очень любопытно, расскажите, пожалуйста.
Я поведал всё, включая подмену текста письма Бисмарком. Также упомянул, что после всех злоключений Франция будет представлена, как агрессор.
- Ну и что дальше случится?
- Ваше величество, вы спрашиваете о событиях в мире или во Франко-Прусской войне?
- О войне конечно!
- Там будет так:
- в начале августа боши возьмут Вейсенбург;
- 6 августа корпус Мак-Магона будет разбит при Верте;
- 16 августа После поражения при Марс ла Туре и Гравелоте Базен будет лишен возможности отступить для соединения с Мак-Магоном и запрётся в Меце;
- Мак-Магон ринется на выручку Базену но будет 30 августа разбит Бомоне и 1 сентября уже окончательное поражение потерпит при Седане;
- 27 октября после неудачной попытки Базена прорваться из осажденного Меца он сдастся с 180-тысячной армией;
- Вы не говорите обо мне, где моё участие?
- Вы будете пленены после поражения при Седане.
- Ну и что, что дальше?
- Дальше, капитуляция, оккупация Парижа, выплата пяти миллиардов франков контрибуции, потеря Эльзаса и Лотарингии.
Племянник великого Наполеона, хорошо держал удар. Похоже, он мне верил. Иначе врядли был, стал продолжать этот не подкреплённый никакими доказательствами, крайне неприятный разговор.
--
- Дальше, что было дальше?
--
- В Париже вспыхнет восстание, и 4 сентября 1870 года Франция будет провозглашена республикой. Третьей республикой, а Тьер станет её президентом.
- Вот негодяй.
- Ну и что потом?
- Императрица Евгения вместе с сыном бежит, сначала в Швейцарию, а в марте 1871 г. вам будет позволено уехать в Англию. Вместе с императрицей и юным принцем вы обоснуетесь в Кэдмен-Хаусе недалеко от Лондона.
Мне на мгновение показалось, что Шарля Луи, интересует не совсем-то, что я ему говорю, его интересует что-то другое. Следующие слова Императора Французов подтвердили это?
- Что с Эженом? Что будет с Эженом Луи?
- Здесь, к сожалению, ничем не могу вас обрадовать. Моя тёща, со временем решит, что ей не нужен трудно предсказуемый молодой человек с претензией на Императорскую корону и первого июня 1879 года он погибнет в Африке, якобы в стычке с зулусами.
После этих моих слов, не молодой уже человек (всё-таки 57 лет стукнуло) казалось отёк, оплавился, как толстая декоративная свеча из сувенирного набора. Я на мгновение отвернулся привлеченный, звуком горного ручейка, когда я снова перевёл взгляд на Шарля Луи Наполеона Бонапарта, я увидел закалённого бойца, который четко видит цели и задачи предстоящего сражения. Трудности его не пугают, а наоборот только делают исход предстоящей битвы ещё более дорогой и желанной!
- Ваше величество, я бы хотел подвести некоторые итоги нашего разговора!
У него даже голос изменился. Вот это да. Что за чудесная трансформация? (Прямо, как у Булгакова, -" ...Как причудливо тасуется колода! Кровь!") Да, это "пробудились" гены великого КОРСИКАНЦА!
- По поводу помолвки мы договорились, о ней будет объявлено по достижению Эженом 18 лет!
- По недопущению, нового игрока за Европейский стол я приму срочные координально-необходимые меры.
- Судя по тону ваших высказываний о тёще, её в отдалённом будущем ждёт сюрприз, здесь я вас поддержу!
Вот такой разговор состоялся в Ницце осенью 1865 года. Я чувствовал победу.
- Ваше величество, ещё интересная информация, нами проверенная. Банкиры, что с Ротшильдами по денежным вопросам общаются, частенько и информацией с ними обмениваются, к финансам отношения мало имеющей. Здесь очень осторожно дела вести надо.
- Благодарю Вас, мы это тоже подмечали, но окончательной уверенности не было.
На прощанье я рекомендовал, Наполеону III, посетить Российский павильон на Парижской выставке, там будет несколько интересных новинок, нами представляемых! Они весьма полезны для экономики будут, хотя и дороги вначале. Названия у них чем-то схожие электро связь, электро освещение, электро генератор!
Историческая справка
Дорога -- путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть дорожной инфраструктуры.
Определение понятия "дорога" в России закреплено законодательно. Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", дорога -- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В 1595 году царем Федором Ивановичем был издан указ, повелевающий "охочим людям" разведать более прямой и удобный путь в Сибирь. Одним из таких людей оказался Артемий Софронович Бабинов. До наших дней дошли очень скупые сведения о его жизни. Известно, что по своему происхождению Артемий Бабинов был крестьянином, родился в 60-х или 70-х годах XVI века и проживал в деревне Верх-Услока, расположенной недалеко от Соликамска (1). По преданию, встретив однажды около Чаньвинской пещеры вогулов (манси), справлявших в ней свои языческие обряды, Бабинов тайно проследовал за ними по потаенной тропе, которая вела через леса к верховью реки Туры. "Чтобы не терять тропу, он заламывал ветки деревьев. Так была пройдена дорога через Уральские горы, и Артемий Бабинов доложил в Москву, что может провести прямую грунтовую дорогу, которая намного сократит путь между Солью-Камской и Тобольском, стольным городом Сибири. Высочайшее согласие было получено" (13, 19).
Строительство дороги началось в 1595 году и велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка и обустройство дороги, прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки. Протяженность дороги составила около 260 верст, что было примерно в восемь раз короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. В 1597 году дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар, расположенного в верховье реки Туры. Годом позже на этом месте началось строительство города Верхотурье.
К древнейшим мощёным дорогам относят дороги, найденные на острове Крит. Критские дороги покрыты известняковыми плитами толщиной до 15 сантиметров и датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Кирпич для мощения дорог впервые был использован в древней Индии около 3000 лет до нашей эры
Развитие дорожной сети связано с появлением вьючного и колёсного транспорта. В государствах древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Дороги с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, Ахеменидской империи.[1] В составе ассирийской армии имелись специальные подразделения, занимавшиеся строительством мостов и выравниванием дорог для боевых колесниц.
В Ахеменидской империи Дарием I была построена царская дорога из Эфеса в Сарды и Сузы длиной 2600 километров. На царской дороге были установлены дорожные столбы с указанием расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с гостиницами, конюшнями для смены лошадей, продовольственными складами и гарнизонами.[1]
Дорожная сеть в Риме разрасталась вместе с ростом самой империи: после завоевания новых территорий к Риму начиналось строительство легионерами магистральной дороги, связывавшей новую провинцию со столицей империи. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги, а также на деньги жителей городов и собственником земель, по которым проходила дорога. Каждая магистральная дорога получала имя либо в честь цензора, которым была построена или отремонтирована, либо по области назначения. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и в процессе колонизации создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.
Ширина римских дорог составляла обычно около 3,5 метров, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 метра.[1] Иногда дороги оборудовались колеёй для повозок. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, предназначенные для вьючного и верхового транспорта
Для поездки послов, военачальников и чиновников, доставки посланий, оружия, строительных материалов, осуществления государственных пассажирских и грузовых перевозок необходимо было предъявить подорожную, подписанную наместником провинции от имени императора.
Общая длина римских дорог (с учётом грунтовых и гравийных) к IV веку до н. э. составила 300 тысяч километров.[1] В этот период функционировало 372 магистральных дороги, из которых 29 сходились у Рима.[1] Дороги сыграли роль в падении Западной Римской империи, облегчив вторжение варваров на территорию Рима. Отдельные римские дороги сохранились до настоящего времени.
Во Франции при Генрихе IV появилось управление по строительству дорог и мостов. Первой крупной дорогой, появившейся во Франции, стала дорога из Парижа в Орлеан длиной 256 километров.
Чтобы ускорить сооружение дороги, был издан королевский указ, по которому поставщики вина из Орлеана в Париж на обратном пути должны были захватить с собой камни и привезти в указанное место.[1]
В 1621 году в Англии были установлены ограничения на движения по дорогам, включавшие предельный вес повозки, а также предписание экипажам двигаться с одной стороны.[1]
В 1747 году в Париже было открыто первое высшее учебное заведение для подготовки специалистов по транспорту под названием "Школа мостов и дорог".[1] В дальнейшем оно получило мировую известность.
В Англии в XVII веке строительство дорог было возложено на местные власти, что привело к неудовлетворительному их состоянию. В целях исправления ситуации появились дорожные тресты, первый из которых создан в 1706 году, для строительства хороших дорог и взимания платы с проезжающих. К XIX веку в Англии появилось 1100 трестов, построивших 36800 километров дорог.
Постепенное совершенствование повозок в XVI--XVII веках, начало технического прогресса привели к необходимости совершенствования дорожного строительства, улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемыми на ремнях, затем на деревянных рессорах, а позднее на стальных. Для них существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны.
В конце XVIII века в Западной Европе для дорожного покрытия стали использовать пакеляж -- камни в форме усечённой пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовое и песчаное основание. В отличие от традиционного подхода, при котором камни ставились остриём вниз, при пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания.[1] Во Франции пакеляж внедрял П. Трезаге, в Великобритании -- Т. Телфорд. Подобное покрытие просуществовало до 1930-х годов, пока не выяснилось, что оно непригодно для автомобильного транспорта.[1]
В 1806 году шотландский инженер Джон Мак-Адам предложил покрытие толщиной 25 сантиметров, состоящее из двух слоёв щебня: более крупного -- внизу, мелкого -- вверху. При этом покрытии воздействие колёс также обеспечивало уплотнение основания.[1] Впоследствии Мак-Адам стал главным инженером Британии. В 1828 году для укатки щебёночного покрытия ввели катки, в 1859 году появились паровые катки.[1]
До XVIII века в России сухопутные дороги имели второстепенное значение по сравнению с водными путями (летом сообщение осуществлялось с помощью водного транспорта, зимой -- по льду).[1] Первыми сухопутными дорогами в Киевской Руси стали дороги из Киева в Краков, Прагу и Южную Германию, затем возникли дороги из Киева в низовья Дона (Залозный путь) и Крым (Соляной путь). К окончанию периода татаро-монгольского ига важнейшими дорогами стали из Москвы и Владимира в Тверь и Новгород и в Золотую Орду (Муравский шлях, Ногайский шлях).[1]
В XIX веке центром дорожной сети в России окончательно стала Москва. Из неё выходили следующие основные дороги:
на север (Великий Устюг, Холмогоры и Архангельск) через Переяславль, Ростов, Ярославль, Вологду;
на Нижний Новгород через Владимир;
на Рязань и Тамбов через Коломну;
на Тулу и Курск через Серпухов, далее продолжалась Муравским шляхом в сторону Перекопа;
на Киев через Калугу;
на Вязьму и Смоленск через Можайск;
на Ржев через Волоколамск;
на Новгород через Тверь, Торжок и Вышний Волочек;
на Кашин, Бежецк и Устюжну через Дмитров.[1]
Во второй половине XIX века в России наступил железнодорожный бум, проложены железнодорожные магистрали до всех крупных городов. В результате дороги для конного транспорта утратили своё прежнее значение и стали второстепенными подъездными путями к железнодорожным станциям. Обязанности по поддержанию дорог в хорошем состоянии были переданы земствам, что привело из-за их ограниченных средств к ухудшению состояния и способствовало отсталости России в дорожном хозяйстве.[1]
Тракт
Тракт (лат. большая дорога) -- большая наезженная дорога, большак.
Амгино-Аянский тракт -- дорога, соединявшая Якутск с Охотским морем и Тихим океаном в XIX и XX веках.
Сибирский тракт -- сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем.
Иркутский тракт (также Иркутская дорога) -- название Сибирского тракта к востоку от Томска, ведущего к Красноярску и Иркутску.
Павловский тракт -- одна из крупнейших транспортных магистралей Барнаула.
Памирский тракт -- автомобильная дорога, соединяющая города Ош (Киргизия) и Хорог (Таджикистан).
Сакма
Сакма? (вероятно от тюрк. sоk -- бить) -- изначально след на земле оставленный зверем или конницей. Позднее cакма означала всякую проторенную, испытанную, проверенную дорогу. В русской летописной терминологии cакмы -- пути (маршруты) передвижения татарских войск, а также главные дороги из Орды на Русь, из степей на Русь.
У В. И. Даля Сакма? (вар. Сокма) -- колея, след колеса или полоза; дорожка, тор, тропа, тропинка лесная; бичевник, утоптанная по бичевнику тропа; след или брод по траве, по росе; путь, которым прошли пешие или конные...
Зимник
Зимник -- автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре.
Зимники распространены в Сибири и районах Крайнего Севера, в болотистых регионах, в районах, где отсутствуют мосты через многочисленные ручьи и реки, и в других т. п. труднодоступных условиях. Часто зимники используются для доставки грузов и оборудования на нефте- и газопромыслы. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы.
Гать
Гать -- дорога через болото или затопленный участок суши. Дорога делается из брёвен, уложенных поперёк движения. Гатить -- строить гать через болото.
Строительство гати для нефтяных разработок, Канада, провинция Альберта
Гати являются одним из самых древних типов дорожного покрытия и были известны человеку ещё в каменном веке. Например, при раскопках в торфяном болоте около Гластонбери была найдена гать, проложенная 4000 лет до н. э.[1] Во времена Петра Великого основные дороги России -- из Москвы в Петербург, Пермь, Тобольск -- всё ещё строили из гати[1]. Гать нашла применение и в XX веке, и в кислых почвах и определённых климатических условиях может служить долгие годы.
Распутица
Распутица -- бездорожье, отсутствие дорог, невозможность пользования дорогами в межьсезонье, весной и осенью.
Шоссе
Шоссе (от франц. chaussИe) или шоссейная дорога -- дорога с твёрдым покрытием. Термин широко применялся с начала XIX до середины XX века вместо названия "гужевая дорога". С 50-х годов XX века под шоссе понимают автомобильную дорогу с многослойным дорожным покрытием.
Эрнест Иванович Шуберский 1795 года рождения,
-- доктор философии Геттингенского университета, инженер-генерал-лейтенант, управляющий путями сообщения в Царстве Польском. Родился в 1795 г. Получив весьма серьезное первоначальное образование, он в 1812 г. поступил в Дерптский университет, из которого затем перешел сначала в Парижский, а потом в Геттингенский. По окончании последнего Ш. стал работать над докторской диссертацией и по защите ее был признан достойным степени доктора философии.
В 1823 г. был принят на службу с чином поручика. Ему тотчас же было поручено наблюдение за работами на Мариинском канале. Следующей его работой были изыскания по соединению рек Вислы с Неманом. Покончив с этим, Ш. был назначен директором работ на p. Буге, а затем составил проект Тульского оружейного завода.
Составив проект Тульско-Орловского шоссе, был назначен и наблюдателем за работами по приведению этого проекта в исполнение, причем был произведен в полковники и в этом же чине в 1845 году назначен начальником округа путей сообщения. Вскоре после этого он был произведен в генерал-майоры, а в 1863 г. -- в генерал-лейтенанты.
Гурьев, Василий Петрович 1802 года рождения
- действительный статский советник, инженер путей сообщения - один из пионеров автотранспортной науки в России. В 1836 году выпустил монографию: "Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компаний". Развитие автомобильного транспорта рассматривалось в ней, говоря современным языком, в русле единой концепции: "автомобиль-водитель-дорога-экономический эффект". Гурьев не был конструктором автомобилей, но он внес немалый вклад в развитие самой стратегии автомобилизации. По его предположению автомобильные дороги следовало покрывать деревянной торцовой мостовой, что для своего времени являлось весьма прогрессивной идеей. Он также уделял должное внимание безопасности перевозки пассажиров и грузов, подготовке водительских кадров. Построенная им карта транспортных связей России отличалась удивительно точным предвидением дальнейшего промышленного развития страны.
ФРЕЗЕ Петр Александрович 1844 - 1918
Русский промышленник, один из основателей отечественного автомобилестроения П.А. Фрезе родился 28 февраля 1844 года в Санкт-Петербурге. O детстве и юности Петра Фрезе почти ничего не известно. Знаем лишь, что в 1865 году он окончил Петербургский Горный институт, получив диплом и право на чин подпоручика (в те времена после окончания некоторых вузов присваивали воинские звания).
Окончив институт, Петр Фрезе поступил на экипажную фабрику Карла Карловича Неллиса. Как оказался молодой горный инженер на экипажной фабрике, даже предположить трудно. С горным делом это никак не было связано. Как бы то ни было, но со второй половины 1860-х годов П.А. Фрезе соединил свою судьбу со строительством экипажей - от карет до грузовых платформ.
Шпаковский Александр Иванович 1836 года рождения
Качественное сжигание жидкого топлива могло быть достигнуто только в результате его распыливания на мелкие капли, которое не предусматривалось ни в одной из ранних систем топливоподачи. Первым комплексно эти задачи решил в 1865--1866 гг. русский инженер А. И. Шпаковский. Его работы увенчались созданием первой форсунки, работавшей на скипидаре, распиливаемом сжатым воздухом. Производительность форсунки Шпаковского автоматически изменялась при помощи первого в мире регулятора давления пара. Он управлял подачей топлива в зависимости от давления пара в котле.
Пятьдесят третья запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Осень по А.С Пушкину, возможно и чудесная пора, но для передвижения по России не самая благоприятная. Тут два выхода, либо дороги строить, либо дома сидеть, ждать пока те дороги морозцем схватит. Сегодня после занятий с Кравченко (он теперь осторожничает, но это только лица касается) я, несколько поддавшись осеннему настроению, загрустил. Два года без малого на троне, вкалываешь как проклятый, рабочий день практически 16-18 часов, а доброго слова не часто услышишь. Дел сделано не мало, но то количество, что впереди маячит вроде и не уменьшается.
Хорошо, что многие дела и даже целые производства, теперь без высочайшего вмешательства вертятся. Лизинг свой вклад дал, но мощности то малые, на всех продукции пока не хватает. В Курске Дэн развернулся, молодца! Ещё и нескольких своих (бывших военных) в Южных губерниях в это дело вовлёк. Был я с Лиз не давно у Третьякова в гостях, так там нам наши Российские консервы демонстрировали и к ним "супер изделие", наших Тульских мастеров. Консервный нож называется. Почему ножом назвали не спрашивайте, не я так назвал. (Я к своему стыду, просто забыл о нём). Наверное, потому, что банку взрезает. А выглядит тот нож замечательно. Не скажу, какая рыба моделью неведомому мастеру послужила, теперь она в виде ручки исполнена, но банку вскрывает отменно. (На экспорт эти ножи идут десятками тысяч, даже новый цех для их производства в Туле соорудили).
Моя благоверная меня ревнует, уматывает молодой супруг неизвестно куда, возвращается потный и часто с синяками, тут у кого угодно подозрения возникнут. Как-то я разок взял её с собой на тренировку. Она сначала носик зажимала, надушенный платочек к личику подносила, потом вроде "принюхалась". Оно и понятно две дюжины мужиков в зале казацкой казармы, мутузят друг друга, почём зря, а вблизи её благоверный с огромным усатым казаком схватился. На тех других она и не смотрела, а когда меня Кравченко на бедро поймал, да о ковёр приложил, так аж вскрикнула!
Когда в Большой Дворец в Гатчину возвращались, она мне всё про английских джентльменов щебетала, как они по джентельменски в перчаточках друг дружке по фэйсам стучат. Я, улыбаясь и почёсывая ушибы, слушал. Потом вдруг сообразил, а кто нам мешает спортивный бокс в России устроить. Блокнот даст любые фасоны перчаток и даже историю правил и их изменения, хоть от царя Гороха. Кулачными боями в княжестве Новгородском, ещё Садко увлекался, значит, интерес населения обеспечен. Осталось только спортивную арену соорудить, чуть подумать надо, если уж что-то такое строить, то не для одного же бокса!
Ещё и пошевелить мозгами по организации требуется. Спорт массовый и спорт профессиональный, один без другого не возможен и как-то их различить, желательно. Пригласил я архитекторов да не одного, а сразу нескольких, разложил на столе эскизы известных спортивных арен и стадионов. Всем присутствующим один и тот же вопрос задал:
- Господа, можем ли мы такой комплекс создать и если да то, за какое время?
Присмотрелись корифеи к размерам, что по периметру здания указанны были и сказали, что пока не могут они такого построить. Тут и я вспомнил, дебаркадер Шуховский, хоть и велик он был, а футбольное поле не вмещал. Ладно, пока открытые стадионы строить будем. Достал ещё чертежи, посмотрели на них наши строители и согласились. Эти построить можно! Теперь сразу для семи губернских городов проекты заказаны. Дядя, как узнает, сколько это стоить будет, от воркотни его не укрыться, в аккурат на броненосец со всеми его атрибутами хватило бы! Будет в России через три года, где в футбол и не только, людям поупражняться! За всеми спортивными делами Александр присматривать назначен. Ему велено с "духторами" консультироваться, и следить за всеми возникающими проблемами. Мне надо, что бы их проблем до меня не доходило или если доходило, то по минимуму.
Ну, вот поделился новостями, поплакался, даже легче стало. Теперь отговорок нет больше, работой заниматься пора. Работа та у меня безразмерная её и в 21-то веке не решили, но надо Коля, надо!
Дороги, без них особенно в Европейской части маневрировать войсками крайне трудно. В крымскую кампанию, думаете, у деда войск не было, что бы к Севастополю двинуть. Были войска, но генералы прошляпили, а потом из-за отсутствия дорог, просто не успели их к Главной морской базе подтянуть. Мне те ошибки повторять не хочется. Потому сижу с картами масштабов разных и оптимальные маршруты выгадываю. Где железная дорога выручит, а где (чуть шоссе не написал) гужевая проляжет, хотя для России того периода, больше были знакомы названия: Тракт, Сакма, Гать, Распутица.
Есть тут одна задумка с предложением старшего Струве связанная, вы по истории учили, что он Николаю II, предлагал автомобильное производство на Коломенском заводе создать. Тот Николай не среагировал, а я всё не решаюсь. Кто виноват, опять же ДОРОГИ, они проклятые, точнее очень в хозяйстве нужные, но такие дорогие!
Считал, считал, а всё выходит, что средняя цена такой дороги за один километр (не за версту) 15-20 тысяч рубликов получается. В эту пору, в разлюбезной моей Британии 38.600 км. дорог построено, а у меня я даже писать не буду сколько. А если на размеры стран посмотреть, да сопоставить? Приглашал Барятинского и Милютина, вместе смотрели, может, где можно не строить, можно-то можно, только темп развёртывания другой получается.
Короче к часу "Х" и дню "У", мне ещё надо в Европейской части вблизи западных границ почти четыре тысячи километров дорог построить. Перемножьте, сколько в рублях получилось? Вот-вот и у меня столько же. Я, правда, на четыре разделить могу, не в один год такая стройка делается, но всё равно много!
Всё вопрос закрыт! Как зимники станут, начинаем то самое строительство. Щебень, свозим по зимнику, что бы в распутицу не дёргаться зазря, укладку ведём, когда погода позволяет.
Помощников я себе, конечно, нашёл, талантами Россию Бог не обидел! Вот и Володя докладывает прибыли уже.
Эрнест Иванович Шуберский генерал лейтенант, и Гурьев Василий Петрович действительный статский советник, инженер путей, одни из лучших специалистов по дорогам с твёрдым покрытием, не то что в России, а и в мире, пожалуй! Только генералы без войска они пока. Моя задача им те войска организовать. Рассказал я помощникам о задаче. Шуберский сразу оскалился, подтянулся, мне показалось, он помолодел сразу. (Профессионал, ему и говорить ничего не надо, сразу понял, что ЕИВ задумал). Гурьев тоже обо всём мгновенно догадался, но среагировал и движения такие сделал, как будто рукава засучивает.
Рассказал я господам, что требуется, ознакомил, со своим результатами, не очень радостными. Жду их слов по этому поводу. Шуберский то с Западными границами хорошо знаком, он где-то в тех местах уже раньше действовал. Василий Петрович, тоже не новичок, первым говорить стал.
- Расчеты я думаю у Вашего Императорского Величества верные, если и есть какие различия, то они не существенные.
- Согласен и Я, с Василием Петровичем, что бы порекомендовал, так это передвижные домики для строителей приготовить, да за границей говорят, уже паровые катки имеются. Они бы весьма кстати были.
- Катки будут и не какие-нибудь, а наши Российские!
- Узатис, что на Сормовском заводе, обещал два десятка пятидесяти сильных паровых катков к весне 66 года произвести.
Это известие произвело впечатление на прибывших. Видать правду говорят, что в стране перевооружение в тихую, без фанфар происходит.
- Ещё желательно встречные потоки организовать, по трассе дороги, так более эффективно получится.
- А как с мостами, через малые речки и ручьи, что там предусмотрено?
Я показал типовые ферменные конструкции, что заводом братьев Струве выпускались и к проекту приложены были.
Затем я попросил Володю принести весь картографический материал и результаты съёмок, большой пакет документов вышел.
- Уважаемые господа, вам поручается два важнейших дела, до которого в государстве нашем ещё не всегда средств и времени хватало:
- Первое это за четыре года все порученные дороги выстроить;
- Второе предложить к обсуждению систему, при которой отсутствие дорог невозможно станет!
Проекты законодательных актов вы подготовите, как по технике дела, так и по подготовке специалистов, тем делом владеющих. Да и институт ту систему подготовки обеспечивающий надо такой создать, что бы не хуже Парижской "Школы мостов и дорог" получился. Пока же вам будут приданы часть "вечных союзников Российских...", из Министерства господина Милютина. Среагировали приглашённые, видать знали сию присказку, что "у России, только два вечных верных союзника, - Армия и Флот"!
Потом знакомились с войсковыми командирами, потом Сабуров раздал документы, потом ещё, что-то обсуждали, но уже к делу не сильно относящееся, потом я всем пожелал успехов и один вопрос был "округлён"!
Сегодня к вечеру, Сабуров эти документы в высочайший указ превратит и бум строить!
В России в этот период, уже были люди работы, которых основой для автомобилестроения послужат. Они в Коломну приглашены, через два дня там будут. А я прилёг отдохнуть, но не спиться. Женщины (обе императрицы) в Большом дворце сегодня, в Гатчине вместе с Алексеем, там Маман, какой-то благотворительный бал устроила.
Поворочался, поворочался, тихонечко встал, халат накинул и в кабинет прошёл. Трубочку взял, почмокал, но нет. Обещал я полковнику от этой пагубной страсти избавиться, слово держать надо! Так и сижу, с незажженной трубкой, всё думаю.
Утром решил на день раньше ехать. Захватил с собой массу чертежей, планов, эскизов. Блокнот опять же взял, бумаги чистой и с утра пораньше рванул на Первопрестольную! Там только транзит и в Коломну. Интересно, что обо мне маман думает, когда я такие эскапады выделываю? Да ладно, письма она от Володьки получает регулярно, как получит, так и носится с каждым по полдня. Я делаю вид, что ничего этого не знаю и не замечаю. Мне он тоже пишет, - изредка. (Что-то я отвлёкся.)
На заводе поздно вечером застал Струве старшего, он что-то чертёжникам объяснял, хотя уже смеркаться начало. Это даже к лучшему. Раз он на работе, значит и настроение рабочее. Я то в прикиде казацком, мать и то не всегда сразу узнаёт, а как увидит, морщиться. Густав Егорович, вежливо поздоровался, мне показалось, что он искренне рад меня видеть. Так видать и было. Разговор сразу после приветствия и распоряжения об ужине на дело повернул.
Чёрт меня тут дёрнул, взял я бумаги тому другому Николаю адресованные, но рукой Струве писанные и прочёл несколько строк там, где про авто изложено! Струве, как электротоком на мгновенье прошило.
- Вы, Ваше Императорское Величество, верно, мысли читать умеете!
- Как раз я весь сегодняшний день над этой задачей думал и даже чертёжникам задание дал.
- Ведь если двигатель работает и не плохо работает, уже почти пятьсот часов наработки, то его можно на тележку поставить. Самобеглая коляска получиться!
- Получиться, дорогой Густав Егорович, обязательно получиться, только не коляска, а АВТОМОБИЛЬ!
- Как, как вы сказали?
- Автомобиль! Это тоже, что Самобеглая коляска, но более осовременено.
Мы чуть про ужин не забыли. Хорошо, что я оголодал крепко и организм сам напомнил, есть пора. Кравченко из этого организма, похоже, олимпийского чемпиона лепит, так его гоняет, вот он и напомнил, что кушать хочется! Приходится прислушиваться.
Потом мы кинематические схемы строили и смотрели, что в металле сделать можем. Оказалось, что мы на уровне и не намного ниже, чем Форд в начале 20-го века. Решили мы начать не с Форда А, а с грузовичка 200-250 пудов грузоподъемностью, хотя точно пока не знаем, что выйдет из нашего прожекта. Затем самое гнусное считать стали, деньги. Как и что устроить это примерно ясно уже было, осталось прикинуть, сколько это стоить будет.
Я блокнотом, как калькулятором пользуюсь, очень удобно кстати. "Студент" этого тоже не предусмотрел, а со стороны-то и не видно, что ЕИВ, не сам считает, а только записи делает. Остальное блокнот перемалывает, так он на знак вопроса реагирует в случае цифирного запроса!
К полуночи стало ясно, что строительство прессового цеха и конвейера, обойдётся в два с половиной миллиона, строительство завода автоагрегатов (так я дизеля обозвал) ещё в два и ещё миллион на всякие железяки, что автомобилю положены. Считали, считали, а про колёса то забыли. (Я себе представил грузовичок с колесом от телеги, и как-то не весело стало).
Утром, после завтрака, Струве на завод уехал, а я остался думать, как с колёсами поступить. Тут с дневником можно посоветоваться, а можно про стройки первых пятилеток вспомнить, если конечно интересовался этим в своё время и есть, что вспоминать. Я принял комбинированный вариант! Про Ефремовский завод синтетического каучука, я так знал, а вот с сырьём и энергетикой как обставлено дело было, точно не помнил.
Блокнот, конечно, мне это подсказал. Построили ещё два предприятия, по производству спирта и электростанцию, это вобщем-то и так ясно было, но это опять деньги! Первый отечественный синтетический каучук из спирта получали. Спирт из картофеля и некондиционного зерна гнали, короче, всё из пищевых продуктов по всем известной технологии. Ещё проблемка (небольшая) вылезла, дороги в Ефремов ещё не было, но там ветка небольшая нужна, вёрст 25-30, от действующей железки. Это уже мелочи. Тут меня и "осенило", каучук каучуком, а тебе же шины и покрышки нужны. Ещё один завод нарисовался. Дальше ехидный такой голосок пропищал, "а в какой цвет вы автомобильчик окрасите?", это я к тому, что их же ещё и красить надо. Хотел я уже плюнуть на всё это, но тут Струве вернулся!
С ним вместе пришли и приглашённые на наш автомобильный совет Фрезе Петр Александрович, Шпаковский Александр Иванович и уже известный вам Столетов Александр Григорьевич. Как тут на попятную идти?
Основное сообщение сделал Густав Егорович, он кратко, но очень доходчиво описал, что за двигатель создали в Коломне, как он работает, и какие результаты им достигнуты на экспериментальном стенде. Почти 600 часов наработки, вызвало уважительное отношение всех присутствующих. Затем слово, взял я, не как ЕИВ, а как первый среди равных.
Рассказал, как я вижу, какие перспективы открывает нам это событие и что бы эти перспективы пустыми мечтами не остались, что для этого сделать надо. Тут я от проблем возникающих открещиваться не стал, и выложил господам участникам всё как есть. И про необходимость строительства новых заводов, и про отсутствие подъездных путей и про затраты ожидаемые. Вопрос с финансированием я брал на себя, остальные вопросы ВАМ решать господа.
За основу, как я вам уже описывал, взят был грузовичок. Тот проект я с автомобиля ЗИС-5 заимствовал, с изменениями естественно, кои временем диктовались и технологиями. Но тот автомобиль в свою бытность (во время войны) таким изменениям подвергался, что я был уверен в применимости его проекта в этот период.
Задача новая, комплексная, потому и решили для её решения аналогичный подход принять.
- Фрезе Петр Александрович, ходовую часть и кузов разрабатывает;
- Шпаковский Александр Иванович, системой топливоподачи и смазкой занимается;
- Столетов Александр Григорьевич, электрооборудованием заведует;
- Струве Густав Егорович, двигателем коробкой передач, мостами, стыковкой и всеми остальными делами дирижирует!
Для начала определили делать полдюжины машин, кустарным способом в помещении вагоностроительного завода. Струве там уже и место определил. На тех машинах различные варианты узлов ставить разрешалось. Потом планировалось пробег устроить. То уже ближе к концу 67 года. Он-то, и покажет. Какие узлы в серийный авто пойдут, а какие нет. Для управления теми машинами люди нужны, водители. (В историю французское слово кочегар положено было, в переводе шофёр получилось). То в той истории было, в этой пока пусть водитель так и останется. Густав Егорович и этим вопросом обещал, сам заняться.
Бедному и несчастному вашему покорному слуге, "самая творческая часть" осталась, заводы и заводики строить, дороги прокладывать и деньги добывать.
С последнего по приезду в Питер я и начну!
Историческая справка
Гуттаперча
(англ. guttapercha, от малайск. getah -- камедь, смола и pertja -- дерево, источающее эту смолу, а также одно из названий о. Суматра), продукт жизнедеятельности гуттаперченосных растений. Основной компонент Г. (до 90% ) -- высокомолекулярный транс-полиизопрен (гутта) эмпирические формулы (C5H8)n -- изомер цис-полиизопрена, углеводорода каучука натурального. Средняя молекулярная масса гутты около 50 000. Кроме гутты, техническиая Г. содержит смолы, белковые вещества, влагу и др.
При комнатной температуре техническая Г. -- твёрдый кожеподобный продукт от белого до желтовато-коричневого цвета; плотность 0,945--0,955 г/см3, показатель преломления nD20 = 1,523. Г. стойка к действию кислот, в том числе соляной и фтористоводородной. При нагревании (50--100 RС) Г. размягчается, становится пластичной и растворимой в ароматических и хлорированных углеводородах. Наиболее ценные свойства Г. -- водонепроницаемость (влагопоглощение в течение двух лет не превышает 0,2%) и высокие электроизоляционные свойства [диэлектрическая проницаемость 2,6; удельное объёмное электрическое сопротивление 1012 ом(м (1014 ом(см)]. Подобно натуральному каучуку, Г. способна к вулканизации с помощью серы. Прочность при растяжении вулканизованной Г. составляет 17--30 Мн/м2 (170--300 кгс/см2), относительное удлинение 500--550% .
Г. находит применение главным образом для изоляции подводных кабелей, а также при изготовлении кислотоупорных и клеящих материалов. Потребление Г. сокращается, т. к. её заменяют синтетическим транс-полиизопреном, транс-полихлоропреном (т. н. синтетической Г.) и некоторыми другими синтетическими полимерами.
Добывают из млечного сока гуттаперченосных растений, произрастающих на островах Малайского архипелага, Филиппинских островах. В России добывают из бересклета бородавчатого. Гуттаперча -- кожеподобный продукт белого или желтоватого цвета. Она способна, как и каучук, вулканизироваться серой.
Применяют как изолирующий материал в электро- и радиопромышленности, в химической и обувной промышленности, а также в стоматологии как материал для обтурации корневых каналов. В прошлом использовалась также как одна из разновидностей резин -- в частности, долгое время была традиционным материалом для изготовления мячей для гольфа.
Бересклет бородавчатый (лат. Euonymus verrucosus) -- вид прямостоячих кустарников из рода Бересклет семейства Бересклетовые. Растение широко распространено в Евразии, в том числе в европейской части России.
Распространён в горах Южной, Центральной и Юго-Восточной Европы, в европейской части России от Пскова до Предуралья. Имеется во многих заповедниках европейской части России, Кавказа, Прибалтики. Также растёт в Турции, Иране, Китае, Японии, Корее.
Пятьдесят четвёртая запись в дневнике ЕИВ Николая второго.
Если государю нужны деньги, кого он приглашает? Совершенно верно, Министра Финансов. Я так и хотел сделать, но Сабуров мне пояснил, что Михаил Христофорович болен. Предложение пригласить товарища (так тогда замов величали) министра, я сам отклонил. Получается, что у меня выходной нарисовался. Я уже сгруппировался с "главным бухгалтером" Империи сражаться, организм сам напрягается, уж очень не просто из Рейтерна деньги вытягивать. Надо бы щипцы какие-то изобрести. Это я так шучу. Шутки тоже грустные. Даже новая "игрушка" не радует, это я про телефон. Могу теперь всем министрам звонить и не только им. Станцию с барышнями сразу на пять тысяч номеров построили. Петербург, теперь самый передовой город по телефонизации, да и нет других-то пока. В Москве станцию запустят, только весной следующего года, а сто номерная станция на Парижской выставке не в счёт. Хотя фурор в столице Франции она произвела. Для закрепления успеха, я ещё и половину своего запаса электрических лампочек отдал. Российский павильон освещён так, что затмевает все остальные сооружения!
Немного копоти даёт паровичок, что генератор крутит, но на него тоже публика прёт смотреть, как на чудо. Не каждый видел сразу "тысячу лошадей в одной упряжке". Неожиданным для меня успехом пользуются и наши консервы, купцы там дегустационный зал развернули, хотите попробовать, пожалуйста!
Прижимистые европейцы, на халяву так накинулись, что очередь образовалась, как когда-то к известному зданию, на Красной площади. Шутки, шутками, а контрактов на поставку заключено изрядное количество. Да и другим миллионщикам это пример хороший!
Когда же на подиум выходят наши дивы из "Русской красавицы", шубки, шапки, шляпки, сапожки и ещё всякое, а это каждый вечер происходит, так уж конная полиция ту, как тут. Обычных ажанов, толпа просто в миг сметёт и растопчет. Только лошадки их и спасают....
Всё-таки воспользуюсь я благом цивилизации и позвоню Боткину, давно с приятным человеком не общался, заодно последние новости по делам нашим узнаю. Медиков я за счёт фирмы телефонами оснастил, остальные платят по 163 рублика в год, но номеров всё равно не хватает. Будем расширять сервис!
Сергей Петрович, взял трубку, мы поздоровались, я поинтересовался его планами. Извиняющимся голосом Боткин пояснил, что сейчас консилиум идёт, по поводу заболевания Рейтерна. Я велел решения без меня не принимать, на ходу оделся и через несколько минут, мы уже на рысях мчались в клинику.
Диагноз воспаление лёгких в это время был почти равносилен смертному приговору, летальность достигала 85-90 процентов. Именно эта болячка и подкосила Михаила Христофоровича.
Добрались мы уже к "шапочному разбору", самая консервативная специальность и самый консервативный лозунг "НЕ НАВРЕДИТЬ", но по другому у медиков, наверное, и нельзя! Решение приняли на консилиуме соответственное. Я не медик, мои советы здесь ни веса, ни цены не имеют, а Рейтерна вытаскивать надо!
Думай Коля, думай!